Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные военные реформы петра 1 кратко. Экономические реформы Петра I – кратко

Основные военные реформы петра 1 кратко. Экономические реформы Петра I – кратко

Военная реформа, проведенная под личным руководством Петра I, по своим последствиям была одной из самых глубоких в истории России.

Петр I Алексеевич Романов (1672-1725) - русский царь с 1689 г., первый русский император с 1721 г., сын Алексея Михайловича. Выдающийся государственный и военный деятель, полководец и дипломат.

Реформа проводилась с 1698 по 1721 г. и была вызвана следующими причинами:

Проведение крупнейших политических, экономических преобразований,

Отсталость России в экономическом и военном отношении;

Отсутствие регулярной армии и флота.

Цель Петровской реформы - усиление военной мощи России и повышение роли страны на международной арене.

1) Создание русской регулярной армии и флота, комплектуемых на основе рекрутского набора. С 1699 г. вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 г. Государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот определенное количество рекрутов. До 1724 г. рекруты брались из расчета один человек от 20 дворов, позже 5-7 человек от 1000 мужских душ. Призывной возраст рекрутов составлял 20-30 лет, а срок службы в армии был пожизненный.

2) Формирование национального офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Военная служба начиналась с 15 лет. До получения офицерского чина юноша обязан был 10 лет прослужить рядовым в гвардейских или армейских полках. Дворянин-гвардеец жил как солдат, в полковой казарме, получал солдатский паек и исполнял обязанности рядового.

При Петре I впервые создаются в России учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских, инженерных и других офицеров-специалистов. Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе.

Вводится единая система военных званий и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табели о рангах 1722 г. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал – адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства было положено не социальное происхождение, а личные способности, образование, опыт, грамотность, храбрость офицера

3) Военная реформа установила новую организационную структуру войск и единые штаты. Вооруженные силы состояли из полевых армий, гарнизонных войск и иррегулярных частей. В структуре вооруженных сил выделялось три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. В 1708 г. формируются специальные гренадерские части. Это были своеобразные штурмовые воинские подразделения. Основной тактической единицей в пехоте и кавалерии был полк. Он состоял из 2-х батальонов по 4 роты в каждом, кавалерийский - из 5-ти эскадронов. Численность полка - до 1500 чел. В полку было примерно 40 офицеров, остальные рядовые.



4) Армия и флот стали содержаться за счет государства, и были национальными по составу.

5) Создание регулярного военно-морского флота. В 1722 г. флот на Балтике насчитывал 130 (из них 32 линейных) парусных и до 200 гребных судов. Центром кораблестроения стала Адмиралтейская верфь в Петербурге, а главной базой флота - Кронштадт. В строительстве флота и создании русской военной школы, большая заслуга принадлежала Петру I, Ф. М. Апраксину, Н. А. Сенявину, Ф. А. Головину В результате реформы Россия в XVIII столетии выдвинулась в число крупнейших морских держав.

6) Создание единых военных органов управления вооруженными силами: вместо Приказов Петр I учредил военную коллегию (1718г.).

7) Создание единой системы обучения и воспитания, которая отличалась простотой и практичностью, были разработаны и внедрены воинские уставы (Устав воинский - 1716 г., морской устав - 1720 г., статьи воинские, учреждения к бою, для полевой битвы правила).

8) В рамках реформы проводилось перевооружение армии. Оно завершилось к 1709 г. Пехота получила однотипное огнестрельное оружие - гладкоствольные ружья с ударно-кремовым замком и трехгранным штыком. Кроме того, шпаги, тесаки, гранаты.

Петр I учредил первый российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного, который вручался за "чрезвычайные" заслуги перед Отечеством. Первым кавалером этого ордена стал сподвижник Петра, будущий генерал-фельдмаршал России Ф. А. Головин. Сам же учредитель ордена стоит шестым в списке Андреевских кавалеров.

В ходе осуществления реформы возникали проблемы и трудности, чему способствовали экономическая отсталость России и противоборство части дворянства. Но, несмотря на это, в России были созданы мощные вооруженные силы, ядром которых стали созданные по инициативе молодого царя Петра I "потешные полки", из которых в 1691 г. были сформированы первые регулярные полки - Семеновский и Преображенский.

Влияние петровских военных реформ было настолько велико по своей результативности, что в последующем вооруженные силы развивались и совершенствовались под мощным воздействием этих преобразований, вплоть до реформ 60-х гг. XIX.

В начале XIX в. в России были разработаны и частично осуществлены довольно крупные военные преобразования. Они обусловливались рядом факторов. В конце XVII в. - начале XIX в. в России шел процесс разложения феодализма. В этих условиях необходимо было сохранить политическое господство дворянства, предотвратить возможность революционных потрясений в странах Западной Европы. Кроме того, в эти годы Россия вела длительные войны, которые показали, что противники, в частности буржуазная Франция, обладают более прогрессивной военной организацией. Еще одним фактором, обусловившим необходимость реформы, было то, что насажденная Павлом I прусская военная система устарела и требовала кардинальных изменений.

Вступив на престол в 1801 г., Александр I открыто провозгласил курс на реформирование всех сторон жизни, в том числе и в военной области:

Во-первых, в 1802 г. была проведена реорганизация центрального военного управления. Вместо Военной коллегии и Адмиралтейской коллегии созданных еще Петром I, создаются Военные и Морские министерства, а бывшие коллегии преобразовываются в совещательный орган при министерствах.

Во-вторых, проведены преобразования в организации войск. В пехоте и кавалерии постоянным войсковым соединением стала дивизия, которая состояла из 2-3 бригад двух полкового состава и артиллерийской бригады. Дивизии сводились в корпуса - высшие соединения, как в пехоте, так и в коннице. Корпус имел, как правило, две дивизии и две артиллерийских бригады. Корпуса объединялись в армии. Так, в начале 1812 г., войска были сведены в 8 пехотных, 4 кавалерийских корпуса и два казачьих отряда и распределялись между 1-й и 2-й Западными, 3-й Резервной и Дунайскими армиями. Увеличилось число егерских полков, способных вести бой в рассыпном строе.

В-третьих, русская армия 1809г, получила на вооружение более совершенное 7-линейное кремневое ружье, что позволило ввести обучение войск прицельной стрельбе. При активном участии генерала П. И. Багратиона и военного министра. М. Б. Барклая-де-Толли были разработаны и введены новые уставы и наставления.

В-четвертых, некоторое усовершенствование получила система подготовки офицерских кадров. Усложнение военного дела потребовало повышения уровня специальной подготовки офицеров, расширения сети военно-учебных заведений.

