Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему базаров родился не в свое время. Сочинение на тему «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети

Почему базаров родился не в свое время. Сочинение на тему «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. В нем Иван Сергеевич Тургенев стремился показать особенности русского общества конца 50-х годов XIX столетия и конфликт того времени. Произведение отражает эпоху, предшествующую отмене крепостного права в России, когда страна была уже расколота на два противоборствующих лагеря. Один состоял из либерально настроенных дворян, старых аристократов, второй – из молодежи, революционных демократов-разночинцев. Представителем последнего течения в романе выступает Евгений Базаров, ярый нигилист. Это довольно противоречивый, но интересный персонаж, отрицающий все духовное, что нельзя «потрогать руками». Что делает Базарова героем своего времени в романе Тургенева, и какого персонажа можно отнести к такой категории? Безусловно, здесь важно умение отражать в своем характере основные черты той эпохи. Насколько удалось писателю передать всю трагичность и важность личности Базарова, можно судить по следующим критериям.

Необходимость радикальных перемен не вызывала сомнений ни у кого из представителей общества того времени. Однако оба лагеря понимали их совершенно по-разному. Демократические взгляды молодежи были несколько более радикальными, что отражалось во всех сферах жизни общества и вызывало главный конфликт. В кризисной обстановке того далекого времени в России резко обострились отношения двух поколений, их споры о жизни, народе, религии, искусстве и общественном строе в целом. В то же время зародилось понятие нигилизма, отрицания всего, что не имело каких-либо конкретных доказательств или фактов.

Образ Базарова занимает центральное место в романе и является наиболее интересным, сложным и противоречивым. Сюжетная линия произведения выстроена таким образом, что главный герой постоянно находится в центре событий, а другие персонажи сгруппированы вокруг него и помогают более четко отразить особенности его характера. Тургенев показывает читателю Базарова как волевую, трудолюбивую, целеустремленную личность. Однако, будучи человеком в возрасте, сам писатель оценивает Евгения с позиции «отцов» и разделяет его взгляды и суждения не в полной мере. Это можно утверждать исходя из того, что в романе главный персонаж постоянно попадает в довольно сложные ситуации. Автор словно дает возможность читателю составить собственное мнение о Базарове. Он подчеркивает его душевную силу, принципиальность, твердость характера, умение отстаивать свои убеждения и добиваться желаемого.

Следует сказать, что Евгений является наиболее демократичным персонажем всего романа. В отношении крестьян и слуг он чужд высокомерия и прямолинеен, в нем нет пафоса или гордыни. Тургенев описывает его как простого парня, далекого от аристократических замашек людей того времени. Об этом говорит и его незамысловатая манера одеваться, красная кожа рук, не знавшая модных перчаток. Это человек, который, несмотря на свой молодой возраст, уже прошел школу лишений, сложностей и постоянной работы. Писатель показывает Базарова как активного, самостоятельно мыслящего и независимого малого: он много работает и всего в жизни привык добиваться своим трудом. Обучение в университете он оплачивал сам, не взяв у родителей ни копейки, да и сейчас содержит себя самостоятельно.

Негативной чертой героя является отрицание им всего того, что ему не дано понять. Он не признает искусство, поэзию, потому что не видит в них смысла, равнодушен к красоте природы, считая, что это всего лишь «мастерская», где человек может и должен работать. Евгений не ценит талант и труд других людей, занимающихся духовным развитием, что нельзя считать правильным, поскольку искусство делает жизнь яркой и красочной. Однако хоть Базаров и относит себя к демократам-разночинцам, все отрицающим, но главный смысл его жизни состоит в работе. Он постоянно находится в поиске чего-то нового, экспериментирует, «режет лягушек» и проводит опыты, находится в поисках новых идей, ведь Евгений – врач и он лечит людей. Он признает только естественный жизненный опыт.

Ну и, конечно же, главный герой романа остается верен себе, у него слова не расходятся с действиями. Другие персонажи Ситников, Кирсанов и Кукшина противопоставлены автором образу Базарова. На фоне ярого нигилиста они выглядят жалкой пародией, что еще больше подчеркивает зрелость ума Евгения, глубину его суждений и открытую ненависть к рабству и барству.

Заканчивая сочинение, хочется отметить, что смерть героя подчеркивает трагизм его жизни. Евгений осознает тщетность своего существования и задается вопросом, насколько важен и нужен он был России. В своем образе Базаров отразил основные черты, ошибки и заблуждения той эпохи, что дает право называть его героем своего времени.

В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показано русское общество конца 1850-х годов. Это час в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал тот самый процесс.

