Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Лорд генри дориан грей. Пролог от Оскара Уайльда

Лорд генри дориан грей. Пролог от Оскара Уайльда

План

1. История создания романа. Философия гедонизма и ее выражения в произведении.

2. Тема искусства, основная проблематика романа.

3. Идейно-композиционная роль образа лорда Генри.

4. Тема красоты. Сущность трагедии Дориана Грея.

5. Характер образа художника в романе.

6. Парадоксы и их значение в произведении.

Задача для подготовительного периода

1. Объясните символическое значение портрета Дориана Грея.

2. Проследите пути нравственного падения героя.

3. Подумайте над вопросом:

o Цена, которую заплатил Дориан за вечную молодость и красоту: не высокая она?

4. Составьте логическую схему по произведению.

Литература

1. Кривизна Т. Что знал о красоте О. Уайльд? // "ЗЛ". - 2006. - № 7 (455). - С. 15-21.

2. Булъваренко Л. Прекрасный принц с уродливой душой (О. Уайльд "Портрет Дориана Грея" 10 класс) // "ЗЛ". - 2006. - № 7. - С. 13-14.

3. Свечкарев И.Б. Учимся интерпретации художественного текста (Урок-исследование по роману О.Вайльда "Портрет Дориана Грея") // Всемирная литература. - 2003. - № 12. - С. 30-32.

4. Новик С. М. Уайльд и его роман "Портрет Дориана Грея". 10 класс // Зарубежная литература. - 2003. - № 6. - С. 32-33.

5. Стамати Т. В. Формировать самостоятельность и независимость эстетических суждений (Конспект урока по роману А. Уайльда "Портрет Дориана Грея") // Всемирная литература. - 2004. - № 8. - С. 26-29.

6. Удовиченко Л. Н. Афоризмы писателя как средство осмысления его творчества. Итоговый урок по роману О.Вайльда "Портрет Дориана Грея" // Всемирная литература. - 2005. - 33. - С. 19-22.

Инструктивно-методические материалы

Эстетизм - это собирательное название литературно-художественных течений, представители которых отстаивали эстетические особенности искусства (красоту). Он возник в Англии в конце XIX в., Как реакция на строгий стиль викторианской эпохи. Художественным фактором зарождения таких взглядов стала идея "искусства ради искусства", существовавшей еще с античных времен. Эстетизм был противовесом реализма, который обращал внимание на социальные проблемы. На его формирование повлияли философские идеи Джона Рескина и Уолтера Патера. Самый яркий представитель - Оскар Уайльд.

Эстетическая теория изложена в книге "Замыслы" (1891). Диалогический вступление в нее - "Закат искусства лжи" - стал манифестом этого течения. В нем шла спор о кризисе в искусстве и пути выхода из нее. Искусство было самодостаточным и самоценным эстетическим явлением, которое не имело корней в действительности и не несло в себе никаких моральных установок. "Картина не имеет никакого другого смысла, кроме собственной красоты", - заявил Уайльд.

Из всех произведений писателя наиболее полно воплотил в творческую практику постулаты эстетизма интеллектуальный роман "Портрет Дориана Грея".

"Портрет Дориана Грея" исследователи назвали одним из самых загадочных произведений Оскара Уайльда.

Произведение написано в 1890 году. Прозаик писал его по заказу одного американского журнала в рекордно короткий срок - не более, чем за две недели, потому что заключил пари, что способен создать роман именно в такой срок. Замысел: однажды в мастерской своего друга, художника Бэзила Уорда, О. Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством внешности. В предисловии к произведению автор определил главную цель романа: вечность и величие над жизненного искусства.

В июля 1890 году роман опубликовали в американском журнале "Липпинкотс Мансли Мэгазин". Он имел много общего с произведением Ч. Метьюрина "Мельмонт -блукач", где также рассматривался таинственную связь между судьбой героя и его портретом. Также источниками романа стали произведения: Жюрис -Шарля Тюисмена "Наоборот", Гете "Фауст", Бальзак "Шагреневая кожа", Гофман "Крошка Цахес", Гоголь "Портрет".

Критические отзывы на произведение носили, почти без исключения, очень резкий характер, даже с требованием подвергнуть запрету книгу, а автора - судебной ответственности.

По формальным признакам "Портрет Дориана Грея" - это "роман воспитания", ведь писатель изложил историю Дориана Грея, который построил свою жизнь, воплощая определенные идеи. Фактически произведение - это моральная притча о молодом человеке, который ставил к жизни, как к эксперименту и пренебрегала общечеловеческими нормами морали.

Черты импрессионизма в романе:

1. композиция концентрировала не в действия, непосредственном жизни и его объяснении, а на различиях восприятия действительности различными персонажами;

2. персонажам предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему, участником или свидетелем которых они стали;

3. "изысканность" описаний в романе;

4. пейзажи стали фоном восприятия героя, сам герой будто растворился в окружающей красоте

Черты символизма в романе:

1. фабула произведения перекликался с центральным тезисом символизма о несоответствии видимого сущности;

2. портрет приобрел символическое значение: он стал проявлением сущности, изобразить которую, воплотить в конкретную форму лишь интуитивно мог истинный художник;

3. на стилевом уровне - непосредственное употребление парадоксов

Предисловие к книге состояла из 25 афоризмов и различных высказываний Т. Флобера, которые, впрочем, стали оригинальными в Уайльда. Содержание афоризмов раскрыл в сюжете романа. По мнению автора, искусство стремилось раскрыть себя и утаить художника, отразить не жизнь, а зрителя (читателя). Художник - не моралист, ибо искусство стояло вне морали, ему разрешено изображать все. Вообще, искусством стало тем, что не дает никакой пользы.

Тема романа: тема искусства и красоты.

Проблематика: соотношение красоты внешней и внутренней; мораль и искусство; отношения жизни и искусства.

Для романов конца XIX в. традиционно на первый план выдвигала идея, а образы воплощали тот или иной ее аспект. Лорд Генри, художник Бэзил Голуорд и его натурщик Дориан Грей воплотили эту идею в жизнь.

