Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Апокалипсический ад войны. Живопись и графика Отто Дикса

Апокалипсический ад войны. Живопись и графика Отто Дикса

Отто Дикс — немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных шокировать картин.



The War Art of Otto Dix

  • В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны…«

Ваши чувства могут быть оскорблены!

Биография Отто Дикса

1915 Autoportrait en infirmier

Авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гроссом Дикс был представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистскиемотивы, мучительные духовные искания.

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В нацистской Германии Отто Дикс был отнесен к представителям т.н. «дегенеративного искусства». Уехал в деревню, где тайно писал пейзажи.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван в фольксштурм.

В конце войны он был взят в плен французскими войсками; в феврале 1946 года он был освобождён.

Отто Дикс жил в годы, когда Германия представляла собой два государства: ФРГ (Федеративную Республику Германия) и ГДР (Германскую Демократическую Республику). Как в ФРГ, так и в ГДР к художнику относились с большим уважением. Хотя он жил преимущественно в ФРГ, но в ГДР бывал неоднократно, а в Дрездене у него была мастерская по адресу Кессельсдорфер-Штрассе 11.

Творчество художника

Учился в дрезденской (1910-22; преподавал там же в 1927-33) и дюссельдорфской (1922-25) АХ, был членом ряда прогрессивных объединений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Диксе чувство неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В 20-х гг. идущие отэкспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос («Мать с ребёнком», 1921,триптих «Война», 1929-30, — все в Картинной галерее, Дрезден).

Преследовался при фашистском режиме. В 30-х гг. Дикс широко использовал символику, сюжеты и стилистические приёмы немецкой и нидерландской живописи XV-XVI вв., а со второй половины 40-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работал в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антивоенные произведения Дикса, впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был (антифашистские аллегории «Се человек», 1949, и др.; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Дикс — мастер островыразительного, подчас резкого по характеристике портрета («Марианна Фогельзанг», 1931, Национальная галерея, Берлин).

Интересные факты из жизни художника Дикса

  • Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.
    В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны…«

  • В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.
  • «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) — это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.

  • Его могила находится в Hemmenhofen.
  • «Я стану либо известным, либо печально известным«, — однажды сказал еще молодой Отто Дикс. Он стал и тем и другим.Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире. К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное. После войны о нем практически забыли. Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы безвестности.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org , art-drawing.ru .









Portrait of the Dancer Anita Berber, 1925


1925 veil














































Moon Woman, 1919.

























Отто Дикс родился в 1891 году в Унтермхаус (Тюрингия) в семье кузнеца. Учился на художника по настенной живописи и росписи в Гере и Дрезденской школе декоративно-прикладного искусства. Позже стал преподавать самостоятельно. В начале Первой Мировой войны Дикс записался добровольцем и осенью 1915 года был отправлен на Западный фронт.

После войны учился в академиях Дрездена и Дюссельдорфа. Наравне с Георгом Гроссом был одним из ведущих представителей художественного движения Новой Объективности (Die Neue Sachlichkeit), проявившегося как форма социального реализма - как следствие политического упадка и социального неравенства в послевоенном немецком обществе. С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году Дикс был отстранен от преподавания в Дрезденской академии, а многие работы художника были попросту уничтожены.

В 1930-х Дикс переселился на юг, ближе к озеру Констанс, где ему было все же разрешено преподавать, но только после полного отказа от политического контекста в пользу пейзажной живописи.

Во время Второй Мировой войны был призван в армию, по окончании войны Дикс вернулся в Дрезден.

Умер в 1969 году.

"Штурмовики идут в наступление под газовую атаку"

Серия гравюр Der Krieg ("Война") были опубликованы в 1924 году и явились отражением собственного опыта кровавой резни. Война глубоко подействовала на художника как на личность, но все же, как художник Дикс пользовался любой возможностью документирования личных переживаний. Эти переживания, записанные в полевом дневнике и во множестве зарисовок стали предметом для многих работ Отто Дикса и явились центральной темой цикла Der Krieg.

