Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Картины мясоедова с названиями и описанием. Григорий григорьевич мясоедов - биография и картины

Картины мясоедова с названиями и описанием. Григорий григорьевич мясоедов - биография и картины

Иван Мясоедов родился в 1881 году под Полтавой, в имении отца Павленки, в семье знаменитейшего художника-передвижника Григория Мясоедова. С 1889 по 1895год он регулярно посещал уроки в частной художественной школе, принадлежащей его отцу. В 1896 году Иван поступил в Московскую школу Живописи, ваяния и зодчества. Примерно в тот же период он увлекся тяжелой атлетикой и гиревым спортом. Прекрасно сложенный от природы, он вскоре довел свое тело до совершенства. В то время модно было быть здоровым и сильным.Мясоедов был членом Атлетического общества графа Рибопьера и даже участвовал в соревнованиях: в на Всеросийском чемпионате по тяжелой атлетике в 1909 году он занял Второе место. Не забывал он, впрочем и занятия живописью.
С 1907 по 1909 год он учится в батальной мастерской Императорской Академии художеств, которую заканчивает с отличаем. Его дипломная работа "Аргонавты отправляются за Золотым руном" произвела фурор.
Учась в академии, Мясоедов в совершенстве овладел искусством гравировки в мастерской профессора Матэ. Это имение со временем позволит ему пожить с размахом, но не доведет до добра.
Иван много пишет. В основном, это монументальные полотна на античные сюжеты, но ему одинаково хорошо давались и портреты, и пейзажи.










В 1912 году на гастроли в Россию приехала итальянская танцовщица Мальвина Верничи. Иван влюбился в нее с первого взгляда. Это крохотная женщина с греческим профилем и гибкой мускулистой фигуркой полностью соответствовала представлениям Ивана об античной красоте; средиземноморская внешность экзотической танцовщицы пленила его навсегда. Они стали жить вместе, похоже, так и не узаконив своих отношений - дочь Ивана и Мальвины носила фамилию матери. Жили молодожёны не особенно раскошно, питаясь за те гроши, которые Иван зарабатывал в цирке. Еще иногда удавалось подзаработать, устраивая выставки отцовских работ.Мальвина часто позировала мужу

Приближалась Революция. Иван не стал ее сторонником, ему близки были идеи анархизма, но ему претило любое насилие, концентрацией которого он считал революцию. Он вступил в армию Деникина и стал при ней художественным корреспондентом. После разгрома деникинских войск красными Мясоедов попал в плен и чуть не был расстрелян. Ему чудом удалось спастись, и в 1921 году он вместе с Мальвиной уплывает из Крыма на немецком корабле "Вигберт" в Константинополь, затем в Триест, Баварию и надолго оседает в Берлине.
Началась эмиграция. В Берлине Мясоедов продолжает писать картины. Он создает серию портретов на заказ и становится довольно популярным, его полотна неплохо продаются.




Германия в это время бедствует, марка девальвируется, многие жители влачат жалкое существования, Иван и Мальвина же начинают жить на широкую ногу. У них собираются русские эмигранты, художники и поэты. Мальвина воспитывает дочь. Дом Мясоедова - полная чаша. Это было странно, даже с учетом множества заказов. Вскоре секрет семьи раскрывается самым драматическим образом: в 1923 году Мясоедова арестовывают за фальшивомонетничество. Искусный гравер, он заставил Музу служить преступлению. Три года Иван проводит в Моабитской тюрьме, где он расписывает тюремную церковь. Выйдя на свободу, Иван пишет целый ряд полотен, среди которых множество откровенно ностальгических, наполненных тоской по родине, по своему украинскому имению. Именно тогда рождается цикл "Украинские подсолнухи", родимые пейзажи, написанные по памяти и печальное полотно "Прощание с Павленками":






Неугомонного Мясоедова, оказывается, не так легко было унять: в 1933 году его опять арестовывают за подделку банкнот. На этот раз он проводит в тюрьме чуть больше года. Выйдя, он обнаруживает, что многое изменилось: к власти пришел Гитлер. Мясоедов делает себе и жене поддельные паспорта и под именами Евгения и Мальвины Зотовых они покидают Берлин. Художник не боялся нацистов, он опасался, что Германия, подписавшая пакт с Россией, выдаст его, бывшего деникинца сталинским властям. По пути из Германии Мясоедов-Зотов останавливается в Брюсселе, где пишет портрет Бенито Муссолини. Дуче остался очень доволен его работой, портрет позже напечатали на обложке журнала "Новая Италия". Поселяется "новоиспеченная" семья Зотовых в Лихтенштейне, в Вадуце.

