В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование понимается как процесс и результат знакомства детей с лучшими образцами музыкального искусства, овладения опорными знаниями по музыке.
В начальной школе цель формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры конкретизируется. Основными составляющими этого процесса являются эмоционально-целостное отношение к искусству и жизни; музыкальное восприятие, адекватное нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; опыт творческой деятельности как проявление духовно-творческой взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя. В младших классах общеобразовательной школы занятия музыкой предполагают развитие воображения и фантазии детей, понимание соотношения форм природы с формами искусства, развитие способности ощущать их общность (цвет - пространство - объем - звуки).
В основе музыкального воспитания младших школьников лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка младшего школьного возраста с природой самого искусства. Для младшего школьника это в первую очередь принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт.
Рассмотрим примерное содержание структуры музыкального воспитания младших школьников по каждому классу в отдельности. Выбор темы учебных четвертей определяется спецификой музыки и поступенностью задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который периодически повторяется и обобщается в целях лучшего усвоения.
I класс
Основное тематическое содержание четвертей: что такое музыка? Из чего она состоит? Кто ее сочиняет, исполняет и слушает? Потом - настроение человека и настроение в музыке. Далее - элементарные жанры музыки (песня, танец и марш). И последнее: что делает музыку выразительной? (Элементы музыкальной речи.) В I классе изучаются следующие жанры музыки: песня (колыбельная, частушка, плясовая, скороговорки, прибаутки, дразнилки и т.д.), танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, гопак, хоровод), марш (праздничный, спортивный, военный, шуточный, траурный, игрушечный). Рассказывается о музыке как особом самостоятельном виде искусства, об интонации как зерне музыки, об эмоционально-образном содержании музыки (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, взволнованная и т.п.), об элементах музыкальной речи (темп, динамика, мелодия, ритм, лад, регистры и т.д.), осуществляется показ связи музыки с речевой интонацией.
Начало занятий музыкой в I классе - один из важнейших этапов музыкального воспитания в начальных классах. Поэтому
необходимо более подробно остановиться на музыкальном воспитании первоклассников.
Рассказывать первоклассникам о музыке нужно доступным и ясным литературным языком. Например: "Музыка звучит по радио, телевидению, в концертных залах и театрах. И чем больше слушаешь ее, тем больше понимаешь, тем больше она дает радости". Для запоминания детям следует предлагать краткие, лаконичные определения: "Музыка состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки можно пропеть (дать картинку поющих детей), сыграть на музыкальном инструменте (дать картинку инструменталиста), изобразить в танцевальных движениях (дать картинку балерины), записать нотами (дать картинку нотной строчки)".
УДК 373.3/.5(075.8) ББК 74.200.54я73 КТК 402 Я89
Яфальян А.Ф.
Я89 Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 380 с. : ил. - (Высшее образование).
ISBN 978-5-222-13910-3
В пособии раскрываются наиболее важные вопросы музыкального воспитания в начальной школе, с учетом имеющихся программ в современной школе и опыта музыкального воспитания с древних времен до современности; рассмотрены различные виды музыкальной деятельности, типы уроков, разнообразные формы, практический материал и методические разработки внеклассных музыкальных мероприятий.
Данная работа представляет собой учебное пособие нового поколения. В нем раскрыты новые подходы к музыкальному образованию детей в начальной школе: предмузыкальное и аудиальное развитие детей, разнообразные виды фантазирования, работа с музыкальным дневником, крупные и малые формы внеклассной музыкальной работы. С целью создания целостной музыкальной картины мира у детей в большом объеме представлен материал по музыке Востока и восточной педагогике.
Пособие написано для студентов дневного и заочного отделений педагогических факультетов и учителей начальных классов.
УДК 373.3/.5(075.8)
ISBN 978-5-222-13910-3 ББК 74.200.54я73
© Яфальян А.Ф., 2008 © ООО «Феникс»: оформление, 2008
ВВЕДЕНИЕ
Там, где кончаются слова, - начинается музыка.
