Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Изучение литературы как искусства слова. Литература - искусство слова

Изучение литературы как искусства слова. Литература - искусство слова

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

Кратко:

Художественная литература (от лат. lit (t ) eratura - букв, написанное) - «искусство слова», вид художественного творчества, изображающий действительность в словесных образах.

В широком смысле под художественной литературой понимается вся словесность - письменная и устная. В узком - только письменные произведения.

Предметом изображения в художественной литературе является человек. В словесных образах воссоздаются картины человеческого бытия: уклад жизни, убеждения, поступки, переживания и проч.

Слово в художественной литературе обладает огромными возможностями. Оно порождает в нашем сознании образы действительности, способные передать тончайшие движения души и возбудить ответные эмоциональные порывы. Как и в других видах искусства, изображение человека в художественной литературе имеет условный характер, так как автор воспроизводит личность не прямолинейно и не буквально. Отбросив малозначительное и несущественное и дополнив элементами вымысла, художник описывает образ в соответствии со своими представлениями об идеалах человеческого поведения.

В зависимости от способа организации речи различаются две главные разновидности художественной литературы - проза и поэзия. Произведения художественной литературы могут относиться к одному из трех основных родов - эпосу, лирике или драме.

Как вид искусства художественная литература связана с другими формами художественного творчества - театром, кино, живописью, музыкой, телевидением, скульптурой и архитектурой.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Что такое литература? В основе этого понятия лежит латинское слово «litera» - «буква». Значит, «literatyra» — это «написанное буквами», то есть все словесные произведения. Однако в большинстве случаев «литературой» принято называть только художественные произведения.

Определение «художественная» надо понимать, как «относящаяся к искусству». В толковом словаре это понятие определено так: «Художество — то же, что искусство».

А что же такое искусство? Лев Толстой ответил так: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

Что же Л. Толстой называет «внешними знаками»? Это средства передачи чувств автора произведения читателям, слушателям, зрителям. У писателя таким средством является слово, у живописца краски, у музыканта — звуки, у скульптора — глина, камень. Например, свои впечатления об осени художник И. Левитан передал в картине «Золотая осень», композитор П. Чайковский в этюдах «Времена года», поэт Ф. Тютчев — в стихотворении «Есть в осени первоначальной...». Все авторы изобразили осень, но использовали для этого разные средства.

Однако у всех искусств есть и общее, то, что составляет ядро каждого из них. Это общее называется «художественным образом». Образ — это понятие, определяющее природу и форму любого произведения искусства — картины, симфонии, поэмы и др. Именно образами пользуется художник, воспроизводя (отражая) жизнь, в отличие от учёного, который оперирует фактами и понятиями. Если учёный доказывает, убеждает, приводит аргументы, то художник показывает жизнь в картинах. Эти картины можно представить, они останавливают внимание, рождают ассоциации, пробуждают чувства и в то же время несут информацию.

Для примера прочитаем два текста на одну тему: строфу из стихотворения С. Есенина и строки из газетной статьи.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Поздней осенью на деревьях почти нет листьев. Ветры в эту пору дуют сильнее, и дождь идёт чаще. Журавли и гуси улетают на зиму в тёплые края.

Тема обоих текстов одна — поздняя осень. Но есенинские строки, помимо конкретной информации, дают читателю ещё и то, чего нет в статье. Они погружают нас в настроение осени, мы отчётливо слышим в них ноты грусти. И вовсе не потому, что прошло золотое лето. Есенин писал о природе, но думал о человеке — скорее всего о себе. Свою душу он вложил в поэтические строки и вызвал у нас отклик. Мы тоже грустим о том, что не только «отговорила роща», но и жизнь человека течёт и проходит. И всё это благодаря образам.

Художественный образ имеет свои отличительные черты. Одна из основных — конкретность, проявляющаяся чаще всего в деталях. Именно детали создают неповторимость изображаемой картины.

Характерной чертой художественного образа является и зримость. Мы хорошо представляем позднюю осень С. Есенина, потому что он создал образ, показывающий, что золотая осень прошла («отговорила роща золотая»). Зримый образ усиливается звуковым. Раскатистое прощальное «р» слышится в словах «журавли... пролетая».

