Понтий Пилат - трусливый человек. И именно за трусость он был наказан. Прокуратор мог спасти Иешуа Га-Ноцри от казни, но подписал смертный приговор. Понтий Пилат побоялся за незыблемость своей власти. Он не пошел против Синедриона, обеспечив свой покой ценой жизни другого человека. И все это несмотря на то, что Иешуа был симпатичен прокуратору. Трусость помешала спасти человека. Трусость - один из серьезнейших грехов (по роману "Мастер и Маргарита").
Владимир Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль. Он мог отменить поединок, но струсил. Трусость проявилась в том, что герой считался с мнением общества. Евгений Онегин думал лишь о том, что о нем скажут люди. Итог оказался печальным: Владимир Ленский погиб. Если бы его друг не струсил, а предпочел моральные принципы общественному мнению, трагичных последствий можно было бы избежать.
Осада Белогорской крепости войсками самозванца Пугачева показала, кого считать героем, кого - трусом. Алексей Иванович Швабрин, спасая свою жизнь, при первой же возможности предал Родину и перешел на сторону врага. В этом случае трусость - синоним . Только трусливый человек мог без зазрения совести встать в один строй с врагами. Швабрин - безнравственный человек, для которого слово "честь" не является значимым.
Перед каждым человеком рано или поздно жизнь ставит проблему выбора: сохранить себя, свою физическую жизнь, свое удобное и мягкое гнездышко, где ты пребываешь в полной безопасности, или разорвать путы страха .
Совершить неординарный Поступок (это слово может звучать только с большой буквы): спасти человеческую жизнь, помочь вдове, пойти наперекор более сильному, отстаивая справедливость . Предлагаем небольшое сочинение «Смелость и трусость», посвященное данной теме.
Вконтакте
Цитата из «Песни о соколе» Максима Горького как нельзя лучше характеризует отношение к смелым людям. Ими восхищаются, их поступки воспевают . Наверняка все мы, слушая рассказ о чьем-то подвиге, мысленно примериваем ситуацию на себя: «А я смог бы так же? А мне хватило бы мужества?» Для начала давайте разберемся, что это значит быть смелым .
Какого человека можно назвать смелым? По Ожегову – это «не знающий страха, решительный». «Отважный, неустрашимый» — таково определение другого великого знатока В.И. Даля.
Получается, что такое смелость? Из многих можно сделать вывод, что это особое качество , позволяющее человеку не бояться ничего, из того что угрожает жизни, здоровью, положению в обществе, личной безопасности.
Что значит быть храбрым и смелым? Идти навстречу враждебным обстоятельствам, не обращая внимания на любые риски?
Отчасти так, но это понятие все-таки стоит рассмотреть более широко и полно. Попробуем написать сочинение –рассуждение на эту тему, чтобы «отделить зерна от плевел».
Сочинение «Смелость и трусость» начнем со вступления , где попробуем дать определение этим двум понятиям.
Можно ли назвать смелостью отсутствие страха, желание бросаться «очертя голову» навстречу опасностям? Конечно нельзя. А вот уметь преодолевать собственные страхи , сомнения и поступать всегда так, как диктует совесть, вне зависимости от того, как поступок повлияет на дальнейшую жизнь — это значит быть смелым .
Когда вы начнете писать о том, что такое смелость, сочинение будет неполным, если не предпринять попытку подобрать к данному понятию , точно отражающие суть разбираемого понятия:
В чем проявляются такие качества, как смелость и храбрость? Прежде всего – в умении дать отпор не врагу и обстоятельствам, а самому себе : собственным колебаниям, неуверенности, желанию избежать опасности и трудностей.
Поэтому повесть о смелом поступке не всегда повествует о широкомасштабном подвиге. Иногда это скромное произведение о том, как герою удалось помочь испуганному предстоящим полетом на самолете малышу. При этом он сам боялся летать настолько, что при взлете сердце «уходило в пятки» от ужаса. А сам летать не боишься – это уже не смелость , а просто проявление доброты к ребенку.
Внимание! Хотите стать смелым человеком – преодолевайте свой страх, помогая другим.
