Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Евгений вахтангов биография. Евгений вахтангов

Евгений вахтангов биография. Евгений вахтангов

Евгений Багратионович Вахтангов - российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра имени Вахтангова.

Ранний период

Евгений Вахтангов вырос в семье армянского фабриканта. Еще в юности отказался от коммерческой карьеры и наследства отца, занявшись театральным любительством. В 1903-1909 Евгений учился на естественном, затем на юридическом факультетах Московского университета. В 1906 организовал драматический кружок студентов университета. В 1909-11 - ученик школы драмы А. И. Адашева, где преподавали В. В. Лужский, В. И. Качалов и Леопольд Сулержицкий, оказавший воздействие на ранние театральные взгляды Вахтангова.

Всякий, кто хочет быть приятным, всегда неприятен тем самым, что хочет быть приятным.

По окончании школы Евгений Вахтангов зачислен в МХТ, вел экспериментальные занятия по «системе Станиславского» с группой театральной молодежи, составившей ядро 1-й Студии МХТ (1912; открыта в 1913; с 1924 - МХАТ 2-й). Как педагог Вахтангов разделял эстетическую и этическую программу директора Студии Сулержицкого: цель искусства - нравственное совершенствование общества, студия - община единомышленников, актерская игра - правда переживаний, спектакль - проповедь добра и красоты.

Как режиссер Евгений Вахтангов предпочитал резкие контрасты добра и зла в построении спектакля и стиле актерского исполнения («Праздник мира» Г. Гауптмана, 1913; «Потоп» Г. Бергера, 1915). В «Росмерсхольме» Генриха Ибсена (1918, 1-я студия) на противопоставлении аскетической формы (серые сукна, контрастное световое решение, минимум аксессуаров) и напряженной внутренней жизни актеров раскрывалась главная тема спектакля: дерзкий прорыв к свободе, пусть даже ценой смерти.

В «Чуде Святого Антония» Мориса Метерлинка (первый вариант, 1918) возобладала традиция Сулержицкого: человечность, юмор, мягкая ирония. Одновременно с МХТ и его студией Евгений Вахтангов вел педагогическую работу в ряде московских театральных школ и любительских кружках. Особое место в его творческой судьбе принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской» - по названию переулка, где она находилась), с членами которой он в 1913 начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева (с 1917 - Московская Драматическая студия под руководством Е. Б. Вахтангова, с 1920 - 3-я студия МХТ; с 1926 - Театр имени Евгения Вахтангова).

Руки - это глаза тела.

Вахтангов Евгений Багратионович

Создание нового театра

Вместе с послеоктябрьскими спектаклями Всеволода Эмильевича Мейерхольда постановки Вахтангова в 1919-22 заложили фундамент нового театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, он пытался воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются его эстетические взгляды и художественные пристрастия, корректируются важные положения теории и педагогики. Сохраняя верность общим законам искусства переживания и органике актерского существования в образе, Е. Вахтангов утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» - рампы МХТ, отделяющей мир сцены от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности.

Яркой театральностью и предельным сгущением сатирических красок отмечен второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921). В чеховской «Свадьбе» (1920) Евгений Вахтангов прозрел «пир во время чумы», паноптикум мещанства, затхлую провинциальную одурь. В «Эрике XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я студия) воплотил трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда властитель (в трактовке Вахтангова и исполнении М. А. Чехова) полон добра и благородства. Каждая из постановок Вахтангова 1921-22 с огромной экспрессией выявляла противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы достиг трагедийный конфликт в поэме торжествующей любви «Гадибуке» С. Анского (студия «Габима»). Вахтанговская формула «фантастического реализма», новые выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в арсенал театра 20 века.

То, что не подслушаешь в душе народной, то, что не угадано в сердце народа, - никогда не может быть долгоценным.

