Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История семьи кирсановых начиная от павла петровича.

История семьи кирсановых начиная от павла петровича.

Меню статьи:

Случается порою, что самые близкие люди очень отличаются по своему внешнему виду, характеру и темпераменту со своими ближайшими родственниками. Порой создается впечатление, что они должны принадлежать другой семье, ибо среди своих родственников они выглядят белыми воронами. Таких примеров можно отыскать множество и в литературе, и в реальной жизни. Одними из таких персонажей являются братья Кирсановы – Павел и Николай

Детство и юность Павла Кирсанова

Павел Петрович Кирсанов – старший брат Николая Кирсанова. Начальное образование он получил дома, так же как и его младший брат. Подробности его раннего детства для читателя остаются загадкой, да и собственно, до периода отрочества мы мало что знаем о его жизни.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения Ивана Тургенева.

Отец его был военным офицером. Он принимал участие в войне с Наполеоном. Свою военную карьеру Кирсанов-отец окончил в звании генерал-майора. И отправился в поместье, где он пользовался уважением «в силу своего чина». Автор говорит, что он был «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».

Мать, Агафоклея Кузьминишна, жила в свое удовольствие. Ее обыденность состояла зачастую из показных традиционных действий, «принадлежала к числу «матушек-командирш».

Сыны росли под влиянием авторитета отца. Его положение в обществе выгодно отличалось – причиной тому был его военный чин. Этот фактор, подстрекаемый авторитетом военной карьеры существовавшим в обществе, стали причиной того, что, после получения начального образования предпочтение отдавалось продолжению получения образования на поприще военной карьеры.

Старший сын, Павел, имел к этому предрасположенность. Свое обучение он продолжил в Пажеском корпусе. Кирсанов довольно легко вжился в новую роль и делал один за другим карьерные успехи. Его популярность росла, так же стремительно, как и его звания. В скором времени его имя стало широко известно во всех аристократических кругах. Его красивая внешность, атлетическое телосложение становиться поводом для зависти многих молодых людей. Женщины были без ума от него, но, пророчества о ее дальнейшем блестящем будущем неожиданно сошли на нет. Роковой для него стала влюбленность в графиню Р. – его возлюбленная отвергла Кирсанова, причинив ему немало горечи и боли. Долгое время Павел Петрович ездил «за ней по за границам», в надежде, что отношение к нему измениться, но, не добившись существенных изменений, возвращается на Родину. Неожиданное известие о смерти графине окончательно выбивает его из колеи – Павел Петрович возвращается в деревню к своему брату. Где живет, не изменяя своим привычкам. После женитьбы Николая Петровича, Павел Кирсанов выезжает в Дрезден.

Внешность Павла Кирсанова

На момент повествования Кирсанову 45-50 лет. Автор не дает точных данных на этот счет, поэтому возрастная его разница столь велика. Тургенев противоречиво отмечает, что у Павла Петровича вид «человека лет около пятидесяти», но спустя некоторое время отмечает, что ему было «на вид ему было лет сорок пять».

Можно сделать предположение, что выглядел Кирсанов моложе своего реального возраста. Тот факт, что Павел Петрович очень щепетильно следил за своей внешностью, а его повседневная жизнь была лишена тяжелого физического труда или нестабильного режима дня становятся неопровержимыми доказательства этому. Но абсолютно уверено мы не может это утверждать. Возможно, что Тургеневу не важен был конкретный возраст его персонажа – ему достаточно было приблизительной даты, чтобы обрисовать принадлежность к тому или иному поколению людей.

На момент разворачивание основных событий романа. Кирсанов выглядит так: у него средний рост, и сейчас «коротко остриженные седые волосы», похожие на серебро. Кирсанов не сбривает усы, он их периодически сбрызгивает одеколоном и поэтому они у него «душисто пахнут». Остальное его лицо тщательно выбрито, « желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом». Обворожительный образ добавляют белоснежные зубы и темные «продолговатые глаза» », он обладает приятным тембром голоса. Несмотря на приличный возраст Кирсанов все также стройный и подтянутый, у него «гибкий стан».

