Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Петя Трофимов (Вишневый сад Чехов). Характеристика Ани из "Вишневого сада": с какой целью в пьесе появилась эта героиня Петя трофимов пьесе вишневый сад

Петя Трофимов (Вишневый сад Чехов). Характеристика Ани из "Вишневого сада": с какой целью в пьесе появилась эта героиня Петя трофимов пьесе вишневый сад

«Вишневый сад» - последнее произведение А.П. Чехова, его лебединая песня, по выражению К. Станиславского. В этой пьесе Чехов ставит вопросы о роли в обществе уходящих и нарождающихся классов, о судьбах русской национальной культуры. Герои пьесы олицетворяют «старое» и «новое» начало жизни общества.
Прощание новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, обреченным на скорый конец, устремление к завтрашнему дню родины – в этом и заключается содержание «Вишневого сада».
Настолько назрел конец старой жизни, что она представляется уже водевильно-нелепой, «призрачной», нереальной. Призрачны и отжившие типы этой уходящей жизни. Таковы герои пьесы – Раневская и ее брат Гаев.
Раневская и Гаев – хозяева восхитительного имения, красота которого заключена в поэтическом вишневом саде. Хозяева довели имение своим легкомыслием, полнейшим непониманием реальных условий до жалкого состояния. Предстоит продажа имения с торгов. Оба проливают множество слез о потере своего вишневого сада. Но «ужасная драма» и не оказывается драмой по той простой причине, что эти люди не очень способны к серьезным, глубоким чувствам.
Образ вишневого сада играет большую, многостороннюю роль. Прежде всего, он символизирует поэзию старой жизни, ту поэзию «дворянских гнезд», исчерпанность, изжитость которой так остро чувствовал Чехов. А законная наследница отжившей поэзии «дворянский гнезд», юная Аня, дочь Раневской, весело, по-молодому звонко, бесповоротно прощается со всей этой устаревшей, потерявшей живое содержание, мертвой красотой. Ей поможет в ее духовном развитии, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему родине студент Петя Трофимов.
В лице «вечного студента» Трофимова Чехов показал представителя демократической молодежи, которая на рубеже XIX-XX веков активно призывала на борьбу против самодержавия, выдвигая, однако, не политические лозунги, а правовые, культурные, нравственные. Этот герой пьесы предстает перед нами как обвинитель существующих в России порядков. Он осуждает помещиков, «живущих в долг» - трудом своих крепостных. Враждебно относится Петя и к «новым хозяевам жизни» - дельцам, вроде Лопахина, которые разрушают, уничтожают все то, что создавалось в прошлом, не думая о последствиях. Трофимов прославляет труд и призывает трудиться: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».
В Трофимове Чехов воплотил устремленность в будущее. Этот герой вовлечен в общественное движение, он говорит о необходимости других порядков в стране. Правда, конкретные пути к изменению общественного устройства ему не ясны. Он не призывает насильственным путем свергнуть самодержавие, а лишь декларативно зовет к будущему. И драматург наделил его чертами чудаковатости (вспомним эпизод поисков калош и падения с лестницы). Но все же призывы Трофимова пробуждали окружающих людей и заставляли смотреть вперед. Он призывает Аню перевернуть жизнь, говоря о цветущем саде и счастье в нем. Будущее встает перед ним в образе небывало прекрасного сада. «Вся Россия – наш сад», - говорит Петя Трофимов, и ему вторит Аня: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…». Придут люди, которые будут достойны всей красоты родной земли. Они очистят, искупят все ее прошлое и превратят всю родину в волшебный сад.
«Вечный студент» Петя Трофимов изображен Чеховым с симпатией и уважением. Это самоотверженный и бескорыстный человек, проповедующий новые идеи. Характерна в этом плане речь Трофимова, отличительной чертой которой является обилие научных и политических терминов. Его слова: богатые и нищие, рабочие, крепостники, труд, истина, философствуют и другие – раскрывают направленность его мыслей. Его речь эмоционально окрашена, взволнованна, с риторическими обращениями: «Верьте мне, Аня, верьте!», «Вперед! Не отставайте, друзья!» и др. Но, несмотря на все положительные качества Трофимова, Чехов сомневается в возможности таких людей построить новую жизнь – уж очень они односторонние, «никакой жизни сердца».

Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова.

Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ вечного обновления жизни: «Начинается новая жизнь», — восторженно восклицает Аня в четвертом акте. Образ Ани по-весеннему праздничен, радостен. «Солнышко мое! Весна моя», — говорит о ней Петя. Аня осуждает мать за барскую привычку сорить деньгами, но она лучше других понимает трагедию матери и сурово отчитывает Гаева за плохие слова о матери. Откуда у семнадцатилетней девушки эта жизненная мудрость и такт, не доступные ее далеко не молодому дяде?! Привлекательны ее решимость и энтузиазм, но они грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.

В конце второго действия Аня обращается к Трофимову: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад».

Трофимов отвечает ей: «Вся Россия наш сад».

Петя Трофимов, как и Аня, представляет Россию молодую. Он бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Правда, Чехов уточнял в письмах, что Петя Трофимов не закончил университет не по своей воле: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки».

Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России. Сегодняшний день для него — «...грязь, пошлость, азиатчина», прошлое — «крепостники, владевшие живыми душами». «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

Петя Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности. Отказываясь от лопахинских денег, Петя Трофимов говорит, что они не имеют над ним «ни малейшей власти, вот как пух, который носится в воздухе». Он «силен и горд» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует.

При всей «положительности» образа Пети Трофимова он вызывает сомнение именно как положительный, «авторский» герой: он слишком литературен, слишком красивы его фразы о будущем, слишком общи его призывы «работать» и т.д. Известно чеховское недоверие к громким фразам, ко всякому преувеличенному проявлению чувств: он «не выносил фразеров, книжников и фарисеев» (И.А. Бунин). Пете Трофимову свойственно то, чего сам Чехов избегал и что проявляется, например, в следующем монологе героя: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»; «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!»

«Новые люди» Чехова — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы «маленьких» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными, идеализировать «новых» людей только за то, что «новые», за то, что они выступают в роли обличителей старого мира. Время требует решений и действий, но Петя Трофимов на них не способен, и это сближает его с Раневской и Гаевым. К тому же на пути к будущему утрачены человеческие качества: «Мы выше любви», — радостно и наивно уверяет он Аню.

Раневская справедливо упрекает Трофимова в незнании жизни: «Вы смело решаете все важные вопросы, но, скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?..» Но этим-то и привлекательны молодые герои: надеждой и верой в счастливое будущее. Они молоды, а значит, все возможно, впереди — целая жизнь... Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада...

А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» показал людей из разных поколений, добавив их личностям символичности. Три различных сословия участвуют в судьбе «Вишневого сада», это некогда совершенное и процветающее поместье с садом дорого для Раневской и ее брата, в нем живут младшие персонажи. К моменту пьесы строение стало упадочным, начало разрушаться и даже урожай вишен уже не тот, что ранее.

Петя Трофимов является парнем 26 лет, Раневская помнит его как симпатичного парня, который нынче ходит в очках и имеет не слишком густые волосы. О нем говорят, как о подурневшем, бедно одетом, его именуют облезлым барином. Парень никак не может окончить учебу, его отчисляют, потому он именуется вечным студентом. Он не имеет постоянной деятельности, но подрабатывает переводами.

Характеристика героя

Петя является второстепенным персонажем, он также имеет свою роль, и скорее, относится к положительным героям, хотя имеет ряд минусов. Его статус разночинец, а рос он в семье аптекаря. В отличие от остальных его не трогает судьба «Вишневого сада», с ним не связана его жизнь и воспоминания.

Основные качества характера Пети:

  • несерьезность. Не может окончить учебу;
  • доброта. К персонажу обращаются как к хорошему и доброму человеку;
  • чистота души;
  • скромность. Молодой мужчина не хочет стеснять других;
  • смешной. Его называют чудаком, он смешит окружающих;
  • философ;
  • гордость. Не берет предложенные деньги;
  • оптимист. Тяжелая жизнь и проблемы бедности не смогли устранить эту черту;
  • свободолюбив.

