Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Меценат - это звучит гордо. Крупнейшие меценаты современной россии

Меценат - это звучит гордо. Крупнейшие меценаты современной россии

Завершая разговор о русском искусстве "серебряного века", нельзя не вспомнить о меценатах , о людях которые любили, ценили и понимали искусство, сохраняли его и стремились подарить его людям.

То, чем сейчас владеют музеи, они обязаны поискам и открытиям энтузиастов, собирателей, меценатов. Тогда не было никаких государственных программ и планов. Каждый коллекционер собирал то, что ему нравилось, как умел систематизировал, иной раз исследовал и публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности поистине грандиозны: все фонды музеев дореволюционной России были составлены из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров . Благодаря их деятельности наши музеи располагают уникальными произведениями искусства разных времен и народов.

Мы не имеем возможности перечислить хотя бы небольшую часть истинных любителей искусства, подвижников, энтузиастов, их было много по всей великой России, скажем коротко лишь о немногих, продолжателях дела Строгановых, Румянцева, Шувалова, Юсупова, Шереметева и др.

Серья Морозовых

Начнем с Морозовых . Эта семья, разделившаяся на несколько самостоятельных ветвей, сохраняла значительное влияние и в развитии отечественной промышленности, и в благотворительных культурных начинаниях. Алексей Викулович Морозов (1857-1934) собрал прекрасную коллекцию фарфора . В его же особняке хранились изделия из стекла, гравированные портреты, литографии, древние иконы. После революции собрание А. В. Морозова было национализировано, сам владелец оставлен хранителем. К 1930-м гг. коллекция разошлась по разным музеям, значительная ее часть осела в музее керамики в усадьбе Кусково.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903), старший из братьев Морозовых, сыновей основателя Тверской мануфактуры производства хлопчатобумажных тканей. Он закончил историко-филологический факультет Московского университета, и даже читал лекции в нем под псевдонимом "Михаил Юрьев", издал свои исторические сочинения. Много бывал за границей, любил Париж. В Москве он был широко известен. Он был гласным городской думы, избирался почетным мировым судьей, председателем купеческого собрания. В Успенском соборе Кремля состоял старостой, занимался исследованием этого уникального памятника старины, финансировал реставрационные работы.

Морозов принимал участие в деятельности целого ряда общественных организаций:

  • Общества любителей художеств,
  • Общества литераторов и ученых,
  • Русского музыкального общества,
поддерживал их деньгами.

Жертвовал немалые деньги на поддержку Московской консерватории и Строгановского училища. Откликнулся на призыв профессора И. В. Цветаева и взял на себя расходы по созданию зала искусства Греции.

Человек разносторонний, увлекающийся, М. Морозов был страстным любителем сцены, выступая с отзывами на театральные постановки, и коллекционером картин (ныне - музей им. А. С. Пушкина).

Сначала он приобрел полотна своих друзей - московских художников К. А. Коровина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. А. Серова. Потом увлекся искусством импрессионистов и постимпрессионистов. Он раньше других собирателей оценил Гогена и Дега, Ван Гога и Ренуара.

Его коллекция насчитывала около 100 картин русских и зарубежных художников , а также более 60 старинных икон . Среди картин были такие шедевры, как

  • "Царевна Лебедь" Врубеля,
  • "Портрет Мики Морозова" Серова,
  • "Кабачок" Мане,
  • "Море в Сен-Мари" Ван Гога.

Коллекция размещалась в обширном особняке на Смоленском бульваре. Морозов был известным хлебосолом, у него собирались шумные компании художников, артистов, они знакомились с его коллекцией картин.

Михаил Абрамович прожил недолго - неизлечимо больной он умер в 33 года. Его вдова передала большую часть коллекции в Третьяковскую галерею. Полотна западноевропейских мастеров вошли в состав Музея изобразительных искусств и Эрмитажа.

После смерти брата его дело продолжил брат Иван Абрамович Морозов (1871-1921), который получил высшее образование в Цюрихском политехникуме, сам занимался живописью и рисунком. Он приобретал полотна Сислея и Писарро, Ренуара и Ван Гога, и, конечно, картины Коровина и Левитана. Уже через несколько лет в его собрании было свыше 250 произведений новейшей французской живописи, в том числе знаменитые полотна Ренуара "Купание на Сене", "Портрет Жанны Самари" и "Девушка с веером", Ван Гога "Красные виноградники в Арле" и "Пейзаж в Овере после дождя", Пикассо "Акробат на шаре", произведения Гогена, Боннара, Сезанна, Матисса. Можно было сказать, лучшие произведения парижских мастеров оказывались в руках у И. А. Морозова. Ни один из европейских собирателей, ни один из западных музеев не обогащал своих коллекций с такой энергией и стремительностью.

