Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Счастливые в поэме. николай алексеевич некрасов был одним из первых русских поэтов, которого глубоко волновала тема

Счастливые в поэме. николай алексеевич некрасов был одним из первых русских поэтов, которого глубоко волновала тема

В главе «Счастливые» на пути у мужиков появится толпа мужиков и баб. Многие из встретившихся крестьян объявляют себя «счастливыми», но не с каждым соглашаются мужики. Исследователи отметили важную особенность в этом перечне «счастливых» - в целом они представляют разные мужицкие «профессии», их рассказы открывают «почти все стороны жизни трудовых масс: здесь и солдат, и каменотес, и рабочий, и крестьянин-белорус и т.д.». В этом эпизоде странники уже сами выступают в роли судей: не их нужно убеждать, кто счастлив, а кто нет, - они решают этот вопрос самостоятельно. И потому они посмеялись над «дьячком уволенным», уверявшим, что счастье - «в благодушестве», в приятии малой радости; посмеялись над бабой старой, «счастливой» тем, что «у нее по осени / Родилось реп до тысячи / На небольшой гряде». Пожалели старого солдата, считающего счастьем, что он «смерти не дался», побывав в двадцати сражениях. Уважили могучего каменотеса, убежденного в том, что счастье - в силушке, да все же не согласились с ним: «<...> а не будет ли / Носиться с этим счастием / Под старость тяжело?..» Не случайно сразу же следует и рассказ мужика-богатыря, потерявшего и свою силу, и здоровье на тяжелой работе и вернувшегося на родину умирать. Сила, молодость и здоровье - ненадежные основания для счастья. Не приняли некрасовские крестьяне и «счастье» охотника на медведей, радующегося, что он не погиб, а всего лишь ранен в схватке со зверем, не признают счастье белоруса, вдоволь получавшего «хлебушка». С позором прогнали они лакея князя Переметьева, видевшего счастье в своем лакействе. Но счастье Ермилы Гирина и им, и многим свидетелям этих бесед кажется весьма оправданным.

История Ермилы Гирина не случайно занимает центральное место в главе. Его история и поучительна, и действительно заставляет поверить в то, что мужик может быть счастливым. В чем счастье Ермилы Гирина? Родом из мужиков, он умом и трудом заработал деньги, сначала держал «сиротскую мельницу», потом, когда ее решили продать, - задумал купить. Обманутый подъячими, Ермил не привез деньги на торг, да выручили мужики, знавшие честность Гирина: по копеечке собрали «мирскую казну». «Мир» доказал свою силу, свою способность противостоять неправде. Но «мир» помог Гирину потому, что всем была известна его жизнь. И другие истории из жизни Ермила Ильича подтверждают его доброту и порядочность. Единожды согрешивший, отправивший вместо родного брата в солдаты сына вдовы, Ермил покаялся перед народом, готовый принять любое наказание, любой позор:

Пришел и сам Ермил Ильич,
Босой, худой, с колодками,
С веревкой на руках,
Пришел, сказал: «Была пора,
Судил я вас по совести,
Теперь я сам грешнее вас:
Судите вы меня!»
И в ноги поклонился нам,
Ни дать, ни взять юродивый <...>

Путешествие мужиков могло бы завершиться встречей с Ермилом Гириным. Его жизнь отвечает народному пониманию счастья и включает в себя: спокойствие, богатство, почет, добытый честностью и добротой:

Да! был мужик единственный!
Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Но Некрасов не случайно заканчивает главу рассказом о несчастье счастливого Гирина. «Если бы Некрасов, - справедливо полагает Б.Я. Бухштаб, - хотел признать счастливым человека типа Гирина, он мог бы не вводить тюремной ситуации. Конечно, Некрасов хочет этим эпизодом показать, что счастью на Руси препятствует угнетение народа, так или иначе лишающее счастья сочувствующих народу людей <...>. Счастье купца, нажившего - пусть и законным путем - изрядный капитал, пусть и порядочного, доброго человека - это не то счастье, которое могло разрешить спор странников, потому что это счастье не в том понимании, какое хочет внушить читателю поэт». Можно предположить и еще одно основание для такого финала главы: Некрасов хотел показать недостаточность всех этих слагаемых для счастья. Счастье одного человека, особенно честного, невозможно на фоне всеобщего несчастия.

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо» .