Автор относится к персонажу комично, к Пете все относятся с иронией, хотя он человек заурядный и обычный. Его пафосные выражения вызывают только смущение и непонимание. Герой странно смотрит на жизнь, его слова часто наглые и некрасивые, поскольку он воспринимает мир негативно. Даже сам автор двояко показывает Петю.

Образ героя в пьесе

Петя может оценить ситуацию с садом со стороны, поскольку никак в нем не заинтересован. Все остальные персонажи подавлены и растеряны. Петя является второстепенным персонажем, он не связан с судьбой поместья, может справедливо разобраться в ситуации. Его высказывания заставляют многих считать Петю недалеким, и его внешность только усугубляет картину. Он не статен, не красив. Интерес представляют его отношения с Аней, ведь они представители молодого общества. Герой постоянно попадает впросак, он прижился в имении со времен преподавания ныне погибшему сыну Раневской.

Что показывает образ Пети Трофимова в пьесе

(Андрей Феськов — Петя Трофимов, художественный фильм "Сад", 2008 )

С одной стороны Петя положителен, но Чехов старался сделать персонажей неоднозначными, и это ярко видно на примере данного героя. Петя является комическим участником истории, с его помощью автор смог ярче обозначить различия между героями. Основной состав пьесы очень любит «Вишневый сад», хватается за ушедшее время. Хотя он и не имеет привязанностей, автор выставил Петю далеко не в лучшем свете. Трофимов живет идеями светлого будущего, говорит о жизни своим трудом, считая себя выше любви. На деле он сам живет за чужой счет в поместье, и в целом является несостоятельным в нравственном смысле персонажем.

Споры о Пете Трофимове нача-лись уже давно — с момента по-явления «Вишневого сада» на сцене и в печати. Выдающийся писатель-гуманист Короленко, напри-мер, отнесся к Пете с немалым подозрением: «...для меня облезлое "лучшее будущее" — что-то непонят-ное и ненатуральное».

А критик-большевик В. В. Боровский увидел в Трофимове передового представителя молодого поко-ления, способного пойти на борьбу с враждебной средой.

Вот еще одно столкновение мнений, которое дол-жно побудить вас или принять чью-то сторону, или выработать собственную точку зрения. Итак, что вы думаете о Пете, о его взглядах, позиции, отношении к другим действующим лицам пьесы?

Почти у каждого героя «Вишневого сада» есть свои звездные минуты, когда они как бы взмывают вверх, оказываются выразителями высоких и благо-родных идей, на самом деле близких автору. Есть свои взлеты и у Пети Трофимова, но есть у него и падения. В этом отношении знаменательным являет-ся эпизод в третьем действии, когда Петя упал с лестницы: хотел забраться вверх, выше других — и упал, покатился вниз. «Высокое» и «низкое», серьез-ное и смешное в образе Пети слиты воедино.

Его речи звучат сильно и убежденно, когда он с горечью рассказывает о тяжелой жизни рабочих, упрекает интеллигенцию в бездействии. Но Чехов принципиально избегает однозначных решений. Мо-жет быть, особенно ясно это проявилось в его изображении Пети. Казалось бы, в задачу писателя вхо-дило вызвать у зрителей чувство симпатии к образу студента-демократа, подвергавшегося неоднократно пре-следованиям за свои убеждения, гордого в своей бедности, честного и принципиального в обличении прошлого, провозвестника лучших времен, призы-вающего к неустанной работе во имя приближения прекрасного будущего.

Все это так, но слишком уж велик диапазон ко-лебаний Пети Трофимова. Как-то странно уживают-ся воедино в нем восхищение абстрактным челове-чеством, которое идет вперед, и презрение к конк-ретным людям, призывы к труду и его собственное безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, безудержный оптимизм и мрачная кон-статация всеобщей испорченности, а отсюда,— и не-верие в человека: «В своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив». Не связано ли последнее обстоятельство с тем, что сам Петя в душе крайне недоволен собой? Жизнь проходит, а ему, собственно, так и не удалось ничего сделать. После долгой разлуки Раневская с печалью говорит ему: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?» — на что Трофимов отвечает: «Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин».

