Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Живописец русской деревни: Почему имя Богданова-Бельского было незаслуженно забыто на родине. Художник Богданов-Бельский Николай Петрович: биография, особенности творчества, лучшие картины

Живописец русской деревни: Почему имя Богданова-Бельского было незаслуженно забыто на родине. Художник Богданов-Бельский Николай Петрович: биография, особенности творчества, лучшие картины

По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны были его поглотить, он должен был потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты.


Он, внебрачный сын батрачки, родился в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.

Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.

Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести добиться, на первый взгляд, легко, а объем передать в этом случае всегда труднее обычного.

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

«Маленьким мальчиком, - вспоминал художник, - я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие». Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру - монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников.

Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». На душе неспокойно. Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое. Что это «другое» - он не мог разобраться. С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево. Встречается с Рачинским. Встреча обоюдорадостная. Они общаются, и Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Работа закипела. Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок…

«Инок» закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена встреча странника с маленьким мальчиком. Идет беседа.

Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее - таким был и сам автор картины.

Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл, все потускнело в его глазах. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.

Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.

Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе (Училище - прим. автора) кутерьма!» «Будущий инок» - работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины. Это был безусловный успех! Январь 1891 года. В Киеве идет Передвижная выставка. Картина художника «Будущий инок» представлена в экспозиции. После посещения выставки М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…» Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.

На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.

В 1890 году он совершает поездку в Константинополь и на Афон. На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью. Малявин был очень удивлен натурными (светскими) этюдами Богданова-Бельского. Впоследствии его с Афона заберет скульптор В. А. Беклемишев - профессор, ставший затем ректором петербургской Академии художеств.

В 1894 - 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина. На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Затем он работает в Мюнхене и в Италии. Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Есть исследователи творчества художника, которые относят начало занятий пленэром к периоду, когда он жил в Риге с 1921 года. Но это не совсем так, чему есть свидетельства и самого автора. Все началось раньше. Истоки его - в поездках за границу и знакомстве с искусством тех стран, где он учился. Это очень важно понимать и знать будущим искусствоведам - экспертам творчества живописца при атрибуции его работ.

Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других. Он часто приезжает из любимой деревни Татево Смоленской губернии, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы. Заработав средства, возвращается к себе и творит, творит…

Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям. «Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Доброта, чистота восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.

В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится известным и уважаемым передвижником, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба». Художник интенсивно работает.

…В один из приездов в Петербург он, как обычно, снимает комнату на Невском. Стоя у мольберта, художник чувствует, что работа продвигается успешно. Он давно понял: то, чем он занимается - даровано ему от природы, и никакой личной заслуги он в этом никогда не видел. Успеть бы закончить начатую работу. Ведь новые идеи уже ждут своего воплощения. Художник подходит к окну. Весна уже чувствуется в набухших почках деревьев, щебет птиц уже задорный и по-весеннему певучий, сине-голубое небо манит своей чистотой. В распахнутое окно комнаты вдруг врывается с Невского проспекта колокольный звон Казанского собора, в него вливаются перезвоны дальних церквей - и в глазах появляется мягкое, ясное, просветленное выражение. Чем-то чистым, вечным, торжественным веет от перезвона колоколов. В эти минуты душа парит, а память уносит в далекое детство.

Этот звон он любит, сколько себя помнит. Босоногим пастушком, как и герои его картин, подолгу стоял он на лугу среди шумного разнотравья под знойным солнцем, часто под звон колокола деревенской церкви и подолгу заслушивался им. По небу бесконечно бежали облака - вечные странники, нежный шелест травы от легкого дуновения невидимого ветерка простирался вокруг. Восторгом наполнялась душа. Он подолгу наблюдал, боясь шелохнуться. Он испытывал огромный прилив сил откуда-то изнутри.

Пройдет время, Николай Петрович станет известным художником и будет часто бывать в Петербурге по делам передвижной выставки и другой творческой работе. Здесь его знают, ждут и ценят его талант друзья-художники. Однажды он выйдет из квартиры-мастерской со своей знакомой писательницей, к рассказам которой делал ряд иллюстраций, и они пойдут по Невскому проспекту. К большому ее удивлению, многие встречные будут узнавать художника и уважительно его приветствовать. Это его многочисленные модели и заказчики. За многие годы творческой работы круг их был огромен. Но это все будет потом.

