Проводимые в настоящее время , основываются не только на соображениях экономии бюджетных средств и переходе на . Уже не первый год в стране совершенствуется система выплаты , в том числе - семьям с детьми.
Пособия по временной нетрудоспособности, материнству и детству граждане смогут получать не у работодателя, как ранее, а - Фонда социального страхования . В частности, с 1 июля 2015 года к этому проекту подключились Самарская, Белгородская, Ростовская области, а также республика Татарстан.
Относительно детских и материнских выплат это применимо к нескольким видам пособий:
Средства будут перечисляться на банковский счет получателя либо пересылаться почтовым переводом - по выбору лица, за которого работодатель уплачивает социальные страховые взносы.
Оговаривается также срок начисления денег:
Текущий принцип начисления и выплаты социальных пособий Российская Федерация унаследовала от системы СССР, и сейчас он уже не соответствуют современным экономическим реалиям .
В настоящее время в большинстве регионов, не участвующих в «пилотном проекте» , действует традиционная зачетная система , когда предприятие перечисляет в ФСС разницу между начисленными суммами обязательных страховых взносов и фактически выплаченными пособиями по месту работы.
ФСС считает, что такой принцип не очень удобен для получателей пособий, гарантированных государством. Их права могут быть нарушены , если:
По прогнозам, новая система прямых выплат через ФСС защитит права застрахованного лица в случае, когда его работодатель будет не в состоянии выплатить ему положенные в качестве пособия деньги либо не захочет этого делать по иным причинам.
До введения прямых выплат добиться задержанных детских и материнских пособий можно было только через суд , что является трудоемким и изматывающим процессом.
Планируется, что такой способ перечислений и выплат будет удобен и выгоден всем участникам процесса. В частности, для облегчения последующей работы сотрудников ФСС был разработан новый , предусматривающий возможность его электронного заполнения и считывания информации с помощью сканера.
После реализации проекта для предприятий изменится принцип уплаты страховых взносов . Организация должна будет перечислять на счет ФСС полную сумму страховой выплаты. А ее расчет, наоборот, с плеч предприятия теперь перекладывается на отделения Фонда соцстраха.
Сумма страховых выплат в виде предусматриваемых законом пособий будет определяться исходя из среднего заработка получателя и его стажа , данные о которых предприятие также подает в органы ФСС.
Получатели и материнству при этом получат такие преимущества :
Чтобы оформить прямые выплаты на детей, по беременности и материнству заявитель должен обратиться с по месту регистрации предприятия-работодателя.
Реформирование системы соцстрахования - большой и длительный проект. Он был запущен по инициативе ФСС и поддержан Министерством здравоохранения и соцразвития РФ. Реформа не сможет одномоментно внедриться во всех регионах сразу из-за необходимости подготовки кадров и введения новой системы приема и обработки данных от предприятий о застрахованных лицах.
Перечисленные выше субъекты федерации были не первыми, на территории которых происходила апробация проекта. Ранее, еще в 2011 году новый способ перечислений был введен в Карачаево-Черкессии и Нижегородской области, а в 2012 - еще в пяти областях (Тамбовской, Астраханской, Новгородской, Курганской и Новосибирской) и Хабаровском крае.
Необходимость формирования и передачи налоговым инспекторам расчета по страховым взносам 2018 является обязанностью тех компаний и предпринимателей, которые признаны страхователями. Введенный в российскую практику сравнительно недавно, единый расчет по страховым взносам 2018 по сей день вызывает немало сложностей у работников бухгалтерии. Рассмотрим в данной статье что представляет собой отчет «Расчет страховых взносов» в 2018 году, каким образом формируется его уточненный вариант, а также сроки и порядок сдачи налогового отчета в уполномоченные инстанции.
В октябре 2016 года приказом ФНС России (№ММВ-7-11/551) был утвержден новый отчет, который по сути заменил, представляемые ранее отчеты в области страхования. С этого времени администрирование страховых взносов, за исключением взносов на травматизм, которые по-прежнему передаются в Фонд социального страхования, осуществляют органы налогового контроля.
Что касается всех иных аспектов исчисления и уплаты страхвзносов, то начиная с 2017 года, они сконцентрированы в руках ФНС.