Der Krieg - это серия из 50 гравюр, сознательно выполненных по образцу Франсиско Гойи, который столетием ранее запечатлел ужасы наполеоновского нашествия и испанской войны за независимость. Дикс применяет техники резцовой гравюры и методы травления пластин, аналогичные тем, которыми пользовался Гойя. В результате получился убедительный цикл работ, высоко, но и неоднозначно оцененных критиками и искусствоведами. Например, Гамильтон описывает "Войну" как "самые мощные и одновременно самые неприятные антивоенные высказывания в современном искусстве… Это по-настоящему несомненная истина, выраженная самым банальным и пошлым способом, с уродливыми реалиями психологического опыта… Такого эффекта не достиг еще ни один современный художник".

"Раненый солдат, осень 1916, Бапауме"

После подобных высказываний в прессе стало нормальным воспринимать диксовский цикл гравюр как предостережение против варварства. В реальности все было совсем не так, а что происходило в действительности на психологическом уровне, вы узнаете в эссе "Истина, уродство и красота в Войне Отто Дикса ".

Всю серию гравюр можно охарактеризовать как кошмарный, галлюцинаторный сон Отто Дикса. В нем, как ни парадоксально, присутствует определенная доля чувственности, почти порочный восторг от документального описания ужасающих подробностей, который может указывать на вероятность гиперсенсорного привыкания к войне. Но с объективной точки зрения, серия гравюр Отто Дикса, посвященная войне, занимает центральное место среди огромного числа работ на эту тему. Der Krieg - наиболее мощный обвинительный акт варварству из когда-либо создававшихся. Он повсеместно рассматривается как один из величайших шедевров 20-го века, повлиявший, впоследствии, на творчество таких известных художников, как Бен Шан и Пабло Пикассо.

Офорты были отпечатаны на полиграфическом предприятии Фельсинга в округе Шарлоттенбург под непосредственным контролем Дикса. Цикл опубликован Карлом Ниерендорфом в Берлине как пять отдельных фолио, состоящих из 10 гравюр, тиражом 70 тысяч экземпляров.

"Ночью встретился с безумцем"

Оригинальное название офорта "Ночью встретился с безумцем" на немецком - Nachtliche Begegnung mit einem Irrsinnigen. Слово Irrsinnig - не переводится буквально как безумец или сумасшедший; это описательное понятие из области психиатрии, связанное с диссоциацией связей с окружающим миром. Применительно к данной гравюре оригинальное название отражает более глубокий смысл: разрыв в человеческом сознании между самовосприятием и очевидной рациональной структурой внешнего мира. Психоз, то есть, нейронные связи, лежащие в основе самоосознания и рациональностью окружающего, разорваны в клочья.

Тэг: Станковая (станковый рисунок, эстамп)

Otto Dix. 1891-1969 г. Выдающийся немецкий художник-экспрессионист.

Немецкий график и художник Отто Дикс, снискавший известность в мире авангардной живописи индивидуальностью экспрессионистского стиля с ярко выраженными элементами гротеска, был уверен, что его творчество вряд ли может что-то изменить; художник лишь пристально рассматривал окружающий мир, а в особенности войну, которая стала ключевым моментом его живописи.

Родился Отто Дикс 2 декабря 1891 в обычной рабочей семье. Место рождения – городок Унтермхауз, Саксония. Путь в мир искусства начинался с обучения у художника-декоратора в Гере (1905-1909). Затем была учеба в Школе прикладного искусства в одном из очагов экспрессионизма – Дрездене (1909-1914). На существование зарабатывал тем, что писал портреты, к этому занятию Дикс приступил сразу после окончания этого учебного заведения.

В раннем творчестве Дикса проявилось влияние не только старых мастеров немецкой школы XV-XVI вв., но и работ Ван Гога, на выставке которого он побывал в 1913, а также художественных объединений «Мост» и «Синий всадник».

Сложно объяснить причину, по которой многие художники, работавшие в жанре экспрессионизма, или впоследствии ставшие приверженцами этого стиля буквально с началом Первой мировой войны уходили добровольцами на фронт. Не стал исключением и Отто Дикс. Неизвестно, в каком жанре живописи реализовал бы себя художник, если б не побывал в самом жутком водовороте событий, где неизменными спутниками были горе, смерти и страдания. Не расставаясь с томиком Ницше и Библией, Дикс с 1914 по 1918 испытал на себе все ужасы войны. Им были созданы около шестисот работ, ставшие основой для создания графической серии «Война».