Все эти и некоторые другие преобразования были значительным отходом от прусской системы Павла I, возрождением национальных традиций русской армии, традиций Петра I, П. А. Румянцева, А. В. Суворова. Они положительно сказались на русской армии, которая во время Отечественной войны 1812 г под командованием М.И. Кутузова разгромила сильнейшую по тому времени армию Наполеона.

Осенью 1861г. на должность военного министра был утвержден генерал Д. А. Милютин (1816-1912 гг.) - энергичный сторонник реформ в армии, - сумевший на основе имеющихся экономических возможностей государства поднять мощь русской армии. В январе 1862 г. он представил царю, проект военной реформы, который одобрил его. Россия вступила в полосу военных реформ, которые продолжались 12 лет (1862 – 1874).

Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 гг.

Основные направления военной реформы и ее результаты сводились к следующему:

Замена рекрутской системы комплектования войск всесословной воинской повинностью. Согласно принятому Уставу о воинской повинности (1874г.) к службе привлекались все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Срок действительной службы в сухопутных войсках определялся в 6 лет и затем 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе.

Устав предусматривал освобождение от военной службы значительного числа лиц: служителей религиозного культа, врачей, преподавателей, народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Кавказа. Освобождались от призыва в армию по семейному положению (единственный сын, если он был кормильцем семьи). В целом по стране число ежегодно призываемых в армию не превышало 30% от лиц призывного возраста. Предоставлялись большие льготы людям, имевшим образование: для окончивших высшие учебные заведения срок действительной службы сокращался до 6 месяцев, гимназии - до- полутора лет.

Переход воинской повинности позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Его численность в конце века составила около 3 млн. человек;

Была проведена реформа военного образования, подготовки и переподготовки офицерских кадров. Значительное место среди военных преобразований заняла проблема подготовки офицерских кадров. В 60-х годах XIX века была осуществлена реформа военно-учебных заведений. Ее цель заключалась в том, чтобы готовить преданные Отчизне, хорошо образованные и обученные военному делу кадры офицеров.

Система высшего военного образования не подверглась серьезному переустройству, и реформы в этой области коснулись лишь отдельных сторон организации военных академий, а также изменений учебных планов в сторону придания военному обучению более практического характера. Были открыты две новые академии; Военно-юридическая и Морская. В конце века в России имелось 6 военных академий (Генерального штаба, Медико-хирургическая, Артиллерийская, Инженерная. Юридическая и Морская). Но количество слушателей в них было незначительным. Так, в Артиллерийской академии число слушателей не превышало 60 человек.

Серьезной реорганизации подверглась средняя военная школа. Вместо старых кадетских корпусов создавались военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили юношей к поступлению в военные училища, и прогимназии с 4 - летним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища. В этих гимназиях учащиеся носили военную форму, уклад жизни имел полувоенный характер.

В начале 60-х годов организуются военные и юнкерские училища. В военных училищах срок обучения был 3 года, туда принимались юноши, окончившие военные гимназии. Военные училища сразу же приобрели чисто военную организацию, причем внутренний распорядок в них был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплины, не выполнявшие ее подвергались ответственности по дисциплинарному уставу. "... в нашем училище, - рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших юнкеров, Кривенко, - на юнкеров смотрели не так как прежде на кадет специальных классов, а как на лиц, действительно состоящих на военной службе, и потому строгая дисциплина проводилась систематичной, сильной рукой".

Юнкерские училища предназначались для подготовки офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, а также из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. Объем военных знаний, даваемых юнкерам, был значительно меньшим, чем в военных училищах.

Для подготовки технических и других специалистов были созданы оружейные, технические, пиротехнические, топографические, фельдшерские и другие школы. В целях усовершенствования военных знаний и переподготовки офицеров учреждались одногодичные школы.

В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных и инженерно-технических кадров, увеличилось их число. К концу XIX в. среднегодовой выпуск офицеров достигал 2 тысяч человек, что позволяло обеспечивать до 80% вакансий в армии и на флоте.

В 1882 году военные гимназии были ликвидированы. Одновременно правительство восстановило кадетские корпуса как закрытые дворянские учебные заведения.

В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных, и инженерно технических кадров, увеличилось их число.

К концу XIX в. ежегодно обучалось:

В кадетских корпусах около 12 тыс. человек,

В военных училищах 5,5 тыс. человек,

В юнкерских 2,8 тыс. человек,

В академиях 850 человек.

Крупные преобразования были произведены в области военного управления и организации войск. Центральное управление по-прежнему осуществляло Военное министерство, которое состояло из: 1) Военного совета; 2) Канцелярии; 3) Главного штаба; 4) Главных управлений. Права министерства расширялись: если раньше большинство войск (гвардия, действующая армия и др.) не подчинялись ему, то теперь в его ведении стала вся армия.

Крупным мероприятием явилось создание военно-окружной системы. Страну разделили на 15 военных округов. Каждый округ возглавлялся командующим, который подчинялся царю, но свои функции выполнял под руководством военного министра.

Верховное командование над всеми вооруженными силами принадлежало императору. Его ближайшим помощником был военный министр.

Важнейшая составная часть военных преобразований - перевооружение армии и флота. На вооружение русской пехоты стало поступать нарезное стрелковое оружие - винтовка системы Бердана, а затем трехлинейная винтовка системы Мосина (1891 г.).

Берданка - однозарядная винтовка калибра 4,2 линии (10,67 мм) под металлический патрон. Заряжалась с казны. Разработана командированными в США русскими инженерами полковником А.П. Горловым и капитаном К.И. Гуииусом при содействии американского полковника X. Бердана. На вооружение были приняты винтовки Бердана № 1 (1868), № 2 (1870). Имелось 3 типа № 2 - пехотная, драгунская и казачья винтовки.

Мосин Сергей Иванович (1849-1902) - русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор с 1900 г. В 1890 г. создал «трехлинейную» винтовку - калибр 7,62 мм, магазинную пятизарядную. Винтовку модернизировали в 1910, 1930 и 1933 гг. Ее боевая скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту, прицельная дальность - до 2 тыс. метров, масса со штыком - 4,5 кг, без штыка - 4 кг.

Артиллерия перевооружалась стальными нарезными орудиями. Во второй половине XIX в. произошел переход от парусного к паровому броненосному флоту. К концу столетия Россия занимала в Европе третье место по числу боевых судов: Англия имела 355 кораблей, Франция - 204, Россия - 107.