Имя персонажа Дориан с английского означает "дорический", искусствоведческий термин для обозначения древних памятников классической античности.

Действие романа разворачивалось в современной автору Англии, но писатель мастерски ввел в него фантастические, мистические элементы, которые приблизили его произведение к готических романов.

Произведение построено на интересном замысле: на редкость красивый юноша Дориан Грей мечтал о том, чтобы молодость и красота никогда его не оставляли. Художник Бэзил Голуорд создал портрет Грея, который имел волшебную способность - на нем отражались все порочные моменты жизни героя, тогда как сам он сохранял чистый юношеский вид, с годами красота его только расцветала.

Три разных персонажи романа выражали разное отношение к жизни. Циничный лорд Генри Уоттон, старший товарищ Дориана Грея, исповедовал культ наслаждения, для него не существовало никаких моральных ценностей. Он заверил Грея в всесильности красоты и молодости. У него холодная душа, потерявшая нравственные идеалы.

Лорд Генри, как изящный эстет, любил в красоте, делал ее источником наслаждения. Его можно назвать теоретиком и идеалом эстетизма. Этот образ также трактовали как "образ змея-искусителя", поскольку его слова Дориан воспринял как программу действий, реализовал их на практике и распространил среди "золотой молодежи". Лорда Генри нельзя считать холодным экспериментатором, поскольку он предсказал последствия и честно предупредил о них Дориана. Впрочем, он равнодушен к тому, почему не хватает изысканности, и в жизни, и в смерти искал только красоту. Лорд Генри - идеолог красоты, поэтому писатель поставил эту фигуру вне требований морали и этики. Создателями прекрасного стали Бэзил Голуорд и актриса Сибилла Вейн. Они воплотили идею самоотверженного служения искусству. В отличие от лорда Генри, художник Голуорд - создатель красоты. У него горячее, чуткое сердце, которое он вложил в свое искусство. Между этими двумя героями главный герой романа - Дориан Грей, за душу которого боролись. Юноши привлекла гедонистическое теория лорда Генри, и под его влиянием он предался наслаждению. Ради удовлетворения своих потребностей не остановился ни на чем, поскольку уверен, что счастье человека не зависело от моральных принципов.

Но влияние лорда Генри ослаб, когда юноша влюбился в молодую 17-летнюю актрису Сибиллу Уэйн. Дориан не называл ей своего имени, а для влюбленной девушки он просто Прекрасный принц. Лорд Генри холодно воспринял это увлечение героя, хотя считал, что оно ему нужно в качестве первого сексуального опыта. Он уверен, что скоро Дориан сам оставит девушку ради какой-то другой претендентки.

Лорд Генри оказался прав. Впоследствии Дориан бросил актрису, но он даже и не думал, что это приведет к трагическим последствиям: Сибилла покончила жизнь самоубийством, так как не смогла перенести измены любимого.

Так состоялось первое моральное падение Дориана, после чего тот заметил смену на портрете - появление перекошенного рта. Но Дориан панически боялся только старости. Убедившись, что с какой-то причине старел только портрет, а сам он оставался долгие годы молодым, спрятал шедевр подальше, чтобы не видеть его настоящем виде. Он все ниже опускался морально к тому моменту, когда убивает художника Голуорд. И тогда Дориан увидел, что на портрете на руках появилась кровь, а лицо стало искривленным и ужасным.

Он решил уничтожить портрет - единственное доказательство грехов. Дориан проколол портрет, но когда на шум вбежали слуги, то увидели на стене волшебный портрет Дориана, а на полу мертвого старика, и только по кольцах на руках они узнают своего хозяина.

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Дориана Грея

Пагубное влияние лорда Уоттона, певца красоты, зла, демона-искусителя

Пробуждение Бэзилом Голуорд марнославности, эгоистического желания остаться вечно молодым

Жизненный выбор

"Наслаждаются, временем, пока юные... Живите своей жизнью! Тем замечательным жизнью, что у вас есть. Ничего не пропустите, ищите всегда все новых впечатлений! И не бойтесь никого. Новый гедонизм - вот что нужно нашему возрасту. Вы могли бы стать его наглядным символом "

"Если бы это я мог остаться век молодым, а старел портрет... Я отдал бы за это даже душу!"

"Вечной молодости, сладостей, изящных и сокровенных, неистовых веселья и еще яростнее грехов - всего этого испытывает он. А портрет будет нести бремя его души"

Бэзил Голуорд - одна из модификаций образа автора в романе. Его изображен таким, каким хотел быть сам писатель. Голуорд талантлива не столько интеллектуально, сколько интуитивно. Присущая художникам способность провидеть и отражать это в своем творчестве стала роковым бременем для Бэзила. Он болезненно чувствовал Красоту, ее неизбежность, вневременность. Прекрасное - вечное, поэтому полотна Голуорд бессмертны, как и изображенные на них герои. А сам художник внешне некрасивый. Уайльд подчеркнул разительный контраст между некрасивость персонажа и красотой его души, инстинктивной отвращением к безнравственности и зла как высших форм Уродства. Бэзил оказался у Дориана Грея в самые драматические моменты его жизни с лучшими по юноши намерениями. И каждый раз его действия приводили к непоправимому: художник стал невольным виновником знакомства юноши с лордом Генри, провоцируя того своим нежеланием подвергать неустойчивую психику молодого человека губительному влиянию великосветского льва; он создатель магического портрета, так совершенно передал красоту и внутреннюю сущность главного героя, который фактически изменил, а впоследствии и заменил оригинал; добровольно жертвуя Дориану свое творческое я, художник в конце спровоцировал того на убийство, а затем на самоубийство. Захваченный юношей, Бэзил средствами живописи передал то, чего не мог сформулировать о себе сам Дориан. В то же время Бэзил даже не догадки вав, что станет виновником трагедии Дориана и собственной. Фатальность, мистика окраску сюжетной линии Голуорд-Грей заключалась в этой неотвратимости духовного разрушения и гибели как главного героя, так и художника, который принес в жертву реальном чувству Искусство. В конце концов Бэзил погибает от рук монстра, пробудившийся в душе Дориана, который решил показать художнику обновленный портрет.

