Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Презентация мини музей русской матрешки в доу. Мини-музей «Русская матрешка

Презентация мини музей русской матрешки в доу. Мини-музей «Русская матрешка

Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если… ?», «Как поведёт себя объект, когда… ?» С детьми 4–5 лет экспериментирование приобретает черты исследований взрослых: воспитанники учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах. Дети знакомятся с элементарными научными представлениями и становятся увереннее в практических действиях.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе: цели, задачи, методика организации

К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление.

Организуя занятия по опытно-экспериментальной деятельности, воспитатель учитывает возрастные особенности средних дошкольников, уровень психического развития и мышления:

  • Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
  • Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
  • Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).

Средние дошкольники используют в экспериментировании различные приборы

Цели и задачи экспериментирования в средней группе

Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе - развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Представления о физических объектах и их свойствах формируются у воспитанников через практические действия с предметами

Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:

1. Образовательные задачи:

  • формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
  • развитие исследовательского типа мышления;
  • обучение грамотному построению плана исследования.

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование мелкой моторики рук;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
  • развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
  • совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.

3. Воспитательные задачи:

  • закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
  • воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
  • создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
  • привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
  • развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.

Дети 4–5 лет совершенствуют умение выслушивать инструкции воспитателя и стараются максимально точно выполнить их

Виды опытно-экспериментальной деятельности

По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить три вида детского экспериментирования.

  1. Иллюстративное экспериментирование. Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

    Опыты в песочнице иллюстрируют знание ребят о том, что лучше всего держит форму влажный песок

  2. Поисковое экспериментирование. Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

    Детям заранее неизвестен результат при поисковом экспериментировании, поэтому радость от открытия информации обеспечена

  3. Познавательное экспериментирование. На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. В качестве примера можно привести игру-эксперимент «Освобождение бусин из ледяного плена»: сказочная героиня спешила в гости и зацепилась бусами за ветку дерева, нитка порвалась, бусины рассыпались и покрылись слоем льда. Перед ребятами ставится задача - помочь героине, высвободив бусинки изо льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом пальцем и ладоней, дыханием, около батареи, в горячей воде, на солнечном подоконнике), тем самым узнают о способах нагревания и передачи тепла.

    Дети пытаются разрешить проблемную ситуацию (освободить бусинки из ледяных кубиков), пробую различные способы растапливания льда

Формы организации опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? - Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьёй: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.

Исследовать свойства объектов практическим путём можно во время прогулки

Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы:

Индивидуализация заданий на занятиях по экспериментированию

Организация опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности для проведения опыта. Например, на занятии «Разноцветные льдинки» ребят можно разделить на три подгруппы: первая подгруппа получает задание - развести в стаканчиках с водой жёлтую, голубую, белую, красную краски, разлить по формочкам и поставить замораживаться; вторая подгруппа - развести в стаканчиках с водой синюю, красную и фиолетовую краски, затем сделать воду более нежных оттенков при помощи добавления белой краски, разлить по формочкам, заморозить; третья подгруппа - самостоятельно подумать, какие краски надо смешать в стаканчиках с водой, чтобы получить розовый, зелёный, сиреневый и оранжевые цвета, разлить и заморозить.

Индивидуализировать задания можно через выбор материалов в продуктивной деятельности. Для средних дошкольников - это задания по оформлению и украшению созданных работ. Так, для украшения разноцветных льдинок из рассмотренного ранее занятия дети могут добавить в подкрашенную воду фурнитуру на свой вкус: бусины, бисер, блёстки, фольгированное конфетти, зёрнышки, засушенные лепестки и др. Задания, предоставляющие выбор, развивают фантазию ребёнка, решительность, эстетический вкус.

Для выполнения экспериментов группу можно разделить таким образом, что наиболее успевающие воспитанники будут выполнять практическую часть в индивидуальной форме, другие ребята - в подгруппах по 3–4 человека, с отстающими воспитатель организует отдельную подгруппу, где ребята будут экспериментировать в совместной с педагогом деятельности.