Расчет страховых взносов в ФНС 2018 является документом, который объединил в себе информацию об обязательном, пенсионном и социальном страховании.
Структуру данного документа можно представить в виде трех разделов, каждый из которых отражает определенную информацию.
Так, 1-й Раздел используется для раскрытия сведений об исчисленной величине страхвзносов по различным основаниям. Множество приложений позволяет структурировать представляемые данные.
2-й раздел может использован только компаниями или предпринимателями, основная деятельность которых связана с сельским хозяйством, то есть применяется только фирмами-сельхозпроизводителями. Соответственно, к категории обязательных для заполнения элементов налогового отчета этот раздел не относится.
Что касается расчета по страховым взносам 2018 раздела 3, он используется как источник сведений о персонифицированном учете в отношении каждого отдельного работника организации.
Нередко возникает вопрос о том, в каком разделе необходимо отразить информацию о работнике, который находится на больничном или в отпуске по уходу за ребенком. В расчете по страховым взносам 2018 Приложение 3 1-го Раздела предназначается именно для этой цели.
В соответствии с инструкцией по заполнению расчета по страхвзносам, утвержденной рассмотренным выше приказом ФНС, предоставлять в уполномоченные органы указанный документ необходимо компаниям и бизнесменом, которые имеют в штате работников, осуществляющих свою деятельность на основании подписанных трудовых контрактов. Таким образом, необходимость формирования нового налогового отчета не привязана к правовому статусу работодателя.
В связи с тем, что расчет по страхвзносам составляется нарастающим итогом с начала календарного года. Соответственно, если даже работодатель распрощался со всеми своими работниками в течение отчетного периода, необходимость составлять отчетный документ присутствует у компании или предпринимателя до конца года.
Органом, ответственным за прием налогового документа по страхвзносам, является Федеральная налоговая служба. Организации должны передать расчет в территориальный ФНС по месту своей регистрации. Что касается индивидуальных предпринимателей, им следует отчитаться в органы налогового контроля по месту жительства.
Отчет «Расчет по страховым взносам» 2018 относится к категории квартальных отчетов. Это означает, что по окончании каждого квартала страхователи должны сформировать, проверить и передать единый расчет страховых взносов в 2018 году.
Расчет по страховым взносам 2018 – сроки предоставления в инспекцию устанавливаются в пределах 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Соответственно, расчет по страховым взносам 1 квартал 2018 должен быть передан налоговикам до 30 апреля 2018 года. Отчет за полугодие предоставляется в ФНС до 30 июля 2018, за девять месяцев – не позднее 30 октября, а отчитаться за 2018 год необходимо до 30 января 2019 года.
Скачать единый расчет по страховым взносам 2018 можно по представленной ссылке:
Налоговые работники допускают возможность корректировать уже сданные налоговые отчеты путем предоставления уточненного расчета по страховым взносам 2018. Во вновь сформированном документе потребуется отразить порядковый номер произведенной корректировки, а также зафиксировать верную информацию по строкам расчета по страхвзносам.
Соответственно, корректирующий расчет по страховым взносам 2018 должен предоставляться в порядке, аналогичном сдаче первоначального варианта документа.
Немало вопросов в среде работников бухгалтерии возникает в том случае, если у компании имеются обособленные подразделения. При наличии подразделений уплата страхвзносов и предоставление налоговой отчетности должно осуществляться по месту непосредственной выплаты доходов в пользу физических лиц, то есть по месту нахождения обособленного подразделения.
Индивидуальные предприниматели должны производить расчет и уплату страховых взносов за себя даже в том случае, если они не имеют ни одного наемного сотрудника. При расчете потребуется ориентироваться на действующую величину МРОТ. Однако в текущем году взносы для предпринимателей установлены в фиксированном размере. Соответственно, МРОТ для расчета страховых взносов ИП 2018 не применяется.
Что касается необходимости в этом случае формировать ЕРСВ, то этого не требуется, так как в расчете информация об уплаченных взносах за предпринимателя не отражаются.
Немало вопросов возникает о том, нужно ли отражать выплаченные дивиденды в расчете страховых взносов в 2018 году (сроки были рассмотрены выше). В качестве необлагаемых доходов дивиденды в ЕРСВ не включаются. Соответственно, если персоналу были выплачены только дивиденды, то в графах отчета необходимо поставить прочерки. В том же случае, если дивиденды входили в число иных выплат за период, отражать доходы необходимо в обычном порядке.