Лорд Генри Уоттон в романе предстал как "Принц Парадокс". Лорду нравилось манипулировать юношей, ставить на нем психологические эксперименты.

Таким образом, герои романа выражали разное отношение к жизни.

Вывод к роману:

1. Человек без совести и без души не могла существовать;

2. Мир духовности человека надо формировать не настоящим развлечениями, а вечными ценностями;

3. Богатство материальное и богатство души - разные понятия Основные мысли автора по поводу романа:

1. Раскрыть себя и притаиты художника - к этому стремится искусство;

2. Нельзя безнаказанно нарушать нормы человеческой жизни;

3. Потеря моральных убеждений ведет человека к гибели

Особую роль в романе сыграло использование парадоксов. Поразило не только количество парадоксальных афоризмов, но и их неожиданность. Например, Уайльд утверждал: "Художник не стремится ничего доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины". Лорд Генри также изложил свою теорию "нового гедонизма" в форме парадоксальных афоризмов: "Да трогала и смущала музыка. Но влияние музыки менее выразительный... Она-то творит в человеке не нов мир, а скорее новый хаос.

А здесь - слова! Сами слова! Но какие моторные! Какие ясные, выразительные, жестокие! От них не уйдешь. И к тому же - в них неуловимые волшебство! Эти слова, казалось, оказывают ощутимой формы туманным бредом, и звучит у них своя музыка, такая же сладкая, как в виолы или лютни. Сами слова! Но ведь есть что-нибудь такое реальное, как слова? ».

"Женщина выходит замуж вторично только в том случае, если первый муж был ей противен. А мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену. Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят свое на карту".
Лорд Генри Уоттон, персонаж "Портрета Дориана Грея" Оскара Уайльда.

Голливудские звезды, желая продемонстрировать остроумие и начитанность, чаще всего цитируют Оскара Уайльда - примерно как отечественные сыплют фразочками из Паоло Коэльо или Ричарда Баха. А лорд Генри (на фото - в исполнении Колина Ферта в фильме "Дориан Грей") - самый остроумный персонаж Уайльда. Вот еще ряд его высказываний:

Совесть - официальное название трусости, вот и все.
В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных. Среди моих недругов нет ни единого глупца. Все они - люди мыслящие, достаточно интеллигентные и потому умеют меня ценить.
Современные костюмы безобразны, они угнетают своей мрачностью. В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока.
Верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но где уж им! Вот и все.
В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности.
Ни за что не женитесь на женщине с волосами соломенного цвета. Они ужасно сентиментальны. Да и вообще лучше не женитесь.
Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.
Поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность!.. Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нем - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.
Все мы готовы верить в других по той простой причине, что боимся за себя. В основе оптимизма лежит чистейший страх. Мы приписываем нашим ближним те добродетели, из которых можем извлечь выгоду для себя, и воображаем, что делаем это из великодушия. Хвалим банкира, потому что хочется верить, что он увеличит нам кредит в своем банке, и находим хорошие черты даже у разбойника с большой дороги в надежде, что он пощадит наши карманы.
Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.
Быть хорошим - значит быть в согласии с самим собой.
Конечно, лучше обожать, чем быть предметом обожания. Терпеть чье-то обожание - это скучно и тягостно. Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего-то.
Только два сорта людей по-настоящему интересны - те, кто знает о жизни все решительно, и те, кто ничего о ней не знает.
Секрет сохранения молодости в том, чтобы избегать волнений, от которых дурнеешь.
Женщина может сделать мужчину праведником только одним способом: надоесть ему так, что он утратит всякий интерес к жизни.
Не доверяйте женщине, которая, не считаясь со своим возрастом, носит платья цвета mauve (фр. - розовато-лиловый ) или в тридцать пять лет питает пристрастие к розовым лентам: это, несомненно, женщина с прошлым.
Сколько ерунды у нас говорится о счастливых браках! Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, если только он ее не любит.
Я люблю мужчин с будущим и женщин с прошлым.
Самое страшное на свете - это скука. Вот единственный грех, которому нет прощенья.
Предзнаменования - вздор. Судьба не шлет нам вестников - для этого она достаточно мудра или достаточно жестока.
Знание пагубно для любви. Только неизвестность пленяет нас. В тумане все кажется необыкновенным.
В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми, и слишком много думают, а это мешает им быть красивыми.

Это я к премьере экранизации "Портрет Дориана Грея" перечитала:) Фильм - мягко говоря, так себе. Не удивляет и не впечатляет даже при вопиющем отклонении от первоисточника (именно потому - что выглядит как нездоровое "отклонение"). И даже Колин Ферт не спасает ситуации, увы.

В очередной раз перечитывая Портрет Дориана Грея, я подчеркивал для себя огромное влияние главных героев романа друг на друга. И вот наконец-то решился написать более-менее разверный анализ или даже характеристику искусного манипулятора человеческих эмоций лорда Генри .

Что мы знаем о лорде Генри?

– типичный английский аристократ, любитель наслаждений, роскоши и “богатой жизни” во всех её смыслах.
Однако критики одноголосно провозглашали лорда Генри двойником Уайльда. Как и писатель, главный герой является горячим сторонником эстетизма, красоты, он остроумен, любит сыпать острыми словечками и парадоксами.

А согласны ли вы с такими словами Бэзила к лорду Генри: «Ты любишь всех – потому-то равнодушен к каждому»?

Мне кажется, Бэзил ошибался. Лорд Генри сам объяснил это: «Я очень бережно различаю людей. Друзей себе я выбираю только красивых, приятелей – только кротких, врагов – только умных.

Особенно не помешает осторожность, когда выбираешь врагов. Среди моих противников нет ни одного глупца, все они люди развитого интеллекта и поэтому умеют должным образом ценить меня». Даже больше: лорд Генри – тонкий психолог и очень хорошо разбирается в людях; он сразу пленит их. Так произошло с .

