Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Здание академии художеств. Основывается императорская академия художеств Академия художеств год

Здание академии художеств. Основывается императорская академия художеств Академия художеств год

Украшением одной из Санкт-Петербургских набережных является здание, покой которого стерегут два сфинкса, привезённые некогда из далёкого Египта. В нём помещается Петербургская академия художеств, именуемая в наши дни Институтом живописи, скульптуры и архитектуры. Она по праву считается колыбелью русского изобразительного искусства, снискавшего заслуженную славу во всём мире.

Рождение Академии

Академия художеств в Санкт-Петербурге была основана фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, видным российским государственным деятелем и меценатом XVIII века Иваном Ивановичем Шуваловым (1727-1797). Фото с изображением его бюста представлено в статье. Он принадлежал к той, редкой во все времена, категории людей, которые стремились употребить своё высокое положение и богатство на пользу России. Став в 1755 году основателем Московского университета, носящего в наши дни имя Ломоносова, двумя годами позже он выступил с инициативой создания учебного заведения, призванного готовить мастеров в основных видах изобразительного искусства.

Петербургская академия художеств, размещавшаяся первоначально в его собственном особняке на Садовой улице, начала работу в 1758 году. Большая часть финансирования осуществлялась из личных средств Шувалова, поскольку казной на её содержание была выделена недостаточная сумма. Щедрый меценат не только за свои деньги выписал из-за границы лучших педагогов, но и подарил созданной им академии принадлежавшую ему коллекцию картин, положив, таким образом, начало созданию музея и библиотеки.

Первый ректор академии

С ранним периодом работы Академии художеств, а также строительством её нынешнего здания связано имя ещё одного человека, оставившего заметный след в истории отечественной культуры. Это выдающийся русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772). Разработав совместно с профессором Ж. Б. М. Валленом-Деламотом проект здания, в которое академия переехала из шуваловского особняка, он занял в ней должность директора, затем профессора и ректора. Обстоятельства его смерти породили одну из многочисленных петербургских легенд, известную как «Призрак академии художеств». Дело в том, что по сохранившимся данным ректор академии ушел из жизни не в результате водяной болезни, как было указано в официальном некрологе, а повесился на её чердаке.

Возможных причин самоубийства называются две. Согласно одной версии, причиной стало необоснованное обвинение в присвоении казённых средств, то есть в коррупции. Поскольку в те времена это ещё считалось бесчестием и позором, а оправдаться Александр Филиппович не сумел, он предпочёл уйти из жизни. По другой версии толчком к такому шагу послужил выговор, полученный им от императрицы Екатерины II, посетившей здание академии и испачкавшей платье о свежевыкрашенную стену. С тех пор рассказывают, что душа самоубийцы, не получив упокоение в Вышнем мире, обречена вечно бродить в созданных им когда-то стенах. Его портрет представлен в статье.

Женщины, вошедшие в историю академии

В Екатерининскую эпоху появилась первая женщина-академик Петербургской академии художеств. Ею стала ученица французского скульптора Этьена Фальконе - Мари-Анна Колло, создавшая вместе со своим учителем знаменитого «Медного всадника». Именно она выполнила голову царя, ставшую одним из его лучших скульптурных портретов.

Восхищённая её работой императрица повелела назначить Колло пожизненную пенсию и присвоить столь высокое звание. Между тем среди ряда современных исследователей бытует мнение, что вопреки устоявшейся версии Мари-Анна Колло - женщина-академик Петербургской академии художеств, является автором не только головы «Медного всадника», но и всей фигуры царя, тогда как её учитель изваял лишь коня. Впрочем, это не умаляет и его заслуг.

Попутно следует отметить, что высокое и почётное звание заслужила в России конца XVIII века ещё одна художница, приехавшая из Франции и входившая в число лучших портретистов своего времени, - Виже Лебрен. Академик Петербургской академии художеств - звание, присуждавшееся лишь выпускникам. Лебрен же получила не менее громкий титул почётного вольного общника, которого удостаивались в то время выдающиеся художники, получившие образование за рубежом.

Порядок обучения, принятый в XVIII веке

Петербургская академия художеств с момента её создания играла ключевую роль в развитии российской культуры. О том, сколь серьёзно была поставлена в ней работа, может свидетельствовать тот факт, что в XVIII веке обучение продолжалось в течение пятнадцати лет, а лучшие выпускники посылались за казённый счёт на стажировку за границу. Среди разделов искусства, изучаемых в академии, были живопись, графика, ваяние и архитектура.