Выбрать цвет краски на свой вкус для проведения опыта - задание в рамках личностного подхода в образовании

Мотивирующее начало занятия

Дети 4–5 лет обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше средние дошкольники воспринимают инструкции и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности и в начальной школе. Продуктивной также оказывается работа, основанная на элементах игры - тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно экспериментирования, результаты в решении поставленной проблемы и степень мотивации к практическим исследованиям в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

От того, насколько заинтересованы дети в предстоящем эксперименте, зависит активность и результат их практических действий

Варианты мотивирующих начал - таблица

Тема Мотивирующее начало занятия
«Как воду сделать чистой» Сюрпризный момент.
Раздаётся стук в дверь, в группу заходит капелька по имени Капитошка (воспитанник подготовительной группы в костюме или маске).
Дидактическая игра.
Капитошка здоровается с ребятами и говорит, что пришёл к ребятам в поисках своих сестрёнок-капелек. Ребята показывают Капитошке места, где в группе живёт вода (воспитатель приклеивает наклейки-капельки в этих местах): кран в умывальнике, чайник, лейка и пульверизатор в зелёном уголке, ваза с цветами, ведро для мытья полов и др.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель спрашивает у Капитошки, почему его сёстры потерялись. Он отвечает, что они жили в озере, где вода была чистая (ставит на демонстрационный стол ёмкость с чистой водой), но что-то случилось и вода недавно стала другой (ставит ёмкость с мутной водой). Тогда капельки стали убегать из озера. Капитошка печален и просит у ребят помощи в очистке озёрной воды.
«Ключи царевны Несмеяны» Создание игровой ситуации.
В группу приходит видеописьмо от царевны Несмеяны. Она рассказывает, что злая колдунья зачаровала воду в лесном ручье, стала вода мёртвой, ни пить, ни трогать её нельзя. Вчера утром Несмеяна гуляла в лесу, когда она переходила по мостику через заколдованный ручей, связка ключей оторвалась с её пояса и упала в воду, ключи опустились на дно. Плачет царевна - как ей достать ключи от царства, не замочив рук в мёртвой воде? Несмеяна называет волшебные слова, которые хором повторяют ребята и переносятся в Тридевятое царство. Далее следует игра-эксперимент по вылавливанию ключей со дна контейнера с водой: при помощи сачка и удочек с крючком не получается достать ключи - они плоские, их сложно подцепить со дна; получается притянуть ключи магнитами, закреплёнными на палочках или удочках.
«Плыви, плыви, кораблик» Развлекательный элемент.
Разгадывание загадок: про корабль, ветер.
Прослушивание и разучивание песни «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!»
Проведение физкультминутки «Корабли по морю плыли».
Включение в игровую ситуацию.
Ребята делятся на две подгруппы, каждой даётся по деревянному кораблику с парусом. Ребята называют корабли (допустим, «Победа» и «Жемчужина»), опускают их на воду друг напротив друга в большой контейнер, в центре которого натянут шнурок с флажками. По сигналу воспитателя участники обеих команд начинают моделировать порывы ветра (дуют, направляя движение корабля), победит та подгруппа, чей корабль первым достигнет флажков.

Воспитанники находят в группе места, где живёт вода

Примеры организации экспериментирования в средней группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности на занятиях с детьми 4–5 лет.

Опытно-экспериментальное занятие «Свойства песка» - видео

https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY Video can’t be loaded: Видео урок опытно-экспериментальной деятельности в средней группе, МБДОУ№31, г.Нижнекамска, РТ (https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY)

Познавательно-исследовательский досуг «Что мы знаем о воде?» - видео

https://youtube.com/watch?v=it-E6h-AMng Video can’t be loaded: Познавательно-исследовательский досуг. Лаборатория «Что мы знаем о воде?»(средняя группа) (https://youtube.com/watch?v=it-E6h-AMng)

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные превращения в природе» - видео

https://youtube.com/watch?v=et6oeW6BpVc Video can’t be loaded: МБДОУ ДС КВ № 34 «Чайка» г. Туапсе Опытно экспериментальная деятельность Т М Мозжина (https://youtube.com/watch?v=et6oeW6BpVc)

Экспериментирование с водой в средней группе - видео

https://youtube.com/watch?v=a4Aq9UriYv8 Video can’t be loaded: экспериментирование в средней группе (https://youtube.com/watch?v=a4Aq9UriYv8)

Занятие «Снег не для угощения - снег для развлечения» - видео

https://youtube.com/watch?v=7WRvFarvAc0 Video can’t be loaded: Занятие в средней группе воспитателя Акименковой Анастасии Сергеевны (https://youtube.com/watch?v=7WRvFarvAc0)

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие по экспериментированию в средней группе имеет продолжительность не более 20 минут. Разрабатывая конспект занятия, воспитатель должен подбирать разнообразные формы деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей подопечных. Для профилактики переутомления чередуются задания из образовательных областей: игровой (дидактические и сюжетные игры), двигательной (физкультминутки, подвижные игры, танцевальные паузы), эстетической (прослушивание музыкальных фрагментов и художественных текстов, рассматривание иллюстраций в книгах и мини-выставок), речевой (проведение познавательных и дидактических бесед), познавательной (проведение опытов и экспериментов, наблюдение процессов, исследование образцов и макетов).