Формирование всесторонне и гармонически развитой пичности немыслимо без основ культуры, в том числе и музыкальной. Развивать музыкальную культуру детей младшего школьного возраста возможно лишь при условии целенаправленной, систематической и планомерной организации учебно-воспитательной работы. Учитель начальных классов знае", как важно интересно и разнообразно организовать воспитательную работу в учебное и внеурочное время. Однако на практике ему не всегда удается использовать огромный потенциал музыкальной культуры, поскольку специальная музыкальная литература и методические материалы по музыкальному образованию детей рассчитаны на специалистов - учителей музыки. В данном пособии предложены различные формы учебной деятельности, внеклассных музыкальных мероприятий, которые можно подготовить и провести не только музыканту-специалисту, но и истинному пюбителю музыки: учителю начальных классов, студенту педагогического вуза или педагогического колледжа и даже родителю - при непосредственном участии детей.
Учитель начальных классов закладывает духовно-нравственные и художественно-эстетические основы личности ребенка, становится первым проводником детей в мир искусства. Современная музыкальная педагогика обладает широким потенциалом развития, образования и воспитания школьников. Музыка сопровождает ребенка ежеминутно, однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бессознательные процессы, влияет на психику и соматику ребенка.
Разнохарактерность и многообразие музыкального искусства агрессивность некоторых современных музыкальных
Учитель начальных классов способен освоить основы музыкальной педагогики, направленной на гармонизацию личности ребенка в процессе музыкального развития. Деятельность педагога начальных классов в области музыкального воспитания должна быть направлена на общее разви
тие детей средствами музыки. Учебное пособие учитывает необходимость расширения у будущих педагогов начальных классов музыкального кругозора и повышения их музыкальной культуры. При этом включение в пособие такого материала проводилось с учетом содержания уроков музыки в начальной школе.
Так, в одной из наиболее распространенных программ, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, тематика третьего класса связана с музыкой разных народов. В учебное пособие включены темы, раскрывающие особенности музыкального мышления различных народов, рассматривается музыкальное искусство не только народов Запада, музыкальная культура которого явилась основой русской классической музыки, но и Востока, с его особым стилем музыкального осмысления мира. Будущий учитель начальных классов знакомится также с особенностями музыкального воспитания в различных странах, и не только западного, но и восточного.
Такой подход позволит приоткрыть глубины национальной культуры, прикоснуться к источникам древнейших цивилизаций, понять особенности музыкального мышления Востока и сравнить его с устоявшимся и приоритетным музыкальным мышлением Запада, которое принято считать классическим. Но Россия находится между Западом и Востоком, и в ней причудливым образом и в особом преломлении отражается то и другое видение мира. Такой подход позволяет создать целостную музыкальную картину мира и преодолеть имеющиеся стереотипы понимания классического искусства, сложившегося на основе западноевропейской музыкальной культуры.
Немаловажную роль в освоении музыкальной культуры играет пение. Голос - это единственный уникальный музыкальный инструмент, которым человек наделен от природы. Владение этим инструментом говорит об уровне музыкальной культуры. Знание вокально-хоровых навыков, владение собственным голосом и умение будущего педагога работать с детским голосом становятся для него основой развития, сохранения и оздоровления речевого голоса ребенка.
В пособии также рассматриваются основные тенденции в интеграции предметов в начальной школе, возможности использования музыки в различных условиях с целью повышения общего уровня детей, активизации их умственной, физической, творческой деятельности.