Весь курс обучения, который предоставляла своим студентам Академия художеств, делился на пять классов, или разделов, из которых четвёртый и пятый являлись низшими и именовались Воспитательным училищем. В них принимались мальчики, достигшие пяти-шестилетнего возраста, где они обучались грамоте, а также приобретали начальные навыки, занимаясь рисованием орнаментов и копированием готовых изображений. В каждом из этих двух начальных классов обучение продолжалось по три года. Таким образом, курс Воспитательного училища длился шесть лет.

Разделы с третьего по первый были высшими, именно они считались, собственно, Академией художеств. В них студенты, ранее обучавшиеся единой группой, делились на классы в соответствии с будущей специализацией - живописью, гравированием, скульптурой или зодчеством. В каждом из этих трёх высших разделов учились по три года, в результате чего непосредственно в самой Академии обучение продолжалось девять лет, а вместе с шестью годами, проведёнными в Воспитательном училище, оно составляло пятнадцать лет. Лишь значительно позже, в XIX веке, после того как в 1843 году закрыли Воспитательное училище, срок обучения значительно сократился.

Прочие дисциплины

Академия художеств в Санкт-Петербурге по образцу подобных ей европейских учебных заведений выпускала из своих стен не только профессионально подготовленных специалистов в различных областях искусства, но и широко образованных людей. Помимо основных дисциплин, в программу обучения входили также иностранные языки, история, география, мифология и даже астрономия.

В новом столетии

Петербургская академия художеств в 19 веке получила своё дальнейшее развитие. Возглавивший её богатый российский меценат граф Александр Сергеевич Строганов провёл ряд реформ, в результате которых были созданы реставрационный и медальерный классы, а также на определённых условиях допущены к обучению крепостные. Важным этапом в жизни академии того периода явилась её передача сначала в ведение Министерства народного образования, а затем - Министерства императорского двора. Это во многом способствовало получению дополнительного финансирования и позволило большему количеству выпускников отправиться за границу.

Во власти классицизма

Практически в течение всего XIX века единственным художественным стилем, признаваемым в академии, являлся классицизм. На приоритеты преподавания в тот период большое влияние оказала так называемая иерархия жанров - принятая Парижской академией изящных искусств система деления жанров изобразительного искусства по их значимости, главным из которых считалась историческая живопись. Такой принцип просуществовал до конца XIX века.

Сообразно этому студенты обязаны были писать картины на сюжеты, взятые из Священного Писания либо из произведений античных авторов - Гомера, Овидия, Феокрита и т. д. Древнерусская тематика также допускалась, но лишь в контексте исторических трудов М. Ломоносова и М. Щербатова, а также Синопсиса - сборника произведений древних летописцев. В результате классицизм, который проповедовала Петербургская императорская академия художеств, неизбежно ограничивал творчество студентов, загоняя его в узкие рамки отживавших свой век догм.

Художники-бунтари, прославившие русское искусство

Постепенное освобождение от устоявшихся канонов началось с того, что в ноябре 1863 года 14 наиболее одарённых студентов, включённых в число участников конкурса на золотую медаль, отказались писать картины на заданный им сюжет из скандинавской мифологии, потребовав права самим выбрать тему. Получив отказ, они демонстративно покинули академию, организовав сообщество, ставшее основой для создания впоследствии знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Это событие вошло в историю русского искусства как Бунт четырнадцати.

Выпускниками и академиками Петербургской академии художеств стали такие прославленные живописцы, как М. А Врубель, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и многие другие. В одном ряду с ними следует упомянуть также и плеяду блестящих педагогов, среди которых В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и И. Е. Репин.

Академия в XX веке

Петербургская академия художеств продолжала свою деятельность вплоть до октябрьского переворота 1917 года. Уже через полгода после прихода к власти большевиков постановлением Совнаркома она была упразднена, и на её базе начали создаваться и периодически менять свои названия различные художественные учебные заведения, призванные готовить мастеров нового социалистического искусства. В 1944 году, помещавшемуся в её стенах Институту живописи, скульптуры и архитектуры было присвоено имя И. Е. Репина, которое он носит и поныне. Сами же основатели Академии художеств - камергер императорского двора И. И. Шувалов и выдающийся российский зодчий А. Ф. Кокоринов, навсегда вошли в историю отечественного искусства.

