Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Противостояние добра и зла в романе мастер. Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (Школьные сочинения)

Противостояние добра и зла в романе мастер. Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (Школьные сочинения)

-Так кто ж ты, наконец?

Я - часть той силы,

что вечно хочет зла

и вечно совершает благо.

Гёте

Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, эти силы будут бороться друг с другом, добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз посвящен борьбе добра и зла. Автор с большим мастерством изобразил эту борьбу, он сумел заглянуть в душу человека, передать внутренний мир своих героев. Булгаков открыл читателям богатейшую гамму чувств, переживаний своих героев, поэтому этот роман прочно вошел в ряд любимейших произведений русской литературы. Произведение Булгакова - это учебник для каждого нового покааления молодежи, потому что проблемы, затронутые в нем, с удивительным постоянством возникают во все времена.

Перед читателем одновременно раскрываются два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы двадцатых годов нашего века, другой - с легендой или правдой (в зависимости от веры и убеждений человека) о неком Иешуа Га-Ноц-ри, в котором мы сразу узнаем Иисуса Христа. Булгаков дает нам «роман в романе», и оба они объединены одной идеей - поисками нравственной истины и борьбой за нее. Сначала мы переносимся на много веков назад в далекий Ерша-лаим, во дворец императора Иудеи Понтия Пилата. Вместе с ним во дворце находится молодой человек, лет двадцати семи, у которого связаны руки, под глазом синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Этого человека зовут Иешуа, он обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма.

Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир делится на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется человек, который нарушает это правило и готов спорить с самим прокуратором. Он не боится возражать ему, отстаивая свою точку зрения, и делает это так умело, так хладнокровно, что даже приводит прокуратора в замешательство. Иешуа считает, что на свете нет злых людей, есть люди несчастливые. Он думает, что этих людей можно изменить в лучшую сторону, просто надо их заставить поверить в себя, заинтересовать их, вселить в них уверенность, и тогда получится полноценный человек, имеющий цель в жизни, способный своими действиями принести благо окружающим.

Арестант показался прокуратору интересным, ему многое понравилось в нем. Понтий Пилат сразу убедился в его невиновности и простодушии. Ему даже приснился сон о том, что они вдвоем идут по лунной дорожке и мирно беседуют. Но он уже ничем не мог помочь Иешуа. Иешуа бросил вызов не только самому прокуратору, но и всему режиму, который царил в этом городе несколько поколений, поэтому он обречен на смерть. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И поэтому Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. На самом деле могущество прокуратора оказалось мнимым. Понтий Пилат трус: верный пес порядка, он не может пойти против большинства, а потому он жалок и недостоин уважения. Иешуа, напротив, бросает вызов существующему порядку, для него важнее всего идея, и мы, замирая от ужаса, который вызывает его судьба, одновременно испытываем восхищение.

Но как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Мы переносимся в 20-е годы нашего столетия. Зависть, злоба, недоверие к людям инакомыслящим царствуют и в мире, который окружает главных героев. Добро представлено в лицах Мастера и Маргариты - двух влюбленных, борющихся за свою любовь и справедливость. Им противостоит Воланд -переосмысленный автором образ Сатаны. Воланд творит зло, его цель обнажить, усилить, выставить на всеобщее обозрение человеческие недостатки и пороки. Что только не делает он, чтобы достичь своей цели! Все его трюки и фокусы направлены на одно: доказать, что люди по сути своей несправедливы, алчны и завистливы, а порой и просто злобны. Воланд подводит читателя к выводу, что все люди мелочны и продажны, что все любят деньги.

Хотя прошло много веков, но остаются на земле доброта и любовь. Мастер, главный герой романа М. Булгакова, создает свой роман о Христе и Пилате. В образе Христа Мастер показывает все доброе и светлое. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Мастер, как и Иешуа, пытался донести до людей всю правду, которая его окружает. Он хочет проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Мастера занимают вечные проблемы, и он ни перед чем не останавливается, добиваясь правды, потому его имя пишется с большой буквы. Мастер, бесспорно, добр, честен, порядочен, потому он добивается уважения в обществе и достоин любви Маргариты.

Маргарита в романе является носительницей огромной и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». Маргарита обладает сильным характером, огромной волей, ее не смущают никакие трудности. Маргарита борется за Мастера. Она идет даже на встречу с самим Сатаной, чтобы вернуть Мастера, при этом она не боится пожертвовать собой и переходит в вечность.

