Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Конкурсы по сказкам для начальной школы.

Конкурсы по сказкам для начальной школы.

Цель : развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.

«Чья песенка?» (закреплять знания песенок, использовать их в пересказе сказок).

«Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти.» песенка колобка из сказки «Колобок»

«Прыг-скок, прыг-скок,

Я- масляный бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок, прыг-скок,

Я- масляный бок» песенка блина из сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»

«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули». Снегурушка Сказка «Снегурушка и лиса»

«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки).

«Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»

«Петя, не торопись. Петя, не торопись.» сказка «Петушок и бобовое зернышко»

« Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо – меленка»

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

« Мерзни, мерзни, волчий хвост!» сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок». сказка «Маша и медведь»

«Трееех-плееех, трех-плех, трех-трех, плех-плех, тре-трех-трех-плех-плех-плех»

сказка «У страха глаза велики»

«Эта простая ложка - котова, эта простая ложка - Петина, а эта не простая - точеная, ручка золоченая,…» сказка «Жихарка»

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» сказка «Заюшкина избушка»

«Знаешь ли ты?» (Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность, память, умение по первым словам узнать и назвать сказку).

«Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.» сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

«На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца…» сказка «Крылатый, мохнатый, да масляный»

«Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек…» сказка «Жихарка»

«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка» сказка «У страха глаза велики»

« Жили-были петушок и курочка.» сказка «Петушок и бобовое зернышко»

«Давно-давно в лесу жила собака.» сказка «Как собака друга искала»

«Из какой сказки?» (Воспитывать умение называть сказку и героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

«…лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.» сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

«…А под яблонькой зайка сидел…» сказка «У страха глаза велики»

«…На лопату сел, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдёт.» сказка «Жихарка»

«Рассердился воробей - ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать…» сказка «Крылатый, мохнатый, да масляный»

«Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать.» сказка «Как собака друга искала»

« Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелится.» сказка «Петушок и бобовое зернышко»

«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
Кот, петух, Жихарка, лиса. сказка «Жихарка»

« Петя, не торопись. Петя, не торопись.»

Курочка, петушок сказка «Петушок и бобовое зернышко»

« Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!»

Собака, заяц, волк, медведь, человек сказка «Как собака друга искала»

«Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и малá, и великá! Ловись, рыбка, и малá, и великá! Ловись, рыбка, и малá, и великá!»

Лисичка-сестричка, волк сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль»

«Ох! Медведь огромный меня чуть не задавил!»

Бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц сказка «У страха глаза велики»

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»

«Кто где живёт» (закреплять знание русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).

Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

«В какой сказке я живу?» (чудесный мешочек) (развивать осязание, быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, закреплять знание народных сказок, называть сказку по персонажу).

Из чудесного мешочка достаются по одной игрушки- животные. Дети определяют на ощупь игрушку, а потом называют в каких сказках этот персонаж встречается. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др., заяц- «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок» и т.д.

«Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

«Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки).
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

«Найди ошибку» (развивать внимание, восприятие, речь, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

«Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.

«Разукрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую моторику рук).

.«Найди пару» (закреплять знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу, Бабе-Яге- ступу..

«Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог современного).

Яблоко с блюдечком, Волшебное зеркало – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, Ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт

Сапоги-скороходы, Печка, Сани - автомобиль
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу

«Докончи» (закреплеять знание о героях сказки, использовать характерное название персонажа сказки при пересказе, проявлять словотворчество)

Лисичка- (сестричка)
Бабушка- (старушка)

Внучка- (хохотушка)

Курочка- (клохтушка Ряба,)

Мышка- (норушка)

Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка)


Маркова Татьяна Юрьевна

Литвинова М. Ф.

Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Л. В. Руссковой.— М.: Просвещение, 1986.— 79 с.. ил.

Давайте детям больше и больше содер-жания общего, человеческого, мирово-го, но преимущественно старайтесь зна-комить их с этим через родные и на-циональные явления.