Здание Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1764-1789 годах по проекту А. Ф. Кокоринова, Ж. Б. Валлен-Деламота и Ю. М. Фельтена. Сегодня здесь размещаются Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, музеи Академии художеств и Т. Г. Шевченко.

Первое время Академия художеств, основанная в 1757 году, располагалась в доме ее директора И. И. Шувалова, и только в 1764 году было торжественно заложено специальное здание на Васильевском острове. Первый проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот, а непосредственно строительством, со многими авторскими дополнениями, занимались сначала А. Ф. Кокоринов, а после его кончины — Ю. М. Фельтен. Здание было готово только к 1789 году, но внутренние работы по отделке продолжались вплоть до 1830-х годов.

Здание Академии художеств — яркий пример архитектуры классицизма. Квадратное симметричное строение имеет ровные и строгие очертания, внутри здания расположен один большой круглый двор и четыре небольших квадратных по краям. Парадный вход богато украшен тремя ризалитами, портиком с колоннами тосканского ордера, скульптурами Геркулеса и Флоры, и все здание венчает на крыше купол со статуей Миневры в окружении трех гениев художеств. На первом этаже здания находились квартиры профессоров и чиновников, на втором — конференц-зал, картинная и скульптурные галереи, библиотека и учебные классы, а на третьем — классы, спальни, лазарет и квартиры учителей.

Парадные залы Академии художеств, образующие анфиладу по периметру здания, были отделаны и расписаны лучшими художниками XVIII-XIX веков. Их названия, например, Тициановский и Рафаэлевский, говорят о том, что они были украшены точными копиями полотен этих живописцев. Кроме того, особого внимания заслуживают Екатерининский и Конференц-залы.

По преданию, идея большого 55-метрового круглого двора-корпуса («циркуля») внутри Академии принадлежала Екатерине II, она хотела, чтобы будущие художники каждый день видели перед собой величину купола собора Святого Петра в Риме и воспитывались под воздействием его масштаба.

В 1837 году в северной части здания была освящена домашняя церковь Святой Великомученицы Екатерины.

В 1832-1834 годах гранитная набережная перед академией была оснащена спуском к воде, украшенным фигурами египетских сфинксов на гранитных пьедесталах. Сегодня — это один из символов Санкт-Петербурга.

Здание Императорской Академии художеств включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Академии художеств будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции музеев Академии художеств и Т. Г. Шевченко, разместившихся в здании, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

6 (17) ноября 1757 г. в Петербурге, указом Сената была основана Академия художеств - высшее учреждение в области пластических искусств.

НЕ ТОКМО ПОЛЬЗОЙ, НО И СЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА

Представление в Сенат И.И. Шувалова Об учреждении Академии художеств от 6 ноября 1757 года

«Науки и художества, без сомнения, почитаются не токмо пользой, но и славой государства. Е. и. в. государь Петр Великий между важнейшими своими предприятиями два дела почитать изволил, чему свидетельствует его собственное к ученым и художникам снисхождение, выписанные великими иждивениями славные сего века люди и многие дорогие инструменты, установление Академии наук и художеств, посланные в чужие ученые места люди. Итак, видно, что сей государь великое желание и старание прилагал к распространению в России наук и художеств, но как предел, предписанный человеческой жизни, не допустил видеть зрелые плоды, им насажденные, то сколь обязаны все споспешествованию исполнению дел великого государя и отца истинного отечества...

Но как науки не могут быть без художества, будучи столь между собой связаны, столь и польза и слава от их быть может. Мы здесь художеств почти не имеем, ибо нет почти ни одного национального искусного художника. Причина та, что молодые обучающиеся люди приступают к сему учению, не имев никакого начала как в иностранных языках, так и в основании некоторых наук, необходимых к художествам, и так, теряя одно время, только одной практикой делают то, что выучат, не могут ничего приобрести сами или совершенным сделать, не имея ничего того, чтобы могло способствовать к их врожденному дарованию.

Многие, на большом иждивении содержащиеся здесь искусные художники, не токмо кого выучили, но ни порядочного начала не дали, извиняясь сами на неспособность учащихся.