Два противоположных понятия неотделимы друг от друга. Наиболее ярко храбрый поступок одного человека иллюстрирует трусость, проявленная другим. При этом трус приводит разные аргументы, позволяющие ему оправдать себя в собственных глазах и перед окружающими. Почему не помог первокласснику, у которого двое старших ребят отобрали планшет? Да разве мог я это сделать, ответит испугавшийся, когда:
Личное мужество проявляется по-разному. Что значит быть настоящим героем:
Итоговое сочинение про храбрость не должно быть о таких поступках , как прыжок из окна с третьего этажа или перебегание дороги на красный свет. То будет рассказ не про мужество, а про глупость и безрассудство .
Такая псевдохрабрость никому не интересна: не приносит пользы людям , от нее только хуже как самому «герою», так и его близким.
О чем мы говорим, когда рассуждаем о смелости? Не только о преодолении собственных страхов , но и о том, что наш поступок обязательно должен принести пользу тому, кто, действительно, нуждается в помощи.
Примеры смелости часто встречаются в художественных произведениях. Незабвенные классики и более современные авторы рассказывают о смелых поступках . Истории эти запоминаются надолго, ведь эта тема затрагивает каждого, вне зависимости от конкретных обстоятельств.
Самые известные примеры смелых поступков в литературе:
Очень много существует книг, герои которых по-настоящему храбрые люди. А как в жизни, что значит быть бесстрашным смелым человеком в реальных условиях ?
План-кластер для написания сочинения по теме «Смелость и трусость».
Чаще всего приходится сталкиваться с необходимостью рисковать собой ради спасения других представителям таких профессий, как:
Но какого человека мы назовем мужественным? Только ли спасателя или борца с огнем? В жизни все гораздо сложнее.
К примерам смелости, которые мы можем наблюдать в жизни, относится дуэль 1837 года Александра Сергеевича Пушкина и его мужественное поведение в последние дни перед смертью. Он бросил вызов обществу , не только врагам, но и друзьям, не понимавшим его, защищая себя и свою ни в чем не повинную супругу. Только после его смерти близкие поэта осознали, что ему пришлось пережить . Многие до конца дней обвиняли себя в бездействии, что оставили его одного бороться с целым светом.
По-настоящему смелые люди – Евгения Гинзбург и ее супруг, встреченный ею в сталинских лагерях конца 30-х гг. прошлого века. Он помогал другим , отдавая себя целиком и не думая о необходимости выжить самому . В страшных условиях он остался Человеком с большой буквы.
Из последнего – история жизни Елизаветы Петровны Глинки, которую все с любовью звали доктор Лиза. Основавшая благотворительный фонд, эта женщина всегда шла на помощь туда, где это было необходимо, свистели пули и лилась кровь. Она думала не о себе , а только о тех, кому ее поддержка могла сохранить жизнь или сделать ее последние дни и часы хоть немного более счастливыми.
Смелость и трусость. Направление итогового сочинения
Как подготовиться к итоговому сочинению
У каждого находятся свои аргументы, подкрепляющие понятия «смелость и трусость. Готовя итоговое сочинение на эту тему, любой школьник волен привести собственную точку зрения .
Но, каким бы ни были слова, главный судья в данном случае – совесть . Именно она подсказывает, какой поступок следует назвать смелым, а какого стыдиться, как проявления малодушия . Давайте будем прислушиваться к ней и собственному сердцу.
Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость»:
"В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли."
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Направление | Примерный список литературных произведений | Носители проблемы |
---|---|---|
Смелость и трусость | Л. Н. Толстой "Война и мир" | Андрей Болконский , капитан Тушин , Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу. |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» | Гринев , семья капитана Миронова , Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель. | |
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» | Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены. | |
А. П. Чехов. «О любви» | Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов. | |
А. П. Чехов. «Человек в футляре» | Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло». | |
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» | Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков. | |
А. М. Горький «Старуха Изергиль» | Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их. | |
В. В. Быков «Сотников» | Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан). | |
В. В. Быков «Обелиск» | Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками. | |
М. Шолохов. «Судьба человека» | Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов). | |
Б. Васильев «А зори здесь тихие» | Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами. | |
Б. Васильев. «В списках не значился» | Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости. |
Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость - начало победы», - сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.
О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.
Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.
В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.
Другие направления итогового сочинения.
Тема : «Смелость и трусость»
Введение : Тема смелости и трусости воистину неисчерпаема. Эти качества становятся особенно заметны и важны в наиболее трудные времена для того или иного государства и общества. Это может быть, скажем, засуха. Согласно древнеегипетским мифам, именно в такой трудный момент предательски убивают бога Сета.