Странники прохаживаются в праздничной толпе с ведром водки, добытой при помощи скатерти-самобранки. Кидают клич, есть ли счастливые среди присутствующих, обещают водки. Первым приходит рассказывать о своем счастье тощий уволенный дьячок, уверяет, что счастье «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а в «благодушестве» и вере в царствие небесное, говорит, что тем и счастлив. Странники не дают ему водки. Следующей приходит старуха и говорит, что у нее на огороде уродилось «реп до тысячи», вкусных и крупных. Над бабкой посмеялись, водки не дали, сказали: «Ты дома выпей, старая, той репой закуси». Затем приходит солдат с медалями, говорит, что счастлив, так как был в двадцати сражениях, а не убит, били его палками, а не убили, голодал, а не умер. Ему дали водки. Следующим приходит каменотес и рассказывает о своем счастье: он обладает большой силой - шутя управляется с огромным молотом. Ему возражает «мужик с одышкою, расслабленный, худой», советует не хвастаться силой, рассказывает, что и он когда-то обладал большой силой, был каменщиком, тоже хвастался, за что «бог и наказал». Подрядчик смекнул, что «простоват детинушка», и начал хвалить. «А я-то СДУРУ радуюсь, за четверых работаю!» Подрядчик подначивает работника, накладывает ему ношу «в четырнадцать пудов», которую тот вносит на второй этаж. С той поры он зачах. Едет помирать на родину. В вагоне начинается эпидемия, на станциях выгружают мертвых, каменщик бредит, ему чудится, что он режет петухов, но все-таки добирается живым домой - в этом и счастье.

Приходит дворовый человек, кричит, что у него счастье не мужицкое, рассказывает, что «у князя Переметьева я был любимый раб», что дочка вместе с барышней училась французскому, что ей позволялось сидеть в присутствии госпожи. Хвастается, что «с французским лучшим трюфелем» лизал тарелки, допивал из рюмок иностранные напитки, а потому получил «благородную болезнь» - «По ней я дворянин! Не вашей подлой хворостью, не хрипотой, не грыжею - болезнью благородною, какая только водится у первых лиц в империи» - подагрой. Странники прогоняют его, говоря, что у них «вино мужицкое». Следующим подходит белорус, утверждает, что его счастье в хлебушке, которого он может есть сколько угодно - «жую не нажуюсь», а в Белоруссии ел хлеб с мякиною и корой. Пришел мужик со свороченной на сторону скулой, промышлявший охотой на медведей, сказал, что товарищей его заломали медведи, а он жив. Странники поднесли и ему водки. Нищие хвастаются, что они счастливы, так как им часто подают большое подаяние. Странники поняли, что зря водку тратили:

Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой!

Странникам советуют о счастье спросить у Ермилы Гирина, который держал мельницу. По суду мельницу решают продать. На торгах Ермила торгуется с купцом Алтынниковым - каждый поднимает цену. Ермила выиграл торг, но подьячие, изменив первоначальные правила торгов, потребовали третью часть стоимости сразу. У Ермилы не было денег, до дома ему было ехать далеко, а деньги надо был<5 внести в течение часа. Он пошел на торговую площадь и обратился к людям, все им рассказал. Попросил одолжить ему денег, сказал, что в следующую пятницу всем деньги вернет. Люди откликнулись на его просьбу, дали ему денег - кто рубль, кто гривенник - набралось даже больше, чем нужно было. Ермила отдал деньги подьячим, мельница стала его. В следующую пятницу, как и обещал, он рассчитался со всеми. Записывать в прошлый раз было некогда, поэтому он отдавал деньги всем, кто подходил. Но никто не спросил лишнего, даже остался один рубль. Ермила долго ходил по площади, спрашивая, чей рубль. Не найдя владельца, отдал его нищим. Странники удивляются, почему народ поверил Ермиле. Им отвечают, что добился он этого правдою. Рассказывают, что Ермила был в вотчине князя Юрлова, полковника жандармского корпуса, писарем. Он служил пять лет и ни с кого не брал мзды, был справедлив и внимателен к каждому. Но его выгнали. На его место пришел новый писарь - хапуга и прохвост. Но скоро старый князь умер, приехал «князь молоденький», прогнал старых прихвостней и велел крестьянам избрать бурмистра. Все единодушно выбрали Ермилу, несмотря на его молодость. Ермила все решал по справедливости, «в семь лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в семь лет не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил». Один из присутствующих, священник, возражает, что это не так. Рассказчик соглашается и рассказывает, что однажды Ермила «свихнулся» - из рекрутчины меньшого брата Митрия «повыгородил», вместо Митрия пошел сын крестьянки Ненилы Власьевны. С того времени Ермила затосковал - не ест, не пьет, говорит, что преступник. Кается перед народом, говорит, что судил по совести, теперь пускай его судят, упал на колени перед Ненилой Власьевной. Кончилось тем, что сына Ненилы Власьевны вернули, Митрия забрали, на Ермилу наложили штраф. Но Ермила после этого «год как шальной ходил», «как ни просила вотчина, от должности уволился», взял в аренду мельницу, установил на ней справедливый порядок - все шли строго по очереди. Рассказчик советует странникам сходить к Гирину.

