Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Райхельгауз Иосиф Леонидович: биография и работы. Иосиф Райхельгауз

Райхельгауз Иосиф Леонидович: биография и работы. Иосиф Райхельгауз

Источник - Википедия

Райхельгауз, Иосиф Леонидович (род. 12 июня 1947, Одесса) - советский и российский театральный режиссёр, педагог; Народный артист России (2000), профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), Создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы».

Иосиф Райхельгауз родился и вырос в Одессе ; в 1962-1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность».
В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа. В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиК. И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность. В 1965-1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета, где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ.

В 1968 году Иосиф Райхельгауз покинул университет и поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа , в мастерскую М. О. Кнебель и А. А. Попова. Одновременно работал в качестве режиссёра в знаменитом студенческом театре МГУ , в 1970 году руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС. В 1971 году проходил режиссёрскую практику в Центральном театре Советской Армии, но спектакль «И не сказал не единого слова» по повести Г. Бёлля, не был допущен к показу. Свой преддипломный спектакль, «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова, в 1972 году поставил в родной Одессе.
По окончании ГИТИСа в 1973 году Райхельгауз был принят на должность режиссёра-постановщика в Московский театр «Современник» . Первым успехом стала постановка спектакля «Погода на завтра», за который Иосиф Райхельгауз был удостоен премии «Московская театральная весна»; среди поставленных в театре спектаклей - «Из записок Лопатина» по К. Симонову, «А по утру они проснулись…» В. Шукшина, «1945» (автор пьесы - И. Райхельгауз), «Привидения» Г. Ибсена. С 1974 года преподавал актёрское мастерство в первой студии Олега Табакова.
С 1975 года Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым руководил Театром на Мытной; в 1977 году был принят в качестве режиссёра-постановщика в Театр им. Станиславского, входил в состав режиссёрской коллегии театра, выпустил спектакль «Автопортрет», начал репетировать «Взрослую дочь молодого человека», но в 1978 году от занимаемой должности был освобождён из-за отсутствия московской прописки.
С 1979 года - режиссёр Московского театра им. А. С. Пушкина; с 1980 года работал также в Московском театре Миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). В течение 1980-1982 годов ставил спектакли в разных городах: Липецке, Омске, Минске, Хабаровске и др. В 1983-1985 годах был режиссёром-постановщиком Театра драмы и комедии на Таганке , поставил спектакль «Сцены у фонтана». В 1985 году вернулся в «Современник», где работал до 1989 года.

В 1988 году Иосиф Райхельгауз стал инициатором создания Московского театра «Школа современной пьесы», открывшегося 27 марта 1989 года его спектаклем «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. С 1989 года является художественным руководителем театра, на сцене которого поставил более 20 спектаклей.
Одновременно Райхельгауз ставил спектакли в других театрах, в том числе за рубежом: в театрах «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальном театре «Габима» (Израиль); много работает на телевидении, где поставил, в частности, «Эшелон» М. Рощина и «Картину» В. Славкина.
Рейхельгауз является автором книг «Не верю», «Мы попали в запандю», «Прогулки по бездорожью», «Одесская книжка», членом редколлегии журнала «Современная драматургия».
В 1993 году режиссёру было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации»; с 2000 года - Народный артист России.

С 1976 года Иосиф Райхельгауз преподавал мастерство актёра в ГИТИС им. Луначарского, с 2003 года руководит режиссёрской и актёрской мастерской на кафедре режиссуры в ГИТИСе. С 2004 года - профессор.

Спектакли
1977 - «Автопортрет» А. Ремиза (Театр им. Станиславского)
1984 - «Сцены у фонтана» (Московский театр драмы и комеди на Таганке)
Тетр «Современник»
1973 - «Погода на завтра» М. Шатрова (совместно с Г. Волчек и В. Фокиным)
1975 - «Из записок Лопатина» К. Симонова
1977 - «А поутру они проснулись» В. Шукшина
1985 - «1945», композиция Райхельгауза
1986 - «Дилетанты»
1986 - «Два сюжета для мужчин» В. Славкина по Ф. Дюрренматту
«Школа современной пьесы»
1989 - «Пришел мужчина к женщине» Семена Злотникова
1990 - «Все будет хорошо, как вы хотели» С. Злотникова
1992 - «А чой-то ты во фраке?» по А. П. Чехову
1994 - «Уходил старик от старухи» С. Злотникова
1994 - «Без зеркал» Н. Климонтовича
1996 - «По поводу обещанного масла» по песням Сергея Никитина
1997 - «…С приветом, Дон-Кихот!», сочинение для сцены Виктора Коркия, Александра Лаврина, Иосифа Райхельгауза, Валерия Березина
1998 - «Антон Чехов. Чайка»
1998 - «Любовь Карловны» О. Мухиной
1999 - «Записки русского путешественника» Е. Гришковца
2001 - «Прекрасное лекарство от тоски» С. Злотникова
2001 - «Борис Акунин. Чайка»
2002 - «Город» Е. Гришковца
2004 - «Чайка. Настоящая оперетка» по пьесе А. П. Чехова
2006 - «Своими словами»
2007 - «Русское варенье» Л. Улицкой
2008 - «Пришел мужчина к женщине. Новая версия» С. Злотникова
2009 - «Дом» Е. Гришковца
2009 - «Звездная болезнь»
2010 - «Русское горе» по мотивам комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
2011 - «Медведь» Дмитрия Быкова
2012 - «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» Е. Гришковца, И. Райхельгауза