Для размещения своего собрания Морозов в 1899 г. приобрел в Москве на Пречистинке просторный особняк. К сожалению, коллекция И. А. Морозова была недоступна для осмотра в силу характера и склонностей владельца. В 1918 г. в период национализации, морозовская галерея послужила основой для создания "Второго музея новой западной живописи", где владелец оставался заместителем директора. Но вскоре семья Морозовых уехала за границу, Иван Абрамович умер по пути в Карлсбад, куда направлялся на лечение.

Петр Ивнович Щукин (1853-1912)

Промышленник, коллекционер и меценат из именитой купеческой семьи Петр Ивнович Щукин (1853-1912) был страстным собирателем образцов старого быта и искусства России, подобно П. П. Свиньину, П. Ф. Коробанову, М. И. Погодину, А. П. Бахрушину. Кроме предметов декоративно-прикладного искусства царских мастерских и крестьянских ремесленников, в его коллекции находились личные архивы видных государственных деятелей, представителей русской знати, науки, культуры (графов Воронцовых, богачей Демидовых и др., письма Тургенева, генерала Скобелева, список радищевского "Путешествия из Петербурга в Москву" и т. д.).

Для размещения значительной по объему и разнообразной по составу коллекции построил специальное здание на Малой Грузинской улице. С 1895 г. частный музей П. И. Щукина открылся для исследователей и всех любителей старины. Здесь писал этюды для картины "Степан Разин" В. И. Суриков, изучал планы Москвы XVII в. А. М. Васнецов.

В 1905 г. Петр Иванович все свое собрание вместе с домом, библиотекой, картинной галереей принес в дар Историческому музею. Сейчас в этих зданиях размещен Биологический музей им. К. А. Тимирязева.

Собирательством в семье Щукиных занимались и другие братья: Николай, Петр, Иван и Сергей. Так Сергей Иванович Щукин (1854-1936) пошел неизведанным путем: он начал собирать полотна французских импрессионистов и постимпрессионистов, которые тогда вызывали насмешки и недоумение. Щукин полагался на собственное чутье, которое его не подводило. Щукинская галерея насчитывала до 250 произведений , 40 из них принадлежали Матиссу. Здесь были картины Моне, Сислея, Пюви де Шаванна, Марке, Ван Гога, Гогена, Руссо, Сезанна, Синьяка, Тулуз-Лотрека, Пикассо.

С 1910 г. его галерея открылась для публичного посещения и стала популярным центром современного искусства. Здесь, в стенах особняка на Знаменке, побывали все московские художники того времени. М. С. Сарьян вспоминал: "...Щукин, у которого было богатое собрание французской живописи, устраивал у себя вечера, на которых лучшие московские музыканты исполняли произведения Скрябина, Меттнера, Рахманинова. У Сергея Ивановича мы с огромным интересом смотрели работы Ренуара, Сислея, Моне, Ван Гога, Гогена и других более молодых художников".

Собрание Щукина оказало влияние на московских художников, которые создали особую школу русского авангарда. Когда галерея была национализирована, Сергей Иванович стал Директором и хранителем, но вскоре семья Щукиных выехала за границу - сначала в Германию, затем во Францию. Он дожил до преклонных лет и похоронен в Париже на Монмартрском кладбище.

Мария Клавдиевна Тенишева (1864-1928)

Замужество Марии Клавдиевны Тенишевой (1864-1928) в 1892 г. за князем В. Н. Тенишевым, человеком образованным и богатым, положило начало ее благотворительности. Тенешева, человек одаренный (после гимназии училась в парижской оперной студии), не связала судьбу с артистическими подмостками, а стала меценатом в окрестностях имения Тенишевых - Талашкино, в Смоленском крае. Ею была основана рисовальная школа в Смоленске, творческая студия в Петербурге. Она финансировала журнал "Мир искусства", оказывала поддержку выставке передвижников в Смоленске. В дар только что учрежденному Русскому музею она приносит 500 рисунков и акварелей из личного собрания, субсидирует археологические раскопки в Новгороде, и, наконец, создает художественные мастерские в Талашкине по примеру подмосковного Абрамцево, и там же устраивает музей народного искусства "Русская старина". В Талашкине работали В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, В. А. Серов и другие видные художники тех лет.

В 1918 г. Мария Клавдиевна уехала за границу. Последнее свое французское десятилетие она посвятила работе в технике выемчатой эмали, которую освоила еще в Талашкине. В Париже, Риме и Праге с успехом прошли ее выставки. Она умерла в апреле 1928 г. и похоронена на кладбище Сен-Клу под Парижем.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

Неоценим вклад в дело сохранения произведений искусства Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Он, как и многие меценаты, происходил из купеческой среды, Третьяковы торговали льняным полотном. Третьякова-коллекционера интересовала русская художественная школа. В его коллекции появились работы В. И. Якоби, А. К. Саврасова, М. П. Клодта, В. Г. Перова. Особое внимание уделял Третьяков современным ему художникам реалистического направления - передвижникам. Наиболее полно в его собрании представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков. Попутно галерея пополнялась работами мастеров XVIII - 1-й половины XIX вв.