Какие мысли лорда Генри посеяли сомнения в душе Дориана?

Ответ прост: мысли привели к тому, что он готов был продать все ради молодости? Лорд Генри сказал Дориану о быстротечности времени и бренности красоты: «Красота – это одна из великих истин мира, как солнечный свет, как весенняя пора, как отражение в водах той серебряной скорлупы, что мы называем месяцем. Красота – это вне всяких сомнений божественное право на главенство. Она делает принцами тех, кто ее имеет.

Так, мистер Грей, боги были щедры к вам. Но что они дают, то скоро и забирают. Перед вами лишь несколько лет жизни настоящего, богатейшего, разнообразного! А когда ваша юность пройдет и красота вместе с ней, – тогда вы вдруг откроете, что для вас не осталось побед, или же вынуждены будете удовлетворяться благими победами, которые память о прошлом сделает еще более горькими, чем поражение. Каждый месяц вы все ближе к тому ужасному будущему.

Время – ревнивое, оно посягает на ваши “розы и лилии”. Ваше лицо станет желтоватым, щеки позападають, глаза потускнеют. Вы будете невероятно страдать. О, наслаждайтесь юностью». Эти слова глубоко упали в душу Дориана и психологически подготовили его поступок…
А можно ли сказать, что лорд Генри поставил опыт над Дорианом Греем? Думаю, да. Но самое страшное, что юный Дориан согласился, даже не раздумывая над последствиями.

Почему лорд Генри выбрал именно Дориана?

Главная причина кроется в неимоверной красоте Дориана. Даже когда он увидел портрет Дориана, лорд Генри сказал: «Судя по портрету, твой таинственный юный друг имеет волшебную красоту, следовательно, он никогда не думает. Он – прекрасный бездумное существо, которое должно быть с нами всегда: и зимой, когда у нас нет цветков, чтобы любоваться, и летом, когда мы нуждаемся в чем-то, что охладило бы мозг».

- 131.50 Кб

Введение ………………………………………………………………..…..3

Глава 1. О. Уайльд как прототип главных героев …………………….....4

1.1. Образ лорда Генри Уоттона ………………………………………. …5

1.2. Образ Бэзила Холлуорда ……………………………………………..9

1.3. Образ Дориана Грея …………………………………………………11

Глава 2. Изображение викторианского общества в романе ………….. 17

2.1. Семья Вейн ………………………………………………………......18

2.1.1. Сибилла Вейн ………………………………………………....... ....18

2.1.2. Джеймс Вейн ………………………………………………………19

Заключение ……………………………………………………………….21

Список использованной литературы …………...……………………….22

Введение

Несомненно, О. Уайльд является одной из ключевых и знаковых фигур зарубежной литературы 19 столетия. Но его имя принадлежит нашей эпохе едва ли не больше, чем своей. Многие его произведения оценены по достоинству и получили мировую известность. О. Уайльда знают как создателя волшебных сказок, пьес, повестей, рассказов, поэм, афоризмов и парадоксов. В наследии автора особое место занимает единственный роман «Портрет Дориана Грея», созданный в 1890 году. Данный роман и стал объектом нашего исследования, цель которого заключалась в выявлении особенностей построения в нем системы художественных образов. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Описание главных героев романа;

Выявление автобиографических черт в образах главных героев;

Характеристика системы второстепенных персонажей.

Актуальность работы обусловлена интересом к творчеству О. Уайльда. Существует много исследований, посвященных данному произведению, но до сих пор одним из малоисследованных аспектов является изучение системы персонажей в романе. Раскрытие этой темы во многом помогло выявить мировоззренческие и эстетические позиции О. Уайльда. Практическая значимость исследования велика, поскольку его результаты могут использоваться в курсе истории зарубежной литературы и теории литературоведения.

Глава 1. О. Уайльд как прототип главных героев романа

Увлечение О. Уайльда эстетизмом началось во время обучения в Оксфорде под влиянием творчества прерафаэлитов и суждений крупнейших мыслителей Англии середины 19-го века – Д. Рескина и У. Пейтера. Чрезвычайно важной для О. Уайльда являлась разработанная им теория красоты. Он признавал красоту высшей ценностью, а наслаждение – смыслом жизни.

В 80-е годы эстетизм был не столько движением, сколько упреком в его отсутствии. Он страдал от отсутствия примера. «Портрет Дориана Грея» восполнил этот пробел. Своими афоризмами, броскими фразами, разговорными ходами, своей беззаботностью и духом противоречия эта книга провозгласила дориановскую эпоху .

Cвоим романом О. Уайльд хотел доказать, что жизнь, которой правит только чувственность, саморазрушительна. «Портрет Дориана Грея» – это роман, выявляющий опасности эстетической теории.

О. Уайльд написал завораживающее произведение, при прочтении которого возникает желание отыскать в нем личность самого автора: отождествить с ним кого-то из трех его главных героев. Эта попытка обречена на неудачу. В таком поверхностном смысле О. Уайльда в романе нет. Он присутствует в нем иначе: вложив в уста лорда Генри множество собственных мыслей и парадоксально-точных суждений, наделив Бэзила Холлуорда Даром Художника, а Дориана Грея – лихорадочным, мучительным поиском наслаждений, он присутствует в каждом их них – и не присутствует ни в ком .

Сам автор свое отношение к героям произведения определил так: «Бэзил Холлуорд – это я сам. Лорд Генри – тот, за кого меня принимают. Дориан – тот, кем я хотел бы стать, может быть со временем» .

Никакой другой роман так много лет не привлекал к себе такого внимания и не будил в читателях таких противоречивых чувств.

    1. Образ лорда Генри Уоттона в романе

«Когда эстет берется за роман, то его эстетизм проявляется вовсе не в формальном построении романа, - а в том, что в романе изображается говорящий человек – идеолог эстетизма, раскрывающий свое исповедание, подвергаемое в романе испытанию» .

Бахтин М. М.