Как видим, никаких необычных внешних признаков у Павла Петровича нет. И комплекция, и внешние черты лица его обладают миловидными характеристиками. Его движения, не смотря на возраст, обладают юношеской грацией и пластикой.

Он всегда следил за своим внешним видом. Ни тот факт, что теперь Павел Петрович уже не является светским львом, ни то, что он живет в деревне, не меняет его привычек: он всегда выглядит безукоризненно и опрятно. Это сразу же бросается в глаза на общем фоне запустения и ограничивания основными правилами гигиены. У Павла Кирсанова руки всегда в идеальном состоянии. Они удивляют своей белизной. Базаров, впервые увидевший Павла Петровича, удивлено отмечает: «Ногти то, ногти, хоть на выставку посылай!». Павел Петрович любит хорошую модную одежду: « на нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска», «одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны», «надел тонкую батистовую рубашку, щегольскую утреннюю курточку». В течение дня он периодически меняет свой костюм, делает он это не потому, что она испачкалась, а потому, что так требовал этого этикет. В гардеробе Кирсанова всегда в достаточном количестве безукоризненно белые, отлично накрахмаленные воротнички.

Одеколон, ванна и идеально чистая одежда – вот составляющие его внешнего вида. Так было во времена его молодости, такая же тенденция остается и в дальнейшем. «Я не роняю себя, я уважаю в себе человека» – так объясняет Кирсанов свое пристрастие к моде и чистоте. В его понятии аристократ всегда должен выглядеть отменно, при этом не важно, где он живет и чем занимается.

Общественно-политические взгляды

По своей сути Павел Петрович – либерал, ему не чужды славянофильские идеи. Павел Петрович считает, что уважающий себя аристократ должен никогда не уступать своих прав, безукоризненно выполнять все свои обязанности и требовать от других чтобы они выполняли свои обязанности по отношению к нему, несмотря ни на что. Сам он о себе отзывается как о человеке «любящего прогресс». Но, при этом, не все новомодные веяния он готов безукоризненно принять. Так, например, он очень резко противоречит нигилистическим взглядам Базарова: «Молодые люди обрадовались, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».


Павел Петрович видит в деятельности нигилистов только желание все разрушить, но при этом ничего не построить нового. Что же займет место старых порядков? – вот что интересует Кирсанова, но, так как конкретного ответа (кроме как «разруха») он найти не может, то такая нигилистическая позиция выводит его из себя. «Либо я глуп, либо это всё вздор» – подытоживает свои размышление на этот счет Павел Петрович.

Для Кирсанова важна личность человека, он считает, что без отсутствия личности, без остро развитого чувства собственного достоинства «нет никакого прочного основания общественному зданию».

У Павла Петровича специфическое отношение к представителям народных масс. Он готов отстаивать их права, часто заступается за них, но в то же время, пренебрежение крепостными норм гигиены его удручает и вызывает отвращение, «говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон». Исходя из такой позиции и вытекает жизненное кредо Кирсанова: «без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Он считает, что «что без принсипов принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».

Личностные качества

Павел Кирсанов старался выглядеть как можно в больше привлекательном свете, поэтому все его детали поведение, манера говорить всегда были на высоте, безукоризненны и изысканы.



В молодости он был необычайно красив, в сочетании с умением вести себя в обществе и грамотно поддержать беседу, это был пик совершенства. «Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему».

Павел Петрович старается держать себя вежливо, однако из-за вспыльчивости натуры ему, не всегда удается достичь этого. Так, например, в разговорах с Базаровым, Кирсанов порой срывается и их беседа переходит в разряд спора.

Личность Павла Кирсанова вызывает уважение и некий страх у простых людей. С одной стороны, его «уважали за его безукоризненную честность», «он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян», но его манера держаться в разговоре, проницательный взгляд пугают и действуют настораживающее. Кирсанов хорошо разбирается в людях, его брат отмечает, что у Павла «орлиный взгляд». В целом, Павел Петрович человек добрый и искренний, но порой его положительные эмоции так и остаются невыраженными, поэтому создается впечатление, что он черствый.