Теперь в Московском университете находясь, много молодых людей, иных склонности более к художествам нежели к наукам, может некоторая часть уволена быть для сего учения, уча притом языки и другие нужные к тому знания. Если Правительствующий сенат сие представление заблагорассудит пожаловать на то в год 6 тысяч рублей, то можно здесь, в Петербурге, Академию художеств завести, которая, можно себя льстить, успехи окажет и будет тем ответствовать Правительствующего сената попечению и благоволению».

ЗДАНИЕ АКАДЕМИИ

Екатерина II, придав Академии статус Императорской, посчитала, что учреждению необходимо одно большое новое здание взамен трех старых, не приспособленных для учебных целей. Еще в 1758 году из Парижа архитектором Блонделем был прислан соответствующий проект, но он не учитывал местных условий и был отвергнут.

Проект собственного здания Академии художеств в 1763 году составил профессор архитектуры петербургской Академии Ж.Б. Валлет-Деламот. В начале следующего года Екатериной II проект был утвержден, после чего появилось распоряжение о выделении на строительство 160 000 рублей в течение четырех лет. Говорят, что одно из условий проекта установила сама Екатерина II. Она приказала построить здание так, чтобы внутри был круглый двор «для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились».

18 марта была учреждена «Экспедиция строения академического здания». Ее возглавил директор Академии архитектор А.Ф. Кокоринов. Президент Академии И.И. Бецкой приказал: «для вящего порядку и успеху господам надворному советнику и архитектору Кокоринову и господину профессору и архитектору Деламоту всякую неделю собиратца в экспедицию, ежели когда зачем чаще не можно, то в неделю неотменно по дважды, причем быть господину секунд майору Салтыкову и обще о всем касающемся до произведения сего строения разсуждать и по тому в действие производить; когда же либо в чем несогласны будут, в таком случае требовать резолюцей от меня». Следующим летом несколько сот рабочих принялись закладывать фундамент нового здания.

Торжественная церемония закладки состоялась 7 июля 1765 года в годовщину вступления на престол Екатерины II, о чем напоминает дата на полу вестибюля: «MDCCLXIV». Торжество подробно описал Я. Штелин. Перед фасадом реконструируемых зданий была выстроена лестница, по которой посетители поднимались на великолепно украшенный балкон. Через него можно было пройти в аванзал, а затем в открытую галерею по обеим сторонам здания. Под галереей в нишах располагались аллегорические статуи и вазы с барельефами. Площадь перед Академией вымостили досками, на берегу Невы устроили новую пристань с тремя причалами и лестницей. Эту площадь закрывал от многолюдной толпы забор, убранный зелеными ветками. У проходов дежурил караул.

В первую очередь состоялось освящение церкви при участии императрицы. Она прибыла на праздник около 11 часов на шлюпке, была встречена президентом И.И. Бецким и всеми директорами и членами Академии. Екатерина II положила в основание академического храма закладной порфировый камень. В угловые квадратные камни были вложены серебряные и золотые монеты. После церемонии закладки императрица присутствовала в главном зале при зачитывании Устава Академии и в час пополудни водой отправилась ко Двору. «Но для того чтобы и каждый мог принять участие в этом академическом празднике, Академия в вышеописанном уборе под надзором дежурного директора и члена Академии была полностью открыта целых 8 дней. Наплыв знатных, средних и простых людей, желающих осмотреть Академию, был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей».

Сначала приступили к возведению северного корпуса. В 1764-1770 годах были построены корпуса со стороны сада, 3-й и 4-й линий, круглый и дворовый корпус. Последний из них, окружающий круглый двор диаметром 55 метров, назван «циркуль». В феврале 1771 года академический Совет приостановил строительство из-за недостаточного финансирования. В следующем году скончался А.Ф. Кокоринов, которого обвинили в растрате выделенных на строительство средств. До отъезда во Францию в 1775 году работами руководил Валлен-Деламот, которого затем сменил профессор архитектурного класса Ю.М. Фельтен. Строительство здания Академии художеств было окончено в основном к 1784 году, отделку завершили к 1788 году. Кроме Фельтена в работах принимали участие Е.Т. Соколов, Дж. Квадри, Дж. Лукини, Б. Руска, Л. Руска. В оформлении интерьеров участвовали А.А. Михайлов, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, И.П. Мартос, А.И. Иванов, К.А. Тон. Здание Академии художеств является одним из первых петербургских зданий спроектированных по принципам классицизма.