В рамках частного собрания Третьякова началось создание "русского пантеона" - портретов знаменитых соотечественников. Павел Михайлович приобретал имеющиеся портреты и заказывал новые ведущим портретистам времени: Перову, Крамскому, Репину, Ге и другим.

Для своей быстро растущей коллекции Третьякову пришлось строить специальное здание в замоскворецком переулке. Художник М. В. Нестеров вспоминал: "Мы, тогдашние юнцы, ученики Училища живописи и ваяния хорошо знали дорогу в Лаврушинский переулок... Мы шли туда, как домой". В августе 1892 г. П. М. Третьяков подал в Московскую городскую думу Предложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве. В собрании Третьякова насчитывалось 1287 произведений живописи и 518 графики, а также 75 картин европейских мастеров (собрание незадолго до того умершего С. М. Третьякова). 15 августа состоялось официальное открытие "Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Остроухов Илья Семенович (1858-1929)

Многим обязаны потомки таким меценатам, как художник из купеческой семьи Остроухов Илья Семенович (1858-1929), который создал частный музей изобразительного , открытый с 1890 г. для всех желающих, ученый дворянского происхождения Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович (1827-1914), который собрал всемирно известную коллекцию картин преимущественно голландских и фламандских мастеров (свыше 700 полотен) и уступил ее Императорскому Эрмитажу, хотя зарубежные коллекционеры предлагали большие деньги за нее.

Другие меценаты

Сравнимую с Третьяковской коллекцию русского изобразительного искусства собрал издатель, благотворитель из купеческой семьи Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Знатоком иконописания и собирателем русских древностей был Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-1898), имеющий историко-филологическое образование из семьи полтавского помещика, он был хранителем Оружейной палаты и Румянцевского музея, автором многих трудов, посвященных изучению и систематизации памятников искусства.

Произведения Брюллова, Федотова, М. Воробьева, Маковского, Репина, В. Васнецова, Поленова входили в "Цветковскую галерею", расположенную на Пречистинской набережной, которая включала в себя свыше 1800 произведений искусства и была собрана сыном священника, служителем банка Иваном Евменьевичем Цветковым (1845-1917).

Созданию Московского музея изящных искусств Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), сын сельского священника, а затем глава кафедры истории и теории искусств в Московском университете, которому отдал большую часть жизни. Он сумел организовать силы государственных деятелей, ученых и меценатов для благородного дела. Так автор проекта и строитель здания архитектор Р. И. Клейн безвозмездно трудился над созданием музея.

Открытие музея было приурочено к празднованию 100-летия юбилея Отечественной войны 1812 г. Первым посетителям была явлена уникальная, самая представительная в Европе коллекция слепков, памятников скульптуры и фрагментов архитектуры от древнейших времен и включая эпоху Возрождения. Музей открывал любителям искусства богатейшую панораму мирового классического наследия.

Ныне, пополненный многими коллекциями, собраниями картин выдающихся художников, цветаевский музей изящных искусств - Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина являет собой второй, вслед за Эрмитажем, музей мирового искусства в России.

Профессиональными благотворителями называли владельцев кожевенных и суконных предприятий Бахрушиных, настолько широко и постоянно они выделяли средства от своих доходов на цели благотворительности, на поддержку культурных и общественных начинаний.

На земле Бахрушиных и на их деньги (50 тыс. рублей) был построен театр Корша (ныне филиал МХАТа).

Славный представитель этого семейства Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) посвятил себя коллекционированию книг и старинных вещей, коллекция которых по его завещанию поступила в Исторический музей.

Находились меценаты, которые поддерживали новые течения в искусстве. Так на средства Николая Павловича Рябушинского , сына фабриканта, внука предприимчивого крестьянина, издавался журнал символистов "Золотое руно" (1906-1910). Это был дорогой, красочный журнал, в котором было три отдела: художественный, литературный и музыкальный. В журнале сотрудничали М. Врубель, Борисов-Мусатов, Блок, Белый и многие другие. О роскоши журнала свидетельствует то, что качественные иллюстрации прикрывались тончайшей шелковой бумагой, подписчикам журнал доставлялся в футляре с золоченым шнуром. Сначала журнал выходил на русском и французском языках. Расходы на журнал превышали доходы, а кризис символизма в 1910 г. положил конец этому изданию, к тому же в 1909 г. Н. Рябушинский разорился.

Читатели журнала могли познакомиться с творчеством художников "Мира искусства" , мастерами прошлого, представителями "новой волны", например, П. Кузнецова и В. Милиоти ("Голубая роза"), с творчеством поэтов-символистов, музыкальными новинками. "Золотое руно" Рябушинского явилось зеркалом целой эпохи короткой, но значительной в развитии русского искусства.

На средства же Рябушинского была организована выставка "Голубой розы" (1907), а потом выставки под названием журнала "Золотое руно" (1908, 1909, 1910).