Кирсанов имел талант постигать разные науки и языки – газеты он предпочитал читать на английском, всегда умел поддержать беседу на должном уровне и не упасть в грязь лицом, обличив свое не знание той или иной информации. У Павла Петровича развито интуиция, он знает, как поступить в какой ситуации. Его брат часто обращается к нему за советом, то по поводу отношений с женщинами, но по поводу ведения хозяйства.

У Павла Кирсанова нет своей личной семьи, и он не стремится жениться и заводить детей, хотя сам искре отмечает, что очень любит детей. Он с удовольствием забавляет своего маленького племянника Митю Неприятная ситуация с графиней Р. Навсегда отбила у него желание связывать себя узами брака.

Сам по себе Павел Петрович человек не любящий конфликты. Это ярко показано в ситуации, когда Павел Петрович видит поцелуй Фени (возлюбленной брата) и Евгения Базарова. Понимая, что обнародования информации скорее всего приведет к плачевным последствиям для всех: брат разочаруется в матери его полугодовалого сына, племянник окажется в затруднительном положении, так как вынужден будет либо прервать общение со своим другом, либо с отцом, Павел Петрович никому не говорит о том, что видел. Он назначает Базарову дуэль, скрыв основную причину поединка от всех. Сам же Евгений понимает, что поводом стал поцелуй, а не разногласия в идейном плане. Кирсанов – человек чести, он осознает, что возраст и долгое время отсутствие практики играет не в его пользу и он может погибнуть, но не может позволить никому порочить честь его семьи и любимого брата.

5 (100%) 2 votes

“Отцы и дети” - одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот роман в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни: конфликт с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, уход из “Современника”. Ни одно произведение великого писателя не вызывало столько споров, такой бурной реакции.
Принято считать, что название романа содержит лишь идеологический и социальный смысл: на смену аристократическому дворянству пришло поколение разночинцев. Но ведь в книге есть две пары “отцов и детей”, соединенных кровными узами: Базаровы и Кирсановы. Поэтому тема наследования приобретает не только социальное, но и семейное звучание.
Итак, Николай Петрович и Аркадий Николаевич Кирсановы.
Отец Кирсанов не похож на своего блистательно-аристократического брата: ни внешнего шарма, ни романтической биографии, ни загадочной любви. Напротив, все просто и обыденно. По причине хромоты Николай Петрович в юности определен по “штатскому делу”. Пришло время - Николай Петрович женился, стал любящим мужем, заботливым отцом, хозяином поместья. Когда умерла любимая Машенька, “едва вынес этот удар”, за несколько недель стал седым. Значит, чувства в его душе не менее глубоки, чем неземная страсть старшего брата к таинственной Нелли! Просто направлены они на семью, детей, дом. Жизнь отца Кирсанова внешне ничем не примечательна. Но есть что-то в этом “сером, пухленьком” человечке, что вызывает к нему уважение. Это “.что-то” - верность жизненным принципам, которые отличаются от “принсипов” старшего брата. Николай Петрович верен своему предназначению главы семьи, хозяина. Как когда-то его отец, он повез Аркадия в Петербург учиться, как принято издавна, он живет спокойной жизнью, ведет хозяйство. Но это не просто обыватель, в нем сохраняется и свежесть чувств, и тяга к прекрасному, и даже интерес к новому. Поэтому он испытывает любовь к юной Фенечке, играет на виолончели, живо реагирует на споры брата с Базаровым.
Николай Петрович - отец в полном смысле этого слова. По этой причине его отношения с Фенечкой не имеют ничего общего с обычной “проказой” барина, соблазнившего бедную девушку. В привязанности к Фенечке, в любви к маленькому Мите он сумел сохранить достоинство, и свое, и любимой женщины.
Казалось бы, Аркадий - достойная смена отца, даже свадьбы отца и сына пришлись на один день. Но, если присмотреться внимательнее, можно утверждать: Аркадий уступает Николаю Петровичу.
Старший Кирсанов живет по своим принципам, по своим понятиям, просто и достойно. Даже брат и сын не могут руководить этим мягким и деликатным человеком. Аркадий же постоянно от кого-то зависит, кому-то подражает. Вот он вслед за Базаровым заявляет: “Мы не признаем авторитетов”. А затем явно робеет перед уверенностью Анны Сергеевны. Вот он возмущается словами Базарова: “Нравится тебе женщина... старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля неклином сошлась!”. Однако в конце концов поступает именно так: поняв, что Одинцова им не интересуется, “переключается” на более доступную Катю. Этим, кстати, Аркадий отличается от Базарова, способного на глубокое чувство.
В отличие от Николая Петровича, чей характер раскрыт Тургеневым достаточно разнообразно: в горе, слезах, любви, счастье, смущении, - личность Аркадия, как мне кажется, весьма ординарна, бесцветна. Даже желание быть значительным в сцене объяснения с Катей (26-я глава) оборачивается позерством и пустословием. Создается впечатление, что Аркадий повторяет чьи-то чужие, где-то вычитанные слова: “Желаю быть полезным, желаю посвятить все силы истине...”.
Общеизвестно: дети должны идти дальше отцов. Аркадий же не только не превзошел Николая Петровича, но и, по-моему, явно проигрывает в сравнении с ним. Думаю, что, достигнув возраста сорока четырех лет (именно столько Николаю Петровичу в момент встречи с сыном), Аркадий не сможет сохранить в душе “и грусть, и порывы первой любви”, не будет любоваться “солнечными лучами”, которые “обмывали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожими на стволы сосен”. Не испытает этот “рьяный хозяин” всего того, что сумел увидеть и почувствовать его такой незатейливый с виду “хроменький” отец.