«Говорящий человек-идеолог» в романе – лорд Генри Уоттон, разворачивающий перед Дорианом и читателем целую программу эстетизированного гуманизма. Это, пожалуй, самая яркая и завершенная фигура в романе. Он действует в облике светского человека из высшего общества. Его речи способны одурманить воображение кого бы то ни было. Общеизвестно суждение писателя о том, что свой гений он вложил в искусство разговора, а в произведения – только свой талант. Речи его героя также захватывают и увлекают. Лорд Генри – замечательный собеседник. Он может поддержать и развить любую мысль: «А лорд Генри стал своенравно играть этой мыслью, давая волю фантазии: он жонглировал ею, преображал ее, то отбрасывал, то подхватывал снова; заставлял ее искриться, украшая радужными блестками своего воображения, окрылял парадоксами» 1 . Речь лорда Генри – вереница блестящих парадоксов. Следует отметить, что парадокс является специфической формой изложения и обоснования его позиций.

«Принц Парадокс» – так предлагает Дориан окрестить лорда Генри. Это определение соответствует не только речевой манере лорда Генри, но и его сущности. «Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного - и никогда не делаешь ничего безнравственного» 2 , - говорит о нем Бэзил Холлуорд. В самом деле, если не считать папирос с примесью опиума, которые курит лорд Генри, то он, действительно, ничего безнравственного в рамках романной фабулы не совершает. Разве что замечание о дендизме лорда Генри находит свое подтверждение в его внешнем облике и образе жизни : «Лорд Генри погладил каштановую бородку, похлопал своей черной тростью с кисточкой по носку лакированного ботинка» 3 .

Философия лорда Генри внешне привлекательна, она последовательна, убедительна и обладает внутренней логичностью . Он пропагандирует восхищение красотой: «Красота - один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания. Она - одно из великих явлений окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает» 4 . С помощью эстетизма он оправдывает свою теорию гедонизма: «Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем» 5 .

Утверждая, что цель жизни – самовыражение и наслаждение, он сожалеет о том, что люди забыли о долге перед собой. Лорду Генри не знакомы муки совести. Для него не существует такого понятия, как совесть, которую он называет трусостью: «Совесть и трусость, в сущности, одно и то же, Бэзил. «Совесть» - официальное название трусости, вот и все» 6 . Он дает понять, что надо жить, ни с чем не считаясь.

Такой подход оправдывает грех. По мнению лорда Генри, грех спасает от застоя и ведет к прогрессу. Он считает, что это единственный способ избавиться от страданий: «Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему. А если вздумаешь бороться с ним, душу будет томить влечение к запретному, и тебя измучают желания, которые чудовищный закон, тобой же созданный, признал порочными и преступными» 7 .

Лорд Генри предлагает превратить искушение в произведение искусства, облеченное в очаровательную форму. Только тогда оно сможет доставить удовольствие и стать истинным наслаждением, в котором и заключается смысл жизни: «Мне думается, что, если бы каждый человек мог жить полной жизнью, давая волю каждому чувству и выражение каждой мысли, осуществляя каждую свою мечту, - мир ощутил бы вновь такой мощный порыв к радости, что забыты были бы все болезни средневековья, и мы вернулись бы к идеалам эллинизма, а может быть, и к чему-либо еще более ценному и прекрасному» 8 .

Но философия гедонизма в поступках самого лорда Генри Уоттона не реализуется. Он остается лишь теоретиком, ограничиваясь проповедью наслаждения.

Всю силу своего влияния лорд Генри решает испытать на Дориане Грее. Делает он это только ради удовлетворения своего любопытства: «А как это увлекательно - проверять силу своего влияния на другого человека! Ничто не может с этим сравниться. Перелить свою душу в другого, дать ей побыть в нем; слышать отзвуки собственных мыслей, усиленные музыкой юности и страсти; передавать другому свой темперамент, как тончайший флюид или своеобразный аромат, - это истинное наслаждение, самая большая радость, быть может, какая дана человеку в наш ограниченный и пошлый век с его грубочувственными утехами и грубопримитивными стремлениями» 9 . Он превращает Дориана в искушенного гедониста. Он объявляет, что Дориану все подвластно и все дозволено. А сам лишь со стороны наблюдает за ходом своего эксперимента: «Наблюдать его - истинное удовольствие! Этот мальчик с прекрасным лицом и прекрасной душой вызывает к себе живой интерес. Не все ли равно, чем все кончится, какая судьба ему уготована? Он подобен тем славным героям пьес или мистерий, чьи радости нам чужды, но чьи страдания будят в нас любовь к прекрасному. Их раны – красные розы» 10 .

Несомненно, герой-идеолог находится на значительно меньшей дистанции от автора, чем герой-протагонист. О. Уайльд действительно передал ему многие свои заветные мысли, выраженные в теоретических трактатах. Однако считать лорда Генри прямым выразителем авторских взглядов было бы преувеличением, так как эстетизм в уайльдовской версии был сознательным. В отличие от своего героя, автор понимал всю его ограниченность. Теория гедонизма лорда Генри изначально обречена на гибель, потому что невозможно прожить жизнь, будучи имморалистом.

Позднее, защищая свою книгу от нападок, О. Уайльд объяснял: «Лорд Генри Уоттон хочет быть в жизни всего лишь зрителем. Но выясняется, что те, кто уклоняется от битвы, получают более тяжелые раны, чем те, кто в ней участвует» .

Считалось, что образ лорда Генри Уоттона автобиографичен, но мы убедились, что он является носителем специфической для писателя речевой манеры, отмеченной нестандартностью эпитетов и сравнений, склонностью к афористичности и обилием вербальных парадоксов, но никак не авторской идеологической системы .

    1. Образ Бэзила Холлуорда в романе

Бэзил Холлуорд изображен в романе как антипод лорда Генри. Он постоянно оспаривает то, что провозглашает лорд Генри. Антагонисты по своим взглядам на мир, Генри Уоттон и Бэзил Холлуорд по-разному воздействуют на Дориана. О. Уайльд делает их символами двух противоборствующих начал, сосуществующих в душе человека .