А сейчас, под звон колоколов он испытывает, как и тогда в детстве, огромный, необъяснимый прилив сил. Приходят на память лица друзей из далекого детства в народной школе. Он помнит их возбуждение, пытливость, любознательность во время занятий. Ясно помнит свет отраженных в реке облаков, запахи трав своего детства. И сейчас он еще тверже понимает и чувствует, что никогда не уйдет от того, что ему так дорого. Тема детства - тема его жизни.

В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему 35 лет.

В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.

Наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом.

В известное время происходят изменения в государстве. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. Страна бурлит. Создаются новые художественные общества. Возникают скороспелые лозунги. Серьезной художественной школе, учебе приходит конец. В России стали главенствовать силы, исповедующие «левое» искусство, усилилась травля художников реалистического направления. Жизнь художников-реалистов была труднейшей. Даже таким известным живописцам, как М. Нестеров, В. Васнецов, В. Поленов, жилось очень и очень трудно. М. В. Нестеров писал: «Теперь мои друзья хлопочут мне паек - это „Станислав I степени“. Его не имеют и такие „генералы“, как Викт. Мих. Васнецов, К. Коровин и др.»

По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). В Риге заведует художественным музеем известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922). Среди 52 произведений - портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки приобретается. Это прибавляет сил. Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.

В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.

На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продается много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы. Они для российских зрителей, коллекционеров всегда будут новыми. Неизвестные полотна еще и еще будут появляться на зарубежных аукционах. Пристальное изучение всех каталогов новых зарубежных аукционных продаж необходимо российским антикварным дилерам и коллекционерам.

Хронология основных прижизненных групповых зарубежных выставок Н. П. Богданова-Бельского такова: Париж: Magelan (1921), d? Aligan (1931), Нью-Йорк: Grand Central Palace (1924), Питтсбург (1925), Прага (1928), Амстердам (1930), Берлин (1930), Белград (1930).

Персональные выставки: в Рижском городском художественном музее (1921/1922,1923,1936,1940).

Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам.

В 1936 г. - пятьдесят лет творческой жизни. Художник достиг высокого профессионализма. Он по-прежнему целеустремлен в работе, только сетовал на то, что так мало работал в первой половине жизни.

В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает картину «Пастушок Прошка» (1939) на выставку в Москву. Казалось, еще есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навсегда. Он заболевает. Необходимо лечение, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику. Сделана операция. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н. П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Так закончилась жизнь художника Н. П. Богданова-Бельского. Художника, талант которого стоял высоко в те годы, и сейчас, через десятилетия, востребован. Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и множестве других. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Успех не оставляет художника и сегодня. Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни. Оно неизвестно и многим художникам, в чем я не раз убеждался в последнее время. Тем интереснее знакомство с ним.

…С полотен брызжет солнце. Азарт, растерянность, любопытство, вдохновение, доброта на лицах детей. Удивительная неповторимость, неисчерпаемость в сюжетах детской темы. Колорит картин звенит в его импрессионистической живописи. Все согрето любовью и талантом художника. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. Он одарил мир земного бытия своими произведениями. Пока светит солнце, зеленеет трава, пока появляются улыбки на лицах детей, - картины его будут необходимы. А мы продолжаем радоваться той великолепной песне, которую в живописи спел славный русский художник - Николай Петрович Богданов-Бельский

Картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Новички» была выполнена в 1904 г. в стиле реализм. Жанр: жанровая живопись. Изображение школы, крестьянских детей занимает особое место в творчестве художника. Этой теме посвящена и работа «Новички». […]

Картина написана художником-академиком русской живописи Николаем Петровичем Богдановым-Бельским. Его характерной чертой становится написание множества полотен на крестьянскую тематику. Поскольку он сам родился в бедной семье, подобная атмосфера хорошо знакома художнику. В каждой […]