Включение раздела пособия, связанного с развитием аудиальной культуры детей, обусловлено тем, что погружение детей в мир большого музыкального искусства не учитывает их возрастные особенности. Существует колоссальный разрыв между классическим искусством, создаваемым композиторами, которые учились музыке десятки лет для того, чтобы создать шедевр, и детским мышлением, не обремененным слушательским опытом и многовековыми музыкальными традициями. Важно пройти с детьми семимильными шагами за короткий промежуток времени многовековой путь, которое проделало человечество в развитии музыкальной культуры. Для этого ребенку нужно научиться слушать, слышать и понимать предмузыкальный - шумовой и звуковой - мир. Именно учитель начальных классов, а не музыкант способен научить детей слушать и слышать себя, учителя и окружающих, что становится основой развития у них произвольного внимания, их слушательской культуры в процессе не только учебно-воспитательной деятельности, но и в условиях неорганизованного общения. Автор обобщает и систематизирует материалы, которые находятся в основе аудиального развития детей.
Учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых отражает содержание программы подготовки будущих педагогов к музыкальной работе в начальной школе.
В первом разделе даются теоретические основы, исторические подходы к музыкальному образованию, воспитанию и развитию детей. Причем, в отличие от традиционного подхода, когда история музыкального воспитания рассматривается лишь с позиций западной культуры и западного музыкального мышления, в данном пособии уделено внимание восточной музыке, музыкальному воспитанию на Востоке. Это связано еще и с тем, что в четвертом классе дети проходят темы музыки разных народов, в том числе и восточной. Материал о восточной музыке целесообразно использовать также во внеклассной работе.
Во втором разделе раскрыты основы предмузыкального и, шире, аудиального развития детей, представлены материалы, раскрыты содержание, методы и приемы работы с детьми младшего школьного возраста в процессе включения их в различные виды фантазирования. Этот раздел отражает новые тенденции в музыкальном развитии детей.
Третий раздел содержит методические материалы по проведению уроков музыки, по организации внеклассной музыкальной деятельности детей. В данном разделе описа- иы разнообразные формы и содержание работы педагога во впеучебное время, а также изложен подход к использованию музыкального занимательного дневника «Мир звуков», который разработан для младших школьников и уже несколько лет используется учителями начальных классов в различных регионах России.
Предложенные подходы и материалы данного пособия могут быть использованы не только в работе с детьми младшего школьного возраста, но и в работе с детьми дошкольного и среднего школьного возраста, так как отсутствие осмысленного домузыкального опыта мешает детям любого возраста понимать и принимать музыкальное искусство.
\втор надеется, что каждый студент, педагог и заинтересованный в развитии своего ребенка родитель будет твоо- чески использовать содержащиеся в пособии материалы, потому что слово лишь аккумулирует духовный опыт человека, а звук возвращает его к интуитивной сфере, области сверхчувствования мира. Педагог же работает со звуком, с музыкой, а значит, владеет мощным средством воздействия па ребенка, которое следует использовать очень осторожно. Осознание тонкой материи и есть осознание Духовности.
Материалы параграфа «Музыкальное воспитание в Индии» были написаны совместно с профессором Д.Х. Жоши (Индия). Автор благодарен господину Д.Х. Жоши за возможность использовать его материалы.
Учебное пособие освещает, наряду с традиционными, новые подходы музыкального воспитания детей. Некоторые темы, которые разработаны другими авторами достаточно подробно, затронуты в данном учебном пособии лишь отчасти, поэтому предложенные материалы целесообразно использовать в сочетании с имеющимися учебниками и учебными пособиями для студентов педагогических факультетов.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Планы семинарских занятий по предмету «Методика музыкального воспитания»
1 раздел. Общие основы теории и методики музыкального воспитания и развития детей
Тема 1.1. Теоретические основы музыкального воспитания детей
1. Задачи современного искусства
2. Музыка как один из видов искусства
3. Проблемы музыкально-художественного воспитания детей
4. Психологические основы музыкального воспитания детей
Тема 1.2. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей
1. Структуры музыкальности
2. Музыкальность как комплекс способностей
3. Развитие музыкальности в зависимости от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
4. Уровни развития музыкальных способностей детей
Тема 2. Основные исторические этапы музыкального образования детей в России
1. Музыкальное воспитание в дореволюционной России
2. Становление системы отечественного музыкального воспитания (1917-1990 г.)