В отличие от лорда Генри и от самого О. Уайльда, Бэзил Холлуорд ведет уединенный образ жизни: «И знаешь - я стал скрытен, мне нравится иметь от людей тайны. Это, пожалуй, единственное, что может сделать для нас современную жизнь увлекательной и загадочной. Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей» 11 .

Художник очарован красотой Дориана. Это вдохновляет его на новое искусство, новый стиль в живописи, он ощущает в себе новый прилив сил: «Встреча с Дорианом словно дала мне ключ к чему-то совсем новому в живописи, открыла мне новую манеру письма. Теперь я вижу вещи в ином свете и все воспринимаю по-иному. Я могу в своем искусстве воссоздавать жизнь средствами, которые прежде были мне неведомы» 12 . Однако Бэзил не хочет выставлять портрет на всеобщее обозрение, чтобы никто не увидел секрет его собственной души, таящийся в портрете Дориана Грея: «В это полотно я вложил слишком много души, слишком много самого себя» 13 .

Художник борется за душу Дориана Грея, пытаясь сохранить ее в гармонии, чистоте и первозданной юности. Он хочет защитить Дориана от несчастий. «Он постоянно дает мне добрые советы» 14 , - говорит Дориан.

Бэзил настаивает на том, что Дориан должен стремиться к добру, которое сделает его лучше: «Да, я намерен отчитать вас. Я хочу, чтобы вы вели такую жизнь, за которую люди уважали бы вас. Хочу, чтобы у вас была не только незапятнанная, но и хорошая репутация» 15 .

Не принимая теорию лорда Генри, художник несколько раз пытается повлиять на нравственность Дориана Грея.

Первая попытка была связана с гибелью Сибиллы Вейн. Но лорд Генри опередил его в своем влиянии и сумел восстановить душевное равновесие юноши. Дориан усвоил его урок о бессмысленности эмоций и сожалений и запрещает Бэзилу говорить о смерти Сибиллы.

Вторая попытка Бэзила повлиять на Дориана состоялась восемнадцать лет спустя после написания портрета. Бэзил ужаснулся изменениям своего творения. Изменившийся портрет стал уроком для них обоих. Ведь портрет говорит не только Дориану, что ему надо покаяться, но и художнику, что ему тоже необходимо совершенствоваться. Он, как и Дориан, тоже увидел в нем отражение собственных ошибок. Разница лишь в том, что Бэзил принял ужасное послание и понял, что только раскаяние может спасти от неминуемой гибели : «Молитесь, Дориан, молитесь!» 16 «Я слишком боготворил вас - и за это наказан. Вы тоже слишком любили себя. Оба мы наказаны» 17 .
2.1. Семья Вейн ………………………………………………………......18

2.1.1. Сибилла Вейн ………………………………………………...........18

2.1.2. Джеймс Вейн ………………………………………………………19

Заключение ……………………………………………………………….21

Список использованной литературы …………...……………………….22

Everybody Lies (c) House M.D.

О людях вообще

Почти все высказывания лорда Генри о человеке можно расценивать как приговор человечеству.

Люди меня интересуют больше, чем их принципы, а интереснее всего - люди без принципов.

Некоторые люди очень охотно отдают то, что им самим крайне необходимо. Вот что я называю верхом великодушия!

Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений.

Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.

Только два сорта людей по-настоящему интересны - те, кто знает о жизни решительно все, и те, кто ничего о ней не знает.

Человек должен вбирать в себя краски жизни, но никогда не помнить деталей. Детали всегда банальны.

Душа есть только у искусства, а у человека ее нет.

Об англичанах, Англии и современности

Конкретно английское общество у лорда Генри тоже отнюдь не в почёте.

Поэты прекрасно знают, что о любви писать выгодно, на нее большой спрос. В наше время разбитое сердце выдерживает множество изданий.

Высокообразованный, сведущий человек - вот современный идеал. А мозг такого высокообразованного человека подобен лавке антиквария, набитой всяким пыльным старьем, где каждая вещь оценена гораздо выше своей настоящей стоимости...

Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем. А в наш век люди стали бояться самих себя.

Боязнь общественного мнения, эта основа морали, и страх перед богом, страх, на котором держится религия, - вот что властвует над нами.

Филантропы, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие.

В наши дни большинство людей умирает от ползучей формы рабского благоразумия, и все слишком поздно спохватываются, что единственное, о чем никогда не пожалеешь, это наши ошибки и заблуждения.

***
Я слишком люблю читать книги и потому не пишу их. Конечно, хорошо бы написать роман, роман чудесный, как персидский ковер, и столь же фантастический. Но у нас в Англии читают только газеты, энциклопедические словари да учебники. Англичане меньше всех народов мира понимают красоты литературы.

В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности.

Grande passion - привилегия людей, которые проводят жизнь в праздности. Это единственное, на что способны нетрудящиеся классы.

Судя по их виду, большинство критиков продаются за недорогую цену.

В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми, и слишком много думают, а это мешает им быть красивыми.

Наши соотечественники никогда не узнают себя в портретах… Они глупость покрывают богатством, а порок - лицемерием.

***
Некрасивость - одна из семи смертных добродетелей. Пиво, Библия и эти семь смертных добродетелей сделали нашу Англию такой, какая она есть.

Несколько бесподобных диалогов с герцогиней Глэдис:

А вы хотели бы, чтобы я согласился с мнением Европы о ней?
- Что же там о нас говорят?
- Что Тартюф эмигрировал в Англию и открыл здесь торговлю.

Все-таки в прошлом мы вершили великие дела.
- Нам их навязали, Глэдис.
- Но мы с честью несли их бремя.
- Не дальше как до Фондовой биржи.
Герцогиня покачала головой.
- Я верю в величие нации.
- Оно - только пережиток предприимчивости и напористости.
- В нем - залог развития.
- Упадок мне милее.
- А как же искусство? - спросила Глэдис.
- Оно - болезнь.
- А любовь?
- Иллюзия.
- А религия?
- Распространенный суррогат веры.
- Вы скептик.
- Ничуть! Ведь скептицизм - начало веры.
- Да кто же вы?
- Определить - значит, ограничить.
- Ну, дайте мне хоть нить!..
- Нити обрываются. И вы рискуете заблудиться в лабиринте.