В итоге Мастер и Маргарита вознаграждены. Это люди, которые несут добро и любовь окружающим, поэтому их будут помнить и уважать. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Роман М. А. Булгакова учит будущее поколение тому, что всегда нужно бороться за правду и идти вперед до победного конца, как это делали Мастер и Иешуа. Роман остается в истории русской и мировой литературы не только как гимн человеку-, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве и человеку, который во веки веков будет стоять на защите добра и справедливости.

Роман Булгакова трагичен, он полон горечи и скептицизма, надежда сплетена в нем с отчаянием, а вера - с неверием в ее торжество. Эпоха определила трагичность романа, и Булгаков не солгал: он написал в конечном счете роман о своем времени, но написал так, что «Мастер и Маргарита» и роман о вечной борьбе добра и зла.

Роман М. А. Булгакова - неповторимый шедевр русской и мировой литературы, который никогда не потеряет актуальность.

Великий мастер, своим талан­том несущий свет, не скрывая при этом тьмы…

Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и тво­рил автор. Время пыталось скрыть и самого а как автора.

В тридцатые годы он был из числа «запрещенных». После публика­ции начала «Белой гвардии» до конца жизни ему не удалось опуб­ликовать ни одного значительного произведения. И через много лет, после смерти автора, его творения в полном объеме стали до­ступны читателю. Долгое время оставалось «в тени» последнее про­изведение а «Мастер и Маргарита». Это сложное, много­гранное произведение. Жанр его был определен самим автором как «фантастический роман». Посредством сочетаний реального и фан­тастического в своем произведении поднимает много проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества. Смех и печаль, любовь и нравственный долг я вижу, читая страни­цы романа. Одной из основных тем, мне кажется, является извеч­ная тема добра и зла.

Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда бу­дет происходить борьба добра со злом.

Очень своеобразно и по-мастерски изобразил эту борьбу в своем произведении . Дьявольская свита вихрем проносится по Москве. По той Москве, в которой существует ложь, недоверие к людям, зависть и лицемерие. Эти пороки, это зло обнажает перед читателями Воланд - художественно переосмысленный образ Са­таны. Его фантастическое зло в романе показывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, значимая личность в культурных и высоких кругах Москвы, - пьяница, развратник, опустившийся бездельник. Никанор Ивано­вич Босой - выжига и плут, буфетчик варьете - вор, поэт А. Рю-хин - закоренелый лицемер. Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто. На сеансе черной магии в московском варьете он раздевает в прямом и переносном смысле гражданок, позарившихся на дармовое добро, и с грустью делает вывод: «Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легко­мысленны… ну, что… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…»

А какими же были они, эти прежние? Автор переносит нас в да­лекий Ершалаим, во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пи­лата. «В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудови­ще, и это совершенно верно». Прокуратор живет по своим законам, согласно им мир делится на властвующих и подчиняющихся, раб подчиняется своему господину - это незыблемый постулат. И вдруг появляется тот, кто мыслит иначе- Человек, лет двадцати се­ми, у которого связаны руки и который физически абсолютно бес­помощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возра­жать: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм исти­ны». Это человек - Иешуа убежден, что злых людей нет на свете, есть только люди «несчастливые». Иешуа заинтересовал прокура­тора. Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горь­кой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людь­ми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни ка­кой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и спра-

ведливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Но про­куратор не может смириться с этим, это явное противоречие его идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и любовь. Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мни­мым, что он трус, его мучает совесть. Она наказан, его душа не мо­жет обрести покой, но Иешуа - воплощение нравственной силы добра в романе - прощает его. Он ушел из жизни, но живы зерна добра, оставленные им. И вот уже сколько столетий люди верят в Иисуса Христа, прообразом которого и является Иешуа. И вечное стремление к добру неодолимо. Мастер пишет роман о Христе и Пилате. В его понимании Христос - личность мыслящая и страда­ющая » несущая в мир непреходящие ценности, неисчерпаемый ис­точник добра. Истина открылась Мастеру, он уверовал и все-таки выполнил миссию, ради которой он жил. Он пришел в эту жизнь, чтобы написать роман о Христе. Мастер, как и Иешуа, дорого пла­тит за право провозгласить свою истину. Пророки находят свое место в сумасшедшем доме. И мир, увы, оказывается таким, что в роли судьи выступает дьявол. Именно он и платит всем по заслу­гам. Мастер уходит от людей, обретая покой и счастье. Но на земле остается его бессмертное произведение. Борьба добра и зла продол­жается. Из поколение в поколение люди ищут и будут искать нрав­ственный идеал, решать этические противоречия, искать истину, бороться со злом.