С окончанием боевых действий, художник уже не мог расстаться с последствиями пережитых жутких событий, но подлинное лицо войны он увидел на улицах крупнейших германских городов, наполненных инвалидами, беспризорными, нищими. Сцены в борделях, опустившиеся до нижней черты проститутки, – картины с этими сюжетами часто становились причинами скандалов, а в 1923 Дикса обвинили в порнографии. В этот непростой период он продолжает художественное образование, и в 1918-1925 занимается в академиях Дрездена и Дюссельдорфа.

Отдавшись во власть анархических и нигилистических настроений, в послевоенном творчестве Дикса поочередно проявлялся дадаизм, экспрессионизм, а также утверждавшееся направление – «новая вещественность». Следуя отдельным принципам этого стиля, в его полотнах мощно зазвучала социально-критическая составляющая. Специалисты отмечают, что в этот период появилась уникальная манера живописи Дикса, для которой характерно применение графического стиля в сочетании со старой экспрессивной традицией Германии, предполагающей в своей основе холодные и пронзительные тона.

Скрупулезно изучая живопись старых мастеров, Дикс добивался передачи в картинах точности изображения, стремясь также достигнуть и предельной конкретности, что особенно заметно в работе «Портрет родителей». В произведении «Траншея», шокирующие моменты с оторванными конечностями и разлагающимися трупами были изображены так реалистично, что картину вынуждены были спрятать в запасниках музея, а директор учреждения уволился с работы под нажимом мэра Кёльна – Аденауэра.

К концу 20-х творческая карьера Отто Дикса находится в зените славы, его утверждают на посту профессора Дрезденской академии (1927), а в 1931 он избирается членом Прусской академии.

После 1930 живопись художника приобретает более мягкую направленность, появляются замечательные пейзажи, а концу 30-х, после разгула нацистских «ревнителей подлинного искусства», Дикс обращается к библейской тематике. В это время он с семьей находится в добровольной ссылке в Хемменхофене, лишенный прежних званий и постов.

Вторичное появление художника на войне было непродолжительным, в самом ее конце он зачислен в ряды фольксштурма, и сразу же сдается в плен французам, а уже в феврале 1946-го Дикс опять появляется в Хемменхофене.

Творчество этого периода по-прежнему связано с религиозной темой, создаются пейзажи, снова возвращается экспрессионистский стиль, но уже более тонкий и живописный.

Завершением многотрудных поисков художника можно назвать 1960, когда был создан цикл литографий, основанный на сюжетах, взятых из Евангелия от Матфея: автор соединил европейскую живопись современности с опытом средневековой школы.

Пророческие слова Дикса, сказанные им молодости, что он станет либо известным, либо печально известным, сбылись не сразу, – 25 июля 1969 он умирал в Зингене в безвестности, лишь спустя десятилетия став тем и другим.

2014-09-21

Отто Дикс "Город". Триптих

«Как-то давно в Берлине я был на большой выставке
Отто Дикса. В рамах просто висел Крик...
С тех пор, если я слышу слово экспрессионизм, сознание
звякает как треснувшая чашка – Отто Дикс».
Из высказываний о художнике

Ни один другой немецкий художник не изобразил в своих произведениях столь точно, эмоционально и беспощадно «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету, как это было сделано Отто Диксом.
Внимательно вглядитесь в его работу и вам, наверняка, захочется побольше узнать об этом удивительном художнике.

Отто Дикс родился в семье рабочего литейщика в 1891 году в саксонском городке Унтерхауз неподалеку от Геры. Уже в школьные годы он проявил незаурядные способности к рисованию. Потом Отто учился на художника-оформителя, а в 1909 году становится стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене.
Кроме искусства Дикс также активно интересовался философией Фридриха Ницше.

Первыми работами художника были пейзажи в духе постимпрессионистов, потом в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов.
Другое его увлечение - старые итальянские мастера. Таков «Автопортрет с гвоздикой» (1912 г., Детройт). Художник предстает внимательно всматривающимся в окружающий мир. Тогда он ещё не знал, что через два года разразится большая война, и ему придется столкнуться с её самыми страшными проявлениями.