Все хорошие шляпы создаются из ничего.
- Как и все хорошие репутации. ... А когда человек чем-нибудь действительно выдвинется, он наживает врагов. У нас одна лишь посредственность - залог популярности.

О дружбе

Кажется, это единственное, что имеет для него хоть какую-то цену

Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается.

Собственная душа и страсти друзей - вот что самое занятное в жизни.

О женщинах

Тут вообще всё плохо. Генри отказывает женщинам в уме и личности. С точки зрения современных взглядов большинство из приведённого ниже мог сказать только отпетый женоненавистник. В этих изящных и злых сентенциях женщины – предмет потребления, не более.

Женщины, - во всяком случае, добродетельные женщины, - не ценят красоту.

Всегда!.. Какое ужасное слово! Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно.

Ставка нынче только на американок. Их утомляют долгие заезды, но в скачках с препятствиями они великолепны. На лету берут барьеры.

Американские девицы так же ловко скрывают своих родителей, как английские дамы - свое прошлое.

Как большинство американок, она изображает из себя красавицу. В этом - секрет их успеха.

Женщины не бывают гениями. Они - декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят - и говорят премило.

Женщина – это воплощение торжествующей над духом материи, мужчина же олицетворяет собой торжество мысли над моралью.

Я пришел к выводу, что в основном женщины делятся на две категории: ненакрашенные и накрашенные. Первые нам очень полезны. Если хотите приобрести репутацию почтенного человека, вам стоит только пригласить такую женщину поужинать с вами. Женщины второй категории очаровательны. Но они совершают одну ошибку: красятся лишь для того, чтобы казаться моложе.

Во всем Лондоне есть только пять женщин, с которыми стоит поговорить, да и то двум из этих пяти не место в приличном обществе.

Хорошая ли она девушка? Она - красавица, а это гораздо важнее

Женщины в высшей степени практичный народ. Они много практичнее нас. Мужчина в такие моменты частенько забывает поговорить о браке, а женщина всегда напомнит ему об этом...

Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего-то.

Как сказал один остроумный француз, женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.

Женщины живут одними чувствами, только ими и заняты. Они и любовников заводят лишь для того, чтобы было кому устраивать сцены.

Женщина может сделать мужчину праведником только одним способом: надоесть ему так, что он утратит всякий интерес к жизни.

Женщины никогда не замечают, что занавес опустился. Им непременно подавай шестой акт! Они желают продолжать спектакль, когда всякий интерес к нему уже пропал. Если бы дать им волю, каждая комедия имела бы трагическую развязку, а каждая трагедия перешла бы в фарс. Женщины в жизни – прекрасные актрисы, но у них нет никакого артистического чутья.

Ничто так не льстит женскому тщеславию, как репутация грешницы

Она и теперь появляется в обществе не менее декольтированной. И когда разоденется, то напоминает роскошное издание плохого французского романа.

Когда умер ее третий муж, у нее от горя волосы стали совсем золотые.

Если бы он был совершенством, вы бы его не любили. Женщины любят нас за наши недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы все нам простить, даже ум...

***
- Это женщины-то романтики? Да вы выступаете во всеоружии научных методов!
- Нас учили мужчины.
- Учить они вас учили, а вот изучить вас до сих пор не сумели.
- Ну-ка, попробуйте охарактеризовать нас!
- Вы - сфинксы без загадок.

Как женщины любят делать рискованные вещи! …Женщина готова флиртовать с кем угодно до тех пор, пока другие на это обращают внимание.

Мда… добавить тут нечего. Но вот ЭТО высказывание ИМХО святая правда. Да простят меня сёстры по полу.

Откровенная жестокость женщинам милее всего: в них удивительно сильны первобытные инстинкты. Мы им дали свободу, а они все равно остались рабынями, ищущими себе господина. Они любят покоряться...

Может, это и преувеличение, и не все женщины таковы, но… но такова женская природа. И женская доля тоже.

О любви

А вот на эту тему он говорит кое-что любопытное и даже иногда верное.

А любовь?
- Иллюзия.

Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет.

Между капризом и «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько дольше.

В любви верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но где уж им!

Поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения.

Верность! Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нем - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.

Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого. Это и принято называть романом.

И любовь, и искусство - только формы подражания.

Знание пагубно для любви. Только неизвестность пленяет нас. В тумане все кажется необыкновенным.

Как раз того, во что твердо веришь, в действительности не существует. Такова фатальная участь веры, и этому же учит нас любовь.

О браке

В данном вопросе я во многим с ним согласна

Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.

Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.

Женщина выходит замуж вторично только в том случае, если первый муж был ей противен. А мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену. Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят свое на карту.

Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, если только он ее не любит.

О красоте

Это... красиво!

Подлинная красота исчезает там, где появляется одухотворенность. Высоко развитый интеллект уже сам по себе некоторая аномалия, он нарушает гармонию лица.

Гений, несомненно, долговечнее Красоты. Потому-то мы так и стремимся сверх всякой меры развивать свой ум.

Красота - один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания.

Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает.

Иные говорят, что Красота - это тщета земная. Но, во всяком случае, она не так тщетна, как Мысль.

***
Я считаю, что лучше быть красивым, чем добродетельным. Но, с другой стороны, я первый готов согласиться, что лучше уж быть добродетельным, чем безобразным.

Об искусстве

ППКС! Ну, почти под каждым…

Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни.

Смотреть плохую игру вредно для души...

***
Можно писать, как Веласкес, и при этом быть скучнейшим малым.

Более поздние его картины уже представляют собой ту любопытную смесь плохой работы и благих намерений, которая у нас дает право художнику считаться типичным представителем английского искусства.

Кто к жизни подходит как художник, тому мозг заменяет душу.