ТЕНЬ АРХИТЕКТОРА

Один из главных архитекторов Академии художеств, А.Ф. Кокоринов стал первым директором Академии. Как явствует из исторических документов, Кокоринов мирно скончался от болезни. Однако в 18 и 19 веках была популярна легенда о том, что талантливый архитектор, измученный и затравленный, повесился на чердаке Академии. Как утверждают сотрудники Академии, и сегодня тень архитектора можно встретить бродящим по сумрачным чердакам и лестничным переходам здания.

Академия, рожденная эпохой классицизма, сыграла в развитии русского искусства огромную роль. В числе ее первых выпускников были такие мастера классицистической живописи и скульптуры, как А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, Ф. Г. Гордеев, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин. Начало XIX века в истории Академии художеств связано с именами известнейших русских живописцев О. А. Кипренского, А. А. Иванова, К. П. Брюллова. Под воздействием педагогической системы Брюллова, преподававшего в Академии, формировалось творчество Т. Г. Шевченко и П. А. Федотова, произведениями которых началась эпоха критического реализма в русском искусстве. Высокий профессионализм академической школы второй половины XIX века воплотился в педагогической деятельности П. П. Чистякова. Его благотворное влияние ощутили на себе многие ученики Академии, выросшие со временем в крупных мастеров искусства конца XIX и начала XX века. Среди них - И. Е. Репин и В. И. Суриков, В. Д. Поленов и В. М. Васнецов, В. А. Серов и Б. М. Кустодиев.
Строительство величественного здания Академии художеств связано с именами ряда ее воспитанников и педагогов. Проектировали его А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, руководившие в первые годы после создания Академии ее архитектурным классом. Зодчие решили план здания Академии в виде каре, которое образуют четыре трехэтажных корпуса. В середине расположен еще один корпус - кольцеобразный в плане, ограничивающий внутренний круглый двор. Главный фасад здания обращен к Неве; строгим и величественным - в полном согласии с важным общественным назначением Академии - делает ее облик дорический ордер, объединяющий два верхних этажа. Первый этаж с большими полуциркульными окнами трактован как массивный цоколь. В центре расположен портик парадного входа, между колоннами которого стоят статуи Геракла и Флоры - копии античных оригиналов. Крылья симметричны относительно центра и тоже заканчиваются портиками. Аналогично построение и противоположного фасада, выходящего в сад. Предельно просто решены фасады вдоль 3-й и 4-й линий.
Академия художеств явилась одним из первых петербургских сооружений, в архитектуре которых были воплощены принципы классицизма. Но в облике здания ощущается и влияние барокко. Оно проявилось, в частности, в использовании криволинейных форм в плане здания. Почти барочной сложностью пластики отличается переход от крыльев к центральному ризалиту главного фасада. Столь же сложна и форма венчающего купола.
И в интерьерах Академии художеств сочетаются архитектурные приемы, различные по своему происхождению. Несомненно влияние барокко в композиции вестибюля первого этажа - круглого в плане и перекрытого зонтичным куполом. По контрасту с этим небольшим интерьером особенно просторным, светлым кажется парадный верхний вестибюль, куда ведут два плавно изгибающихся марша лестницы. Его пространство организовано свободным ритмом широко расставленных ионических колонн, поддерживающих хоры. С ордерными формами хорошо согласуются барельефные панно на стенах, большинство из которых создал И. П. Прокофьев, статуи, установленные в нишах, и гипсовые слепки античных ваз, украшающие балюстраду балкона.
