Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Признак выплат какой выбрать. Зачетная единица (или Кредит)

Признак выплат какой выбрать. Зачетная единица (или Кредит)

Проводимые в настоящее время , основываются не только на соображениях экономии бюджетных средств и переходе на . Уже не первый год в стране совершенствуется система выплаты , в том числе - семьям с детьми.

Пособия по временной нетрудоспособности, материнству и детству граждане смогут получать не у работодателя, как ранее, а - Фонда социального страхования . В частности, с 1 июля 2015 года к этому проекту подключились Самарская, Белгородская, Ростовская области, а также республика Татарстан.

Относительно детских и материнских выплат это применимо к нескольким видам пособий:

  • в медучреждение на ранних сроках беременности;
  • до достижения им 1.5 лет;
  • компенсация четырех дополнительных дней отпуска родителю, который .

Средства будут перечисляться на банковский счет получателя либо пересылаться почтовым переводом - по выбору лица, за которого работодатель уплачивает социальные страховые взносы.

Оговаривается также срок начисления денег:

  • в течение 10 календарных дней после мотивированного обращения в ФСС с заявлением и предоставлением нужного пакета документов - при назначении единовременной выплаты и первой из ежемесячных;
  • с 1 по 15 число каждого месяца - при последующих ежемесячных выплатах.

Текущий принцип начисления и выплаты социальных пособий Российская Федерация унаследовала от системы СССР, и сейчас он уже не соответствуют современным экономическим реалиям .

В настоящее время в большинстве регионов, не участвующих в «пилотном проекте» , действует традиционная зачетная система , когда предприятие перечисляет в ФСС разницу между начисленными суммами обязательных страховых взносов и фактически выплаченными пособиями по месту работы.

ФСС считает, что такой принцип не очень удобен для получателей пособий, гарантированных государством. Их права могут быть нарушены , если:

  • предприятие перестает функционировать по причине банкротства;
  • не имеет достаточно денег на счетах для выплаты (это случается в небольших организациях, если одновременно несколько женщин);
  • руководитель скрывается от закона, его местонахождение не установлено;
  • по каким-либо причинам предприятие отказывается выплачивать пособие;
  • есть судебное решение о взыскании задержанных денег с работодателя, но у последнего недостаточно имущества, с продажи которого можно выплатить долг.

По прогнозам, новая система прямых выплат через ФСС защитит права застрахованного лица в случае, когда его работодатель будет не в состоянии выплатить ему положенные в качестве пособия деньги либо не захочет этого делать по иным причинам.

До введения прямых выплат добиться задержанных детских и материнских пособий можно было только через суд , что является трудоемким и изматывающим процессом.

Преимущества новой системы

Планируется, что такой способ перечислений и выплат будет удобен и выгоден всем участникам процесса. В частности, для облегчения последующей работы сотрудников ФСС был разработан новый , предусматривающий возможность его электронного заполнения и считывания информации с помощью сканера.

После реализации проекта для предприятий изменится принцип уплаты страховых взносов . Организация должна будет перечислять на счет ФСС полную сумму страховой выплаты. А ее расчет, наоборот, с плеч предприятия теперь перекладывается на отделения Фонда соцстраха.

Сумма страховых выплат в виде предусматриваемых законом пособий будет определяться исходя из среднего заработка получателя и его стажа , данные о которых предприятие также подает в органы ФСС.

Получатели и материнству при этом получат такие преимущества :

  • 100%-ная правильность начисления выплаты;
  • независимость получения денег от состояния счетов работодателя и его текущего экономического состояния как юридического лица;
  • возможность выбора удобного варианта получения пособий - на банковский счет или через отделения Почты России;
  • минимизация конфликтных ситуаций с работодателем;
  • гарантированное получение положенного пособия.

Чтобы оформить прямые выплаты на детей, по беременности и материнству заявитель должен обратиться с по месту регистрации предприятия-работодателя.

Реформа страховых социальных выплат затронет все регионы

Реформирование системы соцстрахования - большой и длительный проект. Он был запущен по инициативе ФСС и поддержан Министерством здравоохранения и соцразвития РФ. Реформа не сможет одномоментно внедриться во всех регионах сразу из-за необходимости подготовки кадров и введения новой системы приема и обработки данных от предприятий о застрахованных лицах.

Перечисленные выше субъекты федерации были не первыми, на территории которых происходила апробация проекта. Ранее, еще в 2011 году новый способ перечислений был введен в Карачаево-Черкессии и Нижегородской области, а в 2012 - еще в пяти областях (Тамбовской, Астраханской, Новгородской, Курганской и Новосибирской) и Хабаровском крае.

Необходимость формирования и передачи налоговым инспекторам расчета по страховым взносам 2018 является обязанностью тех компаний и предпринимателей, которые признаны страхователями. Введенный в российскую практику сравнительно недавно, единый расчет по страховым взносам 2018 по сей день вызывает немало сложностей у работников бухгалтерии. Рассмотрим в данной статье что представляет собой отчет «Расчет страховых взносов» в 2018 году, каким образом формируется его уточненный вариант, а также сроки и порядок сдачи налогового отчета в уполномоченные инстанции.

