Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Соколов микитов ударение. Соколов-микитов иван сергеевич, краткая автобиография

Соколов микитов ударение. Соколов-микитов иван сергеевич, краткая автобиография

Соколов-Микитов

Соколо́в-Микито́в

(настоящая фамилия Соколов) Иван Сергеевич (1892, урочище Осеки Калужской губ. – 1975, Москва), русский писатель. Родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство» (1931-53). В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий (1915). После Октябрьской революции оказался в эмиграции (1921-22), но в 1923 г. вернулся на родину. Наиболее значительные произведения: сборники рассказов «Где птица гнезда не вьёт» (1923), «На речке Невестнице» (1923-28), «Голубые дни» (1926-28), повести «Чижикова лавра» (1926), «Елень» (1929). Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество и на опыт предшественников – И. А. Бунина, А. М. Ремизова и других.

Многочисленные поездки по стране в 1930–40-е гг. нашли отражение в его очерковых сборниках «Ленкорань», «Пути кораблей» (оба – 1934), «Летят лебеди» (1936), «Северные рассказы» (1939), «На пробуждённой земле» (1941), «Рассказы о родине» (1947) и др.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Соколов-Микитов" в других словарях:

    Соколов Микитов, Иван Сергеевич Иван Сергеевич Соколов Микитов Дата рождения: 19 (30) мая 1892 Место рождения: урочище Осеки Калужской губернии, Российская империя Дата смерти: 20 февраля 1975 Место смерти: Москва, СССР Род деятельности … Википедия

    Иван Сергеевич (1892 1975), русский писатель. В рассказах о деревне (цикл На речке Невестнице, 1923 28), в путевых очерках, книге Северные рассказы (1939), автобиографической повести Детство (1931 1953) поэзия труда, тонкое чувство природы.… … Русская история

    Иван Сергеевич , русский советский писатель. Литературную деятельность начал в 1916. Для прозы С. М. характерны жанры реалистического рассказа и путевого очерка, отмеченных… …

    Соколов-Микитов И. С. - СОКОЛÓВ МИКИТÓВ Иван Сергеевич (1892–1975), рус. писатель. В рассказах о деревне (цикл На речке Невестнице, 1923–28), в путевых очерках, кн. Северные рассказы (1939), автобиогр. пов. Детство (1931–53) – поэзия труда, тонкое… … Биографический словарь

    Русский советский писатель. Литературную деятельность начал в 1916. Для прозы С. М. характерны жанры реалистического рассказа и путевого очерка, отмеченных вниманием к природе, к… … Большая советская энциклопедия

    - (1892 1975) русский писатель. В рассказах о деревне (цикл На речке Невестнице, 1923 1928), путевых очерках, книге Северные рассказы (1939), автобиографической повести Детство (1931 53) поэзия труда, тонкое чувство природы. Мемуары … Большой Энциклопедический словарь

    Иван Сергеевич Соколов Микитов … Википедия

    - (наст. фам. Соколов; 1892–1975) – рус. писатель. Род. в семье приказчика. Учился на с. х. курсах в Петербурге. Печататься начал в 1912. Чтобы его не путали с другими Соколовыми, известный своими описаниями рус. природы С. М. добавил к своей наст … Энциклопедический словарь псевдонимов

    - (1892 1975), русский писатель. В рассказах о деревне (цикл «На речке Невестнице», 1923 28), путевых очерках, книге «Северные рассказы» (1939), автобиографической повести «Детство» (1931 53) поэзия труда, тонкое чувство природы. Мемуары. * * *… … Энциклопедический словарь

    Соколов-Микитов Ив. Сер. - СОКОЛОВ МИКИТОВ Ив. Сер. (1892 1975) прозаик. Род. в урочище Осеки близ Калуги, в семье управляющего лесным имением (добавка к фам.: Микитов от имени деда). Учился в сел. школе, потом в реальном уч ще в Смоленске. В 1910 приехал в Пб., поступил… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • И. Соколов-Микитов. Избранное , Соколов - Микитов И.. Основной темой в творчестве И. С. Соколова-Микитова была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не…

Ива́н Серге́евич Соколо́в-Микито́в (17, Осеки - 20 февраля 1975, Москва) - русский советский писатель.

Биография

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в урочище Осеки Калужской губернии (ныне [[Перемышльский район] Калужской области) в семье Сергея Никитича Соколова - управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных.

В 1895 г. семья переехала на родину отца в село Кислово Дорогобужского района (ныне - Угранский район Смоленской области).

