Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Молчалины блаженствуют на свете? С Грибоедова “Горе от ума”).  Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А

Молчалины блаженствуют на свете? С Грибоедова “Горе от ума”).  Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает нам общество и образы людей того времени. Читаешь комедию и невольно переносишься в Москву 1824 года, в дом Фамусова, где развертывается действие.

Образ Молчалина – образ личности, занимающейся своей карьерой. С первых же страниц раскрывается смысл фамилии Молчалина – автор отводит ему очень мало реплик, причем речь его «услужлива», особенно в разговоре с Фамусовым, т.к. известно, что Молчалин – его секретарь. Фамусов относится к нему, как к нисшему чину, но в какой-то степени уважает его. Для Молчалина важнее попасть в чины и заслужить награды, то есть сделать себе карьеру:

«По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил».

Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:

«Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа –
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор –
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ и для других причин,
С духами скляночки: резеда и жасмин».

Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:

«Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим».

Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.

Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.

Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.

Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».

План

I. Имя, ставшее нарицательным.

II. Радости и трудности молчалиных.

1. Молчалин – персонаж пьесы А. С. Грибоедова.

2. Современные молчалины.

III. Счастье невозможно без внутренней свободы.

Вот он, на цыпочках и не богат словами…

А. С. Грибоедов

Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным. Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть от других», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «Ваш шпиц – прелестный шпиц»… Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете!» Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?

В пьесе судьба Молчалина, действительно, складывается удачно. В точности следуя заветам отца, учившего сына угождать «всем людям без изъятья», Алексей Степанович проживает и служит секретарем в доме Фамусова, «дружбу всех он в доме приобрел». И, как предрекает Чацкий, «он дойдет до степеней известных: ведь нынче любят бессловесных!» Софья Фамусова, неглупая, интересная девушка полюбила Молчалина, наделив его достоинствами, которых у него никогда не было, и готова выйти за него замуж против воли отца. И он талантливо разыгрывает роль влюбленного, «в угоду дочери такого человека». Молчалин умеет все просчитать и предусмотреть: отправляясь на ночное свидание с Софьей, он берет с собой бумаги для доклада на случай, если неожиданно появится Фамусов. Алексей Степанович усвоил негласные правила служебного успеха; несомненно, он добьется всего, о чем мечтает: чинов, богатства, связей. И пусть такие, как Чацкий, его презирают, и ничего, что всю жизнь придется носить маску, не смея сказать ни слова своим настоящим голосом – Молчалин готов забыть, каков он, его настоящий голос. Главное – он умеет всех обойти, перехитрить, добиться успеха.

В наши дни волшебное слово «успех» заставляет порой забыть о том, какими путями следует к нему идти. Общество, в котором преобладают потребительские интересы, ставит успех на первое место в шкале жизненных ценностей, квалифицируя его как умение всех обойти, любой ценой достичь достатка, а лучше богатства, славы, власти. Легко ли в наш век молчалиным? Легко, если они сумели приспособиться к новым условиям, если могут не только угодливо молчать, но и возвысить голос, когда это необходимо. Современные молчалины стремятся понравиться не всем, а лишь тем, кто полезен, и не размениваются на поглаживание мосек и карточные партии «на всякий случай». Смолчать, когда при тебе совершается злое дело, не заступиться за обиженного, произнести пламенную речь, где и когда это необходимо – и добиться вожделенного успеха по службе, и служить не делу, а лицам, и, в конечном счете, устроить свою жизнь – вот в чем их удобная, хотя и убогая философия. Современные молчалины страшнее грибоедовского персонажа: они научились скрывать свою сущность, умеют держаться надменно и даже делают вид, что имеют чувство собственного достоинства, совесть, честь. Они профанируют высокие идеи, прикрываясь ими для достижения собственных мелочных целей, притворяясь порой Чацкими. Они успешны. Но счастливы ли?

Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться «блаженства»? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных…

Молчалины блаженствуют на свете?

Александр Сергеевич Грибоедов - русский драматург, поэт и дипломат, который известен как писатель одной книги. Его комедия "Горе от ума", написанная в начале 19 века, начала новую ступень в развитии русской литературы и до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России. Эта пьеса буквально "разошлась по цитатам". Произведение Грибоедова - это сатира на московское общество первой половины 19 века. Даже Крылов говорил, что в то время "государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила". Созданные автором характеры героев по-настоящему реальны и несут общечеловеческое значение.

Одной из находок Грибоедова можно считать главного героя - Молчалина. Автор создал тип героя, который стал крупным приобретением общественной мысли. Молчалин - это мастер в искусстве смолчать, когда его бранят, он за это уже получил целых три награждения, чин асессора, и находится в дружеских отношениях со многими влиятельными людьми.