И еще одно важное обстоятельство. Из списка действующих лиц мы узнаем отчество Трофимова: «Петр Сергеевич». Но в пьесе так его называет только Дуняша, горничная. Все остальные зовут его уменьшительным именем — Петя. К Лопахину, на-пример, Раневская обращается исключительно по имени и отчеству. Но студент Трофимов, бывший учитель погибшего сына Раневской, так и остался в глазах обитателей усадьбы умным мальчиком, из-лишне склонным к бесплодному философствованию и абстрактным разговорам.

У Пети и у Гаева, двух явных и несомненных антагонистов, есть одна объединяющая черта: неумес-тность их речей. То, что они говорят, вообще-то само по себе бывает иногда и серьезно, и умно, но, как правило, они выбирают самое неподходящее время для своих выступлений. То Гаев начинает рассуждать в ресторане с половыми о декадентах, то Петя, оставшись наедине с Аней, произносит та-кую речь, словно он выступает на митинге, перед многочисленной толпой единомышленников: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

И Аня, всплескивая руками, восклицает: «Как хорошо вы говорите!» Как видим, и в пьесах бы-вает ощутима авторская ирония.

И еще один аспект, помогающий нам лучше уяс-нить авторскую оценку Пети Трофимова. Это лю-бовь, которая всегда была серьезным испытанием для чеховских героев. Как же справился с этим испытанием «вечный студент»?

Не показалось ли вам, что Петя Трофимов любит Аню нежной и трепетной любовью? Не случайно же в конце первого действия звучат вслед Ане взвол-нованные слова молодого человека: «Солнышко мое! Весна моя!»

Но в дальнейшем о любви речи нет, так что со-вершенно напрасно Варя так бдительно следила за молодой парой. А возмущенный Петя восклицает: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви!»

Эти слова компрометируют Петю едва ли не сильнее падения с лестницы и старых калош. О ка-кой, собственно говоря, пошлости идет речь? Неуже-ли для него любовь — пошлость?

Так проявляется ограниченность Пети, по край-ней мере в области человеческих чувств. Вполне за-кономерно, что он не способен понять и человечес-кое горе Любови Андреевны, которая доверчиво раскрывает перед ним свою душу. Насколько же она в разговоре с Петей подавляет его своей человеч-ностью, искренностью, незащищенностью. По сравне-нию с ней Петя в этой сцене какой-то замкнутый, нечуткий.

Имя Раневской — Любовь, имя Трофимова — Петр, что значит «камень». Нет у Пети настоящего чело-веческого сочувствия к страданиям и мучениям дру-гого человека. Вознесся он «выше любви», а на самом деле это означает, что он стремится себя поставить и выше вишневого сада, и выше красоты («Я не желаю быть красавцем»), и вообще выше всех людей.

Наконец, очень важно отношение Пети Трофи-мова к вишневому саду. Для Пети вишневый сад — признак чужой, враждебной культуры, это то прош-лое, с которым необходимо покончить, уничтожив его: в этом будет заключаться искупление старых грехов.

И наивная Аня доверчиво принимает логику Пети Трофимова: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде? Я любила его так нежно, мне казалось, что на земле нет лучше места, чем наш сад». Материал с сайта

Опасность проповеди Пети Трофимова велика. С позиций имеющегося исторического опыта мы знаем, к каким тяжелым последствиям могут привести призывы к уничтожению красоты на земле.

Правда, Петя и Аня вместо старого сада, судьба которого не вызывает у них ни малейшего сожа-ления, охотно говорят о новом, еще более роскош-ном и красивом. Утешая рыдающую Любовь Анд-реевну, Аня обещает ей: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Разумеется, Аня вовсе не думает о практической реализации своих речей. У нее просто эмоциональ-ное, восторженное упование на прекрасное будущее, которое, как Ане кажется, уже совсем рядом и построить которое очень легко и просто. Слишком легко, слишком просто... И не в этом ли еще один урок пьесы — предостережение, важное не только для демократической молодежи начала XX в., но и для последующих поколений?