Но был и ещё один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было появление нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.

Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно занимательный, порой противоречивый. По сути, он один представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно "напяливает" на себя базаровские идеи. Он вечно говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нём ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует "романтизмом". Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то час как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок ещё и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создаётся резким противостоянием всем и вся.

Базаров часто употребляет слово "мы", но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.

Так что же? Неужели Базаров "Прошел над миром без шума и следа?" Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на тот самый вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил забежать в будущее. На вопрос тот самый ответила история.

Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, еле-еле ли не один представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь довольно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.

Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?

Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как ведать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров – человек своего времени, причем неблизко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, "На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно надобно... Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ..."

«Герой нашего времени» - так называется ныне знаменитый роман М.Ю.Лермонтова, опубликованный в 1840 году. Само название книги стало нарицательным. Конечно, слово «герой» не всегда надо понимать буквально. Героем называют не только того, кто воевал и совершил подвиги, не только военачальника или правителя. Герой – это еще и герой, т.е. центральный персонаж в литературном произведении, и типичный представитель своего поколения, который в жизни может и ничем особым себя не проявить.

В начале 60-х гг. XIX века был опубликован роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Произведение мало кого оставило равнодушным. Особенно жаркие споры разгорелись вокруг личности главного героя – Евгения Базарова. Мнения разделились: молодежь с восторгом узнавала в Базарове «своего», старшее поколение в массе своей негодовало и обвиняло Тургенева в клевете на себя. Сам писатель, таким образом, оказался как бы между двух огней. Он не мог симпатизировать Базарову во всем, но некоторые черты его характера вызывали искреннюю зависть. Герой словно сошел со страниц книги.

Что же позволяет говорить о Базарове как о герое своего времени? Во-первых, надо знать и помнить, что тогда было за время. А время было горячее! Отмена крепостного права, рост революционного движения, бурные успехи естественных наук.

Базаров – демократ с ног до головы. Он прост в обращении со слугами и крестьянами. Одевается как попало, как ему удобно. Выразительная деталь – его красная рука, видимо, никогда не знавшая перчаток. Он не аристократ и быть им не собирается. Таких людей называли тогда разночинцами. Их было немало, и они жаждали решительных действий.

Во-вторых, Базаров хоть и провозглашает себя нигилистом, т.е. человеком, не верящий ни во что, однако на самом деле ставит опыты над лягушками, работает, лечит людей. В работе для него заключен главный смысл его жизни.

В-третьих, слова у него не расходятся с делом. Он верен себе. В этом смысле Аркадий Кирсанов, Кукшина и Ситников – лишь жалкие пародии на нигилизм.

Базаров, несомненно, герой своего времени, только трагизм ситуации в том, что по-настоящему он еще не нужен этому времени. Вот почему Тургенев и обрек его на такую нелепую, но в контексте романа даже неизбежную смерть.

  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования? - -
  • Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре») - -
  • Согласны ли вы с утверждением, что Петербург в изображении Ф.М. Достоевского - полноправный герой романа? - -
  • Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия? - -
  • Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») - -

Анализируя многие произведения, мы не раз сталкивались с такими понятием, как « герой своего времени». Такое определение человека характеризует его как главного и значимого участника создавшегося конфликта. Это тот человек, слова, поступки будут играть решающую роль. Нам уже известны представители такой категории людей: это и Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина, И Печорин из « Героя нашего времени» М.Ю.

Лермонтова. Теперь мы познакомились с романом И.С. Тургенева « Отцы и дети» и можем добавить к сложившемуся списку ещё одного человека, сыгравшего немало важную роль в этой истории. Кто же он? Его имя – Евгений Базаров.