В 1914 г. Дикс пошел добровольцем на фронт. С собой он взял две книги: томик Ницше и Библию. Четыре года провел на Западном фронте. Прошел жестокие сражения (Фландрия, Сомма, Шампань). Был ранен и награжден Железным крестом. Впоследствии он объяснял такое свое «нестандартное» для художников его поколения отношение к войне: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно».

Война крепко запала в душу художника – она становится темой более чем сотни работ Дикса. В этих картинах, написанных в стиле экспрессионизма, война представлялась не столько деянием рук человека, сколько одним из условий жизни человечества, стихией, космическим катаклизмом. В них Дикс следовал заветам своего духовного учителя
Ф. Ницше: «Изображать страшные и спорные вещи есть инстинкт воли и величия художника, он не должен бояться этого».
Откровенность первого графического «военного» цикла на 50-и листах вызвала шок в обществе.
Но подлинное лицо войны явилось Отто Диксу в послевоенной Германии, на улицах Дрездена, Дюссельдорфа и Берлина, среди толп инвалидов, нищих, проституток, рахитичных детей. Таковы «Торговец спичками»(1920), «Пражская улица»(1920).

Живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни. Сам Отто Дикс записал тогда в своем дневнике: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира».
В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год женится на Марте Кох.
В Дюссельдорфе Дикс создает множество картин, в том числе - портретов современников.

Главным достижением становится его работа «Полевые окопы» (1923). Позднее, во времена правления нацистов, она бесследно исчезла.
Сохранившееся описание этой картины потрясает. На ней был изображен покинутый солдатами окоп. Это смесь раскисшей глинистой грязи, разбитых бревен и вооружения с гниющими кусками разорванных тел.
Здесь уже Дикс выступает совершенно зрелым мастером.
Самым «антиобщественным» считался ныне знаменитый триптих художника «Большой город» (1927-28 гг., Галерея города Штутгарта). Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным во всей Европе.

В 1922 г. Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии,
а в 1931 г. его избирают в члены Прусской академии в Берлине.
Таким образом, репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии окончательно утвердилась.
Однако приход к власти Гитлера кладет конец блестящей карьере Отто Дикса.
Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 г. Диксу сообщают об исключении из Дрезденской академии.
В документе говорится: «Ваши картины являются угрозой нормального возрождения нации».
Последовало запрещение выставлять работы Дикса как «вырожденческие». В 1937 г. 260 картин Отто Дикса из немецких собраний были сожжены в Берлине.

Сам Дикс с женой и детьми отправляется в добровольную ссылку в провинцию на юг Германии. Он поселился под городом Зингеном. Здесь художник создает одно из своих знаменитых полотен - «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ).
Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма.
Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.
Дикс вел замкнутый образ жизни. Но он всегда был под «прицелом» властей.
В 1939 г. художник был даже арестован, правда, не надолго, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период Дикс в основном писал ландшафты в Хемменхофене (зарисовки на берегу Боденского озера) и картины–аллегории религиозной тематики.

Незадолго до окончания войны в 1945 г., несмотря на возраст (53 года), художник был всё-таки призван в «Фольксштурм» и буквально через несколько дней оказался в плену у французов.
В 1946 г. Дикс вернулся из плена в Хемменхофен и в том же году уже участвовал в коллективных выставках в Германии.

Последний период жизни Отто Дикса был нелегким в творческом плане, ибо в Западной Германии почти безраздельно господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха.
Техника старых мастеров в работах Дикса сменилась экспрессивной живописью в основном на библейские темы («Осмеяние», 1948 г.; «Ecce Homo», 1949 г.).
75-летие Отто Дикса в 1966 г. широко отмечалось в обеих частях Германии его персональными выставками.
25 июля 1969 года Отто Дикс скончался в возрасте 77лет.
В 1971 г. в Штутгарте состоялась большая ретроспективная выставка работ Отто Дикса. Позднее эта выставка переехала в Париж в Музей современного искусства, где имела всемирный успех. Тогда к Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное.

Свеча жизни Дикса давно догорела, но тайна творчества художника, ставшего «отзвуком эпохи», до сих пор продолжает волновать зрителей.

Надпись на памятной табличке на доме, где родился Отто Дикс, печально констатирует: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было».