Я думаю, таким борцом является сам . Его роману суждена долгая жизнь, я верю, что он не потеряется во времени, а будет служить источником нравственных идей еще многим и мно­гим поколениям.

Проблема добра и зла - это вечная проблема, которая волнова­ла и будет волновать человечество. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. а «Мастер и Маргарита». Как известно, две проти­воположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, по­этому вечна борьба между добром и злом.

Наиболее остро конфликт между этими силами отразился в ро­мане «Мастер и Маргарита*». Итак, перед нами Москва конца два­дцатых - начала тридцатых годов. В жаркий и душный вечер на Патриарших прудах появляется господин, похожий на иностранца: «…ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не огромного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой сторо­ны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туф­лях… По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Вы­брит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеле­ный. Брови черные, но одна выше другой…» Это Воланд - буду­щий виновник всех беспорядков в Москре.

Сомнений нет в том, что Воланд - представитель «темной* си­лы. (Воланд переводится с древнееврейского как «черт».) Важно обратить внимание на эпилог к роману. Это слова Мефистофеля из «Фауста» Гете: «Я - часть этой силы, что вечно хочет зла и вечно

совершает благо». Мефистофель в Фаусте - Сатана, который кара­ет грешников, устраивает беспорядки. Нет, Воланд не похож на Мефистофеля. Его сходство с ним ограничено лишь внешними при­знаками! Острый подбородок, скошенное лицо, кривой рот. В дей­ствиях же Воланда нет стремления наказать погрязших в грехах москвичей. Он явился в Москву с одной целью - узнать, измени­лась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. Ведь Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала новые принципы переустройства, новые ценности, новую жизнь. Но что же видит Воланд, когда устраивает в театре варьете сеанс черной магии для москвичей? Алчность, зависть, стремление на­жить «легкие» деньги. И Воланд делает такой вывод: «Ну что же… Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из ко­жи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомыслен­ны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обык­новенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный во­прос только испортил их… »

Прибытие Воланда в Москву сопровождается беспорядками: умирает под колесами трамвая Берлиоз, сходит с ума Иван Бездом­ный, сгорает «Дом а». Но разве это дело рук самого Во­ланда? Нет. Отчасти в бедах москвичей виновата свита Воланда! Коровьев и кот Бегемот. Но более всего в своих несчастьях винова­ты сами москвичи. Ведь это они создали вокруг себя мир, похожий на ад, населенный злобой, пьянством, ложью, развратом. Заглянем хотя бы в ресторан «Дома а», где проводят свое свободное время члены МАССОЛИТа. Здесь, «оплывая потом, официанты не­сли над головами запотевшие кружки с пивом», «плясал какой-то очень пожилой с бородой, в которой застряло перышко зеленого лука», «грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню». Вся атмосфера в ресторане напоминает преисподнюю, опи­санную в Библии, одним словом «ад».

Попадая на бал Сатаны, мы можем убедиться в том, что челове­чество всегда жило по одним и тем же законам, всегда совершало зло. Перед нами и Маргаритой проходит госпожа Минхина, сжег­шая своей горничной лицо щипцами для завивки, молодой юноша, продавший любившую его девушку в публичный дом. Но при этом мы понимаем, что все эти люди мертвы. Значит, в «ведомство» Во­лана, в «ведомство» «тьмы» попадают только умершие. Только тог­да, когда человек мертв, его душа, отягощенная грехами, попадает под власть Воланда. Вот тогда наступает расплата за все то зло, ко­торое человек совершил при жизни.

В «ведомство» Воланда попадают и Берлиоз, и Мастер с Марга­ритой, и Понтий Пилат, жестокий прокуратор Иудеи.