Нам он показан как мелкий чиновник, который стремится построить свою карьеру, старается угодить людям, иногда бывая робким и покорным с начальником и его дочерью, а порой дерзким с горничной. Чацкий же говорит про него так: "Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!" Но заслуга Грибоедова в том, что он сделал из маленького чиновника символ социально-политической группы, связав между собой два понятия: “молчалинство” и “фамусовщина”.

Ценности у Молчалина схожи с идеалами общества Фамусова. Чиновник больше всего желает быть богатым и знатным человеком, хочет, чтобы его приняли в обществе, мечтает о жизни безо всяких забот. Он считает, что каждый человек мечтает о такой жизни, поэтому и предлагает Чацкому "и награждения брать, и весело пожить". Говоря о службе, Молчалин упоминает признанных в обществе людей, боготворя и ставя их в пример: "Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные". Каково было его удивление, когда Чацкий ответил отказом на его предложение, утверждая, что ни о какой Татьяне Юрьевне он никогда не слышал. Для Молчалина это нонсенс, ведь весь его мир держится именно на этих людях. Хотя, нельзя сказать, что он их и вправду уважает. В первую очередь его интересует ни ум, ни душа, ни хорошие качества человека, а его статус в обществе, который будет ему полезен, возможно поможет продвинуться на ступень выше. Чацкий же признает "служенье делу, а не лицам". Своими достоинствами и талантами Молчалин считает "умеренность и аккуратность", хотя на самом деле, данные черты талантами и не являются.

За личными качествами Молчалина, за его маской скрывается «прошедшего житья подлейшие черты». Свою так называемую маску он снимает лишь перед Лизой - служанкой, внимания и любви которой так настойчиво добивался, пытаясь заманить её подарками: "...Игольничек и ножинки, как милы! Жемчужинки, растертые в белилы!" Но есть у Молчалина и ещё одна "любовь" - это Софья. Их роман он называет лишь служебным, никаких чувств к Софье чиновник на самом деле не испытывает, а встречается с ней лишь потому, что считает это выгодным для него самого, ведь Софья - "дочь такого человека!". Поэтому он и так беспокоиться об их тайном романе, говоря: «Не повредила бы нам откровенность эта». Хотя, Чацкий считает, что такой человек, как Молчалин, не способен любить. И правда, в Лизу он влюбился со скуки, а в Софью - по должности.

Можно отметить и значение фамилии Молчалина, которая говорит сама за себя. Молчалин - человек, пытающийся скрыть что-то от других, держать всё в тайне, строить какие-то планы, выгодные для него.

Так можно ли считать, что Молчалин счастлив? Такие, как Молчалин хотят лишь одного - известности в обществе. Они не покушаются на идеалы мира Чацкого, им это просто не нужно. С точки зрения самого Чацкого они несчастны, ведь он бы не смог жить так, как живут они. Но всё же они счастливы, хоть и по-своему. Их требования мелочны, но молчалины другого и не просят.

Если говорить о реальной жизни, то люди не должны видеть счастье в том, в чем отражает его "молчалинство". Но Грибоедов создал по-настоящему правдивый тип героя, который можно встретить и в наше время. Так блаженствуют ли молчалины на свете? Если встретить в жизни такого молчалина, то можно с уверенностью сказать, что этот человек и вправду по-своему блаженствует.