Что представляет собой расчет страховых взносов в 2018 году

В октябре 2016 года приказом ФНС России (№ММВ-7-11/551) был утвержден новый отчет, который по сути заменил, представляемые ранее отчеты в области страхования. С этого времени администрирование страховых взносов, за исключением взносов на травматизм, которые по-прежнему передаются в Фонд социального страхования, осуществляют органы налогового контроля.

Что касается всех иных аспектов исчисления и уплаты страхвзносов, то начиная с 2017 года, они сконцентрированы в руках ФНС.

Расчет страховых взносов в ФНС 2018 является документом, который объединил в себе информацию об обязательном, пенсионном и социальном страховании.

Структуру данного документа можно представить в виде трех разделов, каждый из которых отражает определенную информацию.

Так, 1-й Раздел используется для раскрытия сведений об исчисленной величине страхвзносов по различным основаниям. Множество приложений позволяет структурировать представляемые данные.

2-й раздел может использован только компаниями или предпринимателями, основная деятельность которых связана с сельским хозяйством, то есть применяется только фирмами-сельхозпроизводителями. Соответственно, к категории обязательных для заполнения элементов налогового отчета этот раздел не относится.

Что касается расчета по страховым взносам 2018 раздела 3, он используется как источник сведений о персонифицированном учете в отношении каждого отдельного работника организации.

Нередко возникает вопрос о том, в каком разделе необходимо отразить информацию о работнике, который находится на больничном или в отпуске по уходу за ребенком. В расчете по страховым взносам 2018 Приложение 3 1-го Раздела предназначается именно для этой цели.

Кто сдает расчет по страховым взносам 2018

В соответствии с инструкцией по заполнению расчета по страхвзносам, утвержденной рассмотренным выше приказом ФНС, предоставлять в уполномоченные органы указанный документ необходимо компаниям и бизнесменом, которые имеют в штате работников, осуществляющих свою деятельность на основании подписанных трудовых контрактов. Таким образом, необходимость формирования нового налогового отчета не привязана к правовому статусу работодателя.

В связи с тем, что расчет по страхвзносам составляется нарастающим итогом с начала календарного года. Соответственно, если даже работодатель распрощался со всеми своими работниками в течение отчетного периода, необходимость составлять отчетный документ присутствует у компании или предпринимателя до конца года.

Куда сдавать расчет по страховым взносам 2018

Органом, ответственным за прием налогового документа по страхвзносам, является Федеральная налоговая служба. Организации должны передать расчет в территориальный ФНС по месту своей регистрации. Что касается индивидуальных предпринимателей, им следует отчитаться в органы налогового контроля по месту жительства.

Расчет по страховым взносам 2018: срок сдачи

Отчет «Расчет по страховым взносам» 2018 относится к категории квартальных отчетов. Это означает, что по окончании каждого квартала страхователи должны сформировать, проверить и передать единый расчет страховых взносов в 2018 году.

Расчет по страховым взносам 2018 – сроки предоставления в инспекцию устанавливаются в пределах 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Соответственно, расчет по страховым взносам 1 квартал 2018 должен быть передан налоговикам до 30 апреля 2018 года. Отчет за полугодие предоставляется в ФНС до 30 июля 2018, за девять месяцев – не позднее 30 октября, а отчитаться за 2018 год необходимо до 30 января 2019 года.

Скачать единый расчет по страховым взносам 2018 можно по представленной ссылке:

Корректировка расчета по страховым взносам 2018

Налоговые работники допускают возможность корректировать уже сданные налоговые отчеты путем предоставления уточненного расчета по страховым взносам 2018. Во вновь сформированном документе потребуется отразить порядковый номер произведенной корректировки, а также зафиксировать верную информацию по строкам расчета по страхвзносам.

Соответственно, корректирующий расчет по страховым взносам 2018 должен предоставляться в порядке, аналогичном сдаче первоначального варианта документа.

Расчет по страховым взносам обособленного подразделения 2018

Немало вопросов в среде работников бухгалтерии возникает в том случае, если у компании имеются обособленные подразделения. При наличии подразделений уплата страхвзносов и предоставление налоговой отчетности должно осуществляться по месту непосредственной выплаты доходов в пользу физических лиц, то есть по месту нахождения обособленного подразделения.

Расчет страховых взносов ИП в 2018 году

Индивидуальные предприниматели должны производить расчет и уплату страховых взносов за себя даже в том случае, если они не имеют ни одного наемного сотрудника. При расчете потребуется ориентироваться на действующую величину МРОТ. Однако в текущем году взносы для предпринимателей установлены в фиксированном размере. Соответственно, МРОТ для расчета страховых взносов ИП 2018 не применяется.

Что касается необходимости в этом случае формировать ЕРСВ, то этого не требуется, так как в расчете информация об уплаченных взносах за предпринимателя не отражаются.