Как много людей, попавших под власть Сатаны! Кто же может вступить в борьбу со злом, кто из героев романа достоин «света»? На этот вопрос отвечает роман, написанный Мастером. В городе Ер-шалаиме, погрязшем, как и Москва, в распутстве, появляются два человека: Иешуа Га-Ноцри и Левий Матвей. Первый из них счита­ет, что злых людей не бывает и что самый страшный грех - это

трусость. Вот это тот человек, который достоин «света». Впервые он предстает перед Понтием Пилатом «в стареньком и разорванном хитоне. Голова его был прикрыта белой повязкой с ремешком во-круг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью». Можно ли говорить о том, что Иешуа Га-Ноцри - это Иисус Хрис­тос? Судьбы этих людей схожи, они оба умерли на кресте. Но стоит заметить, что Иешуа было двадцать семь лет, а Иисусу - тридцать три года, когда их распяли. И Иешуа - самый обыкновенный че­ловек, сирота, а Иисус Христос - «сын Божий». Но дело не в этом. Главное, что Иешуа несет в своем сердце добро, он никогда в своей жизни не сделал ничего плохого, он пришел в Бршалаим, чтобы учить людей добру, чтобы излечить их тела и душу. Он спаситель человечества. Но, к сожалению, человечество не нуждается в спасе­нии. Наоборот, оно стремится избавиться от Иешуа, как от пре­ступника и вора. И это тоже борьба добра со злом.

Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представ­лено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Моск­ву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа. Все, что может Иешуа, - это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы до­бра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не со­вершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утра­тил способность вершить добро. Мир - это своеобразные весы, на чашах которого лежат два груза: добро и зло. И, как мне кажется, пока сохраняется равновесие, мир и человечество смогут существо­вать.

Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" – очень неоднозначное и необычное произведение. Автор посвятил ему последние двенадцать лет своей жизни. Писатель вложил в этот роман все: свой талант, свои мысли, свою душу. Это произведение настолько многопланово, что даже жанр его определить невозможно: и бытовой, и социальный, и любовный, и фантастический. Автор создавал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях. Яркие и запоминающиеся образы помогают нам, читателям, уловить дух эпохи, современной автору. В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Все в нем, романе, относительно, каждый решает сам, на чьей он стороне. Любой герой находится на грани между добром и злом, между светом и тьмой. Смех и печаль, радость и боль перемешаны в произведении воедино, как в жизни. "Мастер и Маргарита" – роман о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое является порывом к свету и добру.
Булгаков создал "роман в романе", и оба эти романа объединены одной идеей - поиском истины. Ершалаимские главы романа представляют собой булгаковскую интерпретацию библейской истории Иисуса Христа. В этих главах заключен глубочайший философский смысл. Противопоставленными оказываются римский прокуратор Понтий Пилат - человек, обладающий огромным влияние и практически неограниченной властью в Ершалаиме, и бедный, если не сказать нищий, проповедник Иешуа. Несмотря на разницу в положении он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненная философия: "Злых людей нет, есть люди несчастливые. Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал, что "всякая власть - насилие над людьми", что "настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины". Понтий Пилат хотел спасти Иешуа, однако, не посмел рискнуть своей размеренной жизнью. Проповедник был казнен, казалось бы, зло восторжествовало. Но у Иешуа остался ученик, продолжающий дело его, - Левий Матвей. Значит истина, свет, добро и правда все же победили.
Одним из главных героев московских глав романа оказывается сатана – олицетворение зла мирового зла. Однако, Воланд – не отрицательный и не положительный персонаж. Он стал "катализатором", разрушившим спокойное течение жизни московского общества и ускорившим все нравственные процессы, происходившие в нем. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появился в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лжецов, предателей. Мерилом добра и зла становится представитель преисподней, традиционно сочетающий в себе все пороки и грехи человечества. Вопреки традиции все благородные поступки в романе совершаются Воландом или при его участии. "Прозрение" Ивана бездомного, возвращение Маргарите Мастера, возвращение Мастеру его романа, обретение Понтием Пилатом вечного спокойствия – все это деяния князя тьмы. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала. В Москве есть только одно заведение, где люди остаются самими собой - клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там люди, объявленные обществом ненормальными, обретают покой и поддержку, которых они не находят среди людей "нормальных".
На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Библейские главы повествуют о времени, тысячелетней давности. Времени, когда проблема зла и добра стояла также остро, как и в 30-е годы двадцатого столетия. Эта проблема вечна. Роман Булгакова больше задает вопросы, чем дает ответы. Но все же он играет огромную роль для тех, кто имеет нравственную силу понять его.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Мне очень понравился роман «Мастер и Маргарита», захватывающий и мистический. Там много юмора. По поводу добра и зла… Точно, что всё там не так просто – не так, как в сказках.

Например, Воланд – это само зло, по идее, но оказывается, что он и злых сам наказывает, и юмором обладает. Его свита не злодеи – монстрами они точно не выглядят. Хотя появляются в романе и вампиры (в варьете пугают), и ведьмы (на метлах летают), и зомби (на балу), и оборотни (в свинью обращенный)… Но они лишь «шалят», они подчиняются более высоким «инстанциям», если что.

Бегемот (который кот) и Фагот (клетчатый) просто смеются над людской жадностью, например.

Сцена в цирке с раздачей денег, которые после превращаются в фантики, одна стоит многого.

А добро это Иешуа. Но он показан как будто слабым, он не дарует и Мастеру счастье, лишь покой. Воланд готов спорить с Иешуа, с его посланцем.

В общем, добро и зло в этом романе не черное и белое. Всё сложно, тут зло может выступать добром. Просто у «злых» здесь более жесткие методы воздействия.

Зло, скорей, это московские обыватели. Для Мастера, к примеру, критики, которые его затравили. Для поэта Бездомного – врачи, которые в сумасшедшем доме не хотят ему верить. Но всех можно понять! Люди слабы, их жалеет даже сам Воланд.

Злится однажды главная героиня. Маргарита мстит критику за несчастную судьбу Мастера. Она со злом разносит его богатую квартиру. Она выпускает свой гнев, став ведьмой. Но может быть, она сделала, на самом деле, для него хорошую вещь… Вдруг только так она смогла разорвать его привязанность к вещам. Вдруг он вызовет ремонтников и влюбится в девушку, которая работает в службе доставки? То есть, прочитав роман, я пришел к выводу, что любое добро может привести к злу, а любое зло – к добру.

Если б всё в жизни было выкрашено или белым, или черным! Было б так просто… Но сказки мы изучали в начальной школе. Всё сложней. Хочется верить, что всё ведёт к хорошему.

Но вот дарован Мастеру покой. Вроде бы, хорошо. Но если Мастер на самом деле сойдёт с ума, то получится, что это был плохой дар. Или хозяин нехорошей квартирки оказался вдруг на море, так вдруг, если б остался, то его б удар хватил от нежданных гостей? Наверное, очень важно, что человек делает с тем, что получается у него в жизни. Можно постараться всё обернуть на благо.

Это люди всё стремятся упростить: плюс или минус. А так посмотришь на какое-то событие или человека: плохо это или хорошо. И сложно однозначно ответить…

Краткое сочинение Мастер и Маргарита - Добро и зло

В романе Булгакова существует целая иерархия понятий о добре и зле, отличающаяся от привычной житейской концепции. Свою иерархию автор развивает в системе главных персонажей, которая четко делится на мир людей и мир высшей силы. В каждом из миров есть представители как добра, так и зла.

Так, на стороне добра неожиданно выступают темные силы, которые творят свои черные дела в Москве и даже причиняют некоторый вред жителям этого города. Какое же тут добро? А ведь если подумать, тот вред, причиняемый людям, всего лишь способ обуздать сумасшедший народ, которому интересны лишь деньги. Это как некий способ вытянуть их из узкого кругозора денежных потребностей, в котором они заточены, пробудить в них настоящее зло, которое временно спит в каждом человеке.

Свита Воланда представляет собой, таким образом, и добро, и зло, что весьма противоречиво. Главное добро, которое они совершают, это возвращение Маргарите Мастера, и вечный покой, подаренный им обоим. Два этих персонажа будто бы представляют собой венец творения человечества, это люди, которые пережили боль и страдания, но при этом они остались людьми лишь благодаря любви.

Сторону зла представляют собой жители Москвы. Это и неверующий ни во что Берлиоз, который и поплатился за свое неверие и неуважение к высшим силам добра и зла, и члены Массолита, которые не были уничтожены свитой Воланда, но были им жутко напуганы за их жадность и алчность. Они не были уничтожены лишь потому, что в них ещё был жив небольшой страх перед высшим, поэтому у них ещё есть шанс на спасение своей души.