Награды и премии
2004 год - премия города Москвы в области литературы и искусства за спектакль «Город» по пьесе Евгения Гришковца
Премия «Московская театральная весна»
1973 год - «Погода на завтра» («Современник»)
1975 год - «Из записок Лопатина» («Современник»)
1976 год - «А поутру они проснулись» («Современник»)
Премия Московского комсомола
1975 год - «Из записок Лопатина»

Одессит - это не национальность, не профессия, это стиль жизни, если хотите, диагноз. И раз уж ты родился и вырос в Одессе, то ты непременно знаешь толк в хорошей шутке, стряпне и настоящем искусстве. Наш герой в детские годы бегал играть в массовке в Одесском ТЮЗе, но уже тогда он знал, что будет не просто режиссером, а известным режиссером, точнее, очень известным режиссером.

Иосиф Райхельгауз – режиссер с мировым именем, создатель и бессменный руководитель театра «Школа современной пьесы».

Вот уже двадцать лет на сцене его театра играют самые выдающиеся актеры: Татьяна Васильева, Сергей Юрский, Ирина Алферова, Альберт Филозов. На этой сцене выступал Булат Окуджва, в легендарном спектакле «Уходил старик от старухи» играли Мария Владимировна Миронова и Михаил Андреевич Глузский. Иосиф Леонидович ставит пьесы только современных авторов – Злотникова, Гришковца, Акунина, и театр свой он задумывал именно таким, чтобы в нем игрались пьесы, написанные только что и не игранные еще нигде.

Но, кроме театра, у известного режиссера есть еще и надежный тыл – его семья: жена, ведущая актриса «Современника» Марина Хазова, и дети. Старшая дочка Маша дебютировала как театральный художник в спектакле «Записки русского путешественника». Сейчас Маша Трегубова – главный художник Лаборатории Дмитрия Крымова и за оформление премьерного спектакля «Оpus №7» была удостоена премии «Золотая маска». Маша уже выросла и вышла замуж, но все равно, как раньше, семья любит собираться вместе в загородном доме и по вечерам за длительными чаепитиями неспешно беседовать. Периодически в беседу на правах членов семьи «встревают» лабрадор Билл и кошка Мика, им постоянно требуется ласка, то за ушком почесать, то животик погладить.

Микино счастье

Мике очень нравится быть хозяйкой большого дома. Она любит рано поутру спуститься бесшумно со второго этажа и пройтись по всем комнатам внизу, как бы проверяя, все ли в порядке. А потом обожает лежать на парапете балкончика между первым и вторым этажом и с высоты надменно поглядывать на всех обитателями дома, помахивая кончиком пушистого хвоста.

Но не так давно участь Мики была совсем не завидна. Мика родилась в подвале. Но это был не простой подвал, а Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Одна добрая женщина, смотритель Египетского зала музея, подкармливала ее маму, самую обычную беспризорную кошку, а когда у той родились котята, решила поучаствовать в их дальнейшей судьбе. Как-то зять Иосифа Леонидовича художник Алексей Трегубов работал в одном из залов музея, копировал живопись, разговорился со смотрителем о кошках, мол, жена Маша мечтает о котенке британской породы. Слово за слово, и концу рабочего дня, рядом с Алексеем каким-то непонятным образом очутилась коробка с крохотным рыжим пищащим комочком. Как настоящий мужчина, он не смог оставить беззащитное существо на произвол судьбы и принес его домой.