Вахтангов Евгений Багратионович

«Принцесса Турандот»

Свойственное натуре и творчеству Евгения Вахтангова гармоническое начало («веселый Мейерхольд», говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось в искрящемся спектакле режиссера - «Принцессе Турандот» по Карлу Гоцци (1922). Спектакль был задуман как эксперимент в области актерской техники: студийцы одновременно играли самих себя, артистов итальянской комедии дель арте, разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, персонажей сказки. Спектакль строился и репетировался импровизационно (репризы на темы дня, интермедии-пантомимы, слуг просцениума, иронические «выходы из роли»), сознательно разрушал сценические иллюзии при сохранении максимальной актерской искренности и правды переживания.

Значительно превзойдя первоначальное режиссерское задание, Вахтангов стал классикой театра, произвел «сильный сдвиг» (Немирович-Данченко) в искусстве русской сцены. Премьера спектакля состоялась, когда Евгений Вахтангов был уже смертельно болен. Его творческая деятельность оборвалась, возможно, в высшей своей точке. Среди учеников Вахтангова - Борис Васильевич Щукин, Рубен Николаевич Симонов, Ц. Л. Мансурова, Юрий Александрович Завадский и др.

В 25 лет Евгений Вахтангов уже преподавал в театральной студии Станиславского, а спустя два года - поставил свой первый спектакль. Он использовал новейшие режиссерские приемы, экспериментировал с декорациями и сделал зрителей участниками сценического действия. Вахтангов изобрел новое направление театра - фантастический реализм, и Станиславский называл режиссера-новатора «первым плодом нашего обновленного искусства».

«Творить для себя. Наслаждаться для себя»

Евгений Вахтангов родился во Владикавказе. Его отец был табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Однако еще в детстве Евгений Вахтангов увлекся театром и решил посвятить ему всю жизнь. В гимназические годы он уже играл в любительских постановках: «Женитьба» Николая Гоголя , «Бедность не порок» Александра Островского и «Дети Ванюшина» Сергея Найденова.

Окончив гимназию в 1903 году, Евгений Вахтангов поступил в Московский университет и сразу же - в студенческий театральный кружок. Он ставил спектакли и играл сам - и в Москве, и во время приездов во Владикавказ. Для каждой постановки Вахтангов разрабатывал общий план, тщательно перечислял все предметы, которые должны находиться на сцене, описывал костюмы, грим и походку актеров, даже рассчитывал темп хода занавеса. Образцом театрального искусства для него был Московский Художественный театр . Здесь Евгения Вахтангова вдохновляло все: декорации и актерская игра, звуковые эффекты и технические детали.

В 1909 году Вахтангов решил получить профессиональное театральное образование и поступил на драматические курсы при Московском Художественном театре. Здесь преподавали преимущественно артисты театра: Александр Адашев и Василий Лужский, Николай Александров и Василий Качалов. Они обучали молодых актеров по методикам Константина Станиславского .

Евгений Вахтангов хотел стать режиссером, и Константин Станиславский вскоре стал выделять его из остальных учеников. Он назначил Вахтангова главным помощником по работе с молодыми актерами. Вдохновленный методикой Станиславского, Евгений Вахтангов мечтал создать актерскую студию.

«Хочу образовать Студию, где мы учились бы. Принцип - всего добиваться самим... Проверить систему К. С. [Константина Станиславского] на самих себе. Принять или отвергнуть её. Исправить, дополнить или убрать ложь. Все пришедшие в студию должны любить искусство вообще и сценическое в частности. Радость искать в творчестве. Забыть публику. Творить для себя. Наслаждаться для себя. Сами себе судьи».

Евгений Вахтангов

К этому стремился и сам Станиславский. Поэтому в 1912 году вместе с Леопольдом Сулержицким они открыли Первую студию МХТ, в которой начал преподавать Евгений Вахтангов. Одновременно Вахтангов работал в других московских театральных школах, среди которых особое место занимала Студенческая драматическая студия. Ее создали в 1913 году пять студентов из разных московских университетов. Через год начинающие актеры пригласили Вахтангова в качестве преподавателя и режиссера.

