Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто стоит на памятнике минину и пожарскому. Краткая информация о памятнике минину и пожарскому

Кто стоит на памятнике минину и пожарскому. Краткая информация о памятнике минину и пожарскому

Скульптурный монумент в честь предводителей народного ополчения, положившего конец Смутного времени в России в начале XVII века, пользуется неизменным вниманием гостей российской столицы. Он посвящен «гражданину Минину и князю Пожарскому» , о чем напоминает надпись на постаменте. Памятник установлен рядом с храмом Василия Блаженного на Красной площади.

История создания монумента

В 1802 году студенты Петербургской академии художеств получили задание на историческую тему. Им было предложено набросать чертеж проекта памятного мемориала в честь подвига народных ополченцев, руководимых князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Кузьмой Мининым . Год спустя идея о возведении памятника была высказана и на заседании весьма авторитетного Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Однако, ее не поддержал император. Александр I был уверен, что собрать нужную сумму не получится, а в казне лишних средств, по обыкновению, не было.

Модель монумента представил в 1804 году адъюнкт-ректор Академии художеств . Проявив собственную инициативу, Иван Мартос уже в первом варианте глубоко отразил основной посыл, который заключался в роли Минина и Пожарского в освобождении земли русской от иноземных интервентов. Несмотря на отсутствие императорской поддержки, жители Нижнего Новгорода начали сбор средств, и к 1808 году нужная сумма была готова. Теперь Александр I поддержал петицию новгородцев и объявил конкурс на лучший проект. Победила работа Мартоса, и монарх распорядился установить будущий монумент в Нижнем. Скульптор отстоял свою точку зрения, и добился разрешения на возведение скульптурной композиции в столице, где проходили основные события Второго народного ополчения.

В 1811 году собранная сумма превысила 135 тысяч рублей, и Комитет министров Российской империи дал добро на строительство памятника в Москве. На родине Кузьмы Минина на собранные нижегородцами средства установили обелиск. Его можно увидеть рядом с собором Михаила Архангела в Кремле Нижнего Новгорода. В храме захоронен прах народного старосты.

Семь важных лет в жизни Ивана Мартоса

После утверждения проекта в жизни Мартоса начался очень важный этап. Скульптору предстояло воплотить в реальность значительное монументальное произведение, которое должно было стать символом всего героического и патриотического, что было и есть в русском народе. В конце 1811 года Иван Мартос приступил к исполнению проекта, начав создание малой модели будущего памятника .

Разразившаяся вскоре Отечественная война 1812 года не остановила художника. В работе ему помогали сыновья, позировавшие для создания фигур руководителей ополчения, и скульптор Иван Тимофеев, взявший на себя всю тяжелую и черновую работу. В результате в 1815 году на суд публике представили и малую, и большую модели. Затем с них сняли формы, а отливку поручили литейному мастеру Василию Екимову , служившему в Академии художеств.

В работе Екимов использовал новые технологии и производственный процесс выглядел весьма впечатляюще:

Одним из первых среди мастеров своего уровня Екимов начал отливать фигуры целиком. Раньше такие большие монументальные фрагменты изготавливались по частям, а затем соединялись.

Перед отливкой будущих скульптур использовалась смесь пива и толченого кирпича, которыми обмазывались восковые заготовки. Процесс повторили 45 раз, при этом для просушки требовались опахала из натуральных перьев.

Для приготовления нужного состава, из которого предполагалось отлить фигуры, непрерывно поддерживали огонь в 16 печах. В течение 10 часов в них плавились 13 тонн меди, 120 кг олова и более 700 кг цинка.

Процесс отливки занял всего 9 минут. 5 августа 1816 года обе фигуры в составе единой композиции были отлиты одновременно.

Немалое внимание автор монумента уделил и постаменту будущего памятника . Подходящий гранит Мартос нашел в Выборгской губернии. Скульптор поручил изготовление гранитных блоков для пьедестала Самсону Суханову. Известный скульптор-камнетес создал множество уникальных произведений, в числе которых Ростральные колонны и колоннады Исаакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге.

Работы были закончены в мае 1817 года, и памятник предстояло переправить в Москву. Создатели выбрали водный путь, и повезли будущий монумент по Неве, Онежскому озеру, Шексне и Волге. В Нижнем его торжественно встретили земляки Кузьмы Минина, а затем благословили на последний этап путешествия – по Оке и Москва-реке. 2 сентября 1817 года монумент прибыл к стенам Московского Кремля и начались работы по его установке в самом сердце столицы.

Символ русского духа

Монумент возводили около полугода. Первоначально его планировали поставить у Тверской заставы на площади, где в наши дни находится Белорусский вокзал. Но Мартос был убежден в том, что памятнику следует стоять в самом сердце Отечества. Он добился реализации собственной идеи, и скульптурная композиция заняла место на Красной площади перед Верхними торговыми рядами . Минин и Пожарский смотрели на Кремль, по углам композицию освещали фонари.