В Лихтенштейне семья ведет размеренную жизнь. Зотовы становятся добропорядочными респектабельными гражданами. Иван-Евгений теперь известный уважаемый портретист, который выполняет заказы княжеского дома.


Художник и модель

Мясоедов разочарован в устройстве мира и в человечестве. Он пишет серию картин-аллегорий, посвященных России, Войне, Революции, бедствиям и разрухе.


Аллегория России

Мясоедов-Зотов выпустил первые в Лихтенштейне государственные почтовые марки, занесенные сейчас во все каталоги. В 1981 годах Лихтенштейн отблагодарил художника - в честь его 100-летия была выпущена серия марок, посвященных ему самому.
В 1946 году правительство Лихтенштейна получило известие, что Евгений Зотов, практически придворный художник - самозванец, многие годы проживающий по поддельному паспорту. "Зотовых" лишили гражданства. Мясоедов постарел, но не успокоился: в 1948 году ему пришлось покинуть Вадуц - его в очередной раз обвинили в подделке ценных бумаг.

Семья "Зотовых" в 1950 г. У ног Ивана Мясоедова и Мальвины Верничи сидит их дочь Изабелла Верничи. Слева ее дети - Анита и Михаэль Модлер (сейчас живы)

В 1953 году Мясоедовы отправились в Аргентину. Одна из последних работ: "Море и небо. Отъезд в Аргентину" светится безмятежным покоем и надеждой, которой не суждено было сбыться:

По приезду в Буэнос-Айрес Иван Григорьевич внезапно тяжело заболел и умер - оказывается, у него был рак печени. Вот так закончил свою жизнь большой художник, оставивший более 4000 живописных и графических работ, авантюрист и беспокойный скиталец - Иван Мясоедов. Мальвина пережила его на 20 лет.

Больше всего люди любят прописные истины и избитые цитаты. Действительно, лучше Фридриха Ницше показные страдания юной девушки из-за неразделенной любви не выразил никто. Как тут не согласиться? Разве «То, что нас не убивает, не делает нас сильнее?» Конечно, делает! Не поспоришь! А фраза «На детях творцов природа отдыхает» вообще превратилась в аксиому. Выдумывая правила жизни, люди по своей глупости не понимают одного - жизни плевать на сочиненные для нее правила.

Усомниться в прописной истине все равно, что плевать против ветра. Но я, человек любопытный и настойчивый, пожалуй, попробую. Плевок первый: отец был скульптором, неужели на сыне природа отдохнула? Плевок второй: родители Бориса Пастернака - люди творческие, но на самом поэте природа тоже решила не отдыхать. Плевок третий – это герой моей статьи. Все шло к тому, что судьба Ивана Мясоедова должна была сложиться не лучшим образом. Но получилось иначе. Перед нами практически неизвестный в России, но великий художник, история жизни которого скорее напоминает шпионский триллер, чем биографию творца.

Он родился в Харькове, а умер в Буэнос-Айресе. Ивану Мясоедову как будто с самого детства предназначалось провести жизнь в дороге, нигде не задерживаться надолго, даже в собственном доме. Его отец, один из лидеров «Передвижников», художник, чьи картины и сейчас украшают стены Русского музея и Третьяковской галереи, в обычной жизни явно был не лучшим человеком. О его тяжелом характере ходили легенды, а отношение к сыну, которого он очень долго не признавал своим ребенком, было настолько отвратительным, что пригласил Григория Мясоедова стать моделью для своей картины: «Иван Грозный и сын его Иван». Репин был убежден, что никого больше подходящего на роль детоубийцы он не найдет.

«Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня…» - писал позже старший Мясоедов.

В этом он был прав. Григорий Григорьевич в семье был настоящим тираном. Он запрещал своей жене говорить Ивану, что она его настоящая мать, а при первой возможности удалил ребенка из дома, отдав его на воспитание своим знакомым. Воспитание отца, в котором Репин так удачно угадал характер детоубийцы, принесло свои плоды. Иван Мясоедов рос диким ребенком, не признавал никаких правил, постоянно ввязывался в драки.

«Исчадье Ада! Страшно подумать, что из него выйдет!» - говорила про своего воспитанника приемная мать Софья Матвеевна Киселева.


Для таких утверждений были все основания. Как-то на приеме, на котором присутствовали почти все передвижники, маленький Иван подошел к Николаю Маковскому, который был одет лучше всех, высморкался прямо в рукав его нового сюртука, после чего продолжил, улыбаясь, смотреть в глаза обсопливленного живописца. Выражалось ли в этом презрение младшего Мясоедова к реалистической живописи и канонам реалистического искусства? Возможно. Одно известно точно: отца и его товарищей он на дух не переносил. Выбор рукава в виде носового платка стоил Ивану дорого - ребенка отдали в детдом. Правда, ненадолго. Вскоре Григорий Мясоедов официально усыновил его.

Чему мог учиться мальчик в семье, где отец и мать были художниками? Ответ очевиден. Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там же он узнал две шокирующие новости: от туберкулеза умерла мать, и отец официально признал его своим сыном. Эти известия явно не обрадовали молодого живописца.

Обучение в Петербургской Академии художеств тоже проходило не просто. Чаще, чем награды, художник получал выговоры за нарушение уставных правил, а в 1904 году, после очередной ссоры с отцом, сжег около шести тысяч своих рисунков. Похвалы от именитого родителя вообще ждать не приходилось. О первом значительном успехе сына он написал так:

«Бродит, пускает пузыри, а выйдет вино или квас - не известно…»

Вышло вино. В 1909 году Иван Мясоедов получил золотую медаль Академии за картину «Поход минийцев», что дало ему право на обучение в Европе.



Увлеченность античностью вообще сыграла в жизни художника очень большую роль. Это не только тема почти всех первых его картин, не только противостояние отцу, который терпеть не мог сюжетов из древней истории и предпочитал изображать только крестьянский быт. Благодаря увлечению культурой Древней Греции, младший Мясоедов начал профессионально заниматься силовой гимнастикой. Вскоре он уже получал первые призы на соревнованиях по всей Европе, исполнил свою мечту и выступал в Колизее - тогда ему рукоплескал весь Рим. А отец по-прежнему был недоволен.

«Чемпион мира и окрестностей…» - презрительно бросил он, узнав об успехе сына.

Сын мстил изобретательно. Приезжая на летние каникулы в имение отца под Полтавой, он специально разбрасывал в местах его прогулок свои гимнастические снаряды. Старик регулярно натыкался на них, ругался, но сдвинуть их был не в силах.

Иван Мясоедов видел смертный час своего отца и даже изобразил его, вот только сложно сказать, чего в этом наброске больше - мастерства или ненависти. Предсмертная агония родителя явно доставила художнику удовольствие - все, что связано в этом рисунке со страданием, выписано с особой тщательностью.


Но это было только начало мести. Вступив в права наследования, Иван Мясоедов устроил выставку-продажу, где за бесценок избавился от всего наследия отца.

Странно, но именно после смерти Григория Мясоедова в жизни художника начался самый счастливый этап. Его выступления в цирке всегда собирали толпу, его работы отлично продавались, его тоже имели большой успех. Он нашел любовь всей своей жизни, свою музу, которой стала итальянская танцовщица Мальвина Верничи, приехавшая в 1912 году на гастроли в Россию (на родину она так и не вернулась, оставшись с живописцем).