Новаторская студия Евгения Вахтангова

Евгений Вахтангов в молодости. Фотография: vakhtangov.ru

Юрий Завадский. Шарж на Евгения Вахтангова. 1913

Евгений Вахтангов. Фотография: vakhtangov.ru

Сначала собственного помещения у Студенческой драматической студии не было, участники собирались то в комнатах студентов, то в ресторанах, то в пустых кинотеатрах. Репетиции проходили, в основном ночью, так как днем Евгений Вахтангов занимался с 1-й студией МХТ, а студенты - учились и работали.

Свою первую постановку - «Усадьбу Ланиных» - Студенческая студия представила в 1914 году. Премьера спектакля вызвала бурю негодования. Критики язвительно писали о детской беспомощности начинающих актеров, о жалкости театральных декораций, о несостоятельности режиссера Вахтангова. Станиславский же так разозлился на Вахтангова за самодеятельность и провал «Усадьбы Ланиных», что запретил ему преподавать вне стен МХТ и 1-й Студии.

Однако занятия в Студенческой студии не прекратились, а проходили теперь в строжайшей тайне. Для своих учеников Вахтангов нанимал лучших педагогов-новаторов, несмотря на бедность студии.

«Так, по движению у нас был лучший педагог Александрова, родоначальница ритмических этюдов. Евгений Богратионович говорил: «Мне нужно самого лучшего, самого смелого, может быть, новатора в каждой области. Мы так бедны, что должны учиться у лучших». Поэтому, если по постановке голоса самым лучшим был Пятницкий, то давайте Пятницкого. Да, Евгений Богратионович умел узнавать настоящих людей искусства! У него было к ним чутье, и он старался главным образом вырастить педагогов из своих старших учеников».

Актриса Цецилия Мансурова, из «Бесед о Вахтангове» Хрисанфа Херсонского

Постепенно Евгений Вахтангов обрел собственное понимание театра. В спектаклях он стремился подчеркнуть условность происходящего на сцене, поэтому, например, классические театральные костюмы вахтанговцы надевали поверх современной одежды. А чтобы усилить эту идею, артисты надевали их прямо на сцене. В считанные секунды из актеров они перевоплощались в персонажей пьесы. Для декораций использовали обычные бытовые предметы, которые обыгрывались с помощью света и тканевых драпировок.

В 1917 году студенческая студия вышла из «подполья» и стала называться Московской драматической студией Евгения Вахтангова. В этом же году Вахтангов тяжело заболел, однако работать он стал еще больше и усерднее. «Первая студия, вторая студия, моя студия, еврейская студия «Габима», студия Гунст, народный театр, пролеткульт, художественный театр, урок, спектакль ноябрьских торжеств - вот десять учреждений, где меня рвут на части» , - писал Евгений Вахтангов.

Гротескный театр и фантастический реализм

Евгений Вахтангов в роли Тэкльтона в спектакле «Сверчок на печи». 1914 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: wikimedia.org

Евгений Вахтангов в роли Крафта в спектакле «Мысль». 1914 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: wikimedia.org

Евгений Вахтангов в роли Фрезера в спектакле «Потоп». 1915 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: aif.ru

После революции 1917 года авангардному театру Вахтангова стало тяжело находить общий язык с новым зрителем - «первобытным в отношении искусства». Режиссер решил присоединиться к театру Константина Станиславского. В 1920 году студия Вахтангова стала частью Московского Художественного театра, и получила название Третья студия.

Уже через год у Третьей студии МХТ появилось собственное здание театра. В честь открытия артисты дали спектакль «Чудо святого Антония» по одноименной комедии Мориса Метерлинка. Это стало вторым обращением вахтанговцев к этой пьесе, и в этот раз Вахтангов поставил спектакль в традициях гротескного театра. Он писал: «Бытовой театр должен умереть. «Характерные» актеры больше не нужны. Все, имеющие способность к характерности, должны почувствовать трагизм (даже комики) любой характерности и должны научиться выявлять себя гротескно. Гротеск - трагический, комический» .

Поглощенный работой в нескольких студиях, за своим здоровьем Вахтангов почти не следил: одно время занимался гимнастикой йогов и соблюдал диету, но затем нарушил режим: непрерывно курил и засиживался после спектаклей на театральных вечеринках.

Незадолго до смерти Евгений Вахтангов начал работать над постановкой «Принцесса Турандот» по сказке итальянского драматурга Карло Гоцци. Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре - «фантастический реализм». Вахтангов использовал персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, однако сказку сделал очень современной. Актеры прямо на сцене переодевались в костюмы сказочных героев, а параллельно беседовали на злободневные темы.

«Замечательна была моя последняя беседа с Вахтанговым перед генеральной репетицией «Турандот». Он мне сказал, что в этой работе его увлекает специфическое актерское состояние, вот такое: мы с вами сидим в первом ряду и смотрим спектакль, но я тоже играю этот спектакль. И, пока я свободен, я делюсь с вами своими впечатлениями, а потом я говорю: мой выход, сейчас я тебе сыграю. И я выхожу из первого ряда, влезаю на сцену и начинаю играть все - горе и радость, а этот мой приятель мне верит… А потом кончаю, подсаживаюсь к нему и говорю: ну как, хорошо?»

Леонид Волков из книги «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства»

Вернувшись домой после очередной репетиции спектакля «Принцесса Турандот», Вахтангов слег и больше уже не вставал. Премьера состоялась без него, зато на спектакле присутствовал Константин Станиславский. Восхищенный работой своего ученика, Станиславский лично выразил свое признание Вахтангову: «То, что я видел, талантливо, своеобразно и, что самое главное, жизнерадостно! А успех блистательный. Молодежь очень выросла» .

«Принцесса Турандот» стала последней работой Евгения Вахтангова. Он умер 29 мая 1922 года. Похоронили Вахтангова на Новодевичьем кладбище.

(1883-1922) русский актер и режиссер

Имя Евгения Багратионовича Вахтангова вошло в историю русской и мировой театральной культуры и заняло место в ряду самых выдающихся ее деятелей.

Он родился в городе Владикавказе в русско-армянской купеческой семье. Отец Евгения был известным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Однако юноша еще в гимназические годы увлекся театром, который и стал делом всей его жизни. Несмотря на жесткий запрет отца, Вахтангов начал выступать на сценах любительских театров Владикавказа. После окончания гимназии он поступил на физико-математическое отделение Московского университета, где также вступил в студенческий театральный кружок.

На втором курсе Евгений Вахтангов перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе О. Эрнста. Чуть позже, оставив юридический факультет, он поступил в Школу драмы А. Адашева, по окончании которой в 1911 году был принят в труппу Московского Художественного театра.

Вскоре на молодого актера обратил внимание Константин Станиславский и поручил ему вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХАТ. Атмосфера «студийности» с ее бескомпромиссными морально-этическими требованиями оказалась очень благоприятной для Вахтангова, соединившего режиссерский дар и талант педагога. Именно в студии оба этих качества развились в нем в полной мере.

На сцене студии он создал несколько камерных спектаклей, где выступал и как актер. В них Евгений искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Не приняв жестких рамок системы Станиславского, он на некоторое время увлекся идеями Мейерхольда, однако вскоре отверг и их.

Вахтангов Евгений Багратионович выдвинул лозунг «фантастического реализма», на основе которого и построил теорию собственного театра. Как и К. Станиславский, он считал, что главное лицо в спектакле - актер, но всегда отделял личность исполнителя от того образа, который воплощается на сцене.

В конце концов, Евгений Вахтангов стал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из самых обычных бытовых предметов. На этой конкретной основе с помощью света и драпировок художник создавал фантастические виды сказочных городов, как, например, это сделано в его любимом спектакле «Принцесса Турандот».

Соответственно и костюмы актеров также соединили конкретное и условное. Например, на современный костюм надевался необычайно изящный, расшитый и разукрашенный халат. Чтобы подчеркнуть условность происходящего на сцене, актеры надевали костюмы прямо на глазах публики, перевоплощаясь в своих персонажей.

