Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Качество и конкурентоспособность продукции. Качество и конкурентоспособность продукции организации

Качество и конкурентоспособность продукции. Качество и конкурентоспособность продукции организации

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

От выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность её свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества».

Однако любой документ или эталон узаконивает определенную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.

Основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества. Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции . В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.

Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

Безотказность – это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является самым основным показателем качества.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния.

Ремонтопригодность – это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость – это способность объекта сохранять свои свойства в определенных условиях.

Создание продукции высокого качества происходит одновременно с повышением производительности труда. Они определяются одними факторами: уровнем технологической оснащенности агротехники и зоотехнической работы, степенью внедрения достижения НТП. Квалификация трудовых ресурсов.

Каждый покупатель приобретает ту продукцию, которая наиболее удовлетворяет его потребности.

Поэтому конкурентоспособность продукцию можно определить только сравнивая продукцию конкурентов между собой.

Следует иметь ввиду, что конкурентоспособность продукции определяется теми свойствами ее, которые представляют интерес для покупателя (свежесть, вкус и др.) Все другие параметры продукции, выходящие за счет границы, не рассматриваются.

Изучение конкуренции должно проводиться систематически и непрерывно. Это даст возможность уловить момент, когда она начнет снижаться и вовремя принять меры для ее сокращения производству и при повышении конкурентоспособности увеличивается ее производство.

Качество продукции является одним из источников повышения эффективности производства. Экономия материальных и трудовых ресурсов также находит свое воплощение в качестве продукции. Все это вместе взятое сказывается на конкурентоспособности изделий отечественных предприятий.

Под качеством продукции понимается совокупность свойств изделия, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Иными словами, качество изделия характеризуется теми свойствами, которые определяют его эксплуатационную пригодность. Поэтому такие показатели, как производительность труда, надежность и безаварийность, безотказность работы, срок службы, удобство управления, внешний вид и отделка, соответствие требованиям моды и объемно-пространственной планировке являются общими для промышленной продукции. Эти свойства начинают закладываться на стадиях проектирования и подготовки производства и определяются степенью оптимальности конструкторского решения, совершенством технологического исполнения, условиями эксплуатации.

Качество продукции оценивается путем сопоставления с другим изделием - эталоном, имеющим оптимальные показатели качества, которые закреплены в стандартах или технических условиях. Таким образом, качество есть относительный показатель. Истинную оценку качеству продукции в конечном итоге дает потребитель. Поэтому переход изделия из сферы производства в сферу потребления свидетельствует о положительной оценке качества продукции, что даст основание сделать вывод о наличии у изделий свойств конкурентоспособности.

Конкурентоспособность продукции можно охарактеризовать с помощью дифференцированного и комплексного метода, который основан па применении групповых, обобщающих и интегральных показателей.

Современное промышленное предприятие осуществляет производство и реализацию продукции в условиях конкурентной борьбы за рынки сбыта. Это предопределяет формирование системы, основанной на планировании уровня качества, его регулировании и повышении, а также обеспечении управления самим ходом производства. Именно такая комплексная система управления качеством является залогом изготовления конкурентоспособной продукции.

Управлению качеством способствует законодательная база технического регулирования. Она регламентирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к изготовлению продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Документом, подтверждающим правомочность этих отношений, является технический регламент , который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Техническое регулирование осуществляется на основе следующих принципов:

  • применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, храпения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • соответствия уровню развития национальной экономики, материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  • независимости органов но аккредитации и сертификации продукции от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  • единой системы и правил аккредитации и сертификации продукции;
  • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия продукции установленным требованиям;
  • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации продукции;
  • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
  • недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Система управления качеством продукции предусматривает декларирование как подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов. В рамках данной системы предусматривается идентификация продукции и контроль над соблюдением требований технических регламентов, международных и национальных стандартов.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Отметим, что контроль над соблюдением требований технических регламентов осуществляется только на стадии обращения продукции.

Формой подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров является сертификация , при положительном завершении которой выдается сертификат соответствия, а на изделии проставляется знак соответствия национальному стандарту.