Опытно-экспериментальное занятие в средней группе имеет примерную структуру:

  • организационный момент - 1 минута;
  • мотивирующее начало занятия - 4 минуты;
  • речевые или познавательные задания - 2–3 минуты;
  • игровая или двигательная активность - 4–5 минут;
  • практическая деятельность - 5–6 минут;
  • подведение итогов - 1 минута.

Трудовые поручения выполняются воспитанниками перед проведением опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол, аккуратно сложить нарукавники и халаты).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.

За порядок и чистоту на рабочем месте воспитанники следят самостоятельно

Картотека опытов и экспериментов в средней группе - таблица

Тематика практических исследований Содержание опытов и экспериментов
«Вода»
  • Расширение представлений о свойствах воды: наблюдение за степенью плавучести объектов в пресной и солёной воде, изучение процесса испарения воды, исследование процесса движения молекул в холодной и горячей воде (при помощи растворения кристаллов марганцовки или пищевых красителей);
  • игры-эксперименты с водой: переливание жидкости на скорость, действия с водяными игрушками (мельницей, брызгалками).
«Снег и лёд»
  • Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день;
  • опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;
  • игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.
«Воздух»
  • Расширение представлений о свойствах воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах;
  • игры-эксперименты по выявлению силы и направлению воздушного потока.
«Песок, глина, грунт»
  • Расширение представлений о различных видах почвы;
  • экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице;
  • экспериментирование с «живым» песком.
«Свет и тень»
  • Опыты с различными источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой;
  • опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги;
  • игры-эксперименты в рамках театра теней.
«Звук»
  • Опытная деятельность по формированию представления о причинах возникновения звука (колебание предмета);
  • игры-эксперименты: «Угадай, что так звучит?», «Как можно сымитировать этот звук?».
«Живая природа»
  • Экспериментирование с проращиванием семян;
  • опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном).
«Магнит»
  • Игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева), передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда с водой;
  • экспериментирование с магнитной стружкой (действие от обратного: при помощи металлического предмета собирается рассыпанная стружка).
«Краски»
  • Формирование представлений о свойствах различных видов красок: акварели, гуаши, акриловых и масляных красок;
  • экспериментирование со смешиванием красок, получением новых оттенков и цветов;
  • экспериментирование с рисованием на различных материалах: бумаге сухой и мокрой, снегу, ткани.
«Космос»
  • Экспериментальная деятельность по изучению соотношения размера планет, возникновения электрических разрядов, смены дня и ночи и времён года, формирования облаков в атмосфере;
  • игры-эксперименты: «Вращение планет», «Солнечное затмение», «Свет далёких звёзд».

Изучение свойства воды растворять вещества (сахар, краски) проходит в занимательной форме

Открытое занятие «Домашний лимонад» - таблица

Цели
  • Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).
  • Формировать представления о способах приготовления пищи (технология приготовления лимонада).
Задачи Образовательные:
  • познакомить со значением воды для живой природы (в т. ч. для человека), её свойствами,
  • обогащать и активизировать словарь (подбор определений к существительным, числительные - один, два, половина), совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