В. Белинский

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» поставлена задача «улучшить работу по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, воспиты-вать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вку-сы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной при-роды, воспитывать в духе любви к Родине». Воспитание безза-ветной любви к Родине является основным, ведущим принципом русской и советской педагогики.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, пере-давались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие нацио-нальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной ха-рактер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народ-ных игр характерна любовь русского человека к веселью, удаль-ству.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как го-релки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в Жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чем стоишь?» — «На квашне».— «Что в квашне?» — «Квас!» — «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да еще заставят его не-сколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, за-жмуренными глазами.

Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия

игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать по-беду.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

В сборник вошли подвижные игры, собранные из разных источ-ников. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тема-тике и организации. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, «Коршун», «Курочка», «Гуси-ле-беди», «Стадо»). В играх типа «Ляпка», «Много троих, хватит двоих», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, все внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре «Крас-ки» покупатель переговаривается с водящим: «Тук-тук!» — «Кто там?» — «Покупатель».— «Зачем пришел?» — «За крас-кой».— «За какой?» — «За голубой».

Привлекательны для детей в русских играх различные попевки. В игре «Уголки» каждая перебежка сопровождается по-левкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий — водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок.

В играх типа «Горелки» текст отвлекает внимание ловяще-го, во время пения он должен смотреть вверх.

В сборнике представлены игры главным образом для детей старшего дошкольного возраста. Разделены они по видам дви-жений: игры с бегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года. Представлены также игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

В сборнике дано много старинных и современных считалок, сговорок. В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а вы-брать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки.

Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

В практике дошкольного воспитания народные игры встре-чаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили на-родные традиции, лишены игрового зачина и т. д.

Русские народные игры и их варианты, данные в сборнике, доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой.

МАОУ «Михайловская СОШ имени Костенко В.Г.»

Игра:

«Путешествие по русским народным сказкам».

Провела: Сафина Л.А.,

учитель начальных классов.

с Михайловка

2017год

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам».

Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству; формировать у учащихся доброе взаимоотношение; способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива; развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Оборудование:

мультимедиа проектор;

Ход мероприятия:

1 слайд

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Путешествие по русским народным сказкам».

Вступительное слово учителя

2 слайд

Ребята, а вы любите сказки?

(Ответ детей)

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

3 слайд

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Когда-то сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

4 слайд

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: “Заходи”.

Что такое сказка?

Вот как дается объяснение слова сказка в словаре русского языка.

5 слайд

Сказка - произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил.

Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста.

Сказки бывают разные.

А СЕЙЧАС МЫ НАЧИНАЕМ ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Для этого разделимся на 2 команды.

Дайте название вашей команде.

За каждый правильный ответ вы будите получать жетон.

Какая команда больше наберёт жетонов, та и победит.

1 – я команда:

«Колобки»

Девиз:

«На помощь Колобки придут,

И нас к победе приведут»

2 – я команда:

«Теремок»

Девиз:

«Вместе в тереме живём

Вместе дружим и поём»

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка.

Чтобы сказочка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу и стар и мал

От нее не задремал.

6 слайд

    В корзине у меня сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Ответьте мне, чьи эти вещи.

7 слайд

    кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”);

8 слайд

    зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”);

9 слайд

    золотое яйцо (“Курочка Ряба”);

10 слайд

    жар-птицу (“Жар-птица и Василиса-царевна”);

11 слайд

    лягушка(“Царевна-лягушка”);

12 слайд

    бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”);

13 слайд

    К нам пришли сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Давайте посмотрим.

14 слайд

Кто-то за кого-то

Ухватился цепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох – засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд!

Кто засел так крепко?

Может это… (репка).

15 слайд

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался… (колобок).

16 слайд

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя).

17 слайд

4 . Очень расстроена.