Государственная система стандартизации базируется на национальных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации, правилах их разработки и применения, правилах стандартизации, нормах и рекомендациях в области стандартизации, соответствующих сводах правил.

Целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц;
  • обеспечение качества продукции, ее конкурентоспособности, единства измерений, рационального использования ресурсов, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, работ и услуг, систем обеспечения качества, поиска и передачи данных, содействие унификации продукции, работ и услуг.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов, максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц, разработки национальных стандартов на основе стандартов международных, обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Особо отметим, что недопустимо устанавливать такие стандарты, которые противоречат действующим техническим регламентам.

Национальный стандарт представляет собой документ, в котором устанавливаются характеристики самой продукции, а также требования к процессам проектирования ее производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В соответствии с законодательством организации, предприятия общественные и научные организации имеют право разрабатывать и утверждать для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок стандарты организации.

Стандартизация как вид деятельности направлена на достижение упорядоченности в процессе производства и обращения продукции (работ, услуг). Она служит улучшению качества продукции и как следствие повышает ее конкурентоспособность.

Рис. 15.2.

Рис. 153.

Рис. 15.4.

Рис. 15.5.

Рис. 15.6.

Рис. 15.7.

Рис. 15.8.

Рис. 15.9.

Рис. 15.10.

Выводы

  • 1. Категория "качество продукции" непосредственно связана с характеристикой потребительской стоимости. Поскольку потребительские стоимости "оцениваются", то оценивается качество и количество продукции, следовательно, различные сорта товаров могут заменять друг друга, удовлетворяя те же потребности покупателей, которые отдают предпочтение тому или иному сорту продукции.
  • 2. В отличие от потребительской стоимости, характеризующей совокупность свойств продукции, удовлетворяющей определенную потребность, качество выражает степень, в какой эти свойства соответствуют удовлетворению потребности в данной продукции.
  • 3. Качество продукции существует независимо от степени и правильности оценки, следовательно, ото объективная категория, которая предполагает научно обоснованный подход к выбору показателей, имеющих теоретическое и практическое значение.
  • 4. Продукции в ходе производства и по окончании дается количественная и качественная оценка уровня качества. Количественная оценка проводится с целью обоснования решений, принимаемых в управлении этим процессом, с целью установления перечня оценочных показателей и методов, с помощью которых она проводится.
  • 5. Оценку качества изготовления продукции осуществляют по уровню ее дефектности, определяемому при техническом и инспекционном контроле. Для оценки уровня качества продукции используют следующие виды показателей качества: показатели назначения; показатели надежности и долговечности; показатели технологичности; эргономические показатели; эстетические показатели; показатели стандартизации и унификации; показатели патентно-правовой чистоты; экономические показатели.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система показателей качества продукции, факторы, влияющие на него, и методы управления. Понятие конкурентоспособности продукции компании и ее взаимосвязь с характеристиками товара. Проблемы и пути повышения качества продукции российских предприятий.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    дипломная работа , добавлен 01.04.2003

    Сущность и назначение качества и конкурентоспособности продукции. Их взаимосвязь и значение в современных условиях хозяйствования. Методы оценки уровня качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности. Нормы и стандарты, установленные государством.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия и его развития. Оценка работы системы управления качеством продукции. Анализ системы управления качеством продукции на заводе ОАО "Верхнекамскшина", предложения по ее совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 11.11.2010

    Суть и значение качества продукции. Качество труда и качество продукции. Аспекты и показатели качества продукции. Понятие и функции управления качеством продукции. Методы оценки уровня качества продукции. Маркетинговая деятельность предприятия.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2008

    Оценка конкурентоспособности продукции как основное условие повышение качества продукции. Государственные стандарты РФ. Методы оценки уровня конкурентоспособности производителя. Особенности административных методов управления конкурентоспособностью.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2011

    Понятие и значение повышения качества продукции. Зависимость качества и эффективности производства. Система управления качеством на базе стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000. Оценка конкурентоспособности и качества отдельных видов продукции ОАО "Беллакт".

    дипломная работа , добавлен 30.03.2016

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Другая формулировка понятия «качество» базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.