Дивиденды в расчете по страховым взносам 2018

Немало вопросов возникает о том, нужно ли отражать выплаченные дивиденды в расчете страховых взносов в 2018 году (сроки были рассмотрены выше). В качестве необлагаемых доходов дивиденды в ЕРСВ не включаются. Соответственно, если персоналу были выплачены только дивиденды, то в графах отчета необходимо поставить прочерки. В том же случае, если дивиденды входили в число иных выплат за период, отражать доходы необходимо в обычном порядке.

Контрольные соотношения расчета по страховым взносам 2018

Для того чтобы сдать корректный отчет в налоговую инспекцию, перед подачей следует произвести проверку на основании контрольных соотношений расчета. В этом случае страхователям необходимо ориентироваться на приказы ФНС №БС-4-11/4371, БС-4-11/12678.

Вопросы, связанные с заполнением формы

Рассмотрим, какие вопросы могут возникнуть у страхователя при заполнении формы:

  1. Какой код тарифа необходимо отразить в документе? В расчете по страховым взносам 2018 код тарифа зависит от того, какой налоговый режим применяет страхователь: 01 – ОСНО, 52 – УСН, 53 – ЕНВД.
  2. Как заполнить графу признак выплат? В расчете по страховым взносам 2018 признак выплат предполагает два возможных варианта: 1 – прямые выплаты, 2 – зачетные выплаты. Прямые выплаты означают, что пособия будут выплачены сотруднику за счет средств внебюджетного фонда напрямую, миную работодателя. Однако на практике прямые выплаты относятся к пилотному проекту ФНС и актуальны не для всех регионов. Зачетная система предполагает, что выплата пособий возлагается на компании, которым позднее фонд возместит понесенные расходы.

Расчет страховых взносов в 2018 году – калькулятор взносов представлен в различных Интернет-ресурсах – является одним из важнейших налоговых отчетов в системе расчета и уплаты страховых взносов.

Возмещение расходов из ФСС в 2019 году все так же вызывает вопросы, как и раньше. Сложность заключается в том, что оплачиваются взносы сейчас в налоговую инспекцию, а возмещает расходы по пособиям Соцстрах. В статье разберемся с основными нюансами, связанными с обращением за компенсацией понесенных расходов на соцпособия.

Обратите внимание, что компания вправе вернуть деньги, потраченные на выплаты по ФСС. Для этого нужно подать в ФСС заявление, образец которого смотрите в статье журнала "Упрощенка".

Как возместить расходы по ФСС в 2019 году: порядок действий

Превышение расходов по ФСС

В зависимости от того, когда возникла переплата по страховым соцвзносам (в том числе и за счет превышения соцрасходов), возврат денежных средств производят налоговики или сам фонд соцстрахования. Есть нюансы, которые будут рассмотрены далее.

Для расчета пособий в 2019 году используйте наши статьи:

Какое ведомство в 2019 году возмещает пособия?

В 2019 году непосредственно возмещение осуществляет Соцстрах (ФСС). Алгоритм действий зависит от того, когда появилось положительное сальдо на вашем 69 счете.

Если переплата образовалась на 1 января 2017 года, то заявление на возврат средств подается в Соцстрах. Используется для этого заявление по форме 23-ФСС РФ, утвержденной приказом от 17.02.2015 № 49.

Соцстрах может назначить проверку на данном этапе. По окончании проверки подтвержденные данные о переплате передаются налоговикам, которые в свою очередь осуществляют перевод денег из бюджета.

Если переплата образовалась после наступления 2017 года и 2019, то заявление в Соцстрах подается по форме, рекомендуемой к использованию письмом ФСС от от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029. К данной форме требуется приложить еще два документа по рекомендуемым вышеуказанным письмом формам.

В данном случае возврат произведет сам фонд Соцстраха.

Как указывать в отчетности возврат пособий из ФСС с 2019 года?

Возмещения расходов, полученные из Соцстраха, в обязательном порядке отражаются в расчете по страховым взносам, который сдается в налоговую инспекцию.

Суммы должны попасть в строку 080 Приложения № 2 формы отчета. Данные заполняются помесячно и нарастающим итогом.

Нюансы заполнения отчета мы разобрали в статье .

Возврат расходов ФСС в 2019 году при прямых выплатах

Заполняя отчет ЕРСВ, вы можете обратить внимание на строку 001 приложения № 2 отчетной формы. Данная строка подразумевает указание того, какой метод применяется для возмещения расходов по соцобеспецениям – прямые выплаты или зачетная система.

Большинство страхователей используют зачетную систему. Прямые выплаты могут применять только те юрлица или предприниматели, которые зарегистрированы в регионах, где действует пилотный проект ФСС. В этом случае пособия выплачиваются напрямую работникам на основании поданных работодателем в Соцстрах документов.

В 2019 году к списку участников пилотного проекта Соцстраха относятся 33 региона России.

Так как при прямых выплатах начисленные страховые взносы не могут быть уменьшены на сумму выплаченных пособий, то они в отчете ЕРСВ и не отражаются.