Одним из направлений военных реформ была попытка улучшения материального положения офицерского состава, повышение престижа военной службы. В 1859 г. офицерам были установлены более высокие оклады денежного содержания. В 1886 г. на 10-40% были увеличены оклады строевым офицерам. В результате годовое жалование составляло: у командиров корпусов - 10950 руб., начальников дивизий 5256 руб., командиров полков - 3711 руб., командиров батальонов - 1380 руб., командиров рот -1032 руб. Заметна непропорциональность оплаты. Но даже после этих мер офицерское денежное содержание немного отличалось от заработков квалифицированных рабочих Петербурга. Так, в 90-х гг. подпоручик получал 40 руб. в месяц, а петербургский мастеровой 22 и выше. Для сравнения: соответствующие категории офицеров во Франции получали в 2 раза в Германии - в 3 раза больше.

Таким образом, военные реформы второй половины XIX в. имели прогрессивное значение. Они повысили боеспособность российской армии и флота, что продемонстрировала русско-турецкая война 1877-1878 гг. Вместе с тем они встретили серьезное сопротивление консервативных сил, как в армии, так и в стране в целом.

Исторические условия, сложившиеся в мире в начале XX в., в том числе и в России, выявили новые тенденции в развитии военного дела. Прежде всего, к ним можно отнести такие:

Качественные перемены в материальной сфере;

Резко повысились скорострельность и дальнобойность артиллерийских систем и стрелкового оружия;

В армию стали поступать бронемашины, танки, аэропланы;

Активное внедрение новых средств связи - телеграфа, телефона, радио;

Создаются массовые многомиллионные армии;

Войны стали носить затяжной характер;

Изменилась взаимосвязь армии и народа, фронта и тыла;

Резко возросла роль тыла, снабжение армии могло быть обеспечено силами все-го народного хозяйства, а не одной военной промышленностью;

Необходимость военных реформ показали войны новой эпохи, особенно русско-японская война 1904-1905 гг., поражение в которой заставило правительство России приступить к реформированию своих вооруженных сил (1905 – 1912гг.).

Для переустройства российской армии при Совете государственной обороны (СГО), созданном в июне 1905г., была образована специальная комиссия. В военной области были проведены следующие преобразования:

1. Проведена реорганизация Центрального военного управления: С 1905 г. Генеральный штаб стал самостоятельным, независимым от Военного министерства органом. Ему передавались все вопросы подготовки страны к войне. Создается Морской Генеральный штаб.

2. В 1912 г. вводится новый закон о воинской повинности, сокративший льготы по семейному положению и увеличивший льготы по образованию.

3. Сокращены сроки действительной службы: в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск - с 5 до 4, на флоте - с 7 До 5 лет. Запас делился на два разряда по возрасту. Лица молодого возраста определялись для пополнения полевых войск, старшего - тыловых.

4. Упразднены слабые в боевом отношении резервные и крепостные войска (15% от числа русской армии).

5. Создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные войска и войска связи, сформированы корпусные авиаотряды.

6. Увеличено число войск в Центральных округах.

7. На вооружение принимаются новые артиллерийские системы: 122-мм, 152-мм гаубицы, 107-мм пушки; в полках создаются пулеметные команды(8 пулеметов);

8. Принимаются меры по улучшению подготовки офицерских кадров, улучшается их материальное положение. К 1914 г. в России было 28 кадетских корпусов, 19 военных училищ, 4 морских училища, 7 академий, 3 морских высших школы, и т.п. Принимались меры по омоложению офицерского корпуса. Из армии было уволено около 7 тыс. офицеров и генералов по возрасту или несоответствию своему назначению. В 1912 г. среди офицеров было: дворян - около 70%. почетных граждан - до 11%, духовенства - свыше 3%, купцов - 2,2%, податного сословия (крестьян и мещан) около 4%. Среди генералов Потомственные дворяне составляли 87% и штаб-офицеров (подполковник-полковник) около 71,5%, среди остальных офицеров - свыше половины.

9. Были приняты новые уставы (в том числе устав о пенсиях офицеров) и наставления, позволившие совершенствовать боевую подготовку с учетом опыта войны.

10. С 1906 г. началось восстановление русского военно-морского флота. На основе русско-японской войны прогрессивные военно-морские деятели России в целом верно наметили основные тенденции в развитии флотов и правильно оценили роль новых боевых сил и средств в будущей войне. Военно-морской флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проектам выдающихся кораблестроителей А.Н. Крылова и И.Г. Бубнова были построены линкоры типа "Севастополь", которые в техническом отношении являлись лучшими для того времени кораблями этого типа. Были созданы эсминцы типа "Новик" и подводные лодки типа "Барс", считавшиеся лучшими в мире. Флот получил хорошее торпедное и минное оружие. В 1914 г. Россия имела 9 линкоров, 15 крейсеров, 99 миноносцев, 23 подводные лодки и большое число вспомогательных судов.

Военные реформы 1905-1912 гг. подняли боеспособность русской армии и флота. По своей боевой подготовке они не уступали вооруженным силам западноевропейских стран. Русский солдат был храбр, стоек, вынослив, способен вести напряженные боевые действия. Неплохо был подготовлен к войне унтер-офицерский и офицерский состав низшего и среднего звена.

В 1914г. Россия имела самую многочисленную армию в мире - свыше 1,4 млн. человек (в августе 1914 г., после мобилизации, - 5 338 000). На ее вооружении находилось 7088 орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов системы «Максим», 263 самолета, 4000 автомобилей.

Но реформы 1905-1912 гг. проводились без учета финансовых возможностей, а в результате осуществлялись частично. Техническая отсталость страны не позволяла полностью перевооружить армию. Недостаточная подготовка высшего командного состава тормозила проведение реформы.

Таким образом, военные преобразования и реформы дооктябрьского периода были вызваны целым рядом объективных предпосылок:

Проведением ряда важнейших мероприятий в обществе в плане политической, экономической реформ;

Переменами в международной обстановке и интересами экономики;

Результатами закончившихся войн.

Основные цели военных реформ и преобразований:

Укрепление централизованного государства,

Усиление военной мощи России,

Устранение военной отсталости страны,

Повышение боеспособности армии и флота.

Военные реформы и преобразования в советский период

Красная Армия, создание которой началось еще в январе 1918 г., по своим целям и задачам принципиально отличалась от старой армии. Кроме того, 20-е годы XX в. были периодом начала нового витка в качественном развитии боевой техники и оружия.

Необходимость проведения реформы была обусловлена трудностью экономического положения страны, невозможностью содержания многочисленной армии; неудовлетворительным руководством Вооруженными Силами; невысоким уровнем боевой подготовки; несоответствием организационной структуры экономическим возможностям страны.