1. С точки зрения объективной оценки свойств продукта качество может быть точно измерено. Различия в качестве могут быть количественно отражены с помощью определенных характеристик

продукта.

2. С точки зрения покупателя качество продукта определяется в большей мере субъективной оценкой потребителя и в меньшей мере — характеристиками самого продукта. Отдельные покупатели имеют различные потребности, причем те товары, которые удовлетворяют эти потребности наилучшим образом, рассматриваются как обладающие наивысшим качеством.

3. С точки зрения производственного процесса качество — это соблюдение спецификаций, и каждое отклонение от них ведет к снижению качества. Наивысшее качество предполагает хорошо проделанную работу, результат которой полностью отвечает предъявляемым требованиям.

4. С точки зрения соотношения цены и полезности качество выражается посредством затрат и цен. Качественный продукт выполняет определенную функцию по приемлемой цене, а также в соответствии со спецификацией по приемлемым издержкам.

Выделяют следующие основные причины, почему проблема обеспечения качества так актуальна в современном производстве:

Качество — главный критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;

Качество всеохватывающе. Предприятие реализует множество отдельных мероприятий, чтобы противостоять конкуренции. Качество и системы управления качеством предлагают комплекс мероприятий, охватывающий все стадии производственного процесса — продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, персонал, инновации и технологию, — для того чтобы предприятие успешно действовало на рынке;

Качество — главный инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибку;

Качество ведет к упрочению позиций фирмы на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим.

Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин "уровень качества".

Однако любой документ или эталон узаконивает определенную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.

Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является самым основным показателем качества.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния.

Ремонтоспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - это способность объекта сохранять свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.

Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и т.д.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, что можно представить следующей формулой:

Копт = Q/C,

где Q - качество изделия; С - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука - квалиметрия , которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Система качества совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества». «Петля качества» — модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях — от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества» (рис. 1.1):

Маркетинг, поиск и изучение рынка;

Проектирование и/или разработка технических требований к продукции;

Материально-техническое снабжение;

Подготовка и разработка производственных процессов;

Производство;

Контроль и испытания;

Упаковка и хранение;

Реализация и распределение продукции;

Монтаж и эксплуатация;

Техническая помощь в обслуживании;

Утилизация после использования изделия.

Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества», участие всех работников в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших эти дефекты причин.

Рис.1.1. «Петля качества» на предприятии.

В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО; The International Organisation for Standardization, ISO) установлены единые международные стандарты ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества в любой производственной или сервисной компании. Стандарт применяется именно к системе качества в виде задокументированной последовательности действий по реализации производственного процесса. Он содержит требования к построению такой системы, которая бы обеспечивала долговременное поддержание и повышение качества.

Стандартизация — это деятельность по разработке и установлению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения. Стандартизация является инструментом для повышения качества и ускорения научно-технического прогресса как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах народнохозяйственного комплекса в целом.

Целями стандартизации продукции являются:

Безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

Техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;

Качество в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

Единство измерений;

Экономия ресурсов;

Безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

Обороноспособность и мобилизационная готовность страны.

Объектами стандартизации являются следующие объекты: продукция, работы (процессы) и услуги.

В России нормативные акты по стандартизации подразделяются на следующие категории в зависимости от объекта стандартизации и принимающего органа:

Государственные стандарты РФ (ГОСТ, ГОСТ Р);

Международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

Отраслевые стандарты (ОСТ);

Стандарты предприятий (СТП);

Технические условия (ТУ);

Стандарты общественных объединений — научно-технических, инженерных и др. (СТО);

Правила по стандартизации (ПР);

Для своевременного выявления отклонений по качеству, отбраковки дефектной продукции и проведения мер по нормализации процесса производства с целью выпуска продукции заданного качества осуществляется контроль качества. Контроль — мероприятия по проведению измерений, экспертизы или оценки одной или нескольких характеристик изделия или услуги и сравнение полученных результатов с установленными требованиями с целью определения их соответствия данным требованиям.

Конкурентоспособность продукции - комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара".

Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

  • фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
  • инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
  • узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
  • производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образованной фирмы. И если речь идет не о фундаментальных разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то она вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный процесс в развитых странах. Таким образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке.

Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.

Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить - невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

Конкуренция — рыночный механизм, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных отношений и является способом оздоровления экономики.

Конкуренция может быть выражена в разных формах и осуществлена разными методами. Она может быть также как внутриотраслевой, так и внешнеотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Такая конкуренция становится возможной потому, что предприятия отрасли существенно отличаются друг от друга по качеству используемых средств производства, таких как, например, оборудование, станки, материалы, технической оснащенности и квалификации рабочей силы. Поэтому естественно возникают различия по величине стоимости выпускаемых товаров и размеру прибыли в расчете на единицу продукции.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между производителями в разных отраслях экономики. В основе межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в сферы экономики, которые именно в данный момент характеризуются наибольшей нормой прибыли. В результате межотраслевой конкуренции увеличивается выпуск и предложение товаров в отрасли, наиболее выгодной для бизнеса в данный момент, что соответственно приводит к уменьшению цены и нормы прибыли. Таким образом, межотраслевая конкуренция регулирует потоки капиталовложений, то есть воздействует на изменение направления вложения капитала, его распределение по сферам экономики.

Свободная конкуренция предполагает ничем не ограниченный вход на рынок и выход из него для любого товаропроизводителя. Свободная конкуренция способствует напрямую повышению качества товаров.

В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество продукции страны — это престиж страны, это удовлетворение потребностей граждан страны. Только на основе выпуска качественной продукции предприятие способно выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль. Поэтому понятно, что деятельность по повышению качества в условиях конкурентных рыночных отношений является приоритетной, как в рамках предприятия, так и в рамках страны.

Причин, которые вынуждают предприятие повышать качество производимых товаров много. Выделим основные:

  • существенное и непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
  • возрастание роли и темпов научно-технического прогресса в развитии науки, техники, экономики и т.д.
  • совершенствование услуг, конструкций выпускаемых товаров и оказываемых услуг и, как следствие, неизбежный рост брака и рекламаций;
  • неприятие потребителем товаров и услуг низкого качества;
  • ужесточение требований к интенсификации производства и повышение его эффективности;
  • усиление конкуренции на мировых рынках.

Штриховое кодирование

Штриховое кодирование — важное направление обеспечения конкурентоспособности товара. Под штриховым кодированием следует понимать технологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную на предоставлении информации по определенным правилам в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов установленной формы, размера, цвета, отражающей способности и ориентации для последующего оптического считывания и преобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода в вычислительную машину.

Использование штрихового кодирования дает возможность автоматизации процесса ввода и обработки информации о продукции (товаре) в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы продукции (товара).

Штриховое кодирование влияет на конкурентоспособность товара следующим образом:

1. Наличие штрихового кода у товара может рассматриваться как нормативное условие конкурентоспособности товара; так, с 1 января 1995 года наличие штрихового кода рассматривается как обязательное условие поставки товаров на рынки стран ЕС.

2. Наличие штриховых кодов на упаковках дает возможность организовать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с упаковочной линии у изготовителей и заканчивая складом магазина, это оказывает большое влияние на сокращение логистических издержек.

3. С помощью штриховых кодов контролируется качество продукции; в процессе выходного контроля качества на предприятии код считывается и подтверждается прием продукции или отказ от нее; соответственно бракованные изделия направляются на переработку, а изделия соответствующего качества на реализацию.

4. Штриховые коды обеспечивают точный учет складируемых и отгружаемых товаров; штриховые кода наносятся не только на упаковку товаров, но и на контейнеры, их содержащие, а это облегчает складирование; при поступлении заказов от производителей проводится считывание кодов, их сопоставление с заказами и оформление накладной.

5. Применение штриховых кодов позволяет повысить скорость и культуру обслуживания покупателей.

6. Использование штрихового кодирования способствует организации эффективного проведения маркетинговых исследований товаров, так как позволяет вести автоматизированный учет их производства и продажи.

Система штрихового кодирования включает в себя три компонента:

Сам штриховой код;
- устройство считывания;
- вычислительное устройство.