Для того чтобы сдать корректный отчет в налоговую инспекцию, перед подачей следует произвести проверку на основании контрольных соотношений расчета. В этом случае страхователям необходимо ориентироваться на приказы ФНС №БС-4-11/4371, БС-4-11/12678.
Рассмотрим, какие вопросы могут возникнуть у страхователя при заполнении формы:
Расчет страховых взносов в 2018 году – калькулятор взносов представлен в различных Интернет-ресурсах – является одним из важнейших налоговых отчетов в системе расчета и уплаты страховых взносов.
Возмещение расходов из ФСС в 2019 году все так же вызывает вопросы, как и раньше. Сложность заключается в том, что оплачиваются взносы сейчас в налоговую инспекцию, а возмещает расходы по пособиям Соцстрах. В статье разберемся с основными нюансами, связанными с обращением за компенсацией понесенных расходов на соцпособия.
Обратите внимание, что компания вправе вернуть деньги, потраченные на выплаты по ФСС. Для этого нужно подать в ФСС заявление, образец которого смотрите в статье журнала "Упрощенка".
В зависимости от того, когда возникла переплата по страховым соцвзносам (в том числе и за счет превышения соцрасходов), возврат денежных средств производят налоговики или сам фонд соцстрахования. Есть нюансы, которые будут рассмотрены далее.
Для расчета пособий в 2019 году используйте наши статьи:
В 2019 году непосредственно возмещение осуществляет Соцстрах (ФСС). Алгоритм действий зависит от того, когда появилось положительное сальдо на вашем 69 счете.
Если переплата образовалась на 1 января 2017 года, то заявление на возврат средств подается в Соцстрах. Используется для этого заявление по форме 23-ФСС РФ, утвержденной приказом от 17.02.2015 № 49.
Соцстрах может назначить проверку на данном этапе. По окончании проверки подтвержденные данные о переплате передаются налоговикам, которые в свою очередь осуществляют перевод денег из бюджета.
Если переплата образовалась после наступления 2017 года и 2019, то заявление в Соцстрах подается по форме, рекомендуемой к использованию письмом ФСС от от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029. К данной форме требуется приложить еще два документа по рекомендуемым вышеуказанным письмом формам.
В данном случае возврат произведет сам фонд Соцстраха.
Возмещения расходов, полученные из Соцстраха, в обязательном порядке отражаются в расчете по страховым взносам, который сдается в налоговую инспекцию.
Суммы должны попасть в строку 080 Приложения № 2 формы отчета. Данные заполняются помесячно и нарастающим итогом.
Нюансы заполнения отчета мы разобрали в статье .
Заполняя отчет ЕРСВ, вы можете обратить внимание на строку 001 приложения № 2 отчетной формы. Данная строка подразумевает указание того, какой метод применяется для возмещения расходов по соцобеспецениям – прямые выплаты или зачетная система.
Большинство страхователей используют зачетную систему. Прямые выплаты могут применять только те юрлица или предприниматели, которые зарегистрированы в регионах, где действует пилотный проект ФСС. В этом случае пособия выплачиваются напрямую работникам на основании поданных работодателем в Соцстрах документов.
В 2019 году к списку участников пилотного проекта Соцстраха относятся 33 региона России.
Так как при прямых выплатах начисленные страховые взносы не могут быть уменьшены на сумму выплаченных пособий, то они в отчете ЕРСВ и не отражаются.
Страхвзносы, начисленные после наступления 2017 года, уплачиваются в территориальную налоговую инспекцию, где состоит на учете работодатель. Если во страхвзносам на обязательное соцстрахование образовалась переплата в 2019 году, можно поступить следующим образом:
П. 1.1 ст. 78 НК РФ указывает на невозможность зачесть переплату по одному взносу (то есть по одному КБК) в счет оплаты других взносов или налогов (то есть других КБК).
В одном из предыдущих разделов уже приведен бланк заявления на возврат переплаты по страхвзносам по нетрудоспособности по состоянию на 01.01.2017.
Никакие документы к заявлению прикладывать необходимости нет.
Но если Соцстрах решит провести проверку перед согласованием суммы возмещения, то по отдельному запросу потребуется показать специалистам Фонда необходимые документы. Это могут быть:
Конкретный перечень зависит от вида возмещаемого пособия.
Обратиться за возмещением расходов из Соцстраха можно в любое время, но следует иметь в виду, что Соцстрах вправе назначить проверку и на свое усмотрения, руководствуясь данными из налоговой инспекции о расходах, отражаемых в отчетах.
Например, проверка при возмещении расходов из ФСС в 2019 году в СПб проходит достаточно быстро, а специалисты Фонда требуют документы только в рамках, установленных законодательством.
А вот срок перечисления денежных средств Соцстрахом строго ограничен законом. Вернуть деньги ФСС обязан до истечения 10 дней с даты приема заявления. Правда, если назначается проверка, то срок продлевается.
Зачет выплат по соцпособиям в счет оплаты страхвзносов отражается в отчетах, подаваемых в налоговую инспекцию. Отдельных заявлений на такой зачет не требуется.
Налоговая не требует подтверждать расходы по соцстраху при подаче квартальных и годовых отчетов по страхвзносам.
Запросить подтверждающие документы может только Фонд Соцстраха в рамках выездной или камеральной проверки. А основанием для проверки будут данные от налоговиков о том, что вы понесли расходы на соцпособия, за счет которых уменьшаете взносы к оплате.
Возмещение из ФСС пособия по беременности и родам в 2019 году, если оно повлекло за собой проверку Соцстраха, предполагает передачу для ознакомления ФСС таких документов:
Если в процессе родов выяснилось, что женщина носила двойню или тройню, а также в случае осложнений при родах, молодой маме выдается продолжение больничного листа. Такое продолжение оплачивается, соответственно, после самих родов, а значит, может попасть в иной отчетный период, чем основной больничный лист.
Подавать документы на возмещение расходов из Соцстраха можно как одновременно на оба больничных, так и по отдельности.
Пакет документов на возмещение расходов, рассчитанных по продолжению, такой же, как и для основного больничного листа.
Возмещение из ФСС расходов на выплату страхового обеспечения по выплате декретных также производится в любое время на основании поданных в Соцстрах документов. То есть подать документы вы можете в любой срок, а ответить Фонд должен в течение 10 дней либо направлением платежа, либо уведомлением о проверке.
В случае предъявления к возмещению расходов по обычным больничным перечень документов схож с декретным листком нетрудоспособности. Для возмещения заполняется заявление, справка-расчет и расшифровка.
Помните, что первые 3 дня болезни оплачиваются из средств организации или предпринимателя, а к возмещению можно запросить лишь оплату дней, начиная с четвертого.
Если страхователь применял пониженный тариф или в 2017-2019 году рассчитывает взносы ФСС по нулевой ставке, то к заявлению и приложениям дополнительно прикладывает копию больничного листка с расчетом пособия.
Иные страхователи предоставляют копии подтверждающих документов только по запросу Соцстраха в рамках проверки.
С компенсацией из ФСС выплаченных пособий на детей ситуация аналогичная – необходимо заполнить заявление, справку-расчет и приложения.
Подтверждающими документами для таких пособий могут быть:
Требования по предоставлению документов аналогичны иным основаниям возмещений – одновременно с заявлением копии подают только те, кто имеет право на льготные тарифы. Остальные плательщики взносов предоставляют документацию для подтверждения только по запросу.
В некоторых случаях работодатель или сам работник теряют документы для подтверждения права на соцпособие. В этом случае самое правильное – обратиться за дубликатами документов. Отсутствие некоторых документов не помешает компенсировать расходы.
Имейте в виду, что после получения больничного работодателем, медучреждение уже не выдает дубликат больничного листка даже самому болевшему человеку. В этом случае можно сделать запрос от организации или ИП напрямую в медучреждение о предоставлении выписки из книги учета листков нетрудоспособности, где регистрируются данные о номерах документов, периодах нетрудоспособности и т. п.
Если дело не в утере документа, а просто в невозможности оформить тот или иной документ (например, в ситуации, когда молодая мама не может получить от своего законного супруга справку с его места работы), то выплатить пособие все равно стоит, но рекомендуется получить от сотрудника объяснительную, чтобы подложить к пакету документов для Соцстраха. В объяснительной стоит указать, что в случае признания Соцстрахом или судом действий сотрудника недобросовестными, такой сотрудник обязуется возместить полученное пособие.