Все это привело к тому, что к середине 1920-х гг. назрела острая необходимость военного реформирования Красной Армии и РККФ. При этом учитывались как опыт Первой мировой и Гражданской войн, так и потребности мирного времени. Реформу проводила комиссия во главе с М.В. Фрунзе.

Целью проведения являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны.

В реформе просматривались два этапа: первый - 1921-1923 гг.; второй-1924-1925 гг. (ряд историков определяет рамки военной реформы 1924 - 1928 гг.).

На первом этапе осуществлялось радикальное сокращение вооруженных сил. К концу Гражданской войны в рядах Красной Армии проходили службу граждане семнадцати призывных возрастов (1885-1901 гг. рожд.), а ее численность составляла 5,3 млн. человек.

К лету 1923 г. кадровая армия была доведена до 562 тыс. человек (сокращена почти в 10 раз).

На втором этапе:

Введение территориально-милицейской системы строительства армии в сочетании с кадровой. Это позволяло иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное обеспечить неприкосновенность государственных границ, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные военные силы. Переход к смешанной системе комплектования был обусловлен чисто экономическими факторами, ибо Советское государство было не в состоянии содержать кадровую армию численностью свыше 1 млн. человек,

Изменение организационно-штатной структуры. Ликвидированы многочисленные штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 г. центральный аппарат был сокращен на 22,7 %, аппараты военных округов - в среднем на 33,5 %, аппараты органов снабжения на 40.%. На три четверти уменьшилась бумажная отчетность;

Переход к твердой системе комплектования (осенний ежегодный призыв);

Качественное обновление командного состава, перестройка системы подготовки военных кадров - переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с трех-четырех годичным сроком обучения, создание 6 академий; улучшение материального положения военнослужащих. В 1924 г. материальное содержание командного состава увеличилось на 30-40%, а красноармейца - с 35 копеек до 1 руб. 20 коп;

Введение единоначалия;

Реорганизация органов военного руководства;

Создание национальных формирований. К весне 1925 г. они составляли 10 % ее общей численности.

Результаты, достигнутые в ходе военной реформы, состояли в том, что вооруженные силы были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники.

В ходе проведения военных реформ возникло немало проблем и трудностей:

Невозможность обеспечить высокую боевую выучку в ходе краткосрочных сборов;

Невозможность дислокации соединений в соответствии с оперативными планами развертывания армии в случае войны;

Перегруженность армии выполнением многочисленных задач по внутренней службе (борьба с бандитизмом, охрана объектов народного хозяйства, разного рода хозяйственными работами).

В результате проведения реформы 1924-1925 (1928) гг. вооруженные силы страны были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники. Организационное укрепление армии обеспечило повышение обороноспособности страны.

Последующий опыт военного строительства свидетельствует о том, что военные реформы больше не проводились, а осуществлялись радикальные преобразования вооруженных сил.

Основным их содержанием было частичное решение довольно важных военных, мобилизационных и некоторых других задач. Несмотря на достаточно объемный характер этих преобразований, они проходили в рамках выполнения конкретных решений правительства. Общим с военной реформой являлось то, что многие из осуществляемых мероприятий вытекали из тех коренных изменений, которые произошли в международной обстановке, а также в экономической, политической и духовной сферах общества.

Некоторые черты военной реформы носила перестройка в СССР в 1935-1939 гг. Именно этот термин - "перестройка" - был выдвинут февральско-мартовским (1937 г.) пленумом ЦК ВКБ (б).

Для преобразований в Красной Армии периода 30-х годов характерны следующие черты:

Резко, сократился круг участников разработки основных направлений преобразований. ЦК ВКБ (б), изучив поступившие из войск предложения, рекомендовал Совету Труда и Обороны (СТО) и РВС СССР в течение месяца разработать план мероприятий по дальнейшему организационному укреплению Красной Армии. В апреле 1935 г. такой план был представлен и в мае одобрен Политбюро. Постановлением СТО от 16 июня 1938 г. предлагалось к 1 января 1938 г. постепенно довести количество дивизий в РККА до 106, увеличив при этом число кадровых дивизий до 71. К началу 1939 г. все дивизии Красной Армии стали кадровыми, численный состав вооруженных сил с 1936 по 1939 г. увеличился почти вдвое - с 1,1 до 2 млн. человек.

Необходимо отметить, что в ходе реформы наблюдался некритический, хвалебный подход к оценке существующего положения в вооруженных силах. Особенно он проявился в речи наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова на XVIII съезде ВКБ (б) в марте 1939 г., которая по сути дела представляла собой явный обман народа (при поддержке И.В. Сталина и других членов высшего руководства). Это привело к тому, что к сентябрю 1939 г. в Красной Армии территориальные дивизии были практически ликвидированы, а кадровых дивизий в полном смысле не существовало ввиду отсутствия соответствующего обеспечения и материально-технического снабжения. Анализ состояния реорганизационных дивизий свидетельствовал об их крайне низкой боеспособности, малообеспеченности и необученности. Кроме того, с периодом реорганизации совпадали массовые репрессии среди военных кадров, имевшие огромные масштабы.

В этих условиях, естественно, ожидаемого укрепления вооруженных сил от проводимых преобразований фактически не произошло.

Следующий период преобразований в военном строительстве был связан с окончанием второй мировой войны. Правительство имело уже опыт реорганизации Вооруженных Сил при переходе от войны к миру в 20-е гг. Казалось бы, все вопросы, связанные с этим, должны были быть продуманы и решены на научном уровне, с учетом особенностей. К сожалению, этого не произошло.

В годы Великой Отечественной войны в решении всех проблем прочно сформировался централизованный принцип, упрочилась командно-административная система, которая в то время в определенной мере была оправдана. Вопросы, связанные с будущим Вооруженных Сил, стали прерогативой высших эшелонов партийной власти. Ни партийные съезды, ни Пленумы ЦК партии не созывались для решения этих вопросов.

Решение всех вопросов по реорганизации Вооруженных Сил стало функцией Политбюро ЦК партии и СНК. Так, в феврале 1946 г. в соответствии с решением Политбюро, постановлением СНК произошла реорганизация народных комиссариатов обороны и ВМФ. Постановлением СНК от 25 февраля 1946 г. все руководство армией и флотом сосредоточилось в Наркомате вооруженных сил, вскоре переименованном в Министерство вооруженных сил. Перевод армии и флота на мирное положение начался с сокращения их численного состава. По закону, принятому Верховным Советом СССР 23 июня 1945 г., к началу 1948 г. из вооруженных сил было демобилизовано около 8.5 млн. чел. К этому времени наши вооруженные силы насчитывали в своем составе 2,874 млн. человек.