Возведение здания Академии художеств, начавшееся в 1764 году, завершилось лишь спустя двадцать пять лет. А перестройки внутренних помещений продолжались и позже. С вестибюлем второго этажа связан перекрытый куполом круглый конференц-зал Академии, расположенный в центре анфилады парадных залов, протянувшейся вдоль главного фасада. Существующая отделка стен конференц-зала относится к 60-м годам прошлого века, но в ее основе лежит композиционная схема, разработанная Кокориновым и Деламотом. В 30-х годах XIX столетия купол конференц-зала был украшен многофигурной росписью, изображающей «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных художеств в России»; ее исполнил живописец В. К. Шебуев. В те же годы по проекту архитектора К. А. Тона была осуществлена отделка остальных залов парадной анфилады, сохранившаяся до наших дней без серьезных изменений. Двухсветные галереи, симметричные относительно конференц-зала, носят названия Рафаэлевского и Тициановского залов: на их стенах помещены копии знаменитых фресок Рафаэля из Ватиканского дворца, картин Тициана, Гвидо Рени, Гверчино и других выдающихся итальянских мастеров. Создание этих копий относится к первой половине XIX века; среди их исполнителей были воспитанники Академии художеств, ставшие затем ее ведущими педагогами, - К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. Т. Марков, П. В. Басин.
К числу самых значительных интерьеров Академии художеств относится Чугунная лестница, расположенная рядом с парадным вестибюлем. Она была сооружена по проекту архитектора А. А. Михайлова в 1819 году. В композицию лестницы включены большие панно и горельефы, аллегорически раскрывающие назначение здания. Это произведения крупнейших мастеров Академии художеств эпохи классицизма - скульпторов И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, живописцев В. К. Шебуева, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и С. А. Бессонова.
Парадные интерьеры здания представляют собою неотъемлемую часть академического музея, экспонаты которого рассказывают об истории старейшей художественной школы страны.
Музей Академии художеств занимает три этажа «циркуля» - внутреннего круглого корпуса. В первом этаже размещена большая коллекция гипсовых слепков со всемирно известных памятников ваяния древнего Востока и античности, эпохи средних веков и Возрождения. Рисование с гипсов всегда было хорошей школой для начинающих художников, и слепки, собранные в Академии художеств, неизменно выполняли и продолжают выполнять свое важное учебное предназначение. Но кроме того, они представляют собою и великолепные пособия по истории искусства; в залах музея можно увидеть статуи египетских фараонов, рельефы Парфенона, Нику Самофракийскую, «Лаокоона», фриз Пергамского алтаря, «Врата рая» флорентийского Баптистерия.
Экспозиция второго этажа академического «циркуля» составлена из учебных работ воспитанников Академии художеств - от первых рисунков с натуры до дипломных произведений. Исполненные в разные годы живописные полотна, рельефы, статуи, гравюры говорят о верности питомцев академической школы традициям большого искусства и вместе с тем свидетельствуют об их неустанном стремлении к совершенству, к поиску новых форм и сюжетов, которые подсказывала художникам изменявшаяся жизнь.
На третьем этаже «циркуля» расположен архитектурный музей. В его экспозиции представлены обмеры памятников древнерусской архитектуры, проекты крупнейших зодчих нашей страны. Уникальные проектные модели, в том числе модель Смольного монастыря с великолепной многоярусной колокольней и модель здания Академии художеств, делают эту экспозицию особенно интересной.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Об открытии в Петербурге художественной академии, подобной французской, мечтал еще Петр Великий. Незадолго до своей смерти он издал указ о создании специального учебного заведения, в котором обучали бы наукам, языкам и художествам. После его смерти, художественное отделение было открыто при Академии наук, но к середине XVIII столетия, оно было преобразовано в отдельную граверно-рисовальную школу.