  • мотивировать детей на самостоятельное приготовление пищи (напитков),
  • развивать способности к познанию нового, способность анализировать, делать выводы и умозаключения,
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться,
  • воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности, стремление доводить дело до конца,
  • воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности,
  • формировать диалоговое общение воспитателя и детей.
Материалы и оборудование
  • вода (простая тёплая, газированная),
  • посуда (прозрачные стаканы, блюдца, ложки чайные, прозрачный графин 1 литр),
  • продукты (сахар-песок, лимон),
  • иллюстрации цветов в вазе, цветов сухих, пьющих воду людей, животных, птиц насекомых.
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности
  • наглядный,
  • экспериментирование,
  • наблюдения,
  • метод демонстрации алгоритма.
Ход занятия 1 ЧАСТЬ:
Педагог: Ребята, сегодня мы утром с вами поливали наши комнатные растения, кто помнит, сколько воды выпили наши растения?
Ответы детей: 2 лейки
Педагог: Как вы думаете, все ли растения пьют воду?
Ответы детей: да
Педагог: Правильно, все растения нуждаются в воде. А как вы думаете, ребята, что произойдёт с цветочком, если его оставить без воды? (показывает слайды засохших цветов)
ОД: засохнет, завянет, погибнет
Педагог: А кто ещё любит пить воду?
ОД: Люди, животные и т. д.
Педагог: Верно, ребята, важно пить воду всем живым организмам, даже насекомым! (показывает слайды животных пьющих воду, птиц, насекомых и людей)
Педагог: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
ОД: Сок, чай, молоко и т. д.
Педагог: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
ОД с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Педагог: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
2 ЧАСТЬ:
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
  1. Ребята, возьмите каждый себе по кружке с водой, блюдце и чайную ложку.
  2. Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода.

Какая вода?

по температуре: тёплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная.

  1. Давайте растворим в тёплой воде немного сахара.

Педагог и ребёнок берут пиалы с сахаром, набирают пол чайной ложки сахар и кладут в свою кружку, после передают по кругу товарищам, чтобы каждый мог взять немного сахара. Размешали (аккуратно, не стуча ложкой о край кружки) и попробуют.
Какая стала вода?
Ответы детей с помощью педагога:

по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
Педагог: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
Физкультминутка.

  1. Давайте каждый возьмём по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром) и положим лимон в кружку. Разомнём ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?

Ответы детей с помощью педагога:
по температуре: осталась тёплой,
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.
Педагог: Когда мы к сладкой воде добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.

  1. Домашний лимонад готов.

3 ЧАСТЬ
Ребята, так из чего мы приготовили такой вкусный кисло-сладкий лимонад?
Ответы детей с помощью педагога: из сахара, лимона и воды.
Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости. И разве мы их оставим без лимонада? Давайте я приготовлю лимонад для гостей, а вы мне напомните, из чего мы его делали.

  1. Беру тёплую воду
  2. Что первым добавляем в воду (ОД сахар)? Сколько нужно сахара? Половины ложки хватит, на такой большой графин? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим две чайной ложки.

  1. Что теперь добавляем? Маленькой дольки лимона хватит? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим половину лимона.
Все тщательно перемешаем.
Вот и готов домашний лимонад для гостей (разливаем в пластиковые стаканчики для гостей, дети угощают).
Педагог: Теперь, ребята, пожелаю вам приятного аппетита! Пейте на здоровье домашний лимонад, он очень полезен для нашего организма, в нём много витаминов.
После того, как вы допьёте свой напиток, стаканы, блюдца, ложки нужно поставить на кухонный стол. И, конечно, постарайтесь сегодня вечером дома приготовить вместе с родителями лимонад!

Воспитанники выполняют практические действия самостоятельно, прослушав инструкции педагога

Проведение открытого занятия в средней группе

Открытое занятие, как и любое занятие в образовательном процессе, требует основательной подготовки и проработки. Отличие открытой формы - в демонстрации какой-либо методической цели сторонним наблюдателям. На таком занятии могут присутствовать методисты, воспитатели и администрация детского сада, коллеги из других ДОУ, родители воспитанников.

В качестве методической цели выбирается показ инновационной разработки воспитателя: нетрадиционная форма подачи материала или занятия, использование информационно-компьютерных технологий:

  • воспитание экологической ответственности через игру-эксперимент: практическая часть занятия заключается в «очистке» пруда, дети вылавливают мусор из воды притягивая его удочками с магнитами;
  • интегрирование областей «Познание» и «Художественно-эстетическое»: игры-эксперименты по извлечению звуков из различных предметов (посуды, смятых листов бумаги, трубок и др.) и создание весёлого оркестра;
  • занятие в форме квеста: выполнение заданий, в том числе опытов, с важной игровой целью, например, злой волшебник запер ребят в группе и способ выбраться - выполнить задание;
  • включение в игровой элемент занятия мультипликационных персонажей, любимых современными детьми: фиксики, Котя и Катя, Сам-Сам, Барбоскины - герои делятся своим опытом, зовут присоединиться к их приключениям;
  • использование проектора: для детей 4–5 лет актуальны 1) показ мультипликационных роликов познавательного содержания, 2) показ слайдов в качестве условного обозначения места действия (джунгли, Северный полюс, морское дно, сказочное королевство), 3) просмотр видео с проведением интересного опыта с целью вызвать желание выполнить его в детском саду.