Николай Богданов-Бельский являлся ярким представителем движения художников-передвижников начала 20-го века, успешным академиком и председателем комиссии общества Куинджи. Мало известный широкой публике, Богданов-Бельский, однако, является знаковой фигурой в отечественной живописи. В основном художник […]

Автобиографичное произведение Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» привлекает внимание к раннему периоду жизни художника-передвижника. Как и большинство художников, изображавших специфику и характер крестьянской жизни, Богданов-Бельский не понаслышке знал о народной среде. Родился […]

Полотно написано в 1901 году маслом на холсте. Картина создана в стиле реализм, жанр портере. Богданов-Бельский – это талантливый и самобытный русский художник. Его часто называли «крестьянский». Это было обусловлено огромной любовью […]

Богданов-Бельский – русский художник, отдававший предпочтение жанровым сценкам, обычно из жизни крестьянских детей, а также портретам и пробам в импрессионизме. Много путешествовал, был председателем Общества Имени Куинджи. «Вечер» – одна из его […]

Картина была завершена в 1897 году. Стиль в живописи – реализм, жанр- жанровая живопись. Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. Богданов-Бельский появился на свет в бедной семье крестьянина в Смоленской […]

Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.

Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

Детство

Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.

Первая картина

Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.

Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).

Завершение образования

Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.

Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).

Эмиграция

Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.

Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.

Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

За давностью лет

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.

Последний год жизни

В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

Вместо послесловия

Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю мировой живописи под фамилией Богданов-Бельский? Николай, описания картин которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется, что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев его полотен.


Работы этого художника пронизаны душевным теплом и спокойствием, а его самого называли живописцем русской деревни. Творчество Николая Богданова-Бельского совпало с переломным моментом в истории России. Его картины можно увидеть во многих музеях мира, а имя автора на родине было незаслуженно забыто.



Николай Петрович Богданов-Бельский, как он сам неоднократно заявлял, был незаконнорожденным сыном батрачки и бобылки из Смоленской губернии. Первым учителем будущего художника стал церковный звонарь. Когда мальчик поступил учиться в двухклассное Шопотовское училище, основатель и покровитель народной школы С. А. Рачинский заметил способности Богданова и отправил его на дальнейшее обучение к мастерам-иконописцам, даже выделив месячное содержание в 25 рублей в месяц.


В 16 лет юный художник написал первую свою заметную картину «Еловый лес», которая была тут же куплена. Богданову повезло, что его картины имели коммерческий успех, уже с 18 лет вырученных денег хватало и на обучение, и на пропитание.

Молодой художник обучался живописи и заграницей, и в России. Когда в 1903 году Богданов окончил Императорскую Академию, император Николай II в дипломе о присуждении художнику звания академику лично к фамилии через дефис сделал приписку Бельский.


Несмотря на то, что Богданов-Бельский был обласкан вниманием аристократов и особ императорской фамилии, которые часто заказывали ему портреты, сам художник особенно любил писать на тему простого деревенского быта. Он помнил свои корни и самозабвенно передавал в своих картинах душу русской деревни, скрупулезно выписывая каждую складочку рубах сельских ребятишек.

Дети тоже обожали позировать художнику, ведь у него в кармане всегда находились леденцы или орехи для них. Завидев его, ребятишки кричали: «А когда же вы писать будете, мы за всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах» .


Октябрьскую революцию и новую власть Богданов-Бельский не принял. В 1921 году он эмигрировал из России в Латвию. Там художник продолжил заниматься творчеством. Создавая живописные пейзажи, Николай Петрович не забывал и про любимую «детскую» тему. На каждой картине дети изображены очень трогательно и без прикрас.


В это же время картины художника с успехом встречали на различных выставках по всему миру, но не в России. Даже в 2000 году, когда был издан энциклопедический словарь «Русские художники», имя Богданова-Бельского нигде не упомянули.


Еще один яркий представитель русской живописи рубежа XIX-XX вв.
Сейчас его называют одним из самых выдающихся русских импрессионистов, но на родине талант художника смогли оценить по достоинству только спустя много лет после его смерти.