«Изображать страшные и спорные вещи само по себе есть знак инстинкта воли и величия художника, он не должен бояться этого. Нет такой вещи как пессимистическое искусство. Искусство - утверждает». Фридрих Ницше, германский мракобес*

Это последние десятилетия Отто Дикс (1891-1969) знаменит на весь мир и его именем называют не имеющие к нему отношения вещи**, а до этого-то он был сильно подзабыт. Хотя, казалось бы – ХХ век, Дикс - один из лидеров немецкого авангардизма 20-30 гг. И жил не в совке, хоть бы и немецком. Это у нас десятилетиями существовали насильно забытые герои авангарда, и люди, вдруг прочитав где-нибудь на последней странице газеты маленький стыдливый некролог, удивлялись – как, он(а) до сих пор был(а) жив(а): Татлин (умер в 53-м), Куприн (умер в 60-м), Удальцова (умерла в 61-м), Фальк (умер в 58-м), Рождественский (умер в 63-м). Для публики-то они все закончились в начале 30-х. А тут – ФРГ. Но вот так вышло.

Ну, ладно, пойдем по порядку. Дикс родился в семье рабочего-металлиста, учился в дрезденской Академии художеств и испытывал влияние самого мощного немецкого авангардистского течения – экспрессионизма . Потом началась Первая мировая война. Дикс взял с собой Библию и том Ницше и добровольно ушел воевать француза/англичанина/русского – он провоевал пулеметчиком всю войну и был на обоих фронтах. Был несколько раз ранен, дослужился до ст. сержанта и получил Железный Крест. «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь, как от страха кладут себе в штаны. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие бездонные глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно». В общем, все у Дикса получилось удачно – все, что он хотел увидеть и испытать, он увидел и испытал. Возможностей для этого было удивительно много. Он участвовал в принципиальных бойнях во Фландрии, на Сомме и в Шампани. И всю войну рисовал. Когда его длительная ознакомительная командировка в ад закончилась, у него оказалось около 600 рисунков, из которых он сделал 50 листов графической серии «Война».


Из серии «Война»

Серия произвела фурор. Все-таки до Дикса мало кто так показывал это, казалось бы, всем известное и распространенное явление. Пожалуй, только Калло


Жак Калло. Ужасы войны. Повешенные


Франсиско Гойя. Бедствия войны. «Какое геройство! Против мертвых»

Особенно были недовольны ветеранские организации. По странному совпадению, в любой стране эти организации почти всегда в той или иной степени ортодоксальны, мягко говоря. А уж в стране, проигравшей войну, просто мракобесны. Это недовольство тем более удивительно, что члены этих организаций сами нахлебались всего того, что показывал Дикс, сверх меры, и ничего тут необычного для них не было. А вот не надо это показывать. Пусть мы будем героические, смелые и победоносные. И не в слякоти этой, пожалуйста, а со знаменем. Ранение можно, но аккуратное. Смерть - красивую. И больше пафоса.

Через несколько лет Дикс высказался на эту, видимо, вечную тему огромным (центральная часть – 2х2 м) полиптихом.


Война

Я не знаю другого произведения о войне, которое бы так било по организму. Даже «Герника» моего любимого Пикассо , благодаря своим условностям и довольно отстраненной символике, такого впечатления не производит. Здесь же все наглядно и доходчиво. Вот люди идут, вот они что-то делают, вот они уже лежат. И вот то, что они сделали. Благодаря композиционным хитростям глаз все время ходит по кругу и в голове параллельно тоже крутится вопрос – зачем все это?

Кроме своего антимилитаристского пафоса, полиптих имеет и другие достоинства. Ну, во-первых, потому что он – полиптих. Эта форма была очень популярна на севере Европы в средневековом и ренессансном искусстве, но, ко временам Дикса, не то что полиптихов, диптихов-то почти никто не делал. Так что Дикс это дело возрождал, тем более что его полиптих в самых что ни на есть традициях написан на дереве. Во-вторых, это уже не экспрессионизм, а новая вещественность.


Продавец спичек

Но это довольно ранняя его вещь, написанная сразу после войны. Позже Дикс говорил: «Для меня новаторство в живописи заключается в расширении ее содержания, в интенсификации средств ее выражения, т.е. всего того, что уже присутствовало в творчестве старых мастеров. "Что" для меня важнее чем "как"». Об интенсификации средств я уже поговорил, да и о расширении содержания кое-что сказал, но еще не все.