Возврат взносов из ФСС в 2019 году при переплате

Страхвзносы, начисленные после наступления 2017 года, уплачиваются в территориальную налоговую инспекцию, где состоит на учете работодатель. Если во страхвзносам на обязательное соцстрахование образовалась переплата в 2019 году, можно поступить следующим образом:

  • оставить переплату под оплату взносов будущих периодов;
  • написать заявление в налоговую инспекцию на возврат образовавшейся переплаты.

П. 1.1 ст. 78 НК РФ указывает на невозможность зачесть переплату по одному взносу (то есть по одному КБК) в счет оплаты других взносов или налогов (то есть других КБК).

Переплата за периоды до 2017 года

В одном из предыдущих разделов уже приведен бланк заявления на возврат переплаты по страхвзносам по нетрудоспособности по состоянию на 01.01.2017.

Никакие документы к заявлению прикладывать необходимости нет.

Но если Соцстрах решит провести проверку перед согласованием суммы возмещения, то по отдельному запросу потребуется показать специалистам Фонда необходимые документы. Это могут быть:

  1. больничные листы;
  2. свидетельства о рождении детей;
  3. справки из медучреждений;
  4. расчетные ведомости по начислению оплаты труда;
  5. приказы о приеме;
  6. справки о заработки с предыдущих мест работы;
  7. иные документы, подтверждающие правомерность заявления права на компенсацию расходов, а также подтверждающие суммы расчетов.

Конкретный перечень зависит от вида возмещаемого пособия.

Сроки обращения за возмещением в ФСС в 2019 году

Обратиться за возмещением расходов из Соцстраха можно в любое время, но следует иметь в виду, что Соцстрах вправе назначить проверку и на свое усмотрения, руководствуясь данными из налоговой инспекции о расходах, отражаемых в отчетах.

Например, проверка при возмещении расходов из ФСС в 2019 году в СПб проходит достаточно быстро, а специалисты Фонда требуют документы только в рамках, установленных законодательством.

Сроки возврата средств после заявления

А вот срок перечисления денежных средств Соцстрахом строго ограничен законом. Вернуть деньги ФСС обязан до истечения 10 дней с даты приема заявления. Правда, если назначается проверка, то срок продлевается.

Как зачесть превышение расходов ФСС в 2019 году

Зачет выплат по соцпособиям в счет оплаты страхвзносов отражается в отчетах, подаваемых в налоговую инспекцию. Отдельных заявлений на такой зачет не требуется.

Подтверждение расходов по ФСС с 2019 года при зачетной системе

Налоговая не требует подтверждать расходы по соцстраху при подаче квартальных и годовых отчетов по страхвзносам.

Запросить подтверждающие документы может только Фонд Соцстраха в рамках выездной или камеральной проверки. А основанием для проверки будут данные от налоговиков о том, что вы понесли расходы на соцпособия, за счет которых уменьшаете взносы к оплате.

Какие документы нужны для возмещения больничного по ФСС в 2019 году

Какие нужны документы для возмещения из ФСС пособия по беременности и родам в 2019 году?

Возмещение из ФСС пособия по беременности и родам в 2019 году, если оно повлекло за собой проверку Соцстраха, предполагает передачу для ознакомления ФСС таких документов:

  1. больничный по беременности и родам;
  2. продолжение больничного листа при наличии такового (для сложной беременности);
  3. справки женщины с предыдущих мест работы или от работодателей по совместительству;
  4. расчет пособия по беременности;
  5. иные документы, обосновывающие правомерность расхода.

Порядок возмещения пособия по беременности и родам из ФСС в 2019 году в случае выдачи продолжения больничного

Если в процессе родов выяснилось, что женщина носила двойню или тройню, а также в случае осложнений при родах, молодой маме выдается продолжение больничного листа. Такое продолжение оплачивается, соответственно, после самих родов, а значит, может попасть в иной отчетный период, чем основной больничный лист.

Подавать документы на возмещение расходов из Соцстраха можно как одновременно на оба больничных, так и по отдельности.

Пакет документов на возмещение расходов, рассчитанных по продолжению, такой же, как и для основного больничного листа.

Когда подаются документы для ФСС на возмещение декретных в 2019 году

Возмещение из ФСС расходов на выплату страхового обеспечения по выплате декретных также производится в любое время на основании поданных в Соцстрах документов. То есть подать документы вы можете в любой срок, а ответить Фонд должен в течение 10 дней либо направлением платежа, либо уведомлением о проверке.

Возмещение больничного листа в 2019 году в ФСС

В случае предъявления к возмещению расходов по обычным больничным перечень документов схож с декретным листком нетрудоспособности. Для возмещения заполняется заявление, справка-расчет и расшифровка.

Помните, что первые 3 дня болезни оплачиваются из средств организации или предпринимателя, а к возмещению можно запросить лишь оплату дней, начиная с четвертого.

Если страхователь применял пониженный тариф или в 2017-2019 году рассчитывает взносы ФСС по нулевой ставке, то к заявлению и приложениям дополнительно прикладывает копию больничного листка с расчетом пособия.

Иные страхователи предоставляют копии подтверждающих документов только по запросу Соцстраха в рамках проверки.