Человек высокого роста, его лицо « длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Таким представляет автор своего героя при первой встрече. Базаров – свободолюбивый, независимый человек, имеющий собственные суждения и мысли, которые выделяют его из общей массы. Не каждый способен одобрить взгляды Евгения, оттого он и одинок, несмотря на то, что всё-таки имеет единомыслящих знакомых и друзей. Базаров – приверженец нигилистической идеологии. В его понимании, нигилист – это человека, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Такая позиция становится правилом всей его жизни. Евгений – ярый противник аристократов и, вообще, дворянско-крепостнического строя. Являясь выходцем из семьи работящих людей, труд Базаров считает необходимостью для достижения независимости. Наш герой не признает ни музыку, ни искусство, ни поэзию. Он не способен понять и ощутить всей прелести красоты природы, пейзажей: « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его суждения о романтизме крайне категоричны: « Это всё романтизм, чепуха, гниль». Слово « гниль» и «романтизм» Базаров использует совершенно в равных значениях. Такое резкое высказывание ещё раз подтверждает его отстраненность о всего прекрасного. Человек, который не хочет видеть вещей, украшающих жизнь, делающих ей интереснее и увлекательнее, не видит и прелестей любовных отношений. Да, так и есть, Базаров очень циничен. В любовь он не верит и называет её ненужным чувством. Евгений с высокомерием относится к женскому полу и считает его «представителем одного из разрядов млекопитающих». Но с другой стороны, Базаров не такой хладнокровный и равнодушный, как кажется. Однажды он сумел поддаться чувствам и пойти против собственных убеждений. Виновницей тому стала Анна Сергеевна Одинцова. Внезапно вспыхнувшая любовь застала Базарова врасплох. Он явно не был готов к такому повороту судьбы. Евгений оказался растерян, он впервые пошел против самого себя, и эта ситуация поставила его в тупик. Безответные, неразделённые чувства не сломали его, он не потерял чувства гордости и собственного достоинства, он начавшуюся борьбу между убеждениями и пробудившимися чувствами он остановить уже не смог. Человек, который не видит себя в будущем вовсе, обречен на гибель. В последние минуты жизни Базаров не смогу успокоить бушующую борьбу разума. Его последние слова наполнены отчаянием и сожалением 2 Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?». Евгений понял, что его жизнь так и не состоялась, он разочаровался в том, что его многолетние труды так и не принесли никаких плодов. Он оказался ненужным, лишним человеком. Как это больно – подвести такой печальный итог совей жизни!

Во все времена нашей великой истории находились люди, которые пытались различными способами усовершенствовать мир, привнести какие-то новаторские идеи, отойти от канонов и правил. Но делать это одиночку очень трудно: есть большой риск сломаться, поддаться большинству. Евгений Базаров – герой своего времени. Он пытался бороться с жизненными устоями, пытался быть не таким, как все, независимым от чужого мнения и обстоятельств. Таким людям, как Базаров, трудно жить в обществе, где его не понимают. Для него вся жизнь – борьба. Он одинок, а как говорят в народе: «Один в поле не воин» .

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Был ли Базаров героем своего времени? Я счи­таю, что да. За такими, как он, - будущее России. Это можно доказать, проследив его жизнь, поступки, взаимоотношения с людьми, соотнеся его взгляды на жизнь с проблемами, волновавшими русское обще­ство в 60-е годы XIX века, когда был написан Роман .

Тургенев всегда точно обозначает время действия в своих произведениях. Так, события в Романе «Отцы и дети» начинаются 20 мая 1859 года и заканчива­ются зимой 1860 года. В это время резко обостряет­ся борьба между революционерами-демократами и либералами за выбор путей развития России. Кре­постническая система изжила себя. На арену обще­ственной борьбы выходит новый тип борцов - раз­ночинцы-демократы. Тургенев уловил и изобразил в «Отцах и детях» нарождающееся в обществе дви­жение. Его Евгений Базаров - центральный герой романа - представитель этого прогрессивного движения. Это человек действия, не любящий пустых фраз и рассуждений о благе Отечества.

При первом же появлении героя бросается в глаза его резкое отличие от дворян-помещиков Кирсановых. Он прост, об этом говорит его непритязательная одежда, небрежная прическа, народное «Евгений Ва­сильевич», когда он представляется Кирсанову.

Большую роль в раскрытии характера и взгля­дов Базарова играют споры между ним и его идей­ными противниками. Особенно острый конфликт возникает между Базаровым и аристократом Пав­лом Петровичем Кирсановым.

«Павел Петрович всеми силами души вознена­видел Базарова ». Эта ненависть происходит от того, что «молодой нигилист», отрицатель, перечеркнул всю его жизнь. Старший Кирсанов считал себя до­стойным уважения, но Евгений называл подобных ему людей «дрянью, аристократишками». Между представителями старого и нового поколений назре­вает конфликт. Схватка произошла за вечерним чаем. В ней выразились идейные разногласия ан­тагонистов по поводу насущных проблем русской жизни. Павел Петрович вынуждает Базарова вы­сказаться. «В теперешнее время полезнее всего отри­цать», - так выражает Евгений то, в силу чего дей­ствуют нигилисты. Он считает, что до всего надо доходить путем эксперимента и исследования, что прежде чем строить новое, надо «место расчистить». Он презирает в народе патриархальность и религи­озность, отсталость, но, несомненно, ближе к нему, чем воинствующий аристократ.