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Огромный вклад в развитие русского искусства внес Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) , крупный железнодорожный промышленник, человек разносторонне одаренный (замечательно пел, занимался скульптурой), большой знаток и ценитель искусства. В 1870-1890-е гг. его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни. Здесь жили и работали лучшие художники того времени (Поленов, Репин, Антокольский, братья Васнецовы, Нестеров, Врубель, Коровин, Суриков, Остроухов, Серов и др.), с которыми сам Мамонтов был в дружеских отношениях ("Абрамцевский /мамонтовский/ художественный кружок"). Особенностью содружества было то, что в него входили художники различных направлений, но объединенных интересом к русской истории, желанием возродить и прославить русское искусство.

Художников в Абрамцево привлекали возможность творческого общения, свобода деятельности, атмосфера доброжелательности, царившая в доме Мамонтовых и благотворно влиявшая на их творчество. Здесь создавались солнечные пейзажи В. Д. Поленова, В. М. Васнецов писал в Абрамцево "Аленушку" и "Трех богатырей", И. Е. Репин работал над картиной "Не ждали", сделал многочисленные эскизы к "Крестному ходу", первые эскизы к "Запорожцам". Абрамцевский пейзаж вошел в картину М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Молодой Серов написал в столовой мамонтовского дома портрет старшей дочери Мамонтовых Веры, вошедший в историю искусства под названием "Девочка с персиками".

При содействии Саввы Ивановича и его жены Елизаветы Григорьевны были созданы художественные мастерские , развивавшие традиции народного творчества керамики и резьбы по дереву.

В 1919 г. абрамцевская усадьба была национализирована. Здесь был создан музей . Его организатором и первым заведующим стала младшая дочь Мамонтовых Александра Саввична. В 30-е гг. здесь создали поселок художников, где жили и работали такие замечательные мастера, как И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, И. И. Машков, В. И. Мухина и многие другие.

Невозможно представить музыкальную жизнь конца XIX - начала XX вв. без Московской частной оперы, основанной С. И. Мамонтовым в 1885 г. и просуществовавшей до 1904 г.

В 1899 г. Мамонтов разорился и угодил в долговую тюрьму. К сожалению, многие, кто был ему обязан моральной и финансовой поддержкой, забыли о нем. Пожалуй, лишь Шаляпин не отрекся от него и продолжал в концертах делать ему посвящения.

Аника Строганов в годы правления Ивана Грозного был самым влиятельным русским предпринимателем. Он контролировал северную торговлю с Англией, осваивал земли, торговал пушниной, развивал солевую промышленность и был одним из организаторов экспедиции Ермака.

2. Акинфий Демидов (1678-1745)

Акинфий Демидов был самым успешным промышленником своего времени, меценатом, основателем горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири. К концу жизни Акинфий Никитич имел 25 заводов, на которых было занято 23755 душ мужского пола (в среднем по 1000 человек на 1 завод). Нижнетагильский завод, главное детище Демидова, работает и сегодня.

3. Савва Яковлев (1712-1784)

Савва Яковлев, урожденный Собакин, был сыном мещанина, но добился своей деятельностью дворянства. Начинал он с продажи телятины у Летнего сада, где был замечен Елизаветой Петровной. В итоге он стал поставщиком двора, а благодетельство императрицы открыло ему дорогу в бизнес. Уже при Екатерине, с 1766 по 1779 годы Яковлев покупает 16 и строит 6 заводов на Урале. Его обогащение по темпам и методам не имело аналогов в русской истории.

4. Григорий Потемкин (1739-1791)

Григорий Потемкин был не просто фаворитом Екатерины Второй, но и её тайным мужем. При этом Потемкина нельзя назвать альфонсом. Он успешно командовал русской армией во время войны с Турцией 1787 — 1791 годах, осуществлял присоединение к России и освоение Крыма, основал там несколько городов и фактически создал российский Черноморский флот. Императрица пожаловала Потёмкина колоссальными земельными владениями в Новороссии, которые сделали его богатейшим человеком России.

5. Григорий Орлов (1737-1808)

Участник госпереворота по свержению Петра III, Григорий Орлов сразу после воцарения императрицы Екатерины II получил щедрую награду — богатые поместья, деньги, графский титул. Его называли первым из «орлов» Екатерины, но к 1771 году он перестал быть первым. В этом же году он был послан в охваченную эпидемией чумы и бунтом Москву и хорошо справился с организацией мер по урегулированию ситуации.

6. Василий Перлов (1784 - 1869)

Перловы — «чайные короли» России. Самому успешному из них, Василию, удалось завоевать не только российский чайный рынок, но и покорить Европу. Он был одним из первых, кто начал фасовать сортовой чай, а доставку его из Китая осуществлять сухопутным путем, отчего качество продукта всегда было на высоте.
В 1860 году Василий Алексеевич открыл под своим именем фирму — Товарищество чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями». Фирмой были открыты чайные магазины торгового дома в Вене, Берлине, Париже и Варшаве.

