Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Выставка "весь бакст". Лев бакст в русском музее

Выставка "весь бакст". Лев бакст в русском музее

Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный живописец и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Именно костюмы и декорации, исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. На выставке, приуроченной к 150-летнему юбилею выдающегося мастера, показано около 100 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций.

С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. В работах 1890-1900-х годов – живописных портретах и пейзажах, образцах книжной и журнальной графики и композициях, связанных с образом античного мира, органично соединились традиции реалистического искусства, ясность пластического языка неоклассицизма, изысканность линии и яркая декоративность стиля модерн.

Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Эскизы костюмов и декораций, отмеченные высочайшим мастерством исполнения, оказали колоссальное влияние на развитие искусства театра во всем мире, став уникальным примером сочетания смелого новаторства и пристального интереса к художественным традициям далекого прошлого.

Генеральный спонсор выставки - Банк ВТБ (ПАО)

Из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит крупнейшую коллекцию театральных эскизов Леона (Льва Самойловича) Бакста — знаменитого художника, одного из основателей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах по всему миру, а теперь вернулись домой. Театральный музей, наконец-то, может представить свое собрание шедевров Бакста во всей полноте: более 50 рисунков художника подкреплены сценическими костюмами по его эскизам, раритетными фотографиями, открытками и фарфоровой пластикой.

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства хранит настоящую энциклопедию театральных работ Леона Бакста, от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок «Спящая принцесса». Проект «Весь Бакст» погружает широко известные работы художника из музейной коллекции в его собственный творческий контекст. Так выявляется глубокое сродство между восточной экзотикой его вакханок и строгими, аполлоническими образами античности в других работах, между устремленностью Бакста в будущее театрально-декорационной моды и его ностальгией по европейской классике XVII-XIX веков.

Музейной «премьерой» станут эскизы костюмов к балету-пантомиме «Сердце маркизы». Это самая первая театральная работа Бакста, выполненная для Эрмитажного театра в 1902 году. Несколько листов с эскизами костюмов хранились в фондах Музея театрального и музыкального искусства с 1934 года, но в Петербурге выставляются впервые.

Удачное начало в 1902 году способствовало привлечению Бакста и к другим постановкам Петербургских императорских театров. Настоящим триумфом стало оформление балета «Фея кукол» на музыку И. Байера (1903). Была выпущена даже серия открыток с этими рисунками. На выставке можно увидеть легендарные открытки, а также подлинный сценический костюм одной из кукол — куклы-японки. Удивительно сохранился тончайший шелк, расписанный рукой Бакста.

Популярность спектаклей, оформленных Бакстом, была настолько велика, что побуждала других художников воплощать его образы в своем творчестве. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью. Музей показывает на выставке несколько предметов из этого цикла, а также фигурку Тамары Карсавиной работы Д. Иванова, созданную на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде на заре советской власти.

Отдельного внимания заслуживают знаменитые эскизы костюмов к балету «Нарцисс» (1911). Ни одна выставка, посвященная дягилевским «Русским сезонам», не обходится без этих изысканных рисунков, демонстрирующих костюмы в вихревом движении танца. На выставке представлено самое полное их собрание, которое хранится в фондах Театрального музея.

Несколько лет назад музейные фонды пополнились целым рядом шедевров Бакста из знаменитой коллекции Лобановых-Ростовских. На выставке экспонируется изысканный эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн (1908), так называемая «Баядерка с павлином» из балета Михаила Фокина «Синий бог» (1912), а также изумительная серия рисунков к последней работе для Сергея Дягилева (и одна из последних работ Бакста в театре) «Спящая принцесса» по мотивам балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1921-1922).

Более пятидесяти рисунков художника выставлены вместе с подлинными сценическими костюмами, которые были сшиты в самом начале XX века и являются настоящими раритетами. Выставку дополняют старые фотографии, выполненные как в России, так и за рубежом во время существования труппы С. П. Дягилева.

Стоимость : взрослые - 100 руб., школьники, студенты, пенсионеры - 50 руб., дошкольники - бесплатно

РЕЖИМ РАБОТЫ

четверг-понедельник 11.00-19.00

среда 13.00-21.00

Касса закрывается на час раньше

Выходные: вторник и последняя пятница месяца

КОНТАКТЫ

Адрес: площадь Островского, 6

Автопортрет. 1893

Парадокс Бакста в том, что в силу политических причин (еврей и эмигрант) за границей он известен куда больше, чем на родине: его персональные выставки проходили в Европе и США еще в 1910-х годах, в России же его начали показывать лишь на излете ХХ века. Поэтому открывшаяся на днях в Русском музее выставка «Лев Бакст. 1866-1924», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, – по-настоящему выдающееся событие: кураторы сумели осветить все грани творчества художника, собрав 160 работ из 10 музеев и частных коллекций.
В 4 выставочных залах показаны пейзажи, портреты, рисунки, сюжетные картины, эскизы текстильных узоров и воссозданные по ним ткани, костюмы из оформленных Бакстом балетов и звезда театрального раздела выставки – занавес театра Комиссаржевской.
Выставка будет открыта до мая 2016г.


Войдя, первым делом встречаешься взглядом со знаменитым «Древним ужасом», который, увы, сохраняет актуальность даже 100 лет спустя – мир по-прежнему так и норовит обрушиться, люди в панике бегут, а боги наблюдают за хаосом сверху, иронично улыбаясь. Картина была написана в 1907г. под впечатлением от поездки Бакста по Греции, а позже поэт Вячеслав Иванов посвятит часть своей книги «По звездам» философскому истолкованию этого полотна.


«Древний ужас», 1908

Оправившись от мощного эмоционального удара, встречаешься взглядом с самим художником на его автопортрете, заряжаешься его спокойствием и отправляешься рассматривать выставку.
Лев Бакст родился в Гродно в 1866г. Отец будущей знаменитости мечтал, что сын продолжит его карьеру коммерсанта, но мальчик видел себя только рисовальщиком. Неохотно родитель согласился показать его работы Марку Антокольскому, который неожиданно отозвался о них весьма хорошо. Похвала мэтра смягчила отца, и Льва отдали вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств, однако, за 4 года технические упражнения наскучили горячему юноше, и он учебу бросил, став подрабатывать иллюстратором в журналах и книгах.
Поучаствовать в выставке ему впервые удалось в 1889 г., тогда же он и придумал свой псевдоним, сократив фамилию бабушки – Бакстер, потому что его подлинное имя, Розенберг Лейб-Хаим Израилевич (бедный ребенок!), деятелю искусств ну никак не подходило.

В 1891г. Бакст совершил путешествие по Европе, задержавшись в Париже, который тогда был центром богемно-художественной жизни. В Париж он возвращался неоднократно, там же и умер в 1924г. Этот город стал площадкой его триумфа, когда он создавал костюмы и декорации к балетам «Русских сезонов» Дягилева, став законодателем мод для француженок, которые ловили каждую новинку сцены и немедленно воплощали ее в жизнь.
Но все это еще впереди, а пока Лев знакомится с академиком Альбертом Бенуа, у которого учится технике акварели, вскоре уже участвуя в выставках акварелистов, и с его младшим братом, Александром, который ввел его в кружок писателей и художников, созданный энергичным Дягилевым. На основе этого кружка и возник в 1898г. известнейший журнал «Мир искусства», чьим главным оформителем стал Лев Бакст, придумавший обложку. Его уникальный почерк, объединивший веяния модерна, восточные рисунки и яркие краски, быстро сделали его модным и узнаваемым иллюстратором.
Помимо журналов, Бакст оформлял также книги, например, сборники Блока и Волошина, а разработанный им совместно с Бенуа и Сомовым стиль прижился в книгоиздании на много-много лет.


Античное видение, 1906

На его пейзажах больше акаций и оливковых деревьев, чем берез, но они нежны и выписаны с любовью:


«Оливковая роща в Ментоне», 1903

Его «Подсолнухи» не уступают Ван Гогу:


«Подсолнухи», 1906

На десерт покажу еще один пейзаж – как я ни билась, не смогла найти изображение, пришлось позаимствовать чью-то фоточку из сети. Имхо, он прекрасен! Эти светящиеся краски так и манят провалиться внутрь картины, как в Нарнию…


Горное озеро, 1899

Вращаясь в эпицентре творческой жизни своего времени, Бакст был знаком со многими знаковыми персонами серебряного века, оставив целую серию их портретов. Александр Бенуа, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Тамара Карсавина, Лев Толстой, Дягилев – сложно перечислить всех, кого он рисовал.


Портрет А. Белого, 1905


Портрет З. Гиппиус, 1906


Портрет А. Бенуа, 1898

Строгие карандаш и уголь, насыщенное масло, нежные акварель и пастель – все материалы покорились мастеру, придавая сюжетам эмоциональную ауру. Карандашный портрет княгини Орловой совсем не похож на набросок головы молодого дагомейца, но оба выражают характер персонажей.


Портрет О.К. Орловой, 1909


Молодой дагомеец, 1895

С 1898г. Бакст – постоянный участник выставок «Мира искусства», «Secession» (Мюнхен), «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.

Одна из прекраснейших его картин, которую называли «манифестом русского модерна» - нежная тонкая дама в элегантном черном платье и ярко-рыжие апельсины на минималистичном фоне. Ничего лишнего, контуры и цвет, и этим она прекрасна.


«Ужин (Дама с апельсинами)»

Еще один парадокс: его прошение о виде на жительство в Петербурге (евреи не могли проживать в городе без специального разрешения – территориальный ценз) было отклонено императором в феврале 1914, а в мае того же года он уже был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств. Однако в Петербург художник уже не вернулся.

Доминанта второго зала – картина «Приезд адмирала Авелана в Париж». Она была написана по заказу великого князя Алексея Александровича. Событием стала не только она сама, даже подготовительные этюды к ней были выставлены в салоне газеты «Figaro».


«Приезд адмирала Авелана в Париж», 1900

Третий зал посвящен эскизам тканей. Художник поразил публику смелыми красками, изысканной эротичностью, роскошью и фантазией. Ему подражали модники, у него модные дома заказывали разработку узоров для тканей… Первая партия шелка, расписанная по его работам для «шелкового короля Америки» Артура Селига, разлетелась в мгновение ока. В рисунках присутствовали индейские, русские, древнегреческие и индийские мотивы.


Ткани, воссозданные современными дизайнерами по эскизам Бакста

Следующий зал посвящен театральной стороне творчества Бакста, который в 1900-х окончательно нашел себя как театральный художник, став декоратором и костюмером множества балетов: «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал, «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и др. В его костюмах выступали звезды русского балета тех лет – Анна Павлова, Ида Рубинштейн… Критик Яков Тугенхольд писал тогда: "Париж очаровало пряное, сладострастное, яркое, как ткани Востока и самоцветные камни, раздушенное ароматами Востока творчество Бакста»".


Одалиска. Эскиз костюма к балету «Шахерезада», 1910


Клеопатра. Эскиз костюма к балету «Клеопатра», 1910


Воссозданные костюмы

В том же зале вывешен огромный занавес театра Комиссаржевской, он настолько огромен, что, кажется, всегда висел на этой стене и стал ее частью. А с противоположной входу стороны на детище своей неуемной энергии смотрит Сергей Дягилев.


Портрет С.П, Дягилева с няней, 1906

На этом выставка заканчивается, но я все-таки вкратце расскажу, что было дальше.

Время шло, эпоха модерна сменилась эпохой ар-деко, и Дягилев, чутко улавливавший требования зрителя, все чаще заказывает костюмы не у Бакста, а у Пабло Пикассо. В 1918г. пути организатора «Русских сезонов» и художника разошлись окончательно. Несколько лет Лев работал для парижских театров («Fémina» и Гранд-Опера), создав балеты «Смущенная Артемида» и «Волшебная ночь», а также мимодраму «Подлость» и водевиль «Старая Москва». Однако, в 1921г. Дягилев снова приглашает Бакста оформить его постановку «Спящей красавицы» Чайковского.
Бакст продолжает писать портреты своих великих современников: Нижинский, Дебюсси, Анна Павлова, Бунин, Жан Кокто, а не кто иной, как сам Ротшильд, приглашает его оформить свой лондонский особняк декоративными панно на тему той же «Спящей красавицы».
Выставляется в Париже, Лондоне, Берлине, Стокгольме, Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Чикаго, Лос-Анджелесе и Балтиморе, читает лекции по вопросам современного искусства и костюма в Европе и США, публикуется в парижской газете «Comoedia Illustré».
Такая напряженная работа подорвала его здоровье и 27 декабря 1924 г. Бакст скончался в Париже от отека легких.

За приглашение спасибо

Леон Бакст. Древний ужас. 1908. (с) Государственный Русский музей

Юбилейный интерес к Баксту понятен. Он — единственный из художников «Мира искусства», получивший известность во всем мире благодаря дягилевским «Русским сезонам». Картины и эскизы Бакста всегда находятся в центре выставок о русском художническом Серебряном веке. Тем любопытнее, что последняя большая персональная выставка художника в России состоялась в ленинградском Театральном музее полвека назад, к 100-летию Бакста.

В 2016 году на постсоветском пространстве пройдут три выставки Бакста: кроме Русского музея, в ГМИИ им. А.С.Пушкина и в Национальном художественном музее Беларуси (художник родился в Гродно). В каждом случае состав выставок будет разным, лишь иногда пересекаясь. По словам Владимира Круглова , ведущего научного сотрудника ГРМ, куратора выставки, главная задача петербургского проекта — показать многогранность таланта Бакста: портретиста, сценографа, автора росписей по фарфору, дизайнера тканей и костюмов. Он оформлял Выставку исторических портретов в Таврическом дворце 1905 года и выставку 200 лет русской живописи и скульптуры в Париже при Осеннем салоне 1906 года, где впервые использовал традиционную русскую набойку, непривычную для эстета-мирискусника.

Для показа разных ипостасей Бакста потребовалось участие Эрмитажа, Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А.Бахрушина, музея-заповедника «Петергоф», галереи «Наши художники», KGallery и других государственных и частных институций. Самое знаменитое полотно Бакста в собрании Русского музея, конечно, Древний ужас , созданное в 1908 году по мотивам поездки художника в Грецию. Сюжет актуален как тогда, так и сейчас: Афродита с улыбкой отвернулась от гибнущей античной цивилизации. Сто лет назад мнения критиков разделились. Сергей Мамонтов назвал Ужас пейзажем, увиденным с аэроплана, более прозорливый Вячеслав Иванов нашел в сюжете картины три идеи: космическую катастрофу, судьбу и вечную женственность. Разумеется, Русский музей не откажет себе в удовольствии показать Автопортрет; Портрет Сергея Дягилева с няней и Ужин . Последнюю картину похвалил острый на язык Василий Розанов , сравнив улыбку стильной декадентки, кушающей апельсины, с улыбкой Джоконды .





Не обойдется и без занавеса Элизиум , созданного для Театра Веры Комиссаржевской, и эскиза Гость к балету Рихарда Штрауса Легенда об Иосифе , который был подарен автором Русскому музею в 1914 году, во время одного из своих приездов в Россию. Эскизы к спектаклям Ипполит по Эврипиду , Эдип в Колоне Софокла и к балету Фея кукол напомнят о работе Бакста для императорских театров — Александринки и Мариинского. В одной Фее на сцену выходили Павлова, Карсавина, Кшесинская, Ваганова, Фокин — балетная сборная мира.

Впервые публика увидит картину Встреча адмирала Авилана в Париже из фондов Центрального музея ВМФ, а также два блюда с росписями по эскизам Бакста: Священный танец и Фавн из эрмитажного Музея фарфора.

Третьяковская галерея поделилась Портретом Л.П.Гриценко , жены Бакста и дочери Павла Третьякова . Музей Пушкинского дома предоставил портрет Льва Толстого , сделанный юным Бакстом в 1886 году по фотографии. Это первое известное произведение художника. Галерея «Наши художники» предоставила 16 эскизов текстиля для американских мануфактур и сами ткани. Несколько костюмов создано по эскизам Бакста дизайнерами Русского музея.

И все это богатство музей уложил в 100 произведений — зрелище получилось яркое и насыщенное, как и само время, в котором довелось жить Льву Баксту, в юности отказавшемуся от обучения в Академии художеств, а в 1914 году избранному полноправным академиком.