Реализуя свои творческие замыслы, в 1921 году Евгений Вахтангов поставил на сцене своей студии пьесу Мориса Метерлинка «Чудо Святого Антония». Это было яркое театральное зрелище, в котором режиссер и актеры составили единый творческий ансамбль. Им удалось донести до зрителя сложную символику пьесы, раскрыть своеобразие метафорического мышления драматурга, условность характеров.

Следующая работа режиссера - «Принцесса Турандот» по сказке итальянского драматурга Карло Гоцци - позволила критикам сделать вывод о том, что Вахтангов уже не просто осуществлял сценический эксперимент, а начал создавать новое направление в театральной режиссуре.

Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, режиссер наполнил сказку современными проблемами. Каждый его спектакль становился событием, потому что все то, что происходило в это время в России, герои активно обсуждали на сцене. Однако современную проблематику Евгений Вахтангов преподносил в виде своеобразной игры, полемики, спора, диалога героев. Поэтому актеры уже не просто произносили тексты, а давали характеристику, нередко злую и ироничную, всему, что происходило в стране.

«Принцесса Турандот» стала последней работой Евгения Багратионовича Вахтангова, который скоропостижно умер за несколько дней до премьеры. Однако заложенные им принципы динамичного, подвижного спектакля, который как бы создается на глазах зрителей, навсегда сохранились в традициях театра.

Любопытно, что постановка «Принцессы Турандот» стала своеобразной «визитной карточкой» театра. Через пятьдесят лет после премьеры театр возобновил ее постановку, в которой показал верность традициям своего великого основателя. Эта работа добавила славы старейшим актерам-вахтанговцам и сделала известными имена новых исполнителей. Принцессу Турандот в разные годы играли блистательные Цецилия Мансурова и Юлия Борисова, а принца Калафа - Юрий Завадский, Рубен Симонов, Василий Лановой.

Евгений Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в русско-армянской купеческой семье. Его отец был крупным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Обычаи в доме были суровыми, отец был жестоким человеком, Евгений постоянно его боялся.

Вахтангов еще в гимназические годы увлекся театром и решил посвятить ему всю свою жизнь. Несмотря на запреты отца, Евгений в гимназические годы много и успешно выступал на любительских сценах Владикавказа.

Окончив гимназию, Евгений Вахтангов поступил в Московский университет на физико-математическое отделение и сразу же влился в студенческий театральный кружок. На втором курсе Вахтангов перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе О. Эрнста. Спектакль состоялся 12 января 1905 года и был дан в пользу нуждающихся.

Женитьба Евгения Вахтангова и ссора с отцом

Со своим отцом Вахтангов рассорился окончательно, когда женился на своей школьной подруге - Надежде Михайловне Бойцуровой . Вскоре у них родился сын Сережа. Отец был просто в ярости, он жалел, что дал сыну образование, и лишил его наследства. Этот брак был крушением всех родительских надежд - отец Вахтангова хотел женить сына на дочери своего приятеля-миллионера.

В студенческие годы, часто приезжая из Москвы во Владикавказ, Вахтангов пытается и в родном городе организовать свой театр , он мечтает о том, чтобы здание фабрики отца было отдано под театр.

В 1904-1905 годах Вахтангов участвует в нелегальных сходках молодежи. На фабриках и заводах вместе с революционерами он распространяет революционные прокламации и листовки. В день декабрьского восстания 1905 года Вахтангов строит баррикады в одном из московских переулков, участвует в создании санитарной помощи раненым.

Летом 1909 года Евгений Вахтангов руководит Владикавказским художественно-драматическим кружком и ставит в нем пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехова и «У врат царства» К. Гамсуна . Отец Вахтангова снова был в ярости, считая, что расклеиваемые по городу афиши спектаклей с фамилией Вахтангов позорят его и наносит моральный ущерб фабрике.

Лето 1910 года Вахтангов снова проводит во Владикавказе, вместе с женой и маленьким сыном Сережей. Евгений Багратионович ставит здесь оперетту местного автора М. Попова, которая шла с успехом во Владикавказе и Грозном.

