Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Шарден: биография и картины. Шарден, жан батист симеон Жан батист симеон шарден все картины

Шарден: биография и картины. Шарден, жан батист симеон Жан батист симеон шарден все картины


Французский живописец Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779).

Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779)- французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности

Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Работал в мастерской Пьера Жака Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, у которого Шарден начал писать с натуры. Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в. во дворце Фонтенбло.

В 1728 г. Шарден организовал выставку в галерее на площади Дофин, которая принесла ему большой успех. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».

В 1730-е - 1740-е гг. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).


Заботливая няня,1747.
Холст, масло, 46.2 x 37 см.



Прачка
Холст, масло. 37,5 x 42,7
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Разносчица


Молитва перед обедом

Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Запечатленные на полотнах Шардена образы отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью.


Маленькая учительница [ок. 1736]


Мыльные пузыри [ок. 1739]


Карточный домик


Юный рисовальщик 1737. 81x65

В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Дочь Шардена умерла в младенчестве; практически одновременно с ней умерла и Маргарита. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте).

В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»).


Серебряный кубок [ок. 1768]


Стакан с водой и кувшин [ок. 1760]



Трубки и кувшин


Фрукты, кувшин и стакан


Натюрморт с виноградом и гранатами, 1763, 47x57
Лувр, Париж

С годами популярность художника растет. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. - казначеем академии. Ему поручается организация ежегодных выставок. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств».


Натюрморт с атрибутами искусств

В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена; в результате художник лишается своих постов. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом.

Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Одна из последних работ Шардена - знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» - вершина творчества мастера.


Шарден, Жан-Батист-Симеон
Знаменитый автопортрет с зеленым козырьком (1775)- вершина творчества. Одна из последних работ мастера.
Бумага, пастель. Лувр, Париж

6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Современники очень скоро забыли Шардена. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.


Оригинал записи и комментарии на

Мало о ком из художников будут вспоминать, что он любил все вокруг себя так, как Жан-Батист Симеон Шарден (Jean Baptiste Siméon Chardin) . Его страстный поклонник, французский философ Дени Дидро так отзывался о мастерстве этого живописца:

«О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

Говорят, что Шарден никогда не покидал Парижа. Он родился в квартале Сен-Жермен-де-Пре в 1699 году, здесь же и прожил до самой смерти.

Способности к живописи привели Шардена в мастерскую Ноэля Куапеля, где он выполнял всякую мелкую художественную работу: помогал мастеру изображать детали, аксессуары, фон на полотнах. Но это помогло Шардену научиться замечать мелочи и рисовать самые разнообразные предметы. Поэтому неудивительно, что его привлек жанр натюрморта.

Начинал Шарден с изображения овощей, фруктов, плодов и разнообразных предметов быта. И делал это так мастерски, что некоторые его работы даже принимали за полотна видных голландских мастеров натюрморта. Но это не льстило молодому художнику, и он продолжал совершенствовать свое мастерство.

Слава пришла к Шардену в 1728 году после «Выставки дебютантов», которая проходила в Париже на площади Дофина. Он представил серию своих полотен, среди которых был натюрморт «Скат». Детально прорисованная тушка подвешенного над столом обитателя морских глубин настолько впечатляет, что можно почувствовать запах выпотрошенной рыбы. А это и есть вершина таланта натюрмортиста.



Мимо картины не смог пройти почётный член французской Академии живописи и Никола де Ларжильер. Позднее именно по его рекомендации Шарден тоже стал членом Академии.

Художник не ограничивался натюрмортом. Ему нравилась тихая жизнь и быт простых людей, поэтому постепенно он пришел к бытовому жанру. Эти работы отличались простым и уютным содержанием, но в них осталась тяга к мелким деталям и аксессуарам из натюрморта. Рисуя обыденную жизнь третьего сословия в мягких, выразительных тонах и реалистической манере, Шарден, сам того не зная, способствовал зарождению нового течения в искусстве.

Запечатлеть реальный момент из жизни – эту задачу Шарден старался исполнить в своем творчестве. Одна из его самых известных картин «Молитва перед обедом» не пестрит яркими красками, но при этом излучает добро и умиротворение.

На ней изображен частый сюжет того времени: мать усаживает заигравшихся дочерей за стол и следит, чтобы румяные девочки прочитали молитву. Сюжет разворачивается в рамках небольшой комнаты. По ее убранству мы понимаем, что это семья среднего достатка. Белые цвета подчеркивают душевную чистоту семейства и невинность девочек. А мягкие коричневые оттенки придают теплоту этому маленькому парижскому дому.

На картине «Мальчик с юлой» Шарден показал живость юного характера. Мальчик оторвался от скучных учебников, чтобы поиграть с юлой – об этом нам рассказывают детали на картине. Лицо ребенка полно живого интереса к происходящему, а игра света и его живая мимика придают полотну непосредственность и правдивость.