Художественная литература - это "слово о мире" (М. Бахтин). Но отражает она мир не "один к одному". Отталкиваясь от реального мира, художник создаёт собственный мир. Отражение мира в художественном произведении всегда личностное. Но автор, кроме правды, пережитой лично им, и правды своего времени, выражает ещё и нестареющую вечную правду. Что же такое «вечная правда»? Она касается духовной жизни человека, основные принципы которой в каких-то чертах вообще не меняются. Из века в век люди рождаются, умирают, любят, страдают, ненавидят, радуются, боятся, но всегда верят и надеются... Четыреста лет люди читают великие трагедии Шекспира и всё ещё ищут и находят в них смысл, который важен именно и только для них.

III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.

Виды искусства:

Музыка хореография живопись скульптура и др.

Вопросы классу:

    Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самый совершенным? Почему?

    Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.

Продолжение беседы по вопросам.

    Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

    Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература».

    Что является характерной особенностью художественной литературы?

    Кто является создателем художественной литературы?(С помощью художественного слова писатели изображают важные характерные события, явления, черты характера людей; рассказывают об их жизни, работе, борьбе, ощущении, внутреннем миру, веровании; описывается природа).

Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер».

Свободный микрофон»

- «Впечатление произвел…»;

- «Запало в душу…»;

- «Был поражен…».

Составление периодической таблицы Для всех групп

Место литературы в ряду других искусств

Литература работает со словом - главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие - божественное представление о сути слова. Слово - основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура - та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура - больше отвечает потребностям человека - слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей).

Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т. к. литература обладает материалом. Литература как искусство слова. Лессинг в своем трактате о Лаокооне подчеркивал произвольность (условность) знаков и невещественный характер образов литературы, хотя она и рисует картины жизни.

Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показано выше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами, лишенными образности. Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература? Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога А.А. Потебни. В своей работе “Мысль и язык” (1862) он выделял в слове внутреннюю форму, то есть его ближайшее этимологическое значение, тот способ, каким выражается содержание слова. Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего.

Искусство - то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание. В тех случаях, когда в литературе нет иносказаний, слово, не имеющее образного значения, приобретает его в контексте, попадая в окружение художественных образов.

Гегель подчеркивал, что содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче “речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их”. Поэтому потенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой.

Подобная опосредованная изобразительность - свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человеческого тела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя, помимо чисто литературных задач, еще и роль изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является “затаенной живописью”, вынужденной обращаться к слову. Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:

На бледно-голубой эмали Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко

Это стихотворение О. Мандельштама - своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугубо литературной. Весенний пейзаж - лишь повод для размышления о мире, сотворенном Богом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи, созданной человеком; о сущности творчества художника. Изобразительное начало присуще и эпосу. Талантом живописи в слове обладал О. де Бальзак, ваяния - И. А. Гончаров. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в романах Бальзака и Гончарова, например, через композицию. Так, структура повести И. С. Шмелева “Человек из ресторана”, состоящей из небольших главок и ориентированной на житийный канон, напоминает композицию житийных икон, в центре которых расположена фигура святого, а по периметру - клейма, рассказывающие о его житии и деяниях.

Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче чисто литературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность. Не менее значительно, чем словесно-художественная косвенная пластика, запечатление в литературе иного - по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, - все стороны внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства - литературе. Место художественной литературы в ряду искусств

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации

Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец - портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: “Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух” Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются”. Близкая точка зрения выражена и в трактате “Критические размышления о поэзии и живописи” раннего французского просветителя Ж. Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии

Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф. В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), “поскольку она есть созидательница идей”, “сущность всякого искусства”. Символисты считали музыку высшей формой культуры

Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Гегель утверждал, что “у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния”, поэзия является “всеобщим искусством”. В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, “начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления”. Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И. В. Гете, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры. Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В. Г. Белинский

“Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств”. Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства

Иным оказался подход Н. Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник “реальной критики” писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, “по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств”. В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.

Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: “Литература - “первое среди равных” искусство”.

Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.