Отношения супругов не всегда были безоблачными. Вахтангов все свое время отдавал театру, часто они жили порознь. Но Вахтангов очень любил свою жену. В одном из писем он ей писал: «У тебя не будет счастья без меня, а у тебя без меня. Мы так прекрасно любим друг друга. И так много делаем глупостей. Так много я порчу.

Теперь мне надо быть здоровым. И надо начинать снова нашу жизнь. Поддержи меня. Помоги мне, Надя моя, бог мой, часть души моей, часть тела моего. Я не мыслю себя без тебя. Мне вдруг так сейчас стало ясно: мы нашли друг друга. И мы никогда не должны разойтись. Люблю Вас, ваши руки целую. Ваш Женя. Пиши мне... »

Вахтангов оставил юридический факультет и поступил в Школу драмы А. Адашева в Москве, по окончании которой в 1911 году был принят в труппу Московского Художественного театра .

Знакомство Вахтангова со Станиславским и «фантастический реализм»

Вскоре на молодого актера обратил внимание К.С. Станиславский . Он поручил Вахтангову вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХТ. Именно в этой студии дарование Вахтангова раскрылось в полной мере. А как актер он прославился в роли Фрезера в «Потопе» Бергера.

На сцене студии Вахтангов создал несколько камерных спектаклей, в которых играл и как актер. В Первой студии Евгений Багратионович постоянно искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Со временем Вахтангову стали казаться тесными жесткие рамки рекомендаций Станиславского. Он увлекся театральными идеями Всеволода Мейерхольда, но довольно скоро их отверг. У Евгения Вахтангова формируется свое понимание театра, довольно отличное от Станиславского, которое он сформулировал в одном коротком лозунге - «фантастический реализм» . На основе этого «фантастического реализма» Вахтангов и построил теорию собственного театра .

Как и Станиславский, он считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актер. Но Вахтангов предлагал жестко отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене.

Вахтангов начал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из самых обычных бытовых предметов. На их основе, с помощью света и драпировок, художники создавали фантастические виды сказочных городов, как, например, это было сделано в последнем и самом любимом вахтанговском спектакле «Принцесса Турандот».

В костюмы актеров Вахтангов тоже предлагал внести изменения. Например, на современный костюм надевался необыкновенный театральный халат, расшитый и разукрашенный. Чтобы еще более подчеркнуть условность происходящего на сцене, актеры надевали костюмы прямо на глазах у публики, таким образом в считанные секунды перевоплощаясь из актера в персонаж пьесы. Впервые в истории театра возникла граница между персонажем и артистом. Сам Вахтангов, восторженно принявший революцию 1917 года, считал, что такая манера актерской игры вполне соответствует новому времени, ведь и революция резко отделяла новый мир от старого, уходящего.

Один из командиров Красной Армии в своем письме писал: «Я смотрел «Принцессу Турандот», и внутри меня все ликовало: да здравствует жизнь! Да здравствует Советская власть! Жизнь идет! Будет прекрасная жизнь

Попытки Евгения Вахтангова создать «народный» театр

После революции 1917 года Вахтангов работает очень напряженно, несмотря на все усиливающуюся болезнь желудка. В 1919 году Вахтангову делают две операции, в связи с сужением желудка. Однако врачи тогда не сказали ему об истинной болезни - рак желудка.

В последние годы жизни Вахтангов находился в повышенном экстатическом состоянии - смеси агонии и энтузиазма, когда сливаются воедино обостренное ощущение бренности человеческой плоти и мощь творческого порыва, ее преодолевающего. Вахтангов пытался создать новый не элитарный, но «народный» театр . С утра до вечера он был на ногах - репетиции проходили в трех студиях: МХТ, еврейской студии «Габима» и в труппе Народного театра, уроки, подготовка спектакля к годовщине революции. «И всю эту колоссальную ношу, - писал Вахтангов, - тащу, скрючившись пополам, скошенный своей болезнью, и не могу, не имею право хоть одно из дел оставить... Надо успеть отдать то, что есть у меня».

Вахтангов мечтал поставить «Каина» Байрона и Библию, но смерть помешала этим планам.