В этот же период Иван Мясоедов создал первую самостоятельную и по-настоящему интересную картину «Художник и модель». Первое, что бросается в глаза, - положение тела девушки в центре картины. Она не шевелится, ни малейшего движения. Ее глаза опущены, а сама она как-будто висит в воздухе. Наш взгляд двигается дальше, и мы видим художника, который не смотрит на свою модель, не смотрит даже на холст, на котором пока нет ничего, даже наброска. Нет, взгляд его устремлен в темноту, расстилающуюся за окном, рука нервно впилась в подлокотник стула. Вообще первая ассоциация, которая приходит в голову, - у них только что был секс! Причем, художника это явно не радует, а модель привыкла, но не все так просто.



Ключ, необходимый для понимания картины, здесь задается через свет. Девушка в центре - мечта, она нерожденная картина, она - та, чье место сейчас пустует на полотне, а не живой человек. Это момент рождения шедевра, когда автор стоит на пороге озарения. И мотив, мотив прекрасный в своей простоте смысла и сложности в своем понимании: художник не случайно смотрит в ночь - свет всегда рождается из тьмы.

Так и в жизни Ивана Мясоедова: свет родился из смерти отца, но счастье продолжалось не долго. Первая Мировая, за ней революция, лидером которой был простой народ, который так любил отец и так ненавидел сын. Ивану Мясоедову казалось, что его деспотичный родитель снова с ним, но уже в другом, незримом, виде. Перед тем как оставить навсегда усадьбу в Павленках, художник тщательно уничтожает в ней все, что было связано с его отцом. Но об этом уже в следующей статье.

Имя художника Григория Мясоедова вошло в энциклопедию русской живописи XIX века как певца крестьянской доли. Образ русского крестьянина с его проблемами и чаяниями, лики русской природы в ее первозданности - основа творчества великого мастера.

Григорий Мясоедов: страницы биографии

Григорий Мясоедов - уроженец села Панькова то ли Орловской, то ли Тульской губернии, родившийся 7 апреля 1834 года в семье дворянина. С детства увлекавшемуся живописью мальчику очень повезло - его отец не препятствовал недворянскому занятию сына и дал возможность обучаться любимому делу. Григорий впервые познакомился с основами изобразительного искусства еще во время обучения в Орловской гимназии. Первым его наставником в рисовании был И. Волков. С первой же попытки поступивший в Санкт-Петербургскую Академию художеств, Григорий попал в класс Т. Неффа и А. Маркова. Все десять лет обучения в академии (с 1853 по 1863 г.) юноша показывал весьма хорошие результаты, а по окончании был направлен в Европу для обучения за счет государственного бюджета мастерству живописца. В этой поездке Мясоедов знакомится с художественным наследием Франции, Италии, Испании, Бельгии и др. По возвращении в Россию начинает успешно выставляться.

Характер у Григория Григорьевича Мясоедова был сложный и достаточно злой, что затрудняло его общение с другими художниками. Его прямота и бескомпромиссность не привлекали людей. Да и сходился он с ними очень тяжело. Однако он с удовольствием позировал Илье Ефимовичу Репину, когда тот писал свою знаменитую картину "Иван Грозный убивает своего сына", в которой отразился нрав Мясоедова. И тот впоследствии даже этим гордился.

Мясоедов скончался в своем имении на Полтавщине в 1911 году, оставив богатое художественное наследие.

Характеристика творчества Г. Г. Мясоедова

Основными жанровыми направлениями творчества Г. Г. Мясоедова были историческая и жанровая бытовая живопись. Иногда обращался художник и к портретному жанру. Начинал Мясоедов как реалист-передвижник, последователь И. Н. Крамского и др. Он был одним из инициаторов и организаторов Товарищества передвижных выставок.

Но после увлечения пейзажным и портретным творчеством, зарекомендовал себя как неоромантик. В последний период жизни Григорий Григорьевич Мясоедов обратился и к графическому искусству. Но весь свой творческий путь придерживался демократических идей.

Среди картин Григория Григорьевича Мясоедова были полотна:

На остросоциальные темы:

  • о социальном различии разных слоев в обществе ("Земство обедает");
  • о пренебрежительном отношении к женщинам ("Опахивание");

Воспевающие русскую природу ("Зреющие нивы");

Воспевающие крестьянина как личность мудрую и мужественную ("Чтение манифеста 19 февраля 1961 года", "Земский знахарь");

Воспевающие крестьянский труд ("Дорога во ржи", "Страдная пора. Косцы", "Урок пряжи", "Деревенский знахарь");

Размышляющие о древних традициях и их месте в жизни народа ("Опахивание", "Поздравление молодых");

На историческую тематику ("Бегство Григория Отрепьева", "Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской").

"Земство обедает"

Это произведение Григория Григорьевича Мясоедова затрагивает мысль о бесправном положении крестьянства в России второй половины XIX века, после принятия Земской реформы в 1860 году. Суть проблемы заключалась в создании земств - органов местного самоуправления в отдаленных российских губерниях, куда крестьяне могли избираться в качестве гласных, то есть имеющих на заседаниях право голоса. Но при этом, как показала практика, лишь формально. Фактически же власть в земствах забрали помещики.

Картина основывается на двух принципах: противопоставления и углубленной социально-психологической характеристике героев.

"Чтение манифеста 9 февраля 1861 года"

Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.

На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них - мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи. Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.

Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана - красная. Она - как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.

"Бегство Григория Отрепьева"

Тема из русской истории была выбрана Г. Г. Мясоедовым для конкурсной работы в Академии художеств неслучайно: с одной стороны, для конкурсных работ чаще всего и выбирались мифологические, библейские или исторические сюжеты, с другой - именно в те годы все более растет внимание художников к обыденным явлениям и повествовательности живописного искусства. За картину мастер был удостоен большой Золотой медали.

История Смутного времени на Руси полна легенд и тайн. Очень часто они связаны с персонами лжецарей, одним из которых был и Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I. По одной из версий он - сын одного из монахов Чудова монастыря. Из монастыря Отрепьев сбежал в Литву, а затем в Польшу, принял католичество и при помощи поляков воцарился на русском престоле, но позже был свергнут и убит. В исторических публикациях не упоминается о бегстве Григория Отрепьева именно из корчмы.

"Дорога во ржи"

Рожденный на русской земле в глубинке, Григорий Мясоедов хоть и был из дворянского рода, очень трепетно и бережно относился к отображению в своем творчестве не только сцен из народной жизни, но и картин удивительной русской природы. Через природу легче можно передать свое душевное состояние, чаяния, надежды народа. Наверное, поэтому и возникает в живописи у Мясоедова мотив дороги как путь - у каждого свой, как стремление - тоже у каждого свое. Но в этой картине путь, избранный человеком, безмятежен и спокоен, и возможно, приведет к избранной цели. Ощущение покоя достигается за счет спокойных золотистых тонов, моря из слегка колышущейся золотистой ржи и безмятежно-голубого неба. Лишь на его горизонте видны темные тучи, которые намекают, что путь к цели потребует от путника труда и усилий и не будет совсем легким.

"Деревенский знахарь"

Произведение было написано Григорием Мясоедовым за год до отмены крепостного права. Эта картина выделяется из прочих силой реалистичности выписанных образов крестьянского быта и психологичностью персонажей. Официально не признаваемые обществом, знахари в условиях преследований помогали людям. Жизнь их была тяжела и бедна. Питались они, в основном, за счет природных даров и того, чем расплачивались за помощь люди - это нехитрые продукты питания. Жили в сторонке от всего населения, часто в одиночку в лесных избушках. Помогали людям, используя лечебные травы и корешки, снадобья, из которых варили по передаваемым по наследству рецептам, секрет их строго оберегался. В основном, излечивали от болезней, совершали оберег, привороты и отвороты, снятие сглаза.

Знахарь у Мясоедова - умудренный опытом мужчина, еще не старик, который помогает двум пришедшим к нему в избушку крестьянкам. В его руках ковш со снадобьем, которое знахарь заканчивает готовить.