Помимо темы военных безумий Дикс разрабатывал, может, не самую новую тему – городскую – но в новых интерпретациях. Что-то вроде - «Эхо войны», «Контрасты большого города», «Дно». Жизнь-то в Веймарской республике шла веселая. То правые путчи, то левые. С одной стороны – нищие ветераны и инвалиды вроде того же продавца спичек, с другой – биржевые махинации и безумные деньги из воздуха. Жуткая инфляция. Повышенная, так свойственная послевоенной обстановке, чувственность, легко переходящая в банальный разврат.


Большой город

При этом – никакого морализаторства у Дикса нет, как, кстати, и в военных работах. Он стремился, как сам говорил, к беспристрастному натурализму в духе Грюневальда, Босха и Брейгеля. Он не выдавал оценок, он делал портрет эпохи, к которому очень подходит определение «беспощадный». Не все это хорошо понимали, многие понимали просто плохо, поэтому в 1923 году над Диксом нависло обвинение в порнографии. Спасло его вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана, что весьма странно – Либерман был из доавангардистских художников, старым поздним импрессионистом с примесью молодого модерна.


Салон

А так, если не считать таких отдельных инцидентов, карьера Дикса развивалась прекрасно. Он считался одним из крупнейших художников в стране, его прекрасно знали за ее рубежами. В 1927 году он стал профессором Дрезденской академии, в 1931 его избирали в члены Прусской академии в Берлине. А еще через два года пришел Гитлер.


Семь смертных грехов

Поначалу положение Дикса было двойственно. С одной стороны – авангардист, да еще с непреодолимой тягой к показу язв жизни и непатриотичному изображению подвига германского народа в войне. С другой – его обращение к национальным корням немецкого искусства частично совпадало с официальной мифологией «почвы и крови». Либерально настроенные нацисты надеялись Дикса слегка подправить и сделать своим. Поскольку уже начались гонения на мастеров культуры, эти доброжелатели написали рекомендательное письмо премьер-министру Саксонии, в которой жил Дикс. Премьер отозвался резолюцией: «Эта свинья еще жива?». В результате, уже в апреле 1933 года его изгоняют из Дрезденской академии с формулировкой: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации». Как же все уродские режимы озабочены моралью нации. Посмотреть хоть на нас. Ну, ладно. Короче, Дикс прошел тот же самый путь, что и все лучшие немецкие художники – изъятие работ из госсобраний, выставка «Дегенеративное искусство», уничтожение работ – 260 его картин были сожжены. Его еще и арестовывали, ненадолго, правда. Почти весь период Третьего рейха Дикс прожил в добровольной ссылке в глуши. Там он втихаря продолжал работать и нашел еще одну тему – аллегорические и религиозные сюжеты.


Триумф смерти


Святой Христофор

Но в 1945 году он опять понадобился родине как солдат – его призвали в фольксштурм. В этот раз он решил не воевать – не стоило оно того – и быстро сдался французам.


Автопортрет в образе военнопленного

После войны каких-либо важных событий в жизни и творчестве Дикса не происходило. Сначала фигуративное искусство в Германии воспринималось как тоталитарное наследие – совсем как у нас в перестройку. Потом Европа и Америка поддались очарованию абстрактного экспрессионизма , а еще потом – поп-арта . Искусство Дикса в эти направления никак не вписывалось. Его стали забывать.

Вспомнили его в 1971 году – в Штутгарте прошла его огромная юбилейная выставка. Потом она переехала во Францию, где поимела мировую славу. А еще через некоторое время на фасаде дома, в котором он жил и умер, появилась доска со словами: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было». Ну, 50 – это многовато, 40 – в самый раз. Но все равно много.

* В 1920-х гг. у нас был выпущен словарь «В помощь читающим газеты». Там были всякие интересные дефиниции – «Гидра – мифологическое животное, например, гидра контрреволюции». Хитом было такое определение – «Серен Кьеркегор – датский мракобес». Вполне достаточно ведь, чтобы правильно читать советские газеты.

** Например, Otto Dix – российская дарквэйв рок-группа с элементами пост-индастриала.