Праздник открытия прошел 20 февраля 1818 года и был очень пышным. Стены и башни Кремля едва вместили всю желающую посмотреть на церемонию городскую публику. Мероприятие сопровождалось специально написанной ораторией композитора Дегтярева, а особую торжественность происходящему придавали сводные гвардейские полки, приглашенные из Петербурга. Императорская семья присутствовала на Красной площади в полном составе.

Общественность широко комментировала новый памятник, и практически все отзывы о работе Ивана Мартоса были восторженными. Скульптурная композиция на Красной площади называлась символом русской непобедимости, а имена героев, по словам Белинского, теперь не могли исчезнуть «в океане вечности».

Важные детали

Первоначальные идеи проекта памятника значительно отличались от окончательного варианта. Так Минин представал перед публикой в хитоне, Пожарский носил римский шлем, а оба они держались за меч , служивший композиционным центром монумента.

В окончательном варианте роль Минина также главенствующая, как и в первоначальных эскизах, но идейный замысел выглядит более строгим и законченным. Нижегородский староста призывает людей на борьбу с интервентами и передает меч Пожарскому. Князь должен возглавить народное ополчение, и его фигура символизирует готовность последовать призыву Минина и нижегородцев. Меч по-прежнему олицетворяет единство не только участников скульптурной группы, но и всего русского народа.

На барельефах по бокам постамента, выполненного из финского красного гранита, автор монумента изобразил нижегородских женщин и мужчин, приносящих пожертвования. Они возлагают их на символический алтарь Отечества в надежде на то, что их ценности помогут спасти родину из рук иностранных оккупантов. Обратная сторона пьедестала посвящена победе народного ополчения . Батальная сцена изображает бегущих посрамленных поляков, побежденных храбрыми воинами с Дмитрием Пожарским во главе. Князь изображен верхом на коне, в руке он держит меч, символизирующий единство народа во время Смуты.

Высота скульптурной группы составляет 4,5 м., пьедестала – около 3,7 м.

Копии монумента в других городах России

Нижегородцы все-таки получили своего Минина и Пожарского. Историческая справедливость была восстановлена в 2005 году, когда в городе открыли копию столичного памятника. Ее автор – Зураб Церетели , а от оригинала новгородская реплика отличается лишь пятисантиметровой разницей в высоте и меньшей массой. Памятник установлен у подножия холма в центре Посада перед храмом Рождества Иоанна Предтечи. Именно на этом месте в 1611 году Кузьма Минин призывал народ собрать ополчение и освободить русскую землю от захватчиков.

Малая копия монумента украшает музей в Таганроге. В процессе реализации собственной идеи в начале XIX века ее выполнил автор памятника Иван Мартос.

Бронзовые каминные часы, украшающие Георгиевский зал Кремля, также повторяют тему памятника предводителям народного ополчения 1612 года.

Еще одна уменьшенная копия была установлена в 2017 году на территории детского сада в городе Ирмино . Выбор места для памятника кажется очень странным, но легко объясняется представителями Международного гуманитарного автопробега «Большая Россия». На одной из шахт близ городка в 1935 году зародилось стахановское движение, и участники автопробега решили отметить этот исторический факт, подарив городу Минина и Пожарского.

Московские экскурсоводы рассказывают гостям столицы не только историю создания памятника, но и множество интересных подробностей и фактов:

- В образе отца, отдающего сыновей в ополчение, автор изобразил себя и своих детей . Их фигуры можно увидеть на заднем плане барельефа с левой стороны постамента. Выполнил профильный портрет ученик Ивана Мартоса Самуил Гальберг. Один из сыновей Мартоса принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а второй был убит во Франции.

На российских почтовых марках памятник Минину и Пожарскому появлялся неоднократно. Впервые это случилось в 1904 году, когда был проведен почтово-благотворительный выпуск для поддержки детей-сирот воинов российской армии. В СССР марка с монументом впервые была выпущена в 1946 году.

В 2016 году Центробанк отчеканил монету номиналом в 5 рублей, на реверсе которой изображен знаменитый памятник на Красной площади.

Изображение монумента присутствует и в оформлении станции «Таганская» московского метрополитена. Со стороны зала и платформ в нишах расположены панно с памятником.

Барельеф, посвященный монументу Минину и Пожарскому, можно увидеть в Трептов-парке немецкой столицы. На одном из саркофагов воинского мемориала в Берлине выполнена скульптурная композиция, на которой люди жертвуют имущество для фронта на фоне памятника.

Монумент поменял «прописку» в 1931 году. Начавшееся строительство мавзолея Ленина и реконструкция Красной площади привели к тому, что памятник перенесли от входа в ГУМ к Покровскому собору . Распоряжение о передислокации подписал Сталин.

В наши дни памятный монумент ежегодно становится местом праздничных торжеств по случаю Дня народного единства. Праздник был учрежден в 2004 году в память избавления Москвы и России от интервентов во времена Смуты.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их - выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Барельеф на памятнике Минуну и Пожарскому

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.

Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

Символизм памятника Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Охотный ряд

Сдан: 1818 г.

Скульптор: Иван Мартос

Описание

В бронзе увековечены два героя поднявших Русский народ против Польских захватчиков, захвативших Москву. Гражданин Минин вручает меч князю Пожарскому, и призывает поднять народное ополчение для освобождения Руси от Польских интервентов. Князь Дмитрий Пожарский, сидя, правой рукой принимает меч, а левой опирается на круглый щит.