Оригиналы документов проверяющим инспекторам предоставлять не надо. Но они могут в ходе проверки попросить показать оригиналы для сверки с копиями. Себе они эти оригиналы не забирают.
Непосредственно в Соцстрах передаются копии, заверенные:
Обычно после проверки Соцстрах возвращает все копии документов.
Взносы от несчастных случаев оплачиваются напрямую в Соцстрах, поэтому в данном случае никаких сложностей нет. Заявление на возврат излишне перечисленных взносов подается в свое отделение Фонда, а Фонд в течение 10 дней перечисляет платеж.
При получении средств из фонда Соцстраха, независимо от того, являются они переплатой или возмещением понесенных расходов, операция будет следующей:
К счету 69 указывается соответствующий взносам ФСС субсчет.
Возврат денежных средств из ФСС по любому основанию (переплата или возмещение расходов) доходом не является ни при каком налоговом режиме.
Но следует обратить внимание, не были ли случайно включены выплаты по социальным пособиям ранее в расходы для целей налогообложения и не уменьшили ли они единый налог при УСН 6% или при иных системах налогообложения.
Страховые службы (ФСС) решили внести свои реформы по сбору страховых взносов, о которых было сказано ещё в 2011 году. Пилотный проект ФСС заключается в осуществлении прямых выплат из фонда напрямую сотрудникам. Правительство поддержало законопроект, и он шагнул в массы. Список регионов, попадающих под пилотный проект, определяет государство. Что же представляет собой пилотный проект ФСС?
Законопроект подразумевает изменение по выплатам. Это , декретному отпуску, рождению ребенка. Платить теперь будет не работодатель, а Фонд Социального Страхования.
Прежде чем приступать к прямым выплатам, все данные работника (официально устроенного) вносятся в базу ФСС. Это поможет обеспечить бесперебойную выплату нуждающимся гражданам.
Естественно, существуют риски. Чтобы проверить, насколько будет эффективен этот проект, были выбраны тестовые регионы.
Пилотный проект ФСС прежде всего коснется граждан, которые работают по договору, самих работодателей и учреждений здравоохранения. Коммерсанты-работодатели, как и ранее, будут выплачивать страховые взносы в полном объеме без уменьшения их выплат. Помимо прочего, изменился бланк больничного листа.
Как же работает этот проект? Если работник заболел, то ФСС, минуя работодателя, напрямую перечисляет денежные средства на его открытый счёт или отправляет денежный перевод.
Смотрите также разъяснения про пилотный проект ФСС в видео:
На прямые выплаты из ФСС могут претендовать граждане, работающие по найму. Люди могут рассчитывать на выплаты по следующим видам пособий:
Для работодателей изменилась система оплаты страховых взносов. Каждый работодатель обязан регистрировать своих сотрудников (оформлять их официально) и, соответственно, уплачивать за них страховые взносы. Новая система страхования подразумевают, что работодатель уплачивает взносы в двух видах обязательного страхования:
Система позволяет людям, пострадавшим на производстве или просто ушедшим на больничный, воспользоваться прямыми выплатами. Есть гарантия, что государство в полном объеме выплатит причитающие деньги. Пилотный проект ФСС работает для людей, оказывая вовремя необходимую помощь.
Конечно, работодатели, как и ранее, вынуждены нести расходы на выплату страховых взносов в ФСС. С 2016 года на прямые выплаты могут рассчитывать граждане, которые предъявляют нужные документы. Если возникла одна из перечисленных ситуаций, можно надеяться на прямые выплаты:
Сейчас в пилотном проекте участвуют следующие регионы (по алфавиту):
Несомненно, пилотный проект ФСС за время своего существования показал, насколько он эффективен.
Проект был разработан для граждан, оформленных на работу и имеющих трудовой договор. То есть для людей, зарегистрированных во всех гос. структурах «по белому». Работник в этом случае может быть уверен, что все полагающиеся выплаты он получит, так как в данном случае нет посредников, и непосредственно начислениями и выплатами занимается сам фонд социального страхования.
Прямые выплаты из ФСС показывают прозрачность сделки: никто, кроме фонда и работника, в этом процессе не участвует.
Честному и добросовестному работодателю законопроект оказывает помощь в плане начисления больничного и выплаты.
Первопроходцами пилотного проекта были два региона РФ — Карачаево-Черкессия и Нижегородская область, а каждый год субъекты добавлялись. К 2019 году планируется ввести новый законопроект в оставшиеся субъекты Федерации.
Пилотный проект, работающий в конкретном регионе, никак не влияет на процедуру оформления работника. По месту работы сотрудник пишет заявление и предоставляет бюллетень и все необходимые документы. Если все документы, которые требуют инспекторы ФСС, имеются, заявление принимается. После подписания заявления работодатель обязан передать все эти документы в ФСС с описью. После этого инспекторы проводят начисления и полагающиеся выплаты.
Интеграционные процессы в сфере образования становятся всё более динамичными. После подписания Болонский декларации министрами образования ряда европейских стран формирование Европейского образовательного пространства вступило в новую фазу своего развития. Среди мер, направленных на решение этой проблемы, - введение системы академических кредитов или зачетных единиц, рассматриваемой как форма организации учебного процесса, способствующая развитию академической мобильности студентов. В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, подключившись тем самым к процессам образовательной интеграции на европейском континенте.
Перевод академических часов, в которых традиционно исчисляется учебная нагрузка студентов, в зачетные единицы не представляет особых сложностей. В соответствии с рекомендациями Минобразования РФ зачетная единица равна 36 академическим часам. Так, например, семестровый курс в 36 аудиторных (72 академических) часов оценивается двумя зачетными единицами, сдача экзамена по нему - одной зачетной единицей. Все виды практик оцениваются одинаково, вне зависимости от места и характера их проведения - 1.5 зачетной единицы в неделю.
Проблема, однако, в том, что роль зачетных единиц не сводится к измерению академической нагрузки в более крупных единицах по сравнению с академическим часом. Их использование в учебном процессе имеет более широкое назначение. Так, зачетные единицы позволяют:
При этом академический статус студента определяется не общим временем освоения образовательной программы, а количеством зачетных единиц и средним баллом, полученным на данном этапе обучения. Использование зачетных единиц в качестве меры обученности каждого студента и установления его академического статуса позволяет индивидуализировать обучение, отойти от обязательной привязки занятий в рамках учебной группы. Вместо синхронного прохождения обязательных этапов обучения у студентов появляется возможность перейти к асинхронной организации учебного процесса, способствующей расширению академической мобильности.
Зачетные единицы могут использоваться также при расчете стоимости обучения, определении численности штата преподавателей и их заработной платы. Но в этих случаях их применение сводится к "учетным единицам", тогда как рассмотренные выше формы применения придают им смысл "переводных единиц". Система зачетных единиц, в случае её полномасштабного использования, может рассматриваться как одна из несущих конструкций образовательной системы, имеющая многоцелевое назначение и составляющая основу организации учебного процесса на принципах, не свойственных отечественной высшей школе.
В настоящее время зачетные единицы используются во многих странах мира в качестве единицы измерения трудоемкости различных образовательных программ, определения значимости составляющих их учебных дисциплин. Наиболее распространенными являются две системы:
Наряду с европейской и американской системами зачетных единиц используются и другие разновидности, в частности: британская, азиатская, тихоокеанская.
Система зачетных единиц представляет собой обоснованный и весьма эффективный механизм количественного сопоставления требований к уровню и содержанию подготовки студентов. Её реальные и потенциальные возможности распространяются на многие аспекты организации и структуры обучения и, в частности, предполагают:
Разработка и внедрение в практику российской высшей школы системы зачетных единиц, адаптированной к национальным условиям и потребностям, могло бы стимулировать вузы к совершенствованию учебного процесса. А это в свою очередь, содействовало бы укреплению позиций российской системы образования.
Следует отметить, что ряд российских вузов уже обладают опытом применения зачетных единиц в учебном процессе. Такой опыт преобретается в процессе получения российскими вузами международной аккредитации отдельных программ высшего профессионального образования в ходе реализации двухсторонних договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами. На базе Российского университета дружбы народов последние несколько лет ежегодно проводится совещание "Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования". В настоящее время более чем в 30 вузах проводится эксперимент по переводу образовательного процесса на систему зачетных единиц, включая разработку необходимых нормативных и методических документов.