Когда ему исполнилось десять лет отец отвез его в Смоленск где определил в Смоленское Александровское реальное училище. В училище Соколов-Микитов увлёкся идеями революции. За участие в подпольных революционных кружках Соколов-Микитов был исключён из пятого класса училища. В 1910 Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение - сказку «Соль земли». Вскоре Соколов-Микитов понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и всё больше начинает увлекаться литературой. Он посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями Алексеем Ремизовым, Александром Грином, Вячеславом Шишковым, Михаилом Пришвиным, Александром Куприным.

С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок». Вскоре он устроился работать на торговое судно, побывал во многих портовых городах Европы и Африки. В 1915 в связи с начавшейся Первой Мировой он вернулся в Россию. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».

В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовывается и за долги продаётся с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем в 1921 году перебирается в Германию. В 1922 Соколов-Микитов встретился в Берлине с Максимом Горьким , который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.

После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин», в которой он участвовал как корреспондент «Известий».

В 1930-1931 годах выходят циклы «Заморские рассказы», «На Белой Земле» повесть «Детство».

В 1929-1934 годах Соколов-Микитов живёт и работает в Гатчине. К нему в гости часто приезжают известные писатели Евгений Замятин, Вячеслав Шишков, Виталий Бианки, Константин Федин. В его доме долго жил и известный писатель-охотовед Николай Анатольевич Зворыкин (1873-1937).

Во время Второй мировой войны Соколов-Микитов работает в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград.

Начиная с лета 1952 года Соколов-Микитов начинает жить в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово Конаковского района. Здесь он пишет бо́льшую часть своих произведений.

Его проза выразительна и наглядна прежде всего в тех случаях, когда он придерживается собственного опыта, она слабее, когда писатель передаёт слышанное.

В гостях в его «карачаровском» домике бывали писатели Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин, Владимир Солоухин, многие художники, журналисты.

Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года в Москве. По завещанию, урна с его прахом была захоронена на Новом кладбище в Гатчине. В 1983 году на захоронении был установлен памятник, инициатором выступало Гатчинское городское отделение ВООПИиК. Рядом с Иваном Сергеевичем похоронены и его близкие - мать Мария Ивановна Соколова (1870-1939) и дочери Елена (1926-1951) и Лидия (1928-1931).

Семья

  • Мать - калужская крестьянка Мария Ивановна Соколова (1870-1939)
  • Отец - приказчик, управляющий лесными угодьями Сергей Никитич Соколов.
  • Жена - Лидия Ивановна Соколова. Познакомились они в московском издательстве «Круг».
После женитьбы у них родились три дочери. Старшая Ирина (Арина), средняя Елена (Алёна), младшая - Лидия. Все они умерли ещё при жизни родителей. Младшая дочь умерла от болезни, через десять лет после этого умерла старшая дочь. Средняя дочь Елена утонула в 1951 году на Карельском перешейке.
  • Внук - министр культуры России (2004-2008), ректор Московской консерватории (2001-2004, затем с 2009), профессор Александр Сергеевич Соколов.

Сочинения

  • Ленкорань (1934)
  • Пути кораблей (1934)
  • Летят лебеди (1936)
  • Северные рассказы (1939)
  • На пробужденной земле (1941)
  • Рассказы о Родине (1947)
  • Детство (1953)
  • Первая охота (1953)
  • На теплой земле (1954)
  • Листопадничек (1955)
  • Звуки земли (1962)
  • Карачаровские записи (1968)
  • У святых источников (1969)

Память

В 1981 г. в Карачарово в доме, где жил Соколов-Микитов, была установлена мемориальная доска.

В 2007 году в Санкт-Петербурге в доме, где жил Соколов-Микитов, открыта мемориальная доска.