Штриховой код — это последовательность расположенных по правилам определенной символики темных (штрихов) и светлых (пробелов) прямоугольных элементов различной ширины, которая обеспечивает представление символов данных в машиночитаемом виде. Данными могут быть как буквы и цифры, так и специальные графические и управляющие символы, используемые в программных и технических средствах обработки и передачи информации.

Штриховой код наносится на упаковке, этикетке или на ярлыках, сопровождающих товары. Штриховые коды считываются сканерами, которые воспринимает штрихи, пробелы и их сочетании, декодируют штриховой код в цифровой.

Правительством РФ принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение системы штрихового кодирования в торговле, банковском деле, на транспорте, в медицине, в сельском хозяйстве и других сферах экономики.

Товарные знаки в обеспечении качества и конкурентоспособности товаров

Товарные знаки являются обозначениями для обеспечения отличий товаров разных производителей. В соответствии с Гражданским кодексом РФ товарный знак (ТЗ) — это средство обслуживания (ЗО), который представляет собой средство индивидуализации выполняемых работ и услуг.

В условиях конкуренции ТЗ (ЗО) выполняет ряд функций, оказывающих непосредственное воздействие на конкурентоспособность товара. Эти функции проявляются как у производителя, так и потребителя: у производителя — в направлении выделения товара среди однородных возможностей более эффективной рекламы, обеспечении гарантий качества товара для потребителя, что отражается на увеличении объема продаж и получаемой прибыли, у потребителя — в указании на качество товара и на источник происхождения спроса на эти товары, так как среди однородных товаров, сходных по цене и качеству, потребитель, как правило предпочитает товары и известными товарными знаками, например, ручки Parker, спортивные товары фирм Adidas, Reebok и т.п.

Широкая известность фирм и авторитет их товарных знаков привлекают множество мошенников, которые подделывают товарные знаки, тем самым угрожая деловой репутации и благосостоянию этих компаний, так как продукция мошенников зачастую уступает по качеству. Поэтому государство в развитых странах осуществляет правовую охрану товарных знаков.

В России отношения, возникающие в связи с созданием, регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, регулируются следующими законодательно-правовыми актами:

ГК РФ;
- Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
- Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
- Уголовным кодексом РФ;
- Международными соглашениями и конвенциями, в которых участвует Россия;
- Подзаконными актами, принятыми в развитие законодательства.

Государственная регистрация товарного знака проводится в патентном ведомстве России. Заявка на регистрацию товарного знака подается юридическим или физическим лицом самостоятельно либо через патентного поверенного.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные обозначения и их комбинации, а также звуковые товарные знаки:

  • К словесным обозначениям, которые могут регистрироваться как товарные знаки относятся слова, сочетания букв, имеющих словесный характер, словосочетания, предложения.
  • К изобразительным товарным знакам относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиций, линий, пятен, фигур на плоскости.
  • К объемным изображениям, регистрируемым как товарные знаки, относятся трехмерные объекты, комбинации линий и фигур.
  • К комбинированным товарным знакам относятся сочетания элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д.
  • В качестве звукового товарного знака могут быть зарегистрированы мелодия, различные шумы и звуки. Возможно сочетание звукового фона со словесным элементом (например, как товарный знак, была зарегистрирована мелодия, звучащая перед объявлениями в международном аэропорту Шереметьево-2).

Патентная чистота и патентоспособность продукции

Патентная чистота продукции отражает степень воплощения в изделии технических решений, не подпадающий под действие патентов, введенных в стране, на рынке которой запланирован сбыт. Иначе говоря, патентная чистота обозначает возможность использования в данном государстве объекта техники (машины, прибора и т.д.) без нарушения прав по действующим патентам.

Соответственно патентная чистота — важнейшее нормативное условие обеспечения конкурентоспособности продукции, так как продукция, не обладающая патентной чистотой, не может быть законным образом участвовать в конкурентной борьбе. По законодательству стран с развитой рыночной экономикой продукция, выпускаемая и реализуемая предприятием с нарушением чьих-либо исключительных прав, признается контрафактной и подлежит изъятию из процесса оборота, а к самому предприятию применяются различные санкции и меры ответственности.

В Российской Федерации патентное законодательство, основу которого составляет Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года, защищает имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности.

К изобретению относится устройство, вещество, способ, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение указанных объектов по новому назначению. Полезная модель представляет собой конструктивное выполнения средств производства, предметов потребления, их составных частей. Промышленный образец — это художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

Правовая охрана объектов промышленной собственности осуществляется на основе документов, удостоверяющих приоритет, авторство, исключительное право использования объекта промышленной собственности.

К условиям патентоспособности объектов промышленной собственности относятся:

1. По изобретениям: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость;

2. По полезным моделям: новизна и промышленная применимость

3. По промышленным образцам: новизна, оригинальность, промышленная применимость.

Государственным органом, регулирующим отношения в области патентной деятельности в РФ является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), которая осуществляет следующие функции:

1. Осуществление единой политики в области охраны объектов промышленной собственности в РФ.

2. Прием заявок на объекты промышленной собственности.

3. Проведение экспертизы по заявкам.

4. Государственная регистрация.

5. Выдача патентов.

6. Публикация официальных сведений.

7. Разработка патентных правил и разъяснений по применению патентного законодательства.

CALS-технологии

CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support) — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукции.

Изначально была применена в 80-х годах в оборонном комплексе США как компьютерная поддержка поставок (Computer Aided Logistic Support). В дальнейшем распространилась на другие сферы экономики и на весь жизненный цикл продукта (от маркетинга до утилизации).

Разработка концепции CALS обусловлена развитием таких новых направлений науки и техники, как автоматизированное проектирование, управление производством, использование компьютеров для хранения и обработки информации, новые средства связи и другое. Каждое из этих направлений в отдельности внесло революционные изменения во все виды человеческой деятельности, однако их значительные возможности использовались недостаточно. Причиной стало то, что разработчики современных средств автоматизации формировали свои собственные модели, которые нередко оказывались несовместимыми у партнеров по производству и эксплуатации техники. Отчасти эта проблема решалась увязкой различных систем автоматизированного проектирования (САПР) в интегрированные системы путем физического объединения баз данных, однако логическая увязка при этом отсутствовала, что приводило к фрагментации информации, многократному дублированию данных, невозможности интеграции различных интегрированных автоматизированных систем управления (ИАСУ).

Решение проблемы следовало искать на пути информационных представлений и процессов, организации активного обмена согласованной информацией такого рода между партнерами. Так появилась концепция CALS. В отличие от автоматизированной системы управления производством АСУП и от ИАСУ CALS-технологии охватывают все стадии жизненного цикла продукции.

Предмет CALS — технологии совместного использования и обмена информацией в процессах, выполняемых в течение жизненного цикла продукта.

Базовыми принципами CALS являются:

1. Безбумажный обмен информацией.

2. Анализ и реинжиниринг бизнес-процессов.

3. Параллельный инжиниринг.

4. Системная организация постпроизводственных процессов жизненного цикла изделия.

Нормативную базу применения CALS технологий составляют различные международные стандарты (например ИСО 10303 — Система автоматизации производства и их интеграция).

Преимущества использования CALS технологий:

1. Расширяются области деятельности предприятий за счет кооперации с другими предприятиями, обеспечиваемой стандартизации предоставления информации на разных стадиях и этапах жизненного цикла.

2. Повышается эффективность бизнес-процессов.

3. Повышается конкурентоспособность продукции.

4. Сокращаются затраты и трудоемкость процессов технической подготовки и освоения производства новых изделий.

5. Сокращаются календарные сроки вывода новых видов продукции на рынок.

6. Сокращается доля брака и затрат, связанных с внесением изменений в конструкцию.

7. Сокращаются затраты на эксплуатацию, обслуживание и ремонты изделий.

Для определения организационного механизма функционирования при создании глобальной информационной индустриальной инфраструктуры организовано международное CALS-сообщество, в котором Россия принимает участие. Госстандартом России разработана программа стандартизации в области CALS-технологий.