7. Самуил Поляков (1837-1888)

Промышленник и меценат, Поляков сделал себе состояние во время раздачи железнодорожных концессий. По отзыву Сергея Витте, Самуил Соломонович Поляков был «наиболее прославившимся из железнодорожных тузов». Он активно строил железные дороги, открывал училища и щедро жертвовал на развитие образования. Состояние братьев Поляковых на 1913 год оценивалось в 49,5 млн золотых рублей ($544 миллиона по курсу 2000 года).

8. Павел Третьяков (1832-1889)

Меценат, предприниматель и коллекционер живописи Павел Третьяков осуществил свою мечту - составил коллекцию произведений русской школы, чтобы «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях». Его картинная галерея, открытая для всех горожан «без различия рода и звания» стала одним из крупнейших музеев Европы. Состояние Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн рублей.

9. Лев Кноп (1821-1894)

В России XIX века была присказка «Где церковь, там и поп, где фабрика — там и Кноп». Появилась она не на пустом месте - основатель торгового дома «Л. Кноп» был пайщиком более 100 предприятий. «Хлопчатобумажный король», как называли Льва Кнопа, по мнению современников, добился больших успехов отчасти «благодаря своему желудку и способности пить, сохраняя полную ясность головы». Состояние Кнопа в 1913 году оценивалось в 15-120 млн рублей ($187 млн по курсу 2000 года).

10. Петр Смирнов (1831-1898)

Петр Арсеньевич Смирнов, основавший свой завод в 1862 году, был настоящим «водочным королем» России. Налог, который поступал в казну с его предприятия, равнялся половине довоенного бюджета российской армии. Cтоимость произведенной за год продукции достигала 17-20 млн. рублей. Состояние самого водочного магната оценивалось в 8,7 млн рублей ($ 95,7 млн по курсу 2000 года).

11. Козьма Солдатёнков (1818-1901)

Старообрядец, фабрикант и предприниматель Козьма Солдатёнков был одним из самых ярких и неординарных людей своего времени. За богатое и щедрое покровительство искусствам он получил прозвище «Козьма Медичи». Его состояние в 1901 году равнялось 8 миллионам рублей ($88 по курсу 2000 года).

12. Гаврила Солодовников (1826-1901)

Московский купец и домовладелец, владелец универсама «Пассаж» на Кузнецком мосту, Гаврила Гаврилович Солодовников больше 95% своего многомиллионного наследства отдал на общественные нужды. Не умевший толком писать, он щедро жертвовал на искусство. На церемонии закладки Московской консерватории с криком «Да будет музыка!» Солодовников бросил в бетон 200 серебряных рублей. Его состояние в 1901 году оценивалось в 21 млн рублей ($231 млн по курсу 2000 года).

13. Алексей Алчевский (1835-1901)

За 40 лет работы Алексей Кириллович Алчевский создал крупнейшие горнопромышленные предприятия на Донбассе и несколько банков, например, одно из первых в стране Общество взаимного кредита, а в 1871-м — первый российский акционерный ипотечный банк. В кризис 1901 года, получив от правительства отказ в ссуде, Алчевский бросился под поезд (по одной из версий, он был убит). Его состояние на тот момент оценивалось в 12-30 млн рублей ($187 млн по курсу 2000 года).

14. Савва Морозов (1862-1905)

Савву Морозова называли «купеческим воеводой», но он стал известен благодаря меценатской деятельности. Морозов строил театры, поддерживал художников, писателей, студентов и рабочих. Одному только МХАТу он пожертвовал около полумиллиона рублей. Умер Савва Морозов 26-го мая 1905-го года. По официальной версии, причина смерти - самоубийство: Морозов покончил с собой выстрелом в грудь. Состояние династии Морозовых в 1914 году оценивалось в 40 млн рублей ($440 млн по курсу 2000 года).

15. Гораций Гинцбург (1833-1909)

Благодаря связям с крупнейшими финансистами Европы (Гинцбурги породнились с самими Ротшильдами), их банк к 1860-му стал одним из крупнейших в России. Его глава Гораций Гинцбург инвестировал в страховое дело, золотые прииски, железные дороги, пароходство, сахарные заводы. После 1892 года Гораций Гинцбург стал заниматься золотодобычей. Он возглавил, а затем установил контроль над богатейшим Ленским золотопромышленным товариществом. Состояние Гинцбургов в 1914 году оценивалось в 25 млн рублей ($275 млн по курсу 2000 года).

16. Александр Манташев (1842-1911)

Тифлисский армянин Александр Манташев был одним из «нефтяных королей» Закавказья, крупным акционером ведущих нефтяных компаний. В 1897-1909 годах он финансировал строительство самого длинного в мире 835-километрового нефтепровода Баку — Батум. На начало ХХ века состояние Мантшева оцнивалось в 10 млн рублей ($110 млн по курсу 2000 года).