Григорий Григорьевич Мясоедов. Автопортрет

В 1878 году Г. Г. Мясоедов написал свой автопортрет. Он изобразил себя в четверть оборота, стоящим, до пояса. Мясоедов одет в темный костюм, который практически сливается с почти черным фоном. Ярким пятном выделяется лишь белоснежный накрахмаленный воротничок рубашки и чуть желтоватое, будто подсвеченное светом лицо, повернутое к зрителю почти в профиль так, что освещена лишь одна половина лица. Второй как будто бы нет. Портрет отсылает нас к переходному периоду в развитии живописи - парсуне, где за счет затемненного фона выделяется лицо - именно человек интересен живописцу, человек с его мыслями, чувствами и переживаниями. Так и автопортрет Мясоедова. Он - отражение в его творчестве особого интереса к внутреннему миру обычного человека.

Картин, а также нескольких замечательных пейзажей. Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет в семье мелкопоместного дворянина 7 апреля 1834 года в с.Паньково (Тульская губерния). Григорий Григорьевич рано начал проявлять художественные способности, его отец относился к этому с одобрением. Он начал свою учебу в Орловской гимназии, но, не окончив курса, в 1853 году с успехом поступил в Академию Художеств в Петербурге. Студенческие годы Мясоедова не были сытыми: он жил в маленькой комнате и зарабатывал на жизнь, работая в кондитерской. К тому же обучение в Академии было достаточно суровым.

В 1861 г. он был награжден малой золотой медалью за картину «Поздравление молодых в доме помещика», а в 1862 г. — большой золотой медалью и поездкой заграницу за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». С 1863 г. художник путешествовал по Европе, учился в частной римской Академии, работал в Риме, Париже, Брюсселе, Испании, Италии. В 1867 г. во Флоренции он познакомился с Герценом А.И. и Ге Н.Н. За этот период он создал несколько известных картин, таких как «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента», «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Две судьбы». Во время пребывания в Европе его впервые посетила мысль о создании Товарищества передвижных художественных выставок.

Бегство Григори Отрепьева из корчмы на литовской границе

Поздравление молодых в доме помещика

У чужого счастья (Две судьбы)

Мясоедов Г.Г. возвратился в Россию в 1869 г., а через год он получил звание академика за написание картины «Заклинание». Тогда в русской живописи наметились новые тенденции - отражение литературных тем. Художник развернул активную общественную деятельность: он написал Устав Товарищества передвижных художественных выставок, добился объединения кружка московских художников с Артелью художников Петербурга, и 16 декабря 1870 г. состоялось первое заседание Товарищества, где Мясоедов Григорий Григорьевич вошел в правление на сорок лет.

29 ноября 1871 г. состоялась первая выставка Товарищества в Петербурге, переместившись затем в Москву, Киев и Харьков. Мясоедов представил на эту выставку полотно «Дедушка русского флота». Через год в марте была организована вторая выставка, где художник выставил свою одну из лучших картин — «Земство обедает». Эта картина показывает, какое бывает земство: земство-господа и земство-крестьяне. И не зря он сосредоточил свое внимание на крестьянах: они все разные, но видно их внутреннюю сосредоточенность, красоту человека-труженика.

В 1873 г. Мясоедов пишет другую фундаментальную картину «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», где он опять с неповторимым мастерством изобразил крестьян, которые слушают текст манифеста, но пока еще не могут понять, как к этому событию относиться, они не делают поспешных выводов, проявляя мудрость в этом деле.

Григорий Григорьевич изучал древние обычаи и поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин: например, на полотне «Опахивание» (1876 г.) изображены крестьяне, впрягающие в плуг девушек, таким образом защищая себя от нечистой силы.