Маша вечером, увидев приемыша, сильно расстроилась. Котенок был такой страшненький, такой худой и жалкий, что даже и отдаленно не мог напоминать британца. Он вообще был никакой. Хвост тощий-тощий, шейка тоненькая, шерстка редкая. Тогда Маша даже и не обратила внимания на необычный ярко рыжий окрас котенка. Ну что делать? Взяли – надо растить, не нести же назад…

Мика быстро набирала вес, и вскоре превратилась в пушистый круглый очаровательный комочек с зеленовато-желтыми глазами, а к году стала совершенной красавицей.

Пока Мика росла, была пуглива и осторожна, сказывалось, видимо, на генетическом уровне, что ее предки никогда не жили в семье. Но по натуре своей она всегда была ласкова и совершенно не шкодлива. Не портила мебель, не гадила где попало, как это часто бывает с дворовыми кошками, взятыми в дом, не воровала со стола, не дергала шторы на окнах, с ней вообще не было никаких проблем.

Как-то Маша и Леша уезжали на фестиваль, и пришлось отвезти Мику в загородный дом к Машиным родителям. Так Мика оказалась полноправной хозяйкой дома и сердца Иосифа Райхельгауза.

Уроки естества

– Иосиф Леонидович, Армен Джигарханян говорит, что он у своего легендарного кота Фила учился натуральности, как бы брал уроки актерского мастерства. Как, по-Вашему, у кошки действительно можно чему-то научиться?
– Это известная истина. Еще Константин Сергеевич Станиславский учил своих артистов: «Посмотрите, если на песке лежит человек и рядом кошка, то от человека останется бесформенная ямка, а от кошки абсолютный рисунок ее тела. А почему? Потому что кошка расслаблена, она естественна и природна, она отдыхает на песке». Мне кажется, что люди, у которых дома есть кошки и собаки, тоже становятся под их влиянием ближе к природному, к естественному.

– Говорят, мы не можем до конца понимать кошек. Вы согласны с этим?
– Да, потому что пытаемся все время навязать им свою извращенную психологию, какие-то свои хитрости, вторые планы. А кошка буквальна. Если она хочет есть, она ест. Если хочет спать, спит, а если не хочет с тобой играть – повернется и уйдет. У нее, к счастью, нет правил поведения и представлений о том, что прилично или неприлично в обществе. И, скорее кошка дрессирует своего хозяина, а не наоборот.

– Как случилось, что Мика поменяла место жительства?
– В крохотной городской квартирке ей было не очень удобно. А как только ее привезли к нам на дачу, она сразу показала всем своим видом, что тут ей лучше. Конечно, она очень скучает по Маше и Леше, ведь именно его она считает своим настоящим хозяином, так как он принес ее домой. Любопытно наблюдать, как Мика утром терпеливо караулит, когда Маша проснется. И как только почует, что она сейчас откроет глаза, тут же прыгает на постель и, обняв лапками за шею, укладывается у нее на груди.
– И целых полчаса надо ее гладить и чесать за ушком, – подтверждает с улыбкой Маша.

– И кошку даже не смутило присутствие лабрадора Била?
– Бил поначалу на нее бросался, запрещал ходить по дому. Он ведь привык быть хозяином, но Мика сумела установить с ним хорошие отношения. Она садилась на лестницу, которая ведет на второй этаж (а Билу туда нельзя заходить), и подолгу на него сверху смотрела. Потом спускалась на одну ступеньку ниже и снова долго и внимательно смотрела на него. Она приучала его к себе. И так она спускалась все ниже, ниже. А теперь они рядом лежат и спят. Мы никогда не думали, что кошка сможет приручить Била – он дикий, невоспитанный. Но он так привязан к Мике, что если ее увозят в Москву, скучает и ждет возвращения.

– Как Мика любит проводить время?
– Мика равнодушна к игрушкам. Чего только Маша ей не покупала: и дразнилки, и мышки, и мячики – не интересно. А вот украсть чьи-нибудь носки и таскать их в зубах как добычу, рыча и урча – это самое любимое занятие. Правда, сейчас Мике не до игр, теперь все ее время занимают дети. Она у нас, видите ли, удачно вышла замуж...
Мика недавно родила котят. Соседи по Большому каретному переулку, где Маша с Алексеем жили, поинтересовались однажды, не хотят ли они выдать свою кошку за их кота, поскольку у кота было огромное желание завести себе подругу.
– Поначалу меня это даже испугало, – рассказывает Маша, – и я ответила: «Что вы, что вы, она у нас еще молоденькая и замуж не хочет». Но когда мы увидели кота – интеллигентного британца, устоять не смогли.
– Мы с Машей несколько расходимся во мнениях насчет происхождения котят, – добавляет с лукавой улыбкой Иосиф Леонидович. – Маша дважды возила Мику на «свидание» с британцем, и думает, что котята от него. Но к нам ведь ходил рыжий кот с соседней дачи. И у меня такое ощущение, что это его дети. Уж очень они рыжие получились.