Александр Сергеевич Грибоедов - русский драматург, поэт и дипломат, который известен как писатель одной книги. Его комедия "Горе от ума", написанная в начале 19 века, начала новую ступень в развитии русской литературы и до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России. Эта пьеса буквально "разошлась по цитатам". Произведение Грибоедова - это сатира на московское общество первой половины 19 века. Даже Крылов говорил, что в то время "государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила". Созданные автором характеры героев по-настоящему реальны и несут общечеловеческое значение.
Одной из находок Грибоедова можно считать главного героя - Молчалина. Автор создал тип героя, который стал крупным приобретением общественной мысли. Молчалин - это мастер в искусстве смолчать, когда его бранят, он за это уже получил целых три награждения, чин асессора, и находится в дружеских отношениях со многими влиятельными людьми.
Нам он показан как мелкий чиновник, который стремится построить свою карьеру, старается угодить людям, иногда бывая робким и покорным с начальником и его дочерью, а порой дерзким с горничной. Чацкий же говорит про него так: "Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!" Но заслуга Грибоедова в том, что он сделал из маленького чиновника символ социально-политической группы, связав между собой два понятия: “молчалинство” и “фамусовщина”.
Ценности у Молчалина схожи с идеалами общества Фамусова. Чиновник больше всего желает быть богатым и знатным человеком, хочет, чтобы его приняли в обществе, мечтает о жизни безо всяких забот. Он считает, что каждый человек мечтает о такой жизни, поэтому и предлагает Чацкому "и награждения брать, и весело пожить". Говоря о службе, Молчалин упоминает признанных в обществе людей, боготворя и ставя их в пример: "Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные". Каково было его удивление, когда Чацкий ответил отказом на его предложение, утверждая, что ни о какой Татьяне Юрьевне он никогда не слышал. Для Молчалина это нонсенс, ведь весь его мир держится именно на этих людях. Хотя, нельзя сказать, что он их и вправду уважает. В первую очередь его интересует ни ум, ни душа, ни хорошие качества человека, а его статус в обществе, который будет ему полезен, возможно поможет продвинуться на ступень выше. Чацкий же признает "служенье делу, а не лицам". Своими достоинствами и талантами Молчалин считает "умеренность и аккуратность", хотя на самом деле, данные черты талантами и не являются.
За личными качествами Молчалина, за его маской скрывается «прошедшего житья подлейшие черты». Свою так называемую маску он снимает лишь перед Лизой - служанкой, внимания и любви которой так настойчиво добивался, пытаясь заманить её подарками: "...Игольничек и ножинки, как милы! Жемчужинки, растертые в белилы!" Но есть у Молчалина и ещё одна "любовь" - это Софья. Их роман он называет лишь служебным, никаких чувств к Софье чиновник на самом деле не испытывает, а встречается с ней лишь потому, что считает это выгодным для него самого, ведь Софья - "дочь такого человека!". Поэтому он и так беспокоиться об их тайном романе, говоря: «Не повредила бы нам откровенность эта». Хотя, Чацкий считает, что такой человек, как Молчалин, не способен любить. И правда, в Лизу он влюбился со скуки, а в Софью - по должности.
Можно отметить и значение фамилии Молчалина, которая говорит сама за себя. Молчалин - человек, пытающийся скрыть что-то от других, держать всё в тайне, строить какие-то планы, выгодные для него.
Так можно ли считать, что Молчалин счастлив? Такие, как Молчалин хотят лишь одного - известности в обществе. Они не покушаются на идеалы мира Чацкого, им это просто не нужно. С точки зрения самого Чацкого они несчастны, ведь он бы не смог жить так, как живут они. Но всё же они счастливы, хоть и по-своему. Их требования мелочны, но молчалины другого и не просят.
Если говорить о реальной жизни, то люди не должны видеть счастье в том, в чем отражает его "молчалинство". Но Грибоедов создал по-настоящему правдивый тип героя, который можно встретить и в наше время. Так блаженствуют ли молчалины на свете? Если встретить в жизни такого молчалина, то можно с уверенностью сказать, что этот человек и вправду по-своему блаженствует.



С5. Как можно истолковать слова Чацкого "Молчалины блаженствуют на свете"

В своей комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедов обличает пороки людей того времени. Слова Чацкого "Молчалины блаженствуют на свете"-это ни что иное, как оценка, данная им лицемерным, не имеющим своего мнения людям, "процветающим" в то время, таким, как Молчалин.

Молчалин-типичный представитель своего времени. Он думает лишь о себе, "блаженствует", следует завету отца "угождать всем людям без изъятья". Сцена с Лизой, в которой он признаётся в том, что Софья ему нужна для того, чтобы угодить Фамусову:"И вот любовника я принимаю вид/В угодность дочери такого человека..." доказывает, что Молчалин-подлый и безнравственный человек, способный пойти на обман и притворство ради того, чтобы добиться расположения Фамусова.

В комедии Молчалин представляет "век нынешний", но нельзя забывать о том, что "корень" всех проблем идет именно из "века минувшего". Так, главные жизненные принципы Фамусова- карьеризм и чинопочитание. Он считает, что для того, чтобы продвинуться по службе, все средства хороши: и лицемерие, и притворство, и подхалимство. Такими же предстают в комедии люди из его круга общения: Скалозуб груб и необразован, карьерист, Репетилов- пустомеля, который не имеет собственных убеждений, повторяющий "модные" суждения.

Чацкий уверен, что Молчалин добьется высоких чинов, подобно Фамусову и прочим "А впрочем, он дойдет до степеней известных, / Ведь нынче любят бессловесных"

Стоит отметить, что Чацкий с иронией произносит фразу "Молчалины блаженствуют на свете" так как в ней подчеркивает своё неприятие к образу жизни "Молчалиных".

Таким образом, слова Чацкого выражают главную мысль, которую хотел передать Грибоедов- карьеризм и лицемерие не дают проявится порядочным и честным людям вроде Чацкого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме