Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Презентация - Понятие об осложнённом предложении. Понятие об осложненном предложении

Презентация - Понятие об осложнённом предложении. Понятие об осложненном предложении

Понятие об осложненном предложении

Вспомним, что предложение - это основная единица языка.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов. Кроме того, в предложении могут быть и второстепенные члены. Предложение, имеющее только одну грамматическую основу, является простым.

Простые предложения очень многообразны.

Они могут быть осложнены различными способами:

1. Чаще всего осложняют предложения однородные члены.

Например:

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

В данном случае, предложение осложнено однородными сказуемыми «вскочила» и «стала», которые выражены глаголами.

2. Простое предложение также осложняют обращения или вводные слова.

Приведем пример:

Друзья! Прекрасен наш союз.

В этом предложении обособляется обращение.

А в следующем примере:

В этой четверти, судя по всему, особенно придется потрудиться.

Обособляется вводное слово.

3.Третий способу осложнения простого предложения - осложнение уточняющими членами предложения. Уточняющие члены чаще всего уточняют место и время. Например:

Вдали, у самой кромки неба, уже зажигалась заря.

Кроме того, простые предложения очень часто осложняются обособлениями.

Принято выделять четыре основных группы обособлений:

Обособленные определения;

Обособленные дополнения;

Обособленные приложения;

Обособленные обстоятельства.

Рассмотрим примеры:

Трава, умытая утренней росой, светилась изумрудным блеском.

В этом предложении обособляется определение «умытая утренней росой».

В предложении:

Весь класс, исключая вечных прогульщиков, был в сборе.

Обособлением является дополнение «исключая вечных прогульщиков».

Рассмотрим предложение:

Нам, летчикам, особенно любимо небо родины.

Где в качестве обособляющегося приложение выступает слово «летчикам».

Отец, вопреки всем нашим уговорам, устроил все по своему усмотрению.

Здесь обособленное обстоятельство выражено оборотом «вопреки всем нашим уговорам».

Усложняющие элементы в простом осложненном предложении на письме выделяются запятыми.

Особенно велика порою бывает роль порядка слов в предложении и интонации.

Русский ученый Александр Попов сконструировал первый радиоприемник.

Первый радиоприемник сконструировал Александр Попов, русский ученый.

Первое предложение не является осложненным, второе - осложненное. Средствами осложнения в данном случае являются порядок слов и интонация.

А если мы построим предложение таким образом:

Александр Попов, который был русским ученым, сконструировал первый радиоприемник. - то получим уже не простое, а сложное предложение.

Следует учитывать, что простое предложение может быть достаточно распространенным, т.е. содержащим второстепенные члены, но при этом не иметь признаков осложнения.

Например:

Днем мы лежали на опушке соснового леса.

Иногда обилие осложняющих элементов может заставить нас сомневаться: сложное предложение перед нами или простое осложненное. Для того чтобы это выяснить, необходимо определить грамматическую основу этого предложения.

Например:

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в свое логово еж.

Это предложение имеет только одну грамматическую основу «еж пробирается», а в качестве осложняющих элементов выступают однородные обстоятельства «через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны».

Необходимо помнить, что при синтаксическом разборе в характеристике предложения после сведений о его распространенности или нераспространенности, надо обязательно указывать, осложненное перед нами предложение или неосложненное.

А теперь давайте обобщим полученные сведения об осложненном предложении.

1. Для того чтобы не путать простое осложненное предложение со сложным, необходимо правильно определить количество грамматических основ и убедиться, что перед нами простое предложение, т.к. осложненным может быть только простое предложение.

2. Чаще всего осложняют предложения однородные члены, но в качестве осложняющих членов могут выступать и вводные слова, обращения, обособления, уточняющие члены.

3. Среди обособленных членов принято выделять обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения и обособленные обстоятельства. Иногда средствами осложнения могут являться порядок слов и интонация.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык:Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл.общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык:Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.:Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000
  11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997
  12. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ,2012
  13. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012
  14. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа», 2000
  15. Тростенцова Г.А., ЗапорожецА.И.: Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012

Взгляды на осложненное предложение можно свести к следующему:

  1. Осложненное предложение не является самостоятельной синтаксической единицей, так как по структуре представляет собой простое предложение. Например, Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала (N1Vf) (Белошапкова, Прияткина и др.)
  2. В.В. Бабайцева, Н.Г. Валгина рассматривают осложненное предложение, как явление переходное между простым и сложным предложением.

Характер осложнения очень различный и объединяет неоднородные синтаксические построения.