Художник со звучной фамилией Богданов-Бельский был выходцем из самых низов общества. Казалось бы, среда, в которой он рос, должна была неизбежно перемолоть его и поглотить, но нет. Художник получил образование и известность. Его биография - пример не только счастливого стечения обстоятельств, но и неустанного упорного труда. Образ сельской школы, ее воспитанников и учителей стал одним из основных в его творчестве.

Николай Петрович Богданов-Бельский: биография

Морозным днем 8 декабря 1868 года у смоленской батрачки родился внебрачный сын. Все знают, как общество относилось к таким детям, да еще и из низов. Мать с ребенком «из милости» приютил ее старший брат. Много лишений выпало на долю маленького Николая. При рождении он получил фамилию Богданов - данный Богом. «Бельский» художник позже добавил сам, в честь уезда, в котором вырос.

Первые два года образования мальчик получил в сельской церковной школе в Шопотове. Благодаря протекции своего учителя-священника он попал в школу профессора Рачинского. Здесь обучались такие же, как и Николай, простые крестьянские мальчишки. Этот человек сыграл определяющую роль в жизни художника. Сам Богданов-Бельский всегда говорил, что всем обязан ему.

Видя талант мальчика к живописи, Рачинский помог ему поступить сначала в рисовальную школу при Троице-Сергиевой лавре, а затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Покровитель помогал мальчику материально, ежемесячно выделяя деньги на содержание. В училище Николай поступил в пейзажный класс, где трудился весьма успешно, часто бывая первым среди одногруппников. Юноше очень повезло с учителями, это были замечательные русские художники: Владимир Маковский, Илларион Прянишников. Над темой выпускной картины Николай долго размышлял, и подсказал ее Рачинский. Результатом увлеченной работы художника стало полотно «Будущий инок».

После окончания московского училища Богданов-Бельский продолжает учебу в в классе Ильи Репина. В конце 1895 года выпускник отправляется в Европу: в Париж, Мюнхен, а затем в Италию. Обогащается колорит картин художника, усиливается его владение живописными техниками.

Славу в России Богданову-Бельскому приносят картины «У дверей школы» и «Устный счет». На художника посыпались заказы: портреты, натюрморты, пейзажи. Он писал самых известных и влиятельных людей своей эпохи. Его кисти принадлежат портреты императора Николая II, великих князей, Федора Шаляпина. Но любимые его модели - крестьянские ребята, живые, искренние и непосредственные.

Работы художника приобрела Третьяковская галерея, он участвует в выставках товарищества передвижников. Его картины путешествуют по России, затем вывозятся в Париж и Рим. В 35 лет Николай Петрович Богданов-Бельский становится академиком живописи, а спустя 10 лет - членом Академии художеств.

После прихода к власти революционно настроенного правительства официальным искусством становится «левое». Начинается травля художников-реалистов, классическое искусство чахнет и искореняется. Коровин, Поленов, Васнецов, Нестеров - все испытали на себе тяготы послереволюционного времени. По приглашению своего друга Богданов-Бельский переезжает в Ригу. Здесь художник с новыми силами принимается за работу, активно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Картины его пользуются успехом и расходятся по частным коллекциям. До сих пор множество холстов Богданова-Бельского рассеяно по Западной Европе.

В 1941 году 73-летнего художника настигло новое испытание: война. Но не осталось больше сил бороться, слишком многое было пройдено и выстрадано. Художник заболевает, творческие силы оставляют его. Николаю Петровичу сделали операцию в Германии, но она не помогла. В 1945 году во время бомбежки художник умирает. Похоронен он был на русском кладбище в Берлине. Картины Богданова-Бельского и сейчас остаются очень востребованными. Часть из них можно увидеть в Третьяковской галерее и Русском музее, многие находятся в частных коллекциях.

"Будущий инок" (1889)

На идею этой картины Богданова-Бельского натолкнул его друг и опекун Рачинский. Написана она была в 1889 году.

В тесной комнате избушки сидят двое: пожилой странник-монах и мечтающий крестьянский мальчик. Монах что-то рассказывает ему, и мальчишка заслушался. Перед его глазами встают картины благочестивого мирного будущего. Он внимает страннику, но мыслями уже не в комнате, а где-то в неведомых далях. Когда-нибудь и он так же пойдет с котомкой за спиною прославлять имя Божие.