Нечаянно разбила яичко… (мышка из сказки “Курочка Ряба”).

18 слайд

5. Все закончилось благополучно,

Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”).

19 слайд

    Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

20 слайд

1. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.

Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки. (Мужик и медведь)

21 слайд

2. Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко- съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем.(«Кот, петух и лиса»)

22 слайд

3. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

Съешь моего лесного яблочка,- скажу.

У моего батюшки и садовые не едятся.(Гуси-лебеди)

23 слайд

4. – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала.(Хаврошечка)

24 слайд

В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

25 слайд

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

26 слайд

Задание – продолжи сказку

Внимательно послушайте отрывок из сказки и продолжите её

1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.

Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!

А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

3. …Подошли к избушке – петух и запел:

Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)

27 слайд

Задание – «Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

За добро добром платят.

Под лежачий камень вода не течёт.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

28 слайд

Восстановить последовательность событий в сказках

Детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий.

«Лиса и заяц».

4 Зайчик встретился с медведем.

6 Петушок выгнал лису.

1 У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.

3 Зайчик встретился с собакой.

2 Лиса выгнала зайца.

7 Зайчик живёт с петушком.

5 Зайчик встретил петушка.

«Гуси-лебеди».

5 Машенька встретилась с речкой.

6 Девочка в избушке бабы-яги.

8 Сестрица приводит братца домой.

3 Девочка встретилась с печкой.

1 Гуси-лебеди унесли Иванушку.

7 Мышка помогает Машеньке.

4 Девочка встретилась с яблоней.

2 Машенька бросилась догонять гусей.

29 слайд

Кому принадлежат эти слова из сказки?

30 слайд

"Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано". (Корова - "Хаврошечка")

31 слайд

"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко)

32 слайд

"Не пей, братец, козленочком станешь". (Аленушка)

33 слайд

"Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел". (Баба Яга)

34 слайд

"Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой". (Иван-дурак)

35 слайд

"Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам". (Лиса).

36 слайд

"Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы". (Петушок)

37 слайд

"Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке". (Маша)

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Она живет в любом дому

И странствует по странам. А почему?

Да потому, что без нее нельзя нам!

38 слайд

Подведение итогов жюри.

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)

А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

39 слайд

Спасибо за внимание!

Раздаточный материал

1 – я команда:

«Колобки»

Девиз:

«На помощь Колобки придут,

И нас к победе приведут»

2 – я команда:

«Теремок»

Девиз:

«Вместе в тереме живём

Вместе дружим и поём»

Задание – «Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

За добро добром платят.

Под лежачий камень вода не течёт.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

«Лиса и заяц».

Зайчик встретился с медведем.

Петушок выгнал лису.

У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Зайчик встретился с собакой.

Лиса выгнала зайца.

Зайчик живёт с петушком.

Зайчик встретил петушка.

«Гуси-лебеди».

Машенька встретилась с речкой.

Девочка в избушке бабы-яги.

Сестрица приводит братца домой.

Девочка встретилась с печкой.

Гуси-лебеди унесли Иванушку.

Мышка помогает Машеньке.

Девочка встретилась с яблоней.

Машенька бросилась догонять гусей.

Литературная игра для учащихся 3 класса «Дорогами русских народных сказок»

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание: Данная игра предназначена для проведения уроков литературного чтения или внеклассных мероприятий с обучающимися 3 класса.
Цель: закрепление и обобщение знаний по изученным русским народным сказкам.
Задачи:
- закрепить знания детей по прочитанным сказкам;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор, логическое мышление, память;
- прививать интерес к чтению.
Работа с презентацией:
На первом слайде презентации – филворд. Дети находят слово, при нажатии на буквы в слове цвет фигур изменяется. При нажатии на последнюю букву происходит переход на слайд со сказкой. Выполнив все задания по сказке, нужно перейти на слайд с филвордом, нажав на управляющую кнопку «филворд». Переход на следующий слайд с заданием выполняется по управляющей кнопке «следующий слайд».
При работе со слайдами презентации обращайте внимание на Заметки к слайду , в которых записаны подсказки.