– А рыжий-то продолжает приходить?
– Регулярно.

– Отвлекает мать от детей?
– Мика – преданная мать. Покормив котят, не стремится убежать по своим делам, а долго их вылизывает, мурлыча. Когда у нее хорошее настроение, любит лежать на боку и перебирать лапками в такт своему мурлыканию.
– Как бы на гуслях играет, – смеется Маша. – И когда котят кормит, тоже от удовольствия лапками перебирает, и мы шутим, что она играет им классическую музыку, чтобы котята культурными росли.
Новорожденных котят поместили в большой коробке, но Мике там не понравилось, и она тайком перетащила помет в шкаф в Машиной спальне. Ее не стали тревожить. И пока котята были слепые, она так жила с ними в шкафу.

«Все нормально, жизнь сюжетна»

– Иосиф Леонидович, кем-то было подмечено однажды, что мужчины больше привязаны к кошкам, чем к собакам, это правда?
– Я люблю и тех и других одинаково. Но вот что любопытно: мне кажется, что Мика меня ждет по вечерам. Хоть о кошках и говорят, что они непредсказуемы, гуляют сами по себе, однако Мика неизменно встречает меня, когда я поздно вечером возвращаюсь из театра. Все спят уже, все, кроме Мики, которая ждет и всегда составляет мне компанию за чашкой чая. Она любит посидеть рядом, поласкаться, помурлыкать. С ней отдыхаешь. Кошка – более домашнее животное, чем собака.

– Судя по тому, как вы умело ладите с Микой, это не первая кошка в Вашей жизни?
– У нас всегда, всю жизнь были кошки. Когда я еще жил в Одессе, у нас был огромный потрясающий кот. Мой дед был председателем колхоза, Героем Социалистического труда, известным человеком. Последние годы жизни он жил с нами в Одессе. И кот был особенно к нему привязан. Когда дед умер – ему было 90 с лишним лет – кот ушел из дома и больше мы его не видели. И здесь, в Москве, на этой даче был у нас потрясающий кот черный с белым воротником. Он очень любил моего отца, героя Великой Отечественной войны. И когда папы не стало, повторилась та же история: кот исчез...

Конечно, можно долго разговаривать с таким интересным человеком о театре, об актерах, о творческих планах, об успехах, так как кажется, что Иосиф Леонидович был всегда известным режиссером. Однако свою книгу воспоминаний «Не верю» Иосиф Райхельгауз предваряет такими словами: «После того, как в двадцать с небольшим лет я стал самым молодым режиссером-постановщиком Москвы, выпустил в «Современнике» пару нашумевших спектаклей, снимал на телевидении, преподавал в ГИТИСе и получал от этого, как тогда говорили, «глубокое удовлетворение», жизнь едва не выкинула меня за борт. В один прекрасный день, отовсюду уволенный, лишенный прописки, без какой-либо перспективы вернуться в нормальную московскую жизнь, я лежал на диване и смотрел в окно… Думалось только об одном: кем лучше быть – водителем такси или грузчиком?» С тех пор Иосиф Леонидович живет под девизом: «Все нормально, жизнь сюжетна!»

СПРАВКА:

Иосиф Райхельгауз. Художественный руководитель и главный режиссер театра «Школа современной пьесы» родился в Одессе в 1947 году. Окончив ГИТИС, режиссерское отделение, ставил спектакли в лучших театрах страны, в Москве и за рубежом. Более двадцати лет руководит своим театром, где идет эксклюзивный репертуар. Лауреат многих престижных премий.

Мария Трегубова. Его дочь. Родилась в Москве. Главный художник Лаборатории Дмитрия Крымова и актриса. За спектакль «OPUS№7» удостоена театральной премии «Ника».

Народный артист России (2000). С 1988 - художественный руководитель, режиссер театра «Школа современной пьесы» (Москва), ориентирующегося на современную драматургию

Райхельгауз, Иосиф Леонидович

Биография

Режиссер, педагог, автор инсценировок и статей. Народный артист Российской Федерации (1999), заслуженный деятель искусств (1993), профессор Рочестерского университета (США), профессор Всероссийского Государственного института Кинематографии им. С.А. Герасимова (1998).