17. Илларион Воронцов-Дашков (1837-1916)

Личный друг Александра III, создатель тайной монархической организации «Священная дружина», герой войн, генерал-адъютант Воронцов-Дашков был одним из крупнейших российских землевладельцев (около 485 000 десятин земли) и успешным промышленником. Среди прочего он занимался и нефтью. Его состояние на начало ХХ века оценивалось в 15 млн рублей ($165 млн по курсу 2000 года).

18. Семен Абамалек-Лазарев (1857-1916)

Князь, промышленник, археолог, крупный землевладелец, горнозаводчик, Семен Абамалек-Лазарев был очень разносторонним человеком, и одним из самых богатых людей России начала ХХ века. Ему принадлежало несколько вилл в Италии и особняк в Санкт-Петербурге. Состояние магната в 1914 году оценивалось в 50 млн рублей (550 млн по курсу 2000 года).

19. Савва Мамонтов (1841-1918)

История Саввы Мамонтова показательна, высока и трагична. Наследник большого состояния, Савва Мамонтов предпринимательством интересовался мало - его больше влекло искусство. После неудач с ведением «железнодорожного бизнеса» Савва Мамонтов оказался в Таганской тюрьме. Его имущество было распродано почти полностью. Злополучная железная дорога ушла за бесценок в государственную собственность, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе родственникам Сергея Витте.

20. Николай Второв (1866-1918)

Состояние иркутянина Николая Второва в 1914 году составляло 60 млн рублей ($ 650 млн по курсу 2000 года). Его называли «сибирским американцем» и «русским Морганом». Он скупал банки и строил заводы. Им были основаны первые в России фабрики химических красителей, завод «Электросталь», Московское товарищество автомобильного завода «АМО» (совместно с Рябушинскими, ныне ЗИЛ). В войну заводы Второва работали на «оборонку». В мае 1918-го Николай Второв был убит при невыясненных обстоятельствах. В его московском особняке сделали резиденцию американского посла («Спасо-Хаус»).

21. Павел Рябушинский (1871-1924)

Представитель знаменитой династии Рябушинских, Павел Павлович занимался предпринимательством и банковской деятельностью, строил фабрики и активно участвовал в политической жизни России. В 1920 году он эмигрировал во Францию. В 1914 году состояние Рябушинских оценивалось в 25-35 млн рублей ($330 млн по курсу 2000 года).

22. Николай Балашов (1840-1931)

К началу XX века обер егермейстер и член Государственного совета Николай Петрович Балашов с сыновьями Петром и Игорем обладал одной из крупнейших в стране земельной собственностью — 526 000 десятин земли. Они могли бы жить безбедно, ничего не делая, но у них ещё были десятки предприятий по всей стране. Их состояние на начало ХХ века оценивалось в 15 млн рублей ($165 млн по курсу 2000 года).

23. Борис Каменка (1855-1942)

Банкир Борис Каменка с 1910 года возглавлял Азовско-Донской банк, который при нем стал четвертым в рейтинге коммерческих банков Российской империи. Также Каменка активно участвовал в деятельности Еврейского колонизационного общества, созданного для организации переселения евреев в Америку. В 1914 году состояние банкира оценивалось в 40 млн рублей ($440 млн по курсу 2000 года).

24. Степан Лианозов (1872-1949)

Армянин Степан Лианозов был российским промышленником, меценатом и политическим деятелем, а также крупнейшим нефтяным магнатом России XX века. В 1912 году Степаном Лианозовым в Лондоне была создана «Русская генеральная нефтяная корпорация» («Russian General Oil Corporation», сокращенно «Ойль») с основным капиталом в 2,5 млн фунтов стерлингов. Благодаря действиям Лианозова, нефтяной сектор Баку стал привлекательным для иностранцев. В 1915 году состояние магната оценивалось в 10 млн рублей ($110 млн по курсу 2000 года).

25. Феликс Юсупов (1887-1967)

Феликс Юсупов был одним из самых богатых людей в России в начале ХХ века. В 1900 году стоимость имений, дач и домов Юсуповых составляла 21,7 млн рублей, антрацитового рудника - 970 000 рублей, сахарного завода - 1,6 млн рублей, картонной и бумажной фабрик - 986 тысяч рублей. К 1914 г. Юсуповы имели на 3,2 млн рублей ценных бумаг. Однако Феликс Юсупов остался в истории не как богач, а как убийца Распутина.

Меценат – это человек, который из личных побуждений и на добровольной основе способствует развитию науки и искусства, а именно спонсирует деятельность выдающихся личностей и в материальном плане покровительствует музеям, галереям, исследовательским центрам и аналогичным им заведениям. Мировая и отечественная история знает немало примеров таких бескорыстных личностей. Однако отдельного внимания заслуживает временной отрезок с 19 по 20 век, ведь в этот период в России произошел настоящий расцвет меценатства.