Список документов на возмещение детских пособий

С компенсацией из ФСС выплаченных пособий на детей ситуация аналогичная – необходимо заполнить заявление, справку-расчет и приложения.

Подтверждающими документами для таких пособий могут быть:

  1. документ о рождении (усыновлении) малыша;
  2. документы, подтверждающие то, что родившийся (усыновленный) ребенок уже не первый у данных родителей;
  3. справка с места работы второго родителя о неполучении пособия;
  4. документ, подтверждающий статус одинокого родителя;
  5. иные документы.

Требования по предоставлению документов аналогичны иным основаниям возмещений – одновременно с заявлением копии подают только те, кто имеет право на льготные тарифы. Остальные плательщики взносов предоставляют документацию для подтверждения только по запросу.

Перечень документов для возмещения пособий из ФСС в 2019 году

В некоторых случаях работодатель или сам работник теряют документы для подтверждения права на соцпособие. В этом случае самое правильное – обратиться за дубликатами документов. Отсутствие некоторых документов не помешает компенсировать расходы.

Имейте в виду, что после получения больничного работодателем, медучреждение уже не выдает дубликат больничного листка даже самому болевшему человеку. В этом случае можно сделать запрос от организации или ИП напрямую в медучреждение о предоставлении выписки из книги учета листков нетрудоспособности, где регистрируются данные о номерах документов, периодах нетрудоспособности и т. п.

Если дело не в утере документа, а просто в невозможности оформить тот или иной документ (например, в ситуации, когда молодая мама не может получить от своего законного супруга справку с его места работы), то выплатить пособие все равно стоит, но рекомендуется получить от сотрудника объяснительную, чтобы подложить к пакету документов для Соцстраха. В объяснительной стоит указать, что в случае признания Соцстрахом или судом действий сотрудника недобросовестными, такой сотрудник обязуется возместить полученное пособие.

Каким образом заверяются документы для возмещения расходов в ФСС в 2019 году?

Оригиналы документов проверяющим инспекторам предоставлять не надо. Но они могут в ходе проверки попросить показать оригиналы для сверки с копиями. Себе они эти оригиналы не забирают.

Непосредственно в Соцстрах передаются копии, заверенные:

  1. надписью «Копия верна» или записью аналогичного значения;
  2. подписью руководителя организации или подписью предпринимателя;
  3. печатью, если таковая используется (в противном случае необходимо письмо о том, что печать не используется).

Обычно после проверки Соцстрах возвращает все копии документов.

Переплата по взносам от несчастных случаев

Взносы от несчастных случаев оплачиваются напрямую в Соцстрах, поэтому в данном случае никаких сложностей нет. Заявление на возврат излишне перечисленных взносов подается в свое отделение Фонда, а Фонд в течение 10 дней перечисляет платеж.

Бухучет возмещения расходов ФСС (проводки)

При получении средств из фонда Соцстраха, независимо от того, являются они переплатой или возмещением понесенных расходов, операция будет следующей:

Дт 51 Кт 69

К счету 69 указывается соответствующий взносам ФСС субсчет.

Какими налогами облагается возврат средств из ФСС

Возврат денежных средств из ФСС по любому основанию (переплата или возмещение расходов) доходом не является ни при каком налоговом режиме.

Но следует обратить внимание, не были ли случайно включены выплаты по социальным пособиям ранее в расходы для целей налогообложения и не уменьшили ли они единый налог при УСН 6% или при иных системах налогообложения.

Страховые службы (ФСС) решили внести свои реформы по сбору страховых взносов, о которых было сказано ещё в 2011 году. Пилотный проект ФСС заключается в осуществлении прямых выплат из фонда напрямую сотрудникам. Правительство поддержало законопроект, и он шагнул в массы. Список регионов, попадающих под пилотный проект, определяет государство. Что же представляет собой пилотный проект ФСС?

Законопроект подразумевает изменение по выплатам. Это , декретному отпуску, рождению ребенка. Платить теперь будет не работодатель, а Фонд Социального Страхования.

Прежде чем приступать к прямым выплатам, все данные работника (официально устроенного) вносятся в базу ФСС. Это поможет обеспечить бесперебойную выплату нуждающимся гражданам.

Естественно, существуют риски. Чтобы проверить, насколько будет эффективен этот проект, были выбраны тестовые регионы.

Пилотный проект ФСС прежде всего коснется граждан, которые работают по договору, самих работодателей и учреждений здравоохранения. Коммерсанты-работодатели, как и ранее, будут выплачивать страховые взносы в полном объеме без уменьшения их выплат. Помимо прочего, изменился бланк больничного листа.

Как же работает этот проект? Если работник заболел, то ФСС, минуя работодателя, напрямую перечисляет денежные средства на его открытый счёт или отправляет денежный перевод.

Смотрите также разъяснения про пилотный проект ФСС в видео:

Категория граждан и выплат, попадающая под пилотный проект

На прямые выплаты из ФСС могут претендовать граждане, работающие по найму. Люди могут рассчитывать на выплаты по следующим видам пособий:

  • При временной нетрудоспособности.
  • По беременности и родам.
  • Производятся выплаты при рождении ребёнка.
  • Оплачивается больничный лист при травматизме на производстве.