В 1964 году поступил по конкурсу артистом вспомогательного состава в Одессикий ТЮЗ. С 1965 по 1968 года жил в Ленинграде, где учился в различных ВУЗах и работал рабочим сцены БДТ. Свои первые режиссерские работы Райхельгауз поставил на сцене Студенческого театра Ленинградского Университета. В 1973 году окончил ГИТИС (курс А.А. Попова и М.О. Кнебель). В тот же период Иосиф Райхельгауз совместно с Анатолием Васильевым руководил театром-студией на Мытной улице v Второй Арбузовской студией, где родилась Lновыя волна¦ современной драматургии. Райхельгауз одним из первых в Москве поставил пьесы С. Злотникова, Л. Петрушевской, В. Славкина, А. Ремиза и других.

С 1973 по 1979 и с 1985 по 1989 годы - режиссер театра LСовременник¦. В спектаклях Райхельгауза были заняты В. Гафт, О. Даль, М. Неелова, Л. Добржанская, А. Мягков, К. Райкин, Ю. Богатырев, О. Табаков, Г. Волчек, П. Щербаков и другие артисты.

Иосиф Райхельгауз неоднократно становился автором не только спектаклей, но и литературного материала к ним. Его пьесы по произведениям современных писателей были поставлены в десятках театров СССР и зарубежных стран. Первый спектакль в театре Современник Из записок Лопатина (1975) - И. Райхельгауз - поставил по собственной инсценировке повести Константина Симонова.

В 1976 году совместно с Г.Б. Волчек Райхельгауз создал спектакль Эшелон по пьесе М.Рощина. Позднее Райхельгауз написал пьесу по рассказам В. Шукшина А поутру они проснулись и осуществил ее постановку в 1977 году.

С 1977 Райхельгауз v режиссерvпостановщик и член режиссерской коллегии театра им. Станиславского. Время, когда А. Васильев, И. Райхельгауз и Б. Морозов руководили театром, сегодня изучается, как знаменательный эпизод в истории советского театра. По признанию самих режиссеров, в тот период они поставили лучшие свои спектакли. Для Иосифа Райхельгауза это Автопортрет А. Ремеза.

Всего Райхельгауз поставил около 70-ти спектаклей, в том числе во многих Московских театрах. 1973 г. Мой бедный Марат Арбузова в Одесском Академическом театре Октябрьской революции. 1973 г. И не сказав ни единого слова Г. Белля в театре Советской Армии. 1981 г. спектакль Пришел мужчина к женщине С. Злотникова в театре им. Пушкина. 1982 г. спектакль Триптих для двоих С. Злотникова и композиция Предложение. Свадьба. Любовь. по мотивам произведений А.П. Чехова, М. Зощенко, А. Вампилова в театре Эрмитаж. 1982 г. Пролетарская мельница счастья В. Мережко в театре v студии О. Табакова. 1985 г. Сцены у фонтана С. Злотникова в театре драмы и комедии на Таганке. 1989 г. Привидения Г. Ибсена в театре Современник.

Райхельгауз много работал в провинциальных театрах России. Среди постановок: 1984 г. Госпожа министерша по пьесе Нушича в Омском Академическом театре драмы. 1986 г. - Вечер поздней осенью Ф. Дюренматта в Липецком Академическом драматическом театре им. Л.Н. Толстого. 1987 г. v спектакль-опера по собственному либретто Время любить и время ненавидеть, музыку к которому написал А. Васильев в Липецком Академическом драматическом театре им. Л.Н. Толстого.

В 1989 году Райхельгауз основал Московский театр Школа современной пьесы и является его художественным руководителем. В первом спектакле театра были заняты артисты Альберт Филозов и Любовь Полищук. Позднее в Школу пришли А. Петренко, Л. Гурченко, М. Миронова, М. Глузский, Т. Васильева, Л. Дуров, С. Юрский, И. Алферова, Э. Виторган, А. Филиппенко, В. Качан, В. Стеклов.

За время существования театра на его сцене было сыграно более 25 премьер. В том числе: LПришел мужчина к женщине¦ (1989), LВсе будет хорошо, как Вы хотели¦ (1993) и LУходил старик от старухи¦ (1995) v все по пьесам Злотникова, LБез зеркал¦ (1994) Н. Климонтовича, LА чой-то ты во фракеN¦ по LПредложению¦ Чехова (1992) и LЧайка¦ Чехова (1998), L-С приветом, Дон- Кихот!¦ - композиция Райхельгауза по М. Сервантесу, Л. Минкусу, М.А. Булгакову и др. (1997), LЗаписки русского путешественника¦ Е. Гришковца (1999), LПрекрасное лекарство от тоски¦ С. Злотникова (2001), LБорис Акунин. Чайка¦ Б. Акунина (2001) и др.

В настоящее время репетируется спектакль LГород¦ по пьесе Е. Гришковца. Иосиф Райхельгауз поставил множество спектаклей в зарубежных театрах, в том числе в Израильском Национальном театре LГабима¦, LЛа-Мама¦ в Нью-Йорке, в театре города Рочестер (США), LКентер¦ в Турции и др. Спектакли Райхельгауза неоднократно представляли Российский театр на многих сценах мира и удостаивались престижных Российских и зарубежных премий. В июне 2000 года спектакль Иосифа Райхельгауза LЗаписки русского путешественника¦ открывал самый представительный в Европе смотр современной пьесы v Боннский биенале, а спектакль LЧайка¦ участвовал в VI Международном фестиваль искусств им. Сахарова.

Райхельгауз снял более десяти телевизионных фильмов: LДва сюжета для мужчин¦, L1945¦ (1986), LИз записок Лопатина¦, LЭшелон¦ (1985), LКартина¦ (1987), LПришел мужчина к женщине¦, LВсе будет хорошо, как Вы хотели¦ и другие.

В 1997 году Райхельгауз был автором и ведущим цикла телевизионных передач LТеатральная лавочка¦. В 1997 году Иосиф Райхельгауз получил благодарность Президента РФ за участие в подготовке президентского послания. В 1999 году v благодарность мэра Москвы за выдающиеся услуги в области театрального искусства.

С1974 по 1989 годы Райхельгауз преподавал в ГИТИСе. В 1994 году читал спецкурс LДраматургия Чехова¦ в университете г. Рочестера (США). С 1990 года и по сей день руководит мастерской LАктеров театра и кино¦ во ВГИКе. С 2000 года читает курс лекций LИстория и теория режиссуры¦ в Российском Государственном Гуманитарном Университете (РГГУ) и регулярно проводит семинары в Центральном Доме Актера. Райхельгауз является автором художественных, мемуарных и публицистических произведений, которые регулярно публикуются в газетах и журналах v LСовременная драматургия¦, LОгонек¦, LНезависимая газета¦ и во многих печатных изданиях Санкт- Петербурга, Киева, Липецка, Израиля, Швеции, Румынии, Венгрии. В издательстве LЦентрПолиграф¦ готовится к выходу художественно-публицистическая книга Райхельгауза - LНе верю¦.

, Одесса) - советский и российский театральный режиссёр , педагог; народный артист России (), профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» . Член Общественного совета Российского еврейского конгресса.

Биография

Иосиф Райхельгауз родился и вырос в Одессе. В 1962-1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность» .

В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа. В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиК . И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность . В 1965-1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького . В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета , где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ .

В Москве

С 1975 года Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым руководил Театром на Мытной; в 1977 году был принят в качестве режиссёра-постановщика в Театр им. Станиславского , входил в состав режиссёрской коллегии театра, выпустил спектакль «Автопортрет», начал репетировать «Взрослую дочь молодого человека », но в 1978 году от занимаемой должности был освобождён из-за отсутствия московской прописки.

Одновременно Райхельгауз ставил спектакли в других театрах, в том числе за рубежом: в театрах «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальном театре «Габима» (Израиль); много работает на телевидении, где поставил, в частности, «Эшелон» М. Рощина и «Картину» В. Славкина .

Общественная позиция

Спектакли

  • - «Автопортрет» А. Ремиза (Театр им. Станиславского)
  • - «Сцены у фонтана» (Московский театр драмы и комеди на Таганке)
  • - «Погода на завтра» М. Шатрова (совместно с Г. Волчек и В. Фокиным)
  • - «Из записок Лопатина» К. Симонова
  • - «А поутру они проснулись» В. Шукшина
  • - «1945», композиция Райхельгауза
  • - «Дилетанты»
  • - «Два сюжета для мужчин» В. Славкина по Ф. Дюрренматту
  • - «Пришёл мужчина к женщине » Семёна Злотникова
  • - «Всё будет хорошо, как вы хотели» С. Злотникова
  • - «А чой-то ты во фраке? » по А. П. Чехову
  • - «Уходил старик от старухи» С. Злотникова
  • - «Без зеркал» Н. Климонтовича
  • - «По поводу обещанного масла» по песням Сергея Никитина
  • - «…С приветом, Дон-Кихот!», сочинение для сцены Виктора Коркия, Александра Лаврина, Иосифа Райхельгауза, Валерия Березина
  • - «Антон Чехов. Чайка»
  • - «Любовь Карловны» О. Мухиной
  • - «Записки русского путешественника» Е. Гришковца
  • - «Прекрасное лекарство от тоски» С. Злотникова
  • - «Борис Акунин. Чайка»
  • - «Город» Е. Гришковца
  • - «Чайка. Настоящая оперетка» по пьесе А. П. Чехова
  • - «Своими словами»
  • - «Русское варенье» Л. Улицкой
  • - «Пришёл мужчина к женщине. Новая версия» С. Злотникова
  • - «Дом» Е. Гришковца
  • - «Звёздная болезнь»
  • - «Русское горе» по мотивам комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума »
  • - «Медведь» Дмитрия Быкова
  • 2012 - «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» Е. Гришковца , И. Райхельгауза
  • 2013 - «Спасти камер-юнкера Пушкина» М. Хейфеца
  • - «Последний ацтек» В. Шендеровича
  • - «УИК ЭНД» Е. Гришковца , А. Матисон
  • - "Пришёл мужчина к женщине"

Награды и премии

  • 1975 год - Премия Московского комсомола за спектакль «Из записок Лопатина» («Современник»)
  • 1973 год - Премия «Московская театральная весна» за спектакль «Погода на завтра» («Современник»)

Напишите отзыв о статье "Райхельгауз, Иосиф Леонидович"

Примечания

Ссылки

  • . Журнал «Театральные Новые Известия ТЕАТРАЛ» (teatral-online.ru) (1 июля 2008). Проверено 1 января 2013. .

См. также

Отрывок, характеризующий Райхельгауз, Иосиф Леонидович

Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.
Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п.
Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur mon frere, je consens a rendre le duche au duc d"Oldenbourg, [Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцогство Ольденбургскому герцогу.] – и войны бы не было.
Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове Св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes [хорошие принципы], а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан memorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас – потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими.
Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие. Такой же причиной, как отказ Наполеона отвести свои войска за Вислу и отдать назад герцогство Ольденбургское, представляется нам и желание или нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел идти на службу и не захотел бы другой, и третий, и тысячный капрал и солдат, настолько менее людей было бы в войске Наполеона, и войны не могло бы быть.
Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии, и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все – миллиарды причин – совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных.
Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, – были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.
Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.
«Сердце царево в руце божьей».
Царь – есть раб истории.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.
Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.
Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.

Иосиф Леонидович Райхельгауз родился 12 июня 1947 года в Одессе. В интервью одному известному журналу режиссер рассказал, что был назван в честь деда. В годы войны его мать Фаина Иосифовна работала санитаркой в госпитале в Оренбурге, а отец Леонид Миронович воевал в танковых войсках и дошел до Берлина. У Иосифа Райхельгауза есть также сестра Ольга.

В мирное время мать режиссера работала секретарем-машинисткой, отец занимался грузоперевозками. В школе, где учился Иосиф Леонидович, преподавание велось на украинском языке. Окончив восемь классов, он решил продолжить обучение в школе рабочей молодежи, поскольку ему тяжело давались точные науки. Свою трудовую деятельность начал с профессии электрогазосварщика на автобазе, куда юного Иосифа устроил отец.

Однако будущего режиссера продолжала манить творческая деятельность. Он не упускал возможности поучаствовать в массовке на Одесской киностудии. И по окончании учебы решил поступать в Харьковский театральный институт на специальность «режиссер украинской драмы». Иосиф Райхельгауз успешно прошел вступительные испытания, педагоги заметили его талант. Однако в Министерстве культуры УССР аннулировали результаты экзаменов из-за национального вопроса. Ведь среди зачисленных были трое русских, трое евреев и только один украинец.

Вернувшись в родную Одессу, Иосиф Райхельгауз пошел работать актером в Одесский ТЮЗ. Спустя год отправился покорять Москву, благодаря общим знакомым его приютил писатель Юлий Даниэль. Но вскоре он был арестован за творческую деятельность, порочащую советский строй.

Тогда Иосиф Райхельгауз вновь сменил место жительства, перебравшись в Ленинград. В 1966 году поступил в ЛГИТМиК на режиссерский факультет, но из-за разногласий с педагогом - Борисом Вульфовичем Зоном вновь был отчислен. Устроился рабочим сцены в знаменитый БДТ Товстоногова и параллельно учился в Ленинградском государственном университете на факультете журналистики. В ЛГУ Иосиф Райхельгауз начал ставить спектакли в студенческом театре.