3. Некоторые современные тенденции музыкального воспитания
4. Внешние формы музыкального воспитания детей
5. Музыкальные школы в системе музыкального образования и воспитания детей
Тема 3. Предмет и методики музыкального воспитания детей
1. Значение музыкального воспитания
2. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития
3. Задачи музыкального воспитания детей
4. Характеристика системы музыкального воспитания
5.Средства музыкального воспитания
6.Музыкотерапия и ее педагогические возможности. Каковы истоки музыкотерапии?
7. Каково воздействие музыки на бессознательные и подсознательные процессы?
8. В чем заключается сущность методов музыкотерапии и их педагогические возможности?
Тема 4.1. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей
1. В чем заключается специфика применения общедидактических методов в музыкальном образовании?
2.Охарактеризуйте специальные и инновационные методы музыкального образования.
3. Раскройте содержание метода эмоциональной драматургии на музыкальных занятиях.
4. Этапы музыкального обучения детей дошкольного возраста.
5.Использования методов и методических приемов в разных возрастных группах: а) младшая группа; б) средняя группа; в) старшая и подготовительная к школе группы
2 раздел. Виды детской музыкальной деятельности
Тема 4.2. Слушание – восприятие музыки
1. Значение и задачи слушания – восприятия музыки
2. Формы слушания музыки
3. Общая характеристика приемов воспитательной работы
Тема 5. Пение
1. Роль и задачи пения
3. Основные певческие навыки
4. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению
5. Песенный материал и требования к его подбору
6. Подготовка педагога к обучению детей пению
7. Обучение пению в разных по возрасту группах: а) первый год жизни; б) второй год жизни; в) третий год жизни; г) четвертый год жизни; д) пятый год жизни е) шестой год жизни; ж) седьмой год жизни
Тема 6. Музыкально-ритмические движения
1. Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания
2. Виды музыкально-ритмической деятельности
3. Общие приемы обучения музыкально-ритмическим движениям
4. Подготовка педагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям
Тема 7.1. Игра на музыкальных инструментах
1. Значение игры на инструментах
2. Классификация музыкальных инструментов
3. Организация занятий по обучению игре на инструментах
4. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах
Тема 7.2. Музыкально-дидактические игры
1. Назначение музыкально-дидактических игр
2. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения
3 раздел. Методика музыкального воспитания в начальной школе
Тема 8. Методика музыкального воспитания в начальной школе
Вопросы:
1.Раскройте и обоснуйте методологические и научные основы музыкального развития, образования и воспитания младших школьников.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные дидактические принципы музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Обоснуйте связь методики музыкального воспитания с возрастной психологией и общей педагогикой.
4. Охарактеризуйте методы музыкального развития детей младшего школьного возраста.
5. Проанализируйте особенности детского голоса и определите песенный репертуар для детей 1-го, 2-го и 3-го классов.
6. Охарактеризуйте методы активизации музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.
7. Охарактеризуйте значение и функции музыкально-ритмических движений как вида музыкальной деятельности.
8. Охарактеризуйте основные знания и умения по музыкальной грамоте, которые дети должны освоить в 1-м, во 2-м и в 3-м классах.
9. Проанализируйте программу по музыке для начальной школы, разработанную авторским коллективом под руководством Л.А. Безбородовой, и сравните ее с программой Д.Б. Кабалевского.
10. Дайте характеристику программам: «Музыка в четырехлетней начальной школе» (разработана под руководством Л.В. Школяр); «Музыка для 1-8-х классов» (программа для начальной школы, разработана под руководством Ю.Б. Алиева).
11. Охарактеризуйте традиционные формы внеклассной музыкальной работы (музыкальные кружки, хор, ритмика, музыкальный театр, фольклорный ансамбль и др.). Расскажите об основных принципах организации музыкальной деятельности во внеклассной работе.