Людей спасает только его воскресение. Это с некоторыми оговорками можно считать первой литературной обработкой означенной темы. Впрочем, было ещё шумерское сказание о Гильгамеше. Но более подробно вспомним бессмертную «Илиаду» Гомера. Существует много интерпретаций произведения слепого сказителя. В одной из них троянцы - безрассудные храбрецы, а вот греки таковы только с большими оговорками. Ведь, если подумать, что такое их придумка с деревянным конём?
Можно это назвать военной хитростью, а можно и просто подлостью, необходимость которой вызвана боязнью воинов осаждённого города. Но это дела давно минувших дней. Вспомним о веке XIX, взяв для примера творчество Н.В. Гоголя. Речь пойдёт, конечно, о «Тарасе Бульбе». В противопоставлении двух сыновей старого казака имеется в виду не только предпочтение Андреем любви, а Остапом - верности товарищам.
Брат, ставший предателем, не просто дал волю чувствам. Он захотел комфорта и почёта в более цивилизованном по тем временам обществе. Жизнь в казацком стане не сравнить, конечно, с той, которую он познал в польском замке. Любовь стала в данном случае оправданием трусости. Может быть, и спорная точка зрения, но имеющая право на существование. Ведь Николай Васильевич не был романтиком, чтобы ограничиться описанием любовной истории. Он отражал в зеркале своего творчества реальность, которая сплетена из очень разных сторон жизни.
Аргумент : Трусость и предательство можно считать разными сторонами одной медали. Одно влечёт за собой другое. Сколько угодно примеров даёт совсем недавняя, трагическая и героическая история. Имеется в виду Великая Отечественная война. У тех, кто добровольно сдавался в плен немцам, не было выбора. Их просто вынуждали вступать в полицейские части, а то и в армию генерала Власова, воевавшую на стороне гитлеровцев. Впрочем, выбор был.
Тут можно вспомнить эпизод из романа Константина Симонова «Живые и мёртвые». Это совершенно незаслуженно забытое сейчас произведение было во многом переломным для своего времени. Трилогия охватывает три года войны, но главное там - описание трагического 1941 года. Наверное, только Симонов, учитывая его авторитет, мог осмелиться написать правду об этом времени.
Отступление, неразбериха первых месяцев, глупые приказы генералов. И в то же время - такие люди, как Серпилин. Незаслуженно осуждённый в 1937 году, он не затаил злобу, а стал одним из лучших военачальников, благодаря которым не сбылись мечты немцев о молниеносной победе. В небольшом эпизоде Серпилин противопоставляется другому герою, Баранову. Это именно тот, кто в своё время написал на него донос. Он не трус в традиционном понимании слова. Но приспособленчество и готовность на любую подлость для собственной безопасности и карьеры довели его и до трусости.
А Серпилин даже мстить не стал, просто разжаловал бывшего друга. И он, не выдержав, застрелился. Даже не из-за пострадавшей гордости, а именно струсив. В романе, таким образом, свёл счёты с жизнью ещё один человек. Это Козырев, возглавивший военно-воздушные силы СССР незадолго до войны. Недавний лейтенант наделал на высоком посту столько ошибок, что, осознав это, он не нашёл другого выхода кроме пули в висок. Выбор, казалось бы, одинаковый, а вот причины, которые к этому привели, совершенно разные.
Наиболее очевидно смелость и трусость противопоставляет Василь Быков. Хотя его Сотников в одноимённой повести не выглядит героем. Наоборот, на первых страницах кандидатом в герои кажется его антипод, Рыбак. Он силён, приспособлен к непростой жизни, находчив. Да и товарища своего не бросает, хотя тот может выдать их своим кашлем в любую минуту. Но проза Быкова тем и отличается, что он доводит своих героев до предела. Их суть обнажается тогда, когда остаётся возможность последнего выбора: смерть, или подлость, предательство.
Сотников - командир батареи, сын героя гражданской войны. Но в повести он рядовой боец партизанского отряда. Слабый, больной интеллигент, он только среди партизан перестал бояться смерти. Потому, что уже «перебоялся». А до этого, на фронте, ему приходилось «прятать в себе тихое удовлетворение, что пуля минула его». Ему было стыдно такого, вполне понятного чувства. Также он боялся «тихо и незаметно погибнуть в бою». Ещё один страх вызван нежеланием стать обузой для своих. Потому ему и неловко, когда Рыбак тащит его, нездорового и раненого, к лесу. А вот простого, животного страха смерти он никогда не испытывал.