О причинах возникновения явления

Традиция брать под свою опеку храмы, больницы, театры, школы или проявлять милосердие по отношению к отдельно взятым художникам, ученым, танцорам и пр. начала свое стремительное возрождение в Российской империи в 17 веке, достигнув ко 2-ой половине 19 века невиданного ранее подъема. Главными представителями течения были зажиточные купцы, в которых, в отличие от их западных коллег, было меньше коммерческой жилки, но больше веры – в миссию, судьбу и Бога.

Свое дело, которое в современности назвали бы «бизнесом», человек 1800-х годов расценивал как предназначение, предписанное свыше, а потому исполнял его добросовестно и честно (хотя и из этого правила, конечно, порой находились исключения). Меценатство же стало рассматриваться в предпринимательской среде едва ли не обязанностью – тогда это не столько придавало статусности, сколько помогало обрести душевную гармонию и отдать дань благодарности Господу за то, что он помог заработать столь внушительные суммы. Копить деньги для себя считалось нормальным, но куда более достойным почитали использование богатств в практических целях, направленных на пользу всего общества.

Интересный факт! Известные меценаты мира не получили бы свое название, если бы не один римлянин, живший с 70 года до н.э. по 8 год н.э. и занимавший должность покровителя искусств. Имя этому мудрому и прямолинейному мужчине, некогда приближенному к самому императору Октавиану Августу, – Гай Цильний Меценат. Именно в его честь позднее начали именовать всех милосердных жертвователей на Земле.

Александр Людвигович (1814-1884), принадлежавший к «касте» банкиров и имевший состояние в 100 000 000 рублей, отдал на благотворительные мероприятия различного рода свыше 6 000 000. Он происходил из семьи обрусевших немцев, имел трудолюбивого и порядочного отца, чьи заслуги были отмечены лично императором России Николаем I. Правитель наградил мужчину титулом барона. Достижения родителя Александр смог укрепить, развить и продолжить. Так, приняв обязанности первого управляющего Государственного банка, он начал вкладываться в строительство железных дорог (Петергофской, Николаевской, позже переименованной в Октябрьскую, и Балтийской) и даже основал посвященное им Главное общество. Однако это были только первые штрихи, «пробы пера».

Сначала он пожертвовал по 5000 рублей Чесменской военной богадельне и морским служащим, потерявшим в Севастополе свою собственность. Затем, когда Штиглиц отошел от дел и продолжил жизнь на причитающиеся ему проценты, он дал своей скромной, но добродетельной натуре полный размах. Прядильный и суконный заводы в Нарве, поселение для трудящихся, библиотека, церковь, поликлиника, содержание коломенского детского интерната и глазной лечебницы в Мохове – все это было бы невозможно без материальной помощи Александра Людвиговича. Однако главным его делом стало возведение в 1876 году Санкт-Петербургского Центрального училища технического рисования для мужчин и женщин (ныне «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица»), которому филантроп выделил сначала 1 000 000 рублей серебром на строительство, а затем – еще около 5 000 000-7 000 000 в качестве завещания. Учреждение такого заведения на долгие годы вперед разрешило проблему отсутствия в стране профессиональных инженеров, необходимых для движения промышленности вперед.

Барон Штиглиц ушел из жизни из-за воспаления легких. Это был настоящий патриот, никогда не изменивший принципу хранить деньги исключительно в отечественных банках, и, вместе с тем, один из тишайших людей России, который не имел привычки говорить хоть сколько-нибудь лишнего. Обустройство его главного детища, училища, завершил зять – дворянин и представитель Сената Александр Половцев, муж приемной дочери четы Штиглиц Надежды.

Следующий известный меценат России, Савва Иванович (1841-1918), был потомком древнего купеческого рода. Если говорить о его предпринимательской деятельности, то здесь речь пойдет снова о рельсовых полотнах, но в этот раз – только о них. Савва, так же, как и Штиглиц, продолжил дело отца, некогда являвшегося директором общества Московско-Ярославской железной дороги. Мамонтову-младшему любые «капиталистические» и «бюрократические» занятия давались непросто, однако благодаря умению быстро увлечься он смог не только занять пост вышеозначенного объединения, но и стать гласным Городской думы, и членом Общества любителей коммерческих знаний, и виднейшим представителем столичного купечества.


Как это часто бывало, один из самых известных меценатов в России отличался творческим характером и тонкой душевной организацией. Он любил лепить (скульптор Матвей Антокольский даже находил поделки Саввы Ивановича интересными и заслуживающими внимания), петь (красивый бас вполне мог сделать филантропа певцом, что доказало успешное выступление в миланской опере), выступать с театральными этюдами. Т.к. ни одно из этих занятий у Мамонтова не получилось сделать делом своей жизни, он превратил их в хобби, во-первых, учредив Частную русскую оперу на сцене театра Солодовникова, и, во-вторых, основав в подмосковном имении Абрамцеве неизменное место встречи мамонтовского кружка. Богатый мужчина учредил в своей резиденции настоящую театрально-художественную студию, где начал обучать крестьян, принимать актеров, танцоров, писателей и других культурных деятелей.