Ход игры:

Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну сказок. А в каких сказках вы сегодня побываете, вы узнаете, разгадав филворд. В нем записаны герои сказок. Найдите этих героев и угадайте, из каких они сказок. (ребята находят героев сказок в филворде, угадывают сказку и отправляются в путешествие).

В ходе нашей игры мы выясним, кто из вас является лучшим знатоком изученных нами русских народных сказок.
Филворд.


Слова-отгадки: Радивая, семилетка, лесной дед.


Сказки: «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Самое дорогое».

Русская народная сказка «Самое дорогое»


1. Мини-викторина:

Какую работу выполняли старик со старухой? (Старик плел корзинки из ивовых прутьев, старуха ткала лен.)
- С какой целью старик отправился в лес? (Он отправился в лес, чтобы срубить деревце и сделать новую прялку старухе да ручку к ножу.)
- О чем Лесной Дед попросил старика? (Он попросил старика не рубить деревья, потому что все деревья живые и хотят жить.)
- Почему старик со старухой долго не могли придумать, что у Лесного Деда попросить? (Всё, что нужно, у них было, а чего не было, они своими трудами всегда заработать могли.)
2. Соответствия.
Соедини правильно слова первого и второго столбика и вспомни, каким был Лесной Дед.


Ответ:
Лесной Дед был в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
3. Найди лишнюю картинку.
Вспомни, что предлагал старик попросить у Лесного Деда и найди лишнюю картинку:


(деньги, стадо коров и овец, курочки, прялка и ножик )

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»


1. Узнай героя.
- Этот герой жил на дне колодца. Лицо, глаза, борода, да и весь он был одного цвета. (Зеленый старик)
- Как звали героиню сказки, которая без дела не сидела, всегда работала и любое дело выполняла старательно. (Радивая)
- Кто из героев сказки произнес следующие слова: «Век бы с такой хозяйкой жить да радоваться! Заботливая, ласковая!» (козы)
- Кто из героев сказки произнес следующие слова: «Давай скорее подарок! Я домой тороплюсь.» (Ленивая)
2. Подарки из шкатулки.


В данном задании нужно определить, что Зеленый старик подарил старшей сестре, а что младшей и какой предмет лишний.
Подарки: угли; душегрея парчовая, соболями отороченная; кошелёк с золотом; сарафан атласный; сундук с серебром; башмаки с серебряными пряжками; зола; жемчуг.
Старшей: душегрея парчовая, соболями отороченная; сарафан атласный; башмаки с серебряными пряжками; жемчуг; кошелёк с золотом.
Младшей: угли, зола.
Лишний предмет: сундук с серебром.

Русская народная сказка «Дочь-семилетка»


1. Чей ответ?
Какие ответы на загадку дали героини сказки? Соедините правильно.


Ответы:


2. Что потом?
Восстановите последовательность заданий царя, которые выполняла дочь-семилетка.
Явиться к царю ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка; соткать полотенце из ниточки; вывести цыплят к завтрашнему дню.
Ответ: соткать полотенце из ниточки; вывести цыплят к завтрашнему дню; явиться к царю ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка.
3. Кто внимательный?
Прочитайте названия животных и определите, о каких животных не говорится в сказке:
Лиса, заяц, кобыла, перепелка, медведь, жеребенок, боров, утята, цыплята.
Ответ: лиса, медведь, утята.
Подведение итогов игры.