«Мой дед землю пахал. Спросите любого из ва­ших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете», - говорит Базаров . И в этом он прав.

Тургенев показывает не всю биографию своего героя, а только ее основные моменты. Его прошлое нам неизвестно, но мы знаем, что личность Евгения формировалась в условиях общественного и научного подъема. «Главный предмет его - естественные науки. Да, он всё знает», - так отзывается о друге Аркадий Кирсанов. Евгений осведомлен в ботанике, медицине, зоологии, химии, физике. Бекетов, Сече­нов, Боткин, Менделеев - эти имена появились в русской науке во второй половине XIX века. Они определили интерес молодежи к естественным на­укам. На смену идеалистическим представлениям о жизни приходит материализм. Взгляды Евгения на жизнь, науку, религию, государство, народ во мно­гом совпадают со взглядами подлинных революцио­неров-демократов: Добролюбова, Чернышевского, Писарева.

В споре с оппонентом-аристократом видны ум, уверенность в себе, прогрессивность мировоззрения Базарова . Павел Петрович так и не сумел доказать правомерность своих взглядов на государство, пра­во, авторитеты и т. д. К концу спора он был взбе­шен, а Базаров - спокоен. Он лишь пожалел, что «рассиропился», слишком «распространился» перед этим аристократом. Базаров отвергает крепостниче­скую систему, грубое суеверие, иностранные авто­ритеты (Павел Петрович - приверженец всего анг­лийского), он стоит за просвещение народа.

Схватку, конечно, выиграл нигилист, так как взгляды Кирсанова устарели, он не знает жизни, но за то, к чему привык, за свой комфорт стоит на­смерть. Его подробно рассказанная биография гово­рит о том, что он потратил свою жизнь на романти­ческую любовь к некой Р. Не таков Базаров. Он за­нимается делом, наукой, лечит людей, помогает отцу. И в любви к Одинцовой проявилась не слабость, а сила его характера. Хотя он отвергает любовь, ис­кусство, поэзию, Рафаэля, что в духе времени (ког­да рождается новое, всегда бывают какие-то переги­бы), перед смертью Евгений заговорил как роман­тик: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». В этих словах нежность к любимой и такой далекой от него Анне Сергеевне, испугавшейся его страсти, его искренних чувств, подобных буре. Умереть так, как умер Базаров, означает совершить подвиг». Невозможно опровергнуть это мнение Пи­сарева. Евгений, зная, что он заражен, ведет себя мужественно, старается утешить родителей-стари­ков. Жалеет лишь о том, что не успел осуществить желаемое. Тургенев не говорит, как могла бы сло­житься его героя, если бы он не умер. Веро­ятно, Базаров посвятил бы себя революционной де­ятельности. Ведь не случайно Тургенев в одном из писем заметил, что если его герой называется «ни­гилист», то надо читать «революционер».

Добролюбов говорит, что люди базаровского скла­да решаются «ступить на дорогу беспощадного от­рицания для отыскания чистой истины», что их цель - «принесение возможно большей пользы че­ловечеству». Тургенев полагал, что время базаровых еще не настало, но его произведение сказало боль­ше: России нужны реалисты, деятели, революцио­неры в области мысли. Всегда вначале рождается новая идея, а затем появляются люди, которые во­площают эту идею в жизнь.

Я считаю, что в своем отрицании Базаров захо­дит иногда далеко. «Природа не храм, а мастер­ская, и человек в ней работник», - утверждает он. Это односторонний взгляд на природу. Природа - и храм, и мастерская. Она - часть мироздания, она - наше спасение! Надо не только брать у природы, но и щадить ее. Что, как не природа врачует истомлен­ные цивилизацией души? И без поэзии, живописи, музыки невозможно представить нормальную жизнь. Гораздо проще торговать, из всего извлекать при­быль, как в наше «переходное время». Но как мель­чает человек, замыкаясь в заботах только о хлебе насущном! Базаров, возможно, не это имел в виду, когда резко отрицал всё старое. Может быть, он и не знал подлинного искусства: слишком занят был своим делом. И всё же, хотя он высказывает много спорного, это передовой человек своего времени, ге­рой своего времени. За такими всегда будущее.

В каждом мыслящем, деятельном человеке есть частичка Базарова .

Скачать сочинение »Был ли Базаров героем своего времени?» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Отцы и дети, Тургенев

Если домашнее задание на тему: » Был ли Базаров героем своего времени? [сочинение] оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      ? S (Включая Острова И Ледники) = 13 177 Тыс. Км? ? S (Без Островов) = 13 087 Тыс. Км? ? Самая