12. Выявите сходства и различия урока музыки с другими предметами.
13. Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии
Задания для НИРС
1. Составить драматургию урока или внеклассного занятия по музыкальному воспитанию для детей младшего школьного возраста. Объясните драматургические компоненты предложенной вами разработки.
2. Представить фрагмент музыкального мероприятия, разработанного для детей младшего школьного возраста.
3. Приведите фрагмент мероприятия, разработанного вами для детей. Сделать отчет.
4. Разработайте план урока на тему "Путешествие в мир звуков" направленный на актуализацию знаний обучающихся о звуках окружающего мира, развитие слухового восприятия, внимания, памяти. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).
5. Разработайте перспективное планирование по музыкальному воспитанию в детском саду. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).
1. Составление электронных презентаций по темам курса.
2. Составление глоссария по темам дисциплины.
3. Составьте список музыкальных произведений из программы «Музыка» для первого класса, которые можно использовать для создания спокойной атмосферы в классе.
4. Проанализируйте средства музыкальной выразительности одного из музыкальных произведений.
5. Разработайте план-конспект диагностики по музыкально-эстетическому воспитанию «Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному в искусстве». (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Музыкальное воспитание младших школьников
Введение
Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблема активизации музыкально-нравственного воспитания младших школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к вопросам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о прекрасном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания.
Конечно, искусство как сфера сущности человека, его жизни и деятельности, как сфера наиболее полного выражения, прекрасного остаётся важнейшим объектом нравственности, а расширение роли искусства в начальной школе соответственно влечёт за собой и расширение круга педагогических проблем. Нравственность, труд, производство, спорт, поведение человека и, конечно, музыка - вот неполный перечень аспектов, в которых развивается наука о прекрасном.
Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искусство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приобретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть подменялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошибкой. К тому же самому музыкальному искусству практически уделялось очень ничтожное время, а больше было утомительных для детей бесед о музыке и записей текста песен.
Вся ответственность за нравственное воспитание возлагалась на учителей музыки и литературы. Забывалось, что нравственно воздействуют на человека все стороны жизни и что необходимо повышать нравственную активность, т.е. интеллектуальную и практически-деятельностную активность личности младшего школьника.
Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.
Опыт работы школ Российской Федерации показывает необходимость сосредоточения усилий учителей музыки и начальных классов, ведущих уроки музыки, на дальнейшем совершенствовании музыкального воспитания в аспектах формирования всесторонне развитой личности, становления высокого уровня музыкальности в начальных классах общеобразовательной школы, активизации музыкально-творческих проявлений музыкально слаборазвитых детей, нравственного воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.
1. Музыкально-нравственное просвещение учащихся
В современных условиях социально сложного переходного периода развитие личности возможно только при наличии комплексного подхода к воспитанию, подразумевающему единство трудового, нравственного и эстетического воспитания, т.е. объединение в единую систему всех форм просвещения, способствующих выработке социально ценных качеств личности младшего школьника.
Современная школа, сочетая интересы государства, общества и личности, становится образовательным учреждением, в котором ученик приобретает реальный статус субъекта культурного развития.
Музыкальное искусство с позиций нравственного просвещения должно служить выполнению главной цели нашего общества - формированию человека практичного, но с высокой духовной культурой. Каждый тип искусства, отражая объективную действительность с помощью своих специфических средств выразительности, по-разному воздействует на человека.
Музыка - это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности.
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Таким образом, музыкальное воспитание должно рассматриваться как важная составная часть нравственного просвещения и образования.
Целенаправленное воздействие музыкального искусства на учащихся предполагает активность и глубину его восприятия, а также формирование и развитие самостоятельной художественной деятельности. Важная роль отводится музыкально-нравственному просвещению учащихся на уроках. Нравственное просвещение на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности: беседы, утренники, клубы друзей искусства, выходы в музеи, картинные галереи, концертные залы.