Искусство не влияет на деятельность человека, напротив, оно парализует желание действовать. Оно совершенно нейтрально. Так называемые «безнравственные» книги - это те, которые показывают миру его пороки, вот и все.

А как же искусство?
- Оно - болезнь.

Из всех художников, которых я знавал, только бездарные были обаятельными людьми. Талантливые живут своим творчеством и поэтому сами по себе совсем неинтересны.

Социальное

Очевидно, что лорду Генри, как истинному аристократу, нет никакого дела до социальных проблем. Он занят только собой и поэтому очень современен.

Я сочувствую всему, кроме людского горя. Оно слишком безобразно, слишком ужасно и угнетает нас. Во всеобщем сочувствии к страданиям есть нечто в высшей степени нездоровое.

***
Девятнадцатый век пришел к банкротству из-за того, что слишком щедро расточал сострадание.

Я ничего не желал бы менять в Англии, кроме погоды.

Трагедия бедняков - в том, что только самоотречение им по средствам. Красивые грехи, как и красивые вещи, - привилегия богатых.

В деревне всякий может быть праведником - там нет никаких соблазнов. По этой-то причине людей, живущих за городом, не коснулась цивилизация. … Приобщиться к цивилизации - дело весьма нелегкое. Для этого есть два пути: культура или так называемый разврат. А деревенским жителям то и другое недоступно. Вот они и закоснели в добродетели.

Всякое преступление вульгарно, точно так же, как всякая вульгарность – преступление. …
Преступники - всегда люди низших классов. И я их ничуть не осуждаю. Мне кажется, для них преступление - то же, что для нас искусство: просто-напросто средство, доставляющее сильные ощущения.

Убийство - всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда.

Философское

О глобальном и важном. Многое сказано очень точно, но кое-что спорно.
Как и всё, что он говорит.

Совесть и трусость, в сущности, одно и то же. «Совесть» - официальное название трусости.

Идея, пожалуй, имеет тем большую самостоятельную ценность, чем менее верит в нее тот, от кого она исходит, ибо она тогда не отражает его желаний, нужд и предрассудков.

Хорошего влияния не существует. Всякое влияние уже само по себе безнравственно.

Величайшие грехи мира рождаются в мозгу, и только в мозгу.

Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном

Только святыни и стоит касаться.

Руководствоваться рассудком - в этом есть что-то неблагородное. Это значит - предавать интеллект.

Мы посланы в сей мир не для того, чтобы проповедовать свои моральные предрассудки. Я не придаю никакого значения тому, что говорят пошляки, и никогда не вмешиваюсь в жизнь людей мне приятных.

Все мы готовы верить в других по той простой причине, что боимся за себя. В основе оптимизма лежит чистейший страх. Мы приписываем нашим ближним те добродетели, из которых можем извлечь выгоду для себя, и воображаем, что делаем это из великодушия.

Быть хорошим - значит, жить в согласии с самим собой. А кто принужден жить в согласии с другими, тот бывает в разладе с самим собой. Своя жизнь - вот что самое главное

Благие намерения - попросту бесплодные попытки идти против природы. Благие намерения – это чеки, которые люди выписывают на банк, где у них нет текущего счета.

Современные костюмы безобразны, они угнетают своей мрачностью. В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока.

Предзнаменования - вздор, никаких предзнаменований не бывает. Судьба не шлет нам вестников - для этого она достаточно мудра или достаточно жестока.

Есть только два явления, которые еще остаются необъяснимыми и ничем не оправданными: смерть и пошлость.

Основание для всякой сплетни - вера в безнравственность.

Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым.

Гедонизм

Многие хотели бы жить по таким правилам.

Если бы каждый человек мог жить полной жизнью, давая волю каждому чувству и выражение каждой мысли, осуществляя каждую свою мечту, - мир ощутил бы вновь такой мощный порыв к радости, что забыты были бы все болезни средневековья, и мы вернулись бы к идеалам эллинизма, а может быть, и к чему-либо еще более ценному и прекрасному. Но и самый смелый из нас боится самого себя.

Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас.

Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему.

Душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа.

Молодость - единственное богатство, которое стоит беречь.

***
Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства.

Самые высокие добродетели не искупают вины человека, в доме которого вам подают недостаточно горячие кушанья

Умеренность - это все равно что обыкновенный скучный обед, а неумеренность - праздничный пир.

Средневековое искусство великолепно, но средневековые чувства и представления устарели. Конечно, для литературы они годятся, - но ведь для романа вообще годится только то, что в жизни уже вышло из употребления. Культурный человек никогда не раскаивается в том, что предавался наслаждениям, а человек некультурный не знает, что такое наслаждение.

Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще.

Самое страшное на свете - это скука. Вот единственный грех, которому нет прощения.

О себе любимом

В этом – весь Гарри

Я далеко не одинаково отношусь к людям. В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных. Среди моих недругов нет ни единого глупца. Все они - люди мыслящие, достаточно интеллигентные и потому умеют меня ценить.

Признаюсь, я действительно не терплю свою родню. Это потому, должно быть, что мы не выносим людей с теми же недостатками, что у нас.

Я люблю знать все о своих новых знакомых и ничего - о старых.

Я обожаю простые удовольствия. Они - последнее прибежище для сложных натур.

Ты не прав, но не буду с тобой спорить. Спорят только безнадежные кретины.

Кредит - это единственный капитал младшего сына в семье, и на этот капитал можно отлично прожить.

В такую рань! Да это все равно, что унизиться до чтения английского романа.

Папиросы – это совершеннейший вид высшего наслаждения, тонкого и острого, но оставляющего нас неудовлетворенными.

Я никогда не придираюсь к поступкам, я требователен только к словам... Потому-то я и не выношу вульгарный реализм в литературе. Человека, называющего лопату лопатой, следовало бы заставить работать ею - только на это он и годен.

Без комментариев

Все пути ведут к одному - к разочарованию

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Лорд Генри – один из самых обаятельных антигероев в мировой литературе. Побеседовать с ним было бы интересно, но встретить…