Другой крестьянин возражает, что «зря проходите», так как Ермил в остроге: поднялся бунт - по какой причине не ведомо - так что понадобились даже правительственные войска. Во избежание кровопролития решили обратиться к Ермиле Гирину, так как надеялись, что его народ послушает. Рассказ прерывается, так как при дороге завопил пьяный лакей (у которого подагра) - его секут за то, что попался в воровстве. По окончании наказания лакей вскакивает и опрометью бежит прочь - «болезнь ту благородную вдруг сняло как рукой!». Тот, кто рассказывал о бунте, собирается уходить, на вопросы странников о том, что было дальше, отвечает, что расскажет при следующей встрече.

Утром странники встречают коляску, в которой едет помещик.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Краткое содержание: «Кому на Руси жить хорошо» — Глава 4 Счастливые . И в закладках появилось готовое сочинение.

крестьянской жизни. Свои произведения он создавал в трудные для России годы. Уже всем было ясно, что крепостное право изжило себя и далее существовать не может. Но и реформа 1861 года не облегчает положение крес­тьян. Как человек революционно-демократических взглядов, Не­красов прекрасно понимает оставшуюся кабальную зависимость крестьянства от землевладельцев.

В 1863 году Некрасов начинает работу над одним из самых зна­чительных своих произведений. Это поэма «Кому на Руси жить хо­рошо». Вся жизнь крестьянина прослеживается в поэме. Мы видим и рождение ребенка, и свадьбу, и рекрутчину, и похороны, и труд на поле. Поэма отражает духовный мир крестьянства, его радости и горести, сомнения и надежды. Через все произведение проходит во­прос: «Кто же счастлив на земле русской?»

Много персонажей в поэме. Но какие же все они разные! Изму­ченные голодом и нуждой бедняки, которые всю свою жизнь терпят унижение и бесправие, счастливы тем, что остались жить после всех невзгод, счастливы, что умрут на родной земле. Совсем другое «счастье» у Савелия и Ермилы Гирина. По своему духу они бунта­ри. Они не смиряются с невзгодами, пытаются по-своему сделать жизнь лучше. Но и их крепостное право убивает. Савелий всю свою жизнь проводит на каторге, а единственная его радость на старос­ти - Демушка - погибает. Ермило Гирин попадает в острог во время крестьянского бунта, и нетрудно предположить, как сложит­ся его дальнейшая судьба. Но в крестьянском мире нет единства: крепостное право коверкает не только судьбы людские, но и лич­ности. Мы видим счастливых рабов, которые счастливы быть холо­пами у господ. Это и лакей Ипат, который с радостью и умилением рассказывает о жестокости своего барина по отношению к нему, это и лакей князя Переметьева, совершенно исковерканная личность, в которой абсолютно не осталось человеческого достоинства. Но даже в среде таких рабов растет протест. Пример тому Яков, который мстит своему барину собственной смертью.

Да и дворяне-помещики тоже по-своему несчастны. Они чувст­вуют, что их время на исходе, чувствуют, что зарождается протест и недовольство среди крестьянства. Но они не могут изменить себя, не могут изменить образ жизни.

Нет счастливых и среди духовенства. Многие священники понимают, что они обуза для крестьянства, ведь и без них народу жи­вется нелегко. Так и Говорит поп, которого мужики встречают на своем пути. Он сочувствует крестьянам, но в то же время ему жалко, что перевелись помещики.

Несчастливы и жецщины-крестьянки. Поэт рисует прекрасный образ величавой славянки Матрены Тимофеевны. Видела ли она счастье в жизни? Была счастлива в годы детства, но с малых лет она работает, помогает родителям. Было счастье материнства, но и с ее детьми жизнь обходится жестоко. Какой ни возьми персонаж поэмы, у каждого своя трагедия. Кому же на Руси жить хорошо? Вопрос остается без ответа.