Презентация на тему: Литературная игра «Дорогами русских народных сказок»


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Миллион сказок детям Интерактивная игра по русском народным сказкам

Слайд 2

Дорогой друг! Я - домовенок Кузька. А это - мой волшебный сундучок со сказками. У меня их целый миллион. Злая Баба Яга хочет сундучок отнять. Чтобы сохранить сундучок, нужно обыграть Бабу Ягу. Если выиграешь, сундучок и сказки останутся у меня. Если проиграешь, Баба Яга заберет сундучок и все сказки ей достанутся. А мы с вами сказок лишимся. Но прежде чем играть, обязательно познакомься с Правилами игры, щелкнув мышкой по этому значку
Правила

Слайд 3

Ха-ха-ха! Попробуйте обыграть меня! Ничего у вас не получится!
Правила игры
В игре принимает участие первый правильно ответивший на вопрос отборочного тура. На экране монитора будут появляться вопросы и четыре предполагаемых ответа, правильным из которых будет только один. Пятый, десятый и четырнадцатый вопросы являются несгораемыми уровнями. На обдумывание ответа на вопрос игроку дается одна минута. Если ответа не последовало или ответ неправильный, игра завершается. Для выбора ответа игроку нужно «мышкой» щелкнуть по выбранному элементу с ответом. Вопросы с каждым раундом усложняются. Игрок может воспользоваться подсказками: 50:50 (убираются два неверных ответа), «Волшебник» и «Кот ученый». Для получения подсказки нужно щелкнуть «мышкой» по элементу. Если элемент использован, он блокируется. Начиная со второго уровня, подсказки блокированы все. Чтобы снять блокировку с неиспользованной подсказки, нужно ее активизировать щелчком «мышки».
Начать игру

Слайд 4

Название какой сказки написано без ошибок?
А: «Заюшкин домик»
D: «Лисичка с кастрюлькой»
С: «Петушок и бобовое зернышко»
В: «Даша и медведь»
Отборочный тур

Слайд 5

50:50
Кот ученый
Волшебник
Мур-р-р! Я думаю, это Иван
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это Степан!
100 очков
Какое мужское имя чаще всего носит герой русской народной сказки?
D: Степан
С: Иван
А: Емеля
В: Митрофан

Слайд 6

Какая цифра чаще других встречается в русских народных сказках?
200 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это цифра три!
Мур-р-р! Я думаю, это пять!
А: Пять
В: Три
С: Четыре
D: Два
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 7

Какую пословицу повторяют герои сказок перед трудным заданием?
300 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ С!
Мур-р-р! Я думаю, ответ А
А: Своя ноша не тянет
В: Баба с возу – кобыле легче
С: Семь раз отмерь, один раз отрежь
D: Утро вечера мудренее
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 8

Какой обычный предмет заменял героям сказок карту или компас?
500 очков

Мур-р-р! Я думаю, это ответ D!
А: Скатерть- самобранка
В: Ковер-самолет
С: Сапоги-скороходы
D: Клубок ниток
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 9

В какое время года происходят события сказки «По щучьему велению»?
1000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ А!
Мур-р-р! Я думаю, летом!
А: Зимой
В: Весной
С: Летом
D: Осенью
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 10

Из какого инструмента сварил суп солдат?
2000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это топор!
Мур-р-р! Я думаю, это топор!
А: Молоток
В: Рубанок
С: Топор
D: Пила
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 11

Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?
4000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это репа!
Мур-р-р! Я думаю, это свекла!
А: Репа
В: Морковь
С: Картофель
D: Свёкла
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 12

Из меха какого зверька подарил Морозко шубу стариковой дочке?
8000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это соболь!
Мур-р-р! Я думаю, это лиса!
А: Песец
В: Лиса
С: Белка
D: Соболь
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 13

Какие птицы помогли Бабе Яге украсть Иванушку?
16000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это гуси-лебеди!
Мур-р-р! Я думаю, ответ С!
А: Сороки-воровки
В: Галки-палки
С: Гуси-лебеди
D: Вороны-каркуши
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 14

Какая еще рыба, кроме золотой, способна выполнять человеческие желания?
32000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это карась!
Мур-р-р! Я думаю, это щука!
А: Щука
В: Окунь
С: Карась
D: Ёрш
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 15