Скульптурная композиция установлена на большой, гранитный постамент. На постаменте изображены рельефные сцены начала семнадцатого века. Так же на постамент нанесена памятная надпись “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия 1818 год”.

История создания

Идея создания памятника возникла в самом начале 19-го века. Первоначально его планировали разместить в Нижнем Новгороде, откуда началось восстание против агрессоров. В результате конкурса, проект скульптора Ивана Мартоса был признан лучшим.

Значение памятника было настолько велико, что было решено установить памятник в Москве в центре Красной площади. И в 1818 году памятник был торжественно открыт. На открытии присутствовал Император Александр. Еще в 1812 году после победы над Наполеоном памятник стал еще более популярен, хотя была только создана его малая модель. Памятник стал символом свободы и независимости.

В 1931 году памятник был перемещен к Храму Василия Блаженного. А в 2005 году в Нижнем Новгороде была установлена точная, но немного уменьшенная копия памятника , созданная скульптором Зурабом Церетели.

Как добраться

От станции метро Охотный ряд идете через Манежную площадь на Красную площадь. Любуясь Красной площадью, проходите ее насквозь к Храму Василия Блаженного. Здесь у входа в Храм и увидите этот символ освобождения.

Памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.

Посвящён нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году.


С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде - городе, где было собрано ополчение.


Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом, он также выступает основным популяризатором народных героев Минина и Пожарского, представляя их российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника.


К 1808 году массовый энтузиазм по поводу установки памятника Минину и Пожарскому постепенно стихает. И тогда нижегородцы опять поднимают вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан». 2 мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В ноябре 1808 скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о начале сбора средств. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадает с окончательным решением памятника.


К 1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала работы. К этому же времени было решено установить памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.


Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях, применяемых при его изготовлении.


Отлитый памятник отправился 21 мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. Доставка завершилась 6 сентября. До февраля 1818 года шли работы по установке, и наконец 4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом и исполнением оратории Степена Дегтярёва «Минин и Пожарский».


Первоначально памятник Минину и Пожарскому находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

В 2010-2011 годах планируется капитальная реставрация памятника. При переносе памятника была нарушена система стока воды, в результате за прошедшие 78 лет монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с восстановлением исторического облика Красной площади и будущем сохранении памятника решается вопрос о его возвращении на историческое место.


Текст надписи критиковал А. С. Пушкин: Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.


По преданию, после смерти Ленина в 1924 году во время борьбы за власть на памятнике появилась надпись:

Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась

Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).

Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.

Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над проектом памятника. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника, в которой народных героев Минина и Пожарского представляет российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига.

В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I, который всячески поддерживал идею возведения памятника.

В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России. Имена подписчиков были напечатаны и обнародованы.

В связи c учётом важности памятника для русской истории было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского.

Обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде.

Установлен в 1828 в Нижегородском Кремле вместо первоначально планировавшегося памятника. Спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, барельефы созданы по эскизам И. П. Мартоса.

Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года под руководством Ивана Мартоса. Малая модель памятника была закончена в середине 1812 года. В том же году Мартос начинает изготовление большой модели и в начале 1813 года модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной (4 февраля) и членами Академии Художеств

Отливка памятника была поручена Василию Екимову - литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, являвшейся частью Российской Империи. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановым.

Доставку памятника из Санкт-Петербурга в Москву было решено осуществлять по воде, учитывая размеры и вес памятника, по маршруту через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву.

В то же время было окончательно определено место установки памятника в Москве. Было решено, что лучшим местом является Красная площадь по сравнению с площадью у Тверских ворот, где ранее предполагалась установка. Конкретное место на Красной площади было определено Мартосом: в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа).

Памятник Минину и Пожарскому у Верхних Торговых Рядов в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа.

20 февраля (4 марта) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии

Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.

Манифестация возле памятника в первые дни первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади. Фото А. Савельева. 1914.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного. Поэт Д Алтаузен требовал снести памятник и установить на его месте памятник Н.Некрасову.

Памятники Минину и Пожарскому в других городах

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.

Памятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде. Установлен в июне 1989 года (скульптор О. К. Комов).

Памятник Козьме Минину в Балахне,Нижегородская область.

Памятник был создан для поднятия патриотического духа и торжественно открыт 7 ноября 1943 года в г.Горьком (Нижнем Новгороде) (скульптор Александр Колобов).

Фигура Минина была выполнена из недолговечного материала (бетона) и покрашена под бронзу. Летом 1985 года памятник, требующий ремонта либо замены, демонтировали и отправили в Балахну, на предполагаемую родину героя.

Памятник Дмитрию Пожарскому в сквере у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Памятник Дмитрию Пожарскому в Зарайске, Московская область

В 1610—1611 годах Дмитрий Пожарский был воеводой Зарайска.

Памятник Дмитрию Пожарскому в посёлке Борисоглебский, Ярославская область

Памятник Дмитрию Пожарскому в селе Пурех, Нижегородская область