На позднем этапе творчества Шарден проявил себя, как потрясающий портретист. Лица его героев почти всегда выглядят достойно и умиротворенно. Шарден умел передать эту уверенность и спокойствие зрителям. И это было очень ценно, потому что именно спокойствия и стабильности так не хватало жителям Франции в конце XVIII века.



Сам художник был живым примером гармоничного существования с окружающим, что ясно отражено в его автопортрете. На нем мы видим: мужчину в платке, который спокойно смотрит через пенсне на зрителя. В его взгляде – мудрость, приобретенная за долгие годы творчества.

Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров, противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо. Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр.

Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Благодаря этому зритель вовлекается в сферу видения натуры художником, одухотворенный его чувством. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».

Отец художника был мастером-столяром, и Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П.Ж. Каза, Н.Н. Куапеля, Ж.Б. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена - "Скат" и "Буфет" (оба - 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей - серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, лающий на стол с посудой, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. Конечно, художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира.

Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын. Он жил в Париже, предпочитая изображать людей своего круга, не любил создавать работы по официальным заказам, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730-1740-х годов многие свои лучшие полотна: "Возвращение с рынка" (1739, Париж, Лувр), "Гувернантка" (1738, Оттава, Национальная галерея), "Кухарка (Женщина, чистящая овощи)" (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), "Трудолюбивая мать", "Молитва перед обедом" (оба - 1740, Париж, Лувр). Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, придавая ему значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Эти сценки с изображением матерей, воспитывающих детей или занятых хозяйством, Шарден часто повторял, поэтому варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, посуда на столе, предметы, разбросанные в прихожей. Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник. В отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, преобладающие в полотнах Шардена коричневые, зеленые, голубые, белые цвета придают неброскость колориту.

Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением, игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах ("Карточный домик", 1741, "Юная учительница", ок. 1740, оба - Вашингтон, Национальная галерея искусства; "Мальчик с волчком" (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа - младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине "Мальчик с волчком", и десятилетний Шарль ("Портрет Шарля Годфруа", 1738, Париж, Лувр). Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.

С 1737 года художник становится постоянным участником парижских салонов, вновь открывшихся после длительного перерыва. Его работы нравятся маршанам и критике, их часто воспроизводят в гравюре известные мастера. Дидро, отличая самобытность его работ, восторженно пишет: «Шарден - умный художник, который прекрасно умеет говорить о своем искусстве»; «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени!» - восхищенно восклицает он о колорите Шардена.

Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Свои спокойные, уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, битой дичи, фруктов, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам, или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. Открытый ящик с табаком, к которому прислонена трубка, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах.

Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил Дидро, написавший: «Как четки массы! Как одни предметы отражаются в других! Не знаешь, в чем именно кроется очарование, ибо оно разлито повсюду…» В четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы - фигурку Меркурия, папку с рисунками, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы, освещенные мягким светом. Подбор предметов, включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, как во всех аллегориях века Просвещения, без усложненности повествует о профессии художника, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем.

Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры - "Автопортрет с зеленым козырьком" (1775, Париж, Лувр) и "Портрет жены" (1776, Чикаго, Институт искусств). Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном "Автопортрете" 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. В образе Маргерит, жены художника раскрыт характер женщины, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины.

В домашней одежде представил себя художник и в «Автопортрете с зеленым козырьком». Повязка на голове, на которой крепится козырек и нашейный платок, завязанный в свободный узел, - атрибуты старой и удобной профессиональной одежды. Спокойный, проницательный взгляд из-под козырька - тоже черта профессии. Возможности интимной характеристики максимально емко использованы в поздних портретах Шардена, которые предвосхитили будущие открытия в произведениях таких крупных мастеров, как О. Фрагонар и Ж.Л. Давид.

Елена Федотова

Кто сказал, что художник должен писать только величавых монархов и вельмож в роскошных одеждах с надменным выражением лиц, или переносить на холст библейские сюжеты, персонажи которых никто никогда не видел, или изображать пасторальные сценки с театральными декорациями и ряжеными? Разве повседневная жизнь с привычными предметами, составляющими повседневный окружающий мир менее колоритна и живописна? Ничуть не бывало, и это подтверждает талантливость и мастерство Жана Батиста Симеона Шардена – французского живописца, одного из замечательных и известных художников 18 столетия, снискавшего себе славу и популярность одного из лучших колористов в мировой живописи. Его работы в области натюрморта и жанровых зарисовок украшают лучшие картинные галереи и музеи мира.

Биография Шардена Жана Батиста Симеона (02.11.1699 - 06.12.1779) кратко

Шарден появился на свет 2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье плотника. В родном квартале он прожил всю жизнь, его биографы считают, что он ни разу не покидал столицу. Его ученичество проходило в мастерской парижских художников П.-Ж. Каза и Ноэля Куапеля. В качестве помощника Куапеля, Шарден исполнял второстепенные детали в его картинах, и овладел необычным искусством изображать всякого рода неодушевленные предметы. Художник решил посвятить этому все свое творчество.