Идея же основания, непосредственно, Академии художеств принадлежала одному из фаворитов императрицы Елизаветы графу И.И. Шувалову. Изначально ее собирались разместить в Москве, при недавно созданном университете, главой которого граф и являлся. Но позже решение было изменено, и Академию открыли в Петербурге, в 1757 году. Однако самостоятельным учебным заведением она стала не сразу и первые несколько лет своего существования официально числилась при Московском университете.

Первым зданием для нового учебного заведения стал особняк все того же Шувалова, расположенный на Садовой улице. Именно здесь в 1758 году начались первые занятия. Полный учебный курс был рассчитан на 9 лет и включал в себя обстоятельное изучение всех видов изобразительного искусства, начиная с архитектуры и заканчивая гравюрами. Самые лучшие ученики отправлялись на стажировку за границу.

В 1788 году было закончено возведение нового здания для Академии. Оно расположилось на Васильевском острове, на набережной Невы. Строительство продолжалось очень долго, 22 года, а внутренняя отделка помещений была закончена лишь к 1817 году.

Государство очень скудно финансировало Академию, но и в этом помог могущественный фаворит императрицы, щедро вкладывающий собственные средства в развитие любимого детища. В качестве преподавателей, Шувалов пригласил самых лучших европейских живописцев, а должность педагога по архитектуре занял А.Ф.Кокоринов, ставший вскоре директором, а потом и ректором Академии.

При Екатерине Великой бюджет учебного заведения был уже значительно увеличен, и составлял целых 60 тысяч рублей в год. Благодаря улучшенному финансированию Академия быстро развивалась, но в 1863 году ее президентом стал И.И. Бецкой, сменивший на этом посту графа Шувалова. Период президенства Бецкого стал периодом застоя для Академии. Положительным моментом этого времени стало лишь открытие воспитательного училища при Академии, куда принимались мальчики с 5 лет. А отрицательных хватало, особенно много шума вызвала крупная растрата академической кассы, совершенная А.М. Салтыковым, занимавшим должность конференц-секретаря.

Академический век

Расцвет Академии пришелся на начало нового XIX столетия, когда главой ее стал известный меценат А.С. Строганов. В это время появились новые классы, в которых обучали реставрационному и медальерному делу. Впервые, в качестве вольных слушателей на занятия стали допускаться крепостные крестьяне. В 1802 году Строганов подготовил проект коренного реформирования Академии, включающий в себя учреждение разнообразных премий и устройство картинной галереи для выставки студенческих работ. Но эти планы так и остались на бумаге, и единственным поощрением для молодых талантов осталась традиционная стажировка за границей.

В 1817 году Строганова на посту президента Академии сменил А.Н. Оленин. В это время учебное заведение было передано под управление министерства императорского двора, что существенно улучшило его финансирование. Появились возможности для дополнительных заграничных стажировок студентов, а в Риме, специально для них, было устроено отдельное попечительство. Решено было обновить и само здание, под руководством известного архитектора К.Тона, в 1830-е годы были созданы новые, отличающиеся особой пышностью отделки залы - Тициановский и Рафаэлевский.

В 1859 году был принят Новый Устав. Отныне Академия художеств состояла из двух отделений: архитектуры и живописи. Началось преподавание общих наук, которым ранее уделялось крайне мало внимания. Архитекторы теперь обязательно должны были изучать основы математики, химии и физики. Было введено разделение художников по мастерству на три степени. Студент, заслуживший звание художника 1-й степени, автоматически получал право на заграничную стажировку и чин, соответствующий Х классу российской Табели о рангах.

Эпоха преобразований

Академия динамично развивалась, и постепенно, ее воспитанников стали тяготить строгие эстетические догмы, диктуемые преподавателями из Европы. Студенты были поставлены в жесткие рамки как в выборе сюжетов для своих произведений, так и в приемах их воплощения. В 1863 году в стенах учебного заведения произошел так называемый «Бунт четырнадцати». 14 самых талантливых студентов обратились к руководству с просьбой о замене конкурсного задания на соискание 1-й степени. Не желая писать работу на традиционный мифологический сюжет, они просили дать им свободную тему, чтобы каждый живописец смог полностью раскрыть весь свой творческий потенциал. Получив отказ, все молодые художники предпочли покинуть Академию. Они организовали собственную художественную артель, которая со временем преобразовалась в «Товарищество передвижных художественных выставок». Так в истории русского искусства появилась ярчайшая плеяда великих мастеров, которых стали именовать художниками-передвижниками.

1870-е годы ознаменовались для Академии появлением талантливейшего преподавателя - П.П.Чистякова. Известный художник являлся мастером портрета и исторической живописи. Его учениками стали такие выдающиеся русские живописцы как В.А. Серов, В.М.Васнецов, М.А.Врубель и многие другие.

Введение нового устава в 1893 году позволило допускать к преподаванию известных художников, не являющихся выпускниками Академии. Это позволило обогатить преподавательский состав такими знаменитыми мастерами как А.И.Куинджи, И.Е. Репин и И.И.Шишкин.

В это время открылся для всеобщего доступа Художественный музей при Академии, где периодически стали проводиться выставки студенческих работ.

После революции 1917 года Академию полностью упразднили, а музей был закрыт. Продолжило свою работу лишь Высшее художественное училище, которое за первые годы советской власти не раз меняло свое название и структуру. Наконец, в 1932 году возник Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, а 1944 году ему было присвоено имя И.Е. Репина.