На вопрос подскажите пожалуйста ответ на вопрос: характеристика семьи Кирсановых в романе Тургенева "Отцы и дети" заданный автором Натхо лучший ответ это Кирсановы - самые стертые и пошлые представители отцов.
(А. И. Герцен)
Представители прошлого, "отцы", изображены с беспощадною вер­ностью; они люди хорошие, но об этих хороших людях не пожалеет Россия; в них нет ни одного элемента, который действительно стоило бы спасать от могилы и забвения.. .
(Д. И. Писарев)
Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших пред­ставителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если слив­ки плохи, что же молоко?
(И. С. Тургенев)
В романе показаны три характерных типа либералов в семействе Кирсановых.
Павел Петрович-человек "либеральный, любящий прогресс". Весь его напыщенный внешний вид говорит о нем как о сыне прошедшего века. Он не чувствует движения времени, "не понимает современности, не приемлет того, что происходит в окружающей жизни".
Павел Петрович живет только по «принципам» , без которых, по его мнению, жить просто нельзя. Но принципы его не только далеки от жизни, но даже находятся с ней в противоречии.
Всеми силами этот человек хочет удержать старый строй, старые порядки.
Русский народ он презирает, разговаривая с крестьянами, морщится и нюхает одеколон, но в то же время считает, что знает и понимает простых людей.
Идеалом Павла Петровича являются английские аристократы. Перед ними он раболепствует.
Упрекая Базарова в нелюбви к родине, без конца говоря о своей любви к России, ее народу, он в конце концов уезжает за границу и остается жить в Дрездене. Там он "ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится пепельница в виде мужицкого лаптя"-единственная вещь в доме, напоминающая о родине.
Так Тургенев еще заживо хоронит ярого защитника омертвевших принципов.
Вторым представителем "хорошего дворянства" является брат Павла Петровича Кирсанова-Николай Петрович.
Описывая этого человека, Тургенев не скрывает иронии, часто употребляя уменьшительно-ласкательные слова: "Мы видим уже совсем пухленького, немного сгорбленного".Черты у него "маленькие", он любил и боялся общества".
Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. "Его хозяйство скрипело, как не-мазанное колесо, трещало, как домоделанная мебель сырого дерева". Несмотря на все старания быть современным, он все равно "вызывает ощущение чего-то отжившего".
Его "добродушно-патриархальный вид" резко контрастирует с видом крестьянской нужды.
Этот человек "любил помечтать", но ограниченность интересов не уводила его даже в мечтах дальше мыслей о прошлом. Его жизнь бедна содержанием, хотя он окружен любимыми людьми и обрел семейное счастье.
Будущее Николая Петровича представляется таким же тихим, спокойным, незначительным, каким было и все его прошлое.
И еще один представитель "лучших из дворян"-сын Николая Петровича, Аркадий.
Это самый молодой представитель "хорошего дворянства".
Аркадий Кирсанов выдает себя за последователя Базарова, но он только подражает ему, не имея своего мнения, только повторяет мысли Базарова, которые ему на самом деле чужды.
В действительности молодому человеку ближе взгляды отца и дяди. Закономерно, что в конце романа говорится, что свадьба сына и отца была в один день. Тем самым Тургенев совсем сближает этих героев, говорит о том, что в дальнейшем их жизнь будет очень сходна.
Действительно, Аркадий не последователь Базарова, а типичный дворянин, такой же, как и отец, только в хозяйстве он практичнее.

Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает сложный период, когда происходит жестокая ломка устоявшихся веками социальных отношений. Привычные для многих устои жизни рушатся, меняются на новые. Все происходит быстро и стихийно.

Павел Кирсанов – центральный персонаж романа

На протяжении всего действия в центре романа находится проблема столкновения старого и нового поколений. Ярким образом устоявшегося социального сословия является образ Кирсанова Павла Петровича. Автор строит все повествование на постоянных столкновениях между ним и главным героем Базаровым.

Сын боевого генерала, участвовавшего в военной компании 1812 года, Павел мечтал стать военным. К 28 годам он добился многого. Пажеский корпус в качестве образования Кирсанова позволял сделать блестящую карьеру военного офицера. Он всегда шел напролом, вел светский образ жизни, любил женщин и развлечения. Жизнь сыграла с ним жестокую шутку: неудачная любовь к загадочной и самой восхитительной женщине, княгине Р, разбила все мечты и надежды. Он бросил службу, скитался по заграницам, вернулся, жил, ничего не делая. Так он провел 10 лет, которые сделали его одиноким и меланхоличным.

Характеристика Павла Петровича

Павел Петрович – аристократ, сохранивший свои чопорные аристократические привычки на протяжении всей жизни. Происхождение Кирсанова отдаляет его от простого народа. Он страстный поклонник всего английского, и свою жизнь Павел Петрович строит на английский манер: книги читает английские, одевается как англичане, живя за границей, общается больше с ними.

Его стиль жизни чужд русскому человеку. Он настолько далек от простого крестьянина, что даже не знает, как с ним разговаривать. По выражению Базарова, мужик не признает в нем соотечественника, он просто его боится. А отношение Кирсанова к народу, когда он «морщится и нюхает одеколон» лучше всего показывает его аристократические привычки.
Тургенев не только не сглаживает иностранные привычки героя, наоборот, он их подчеркивает, вводя в речь Кирсанова большое количество непонятных «русскому мужику» слов. Даже в этом проявляется его пренебрежение к своим традициям и обычаям.

Взаимоотношения между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым

Друга Аркадия, «лощеный аристократ» (именно так характеризует внешность Кирсанова Базаров) возненавидел с первой встречи. Эпитеты, которыми он характеризует Базарова, «шарлатан», «господин нигилист», «лекаришка», ясно указывают на его отношение к герою. Он злиться при каждой встречи и старается зацепить Базарова, вывести его из себя. Между ними происходят постоянные стычки. В словесных перепалках читатель четко видит политические взгляды Кирсанова и его оппонента.

Павел Петрович, человек умный, хоть и является представителем старого поколения. Но в спорах с Евгением он постоянно терпит поражение. Меняется даже внешность героя Кирсанова: его ледяная вежливость и полное спокойствие мгновенно перерастает в раздражение. Он не понимает, как можно жить, не веря ни во что. Это рушит его представление об устоявшемся строе. Но в итоге, Кирсанов понимает и признает свое поражение.
Но в то же время, автор обращает внимание читателя на такие положительные качества героя, как его безупречная честность, щедрость и заступничество. Кирсанов портрет которого Тургенев представляет как живого мертвеца, был настоящим дворянином. Его можно причислить к сливкам аристократического общества. Сцена дуэли очень наглядно показывает читателям двойственность его образа.