Какой новый вид транспорта изобрел Емеля-дурак?
64000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это печка!
Мур-р-р! Я думаю, ответ А!
А: Ковер-самолет
В: Печка
С: Сапоги-скороходы
D: Верхом на щуке
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 16

В какой сказке объединенные усилия героев помогают победить даже силы природы?
125000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ D!
Мур-р-р! Я думаю, это «Репка»!
А: «Царевна-лягушка»
В: Заячья избушка»
С: «Колобок»
D: «Репка»
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 17

В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась?
250000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это С!
Мур-р-р! Я думаю, ответ С!
А: «Марья Моревна»
В: «Царевна-лягушка»
С: «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»
D: «Иван-царевич и Серый волк»
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 18

Что подарила матушка перед смертью Василисе Премудрой?
500000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это куколка!
Мур-р-р! Я думаю, это зеркальце!
А: Куколку
В: Веретёнце
С: Клубочек
D: Зеркальце
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 19

Назовите имя самого знаменитого собирателя русских народных сказок?
1000000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ D!
Мур-р-р! Я думаю, ответ D!
А: П.Бажов
В: С.Аксаков
С: В.Даль
D: А.Афанасьев
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 20

Спасибо за участие!

Слайд 21

"УРА" ПОБЕДИТЕЛЮ!!!

Слайд 22

Использованные ресурсы:
Черных О.Г. Игровые уроки по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2008 http://www.1tvrus.com/i/20070716/fmt_53_kuzia.priklucheniya.domovenka.avi.image4.png.jpg- баба Яга http://www.bolero.ru/product-64152934.html - сундук со сказками http://www.muz-instrument.ru/?page=watch старинные настенные часы с кукушкой http://www.rusfriends.net/uploads/blog/200/251/1226165331_skazki-0158.jpg - Иван- крестьянский сын http://games-mm.ru/userfiles/Image/good/photo_117.jpg - кот ученый http://yarland.ru/rest/afisha/event_161.html - по щучьему велению http://img.lady.ru/images/assets/site/2009/01/career/repka.jpg репка http://www.vetlek.ru/shop/?gid=590&pg=2- клубок http://www.arira..jpg - 150506 http://www.games-mp.ru/puzzles.php?genre=1&page=4 вершки и корешки http://new-people.info/index.php?option=com_content&task=view&id=543 гуси-лебеди http://www.kozma.ru/gallery/artists/ovchinnikov-l/tales-yemelya-on-stove.htm Емеля на печи http://new-people.info/index.php?option=com_content&task=view&id=548 – каша из топора http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.mirovozzrenie.ru/i/carevna/carevna07_f.jpg&imgrefurl=http://www.mirovozzrenie.ru/index.php%3FItemid%3D92%26id%3D18%26option%3Dcom_content%26task%3Dview&usg=__WsFwtz0soOG4CpxufhgcKc2Is2A=&h=288&w=352&sz=23&hl=ru&start=42&tbnid=yGGTFGwqlJ6iwM:&tbnh=98&tbnw=120&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25A3%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%2B%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0%2B%25D0%25BC%25D1%2583%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B5%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26sa%3DN%26start%3D36%26newwindow%3D1 -утро вечера мудренее http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.xsp.ru/azasello/kino/morozko/morozko_27.jpg&imgrefurl=http://www.xsp.ru/forum/viewtopic.php%3Ft%3D2633&usg=__QcSE-EZZL64HW6Bvh3swoL5bNZ0=&h=376&w=500&sz=42&hl=ru&start=93&tbnid=YahetCixvhGovM:&tbnh=98&tbnw=130&prev=/images%3Fq%3D%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25D0%259C%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25BA%25D0%25BE%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26sa%3DN%26start%3D90%26newwindow%3D1 –Морозко http://biography.sgu..jpg - Иван-дурак