Одну школьницу спросили: в чем она видит связь чеховской пьесы с сегодняшним днем? Что ее больше всего поразило и взволновало? Она ответила: «Петя, во-первых. Я немножко похожа на Петю. Так же категорична в суждениях. Спектакль оста-навливает: стойте, оглянитесь, подумайте, что мы рубим, что мы делаем. Петя и Аня — у них нет базы, как и у нас. Мы относимся к тем, которые бегут вперед. Впереди якобы самое важное, а по-зади-то, оказывается, вишневый сад!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • петр тимофеевич сочинение вишневый сад
  • вишневый сад образ ани и пети цитаты
  • трофимов пётр из пьесы фото фото
  • петя и аня в пьесе вишневый сад
  • чехов вишневый сад петя трофимов

Особое место среди персонажей комедии "Вишневый сад" занимает Петр Трофимов. Он - бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской, разночинец. Отец его был аптекарем. Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а "только работать".
Герой красиво проповедует веру в непременное наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что "человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину".
Трофимов обличает "грязь, пошлость, азиатчину", критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, он склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешон. О своих отношениях с Аней Петя говорит, что они выше любви: "Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!"
Опять же, как и Гаев, Трофимов призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье. Раневская не без основания упрекает героя в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продано. Она точно подмечает, что Петя только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил.
Повторяя любимое слово Фирса, Раневская называет Трофимова недотепой и гимназистом второго класса. На иронический вопрос Лопахина, дойдет ли он до "высшей правды", Трофимов уверенно отвечает: "Дойду или укажу другим путь, как дойти".
В финале герой разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его незадавшейся, несмотря на красивые слова и воодушевляющий пафос, жизни.

Студент Петя Трофимов помогает Ане в ее духовном росте, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему Родины. Он раскрывает ей глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянской культуры.

Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое, покончить с ним. В этом - пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего: "Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его... Вот оно, счастье, вот оно идет. Подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!"

Сам Петя Трофимов, по всем признакам, не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике мы чувствуем некоторое противоречие между силой, глубиной, размахом мечты и слабостью мечтателя. "Облезлый барин", Петя Трофимов мил, чист, но чудаковат, интеллигентски рассеян, недостаточно жизненен и не очень способен к великой, упорной борьбе. В нем есть черты "недотепства", присущего почти всем персонажам этой пьесы. Но все же Петя Трофимов является образом качественно неповторимым. Трофимов причастен к революционной борьбе - потому-то он и "вечный студент".

Трофимова Чехов наделил некоторыми "смешными" чертами "облезлого барина" с явно обличительными намерениями, Аню же представил в бледных тонах, как самую обыденную, "среднюю" девушку. "Аня и Трофимов... словно плывут на какой-то льдине, едва держащейся у берега, навстречу волнам... без ясной программы жизни", - так высказался о героях Чехова Ф. Батюшков. Они - люди среднего уровня. Не такие люди создают движение, а движение их создает. Это обстоятельство весьма важно, так как свидетельствует о наличии действительно сильного движения, способного захватить в свои ряды даже таких средних личностей.
Идеализм Трофимова, так же, как и мечты Ани, отличается некоторой смутностью: Любовь Андреевна с полным правом бросает ему в глаза пресловутое словечко Фирса - "недотепа". Это выражение становится классическим. Оно применяется чуть ли не ко всем действующим лицам в комедии Чехова и символизирует главную мысль произведения: о том, что России нужны люди, люди не простые, а деятельные.

Фигура Трофимова - показатель того, что революционное движение захватывало все более широкие слои, к нему примыкали даже представители интеллигенции трофимовского типа. Еще года два-три назад Петя Трофимов был всего лишь философом-недоучкой, сторонником отвлеченных, оторванных от борьбы мечтаний о прекрасном будущем. Сейчас, на пороге революции, Петя Трофимов уже так или иначе участвует в деле, борьбе.

Но Петя Трофимов, такой, каким мы его застали в пьесе, еще "недоделанный", "недотепистый". Чехов чувствовал это, так же как и ограниченность своего собственного представления о людях новой России, революционерах. Отсюда - его своеобразная застенчивость в отношении к Пете, стремление снизить его, лишить претензий на фигуру героического масштаба. Но все то, что Петя говорил Ане о прошлом и будущем, о труде, борьбе - все это близко и дорого автору.