Шарден – мастер натюрморта

Даже самые первые самостоятельные работы художника были исполнены с необычайным мастерством и их принимали за работы именитых фламандских и голландских мастеров. Вначале своего творчества Шарден пишет в основном натюрморты с плодами, овощами, цветами, хозяйственными принадлежностями и охотничьими атрибутами. Поэтому парижской публике Шарден стал известен, прежде всего, как великолепный мастер натюрморта. Но в его полотнах даже раннего периода нет и намека на вычурность.

Его натюрморты органически связаны бытовым аспектом. Все предметы и детали, не смотря на их прозаичность, создают впечатление поэтичности, и, одновременно воспринимаются как реальность. Как на картине "Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами”. Понятно, что стеклянным графином пользуются – он не переливается первозданной прозрачностью. Фрукты росли в настоящем саду – грушу так и хочется откусить. Понятно, что она сочная и спелая, вон даже и червячок уже пытался это сделать. А серебряный сосуд – предмет скорее парадный, весь так и сверкает, а может служанка очень добросовестная, или хозяйка рачительная в этом доме.

В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи. Иногда можно встретить и более возвышенные атрибуты искусства или предметы научного характера, но они присутствуют лишь для декора. Основное достоинство этих полотен – не в материальной ценности изображенных на них предметов, что скорее было присуще голландским художникам, а в одухотворенной поэтичности обыденности, в уравновешенности построения композиции, которая создает образ гармонии быта, уют и покой семейного очага.

Шарден - портретист

С 1739 года Шарден расширяет круг своих сюжетов портретами и сценами домашнего быта небогатых людей. Такие жанровые сцены близки и понятны Шардену, который родился и вырос среди подобных людей. Скрытые портреты, повседневная домашняя жизнь простых людей из третьего сословия, передана спокойно, задушевно, правдиво и естественно. Манера Шардена - художника ознаменовала собой зарождение реализма в 18 веке, продолжила традицию фламандских и голландских художников натюрморта и бытового жанра 17 века, обогатила эту традицию и внесла в собственное творчество оттенок не только естественности, но и изящества.

Эмоциональная тонкость, способность к психологическому анализу, проявилась в последних работах Шардена в технике пастели. Прекрасный пример, это его "Автопортрет в очках” или ‘Портрет госпожи Шарден”, написанные незадолго до смерти. Очень поэтично написал Дидро о работах Шардена, сравнив его с волшебником, который не в краски окунает свои кисти, а берет на их кончик воздух и свет, и накладывает их на холст. Шарден умер 6 декабря 1779 года.

Автопортрет

Жан-Батист Симеон Шарден, французский живописец, один из известнейших художников 18 столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи родился в Париже 2 ноября 1699. Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля. В молодости помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. который поручал ему писать аксессуары в своих портретах.

Уже в это время Шарден проявил замечательные способности к точному изображению предметов и передаче особенностей световоздушной среды. В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин, играющих детей. Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами.

В старости ухудшение зрения заставило его перейти от масляной живописи к пастели, и он исполнил в этой технике несколько автопортретов, а также портреты жены и друзей. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа. Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей, и отражающей мерцающий свет; пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов.

Колорит в его картинах несколько приглушенный, свет мягкий и рассеянный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Предметы, изображенные в натюрмортах Шардена, никогда не бывают чересчур роскошными и красивыми, а их расположение кажется случайным. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной передаче рефлексов, отбрасываемым предметами теней, характерных поз или взглядов персонажей. Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в., и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. Шарден обогатил эту традицию; он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности.(с)

Девочка с ракеткой и воланчиком 1740, Галерея Уффици, Флоренция


Шардена отражает единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени. Во французском искусстве второй половины XVIII века мощное развитие получило демократическое направление и его самым значительным художником был Шарден

Молитва перед обедом


Дама, пьющая чай


Утренний туалет


Вместе с новыми для искусства героями в живописи появились изображения простых повседневных вещей, окружающих человека: предметов домашнего обихода — кухонной и столовой посуды; съестных припасов — дичи, овощей и фруктов; а также предметов, которыми пользуются люди интеллектуального и художественного труда — архитекторы, художники, музыканты, ученые.
Юный рисовальщик, 1737 Музей Лувр, Париж

Юная учительница


Мыльные пузыри


Мальчик с волчком


Рисовальщик

Карточный домик


Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей, образы детей и портреты взрослых отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы.
Прачка


Кухарка, моющая посуду

Кухарка, чистящая брюкву

Разносчица

Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека
Натюрморт


Корзина земляники


Натюрморт с цветами в вазе

Натюрморт с фарфоровым кувшином


Натюрморт


Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно».
Автопортрет в очках

Родившись с символичной точностью в последний год уходившего «великого века», Шарден начал свой путь подмастерьем, писавшим аксессуары в охотничьих сценах.
Портрет госпожи Шарден


Но еще задолго до смерти, пришедшей к нему в восемьдесят лет, Шарден снискал всеобщее уважение как художник-философ — немыслимое среди живописцев XVIII века. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную
Натюрморт с атрибутами искусств