Всего за год до смерти он основал Третью студию МХТ, ставшую позднее Государственным театром имени Е.Б. Вахтангова .

В самом начале 1921 года репетиции Вахтангова в Третьей студии временно прекратились. Евгений Багратионович все свое время отдавал студии Габима, где завершал работу над «Гадибуком» (1922). После сдачи «Гадибука» Вахтангов на 10 дней уехал в санаторий. Но отдых не принес ему облегчения, из санатория он вернулся еще более ослабленным. Тем не менее, он сразу же приступил к работе. Студия, обеспокоенная состоянием здоровья Вахтангова, решила созвать консилиум врачей. К всеобщему ужасу, стало известно, что дни Вахтангова сочтены, у него был рак желудка и печени. Чтобы не создавать паники, решили Вахтангову ничего не говорить. Однако сам Евгений Багратионович, видимо, прекрасно знал, что время его жизни подошло к концу, поэтому очень торопился сделать все, что было в его силах.

В 1921 году на сцене своей студии он ставит пьесу М. Метерлинка «Чудо Святого Антония» (вторая редакция). В этой постановке Вахтангов уже попытался реализовать свои новаторские идеи. Это было очень яркое зрелище, в котором и режиссер и актеры составили единый творческий ансамбль. В спектакле удалось донести до зрителя сложную символику пьесы и метафорическое мышление драматурга.

Постановка Вахтанговым «Принцессы Турандот»

По сказке итальянского драматурга Карло Гоцци Вахтангов , уже незадолго до смерти, ставит «Принцессу Турандот» . Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре . Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, Вахтангов наполнил сказку современными проблемами и злободневными вопросами.

Все, что происходило в послереволюционной России, герои сказки тут же со сцены обсуждали по ходу действия. Однако современную проблематику Вахтангов предлагал преподносить не прямо, а в виде своеобразной игры - полемики, споров или диалогов героев друг с другом. Таким образом актеры не только произносили заученный текст пьесы, но давали характеристики, нередко весьма ироничные и злые, всем событиям, происходящим в стране.

В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в жизни Вахтангова. Началась репетиция с установки света. Вахтангову было очень плохо, у него была температура 39 градусов. Репетировал он в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем.

Вернувшись домой после репетиции, Вахтангов лег и более уже не вставал.

После первого репетиционного прогона «Принцессы Турандот» Константин Сергеевич Станиславский сказал своему гениальному ученику, уже не встававшему с постели, что тот может заснуть победителем.

29 мая жена Вахтангова Надежда Михайловна позвонила в Третью студию МХТ и сказала: «Приходите скорее!»

Перед смертью временами Вахтангов терял сознание. В бреду ждал прихода Льва Толстого. Воображал себя государственным деятелем, раздавал ученикам поручения, спрашивал, что сделано в борьбе с пожарами в Петрограде. Потом снова начинал говорить об искусстве. Умер Евгений Багратионович, окруженный своими учениками. Перед самой смертью сознание вернулось к нему. Он сел, окинул учеников долгим взглядом и очень спокойно сказал: - Прощайте .

Завет Евгения Багратионовича Вахтангова

29 мая 1922 года Вахтангов умер. Он умер так, как умирают вожди. Он исполнил свой собственный завет - «дни свои на земле кончить хорошо, а, может, то и талантливо» .

«Принцесса Турандот» стала последней работой Вахтангова, он не дожил всего несколько недель до премьеры. Похоронили Вахтангова на Новодевичьем кладбище.

Заложенные в «Турандот» принципы «подвижного театра», динамичного, меняющегося, а потому и нестареющего со временем, навсегда сохранились в традициях будущего театра имени Е.Б. Вахтангова , в который переросла студия МХТ. А «Принцесса Турандот» так и осталась визитной карточкой вахтанговского театра. Саму принцессу Турандот в разные годы играли замечательные актрисы этого театра - Цецилия Мансурова и Юлия Борисова, принца Калафа - Юрий Завадский, Рубен Симонов и Василий Лановой. Через пятьдесят лет после премьеры театр возобновил эту вахтанговскую постановку, «Принцесса Турандот» идет на сцене театра и в наши дни.