Беседы по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства младших школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, то есть непосредственное обращение к чувствам учащихся, шли бы параллельно с размышлением об искусстве.
Наиболее действенной формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. А значит, чтение специальной музыкальной литературы учащимися должно направляться учителем.
«Исследования российских педагогов показали, что правильно поставленный процесс обучения ведёт к развитию в человеке тех качеств, которые необходимы для успешной деятельности в какой-то определённой области. Решающее значение при этом имеет умение учителя осуществлять руководство познавательным процессом, воспитывать учащихся через осмысленное, активное, целенаправленное усвоение музыкально-нравственных ценностей».
Среди форм нравственного просвещения учащихся, как в классной, так и во внеклассной работе особая роль принадлежит возможности непосредственного восприятия искусства. Речь идёт о просмотре музыкальных кинотелефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений изобразительного искусства, театра. Основное назначение этих форм нравственного воспитания состоит в обогащении и дифференциации чувственного опыта младших школьников. «Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки постепенно приводит учащихся к её пониманию и развивает интерес к ней. Следует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот рациональный момент не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства. При подготовке и проведении музыкальных утренников, вечеров, просветительских бесед важно чётко определять их основную цель, чтобы обеспечить соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное - позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч».
Программа по музыке для общеобразовательной школы служит ярким примером того, как на уроке, используя конкретный тематический материал, учитель должен воспитывать у школьников чувства патриотизма, национальной гордости и интернационализма, восхищения подвигом и героизмом на благо Родины.
Школа должна научить детей любить и понимать искусство, воспитать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями, что и является нравственным просвещением учащихся.
Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить, преждевсего, младшим школьникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлечённо рассказывать детям о музыке, её формах и жанрах, на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен, квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент песен, а также музыкальные произведения, давать теоретические знания в доступной и увлекательной форме, вести различные виды внеклассной работы.
Богатство музыкального воображения, вдумчивое отношение к содержанию произведения подсказывают исполнителю и пути для его реализации. Сплав идей, мыслей, чувств и стремлений педагога-музыканта образует то состояние его психики, которое рождает замысел и предвосхищает результат творческой деятельности.
«Развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи нравственного воспитания с эстетическим, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное - это эмоциональность восприятия благодаря особому свойству музыки, вызывающему сопереживания слушателей».
На музыкальных занятиях активизируются познавательная и умственная деятельности. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значении, если перед ребенком будут поставлены задачи: вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу эмоций и переживаний ребёнка, придают им осмысленность.
Гармоничность музыкально-нравственного просвещения считается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, присущие младшему школьному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. «Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических просветительских задач:
Воспитывать любовь и интерес к музыке, так как развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости даёт возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки;
Обогащать впечатления детей, знакомя их в определённой системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивая элементарную музыкальную грамотность, что позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно;
Развивать общую музыкальность детей, их сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений, ибо если в этом возрасте ребёнка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей;
Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса, в связи с чем на основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение с исполняемым произведениям, формируется музыкальная потребность;
Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах с применением новых сочетаний знакомых танцевальных движений, а также импровизацией попевок, что помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать, ибо такие проявления более характерны для детей младшего школьного возраста».
Общеобразовательная школа, призванная осуществлять последовательное музыкально-эстетическое воспитание, должна научить детей любить и понимать искусство, воспитывать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями. Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить младшим школьникам интерес к искусству, умение ориентироваться в огромном потоке музыкальной информации, отбирать произведения действительно достойные и значительные. Уроки должны способствовать формированию богатого духовного мира учащихся, развивать их художественный вкус и нравственные потребности.
Задачи предмета «Музыка» чётко изложены в программе разработанной лабораторией музыкального обучения НИИ школ под руководством Д.Б. Кабалевского, и главная из них - «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве ее" форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».