QFD-технология

Метод QFD или метод развертывания функции качества был разработан в 1966 году японцем Йойи Акао (Yoji Akao) и впервые применен в 1972 году на фирме Мицубиси (Mitsubishi). С 1977 года по этому методу работает фирма Тойота (Toyota).

Первая книга по QFD была написана профессорами Сигэру Мидзуно и Йойи Акао, и издана в Японии в 1978 году под названием «QFD: Подход к планированию и развертыванию качества на основе потребительского спроса». Задача специалистам была поставлена такая — разработать метод, который позволял бы удовлетворять потребности заказчика в качественном продукте прежде, чем этот продукт был бы изготовлен. И с этой задачей специалисты успешно справились.

В 1975 году Японское общество по контролю за качеством (Japanese Society for Quality Control) учредило научно-исследовательский комитет по автоматизации (Computer Research Committee), который возглавил Акао, в 1978 году переименованный в исследовательскую группу QFD. В течение 13 лет комитет проводил научно-исследовательскую работу по методологии QFD. В 1987 году Комитет опубликовал заключительный обзор о состоянии применения QFD в 80 японских компаниях.

С 1980 года подготовка и разработка QFD проводится American Supplier Institute (ASI) и некоммерческим обществом GOAC/QPC.

Технология развертывания функции качества (QFD), или Метод Структурирования Функции Качества — это направление развития пожеланий потребителя на основе функций и операций деятельности компании по обеспечению качества на каждом этапе жизненного цикла вновь создаваемого продукта.

Основная идея технологии QFD заключается в понимании того, что между потребительскими свойствами («фактическими показателями качества» по терминологии К. Исикавы) и нормируемыми в стандартах, технических условиях параметрами продукта («вспомогательными показателями качества» по терминологии К. Исискавы) существует большое различие. Вспомогательные показатели качества важны для производителя, но не всегда важны для потребителя. Технология QFD позволяет преобразовать фактические показатели качества изделия в технические требования к продукции, процессам и оборудованию.

В основе QFD лежит «профиль качества» — модель, предложенная Н.Кано, которая основана на трех составляющих:

1. Базовое качество,

2. Требуемое качество,

3. Желаемое качество.

Профиль базового качества — совокупность тех параметров качества продуктов, наличие которых потребитель считает обязательным.

Профиль требуемого качества — совокупность показателей, представляющих технические и функциональные характеристики продукта (например, уровень потребления бензина автомобилем), обычно соответствует среднему уровню на рынке.

Профиль желаемого качества — это группа параметров качества, представляющих для потребителя неожиданные ценности предполагаемого продукта.

Ключевые элементы и инструменты QFD:

1. Уточнение требований потребителя.

2. Перевод требований потребителя в общие характеристики продукта.

3. Выделение связи «что» и «как», то есть какой вклад вносит та или иная характеристика продукта (как) в удовлетворение желаний потребителя (что).

4. Выбор цели, то есть определяющих конкурентоспособность параметров качества.

5. Установление (по результатам опроса потребителей) рейтинга важности компонентов «что» и на основе этих данных определение рейтинга важности компонента «как».

Движущим элементом в применении метода СФК является понимание огромной разницы между потребительскими свойствами (фактическими показателями качества) и установленными в стандартах параметрами продукта (вспомогательные показатели качества).

Вспомогательные показатели качества важны для производителя, но не существенны для потребителя. Поэтому предприятие стремиться приблизить вспомогательные показатели качества и фактическим путем применения метода. Этот метод — экспертный, использующий табличную форму представления данных, так называемый «домик качества». В таблице отражается связь между фактическими показателями качества и вспомогательными показателями (техническими требованиями).

Первый этап — это выяснение и уточнение требований потребителя. Задача сделать требования потребителя понятным для инженера, то есть преобразовать «экономичный автомобиль» в конкретную формулировку «низкая стоимость пробега» или «меньший расход топлива».