Для периода конца 40- - начала 50-х гг. характерно отсутствие четких прогнозов в военном строительстве, хотя бы на непродолжительное время. Подтверждением этому может служить реорганизация высших органов военного управления. В феврале 1950 г. Министерство Вооруженных Сил разделилось на два министерства - Военное министерство и Военно-морское министерство СССР. Высшим государственным органом руководства всеми вооруженными силами стал Высший военный совет, созданный в марте 1950 г. при Совете министров СССР. Затем, в марте 1953 г., оба министерства воссоединились в Министерство обороны СССР. При нем был создан Главный военный совет. Все это говорит о том, что прежние решения принимались без достаточной проработки.

Реорганизация вооруженных сил в 50-е гг. была вызвана военно-технической революцией. Сущность ее заключалась в резком, скачкообразном переходе к ракетно-ядерным средствам борьбы и, соответственно, появлением новых способов достижения стратегических целей войны.

Особенность данных преобразований состояла в том, что делалась попытка возродить традицию рассмотрения военных вопросов на Пленумах ЦК КПСС и съездах партии. В то же время сохранялась и негативная тенденция конца 30-х гг., когда военные вопросы глубоко не рассматривались, а дело ограничивалось хвалебными оценками, непродуманными и поспешными решениями. В обществе все прочнее утверждалась точка зрения, по которой инициатива преобразований должна исходить от первого руководителя партии и страны. Так, в конце 50-х годов Н.С. Хрущев в беседе с редактором иностранного отдела газеты «Таймс» заявил: "Мы стоим за то, чтобы, в конечном счете, ликвидировать армии, перейти на милицейскую систему...".

В концентрированном виде этот курс был изложен в докладе на IV сессии Верховного Совета. В частности, отмечалось: "Правительство и Центральный Комитет нашей партии продумывают и изучают сейчас вопрос о том, чтобы впоследствии в строительстве Вооруженных Сил перейти на территориальную систему... Мы думаем, что территориальная система сможет обеспечить нужные кадры и контингенты населения, обученного военному делу и владению современным оружием".

Подобные странные и неожиданные заявления вряд ли являлись результатом исследований, проверок, научных разработок.

Представляет собой интерес сокращение Вооруженных Сил в середине 50-х -начале 60-х гг. Практика показывает, что многие из принимавшихся решений носили волюнтаристский характер.

За 1955-1956 гг. численность Вооруженных Сил уменьшилась на 1840 тыс. человек. Осуществление таких крупных мероприятий не имело под собой научной основы, последствия сокращения для боевой готовности вооруженных сил глубоко не изучалась, социальная защищенность увольняемых офицеров и сверхсрочнослужащих не обеспечивалась.

Для этого периода характерна и вакханалия с назначением министров обороны (1953-1955 гг. - Булганин, 1955-1957 гг. - Жуков, 1957-1967 гг., - Малиновский).

Преобразования в Вооруженных Силах СССР в 60-70-е гг. происходили в период, непосредственно предшествующий сегодняшней перестройке. Определяющим критерием развития Вооруженных Сил в то время был анализ международной обстановки. Экономические возможности государства рассматривались как второстепенный фактор. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди признал военные силы СССР и США равными, а спустя два года он впервые публично высказался за пересмотр некоторых догм "холодной войны". Это был исключительно благоприятный момент для пересмотра перспектив советского военного строительства. Однако недооценка политических средств в укреплении доверия между противоборствующими блоками привела к тому, что страна была "втянута" в длительный период гонки вооружений. Такая политика привела к тому, что в отдельные годы мы тратили на военные расходы четверть своего бюджета. Естественно, для этого требовалась большая армия, численность которой резко увеличилась после принятия в 1967г. закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".

После апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС в стране началась перестройка. Она затронула все сферы жизни советского общества, в том числе и Вооруженные Силы. Однако намеченные реформы в военной области, остались невыполненными в связи с распадом СССР и Советских Вооруженных, Сил.

Таким образом, военные реформы и преобразования в период советского строительства свидетельствуют о том, что по своему содержанию они были различны, вместе с тем они имели много общего. Как положительные, так и отрицательные результаты военных реформ этих лет могут и должны быть учтены сегодня при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пётр Великий - неоднозначная личность в мировой истории. Оценивая реформы Петра I кратко, одни историки считают его Великим Реформатором, сумевшим повернуть развитие России по другому курсу. Другие же - чуть ли не антихристом, который пошёл вспять против прежних порядков и церковных устоев, разрушив привычный уклад жизни русского народа.

Приход к власти и предпосылки

Пётр Алексеевич Романов (1672-1725) был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака. Был провозглашён царём совместно со сводным братом Иваном в 1682 году. Из-за малого возраста обоих фактически страной управляла их старшая сестра Софья.

В 1689 году Софью отстранили от престола. Власть полностью перешла в руки Петра. Хотя формально Иван продолжал считаться соправителем, он был слишком слаб и болен для участия в делах государства.

Государство было в трудном положении: Московское царство находилось в состоянии очередной войны с Османской империей. В поиске союзников, Пётр 1 отправился в путешествие по Европе с целью заключения политических союзов. Знакомясь с культурой и устройством европейских стран, он воочию увидел, насколько отстала Россия в развитии от западных держав. Пётр 1 понял, что пришло время перемен. Вернувшись на родину, он решительно стал «прорубать окно в Европу» .

Реформы Петра Первого приведены в таблице.

Внешняя политика и военная реформа Петра I

Молодой царь планировал вести довольно агрессивную внешнюю политику. Петр предполагал усилить влияние России на международной арене, расширить границы и получить доступ к незамерзающим морям - Азовскому, Чёрному и Каспийскому. Для достижения таких амбициозных целей необходимо было построить боеспособную армию .

Петр ещё с детства интересовался военным делом. Для юного царевича были созданы потешные (петровские) полки - специальные военные формирования для изучения тактики боя и приёмов владения оружием. Именно тогда у Петра выработались взгляды на то, как в будущем должна выглядеть русская армия. После прихода к власти эти взгляды легли в основу военной реформы Петра 1.

Военная реформа имела пять основных направлений:

Благодаря этим изменениям, русская армия смогла стать одной из сильнейших на то время. Особенно ярко это проявилось во время Северной войны, где войска Петра 1 разгромили образцовую шведскую армию.

Административно-территориальные изменения

Внутренняя политика Петра 1 была направлена на создание абсолютной монархии за счёт укрепления вертикали власти, основанной на местном самоуправлении, а также усиление полицейского надзора для предотвращения и быстрого подавления мятежей.

Административные реформы можно разделить на 2 категории:

  • центрального управления;
  • местного управления.