В настоящее время большой популярностью пользуется программа по музыке, разработанная коллективом учёных под общей редакцией Ю.Б. Алиева. Принципиально важным в содержании этой программы является то, что она активно реализует один из основных принципов дидактики - связь с жизнью. «Не менее важны, - подчёркнуто в программе, - и задачи развития у учащихся музыкального слуха (звуковысотного, ладового, гармонического, ритмического, динамического и тембрового), музыкального мышления, воображения, памяти, всех музыкально-творческих способностей».
Вокального воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры... Игровой метод в развитии музыкально -просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. М.: ...
... воспитанию младших школьников» Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников . Предмет исследования – формы и средства эстетического воспитания школьников ... искусства. Визуальная и музыкально -звуковая грамоты, способствующие...
Влияющие на эстетическое воспитание младших школьников ; Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников . Гипотеза исследования... занятии (комплексное использование литературных и музыкальных произведений). Умелое использование игр и...
... воспитания младших школьников ……………………………………………………………. 6 Теория гражданского воспитания в историческом контексте - Воспитание гражданственности в современной школе … 9 Глава II. Гражданское воспитание младших школьников ... и музыкальным стал обобщающий...
Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников
Педагогика и дидактика
Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы
Лекция 1.
Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников
План лекции
1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.
С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в очень важной сфере чувств.
В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.
1. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно познавать действительность;
2. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно оценивать действительность;
3. Музыкальное искусство способно вызывать душевный подъем, особое худ о жественное удовлетворение и наслаждение, вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и та н це, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с удовольствием игры в т е атре или со спортом;
4. Музыкальное искусство способно внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;
5. Музыкальное искусство способно сообщать знания, быть «учебником жи з ни»;
6. Музыкальное искусство способно активизировать и развивать тво р ческий потенциал человека;
7. Музыкальное искусство способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразн о го средства общения.
2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.
Основная цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).
Задачи учебного предмета «Музыка»
Воспитание любви к музыке;
Освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями;
Приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
Воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;
Развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.
Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения предста в ляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образ о вания.
В музыкальной педагогике существует множество различных по структ у ре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок.
В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.
Общедидактические методы
К ним относятся: словесные, наглядно-слуховые; деятельно-практические; проблемно-поисковые; игровые методы; контроля.
Комплексные методы
1. Метод эмоциональной драматургии.
Данный метод реализуется в следующих приемах:
2. Метод музыкального обобщения
Данный метод реализуется в следующих приемах.
1. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней.
Сущность данного метода в том, "чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить".
Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, с о стоящих из трех связанных моментов:
Четко сформулированная учителем задача;
Постепенное, совместно с учителем решение этой задачи;
Окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся.
Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, к о гда перед учащимися ставятся различные творческие задания.
Находит свое выражение в "выходе" за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы. Этот метод обе с печивает целостное восприятие музыки. Этот метод можно назвать методом художественных ассоциаций. К нему примыкает метод "пластического" инт о нирования, свободного дирижирования, помогающий включению учащихся в образный строй произведений.
Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных пр о изведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, с ч е тырехручьем, с сольным пением, с движением.
4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному.
Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно снач а ла опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь з а тем на новый материал. Этот метод дает возможность возращения к пройде н ному с новой точки зрения для более глубокого понимания, обнаружения н о вых черт и связей в творчестве композитора.
5. Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия.
Урок музыки это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие зад а чи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно-практического отнош е ния учащихся к музыке.
К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:
1. Урок введения в тему.
Основной признак усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс введения в тему складывается обычно из трех основных моментов:
Активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.
Создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят к решению поставленной задачи.
Закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.
2. Уроки углубления и закрепления темы.
Основной признак применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого обращения к частным, конкретным знаниям.
3. Урок обобщения темы.
Основной признак наличие в его содержании более обобщенной хара к теристики "ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.
4. Урок-концерт.
Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.
Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие многочисленные виды уроков. Существуют: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок-вариация, тре х частная форма урока.