Таким образом, получается, что поистине счастливых людей в поэме нет. Нет их и в жизни. Крепостное право ломало судьбы и личности. Оно уничтожило человеческие черты во многих дворя­нах, в духовенстве и других людях. О каком счастье может идти речь, если крестьянство бесправно и жизнь полна тягот и бедствий, а у крепостников нечеловеческие души.

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» семь странников-крестьян ищут на Руси счастливого. Поэт писал эту поэму несколько десятилетий, так и не завершил её. Странники не встретили счастливого и поэма осталась с открытым финалом. Но можно ли кого-то из героев произведения назвать счастливым? Что нужно для счастья, с точки зрения героев и самого поэта?

В поэме показано кризисное состояние русского мира. Во-первых, это нищета и голод. Вспомним названия деревень, из которых пришли странники: Дырявино, Заплатово, Неурожайка… Во-вторых, после отмены крепостного права «порвалась цепь великая», и ударила «одним концом по барину, другим по мужику»: никто не знает, как обустроить свою жизнь, на какую систему ценностей опереться.

Именно поэтому многие герои поэмы несчастливы – даже те, кто этого достоин. Например, Савелий, который был «богатырем святорусским» сильным, упорным, отбыл каторгу, просмотрел, как свинья погубила правнука Демушку, и долго отмаливал свой грех и т.п. Утрачены на Руси и «ключи от счастья женского». Матрена Тимофеевна, крестьянка, которая была доброй, хорошей женой, прекрасной матерью, из-за всех забот, возложенных на ее плечи по дому, по хозяйству, из-за голодной жизни, отсутствия опоры была лишена счастья.

Но и у тех, кто чувствует себя счастливым, представления о счастье часто убогие. Странники в поисках счастливого человека обошли всю Русь. Некрасов использует прием «поэтического многоголосия», словно «предоставляя слово» самим русским людям. Как выяснилось, для одних счастье заключается в покое, богатстве и чести, у других в возможности залить водкой свою «счастливую» жизнь. В главе «Счастливые» мы видим как за возможность «хлебнуть вина бесплатного» люди меряются счастьем, если это можно назвать таковым. У кого-то уродилось реп до тысячи, кто-то видит счастье в признании хозяев: «Я счастлив, видит бог! У первого боярина, у князя Переметьева, я был любимый раб.» Счастье помещика это праздная жизнь, пиры, охота, власть над людьми. Автор пишет: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями…» Это примитивное представление о счастье, о котором говорил каждый «счастливый», истинного счастья ни одному из них не приносит.

Обладателем истинного счастья в поэме является Гриша Добросклонов. Несмотря на жизнь «беднее захудалого последнего крестьянина» и тяжелую каждодневную работу в нем есть стремление к духовному развитию. В нем есть тяга к прекрасному, к творчеству, к мечтаниям. Гриша – поэт, он сочиняет песни о России, о народе, и готовится посвятить себя борьбе за счастье народное. Это то, что отличает его от других героев этой поэмы. Но странники так и не встретились с Гришей и не нашли счастливого.

«Кому на Руси жить хорошо?» — это эпическая поэма. В ней благодаря образу дороги и сюжету-путешествию возникает панорамная картина русской жизни, картина народного горя, разлада и пр. По-настоящему счастливых людей не может быть, если жизнь в целом устроена неразумно, находится в состоянии кризиса. Но в целом поэма не носит трагического характера, поскольку, по мнению автора, в русской жизни все равно сохраняются здоровые и крепкие начала, надо дать им только возможность созреть и проявиться.

Таким образом, Н. Некрасов считает, что счастье заключается в постоянном движении, развитии, творчестве. Это то, что наделяет смыслом жизнь человека. Именно поэтому счастливым в поэме становится Гриша Добросклонов.

Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее. Внимание семи странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии. Конечно, "счастливцы" эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил - "не князь, не граф сиятельный, а просто он - мужик!". Но по своему характеру и по влиянию на крестьянскую жизнь он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга "вышло дело дрянь" - с Ермилом денег не было,- он обратился к народу за поддержкой:

И чудо сотворилося -

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны...

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил "из рекрутчины меньшого брата Митрия". Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной площади:

Рубль лишний, чей - Бог ведает!

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет "все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет". Но в критическую минуту жизни Ермил этим "счастьем" жертвует ради правды народной и попадает в острог.