Причиной преобразования органов центрального управления стало желание Петра заменить старую бюрократическую машину и выстроить новую модель власти.

Результатом реформы стало создание:

  • Консилии министров (Сената) - органа власти для управления государством во время отсутствия царя. Сенаторов назначал лично Петр 1;
  • Синода - был создан вместо упразднённой должности патриарха для управления церковными делами. Церковь переходила в подчинение к государству;
  • Коллегий - органов государственного управления, которые делились чётко по ведомствам и замещали устаревшую систему приказов;
  • Тайной Канцелярии - организации, деятельность которой заключалась в преследовании противников политики царя.

Предпосылкой для проведения реформ местного управления стала война со Швецией и необходимость более эффективного государственного аппарата.

Согласно губернской (областной) реформе, страна делилась на губернии, дистрикты и провинции. Подобная структура позволяла более эффективно собирать налоги с податных сословий в каждой области. К губернии прикреплялась отдельная воинская часть, которую жители губернии должны были содержать, обеспечивать продовольствием и жильём. В случае войны рекруты из местных жителей вступали в эту же воинскую часть и могли быть мгновенно переброшены в места военных действий. Губернаторов назначал лично Пётр.

Городская реформа была довольно бессистемной и происходила в несколько этапов. Главной целью было собрать как можно больше налогов с населения.

В 1699 была создана Бурмистрская палата, которую в народе окрестили Ратушей. Главными функциями Ратуши было собрание подати и обеспечение постоя армии. Это был выборный орган, проведение выборов было возможным при уплате городом двойных налогов. Естественно, большая часть городов реформу не оценила.

После окончания Северной войны начался второй этап городской реформы. Города делились на разряды (в зависимости от количества дворов), а горожане - на категории (податные и неподатные).

Во время административных преобразований, Пётр предпринял также проведение судебной реформы. Целью реформы было разделить ветви власти, создать независимые от городской или губернской администрации суды. Верховным судьёй становился сам Пётр. Он проводил разбирательства самых важных государственных дел. Слушаниями по политическим делам занималась Тайная Канцелярия. Судебными функциями обладал также Сенат и Коллегии (за исключением Коллегии иностранных дел). В губерниях были созданы надворные и нижние суды.

Экономические преобразования

Социально-экономическое положение России было незавидным. В условиях агрессивной внешней политики, постоянном ведении войн, стране требовалось много ресурсов и денег. Реформаторский ум Петра упорно искал способы добычи новых финансовых источников.

Была проведена налоговая реформа. Главной её особенностью было введение подушной подати - осуществлялся сбор средств с каждого человека, ранее же налог взимался со двора. Это позволило наполнить бюджет, но усилило социальное напряжение, увеличилось количество крестьянских восстаний и бунтов.

Для развития отсталой русской промышленности Пётр 1 активно пользовался помощью иностранных специалистов, приглашал ко двору лучших европейских инженеров. Но рабочих рук катастрофически не хватало. Поэтому с ростом производства и открытием новых фабрик, вместо платы подушного, крепостной мог приписаться к заводу и обязаться отрабатывать там определённое количество времени.

Пётр поощрял построение фабрик, наделял коммерсантов широким рядом льгот. А также строились предприятия за государственные деньги, а позже передавались в частные руки. Если выбранный владелец фабрики не справлялся с производством и шёл в убыток, Пётр отбирал предприятие обратно в собственность государства, а нерадивого промышленника мог и казнить.

Но топорные русские изделия не могли достойно конкурировать с продвинутыми европейскими. Для поддержки отечественного производства Пётр начал пользоваться политикой протекционизма - были введены высокие пошлины на ввоз иностранных товаров.

Пётр активно способствовал торговле. Он понимал, что для этого необходимо развивать удобную транспортную систему. Были проложены новые водные каналы (Ивановский, Староладожский, Тверецкий), строились сухопутные пути сообщения.

При правлении Петра 1 была также проведена денежная реформа. Рубль начал равняться 100 копейкам, или 200 деньгам. Чеканились более облегчённые серебряные монеты. Для торговых необходимостей в обиход были введены медные круглые монетки. Для нужд государства было учреждено 5 монетных дворов.

Нововведения в сфере культуры

Пётр Первый стремился приобщить Россию к европейским культурным традициям. Устоявшиеся в эпохе XVIII века в русском обществе нормы внешнего вида и поведения он воспринимал крайне негативно, считал варварскими и устаревшими.

Свою преобразовательскую деятельность царь начал с создания Собора - увеселительного развратного мероприятия. Собор высмеивал обряды, проводимые в католической и православной церкви, пародировал их, сопровождая это лихословием и употреблением спиртного. Создан он был с целью уменьшения значения церкви и влияния духовенства на простой народ.

Во время путешествия по Европе Петр пристрастился к такой вредной привычке, как курение. В России же согласно указу 1634 года, употребление табака и его продажа были под запретом. Курящим, согласно этому указу, должны были отрезать нос. Естественно, царь стал более лоялен в этом вопросе, прежний запрет отменил, и как итог, вскоре на территории России начали создаваться собственные табачные плантации.

При Петре 1 государство стало жить по новому, юлианскому, календарю. Прежде отсчёт шёл от дня сотворения мира, а Новый год начинался 1 сентября. Указ был издан в декабре, поэтому с тех пор январь стал началом не только для нового летоисчисления, но и для года.

Затронули реформы Петра и внешний вид подданных. С юности высмеивал он мешковатую, длинную и неудобную придворную одежду. Поэтому новым указом для сословных дворян предписал носить одежду по типу европейской - в пример ставилась немецкая либо французская одежда. Людей, не следующих новой моде, могли просто посреди улицы схватить и «отрезать лишнее» - перекроить одежду на новый лад.

В немилости у Петра оказались и бороды. Сам он бороду не носил, и все разговоры о том, что это символ чести и достоинства русского человека, не воспринимал. Всем боярам, купцам и военным в законодательстве было предписано остричь бороды. Некоторым непослушным Петр рубил их лично. Духовенству и жителям деревень бороды было разрешено оставить, но при въезде в город бородачи должны были платить за неё налог.

Для высмеивания русских традиций и обычаев, а также для продвижения западной культуры был создан общественный театр. Вход был свободным, но успеха у публики театр не снискал и просуществовал недолго. Поэтому Петр издал новый указ о развлечениях для дворянства - Ассамблеях. Таким образом, царь хотел приобщить подданных к быту среднестатистического европейца.

Ходить на Ассамблеи должны были не только дворяне, но и их жёны. Предполагалось безудержное веселье - беседы, танцы, игра в карты и шахматы. Приветствовалось курение и распитие спиртных напитков. В среде дворянства Ассамблеи вызвали негатив и считались неприличными - из-за участия в них женщин, да и веселиться по принуждению не вызывало удовольствия.