Картина была написана для выпускного экзамена в училище. С большой тревогой художник ожидал его результата: как-никак, учился он в пейзажном классе, а полотно представил жанровое. Несмотря на опасения, картина имела успех и была куплена крупным коллекционером, а затем попала в императорский дворец.

"Виртуоз" (1891)

Это одна из первых картин с крестьянской ребятней, которую написал Богданов-Бельский. Виртуоз, оказывается, - простой мальчишка. Простой, да не совсем. Его игра на балалайке собрала вокруг кружок детворы. Здесь два малыша, девочка и мальчик постарше. Все они вслушиваются в музыку, как на концерте великого артиста, ловят каждый звук. Сам виртуоз сосредоточен на своей игре. Художник расположил их на живописной полянке в березовом лесу. Пейзаж, милый каждому сердцу, гармонично обрамляет группу детей и, кажется, сам внемлет игре юного дарования.

"Устный счет" (1896)

В 1896 году написал эту картину Богданов-Бельский. Сочинение по ней до сих пор часто задают написать детям в школе. В роли учителя художник изобразил своего собственного наставника Рачинского. Класс в сельской школе. Идет Картина наполнена напряжением, во всем чувствуется усердная работа. Доминирующее место занимает черная грифельная доска с математическим примером. Вокруг доски столпились ребята разного возраста. Пример непростой, а попробуй еще сосчитай его в уме! На каждом лице видна напряженная работа мысли. На переднем плане мальчик задумчиво потирает подбородок. Он коротко острижен, непослушные волосы топорщатся ежиком. По сравнению с другими ребятами, одет он совсем бедно: грязная рубаха с драным локтем подпоясана шнурком, грубые штаны видели и лучшие времена. Лицо его напряжено: вот он, ответ, уже близко, сейчас сорвется с языка!

Мы не знаем, кем станут все эти мальчишки в будущем. Может быть, продолжат дело дедов и отцов и останутся пахать землю в деревне. Может быть, уедут в город и «выбьются в люди», а кто-то даже сам станет учителем. Одно можно сказать точно: в тунеядца и лодыря никто из них не превратится, из всех выйдет толк.

В 1897 году приобрел для своей галереи «Устный счет». Картина и сейчас пользуется популярностью, многие останавливаются перед ней, чтобы рассмотреть подробней.

"У дверей школы" (1897)

Многие картины Богданова-Бельского, изображающие сельскую ребятню, автобиографичны. «У дверей школы» - как раз такая. На картине мы видим чистый светлый класс сельской школы. с ровно расчерченными строчками, аккуратные ряды парт, прилежно склоненные над книгами головки. И на всю эту благодать смотрит новый ученик. Одет мальчик очень бедно. Пиджак, сшитый из лоскутов, кажется, сейчас рассыплется прямо на нем, на штанах зияют большие дыры, лапти потрепанные и грязные. Он стоит спиной к зрителю и выглядывает из-за двери украдкой на все это великолепие, не решаясь войти. Возможно, так же когда-то стоял молодой пастушок Николай, не смея переступить порог школы своего благодетеля Рачинского.

"Посетители"

Двое малышей, мальчик и девочка, зашли в барский дом. Возможно, это юные друзья самого художника пришли ему позировать. Худенькие дети коротко острижены и одеты по-праздничному. На девочке ярко-красное на мальчике рубашка с нарядным узором. Пестрая одежда перекликается с живописной драпировкой за спинами детей. Они сидят на роскошном, по их меркам, мягком кресле с резными ручками и торжественно пьют чай из блюдец. На столике перед ними чашка и стакан, баранки и кусочки сахара. Посещение барского дома - непростое событие. В лицах малышей читается осознание торжественности момента, напряженные фигурки вызывают умиление.

Картины Богданова-Бельского всегда подкупают своей искренностью и непосредственностью. Жаль, что многое из творческого наследия художника утрачено для нас: осталось за границей и разошлось по частным коллекциям.