Проведение открытого занятия по экспериментированию осуществляется в соответствии с требованиями к учебно-воспитательному процессу. Структура занятия должна быть чёткой, следовать разработанному педагогом алгоритму. Воспитанники не должны испытывать дискомфорт или находиться в условиях стресса, когда присутствуют наблюдатели. Воспитатель рассчитывает уровень познавательной активности детей и не допускает их переутомления. Если дети устали, он меняет вид деятельности.

Воспитатель должен уметь импровизировать. Если во время проведения открытого занятия он замечает признаки усталости у детей, как правило, это является следствием того, что поставлены образовательные задачи были неверно. Ни в коем случае не допускается угнетать эмоциональное и физическое состояние детей ради достижения методической цели. Для снятия напряжения воспитатель включает детей в игровую или двигательную деятельность. Для опытно-экспериментального занятия такими упражнениями могут быть:

  • игра «Найди предмет из…»: воспитатель продолжает фразу названием материала (из дерева, пластика, железа, ткани), дети должны встать около предметов из него;
  • двигательные имитации под музыку: дети ходят по кругу, воспитатель называет объект, движения которого дети начинают воспроизводить по памяти (кошка, птица, кузнечик, ветряная мельница, подъёмный кран, барабанщик);
  • двигательная игра «Немое кино»: дети становятся в круг, воспитатель рассказывает историю, дети молча изображают действия («Жили-были гуси, однажды они полетели на юг, там они приземлились на озеро и поплыли. В озере гуси ловили рыбу, чистили перья…»);
  • игра «Волшебный мешок»: дети по очереди опускают руку в мешок, ощупывают попавшийся предмет и угадывают его, после чего достают и возвращают его в уголок экспериментирования на нужное место. Совет воспитателям: такой мешочек рекомендуется всегда иметь на готове, менять лежащие в нём предметы. Дети любят играть снова и снова в игры на угадывание.

Когда занятие завершено и воспитанники переходят к следующему режимному моменту, начинается аналитический этап открытого занятия. Воспитатель сообщает поставленную им методическую цель и методы её реализации, делает выводы: была ли достигнута цель, какие моменты требуют совершенствования или корректировки, намечает направление дальнейших разработок. Далее происходит обмен мнениями с присутствовавшими на занятии коллегами и методистами.

Наблюдатели следят за ходом занятия, оценивают эффективность работы педагога, берут на заметку инновационные разработки

Досуг по опытно-экспериментальной деятельности

Досуг является компенсирующим видом детской деятельности: развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, в коллективе создаётся позитивная атмосфера, укрепляются дружеские отношения. Досуг по опытно-экспериментальной деятельности имеет познавательную направленность: воспитанники не только развлекаются и играют, но расширяют знания и совершенствуют исследовательские навыки при выполнении практических заданий.

По этой тематике могут быть организованы досуги в группе во второй половине дня, праздник для нескольких возрастных групп, развлечения совместно с родителями воспитанников.

В средней группе длительность досуга составляет не более 30 минут.

Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:

  • природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;
  • неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;
  • другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;
  • приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;
  • медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;
  • фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.

Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

В центре экспериментирования для дошкольников открывается широкий простор для опытно-познавательной деятельности

Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.

Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Юлия Смирнова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем».

Участники: дети группы №5, родители, воспитатели,

Возраст: 4 – 5 лет

Итоговое событие: создание альбома с зарисовкой проведенных опытов и их результатов.

1. Целеполагание

2. Разработка проекта

3. Выполнение проекта

4. Презентация проекта

5. Подведение итогов

1. Целеполагание

Тема: Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем

Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию

Теоретическое обоснование актуальности темы для педагогов, взрослого состава педагогического сообщества.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает матема­тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Задачи:

Линии развития:

Физическое

Воспитательные

Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.

Развивающие

Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.

Социально – личностное

Воспитательные

Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов

Развивающие

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей

Образовательные

Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования

Познавательно - речевое

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к различным материалам

Развивающие

Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.

Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение

Образовательные

Знакомить с разными способами исследования предметов. Учить формулировать проблему и искать пути её разрешения доступными средствами.