Второй этап — ранжирование потребительских требований. Здесь необходимо оценить рейтинги потребительских требований, которые были определены на первом этапе. Например, для потребителя важнее, чтобы автомобиль был экономичнее, то есть потребитель выразил свое требование так «хочу тратить меньше бензина» и это требование звучало в большинстве случаев, на втором месте — «чтобы быстро ездил», на третьем — «чтобы был красивым» и т.д. Рейтинги проставляются по 10 бальной шкале.

Третий этап — разработка инженерных характеристик. Данный этап выполняет специальная команда разработчиков, создаваемая для данного случая.

На четвертом этапе производится вычисление зависимостей и потребительских требований и инженерных характеристик.

Пятый этап — построение «крыши домика». В «крыше» проставляются взаимосвязи между самими инженерными характеристиками. Противоречивые характеристики помечаются знаком «минус», «однонаправленные» записываются со знаком «плюс».

На шестом этапе определяют весовые показатели инженерных характеристик с учетом рейтинга важности потребительских требований, а также зависимости между потребительскими требованиями и инженерными характеристиками.

Седьмой этап — это учет технических ограничений, поскольку не все значения инженерных характеристик достижимы.

Восьмой этап — учет влияния конкурентов.

Метод СФК позволяет не только формализовать процедуру определения основных характеристик создаваемого продукта с учетом пожеланий потребителя, но и принимать обоснованные решения по управлению качеством процессов создания нового продукта.

Анализ последствий и причин отказов

Анализ последствий и причин отказов (Failure Mode & Effect Analysis — FMEA-анализ) — это технология анализа возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя. FMEA-анализ проводится для разрабатываемых продукций и услуг с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов.

FMEA-анализ не предусматривает изучение экономических показателей, в том числе затрат, связанных с низким качеством. Задачей FMEA-анализа является выявление дефектов, которые обуславливают наибольший риск для потребителя, определить их потенциальные причины и вырабатывают корректирующие воздействия до того, как эти дефекты проявятся и, таким образом, предупредить затраты на их исправление.

Объектами FMEA-анализа процессов могут быть:

Конструкция изделия (FMEA-анализ конструкции);

Процесс производства продукции (FMEA-анализ процесса производства);

Бизнес-процессы (документооборот, финансовые процессы и т.д.) (FMEA-анализ бизнес-процессов);

Процесс эксплуатации изделия (FMEA-анализ процесса эксплуатации).

FMEA-анализ конструкции может проводится как для разрабатываемой продукции, так и для существующей. В рабочую группу по проведению анализа обычно входят представители отделов разработки, планирования производства, сбыта, обеспечения качества, представители опытного производства. Целью анализа является выявление потенциальных дефектов изделия, вызывающих наибольший риск потребителя и внесение изменений в конструкцию изделия, которые бы позволили снизить такой риск.

FMEA-анализ процесса производства обычно осуществляется ответственными службами планирования производства, обеспечения качества или производства с участием соответствующих специализированных отделов изготовителя и, при необходимости, потребителя. FMEA-анализ процесса производства начинается на стадии технической подготовки производства и заканчивается до начала основных — монтажно-сборочных и прочих работ. Целью FMEA-анализа процесса производства является обеспечение выполнения всех требований по качеству процесса производства и сборки путем внесения изменений в план процесса для технологических процессов с повышенным риском.

FMEA-анализ бизнес-процессов обычно производится в подразделениях, выполняющих данный бизнес-процесс. В проведении анализа, кроме представителей этих подразделений, обычно принимают участие представители службы обеспечения качества, представители внутренних потребителей результатов бизнес-процесса и подразделений, участвующих в выполнении этапов бизнес-процесса.

FMEA-анализ процесса эксплуатации обычно проводится в том же составе, что и FMEA-анализ конструкции. Цель — формирование требований к конструкции изделия, обеспечивающих безопасность и удовлетворенность потребителя, то есть подготовка исходных данных, как для процесса разработки конструкции, так и для последующего FMEA-анализа конструкции.

Этапы проведения FMEA-анализа:

1. Построение многокомпонентной, структурной, функциональной и потоковой моделей объекта анализа.

2. Исследование моделей, в ходе которого определяются: потенциальные дефекты, потенциальные причины дефектов, потенциальные последствия дефектов для потребителя, возможности контроля появления дефектов.