Многие конструкции осложнения способствуют расширению модального плана высказывания (обособленные члены). Например, есть мнение, что предложения с однородными членами не являются осложненными, поскольку имеет лишь количественное расширение. Чаще всего осложнение связано с понятием полупредикативности (особым синтаксическим значением, близким предикативному (Предложение с причастными и деепричастными оборотами)). Однако оно тоже неоднородно, поэтому профессор Прияткина предлагает свой термин «дополнительная предикативность».

Признаки осложненного предложения:

По Прияткиной осложнения противопоставлены такому распространению предикативного ядра, которое может быть названо элементарным. Элементарные и осложненные предложения различаются:

А) Составом ВЧП (синтаксической позицией);

Б) Характером синтаксических отношений;

В) Типами синтаксических связей;

Г) Формальными средствами строения предложения.

а. Синтаксических позиций в осложненном предложении больше, чем в элементарном (Старик ловит > неводом >> рыбу.

б. Синтаксические отношения в элементарных предложениях сводятся к предикативным и подчинительным. В осложненном предложении присутствует ещё и другие отношения (пояснительные, присоединительные, полупредикативные)

в. Синтаксические связи в элементарных предложениях представлены предикативными, подчинительными. В осложненном добавляется сочинительная связь, а также пояснительные, присоединительные, полупредикативные (в том числе оппозитивная связь приложения с определяемым словом), интродуктивная связь и так далее.

г. В элементарных предложениях работают формы слов и предлоги (первообразные), а в осложненных предложениях сочинительные союзы, пояснительные союзы (то есть, а именно), присоединительные союзы (да и), интонация, подчинительная связь в сравнительной семантике и так далее.

  1. Обязательно двухуровневое синтаксическое строение
  2. Принцип замещения позиций
  3. Разные способы осложнения: конструктивные и неконструктивные

1) Конструкция – относительно целостное (неделимое на части без потери общего значения) и оформленное по некоторой грамматической схеме синтаксическое единство, состоящее из определенных компонентов. Брат и сестра О и О Сущ. (прич.об.)

2) Неконструктивные обычно передается с помощью интонации.

Эти способы могут действовать совместно.

Многие типы осложненных предложений характеризуются дополнительной предикативностью (термин Прияткиной)

Дополнительная предикативность:

Прямая – глагольная предикативность; полупредикативность

Косвенная – свернутая; скрытая (отраженная)

Прямая дополнительная предикативность дана в грамматических формах: в предложении есть грамматическая форма, которую можно назвать дополнительным сказуемым.

Косвенная обнаруживается опосредованно, то есть на неё может указывать ВЧП, служебные слова или она выявляется через лексическую семантику.

Полупредикативностью называются синтаксические отношения между интонационно обособленным членом (оборотом) и его определяемым словом. (И навестим поля пустые, леса недавно столь густые и берег милый для меня)

И звезды слушают меня, лучами радостно играя.

Многие вышли в коридор - поразмяться и покурить.

Свернутая предикативность

Допускающая развертывание в субъектно-предикативную конструкцию.

Осложненное предложение не является самостоятельной синтаксической единицей. По структуре оно представляет собой простое предложение, противопоставленное сложному как единица монопредикативная единице полипредикативной.

Самый характер осложнения может быть очень различен, так что понятие «осложненное предложение» объединяет неоднородные синтаксические построения.

Осложненное предложение по ряду признаков в той или иной степени сближается со сложным предложением. Многие типы осложненных предложений характеризуются дополнительной предикативностью, связанной с определенными способами ее синтаксического оформления. Тем не менее осложненное предложение любой структуры имеет одно предикативное ядро и этим отличается от сложного предложения.

Строгого определения осложненного предложения в синтаксической теории не выработано, существует лишь традиция употребления соответствующего термина: к осложненным обычно относят предложения с однородными членами и предложения с обособленными оборотами. В некоторых грамматиках осложненными называют также предложения с обращением и даже предложения с вводными словами. Вместе с тем многие авторы при описании соответствующих семантических явлений понятием «осложненное предложение» вообще не пользуются. Отказ от общего определения объясняется разнохарактерностью тех синтаксических явлений, которые практически подводятся под понятие «осложнение». Чтобы пользоваться этим понятием, нужно найти и теоретически определить то основание, опираясь на которое можно противопоставить всякое осложненное предложение неосложненному.

Есть мнение, что понятие «осложненное предложение» нужно сузить. С этой точки зрения предложение с однородными членами не является осложненным, поскольку однородность лишь количественно расширяет предложение, но не осложняет его. При таком узком понимании осложненным является только предложение с обособленными «членами. Однако само понятие обособления ««также нуждается в уточнении и более строгом теоретическом определении. Под это понятие подходят разнотипные в синтаксическом отношении факты и явления. Обособленные обороты очень различны в конструктивном отношении, так что фактор интонационного выделения играет в них определенную роль. Разные виды обособления имеют различное отношение к сфере конструктивного и коммуникативного синтаксиса.