Именно в одном из кабинетов поместья этого мецената писал своего «Демона» (картину, известную и любому современному человеку) Михаил Александрович Врубель.

Помощь творцам настолько увлекла Мамонтова, что он не заметил, как начал влезать в долговую яму. Частично виной этому оказался неразумно взятый кредит на 5 000 000 рублей для строительства новой железной дороги, который Савве уже нечем было погашать, частично – интриги финансовых и государственных деятелей (А.Ю. Ротштейна, директора Международного банка, и Н.В. Муравьева, министра юстиции). Купец оказался за решеткой Таганской тюрьмы. Несмотря на то, что Мамонтова освободили от наказания спустя несколько месяцев в зале суда под оглушительные аплодисменты, от него отвернулись многие бывшие приятели, а сам он уже никогда не вернул себе ни деньги, ни репутацию, ни возможность заниматься предпринимательством.

Братья Третьяковы

Заслуги последних великих меценатов России 19 века порой недооцениваются и несправедливо сводятся к упоминанию сбора одних лишь картин, хотя и это, разумеется, крайне значительно. Речь идет про Павла Михайловича (1832-1898) и Сергея Михайловича (1834-1892) Третьяковых, происходивших из семьи купца 2 гильдии и владельца 5 торговых лавок. Братья вели дела вместе – например, в принадлежащей им Большой Костромской льняной мануфактуре им не составило труда честно разделить обязанности друг с другом.

Более замкнутый и необщительный по натуре Павел распоряжался внутренней политикой фабрики, в то время как младший, Сергей, устраивал встречи с партнерами и налаживал полезные связи на выходах и раутах. Сбором произведений искусства родственники занялись также вдвоем – сначала в 1851 году приобрели здание в Лаврушинском переулке, ставшее основной для создания галереи, а затем начали покупать картины и создавать собственную коллекцию. При этом Павел больше тяготел к отечественной живописи, а Сергей – к зарубежной и, в частности, французской.

Все в нашей жизни рано или поздно приобретает свое значение и название. Вот и такое явление, как безвозмездная помощь, покровительство и содействие развитию, современный человек называет меценатством, благотворительностью или спонсорством.

Все эти понятия объеденены единым смыслом, но все же есть особенности, которые различают их. В России с давних времен и по сей день присутствует каждое из этих направлений. Спонсор, благотворитель, меценат - это люди, оказывающие помощь, но можно ли назвать её абсолютно безвозмездной? Давайте разбираться вместе...

Терминология - луч света в дебрях понятий

Итак, есть люди, готовые отдавать свои «кровные денежки», чтобы поддержать и содействовать развитию литературы, музыки, другого искусства и просто людей, нуждающихся в помощи. Почему бы не объединить героев под одним названием? В чем тут нюансы?

Благотворитель - человек, оказывающий бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся. Человек сам решает, где, как, кому и чем он может помочь. Взамен благотворители ничего не просят и часто оказывают помощь анонимно. Создаются целые благотворительные фонды, где неравнодушные люди могут внести свой вклад в беду (или развитие) посторонних людей: детей, беженцев, больных и т. д. Нередко благотворительные сборы идут на поддержку природы или животных. Кстати, не только деньги относятся к благотворительной помощи.

Меценат - это человек, добровольно и безвозмездно оказывающий содействие развитию науки и культуры. Привлекает он для этого благородного дела свои личные финансовые средства.

Спонсор - вкладывающий денежные средства в развитие и процветание кого-либо или чего-либо. Спонсором может выступать как человек, так и целая организация. Спонсорскую помощь также может получить конкретное лицо, компания, направление, идея или любая другая деятельность. Схоже по смыслу понятие «инвестор», но спонсор, в отличие от инвестора, не получает материальной выгоды от вложенных средств. Хотя свой интерес у него присутствует. Чаще всего спонсоры выделяют финансирование, чтобы «засветиться» в СМИ.

Так или иначе, оказывая безвозмездную помощь, каждый человек рассчитывает что-то получить взамен: благодарность, внимание, собственное душевное спокойствие или благоговейную радость от совершенного доброго дела.

История меценатства в России

В Риме при правлении Октавиана Августа помощником и доверенным лицом императора был Гай Меценат. Ему было многое дозволено, Август прислушивался к его мнению. Гай всячески помогал творческим людям, попавшим в немилость политической власти. Имя Мецената вошло в историю как нарицательное, обозначающее помощь, покровительство, финансовую поддержку деятелей науки и искусства.

Меценатство в России зарождалось еще в XIII веке как направление благотворительности. Меценаты России - богатые люди, достигшие успеха в разных областях. Но известность они получили в основном благодаря меценатству.