В 2008 году в с. Полднево, Угранского района, Смоленской области открыт дом-музей Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, перевезенный из деревни Кислово.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) - русский советский писатель.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в урочище Осеки Калужской губернии (ныне Перемышльский район Калужской области) в семье Сергея Никитича Соколова - управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных.
В 1895 г. семья переехала на родину отца в село Кислово Дорогобужского района (ныне - Угранский район Смоленской области). Когда ему исполнилось десять лет, отец отвез его в Смоленск где определил в Смоленское Александровское реальное училище. В училище Соколов-Микитов увлёкся идеями революции. За участие в подпольных революционных кружках Соколов-Микитов был исключён из пятого класса училища. В 1910 Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение - сказку «Соль земли». Вскоре Соколов-Микитов понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и всё больше начинает увлекаться литературой. Он посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями Алексеем Ремизовым, Александром Грином, Вячеславом Шишковым, Михаилом Пришвиным, Александром Куприным.
С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок». Вскоре он устроился работать на торговое судно, побывал во многих портовых городах Европы и Африки. В 1915 в связи с начавшейся Первой Мировой он вернулся в Россию. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».
В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовывается и за долги продаётся с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем в 1921 году перебирается в Германию. В 1922 Соколов-Микитов встретился в Берлине с Максимом Горьким, который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.
После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин», в которой он участвовал как корреспондент «Известий».
В 1930-1931 годах выходят циклы «Заморские рассказы», «На Белой Земле» повесть «Детство».
В 1929-1934 годах Соколов-Микитов живёт и работает в Гатчине. К нему в гости часто приезжают известные писатели Евгений Замятин, Вячеслав Шишков, Виталий Бианки, Константин Федин.
1 июля 1934 года Соколов-Микитов принят в члены Союза советских писателей.
Во время Второй мировой войны Соколов-Микитов работает в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград.
Начиная с лета 1952 года Соколов-Микитов начинает жить в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово Конаковского района. Здесь он пишет большую часть своих произведений.
В гостях в его «карачаровском» домике бывали писатели

Книги, которым посчастливилось перебраться в деревню, летом непременно находят своего читателя. Сидеть с "Томом Сойером" на качелях, валяться на пляже с "Гарри Поттером", бродить по заброшенной аллее с "Барышней-крестьянкой" или упиваться "Тимуром и его командой" на чердаке - об этом в городе и мечтать не приходится.

Мой папа за компьютером

Проводит целый год.

У мамы заряжаются

Айфон, айпад, айпод.

Сестра сидит с букридером -

Всё тихо, как во сне...

Пускай по скайпу бабушка

Расскажет сказку мне!

Михаил Яснов

А как замирает сердце, когда в июньских сумерках - не по скайпу, а рядышком! - бабушка читает тебе про Робинзона Крузо или капитана Немо.

Как уютно и славно становится на душе, когда мама читает тебе про Муми-тролля или про коротышек в Солнечном городе!

С какой важностью дедушка читает "Детство Никиты" - можно подумать, он провел детство не в пионерских лагерях, а в дворянской усадьбе.

Как смешно папа читает "Денискины рассказы" - прочитает абзац или два, а потом давится от смеха, как будто его щекочут травинкой. Если папу попросить почитать вслух "Пять похищенных монахов" Юрия Коваля, то после первой страницы папа от смеха просто упадет на пол, а потом скажет: "Не давайте мне больше читать таких смешных книжек, а то я умру!"

Кстати, можно устроить целое Ковалиное лето: забрать из городской квартиры все его книжки и читать их друг за дружкой, а потом играть в Недопеска Наполеона Третьего или в Васю Куролесова. Где еще играть в Васю, если не в деревне.

Можно устроить Драгунский июнь, Чуковский июль, Успенский август... Или объявить в какой-нибудь дождливый понедельник Кургузый день, и с утра до вечера читать рассказы Олега Кургузова. Его истории очень полезно читать папам, особенно когда папы нервничают.

А перед отъездом на дачу стоит заехать в книжный магазин и купить новых детских книжек. Не потому, что новые лучше старых, а потому что новые пахнут особенно.

Самая красивая

В. Осеева. Синие листья. Рассказы, стихи, сказки. Санкт-Петербург-Москва, "Речь", 2015.

Книгу со стихами и рассказами Валентины Осеевой интересно читать вместе с бабушкой или прабабушкой - они хорошо помнят и "Динку", и "Волшебное слово"...

"Синие листья" вышли с иллюстрациями Ольги Борисовны Богаевской - выдающейся русской художницы, чьи работы находятся в Русском музее и Третьяковской галерее. В ее рисунках нет ничего эффектного, но каждый будто создан от избытка счастья. Вот бабушка печет пирожки, вот дети бегут под дождем, вот семья сидит за столом и ходики тикают, вот малыш с мамой идут по деревенской улице... И везде - свет, солнце. Все промытое, как после дождя, - лица, облака, деревья...

Ольга Богаевская не считала свои рисунки шедеврами, но для нас они больше чем образцы искусства. Они - глоток детства.

В нынешнем году исполняется сто лет со дня рождения Ольги Борисовны Богаевской. В том же петербургском издательстве "Речь" вышла еще одна замечательная книга с ее иллюстрациями: "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви" Фраермана.

Самая таинственная

Юрий Коваль. Воробьиное озеро. Москва, Издательский Дом Мещерякова, 2015.

В книге - тридцать пять маленьких новелл о чем-то главном в жизни. И пусть вас не смущает, что названия у этих рассказов выглядят не такими уж главными: "Тузик", "Морошка", "Летний кот", "Старая яблоня", "Грач", "Висячий мостик", "Шень-шень-шень", "Пантелеевы лепешки".

Или вот совсем уж простецкое название: "Хрюкалка". Это зарисовка о вальдшнепе; за хриплый голос охотники зовут его иногда "хрюкалкой". Что же может быть важного в такой зарисовке? А важно у Юрия Коваля каждое слово - оно написано с такой деликатностью, с таким чувством уважения к тайнам бытия, что слегка светится. Вот заметьте: прочитаешь несколько страниц Коваля и ходишь потом весь день внутренне слегка освещенный.

Рисунки к "Воробьиному озеру" нарисовала график Галина Макавеева. Она хорошо знала Юрия. И так же, как он, художница любит лес, речку, таинственных ночных налимов и лошадей, которых надо подманивать так: шень-шень-шень...

Юрий Коваль однажды сказал: "Я думаю, что лучшими людьми, которых я встречал, были, конечно, художники".

Самая неожиданная

Елена Литвяк. Под небом Радонежа. Рассказы о Преподобном Сергии для детей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.

Эта книга родилась на моих глазах. Я помню ее маленькой рукописью - три-четыре листочка с еще робкими рассказами. Елена Литвяк писала их поначалу не для книги, а для своих детей - тогда их было двое, Аня и Макарий (а сейчас к ним прибавились Митя и Федя). Лене очень хотелось рассказать своим малышам о чудотворце и его удивительной жизни. И вот получилось не только познавательное повествование об игумене Радонежском, а книга радостная, увлекательная и свежая.

Автору, конечно, очень помогло то, что первые читатели у нее под боком. О самом почитаемом русском святом Елене Литвяк удалось написать так, что книга понятна и пятилетнему малышу. И что очень важно - в повести нет той приторности, в которой иной раз просто вязнешь, читая детям книжки о православных подвижниках.

Тексту сопутствуют такие же ясные и в то же время канонически точные иллюстрации художницы Екатерины Мацук. В издании много воздуха, узорочья буквиц, той гармонии и изящества, которые всегда отличали монастырские рукописные книги.

Самая пушистая

И.С. Соколов-Микитов. Лето в лесу. Санкт-Петербург-Москва, Издательский дом "Речь", 2015.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (ударение в фамилии на последний слог) хотя и странствовал в юности по морям, но в душе всегда был лесным человеком. Читаешь его рассказы о зайцах и филинах, ежах и медведях, лисятах и лосятах и чувствуешь, как хорошо автору среди них. Течение его прозы напоминает тихую лесную речку.

В старости у Ивана Сергеевича ослабло зрение, он не переносил яркий свет и сравнивал себя с барсуком. Юрию Ковалю сетовал: "Живу на барсучьих правах. Барсуки выходят из нор только ночью. У них слабые глаза, не переносят дневного света... Вот и занавешиваю окно. Так хочется в лес, на волю..."

Книгу "Лето в лесу" еще в 1956 году проиллюстрировал художник-анималист Георгий Евлампиевич Никольский, биолог по образованию. В Великую Отечественную он добровольцем ушел на фронт, скрыв от врачей свою болезнь сердца. А после Победы он вновь рисовал своих любимых пушистых и косолапых, много работал для "Мурзилки", где "довел свое мастерство до изумительной виртуозности".

Самая веселая

Юнна Мориц. Попрыгать-поиграть! Санкт-Петербург-Москва, Издательский дом "Речь", 2015.

На первой же странице этой книжки я встретил стихотворение, которое полюбил в ту пору, когда купил для маленьких дочек пластинку "Сто фантазий". Там были песни на стихи Юнны Мориц, их пели Татьяна и Сергей Никитины, а сами стихи удивительно читала Татьяна Жукова. "Стоит в лесу тесовый дом, // Дом гнома! // А в нем живет веселый гном, // Гном - дома!// Он кормит белок шишками, // За стол садится с мишками..."

В книжке "Попрыгать-поиграть!" все стихи с той давней пластинки в сопровождении иллюстраций Бориса Калаушина - звонких, праздничных и даже чуть-чуть нахальных, как оркестр уличных музыкантов. Все звенит, бежит, свистит и бьет в барабан!

Отец Бориса Матвеевича был создателем и первым директором Всероссийского музея Пушкина, но начальство считало, что яблоко далеко укатилось от яблони. Бориса прорабатывали как опасного авангардиста. Но вот прошло время, и оказалось, что яблоко никуда не укатилось, висит себе на родовой яблоне. Сегодня работы Бориса Калаушина - классика отечественной иллюстрации.

Самая застенчивая

Екатерина Серова. Наши цветы. Рисунки Наталии Басмановой. Санкт-Петербург, ДЕТГИЗ, 2015.

Автор лучшей в нашей детской литературе поэтической книги о полевых цветах родилась в Вологде, училась на физфаке Ленинградского университета, в 1941-м рыла окопы под Ленинградом. Когда "Наши цветы" вышли первым изданием, Екатерина Васильевна получила из интерната для слепых детей письмо: "Пришлите как можно больше экземпляров "Наших цветов", слепые дети впервые поняли прелесть простых луговых цветов и полюбили их".

На лугу расцвёл кипрей,

Вот Семья богатырей!

Крепки, статны и румяны

Встали братья-великаны.

Славный выбрали наряд -

Куртки пламенем горят.

О книгах, мимо которых нельзя пройти

  • Сивка-Бурка. Русская народная сказка. Пересказ Константина Ушинского. Москва, "РИПОЛ классик", 2015.

Классические иллюстрации выдающегося мастера Бориса Диодорова, полные юмора и театральности.

  • Азбука Пушкиногорья в рисунках Игоря Шаймарданова. Предисловие Валентина Курбатова. Санкт-Петербург. Псков. Пушкинские горы. Издательство "Красный пароход", 2012.

Книжка эта, возможно, разошлась, но если вам она встретится, то возьмите ее непременно. Эта озорная книга поможет детям подружиться с Пушкиным, а вам - побыть с Александром Сергеевичем на дружеской ноге.

  • Виктор Драгунский. Двадцать лет под кроватью. Санкт-Петербург-Москва, Издательский дом "Речь", 2015.

Иллюстрации Виктора Чижикова, и этим все сказано. Драгунский и Чижиков - что еще нужно для счастья?

  • Анастасия Орлова. Речка, речка, где твой дом? Издательский дом "Детское время", Фонд "Дом детской книги", 2014.

Реки России в рисунках Игоря Олейникова и стихах молодой ярославской поэтессы Насти Орловой.

СОКОЛОВ-МИКИТОВ Иван Сергеевич (1892-1975). Русский советский писатель, натуралист и путешественник. Родился в семье приказчика Сергея Никитича Соколова, вторая часть фамилии — Микитов - происходит от имени деда.

Когда мальчику исполнилось десять лет, отец определил его в реальное училище. В училище Соколов-Микитов увлёкся идеями революции, в результате чего был исключён из пятого класса. Будущий писатель уезжает в Санкт-Петербург, записывается на сельскохозяйственные курсы. Но вскоре понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и всё больше начинает увлекаться литературой; посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями: М. Пришвиным, А. Куприным, А. Ремизовым, А. Грином, В. Шишковым.

В 1912 году устраивается работать на торговое судно, колесит по многим портовым городам Европы и Африки. В 1915 году в связи с начавшейся Первой мировой возвращается в Россию. К слову, во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».

В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Но в 1920-м в Англии судно арестовывается и за долги продаётся с аукциона. Для Соколова-Микитова начинается вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, затем перебирается в Германию. В 1922 году в Берлине встречается с М. Горьким, который помогает ему получить документы, необходимые для возвращения на родину.

По возвращении в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин», в которой он участвует как корреспондент «Известий».

В 1929–1934 годах Соколов-Микитов живёт и работает в Гатчине. Во время Второй мировой войны работает в Молотове (ныне - Пермь) специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград. А с лета 1952-го поселяется в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово (Тверская область). Здесь он пишет бо́льшую часть своих произведений. В гостях в его «карачаровском» домике бывали писатели А. Твардовский, В. Некрасов, К. Федин, В. Солоухин, многие художники, журналисты.

Основной темой в творчестве И. С. Соколова-Микитова была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

(Использованы материалы с сайта http://pomnipro.ru )

«И. С. Соколов-Микитов не любил, когда его называли «путешественником», «землепроходцем», «охотником». Он всегда был писателем – крестьянским по корням; владел всей палитрой русской реалистической прозы, начиная со сказки, притчи, этюда-были («былицы»); писал тонкие по художественному рисунку рассказы и повести, придал очень личное, соколовско-микитовское, выражение традиционному жанру путевого очерка.

(Е.Н. Васильева, кандидат филологических наук ).

Фото с сайта http://images.yandex.ru