Дедушка русского флота

Земство обедает

Молебен на пашне о даровании дождя

Опахивание

Самосжигатели

Сожжение протопопа Аввакума

Мясоедов Г.Г. занимался музыкой, играл на скрипке (в Товариществе был организован квартет, там художник играл на альте). В классической музыке Григорий Григорьевич часто находил отдых от своих душевных терзаний, утверждая, что только минор (а не мажор) отражает правду жизни. Он самозабвенно любил музыку, видя в ней непосредственное отражение подсознания человека, которое не может врать, а говорит только правду. Это было в характере Мясоедова: он был интересным, находчивым, остроумным, сочетая эти черты характера с озлобленностью, едкостью, ироничностью, некоторые его высказывания были просто оскорбительны. Он не любил высшее общество и царских придворных. Несмотря на это Григория Григорьевича радушно принимало дамское общество, а он не оставался в долгу перед ними, но все же он считал женщин корыстными во всех отношениях. Григорий Григорьевич не чурался самокритики, называя себя таким же эгоистом и лжецом, как и все общество в целом.

В работах Мясоедова Г.Г. всюду чувствуется его гражданская позиция, понимание обманутого крестьянства, стремление к демократизму, которое стало овладевать умами всех представителей передовых слоев общества (примером тому могут служить его картины «Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земство обедает», «Самосжигатели»). Но Григорий Григорьевич был не только глубоко думающим, но и тонко чувствующим человеком: например, его картина «Дорога во ржи» полна искренней душевной поэзии, она с легкостью остается в памяти у зрителя, оставляя след в душевном теле. На картине изображена рожь, край уходящей тучи на вечернем небе, одинокая фигура нищего идет по тропинке. В этой картине совершенно отсутствует заранее установленная модная тенденция.

Мясоедов Г.Г. в начале своего творческого пути был новатором с оригинальными, передовыми идеями. Но его дальнейший путь был тяжелым, когда модернистские течения в искусстве несмело стали проникать в Товарищество, он показал себя консерватором, не признающим ничего кроме реализма, но все же его терзали сомнения, разочарования и одиночество. О новых талантливых пейзажистах (например, Левитане) Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег… да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шел против сложившейся действительности, а она растаптывала все его доводы, увлекая публику модерновыми веяниями. В самом Товариществе начались серьезные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества.

С 1876 г. Григорий Григорьевич теряет творческую хватку, он осуществил свое желание уехать: он поселился в имении Павленки под Полтавой, где занимался садоводством и почти оставил мысли о Товариществе, а оно продолжало жить своей жизнью, вбирая в себя новых талантливых художников. В это время он создает полотна, где стремится показать слаженность крестьянского труда («Дорога во ржи», «Косцы» и др.). Этим картинам он придавал особое значение, наполняя их ярким, жарким солнцем и сильными, красивыми фигурами работающих крестьян. Также он нередко выезжал в Крым, где создал много пейзажей.

Дорога во ржи

Крым. Осенний вид

Лесной ручей. Весной 1890 г.

Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет 7-го (по старому стилю 19-го) апреля 1834 года в с. Паньково Тульской губернии, (сейчас это Новодеревеньковский район Орловской обл.) в семье мелкопоместного дворянина. Отец всячески старался поощрить мальчика, рано заинтересовавшегося живописью. Обучение Г. Мясоедов начал в Орловской гимназии, где брал уроки рисования у И. А. Волкова.

Григорий Мясоедов проявлял большой интерес к крестьянской жизни. И если картина «Земство обедает» является по своей направленности острокритической, то другие его работы повествуют о народных поверьях и обрядах («Засуха», 1878-1880; , 1876), о радости крестьянского труда (). Сюжеты исторического жанра нашли свое воплощение в картинах «Чтение положения 19.02.1861 г.» (1873 г.) и «Самосожжение» (1884 г.).

Не чужда была художнику и пейзажная живопись, его полотна, написанные в этом жанре, отличаются выразительностью мотивов и вместе с тем простотой ( , «Сумерки», «Скалы Гурзуфа», все написаны в 1881 г.) Иногда Мясоедов писал и портреты, но портретистом его все же назвать нельзя.

Последние годы жизни Мясоедов провел под Полтавой в большой усадьбе Павленки с парком, прудом и садом. Здесь он организовал школу рисования и создал декорации для местного театра.

Скончался Григорий Мясоедов в декабре 1911 года.