Характеристика Павла Кирсанова в романе «Отцы и дети» является характеристикой целого сословия, которое уходит в прошлое. Жить таким людям, по словам Тургенева, тяжелее, чем они сами себе представляют. Упрек и осуждение – все, что они могут получить от окружающих и это все, что им остается от жизни.

Данный очерк будет полезен учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Кирсанов Павел Петрович» или «Евгений Базаров и Павел Кирсанов».

Тест по произведению

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, повести “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна и редко поддается рациональному объяснению. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”, - читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить писатель считал мерилом человеческой ценности. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”.

Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, он всецело отдался мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошло как сон”. Смерть жены - страшный удар для героя: обрушился весь мир, потому что не стало женщины, которая являлась его средоточием. Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее: просто “...она была так молода, так одинока”, что вызвала сострадание и, конечно, привлекала стареющего помещика молодостью и миловидностью. Мне кажется очевидным, что герой питал к девушке больше отеческие чувства, нежели страсть. Взяв “неровню”, но мать своего ребенка в жены, Николай Петрович совершил поступок, достойный мужчины.

Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя: он не в силах противиться своему чувству, а княгиня быстро охладевает к поклоннику. “Десять лет прошло... бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Интересно, что в жизни братьев Кирсановых фигурирует число десять, только с разными акцентами: у Николая это десять лет счастья, у Павла - напротив. Мне кажется, этим подчеркивается одновременно и-родство, и внутренняя противоположность братьев. Реакция на смерть возлюбленной у Павла Петровича та же, что и у Николая: жизнь кончена, герой сломлен. Однако Павел Петрович, как и брат, “заметил” Фенечку, только та его боится: не хватает старшему брату простоты и мягкости младшего. Симпатия к молодой женщине и нетерпимость к поведению, а главное - мировоззрению Базарова, презирающего все то, что свято для старшего Кирсанова, приводит к дуэли. “Рыцарство” Павла Петровича кажется несколько нелепым в этом эпизоде, но все же это рыцарство. К тому же эта “пародийная” дуэль прошла не зря для героя: что-то поколебалось в его “принсипах”, он стал человечнее и просит брата жениться на Фенечке, сам же находит в себе силы “уйти в тень”.

В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником, студентиком” рядом с ней, это, конечно, не настоящая любовь, а лишь увлечение пылкого неискушенного юноши “светской львицей”. Зато “с Катей Аркадий был как дома”, их объединяло все: литература, природа, музыка, отношение к жизни. Все поверхностное, наносное - то, что прививалось Базаровым, - исчезло, осталось лишь естественное молодое чувство. Аркадий повторяет, но более счастливо, жизненный путь своего отца: его интересы замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот, но разве это так уж “мелко” - приносить счастье окружающим людям?

Что же значит любовь в жизни главного героя романа? “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни”. Изначально молодой нигилист отрицает духовную сторону любви, настаивая, что есть лишь плотское влечение. Он отнюдь не женоненавистник, но “нравится тебе женщина- старайся добиться толку”. Так, Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, - молодостью, чистотой, непосредственностью, и герой, не признающий нравственных обязательств хотя бы перед гостеприимными хозяевами, делает неуклюжую попытку соблазнить ее. Возможно, правда, еще одно объяснение его поступку: неосознанное желание “взять реванш” за “неудачу” с Одинцовой, утешить самолюбие. Вот к той он испытывает настоящую любовь-страсть и мучается от того, что рушится его теория отрицания высоких чувств, сведения всего к “физиологии”. Базаров понимает, что с ней-то как раз “не добьешься толку”, но отвернуться, уйти и забыть не имеет сил. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр”, - говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Анной Сергеевной. Не только “богатое тело”, но и “свобода и независимость... мыслей” молодой женщины - вот что вызвало чувство Базарова. “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.

Своим романом Тургенев утверждает вечные ценности любви, красоты, природы. Недаром во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи - это одухотворяющая сила любви пробудила душу героя к чувствам, дотоле неведомым.

Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов - герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям - Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей - Базарова, Павла Петровича - одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.