Процесс введения зачетных единиц должен быть поэтапным и контролируемым, без потери качества образования. Необходимо разработать "бизнес - план" транзитного перехода, его позиции должны быть грамотно просчитаны экономически и финансово обоснованы. Для перехода на новую организацию учебного процесса потребуется каждую учебную дисциплину оценить в зачетных единицах, разработать эффективные методики проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, внедрить балльно - рейтинговый контроль знаний по каждой дисциплине, Предстоит подготовить и издать информационные материалы, необходимые каждому студенту для ознакомления с новой системой организации учебного процесса, создать институт консультантов по академическим проблемам для оказания студентам соответствующей консультативной помощи.
Введение системы зачетных единиц весьма существенным образом изменит характер работы преподавателей, поставит их перед необходимостью постоянного самосовершенствования и самообучения, создания нового методического обеспечения учебного процесса вследствие перехода к концентрированным формам изложения учебного материала в сочетании с активной самостоятельной работой студентов, при регулярных индивидуальных консультациях их преподавателями.
Значительно больше усилий и времени потребуется для подготовки раздаточных и других материалов, сопровождающих занятия, информационных источников для самостоятельной работы студентов, организации контроля знаний.
В не меньшей мере введение зачетных единиц скажется и на работе студентов. Прежде всего, такая организация учебного процесса побуждает их к систематическим занятиям в течение всего учебного года и избавляет от штурмовщины в период сессии. Перед студентами открывается реальная возможность выбора индивидуальной траектории обучения, подлинная вариативность образования. Они смогут посещать занятия по другим направлениям и специальностям при соответствующем согласовании расписания, изучать дополнительные дисциплины, осваивать смежные специальности, получать дополнительные квалификации. Возрастет мотивация студентов к регулярной самостоятельной работе в течение всего периода обучения, что позволит им приобрести навыки самостоятельного поиска информации и её аналитического осмысления с целью получения новых знаний. Использование системы зачетных единиц облегчит доступ студентам к учебным программам других вузов, в том числе и за рубежом, гарантируя академическое признание результатов обучения.
Перевод учебного процесса на систему зачетных единиц потребует значительных кадровых, временных и финансовых ресурсов, создания нормативно - методической базы, органично встроенной в ныне действующее правовое и научно - методическое обеспечение учебного процесса. Для этого необходимо будет решить ряд методических и организационных проблем:
1. Определить зачетную единицу как единицу стандартизации в сфере образования:
2. Ввести количественные характеристики системы зачетных единиц:
ў определить трудоемкость каждой зачетной единицы, сформировать её внутреннюю структуру и дать её обоснование;
3. Разработать структуру учебного плана на основе зачетных единиц:
4. Подготовить методические материалы по дисциплинам учебного плана:
5. Подготовить справочные издания для студентов и преподавателей о порядке функционирования системы зачетных единиц в вузе.
6. Создать службу академических консультантов:
7. Переподготовить преподавателей для работы с использованием зачетных единиц в учебном процессе.
Таким образом, речь идет не о формальных изменениях в системе образования, как может показаться на первый взгляд, а об изменении образовательной ментальности всех субъектов образовательного процесса, поведенческого стереотипа личности в образовательной среде, который складывался не одно десятилетие.
В заключение следует подчеркнуть, что введение зачетных единиц не должно привести к дискриминации государственных образовательных стандартов, а напротив, обеспечить более уверенный доступ на мировой образовательный рынок конкурентоспособных отечественных образовательных программ. Переход к системе зачетных единиц не должен нанести ущерб российской системе образования, находящейся в состоянии перманентной модернизации и реструктуризации. Российская система образования становится более открытой для международной конкуренции и поэтому возможные негативные последствия должны быть максимально минимизированы. В складывающейся ситуации следует действовать сообразно с интересами отечественной системы образования, и ни при каких условиях не следует переходить на систему зачетных единиц, если это не согласуется с национальными интересами. В противном случае введение зачетных единиц теряет всякий смысл. Конечно, полный анализ последствий перехода возможен только после завершения соответствующего образовательного эксперимента.
Профессор кафедры оптики и спектроскопии
В.С.Сенашенко
[email protected]