13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1883 года во Владикавказе в семье табачного фабриканта.

В 1903 году поступил в Московский университет на естественный факультет. На втором курсе перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль "Педагоги" по пьесе Отто Эрнста (Ernst Julius Otto). Спектакль состоялся 12 января 1905 года и был дан в пользу нуждающихся. В 1906 году организовал драматический кружок студентов университета.

В 1909 году Евгений Вахтангов поступил в театральную школу Александра Адашева (его учителями были Леопольд Сулержицкий, Василий Лужский, Василий Качалов).

С 1911 года - принят в число сотрудников Московского Художественного театра (МХТ; 1919-2004 годы - академический, МХАТ). Вскоре на молодого актера обратил внимание Константин Станиславский. Он поручил Вахтангову вести практические занятия по своей методике актерского мастерства.

В том же году Вахтангов приступил к ведению экспериментальных занятий по Cистеме с группой молодежи театра, составившей ядро организованной в 1912 году Первой Студии МХТ (с 1924 - МХАТ II). Он поставил здесь "Праздник мира" (1913) Герхарта Гауптмана (Gerhart Hauptmann), "Потоп" (1915) Хеннига Бергера (Henning Berger), "Росмерсхольм" (1918) Генрика Ибсена (Henrik Ibsen). Одновременно Вахтангов вел педагогическую работу в ряде других московских театральных школ, руководил любительскими кружками.

В Первой студии Евгений Вахтангов постоянно искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Со временем ему стали казаться тесными жесткие рамки системы Станиславского. Он увлекся театральными идеями Всеволода Мейерхольда, но довольно скоро их отверг. У Евгения Вахтангова сформировалось свое понимание театра, он сформулировал его в одном коротком лозунге - "фантастический реализм" . Как и Станиславский, он считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актер. Но Вахтангов предлагал отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене.

Среди молодежных коллективов, где в 1912-1922 годах преподавал Вахтангов, особое место принадлежало Студенческой драматической студии. Своего помещения у Студии в 1913 году не было, участники собирались каждый день на новом месте. В 1914 году состоялась премьера пьесы "Усадьба Ланиных" Бориса Зайцева. Осенью 1914 года Студия уже обосновалась в небольшой квартире в Мансуровском переулке на Остоженке (тогда ее стали называть - "Мансуровской"). С 1917 года - Московская драматическая студия под руководством Е.Б.Вахтангова. 13 сентября 1920 года Студия Е.Б. Вахтангова была принята в состав Художественного театра под именем его Третьей студии. 13 ноября 1921 года открылся постоянный театр Третьей студии МХАТ . С 1926 года - .

В каждой из постановок - "Чудо Святого Антония" (1921, вторая редакция, Третья Студия), чеховская "Свадьба" (1920, Третья Студия), "Эрик XIV" Августа Стриндберга (August Strindberg) (1921, Первая Студия) - с огромной экспрессией выявлялось противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы достигал этот трагедийный конфликт в "Гадибуке" Семена Анского (1922, студия "Габима").

По сказке итальянского драматурга Карло Гоцци (Carlo Gozzi) Вахтангов, уже незадолго до смерти, ставил "Принцессу Турандот". Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре. Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, Вахтангов наполнил сказку современными проблемами и злободневными вопросами. Злободневную проблематику Вахтангов предлагал преподносить не прямо, а в виде своеобразной игры - полемики, споров или диалогов героев друг с другом.

В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в жизни Вахтангова. Репетировал он в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем. Вернувшись домой после репетиции, Вахтангов лег и более уже не вставал.

После первого репетиционного прогона "Принцессы Турандот" Станиславский сказал своему ученику, что тот может заснуть победителем.
29 мая 1922 года Евгений Вахтангов умер, не дожив нескольких недель до премьеры спектакля. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вахтангов был женат на Надежде Михайловне Байцуровой, своей школьной подруге. Сын - Сергей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников