Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вавилонская башня 4 буквы сканворд. Вавилонская башня действительно существовала

Вавилонская башня 4 буквы сканворд. Вавилонская башня действительно существовала

Вавилонская башня. Художник Питер Брейгель.

Среди проблем, относящихся к древнейшей истории человечества, вопрос о происхождении языка есть один из самых увлекательных и в то же время самых трудных вопросов. Авторы начальных глав книги Бытие, отразившие здесь свои примитивные представления о происхождении человека, ничего не говорят нам о том, каким образом, по их мнению, человек приобрел важнейшую из всех способностей, отличающих его от животных, - способность к членораздельной речи. Напротив, они, по-видимому, представляли себе, что человек обладал этим бесценным даром с самого начала; более того, животные разделяли с ним означенное свойство, если судить по примеру змея, говорившего с человеком в Эдеме. Тем не менее разнообразие языков, на которых говорят различные народы, естественно, привлекало внимание древних евреев, и для объяснения этого явления была придумана следующая легенда.

Потомки Ноя спускаются на равнину. После потопа все люди говорили на одном языке, так как они были потомками одного только Ноя. Со временем они решили поискать более подходящую для жизни землю и спустились с гор на плоскую равнину, которую назвали Сеннаар (значение этого древнего слова ученым выяснить не удалось). Сеннаар находится на юге Двуречья — страны, по которой текут на юг и впадают в Персидский залив две великие реки, стремительный Тигр с обрывистыми берегами и плавно несущий свои мутные воды Евфрат. Древние греки называли эту страну Месопотамией [от слов “месо” — между, и “потамос”— река, отсюда происходят наши слова Междуречье или Двуречье, причем правильнее употреблять термин “Двуречье”, потому что мы подразумеваем здесь не только страну между Тигром и Евфратом, но и прилегающие к этим рекам с запада и востока территории.

Люди строят первый на земле город и башню. В Месопотамии не было камня, и люди строили свои жилища из глины. Глиняными были крепостные стены и другие сооружения и постройки, глиняной была посуда, глиняными были особые таблички для письма, заменявшие древним жителям Двуречья книги и тетради.


Для строительства применялись сделанные из глины и высушенные на воздухе кирпичи [такой кирпич называется сырцовым]. Но как-то заметили, что кирпич, попавший в огонь, приобретает прочность камня. Библия рассказывает о том, как люди, научившись делать обожженный кирпич, решили построить первый на земле город, а в нем — огромную башню (столп), которая своей вершиной доставала бы до неба [не забудем, что небо создатели Библии считали твердым]. Цель их состояла в том, чтобы прославить свое имя, а также предупредить возможность рассеяния людей по всей земле: если случится кому-нибудь выйти из города и сбиться с пути среди безбрежной равнины, то, если башня к западу от него, он увидит вдалеке на ясном фоне вечернего неба ее огромный темный силуэт, а если она к востоку от путника - вершину ее, освещённую последними лучами заходящего солнца; это поможет путнику избрать нужное направление; башня послужит ему вехой и покажет обратный путь к дому.



План был хорош, но люди при этом не приняли в расчет ревнивую подозрительность и всемогущество божества.
Строители собрались вместе, и работа закипела: одни лепили кирпичи, другие их обжигали, третьи подвозили кирпичи к месту строительства, четвертые сооружали этажи башни, которая поднималась все выше. Башня строилась не год и не два. Одних кирпичей для нее понадобилось тридцать пять миллионов! И для себя пришлось еще дома построить, чтобы было где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было где петь.
А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю - золотой, чтобы, как солнце, сверкала!
Для скрепления кирпичей между собой использовали природный асфальт, который в Библии называется земляной смолой [целые асфальтовые озера были на юге Двуречья в тех местах, где нефть выходила на поверхность земли].
Много лет строилась башня. Она достигла наконец такой высоты, что каменщику с ношей за спиной приходилось целый год взбираться с земли на вершину. Если он, сорвавшись, разбивался насмерть, то никто не жалел о человеке, но все плакали, когда падал кирпич, потому что требовалось не меньше года, чтобы снова отнести его на вершину башни. Люди трудились так усердно, что женщины, занятые изготовлением кирпича, не прерывали своей работы даже во время родов, а новорожденного ребенка заворачивали в ткань и привязывали к своему телу, продолжая лепить из глины кирпичи как ни в чем не бывало. Днем и ночью кипела работа. С головокружительной высоты люди стреляли в небо, и стрелы падали назад, забрызганные кровью. Тогда они кричали: "Мы убили всех небожителей".



И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской.
Бог не на шутку встревожился, как бы люди и в самом деле не взобрались на небо и не натворили чего-либо в его собственном жилище. Он сказал себе: “Вот один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать”.
Наконец долготерпение бога истощилось. Он обратился к окружавшим его престол семидесяти ангелам и предложил всем спуститься на землю и смешать речь людей. Сказано - сделано.
А потом наслал Бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.
Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла. Они перестали понимать друг друга. Все бросили работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять?
И стали люди присматриваться: с кем они говорят одинаково, с теми и старались держаться. И разошлись люди в разные концы земли, каждый со своим языком, стали строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться.

Но люди хотят верить, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской Башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.
А город, где строили башню, назвали Вавилон (“смешение”), так как Бог смешал там языки...

Через тысячелетия на пустынную, занесенную песком равнину пришли археологи. Они раскопали холмы, под которыми лежали развалины Вавилона, одного из самых знаменитых городов древности, и выяснили, что Вавилонская башня действительно существовала, и не одна. Ступенчатые башни, которые назывались зиккуратами, жители Двуречья строили в честь местных богов. Имя главного бога Вавилона — Мардук. Его храм находился на вершине башни, и вавилоняне верили, что один раз в год бог ночует в своем храме. Сама башня в древности именовалась Эсагила. До сих пор тот холм, где она находилась, называется Бабиль (производное от «Вавилон»). Слово же «Вавилон» в действительности происходит от древнего «Баб-Или», что означает “врата Бога”.
Мнения ученых расходятся: какое же из этих древних сооружений следует признать
"вавилонской башней"? Местное и еврейское предания отождествляют легендарную
башню с развалинами "Бирс-Нимруд" в Борсиппе. Из найденной на том месте
надписи мы узнаем, что древний вавилонский царь, начавший постройку
храма-башни в Борсиппе, не довел до конца это сооружение, которое осталось
без крыши. Возможно, что этот громадный неоконченный храм послужил поводом к
возникновению легенды о вавилонской башне. Однако в древней Вавилонии было еще много других таких же храмов-башен, интересующая нас легенда может иметь отношение к любому из них.
Когда же началось строительство Вавилонской башни?

В христианском мире существует немного легенд, более известных, чем история о Вавилонском Столпотворении. Библия (Бытие 11:1-9) рассказывает об этом так:
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Что есть Сеннаар, где гордецы решили построить колосс? Так Библия называет земли в междуречье Тигра и Евфрата в древности. Он же Шумер, географически - современный Ирак.
Описанные события происходят в период между Потопом и переселением Авраама из Междуречья в Палестину. Библеисты (верующие библеисты) датируют жизнь Авраама началом второго тысячелетия до нашей эры. Следовательно, Вавилонское Смешение в буквальном библейском варианте происходит где-то в третьем тысячелетии до нашей эры, на несколько поколений раньше Авраама (реальность персонажа - не тема данной статьи).
Иосиф Флавий поддерживает эту версию: послепотопные люди не хотят зависеть от богов и строят башню до небес. Боги разгневаны - смешение языков, прекращение строительства.
Кое-что мы уже имеем: башня выстроена в Шумере в III тысячелетии до нашей эры. Однако для историков одной Библии недостаточно, поэтому далее послушаем самих жителей Междуречья:
«К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье», - пишет вавилонский царь Набополасар.


«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом», - пишет его сын, Навуходоносор.
В 1899 году немецкий археолог Роберт Кольдевей, обследуя пустынные холмы в 100 километрах к югу от Багдада, обнаруживает руины забытого Вавилона. Кольдевей будет раскапывать этот город следующие 15 лет своей жизни. И подтвердит две легенды: о Садах Семирамиды и о Вавилонской Башне.
Кольдевей обнаружил квадратное основание храма Этеменанки шириной 90 метров. Приведенные выше слова царей обнаружены именно при этих раскопках на клинописных глиняных таблицах Вавилона. Каждый большой город Вавилона должен был иметь зиккурат (пирамиду-храм). Храм Этеменанки («Храм краеугольного камня неба и земли») имел 7 ярусов, раскрашенных в разные цвета. Каждый ярус функционировал как храм какому-либо божеству. Пирамиду венчала золотая статуя Мардука, верховного бога вавилонян. Высота Этеменанки была 91 метр. Если сравнивать с пирамидой Хеопса (142 метр), это довольно внушительное строение. Древнему человеку пирамида казалась лестницей на небо. И строилась эта «лестница» из обожжённых глиняных кирпичей, как и написано в Библии.


Теперь состыкуем данные. Как храм Этеменанки попал в Библию?
Навуходоносор Второй (Nebuchadnezzar II) в начале VI века до нашей эры разрушил Иудейское царство и переселил его население в Вавилон. Там-то иудеи, которые к тому времени ещё не завершили формирование Ветхого Завета, и увидели поразившие их воображение зиккураты. И полуразрушенный или недостроенный храм Этеменанки. Наиболее вероятно, что как раз пленных Навуходоносор и использовал для восстановления культурных памятников предков и строительства новых. Там и появилась версия рабов («балал» - «смешение» на древенееврейском). Ведь евреи до этого никогда не сталкивались с подобным многоязычием. Но на родном языке «Вавилон» означал «Божьи Врата». Там и появилась версия, что бог когда-то разрушил эту башню. Древние евреи как бы пытаются посредством мифа осудить строительные работы с привлечением рабов. Там, где вавилоняне хотели стать ближе к богам, иудеи узрели святотатство.
Геродот описывает Вавилонскую башню как 8-ярусную, 180 метров у основания. Вполне возможно, что под нашим зиккуратом находится ещё один, недостающий ярус. Кроме того, есть косвенные данные, что храм Этеменанки стоял уже при царе Хаммурапи (XVIII век до н.э.). И всё-таки когда же постройка начиналась, пока достоверно неизвестно.

Есть немало народов, пытавшихся объяснить разноязычие человеческого рода вне всякой связи с сооружением вавилонской башни или других подобных зданий. Так, например, у греков существовало предание, что в старину люди жили в мире, не имели ни городов, ни законов, говорили все на одном языке и управлялись одним богом Зевсом. Впоследствии Гермес ввел различные наречия и разделил человечество на отдельные народы. Тогда впервые появились раздоры среди смертных, и Зевс, утомленный их распрями, отказался управлять ими и передал свое владычество в руки аргосского героя Форонея, первого царя на земле.
Племя ва-сена (в Восточной Африке) рассказывает, что некогда все народы земли знали только один язык, но однажды во время жестокого голода люди сошли с ума и разбрелись по всем концам земли, бормоча непонятные слова; с тех пор возникли различные человеческие наречия.
Тлинкиты из Аляски объясняют существование различных наречий сказанием о великом потопе, заимствованным, по-видимому, от христианских миссионеров или торговцев. Племя киче, обитающее в Гватемале, имело предание о том первобытном времени, когда все люди жили вместе, говорили на одном только языке, не поклонялись Деревьям и камням и свято хранили в памяти слова "создателя, сердца неба и земли". Но с течением времени племена размножились и, покинув свою старую родину, собрались в одно место, называемое Тулан. Здесь, по словам предания, распался человеческий язык, возникли различные наречия; люди перестали понимать чужую речь и рассеялись по всему миру в поисках новой родины.
Многие легенды, пытающиеся объяснить разнообразие языков, не упоминают вовсе о вавилонской башне и поэтому, за исключением, пожалуй, тлинкитского предания, могут быть признаны вполне самостоятельными попытками человеческого ума разрешить столь трудную проблему.

Http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19863/
Псевдоним: Прим Палвер

В какой стране располагалась вавилонская башня? Существует ли она сейчас и где находятся ее остатки? Разбираемся вместе с ЭГ.

Название города Вавилон упоминается в священных книгах - Библии и Коране. Долгое время считалось, что на самом деле его вообще не существовало, а привычные и сегодня метафоры про башню и столпотворение взялись из легенд.

Несколько веков жители Ирака даже не подозревали, что холмы у окраины современного города Эль-Хилла, в ста километрах от Багдада, скрывают развалины первого в мире мегаполиса и той самой Вавилонской башни. Но в XIX веке нашелся человек, который открыл миру тайну древних развалин. Это был археолог из Германии Роберт Кольдевей .

Как птица Феникс

Справка: Вавилон (в переводе – «врата богов») основан не позже третьего тысячелетия до нашей эры, располагался на юге Древней Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата), в области Аккад. Шумеры, один из древнейших народов, поселившиеся здесь, называли его Кадингирра. Город не раз переходил из рук в руки при нашествиях многочисленных завоевателей. В - I тыс. до н. э. он стал главным городом созданного амореями Вавилонского царства, где жили потомки шумеров и аккадцев.

Царь Хаммурапи (1793 -1750 гг. до н. э.) из династии амореев, завоевав все значимые города Месопотамии, объединил большую часть Двуречья и создал государство со столицей в Вавилоне. Хаммурапи - автор, по сути, первого в истории законодательного кодекса. Написанные клинописью на глиняных табличках законы Хаммурапи дошли до нашего времени.

При Хаммурапи Вавилон стал быстро расти. Здесь строилось много защитных сооружений, дворцов, храмов. Богов у вавилонян было много, а потому и храмы возводились в честь богини врачевания Нинисины, бога Луны Нанны, бога грозы Адада, богини любви, плодородия и власти Иштар и других шумеро-аккадских божеств. Но главным был Эсагил - храм, посвященный покровителю города богу Мардуку.

Однако боги не спасали Вавилонию от нашествий захватчиков. В конце XVII века до н. э. Вавилонское царство завоевали хетты, в начале XVI века до н. э. оно перешло к касситам, в XIII веке им стали править ассирийцы, в VII-VI - халдеи, а в IV веке до н. э. город Вавилон стал столицей державы Александра Македонского . Завоеватели не щадили города и потому Вавилон не раз подвергался разрушению, чтобы в конце концов, как птица Феникс, снова возродиться из пепла.


Город чудес

Считается, что наибольшего расцвета Вавилон достиг при халдейском царе Навуходоносоре II , который правил между 605 и 562 годами до н.э. Он был старшим сыном Набопалассара , основателя нововавилонской династии.

С малых лет Навуходоносор («первенец, посвященный богу Набу»), показал себя отличным воином. Его армия покорила несколько небольших государств на территории современного Ближнего Востока, а всё, что было там ценного, везли в Вавилонию. В том числе бесплатную рабочую силу, превратившую пустыню в оазис с многочисленными каналами.

Навуходоносор усмирял непокорных иудеев, которые то и дело бунтовали против Вавилонии. В 587 году вавилонский царь разрушил Иерусалим и его главный храм Соломона, забрал из храма священные сосуды и переселил евреев под свой присмотр.

70 лет длилось «вавилонское пленение» евреев – столько им было отмерено, чтобы осознать свои ошибки, раскаяться в грехах перед Богом и опять обратиться к вере своих предков. Вернуться домой им было позволено, когда персидский царь Кир завоевал Вавилонию.

Как ни странно, но в своих мемуарах Навуходоносор отмечал, что больше всего он гордится отстроенными городами и дорогами, которые в них пролегают. Вавилону позавидовали бы многие современные города. Он стал крупнейшим мегаполисом Древнего мира: в нем было миллион жителей.

Здесь сосредоточилась международная торговля, процветали наука и искусства. Его укрепления были неприступны: со всех сторон город окружили стенами толщиной до 30 метров с башнями, высокими валами, емкостями с водой.


Красота Вавилона поражала воображение. Улицы были вымощены плиткой и кирпичом, вырезанными из редких горных пород, дома знати украшены огромными барельефами, а стены многочисленных храмов и дворцов – изображениями мифических животных. Чтобы соединить Восточный и Западный районы города, Навуходоносор решил построить мост через реку Евфрат. Этот мост длиной в 115 метров и шириной в 6 метров со съемной частью для прохождения кораблей – инженерное чудо того времени.

Отдавая дань городу, царь не забывал и о своих нуждах. Он как сообщает древний источник, немало постарался, чтобы «выстроить дворец для жилища моего величества в Вавилоне».

Во дворце был тронный зал, пышно украшенный изображениями колонн и пальмовых листьев, выполненных цветной эмалью. Дворец был настолько хорош, что его прозвали «Чудо человечества».

На севере Вавилона, на специально созданных каменных возвышениях, имевших вид гор, Навуходоносор выстроил дворец для своей жены Аманис . Она была родом из Мидии и скучала по привычным местам. И тогда царь велел украсить дворец пышной растительностью, чтобы это напоминало зеленые оазисы Мидии.

Привезли плодородный грунт и посадили растения, собранные со всех концов света. Воду для орошения поднимали на верхние террасы специальными насосами. Спускавшиеся уступами зеленые волны были похожи на гигантскую ступенчатую пирамиду.

Вавилонские «висячие сады», положившие начало легенде о «висячих садах Семирамиды» (легендарной азиатской завоевательницы и царицы Вавилона, жившей в другой период), стали седьмым чудом света.


Пиры Валтасара

Навуходоносор II правил Вавилонией более 40 лет, и казалось, ничто не может помешать городу процветать и дальше. Но иудейские пророки еще за 200 лет предсказали ему падение. Это произошло во времена правления внука Навуходоносора II (по другим источникам - сына) Валтасара .

Как свидетельствует библейская легенда, в это время к стенам Вавилона подошли войска персидского царя Кира. Однако вавилонян, уверенных в крепости стен и защитных сооружений, не очень это волновало. Город жил роскошно и весело. Иудеи вообще считали его безнравственным городом, где царит распутство. Царь Валтасар собрал на очередной пир не менее тысячи человек и приказал подать гостям вино в священных сосудах из Иерусалимского храма, использовавшихся раньше только для служения Богу. Вельможи пили из этих сосудов и насмехались над Богом иудеев.

И вдруг в воздухе появилась человеческая рука и начертала на стене непонятные слова на арамейском языке: «Мене, мене, таке, упарсин». Пораженный царь позвал пророка Даниила , который еще юношей попал в вавилонский плен, и попросил перевести надпись. Она гласила: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено», Даниил пояснил, что это послание Бога Валтасару, в котором предсказана скорая гибель царю и его царству. Никто не поверил предсказанию. Но оно сбылось той же октябрьской ночью 539 года до н. э.

Кир взял город хитростью: он приказал отвести воды реки Евфрат в специальный канал и по осушенному руслу проник в Вавилон. Валтасара убили персидские воины, Вавилон пал, его стены были разрушены. Позже его завоевали арабские племена. Слава великого города канула в Лету, сам он превратился в руины, и «ворота богов» навсегда закрылись для человечества.

Была ли башня?

Многие европейцы, посещавшие Вавилон, искали следы башни, о которой рассказывала библейская легенда.

В 11 главе книги «Бытие» содержится предание о том, что задумали сделать потомки Ноя, спасшиеся после Великого потопа. Они говорили на одном языке и, двигаясь с востока, пришли на равнину в земле Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где и поселились. А потом решили: наделаем кирпичей и построим «себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».

Башня всё росла, поднимаясь в облака. Наблюдавший за этим строительством Бог заметил: «вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать».

Ему не понравилось, что люди возомнили вознести себя выше неба, и он решил смешать их язык, чтобы они перестали понимать друг друга. Так и случилось.

Строительство замерло, поскольку все стали говорить на разных языках, люди были рассеяны по всей земле, а городу, где Господь «смешал язык всей земли», было дано имя Вавилон, что обозначает «смешение». Таким образом, первоначально «вавилонское СТОЛПО-ТВОРЕНИЕ» - это создание высокого сооружения, а не куча-мала и неразбериха.

Повествование о Вавилонской башне, наверное, так бы и осталось преданием, если бы во время раскопок Вавилона не обнаружили следы колоссального сооружения. Это были развалины храма.

В Древней Месопотамии строили храмы, совершенно не похожие на привычные европейские, - высоченные башни, которые назывались зиккуратами. Их вершины служили площадками для религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Среди них выделялся вавилонский зиккурат Этеменанки, что означало «Дом, где сходятся небеса с землею». Его высота – 91 метр, он имел восемь ярусов, семь из которых шли по спирали. Общая высота составляла около 100 метров.

Подсчитали, что для строительства башни понадобилось не менее 85 млн кирпичей. На верхней площадке возвышался двухэтажный храм, к нему вела монументальная лестница.

Наверху располагалось святилище, посвященное богу Мардуку, и предназначенное для него золотое ложе, а также золоченые рога. У подножия Вавилонской башни, в Нижнем храме, стояла статуя Мардука из чистого золота, век ее составлял 2,5 тонны.

Предполагают, что храм существовал еще во время правления Хаммурапи, его не раз разрушали и перестраивали. Последний раз – при Навуходоносоре. В 331 году до н. э. по приказу Александра Македонского башня была разобрана, ее собирались реконструировать, Но смерть Александра Великого помешала осуществить этот план. На память человечеству остались только величественные развалины и библейские легенды.

32.536389 , 44.420833

В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Более стилизованное геометрически сооружение изобразил М. Эшер на гравюре 1928 года .

Литература

Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в европейской литературе:

  • Франц Кафка написал на эту тему притчу «Герб города» (Эмблема города)
  • Клайв Льюис , роман «Мерзейшая мощь»
  • Виктор Пелевин , роман «Generation P»
  • Нил Стивенсон в романе «Лавина » дает интересную версию строительства и значения Вавилонской башни.

Музыка

Следует отметить, что многие вышеуказанные песни содержат в названии слово Вавилон, но в них нет упоминания о Вавилонской башне.

Театр

Категории:

  • Древний Вавилон
  • Невоплощённые сверхвысокие строения
  • Сюжеты Ветхого Завета
  • Понятия и термины в Библии
  • Зиккурат
  • Вавилонская башня
  • Книга Бытия
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вавилонская башня" в других словарях:

    И смешение языков, два предания о Древнем Вавилоне (объединённых в каноническом тексте Библии в единый рассказ): 1) о постройке города и смешении языков и 2) о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания приурочены к «началу истории»… … Энциклопедия мифологии

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего. постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1 9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей,… … Энциклопедия Кольера

    В Библии предание, приуроченное к началу истории человечества (после потопа), когда строили город и башню до небес (первое большое строительство людей). Если город строили оседлые жители, умевшие обжигать кирпич, то башню кочевники с Востока;… … Исторический словарь

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес … Православная энциклопедия

    Вавилонская башня - Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонская башня в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Вавилонская Башня - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (см. Быт. 11, 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни,… … Православие. Словарь-справочник

    Вавилонская башня - Книжн. Об очень высоком здании, строении. В тот день океан устроил людям подлинное побоище… Эфир был полон сообщениями об аварийном состоянии судов многих стран. Под ударами рухнула «вавилонская башня» наших дней циклопическое сооружение,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (11. 1-9).

Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон ». Таким образом, рассказ о Вавилонской башне (Быт 11. 9) строится на созвучии древнееврейского названия «Вавилон» и глагола «смешивать». По преданию, строительством Вавилонской башни руководил потомок Хама Нимрод (Ios. Flav. Antiq. I 4. 2; Epiph. Adv. haer. I 1. 6).

Библейское повествование о Вавилонской башне дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, которое может быть соотнесено и с современным пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевропейские (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и другие языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В.М. Иллич-Свитыч, И.М. Дьяконов , В.Н. Топоров и В.В. Иванов. Кроме того, рассказ о Вавилонской башне является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в другой форме у апостола Павла, стала одной из основ христианской антропологии (Кол 3. 11).

В христианской традиции Вавилонская башня - символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу Вавилонской башни представляет чудо основания Церкви, которая соединяет народы Духом Святым (Деяния 2. 4-6). Вавилонская башня также является прообразом современной технократии.

Образ «города и башни» в книге Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, например, идею «центра мира», которым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim. P. 135). В Священном Писании строительство Вавилонской башни описано с позиций Божественного Откровения, в свете которого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни.

Другим аспектом рассказа о Вавилонской башне является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J. T. Сol. 1864).

Образ Вавилонской башни, несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из нескольких террас, расположенных одна над другой (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot. Р. 43). Священное Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства других государств Древнего Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

Во время активного археологического изучения Древней Месопотамии было сделано множество попыток найти так называемый «прообраз» Вавилонской башни в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen. P. 334), который имел шумерское название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

Найти остатки Вавилонской башни пытались уже в XII веке. Вплоть до конца XIX - начала XX веков с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе Вавилонскую башню отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173 годами), немецкий исследователь К. Нибур (1774 год), английский художник Р. Керр Портер (1818 год) и другие. В Акар-Куфе Вавилонскую башню видели немец Л. Раувольф (1573-1576 годы), купец Дж. Элдред, описавший в конце XVI века руины «башни». Итальянский путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616 года), считал Вавилонскую башню самым северным из его холмов, который сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти Вавилонскую башню в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до конца XIX века.

В начале ХХ века границы Древнего Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тысячелетия до Р.Х.) стало ясно, что в связи с Вавилонской башней речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - первая половина II тысячелетия до Р.Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539 годах). Г.К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в конце XV - начале XIV веков, уже в XII в. до Р.Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х годах XX века С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать Вавилонской башней. Наконец, раскопки Бабиля, самого северного из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

Найти Вавилонскую башню внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед германской экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917 годы). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, которые в 1901 году отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 году Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 году, стали основой новых реконструкций. В 1962 году Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995 год) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.