«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и мотивации к музыкальной деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 4 класс, 1 час в неделю.
Сверхзадача предмета «Музыка» выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в области музыкального искусства является живое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно-концентрическому принципу.
Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами: «Мир звуков », «Как рассказывает музыка», « Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия».
4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.
Существуют определенные этапы знакомства с новыми музыкально-теоретическим материалам по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения.
2. Функционирование музыки в жизни человека
3. Отечественная и мировая музыкальная культура
5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.
В основе развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма лежит система относительной сольмизации.
Относительная сольмизация дает возможность наиболее эффективно развивать ладовое чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их тяготениях. При помощи ручных знаков, которые используются в данной системе, у учащихся создаются координационные связи между моторикой, слухом, голосом и зрением. Она дает возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные, метроритмические особенности национальной музыки. Ее простота и доступность позволяют использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов.
К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра «живые ступени», ритмические карточки.
Литература
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
3110. | Проект двухэтажного 6 комнатного жилого дома для г. Ярославль | 212.5 KB | |
Введение В курсовой работе разработан проект двухэтажного 6 комнатного жилого дома для г. Ярославль. Проект разработан в соответствии с выданным заданием. Объёмно-планировочное и конструктивное решение здания соответствует требованиям нормативной до... | |||
3111. | Инвестиции как сбережения. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства | 165 KB | |
Введение: Государственной думой 6 июля 2007 года, был принят Федеральный закон о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который предусматривал создание фонда в целях безопасного и благоприятного условия проживания гр... | |||
3112. | Оружие Правды | 192 KB | |
Долгие годы коммунистического владычества оставили после себя духовную пустыню, нет уголка, которого не коснулось бы страшное разорение. Наша надежда на выздоровление Родины и ее восстановление питается верой в беспредельное милосердие Божие и в сам... | |||
3113. | Феномен общественной морали | 22.6 KB | |
Феномен общественной морали Уже само название предлагаемых заметок предельно прозрачно определяет выбранный подход к анализу как структуры морали, так и ее функционирования. Однако следует согласиться с Р.Г. Апресяном в том, что сохраняется концептуа... | |||
3114. | Организация и вооружение мсб на БТР (БМП) | 233.28 KB | |
Организация и вооружение мсб на БТР (БМП). ТТХ АК-74 Мотострелковый батальон состоит из: (имеет 517 человек л/с) управление батальона штаба ·взвода связи (ВС) 3-х мотострелковых рот (МСР) минометной батареи (Мин.Бат.) противотанкового взвода (П... | |||
3115. | Разработка и исследование двухконтурной структуры подчиненного регулирования скорости электропривода постоянного тока | 386 KB | |
Очень трудно представить себе современную жизнь человека без систем автоматического управления (САУ). Методы автоматического управления широко используются в производстве и научных исследованиях. Одной из главных задач автоматики является... | |||
3116. | ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ МНОГОСЛОЙНОЙ СТЕНОВОЙ ОГРАЖДАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ | 111 KB | |
Лабораторная работа №1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ МНОГОСЛОЙНОЙ СТЕНОВОЙ ОГРАЖДАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ Цель работы: знакомство с экспериментальными методами исследования теплозащитных качеств ограждения и принципам анализа основных параметров, хара... | |||
3117. | ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ ОКОННЫХ ОГРАЖДЕНИЙ | 99.5 KB | |
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ ОКОННЫХ ОГРАЖДЕНИЙ Цель работы: знакомство с экспериментальными методами исследования теплозащитных качеств оконных заполнений. Приборы и оборудование: фрагмент светопрозрачного оконного ограждения, комплект смонти... | |||
3118. | Алгоритм диагностики трансмиссии автомобиля Daewoo Matiz | 243.29 KB | |
Daewoo Matiz - микролитражный городской автомобиль класса «А». Разработан и выпускается южнокорейским подразделением General Motors (Daewoo), а также другими автозаводами по лицензии. | |||