Благодаря всем этим героям автор раскрывает свой основной замысел. Вся беда человечества в их пороках, которые переходят из поколения в поколение, из века в век. Человек не меняется, таков вывод автора. Все люди жадны до денег, до богатства и обеспеченности, но не стоит винить и упрекать людей в этом, ведь в этом состоит их природа.

Это произведение доказывает парадоксальность веры в божественное и сатаническое. Вера в Бога предлагает надежду и молитву, а вера в сатану – справедливость, которой так не хватает в мире.

Сочинение №3

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - подобно самому автору весьма противоречивое и необычное произведение. Оно отражает глубокую личность писателя, его сложную духовную сущность.

Герои этой книги иллюстрируют собой проявления тех или иных человеческих чувств и эмоций. Но при этом ни одного из них нельзя однозначно отнести к положительной или отрицательной стороне. Каждый герой этого романа воплощает в себе черты как темной, так и светлой стороны, собственно так же как любой человек в реальной жизни.

Действующие лица произведения настолько сложны и неоднозначны, что даже те персонажи, которые на первый взгляд кажутся строго отрицательными (будь то Воланд и вся его свита) или строго положительными (будь то сам Мастер или Иешуа Га-Ноцри), на самом деле постоянно находятся на гране добра и зла. Все они не идеальны, и даже в самом светлом герое автор стремится показать его пороки и недостатки, свойственные обычным людям. И все же в романе присутствует яркое противопоставление противоположных сил. Например, в исторической части, посвященной библейскому сказанию об Иисусе Христе и представленному здесь в виде авторского произведения Мастера, ярко показано «противоборство» римского прокуратора Пилата и нищего проповедника Иешуа.

Что касается Воланда, то этот персонаж, как ни странно и не удивительно, не является олицетворением зла, как мы его привыкли понимать. Воланд выступает в романе неким мерилом, судьей тех нравственных процессов, что происходили в романе. Он испытывает героев романа, а после несет им наказание или же наоборот воздаяние. Сатана предстает образцом справедливости и благородства, как бы это странно не звучало.

Сочинение на тему Добро и зло в романе Булгакова Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» - это тонкое, неординарное и оставляющее за собой уйму вопросов, творение великого и неповторимого гения пера Михаила Булгакова М.А. Он вложил в его написание много сил и терпения, трудился над его созданием не один год. В результате получился шедевр, который нынче разошелся по всему миру не одним тиражом. И неоднократно был экранизирован.

До сих пор литературоведы и критики расходятся в своих оценках и мнениях по поводу этого литературного произведения. Но одно известно точно – оно навсегда вошло в историю литературы, как одно из самых впечатляющих и в то же время до конца неосмысленных и неразгаданных.

Этот роман поражает своим содержанием. Он преподносит добро и высмеивает зло. В нем одна из основных ролей принадлежит герою, олицетворяющему распутство и безнравственность – дьяволу Воланду. Но самое интересное, что посредством этого персонажа, автор высмеивает изъяны и пороки человечества. Это можно проследить во многих сценах. Например, в варьете, когда сатана открывает в публике жадность и способность ради денег пойти на все. Но поступки Воланда свидетельствуют не о злобе и ожесточенности его натуры, а скорее о попытке таким образом искоренить людское варварство, распутность и невежество.

Также, увлекает, что через все повествование проходит нить рассказа, написанного Мастером о добром Иешуа Га Ноцри, жившем за долгие века до осуществления описанных событий. Он предстал перед прокуратором, славящимся своей трусостью и жестокостью. Выдержал с честью предстоящую гибель. Но выдержал ли прокуратор? Ведь он симпатизировал парню, знал, что он не виновен и не хотел казнить. Но все-таки сделал это. Наверное, автор пытался донести до читателя, что для добра и зла нет рамок, они существуют в любом месте вне зависимости от времени, будь то прошлое, настоящее или будущее.

И в своем произведении Булгаков как бы противопоставляет Воланда и Иешуа, или, правильнее сказать, проводит параллель между ними. Он описывает одни и те же особенности тела и характера. Например, описание правого глаза (у Иешуа – подбит, у Воланда – с червоточиной) или знание языков (и тот и другой имели в багаже не один иностранный язык). Это касается и других деталей. Но зачем он касается одних и тех же деталей. Возможно, он хотел показать, что добро и зло может иметь одинаковые черты, но разниться самой сутью.

Тема добра и зла неоднократно поднята не одним писателем. Поэтому Михаил Афанасьевич затронул всегда актуальную и не исчерпывающуюся тему. Возможно, это один из ответов на вопрос: почему так популярен этот роман?

Несколько интересных сочинений

  • История создания романа Герой нашего времени Лермонтова

    «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является, по сути, социально-психологической картиной, раскрывающей целую эпоху. Все это писатель мастерски сумел соединить и заключить в лице одного героя – Печорина, личности неординарной и трагичной.

  • Образ и характеристика Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    В знаменитой поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека

  • Образ и характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс

    Воланд, вообще, мой любимый персонаж, характер, герой… Он настолько мудр, так красиво поступает, что вызывает только восхищение у читателей.

  • Твір Характер людини

    Внутрішній світ людини, її відношення до подій, навколишнього середовища та інших людей називається характером. Не існує тільки поганих рис характеру, наприклад жадібність можна назвати економністю, а гордість пихатістю

  • Анализ главы Максим Максимыч из романа Герой нашего времени для 9 класса

    Глава «Максим Максимыч» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» посвящена встречи рассказчика и главного героя Максим Максимыча с Печориным. Столкновение противоположных героев позволяет глубже понять их.

Вечное противостояние добра и зла освещается практически в каждой книге русской литературы. Роман «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Добро в этом произведении освещает путь истины, а зло - наоборот, оно способно увести человека в невидимые дали.

Булгаков был уверен, что именно религия, вера Бога помогает заблудшему человеку найти свой истинный путь. Его персонажи помогают осознать позицию Булгакова.

В рамках «романа в романе», который написал Мастер, его герой Иешуа предстаёт перед безжалостным судьёй. В данном эпизоде идёт не совсем тема добра и зла, скорее тема предательства самого добра. Но отчего же? Прокуратор прекрасно осознавал, что обвиняемый, который стоял перед ним, не совершал преступных деяний, но тем не менее приказал казнить его. Он раб государственной системы, и таких же рабов Булгаков отобразил в Москве (например, Босой).

Иешуа - это воплощение добра и сочувствия, он был проницательным, щедрым, бескорыстным. Даже страх перед смертью не заставил его отречься от своих воззрений. Он верил, что в человеке всё равно преобладает его доброе начало.

Его противопоставление - Воланд - считал наоборот, что в человеке преобладает именно зло и корысть. Он находил в людях их пороки, грешные слабости, высмеивая их разными способами. Он вместе со своей свитой избавлялся от тех, кто отступал от добра, кто был развращён, высмеивая таких людей.

Но почему же сатана вызывает только улыбку и положительные эмоции? Ответом на вопрос служит эпиграф к роману, где как раз говорится, что зло совершает вечно благо. В этом романе Воланд - это вершитель судеб, он выступает за равновесие между злом и добром, пытаясь восстановить его. Однако его поступки всё равно нельзя назвать добрыми, ведь только при помощи зла он показывает людям на собственные пороки.

Добром в романе также выступает чувство между Мастером и Маргаритой. Их любовь показывает, на что готов пойти человек, как меняется он и мир вокруг с помощью такой силы. В Москве находилась нечистая сила, появился шабаш, творилась тёмная магия. И вроде всё пошло не так, ведь это любви помогла нечистая сила. Однако любовь сама по себе есть божественный дар, что доказывает, что любовь - это проявление добра и самоотдачи.

Роман полон не только загадок, но и ценностей. Булгаков красочно описал нечистую силу, ставя её на передний план, однако здесь всё же преобладает чистая и светлая любовь, всепоглощающая и всепрощающая. Добро выставляется в романе как сила созидания, которую ничто не может извратить или уничтожить.

Ещё одной главной мыслью автора становится сцена с балом сатаны. То есть человек должен пройти через все ужасы, круги ада, чтобы осознать одну простую истину: любовь - это единственная дорога, которая сделает его не только счастливым, но и также повелителем собственной жизни. Он же не станет рабом, коим был прокуратор, он будет по-своему свободен.