Художественно – эстетическое

Воспитательные

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Развивающие

Развивать творческую активность,образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.

Образовательные

Знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (оттиск смятой бумагой, набрызг, кляксография с трубочкой)

Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта

Центры развития

Центр книги.

Внести энциклопедии: «Почемучка. Детское справочное бюро», «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких»

Энциклопедии и книги по теме проекта

Центр экспериментирования

Материал, подготовленный педагогом

Внести в уголок образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная)

Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.

Материал, подготовленный родителями

Образцы бумаги и ткани разных видов.

Центр сюжетных игр

Материал, подготовленный педагогом

Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (минзурки, пипетки.

Материал, подготовленный родителями

Белые халаты, непромокаемые передники, одноразовые перчатки.

Центр настольно-печатных игр

Материал, подготовленный педагогом

Внести дидактические игры «Что из чего сделано?», «Найди пару»

Предпосылки к определению актуальности, цели проекта детьми и взрослыми.

(определены после проведённой диагностики – анкетирования родителей и опроса детей)

Для сотрудников ДОУ, воспитателей, преподавателей узких специальностей, родителей

Родители часто «пекутся» о познавательном развитии детей, подменяя его чисто техническими упражнениями в тетрадях на печатной основе, заучиванием букв, цифр. Им кажется, что это и есть истинное познание.

Воспитатели объясняют, что познание эффективно проходит только в деятельности, когда каждый ребёнок методом проб и ошибок достигает знания – вывода. Знания, полученные самими детьми, очень прочны и заставляют задуматься над другими проблемами. И данный процесс лучше всего проходит в деятельности экспериментирования.

Для детей

Хотят всё потрогать, проверить самостоятельно свои предположения. Даже совершив ошибку, придумывают новые пути познания, делясь с другими детьми и взрослыми.

Назревает необходимость деятельности по детскому экспериментированию и опытнической работе.

2. Разработка проекта

1. Провести анализ и выявить уровень знаний детей и взрослых по теме проекта.

2. Довести до участников проекта важность данной проблемы. 3. Подобрать методическую, научно-популярную литературу.

4. Разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми.

5. Разработать критерии преобразования предметно – развивающей среды в соответствии с целью проекта.

6. Создать центр сюжетно – ролевой игры «Лаборатория».

7. Внести в центр экспериментирования эвристические накопительные шкатулки, коробки.

3. Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами:

Консультации для педагогов:

«Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности» «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»

2. Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

3. Создание сюжетно-игрового центра «Лаборатория»

4. Конкурс работ «Я – любознательный»

5. Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»

Формы работы с детьми:

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Отгадай загадку»

«Кто что считал?»

«Что сначала, что потом»

«Найди пару»

«Узнай предмет»

«Подбери больше слов»

«Узнай на ощупь»

«Узнай звук»

Сюжетно – ролевые игры:

«Лаборатория»

«Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»

«Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»

«Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)

Продуктивные виды деятельности

1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»

2. Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»

3. Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»

Коммуникативная деятельность

Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»

Чтение художественной и научно - популярной литературы

«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка, энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги, «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань, «Мамина работа» С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня.» А. Барто (резина)

Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»

Познавательно – исследовательская деятельность

Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка», «Как бумага помогает говорить громче?», «Как падает лист бумаги», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги», «Бумага, высекающая электрические искры», «Как отличить вареное яйцо от сырого», «Яйцо – собиратель тепла», «Тайны замороженного яйца». «Легко ли очистить сваренное яйцо от скорлупы», «Проверка на прочность». «Тонет – не тонет», «Пузырьки из ничего», «Тайны кипящего чайника»

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»

4. Презентация проекта

1. Подведение итогов конкурса «Я - любознательный»

2. Представление педагогами уголка экспериментирования в группе

3. Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.

5. Подведение итогов

Отчет педагогов о проведенном проекте и его результатах в рамках тематического педсовета Подведение итогов конкурса «Я - любознательный», награждение победителей и участников

Проект опытно-экспериментальной деятельности
«Ознакомление детей с неживой природой »
Автор проекта:
Воспитатель: Санникова Наталья Николаевна
Участники проекта:
Дети средней группы
Родители детей
г. Саратов

Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно-экологический.
Продолжительность : долгосрочный (2017-2018 учебный год)
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей :
Познавательно развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность разработки и реализации
педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Новизна проекта
Экологическое образование - огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.
Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.
Тема проекта
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
Цель проекта
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Объект исследования
Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Предмет исследования:
Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Процесс формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.
Задачи проекта
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
5. Формировать элементарные естественно- научные представления;
6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем
включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
7.Развивать творческое воображение, фантазию;
8.Формировать познавательную активность, логическое мышление, творческую фантазию, самостоятельность.
Задачи для педагога:
1. Анализ и сбор информации из различных источников.
2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
3. Создание предметно-развивающей среды.
4. Мониторинг результатов.