Причиной предательства Рыбака стал именно такой страх. Стремление во что бы то ни стало сохранить жизнь. Он всё понимал. Когда бежал к кустам, бросая прикрывавшего его Сотникова, стало вдруг не по себе. Но подумал не о долге, а о том, что он скажет в отряде, когда доберётся до лагеря. Однако даже это не помешало бросить товарища. Случайно тот остался жив, и они вновь встретились. Но плена избежать не удалось. Сотников тоже осознаёт его, как самое страшное, что могло случиться. Но он, раненый, даже смешной, совсем непохожий на солдата, несгибаем. Даже осмеливается смеяться в глаза избивающим его полицейским.
Со скорой смертью он уж смирился. Все мысли сосредоточены на том, что умереть надо так, чтобы это было показательно для селян, которых обычно заставляли смотреть на казни. Истинная суть Рыбака выявляется постепенно. Он приспособленец. Возможно, воюя на фронте, в регулярной части, он, если бы не попал в критическую ситуацию, даже был бы на хорошем счету. Но сейчас он, уже пробираясь к своим с раненым Сотниковым, начинает думать о том, удастся «вывернуться», или нет.
Судьба поставила его перед ещё более сложным выбором. После допросов и пыток его товарищ пытается спасти жизнь другого. Он говорит, что Рыбак не виновен, стрелял он. Да и в дом, где прятались, они залезли без ведома хозяев. Крестьян это не спасёт. Рыбака бы, наверное, не спасло тоже. Но когда приходит время выбирать, он сдаётся сразу, без раздумий. Его согласие на предложение стать полицейским уже не вызывает удивления у читателя. Это естественно, учитывая поведение этого человека ранее.
К виселице он ведёт Сотникова, ещё как будто не веря, что придётся это сделать. Но выбивает подставку из-под его ног. Когда тело недавнего друга повисло в петле, он растерян, но вскоре с облегчением слышит приказ встать в строй. «Шагом марш», - и Рыбак бездумно шагнул в такт с другими. «Можно было подумать, что он в отряде, среди своих». Этому человеку неважно, чьи команды выполнять, лишь бы это не заставляло думать его самого.
Василь Быков знал, о чём писал. Он прошёл войну от первых до последних дней. Был трижды ранен. Среди имён захороненных в одной из братских могил значится и его имя. К счастью, это оказалось ошибкой. В любом случае, он понимал переживания и чувства героев своих книг. Наверняка не раз видел проявления и мужества, и трусости. Персонажи его романов и повестей всегда невзрачны, не похожи на былинных богатырей. Преодолеть свою слабость и вполне понятный испуг, остаться до конца человеком, это и есть подвиг для Быкова, а вовсе не пафосность ситуации. В этом на них похож и Сенцов, главный герой «Живых и мёртвых». Он случайный человек на фронте, военный корреспондент, по собственной воле оставшийся в окружённом полку Серпилина.
Заключение : Смелость… Разве можно назвать таким Сотникова? Он, вроде бы, не бросается с гранатой под танк. Но именно люди, способные при всех слабостях в конце концов выполнить свой долг, заслуживают право на положительность у Василя Быкова. Его смерть с мыслями о том, что она обязательно должна что-то означать, выглядит агитационной. Но изображена она сдержанно и реалистично, без всякой героизации. Таких подвигов, на самом деле, совершались тысячи, для той войны они были обыденностью. Иначе бы не было мая 1945 года.
Рассуждения о смелости и трусости могут завести очень далеко. Это понятно, ведь произведений на их тему за всю историю развития литературы написано множество. Можно вспомнить даже забитого и униженного Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели». И этот человек нашёл в себе мужество возмутиться, когда его лишили самого ценного, что у него было. Но такая смелость стоит недорого. Гораздо правильнее вспомнить в заключение ещё раз об Остапе из «Тараса Бульбы».
Его крик к отцу перед смертью разносится, кажется, по многим русским и советским книгам. Но смог бы сын казака умереть, как Сотников? Без зрителей, не напоказ, обречённым на полное забвение, зная только, что иначе невозможно? В этом и величие подвига людей, подобных партизану из повести Василя Быкова. Погиб и Серпилин в трилогии Симонова. Случайно, от осколка снаряда, незаметно. Он сделал своё дело. Как и всякий человек, чьё мужество помогает другим осознать своё предназначение.