В России была плохо развита промышленность, торговля оставляла желать лучшего, система государственного управления устарела. Высшее образование отсутствовало, и только в 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Не было книгопечатания, театров, живописи, множество из бояр и людей высшего сословия не знали грамоты.

Петр 1 проводил социальные реформы , которые сильно изменили положение дворян, крестьян и городских жителей. После преобразований, люди на воинскую службу набирались не дворянами в качестве ополчения, а теперь уже на службу в регулярных полках. Дворяне стали начинать службу с таких же нижних военных чинов как обычный народ, их привилегии были упрощены. Люди, вышедшие из простого народа, имели возможность дослужиться до высших чинов. Прохождение воинской службы определялось уже не положением рода, а документом, изданным в 1722 году “Табель о рангах” . Он устанавливал 14 чинов воинской и штатской службы.

Все дворяне и проходящие службу должны были обучаться грамоте, цифрам и геометрии . Те дворяне, которые отказывались либо не смогли получать это начальное образование, лишались возможности женится и получать офицерские чины.

Все-таки несмотря на строгие реформы, помещики имели важное служебное преимущество перед обычными людьми. Дворяне после поступления на службу причислялись к элитным гвардейцам, а не к обычным солдатам.

Изменился прежний режим налогообложения крестьян, с прошлого “подворного” на новый “подушный” где налоги изымались не с крестьянского двора, а с каждого человека .

Петр 1 хотел сделать города по типу европейских. В 1699 Петр 1 дал возможность городам на самоуправление . Горожане избирали в своем городе бурмистров, которые входили в ратушу. Теперь жители городов были разделены на постоянных и временных. Люди, которые имели различный род занятий, стали входить в гильдии и цеха.

Основная цель, которую преследовал Петр 1 во время проведения социальных реформ:

  • Улучшение экономической ситуации в стране.
  • Снижение статуса бояр в обществе.
  • Преобразование всей общественной структуры страны в целом. И приведение социума к европейскому образу культуры.

Таблица важных социальных реформ, проведенных Петром 1, которые повлияли на социальный строй государства.​

До Петра 1 в России уже существовали в немалочисленном количестве, полки регулярного строя. Но они набирались на время войны, и после ее окончания полк распускался. До реформ Петра 1 военнослужащие этих полков совмещали службу с ремеслом, торговлей и работой. Жили солдаты в своих семьях.

Вследствие реформ, роль полков увеличилась, а дворянские ополчения совсем исчезли. Появилась постоянная армия, которая не распускалась после окончания войны . Нижние чины солдат не вербовались как в ополчение,они набирались рекрутами из народа. Солдаты перестали заниматься каким-либо делом кроме воинской службы. До реформ казачество являлось свободным союзником государства и служило по договору. Но после Булавинского бунта казаков обязали организовать четко определенное количество войск.

Важным достижением Петра 1 было создание сильного флота , который состоял из 48 кораблей, 800 галер. Общий состав экипажа флота составлял 28 тысяч человек.

Все военные реформы в основной своей массе, были направлены на поднятие военной мощи государства, для этого было необходимо:

  • Создать полноценный армейский институт.
  • Лишить бояр права на формирование ополчение.
  • Внести преобразование в армейскую систему, где высшие офицерские чины давались за верную и долгую службу, а не за родословную.

Таблица важный военных реформ, проведенных Петром 1 :

1683 1685 Проводился набор солдат, из которых в дальнейшем был создан первый гвардейский полк.
1694 Проведены инженерные походы русских войск, организованные Петром. Это было учение, целью которого было показать преимущества нового армейского строя.
1697 Выпущен указ о построении 50 кораблей для Азовского похода. Зарождение военного флота.
1698 Отдан приказ об уничтожении стрельцов третьего бунта.
1699 Проведено создание рекрутских дивизий.
1703 На Балтийском море, по приказу, было создано 6 фрегатов. По праву считается первой эскадрой.
1708 После подавления восстания, введен новый порядок службы для казаков. В ходе которых их обязали подчиняться законодательству России.
1712 В губерниях была проведена роспись о содержании полков.
1715 Была установлена норма для призыва новых рекрутов.

Реформы управления государством

При реформах Петра 1 боярская дума потеряла статус органа влиятельной власти . Все дела Петр обсуждал с узким кругом лиц. Важная реформа управления проводилась в 1711 году, создание высшего государственного органа – правительственный Сенат . Представители Сената назначались лично государем, но не получали права власти из-за своих благородных родословных. Сначала сенат имел статус распорядительного учреждения, который не работал над созданием законов. Надзор над работой Сената вел прокурор, который назначался царем.

Все старые приказы были заменены во время реформы 1718 года по шведскому образцу. Составляла она 12 коллегий, которые вели дела по морской, военной, иностранной области, учет расходов и доходов, контроль финансов, торговля и промышленность.

Еще одной реформой Петра 1 являлось разделение России на губернии, которые дробились на провинции, а далее на уезды. Во главе губернии стоял назначался губернатор, в провинциях главой встав воеводы.

Важной реформой управления, Петр 1 провел о наследии престола в 1722 году. Была проведена отмена старой очередности на престол государства. Теперь государь сам избирал себе наследника престола .

Таблица реформ Петра 1 в сфере управления государством:

1699 Проведена реформа, в ходе которой города получали самоуправление во главе с бурмистром города.
1703 Основан город Петербург.
1708 Россия по указу Петра была разделена на губернии.
1711 Создание сената, нового распорядительного органа.
1713 Создание дворянских советов, которые представляли губернаторы городов.
1714 Утверждено решение о переносе столицы в Петербург
1718 Создание 12 коллегий
1719 По реформе, с этого года, губернии начали стали включать в свой состав провинции и уезды.
1720 Проведен ряд реформ по улучшению аппарата государственного самоуправления.
1722 Отменен старый порядок наследия престола. Теперь государь сам назначал себе приемника.

Экономические реформы кратко

Петр 1 в свое время проводил большие экономические реформы. По его указу, на государственные деньги, строилось большое количество заводов. Он старался развивать промышленность , государство всячески поощряло большими льготами частных предпринимателей, которые строили заводы и фабрики. К концу правления Петра, в России насчитывалось более 230 заводов.

Политика Петра была направлена на введение больших пошлин на ввоз иностранных товаров , что создавало конкурентоспособность для отечественного производителя. Применялась регуляция экономики путем налаживания торговых путей, строились каналы, новые дороги. Всячески проводилась разведка новых месторождений полезных ископаемых. Сильнейшим всплеском экономики была разработка минералов Урала .