Творческая деятельность

В 1968 году он снова отправляется в Москву, чтобы поступить в ГИТИС на курс Анатолия Эфроса, но в результате учился у Андрея Алексеевича Попова. Дипломный спектакль «Мой бедный Марат» в 1972 году Райхельгауз ставил в Одесском Академическом театре.

На четвертом курсе Иосиф Леонидович проходил практику в Театре Советской армии, где занялся постановкой спектакля «И не сказал ни единого слова» по роману Г. Белля. Его заметила Галина Волчек и предложила стать штатным режиссером театра «Современник».

Первым проектом на новом месте была постановка по мотивам повести К. Симонова «Двадцать дней без войны». На главную роль Райхельгауз пригласил Валентина Гафта. За спектакль «Погода на завтра» в 1973 году был удостоен премии «Московская театральная весна».

В 1977 году вслед за своим педагогом Поповым ушел на должность режиссера-постановщика в Театр имени Станиславского. Поставил спектакль «Автопортрет», который пришелся не по вкусу властям. В результате Райхельгауза уволили из театра, он лишился московской прописки и не мог никуда устроиться на работу. Начались проблемы со здоровьем, режиссер перенес инфаркт.

Его спасло приглашение поработать в Хабаровском драмтеатре. В начале 80-х Иосиф Райхельгауз занялся постановкой спектаклей в разных городах Советского Союза - Одессе, Владимире, Минске, Омске, Липецке.

В 1983-1985 годах работал в Театре на Таганке, но его спектакль «Сцены у фонтана» из-за отъезда Юрия Любимова так и не был выпущен. Тогда Райхельгауз вновь вернулся в «Современник».

27 марта 1989 года представил публике спектакль «Пришел мужчина к женщине». Главные роли исполняли Альберт Филозов и Любовь Полищук. Эта премьера ознаменовала открытие театра «Школа современной пьесы», в котором Иосиф Райхельгауз занял пост художественного руководителя. За тридцатилетнюю историю театра он поставил на его сцене порядка 30-ти спектаклей, вот некоторые из них:

  • «А чой-то ты во фраке?» по А. П. Чехову (1992);
  • «Уходил старик от старухи» С. Злотникова (1994);
  • «Записки русского путешественника» Е. Гришковца (1999);
  • «Борис Акунин. Чайка» (2001);
  • «Русское варенье» Л. Улицкой (2007);
  • «Медведь» Д. Быкова (2011);
  • «Последний ацтек» В. Шендеровича (2014);
  • «Часовщик» И. Зубкова (2015).

Иосиф Райхельгауз также ставил спектакли в США, Израиле, Турции.

По мотивам многих своих спектаклей режиссер снял телевизионные фильмы: «Эшелон», «Картина», «1945», «Пришел мужчина к женщине», «Из записок Лопатина», «Два сюжета для мужчин». В 1997 году выпустил цикл передач «Театральная лавочка».

Педагогической деятельностью начал заниматься в 1974 в ГИТИСе, с 2003 года возглавляет там режиссерскую мастерскую. С 2000 года Райхельгауз читает лекции по истории и теории режиссуры в РГГУ. В университете Рочестера (США) в 1994 году читал курс «Драматургия Чехова».

Личная жизнь

Иосиф Райхельгауз женат на актрисе театра «Современник» Марине Хазовой. Будущая жена была его студенткой. Режиссер признается, что по-настоящему оценил ее, когда попал в больницу после скандального увольнения из Театра имени Станиславского. В отличие от многих, Марина не отвернулась от него и всячески поддерживала. Своей жене Райхельгауз посвятил книгу «Не верю».

У супругов две взрослые дочери - Мария и Александра. Старшая, Мария, работает сценографом. За первую же самостоятельную работу получила премию «Золотая маска». Вторая дочь, Александра, окончила филологический факультет МГУ, выполняет административные функции в «Школе драматического искусства».

Старшая дочь подарила режиссеру внучку Соню. В беседе с журналистом Райхельгауз признался, что хотел бы проводить с ней больше времени, но даже на восьмом десятке по-прежнему пропадает в театре.

Звания и награды:

  • Заслуженный деятель искусств РФ (1993);
  • Народный артист РФ (1999);
  • Благодарность мэра Москвы (1999, 2004);
  • Орден Дружбы (2007);
  • Орден Почета (2014).