.
Целевые ориентиры:
- неравнодушен, имеет эмоционально-ценностное эстетическое отношение к миру, развиты качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
-имеет осознанно - правильное отношение к объектам неживой природы, экологического мышления;
-развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- развито желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- фантазирует,проявляет эмоциональность;
- имеет расширенные знания о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
- накоплен эмоционально позитивный опыт общения с природой;
- активно проявляется сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
Рефлексия деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений. В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.
В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.
Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.
Краткое описание проекта по этапам.
Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

Продолжительность проекта: д олгосрочный 1 год.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. - август 2018 г.
I Подготовительный этап.
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.
1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III . Заключительный этап .
Диагностика и подведение результатов работы.
ü подведение итогов работы над проектом;
ü анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
ü мониторинг качества освоения материала детьми;
ü открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)
ü презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Предварительная работа:
Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы
Методы работы:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
наглядные
словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования
релаксация;
игровой: (сюрпризный момент, игры)
творческие

Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают
ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
Перспективно- тематическое планирование образовательной деятельности с детьми

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Познавательное развитие.

Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток.

Художественно-эстетическое творчество.
Рисование

Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года: осень.
Октябрь
Познавательное развитие.
"Какой вода имеет цвет?"
Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ.
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами. Познавательное развитие.
"Тайны осеннего леса" Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы Художественно-эстетическое творчество.
Рисование. Образы неба
"Дождь" Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя.
Ноябрь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность "Где можно найти воздух" Обнаружить воздух в предметах "Где можно найти воздух" (Наблюдение на прогулке) Дать детям представление о воздухе, о том, что он повсюду вокруг нас.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром. "Ветер, ветер ты могуч" Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать Художественно- эстетическое развитие.
Рисование пальчиковыми красками. "Образы земли.
Первый снег».
Декабрь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Взаимодействие воды и снега" Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
"Нужен ли растениям зимой снег"
(Опыт на прогулке)
Определить зависимость состояния растений от условий природы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром.
"Где зимуют снежные бабы» Формировать у дошкольников представление о времени года: зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой.
"Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой?
Краски неба."
Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить у детей представления о явлениях неживой природы зимой.
Январь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Волшебная рукавичка" Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.
"Как согреть руки"
(Опыт на прогулке)
Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
"Огонь - друг, огонь - враг" Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.
Рисование. "Образы зимнего неба.
Облака"
Продолжать знакомить с приемами работы, с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре
Февраль Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Почему на небе разные звезды?" Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах.
"Свет вокруг нас"
(Опыт на прогулке)
Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Лютень" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
"Образы деревьев.
Ель умывается снежком".
Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок для получения зеленой. Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка. Уточнить представления детей о явлении неживой природы: снеге.
Март Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Где быстрее?" Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед)
.
Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями

Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.

"Спешит капель, звенит капель"
Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.
Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
" Образы неба ранней весной.
Красно солнышко".
Познакомить с приемами работы красной и желтой гуашевыми красками, обратить внимание на то, что при смешении они превращаются в оранжевую. Закрепить знания дошкольников о признаках весны.
.

Апрель Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Когда это бывает?" Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника.
"Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы) Показать детям, что для роста растения необходим свет
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Световой день" Расширять представление дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать предметы рукотворного мира и природы
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. "Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком". Познакомить с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты. Закрепить приемы работы красной и желтой гуашевыми красками; знания о некоторых явлениях неживой природы весной.
Май Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Какие бывают камни" Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
"Где спряталась вода" (Опыт на прогулке)
Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Вода помощница" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
Образы природы. Обобщающее занятие. Любование картинами природы.
Природа художница".
Создать атмосферу эмоционального восприятия картин природы, вызвав у детей восхищение от увиденного (привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами.

Перспектива на будущее:
Разработать проект “Радуга открытий” для детей старшей и подготовительной групп.
Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
7. Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. - Воронеж, 2009.
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр, 2004.
9. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
10. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
11. Интернет ресурсы.