Для работодателей изменилась система оплаты страховых взносов. Каждый работодатель обязан регистрировать своих сотрудников (оформлять их официально) и, соответственно, уплачивать за них страховые взносы. Новая система страхования подразумевают, что работодатель уплачивает взносы в двух видах обязательного страхования:

  • Обязательное страхования по случаю временной нетрудоспособности, в связи с материнством и детством.
  • Обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных болезней.

Система позволяет людям, пострадавшим на производстве или просто ушедшим на больничный, воспользоваться прямыми выплатами. Есть гарантия, что государство в полном объеме выплатит причитающие деньги. Пилотный проект ФСС работает для людей, оказывая вовремя необходимую помощь.

Конечно, работодатели, как и ранее, вынуждены нести расходы на выплату страховых взносов в ФСС. С 2016 года на прямые выплаты могут рассчитывать граждане, которые предъявляют нужные документы. Если возникла одна из перечисленных ситуаций, можно надеяться на прямые выплаты:

  • Временная нетрудоспособность по состоянию здоровья, которое не позволяет в полном объеме заниматься профессиональной деятельностью.
  • В случае беременности и родов.
  • Единовременная помощь женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности.
  • Единовременная помощь при рождении младенца.
  • Пособие на руки одному из родителей, которые ухаживают за ребенком до полутора лет.
  • Оплата отпускных, которые могут быть как очередными, так и дополнительными. Если работнику необходимо пройти санаторно-курортное лечение после несчастного случая, оплачиваются все дни пребывания в санатории, а также дорога в оба конца.


Какие регионы участвуют в пилотном проекте по прямым выплатам?

Сейчас в пилотном проекте участвуют следующие регионы (по алфавиту):

  • Астраханская область;
  • Белгородская область;
  • Брянская область;
  • Карачаево-Черкесская Республика;
  • Нижегородская область;
  • Курганская область;
  • Новгородская область;
  • Новосибирская область;
  • Калининградская область;
  • Калужская область;
  • Крым;
  • Липецкая область;
  • Мордовия;
  • Ростовская область;
  • Самарская область;
  • Севастополь;
  • Тамбовская область;
  • Татарстан;
  • Ульяновская область;
  • Хабаровский край.

Пилотный проект в 2017 и далее

  • Адыгея;
  • Алтай;
  • Алтайский край;
  • Амурская область;
  • Бурятия;
  • Вологодская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Калмыкия;
  • Магаданская область;
  • Приморский край;
  • Омская область;
  • Орловская область;
  • Томская область.
  • Забайкальский край;
  • Волгоградская область;
  • Владимирская область;
  • Воронежская область;
  • Ивановская область;
  • Кировская область;
  • Кемеровская область;
  • Костромская область;
  • Курская область;
  • Рязанская область;
  • Смоленская область;
  • Тверская область;
  • Якутия.
  • Архангельская область;
  • Дагестан;
  • Ингушетия;
  • Кабардино-Балкария;
  • Карелия;
  • Коми;
  • Северная Осетия;
  • Тульская область;
  • Хакасия;
  • Удмуртия;
  • Чечня;
  • Чувашия;
  • Ярославская область.

Преимущества пилотного проекта

Несомненно, пилотный проект ФСС за время своего существования показал, насколько он эффективен.

Проект был разработан для граждан, оформленных на работу и имеющих трудовой договор. То есть для людей, зарегистрированных во всех гос. структурах «по белому». Работник в этом случае может быть уверен, что все полагающиеся выплаты он получит, так как в данном случае нет посредников, и непосредственно начислениями и выплатами занимается сам фонд социального страхования.

Прямые выплаты из ФСС показывают прозрачность сделки: никто, кроме фонда и работника, в этом процессе не участвует.

Честному и добросовестному работодателю законопроект оказывает помощь в плане начисления больничного и выплаты.

Первопроходцами пилотного проекта были два региона РФ — Карачаево-Черкессия и Нижегородская область, а каждый год субъекты добавлялись. К 2019 году планируется ввести новый законопроект в оставшиеся субъекты Федерации.

Пилотный проект, работающий в конкретном регионе, никак не влияет на процедуру оформления работника. По месту работы сотрудник пишет заявление и предоставляет бюллетень и все необходимые документы. Если все документы, которые требуют инспекторы ФСС, имеются, заявление принимается. После подписания заявления работодатель обязан передать все эти документы в ФСС с описью. После этого инспекторы проводят начисления и полагающиеся выплаты.

Интеграционные процессы в сфере образования становятся всё более динамичными. После подписания Болонский декларации министрами образования ряда европейских стран формирование Европейского образовательного пространства вступило в новую фазу своего развития. Среди мер, направленных на решение этой проблемы, - введение системы академических кредитов или зачетных единиц, рассматриваемой как форма организации учебного процесса, способствующая развитию академической мобильности студентов. В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, подключившись тем самым к процессам образовательной интеграции на европейском континенте.

Перевод академических часов, в которых традиционно исчисляется учебная нагрузка студентов, в зачетные единицы не представляет особых сложностей. В соответствии с рекомендациями Минобразования РФ зачетная единица равна 36 академическим часам. Так, например, семестровый курс в 36 аудиторных (72 академических) часов оценивается двумя зачетными единицами, сдача экзамена по нему - одной зачетной единицей. Все виды практик оцениваются одинаково, вне зависимости от места и характера их проведения - 1.5 зачетной единицы в неделю.

Проблема, однако, в том, что роль зачетных единиц не сводится к измерению академической нагрузки в более крупных единицах по сравнению с академическим часом. Их использование в учебном процессе имеет более широкое назначение. Так, зачетные единицы позволяют:

  • учитывать для данной учебной дисциплины относительную значимость занятий различного вида: лекционных, семинарских, лабораторных и др.;
  • определять значимость той или иной дисциплины, изучаемой студентом, и её относительный вклад в средний балл, получаемый им по окончанию определенного периода обучения;
  • ранжировать студентов по итогам обучения и устанавливать индивидуальный рейтинг каждого из них.

При этом академический статус студента определяется не общим временем освоения образовательной программы, а количеством зачетных единиц и средним баллом, полученным на данном этапе обучения. Использование зачетных единиц в качестве меры обученности каждого студента и установления его академического статуса позволяет индивидуализировать обучение, отойти от обязательной привязки занятий в рамках учебной группы. Вместо синхронного прохождения обязательных этапов обучения у студентов появляется возможность перейти к асинхронной организации учебного процесса, способствующей расширению академической мобильности.

Зачетные единицы могут использоваться также при расчете стоимости обучения, определении численности штата преподавателей и их заработной платы. Но в этих случаях их применение сводится к "учетным единицам", тогда как рассмотренные выше формы применения придают им смысл "переводных единиц". Система зачетных единиц, в случае её полномасштабного использования, может рассматриваться как одна из несущих конструкций образовательной системы, имеющая многоцелевое назначение и составляющая основу организации учебного процесса на принципах, не свойственных отечественной высшей школе.

В настоящее время зачетные единицы используются во многих странах мира в качестве единицы измерения трудоемкости различных образовательных программ, определения значимости составляющих их учебных дисциплин. Наиболее распространенными являются две системы:

  • европейская система зачетного перевода (European Credit Transfer System - ESTS), первоначально основанная на сопоставлении трудовых затрат, предусмотренных по каждой учебной дисциплине, относительно суммарной учебной нагрузки, установленной для определенного периода обучения;
  • система кредитных часов, принятая в США (US Credit System - USCS), основанная на оценке в кредит - часах трудоемкости каждой изучаемой дисциплины и образовательной программы в целом, определяемой в соответствии с учебным планом и распределением учебного времени по формам и видам занятий.

Наряду с европейской и американской системами зачетных единиц используются и другие разновидности, в частности: британская, азиатская, тихоокеанская.

Система зачетных единиц представляет собой обоснованный и весьма эффективный механизм количественного сопоставления требований к уровню и содержанию подготовки студентов. Её реальные и потенциальные возможности распространяются на многие аспекты организации и структуры обучения и, в частности, предполагают:

  • повышение оперативности и обоснованности контроля обученности студентов и их промежуточной аттестации;
  • расширение возможностей получения междисциплинарного образования;
  • упрощение организационного сопровождения перехода на индивидуальные формы обучения;
  • сокращение числа параллельно читаемых курсов для малых студенческих аудиторий и оптимизацию численности учебных потоков;
  • высвобождение средств, которые могут быть использованы для повышения оплаты труда преподавателей;
  • расширение академической мобильности и увеличение возможностей привлечения иностранных учащихся в отечественные вузы;
  • создание благоприятных условий для более широкого применения в учебном процессе современных образовательных технологий и зарубежного опыта организации учебного процесса.

Разработка и внедрение в практику российской высшей школы системы зачетных единиц, адаптированной к национальным условиям и потребностям, могло бы стимулировать вузы к совершенствованию учебного процесса. А это в свою очередь, содействовало бы укреплению позиций российской системы образования.

Следует отметить, что ряд российских вузов уже обладают опытом применения зачетных единиц в учебном процессе. Такой опыт преобретается в процессе получения российскими вузами международной аккредитации отдельных программ высшего профессионального образования в ходе реализации двухсторонних договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами. На базе Российского университета дружбы народов последние несколько лет ежегодно проводится совещание "Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования". В настоящее время более чем в 30 вузах проводится эксперимент по переводу образовательного процесса на систему зачетных единиц, включая разработку необходимых нормативных и методических документов.

Процесс введения зачетных единиц должен быть поэтапным и контролируемым, без потери качества образования. Необходимо разработать "бизнес - план" транзитного перехода, его позиции должны быть грамотно просчитаны экономически и финансово обоснованы. Для перехода на новую организацию учебного процесса потребуется каждую учебную дисциплину оценить в зачетных единицах, разработать эффективные методики проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, внедрить балльно - рейтинговый контроль знаний по каждой дисциплине, Предстоит подготовить и издать информационные материалы, необходимые каждому студенту для ознакомления с новой системой организации учебного процесса, создать институт консультантов по академическим проблемам для оказания студентам соответствующей консультативной помощи.

Введение системы зачетных единиц весьма существенным образом изменит характер работы преподавателей, поставит их перед необходимостью постоянного самосовершенствования и самообучения, создания нового методического обеспечения учебного процесса вследствие перехода к концентрированным формам изложения учебного материала в сочетании с активной самостоятельной работой студентов, при регулярных индивидуальных консультациях их преподавателями.

Значительно больше усилий и времени потребуется для подготовки раздаточных и других материалов, сопровождающих занятия, информационных источников для самостоятельной работы студентов, организации контроля знаний.

В не меньшей мере введение зачетных единиц скажется и на работе студентов. Прежде всего, такая организация учебного процесса побуждает их к систематическим занятиям в течение всего учебного года и избавляет от штурмовщины в период сессии. Перед студентами открывается реальная возможность выбора индивидуальной траектории обучения, подлинная вариативность образования. Они смогут посещать занятия по другим направлениям и специальностям при соответствующем согласовании расписания, изучать дополнительные дисциплины, осваивать смежные специальности, получать дополнительные квалификации. Возрастет мотивация студентов к регулярной самостоятельной работе в течение всего периода обучения, что позволит им приобрести навыки самостоятельного поиска информации и её аналитического осмысления с целью получения новых знаний. Использование системы зачетных единиц облегчит доступ студентам к учебным программам других вузов, в том числе и за рубежом, гарантируя академическое признание результатов обучения.

Перевод учебного процесса на систему зачетных единиц потребует значительных кадровых, временных и финансовых ресурсов, создания нормативно - методической базы, органично встроенной в ныне действующее правовое и научно - методическое обеспечение учебного процесса. Для этого необходимо будет решить ряд методических и организационных проблем:

1. Определить зачетную единицу как единицу стандартизации в сфере образования:

  • разработать алгоритм измерения "реальной" трудоемкости образовательных программ, определить условия обоснованного распределения зачетных единиц;
  • оценить каждую дисциплину образовательной программы в зачетных единицах;
  • разработать методические рекомендации по согласованию родственных образовательных программ.

2. Ввести количественные характеристики системы зачетных единиц:

ў определить трудоемкость каждой зачетной единицы, сформировать её внутреннюю структуру и дать её обоснование;

  • разработать методику перевода нормативов ГОС, показателей учебного плана, трудоемкости учебных дисциплин, других видов учебной нагрузки в зачетных единицах;
  • установить общее число зачетных единиц для основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров, дипломированных специалистов.

3. Разработать структуру учебного плана на основе зачетных единиц:

  • сформировать согласованные учебные планы по родственным направлениям и специальностям;
  • выделить дисциплины федерального компонента ГОС ВПО, изучаемые обязательно и в определенной последовательности;
  • выделить элективные дисциплины ограниченного выбора;
  • выделить элективные дисциплины без ограничения выбора;
  • дать перечень факультативных дисциплин;
  • обозначить примерный перечень дисциплин вузовского компонента ГОС ВПО.

4. Подготовить методические материалы по дисциплинам учебного плана:

  • рабочие программы с разбивкой на зачетные единицы;
  • материалы для аудиторной работы;
  • материалы для самостоятельной работы студентов;
  • материалы для контрольных заданий.

5. Подготовить справочные издания для студентов и преподавателей о порядке функционирования системы зачетных единиц в вузе.

6. Создать службу академических консультантов:

  • определить их должностные обязанности;
  • обучить новой организации учебного процесса и практическому применению системы зачетных единиц.

7. Переподготовить преподавателей для работы с использованием зачетных единиц в учебном процессе.

Таким образом, речь идет не о формальных изменениях в системе образования, как может показаться на первый взгляд, а об изменении образовательной ментальности всех субъектов образовательного процесса, поведенческого стереотипа личности в образовательной среде, который складывался не одно десятилетие.

В заключение следует подчеркнуть, что введение зачетных единиц не должно привести к дискриминации государственных образовательных стандартов, а напротив, обеспечить более уверенный доступ на мировой образовательный рынок конкурентоспособных отечественных образовательных программ. Переход к системе зачетных единиц не должен нанести ущерб российской системе образования, находящейся в состоянии перманентной модернизации и реструктуризации. Российская система образования становится более открытой для международной конкуренции и поэтому возможные негативные последствия должны быть максимально минимизированы. В складывающейся ситуации следует действовать сообразно с интересами отечественной системы образования, и ни при каких условиях не следует переходить на систему зачетных единиц, если это не согласуется с национальными интересами. В противном случае введение зачетных единиц теряет всякий смысл. Конечно, полный анализ последствий перехода возможен только после завершения соответствующего образовательного эксперимента.

Профессор кафедры оптики и спектроскопии
В.С.Сенашенко
[email protected]