Осложнение связывают прежде всего с полупредикативностью – особым синтаксическим значением, близким к предикативному. Это значение находят не во всех, но во многих обособленных оборотах, таких как деепричастный оборот, обособленный причастный оборот, обособленное приложение (аппозиция). Но и термин «полупредикативность» понимается в синтаксисе неодинаково. Полупредикативность обособленного прилагательного не идентична полупредикативности деепричастного оборота, постоянным свойством которого является связь с другим глаголом того же предложения. С другой стороны, скрытая, явно не выраженная предикативность какого-либо обособленного оборота или иной части предложения, не совпадающая с полупредикативностью, также служит осложнению предложения. Это создает необходимость в каком-то общем наименовании для всех проявлений того значения, которое не является настоящей предикативностью, но имеет некоторые ее признаки, данные в тех или иных синтаксических показателях. В дальнейшем в качестве такого общего наименования мы будем пользоваться термином «дополнительная предикативность».

Однако сводить понятие осложнения простого предложения к дополнительной предикативности, и тем более к одному ее виду – полупредикативности, нет оснований.

Однородные члены также осложняют предложение. Сторонники точки зрения, согласно которой однородность лишь количественно расширяет состав предложения, не учитывают того факта, что между однородными членами устанавливаются смысловые и синтаксические отношения. Сочинительная связь, оформляющая эти отношения, содержательно обогащает предложение, она вносит дополнительные семантико-синтаксические значения, осложняющие предложения.

Другое дело вводные слова, вставные обороты и обращение. Традиция, следуя которой эти категории относят к осложнению, связана с пунктуационной практикой и во многом объясняется учебными задачами. С точки зрения синтаксической теории вопрос об их причастности к осложнению не решается однозначно.

Считать водные слова одним из видов осложнения нет достаточных оснований. Они функционируют как в осложненном, так и в неосложненном простом предложении (видимо, завтра будет дождь), осознавая его особый синтаксический план. Конечно, водно-модальные слова вносят в предложение дополнительные смыслы, но они иного порядка, чем те значения, которые создаются осложняющими членами предложения. Такие слова нельзя включить в ряд осложняющих членов хотя бы потому, что они не являются членами предложения. Они выполняют организующую функцию, определяя позицию говорящего субъекта. В осложненном предложении они одновременно играют важную строевую роль, участвуя в выражении отношений между частями предложения, и тем объединяются с его служебными элементами (см. § 11.).

Сложнее вопрос об обращении и вставочных оборотах. Не будучи членами предложения, обращения, как и вставки, могут тем не менее выполнять аналогичную им роль, сближаясь в определенных условиях с членами предложения функционально. Поэтому вопрос об обращении и «вставке» рассматривается особо (гл. 14, 15).

Выделение осложненного предложения из общего ряда простых и применение данного термина к определенному кругу фактов имеет своим основанием практическую деятельность говорящих. В речевой практике устанавливаются определенные функциональные соответствия, связывающие разные виды осложнения между собой – с одной стороны, и со сложным предложением – с другой стороны. То, что в сложном предложении – полипредикативной структуре – дано в явном, развернутом виде, в осложненном предложении – монопредикативной структуре – как бы свернуто, сжато. Семантические соответствия, а часто и возможность взаимной трансформации связывают со сложным предложением как предложения с обособленными оборотами, так и предложения с однородными членами. Есть осложненные предложения, настолько близкие к сложному, что их положение в синтаксической системе определяется как промежуточное .

Вместе с тем одна только возможность преобразования простого предложения в сложное не является признаком осложненного предложения, да и не всякое осложненное предложение обнаруживает такую возможность.

Итак, границы понятия «осложненное предложение» очерчиваются недостаточно четко. И это закономерно, так как есть разные ступени и разная мера осложнения.

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Понятие об осложнённом предложении»

Рычкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Оборудование урока : карточки, учебники литературы, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение целей урока

II . Минутки повторения. Самостоятельная работа

Орфоэпическая работа (слайд) нач а ть, хоз я ева, докум е нт, дос у г, инструм е нт, катал о г

(Расставьте ударения)

Синтаксическая: (карточки)

1.Сегодня полнолуние.

2.За окном очень тихо.

3.Газеты доставляют по утрам.

4.Смотрел на людей с ненасытным и добрым вниманием.

5.Цыплят по осени считают.

6.Ночи становятся долгими и тёмными и часто заставляют дрожать от холода.

7.Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

8. Там, на белых дорогах, не часто появлялись повозки.

9.На мой взгляд, решение верное.

10. О, милый мой, ты будешь царь земли родной!

Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор.

Какие виды предложений по наличию грамматических основ вам встретились? (односоставные и двусоставные)

Назовите виды односоставных предложений, которые вам встретились

Что отличает все эти двусоставные предложения? (их осложнённость)

III.Формулирование темы урока учащимися

Исходя из этого, определите тему урока («Понятие об осложнённом предложении»)

Чем могут быть осложнены предложения? (чтение правила стр.104 учебника)

Приведите свои примеры

Сформулируйте правило в виде схемы

IV.Закрепление изученного

Найдите в учебнике литературы примеры осложнённых предложений (работа в парах)

Проверка проделанной работы

V.Конструирование предложений по данным схемам

Составьте предложения по схемам

1. ____ _____

_____ ,

2. ________

ВВ.СЛОВО, …

… , ОБРАЩЕНИЕ, ….

VI. Дополни предложения

1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.

2 …. , … туча растёт за рекою.

3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.

4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.

5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!

(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)

Устно дайте характеристику предложениям.

VII. Обобщение по уроку и выставление оценок

Время нашего урока подходит к концу, нужно подвести итог.

Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения?

VIII. Запись и объяснение домашнего задания

Осложненное предложение: 1) Связанное с основной частью (1 - с однородными членами; 2 - с обособленными членами: а) с уточняющими членами; б) с полупредикативными отношениями, обособленные определение (причастный, адъективный, субстантивный обороты), обособленные обстоятельства (деепричастный и субстантивный оборот)); 2) Не связанное формально с основной частью; 3) Со вставными и вводными конструкциями (вводные и вставные);4)С обращениями. Проблема: нет строгого определения понятия «осложненное предложение». Причины: сложность и неодн-сть самого объекта, степень разработанности синтаксич. Теории в целом.

Традиционная точка зрения (А.М. Пешковский): Осложнение - это стилистическая категория. Обособленные члены - это стилистическая надстройка в элементарном предложении. Позиция А.М. Пешковского имела практический выход в пунктуацию, поскольку позволяла обосновать постановку знаков препинания.

Современный подход определяется следующими факторами:- развитием идей семантического синтаксиса;- идеей структурной схемы предложения Что относится к понятию осложненного предложения?- предложения с однородными членами;- предложения с обособленными членами;- предложения с вводными и вставными конструкциями;- предложения с обращением. Осложнение в семантической структуре предложения (диктум и модус). Осложнение диктума. Сравните: я смотрю на звёзды. 2.Слушаюпение соловья.3.Соловей, поющий в ночи, былизумительно хорош. Признаки осложненного предложения по сравнению с элементарным: 1) всегда больше синтаксических позиций, чем в элементарном предложении; 2) разные типы синтаксических отношений между словами; 3) разные виды синтаксической связи; 4) формальные показатели организации предложений: - элементарное: морфолого-синтаксические (формы слов, простые предлоги); - осложненное: добавляются собственно синтаксические (порядок слов и интонация, союзы, частицы, служебные слова)5) расширение структуры предложения по принципу: - субординации (причастные, деепричастные обороты); - координации (введение однородных уточняющих и поясняющих членов).

Вводные структуры: 1) выражают модальную оценку: конечно ; 2) передают эмоциональную оценку: к несчастью ; 3) указывают на источник высказывания, на то, кому принадлежит мысль: по нашему мнению; 4) указывают на отношения между частями высказывания: к примеру, кстати, наконец, во-первых; 5) выполняют функцию привлечения внимания собеседника: видишь ли, простите, пожалуйста, вообразите; 6) указывают на способ выражения мысли: так сказать, иначе говоря, между нами); 7) указывают на обычность сообщаемого: по обыкновению, бывает.

Вставные конструкции Вставка - синтаксическое явление, которое выходит за рамки предложения. Она связана со структурой сложного предложения и текста, может быть предикативной и непредикативной. Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные замечания и резко разрывают непрерывность синтаксических связей предложения. Как-то раз я рассказала ей, что еще в Петербурге один мой знакомый - она тоже его знала - считал ее самой интересной и очаровательной женщиной из всех, кого ему приходилось встречать в жизни (И. Одоевцева). Никитин был в состоянии любвеобильного блаженства (ему не жалко было бы отдать и рубашку) (Ю. Бондарев). Отличия от вводных конструкций : Связаны с содержанием высказывания в целом или отдельных частей.Не могут располагаться в начале предложения.

Интонация включения, паузы подчёркивают, что эти конструкции не являются строевыми элементами предложения, имеют самостоятельный характер.

Вставные конструкции не имеют модального значения, оценочной функции.