Северная война сподвигла Петра на введение многочисленных налогов: налог на бани, налоги на бороды, налог на дубовые гробы. В то время проводилась чеканка более легких монет. Благодаря этим введениям было достигнуто большое вливание средств в казну страны .

К концу правления Петра, была достигнуто серьезное развитие налоговой системы. Была заменена подворная система налогов, на подушное. Что впоследствии привело к сильным социальным и экономическим изменениям в стране.

Таблица экономических реформ:

Реформы Петра 1 в сфере науки и культуры кратко

Петр 1 хотел создать в России европейский стиль культуры того времени . Вернувшись из поездки за рубеж, Петр начал вводить в обиход бояр одежду западного образца, в принудительном порядке заставлял брить бороды боярам, были случаи когда в порыве ярости Петр сам рубил бороды людям высшего сословия. Петр 1 старался распространять в России полезные технические познания в большей степени, чем гуманитарные. Культурные реформы Петра были направлены на создание школ, где преподавался иностранный язык, математика, инженерное дело. Западная литература переводилась на русский язык и была доступна в школах.

Большое значение на образование населения повлияла реформа замены азбуки с церковного на светский образец . Была выпущена первая газета, которая называлась Московские ведомости.

Петр 1 пытался внедрить в России европейские обычаи. Проводились публичные праздники с уклоном на европейскую манеру.

Таблица реформ Петра в сфере науки и культуры:

Церковные реформы кратко

При Петре 1 церковь, будучи ранее самостоятельной, стала зависима от государства . В 1700 году, умер патриарх Адриан, государством было запрещено избрание нового, аж до 1917 года. Вместо патриарха, было назначено служение блюстителя престола патриарха, коим стал митрополит Стефан.

До 1721 года не было конкретных решений по вопросу церкви. Но уже в 1721 году была проведена реформа управления церковью, в ходе которой было определенно, что положение патриарха в церкви было упразднено,ему на смену пришло новое собрание, называемое Святейшим Синодом. Члены Синода никем не избирались, а были лично назначены царем. Теперь на законодательном уровне церковь полностью стала зависима от государства.

Основным направлением в церковных реформах, проводимых Петром 1, имело значение:

  • Послабления власти церковников, на население.
  • Создать контроль государством, над церковью.

Таблица церковных реформ:

Петр 1-ый - одна из самых одиозных фигур в российской истории. Взойдя на трон в юном возрасте, он самым жестким образом изменил весь дальнейший ход исторического значения Российского государства. Одни историки называют его «великим реформатором», другие - революционером.

Царь ставший впоследствии императором - это, вне всякого сомнения, человек талантливый и незаурядный. Он был типичным холериком, несдержанным и грубым, полностью подчинившим себе власть. Все преобразования Петра 1-го были насильственно и жестоко насаждены на всей территории Государства Российского, большая часть из них так и не была доведена до конца.

Реформы, или так называемые преобразования Петра 1-го, включают в себя внушительный список, это:

  • военная;
  • экономическая;
  • церковная;
  • политическая;
  • административная;
  • культурная;
  • социальная.

Для претворения их в жизнь Российская империя положила на алтарь одну треть своего населения. Но не будем столь категоричны, попробуем взглянуть глубже.

Преобразования Петра 1-го в военной реформе заключаются в том, что он сумел создать боеспособную, хорошо вооруженную армию, умеющую успешно бороться как с внешним, так и внутренним врагом. Он является также инициатором создания Российского флота, хотя историки констатируют факт, что большая часть кораблей благополучно сгнила на верфях, а пушки далеко не всегда попадали в цель.

Экономические преобразования Петра 1-го

Для ведения Северной войны требовались огромные средства и людские резервы, поэтому начали интенсивно строиться мануфактуры, сталеплавильные и медеплавильные заводы, доменные предприятия. Также началась безудержная и Преобразования Петра 1-го, которые значительно повлияли на экономику России, это, прежде всего, освоение Урала, поскольку это позволило находиться в меньшей зависимости от иностранного импорта. Такие серьезные экономические изменения, безусловно, дали стране толчок в промышленном производстве, но из-за использования подневольного и рабского труда эти предприятия были малопроизводительны. Экономические преобразования Петра 1-го сделали бедных людей нищими и превратили их фактически в рабов.

Государственно-административные реформы

В это процессе отмечается полное подчинение верховной власти, которое произошло после реорганизации управленческого аппарата.

Очень больно ударили преобразования Петра 1-го по Русской Православной Церкви. Благодаря его реформаторской деятельности она была вынуждена полностью перейти под контроль государства, что и привело к Он упразднил патриархат и заменил его Священным Синодом, который просуществовал до 1917 года

Культурные преобразования Петра 1-го проявили себя в градостроительстве и архитектуре и полностью заимствованы с западных образчиков. При строительстве Петербурга принимали участие только иностранные архитекторы, для которых стиль «а ля рюс» являлся диким и не заслуживающим внимания. Наряду с этим, надо отдать должное Петру за открытие им навигатской, инженерной и медицинской школ, в которых дворянские дети получали приличное образование. В 1719 году открыла свои двери Кунсткамера. До этого момента русские люди не знали музеев. Культурные преобразования Петра 1-го способствовали более мощному развитию книгопечатания. Правда, переводы западных изданий оставляли желать лучшего.

При этом правителе Россия перешла на новое летоисчисление от До этого момента наши предки вели его от Сотворения мира. Большое значение имело введение гражданской азбуки и создание библиотек. В целом этот период можно охарактеризовать временем невероятного прогресса.

Стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.

По замечанию видного русского историка Василия Ключевского: "Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий".

Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.

В ходе военных реформ Петра была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки "нового строя" (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.

Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов).

К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота . К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.

При Петре I армия и флот получили однотипную и стройную организацию, в армии были образованы полки, бригады и дивизии, на флоте - эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте - генерал-адмирала.

Была проведена реформа военного управления . Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помощника главнокомандующего).

В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.

Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.

Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге - вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).

Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге - Морскую академию.

Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.

Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: "Статьи воинские", "Учреждение к бою", "Для полевой битвы правила", "Морской устав", "Устав воинский 1716 года".

Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров - медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.

Военная система , созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца ХVIII века. В последующие после Петра I десятилетия ХVIII века русские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии. Свое продолжение они нашли в боевой деятельности Петра Румянцева и Александра Суворова. Труды Румянцева "Обряд службы" и Суворова "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" явились событием в жизни армии и большим вкладом в отечественную военную науку.

Материал подготовлен редакцией РИА Новости на основе открытых источников