Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Джек Лондон "Мартин Иден". Идейно-художественный анализ

Джек Лондон "Мартин Иден". Идейно-художественный анализ

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

М. Цветаева

Роман Джека Лондона «Мартин Иден» во многом авто-биографичен, это своеобразная исповедь писателя и попытка предсказать свое будущее через судьбу вымышленного пер-сонажа.

В романе нам раскрывается трагедия человека, вышед-шего из низов и сумевшего занять свое место в обществе высшего света, но при этом осознавшего, что достиг он совсем не того, к чему стремился изначально, словно жизнь посмеялась над дерзостью бросившего ей смелый вызов юноши...

В образе Мартина Идена перед нами предстает человек, выросший в бедности, среди людей, находящихся в самом низу общественной лестницы, в полной мере усвоивший жестокие животные законы, царящие в этом мире: выжи-вает сильнейший, он же получает самое лучшее — еду, женщин, власть. Не желая мириться со своим положением, Мартин страстно стремится выбраться «наверх», и в этом проявляются не столько материальные интересы и честолюбие молодого человека, сколько его стремление к знаниям, культуре, мечта о красоте и чистоте отношений между людьми.

Случай сводит Мартина с семьей банкира Морза, и он влюбляется в дочь Морза — Руфь. Эта девушка, воспитан-ная в совершенно другом, чем Иден, мире, довольно зауряд-ная и посредственная, кажется Мартину олицетворением чистоты и одухотворенности. Стремясь завоевать ее лю-бовь, оказаться достойным ее, юноша с энтузиазмом и бес-конечным упорством устремляется на завоевание своего места под ярким солнцем высшего света.

В радужных тонах представляя себе будущее своей меч-ты, Мартин много читает, занимается самообразованием. Он твердо решил стать писателем и достичь известности, чтобы оказаться на равных рядом с Морзами и им подоб-ными. Иден много и кропотливо работает, но его стремле-ние к писательству воспринимается высшим светом с иро-нией, как ребячество, хотя они и с уважением относятся к желанию Мартина выдвинуться, занять более высокое со-циальное положение.

Для того чтобы добиться цели, Мартин готов на лише-ния и потери. Он пишет рассказы, стихи, повести, однако рукописи неизменно возвращаются из различных изда-тельств и редакций, куда он их рассылает. Но даже терпя отчаянную нужду, юноша не сдается, потому что сравнение его произведений с напечатанными в газетах и журналах говорит явно в его пользу. В глазах Идена журнальное сочинительство фальшиво, пресно, мелочно, ограниченно, а для прямого и честного молодого человека сделка с совес-тью невозможна. Избегая литературных штампов, не же-лая никому подражать, Мартин добивается признания своей исключительности, индивидуальности.

Постепенно перед главным героем романа раскрывает-ся истинная сущность высшего света, механизмы, движу-щие миром, куда он так стремился. Мартин постоянно стал-кивается с мелочностью, скудостью духовных интересов, и торгашеский дух, который Иден распознал за внешним лоском и утонченностью «столпов общества», стал ему от-вратителен. Материал с сайта

Внезапный и ошеломительный успех приходит уже не к восторженному юноше, а к человеку, утратившему все иллюзии. С успехом, который, как теперь ясно понимает Мартин, явился следствием не столько его таланта и ог-ромного труда, сколько игрой случая, приходит разочаро-вание. В мире, который раньше представлялся Идену иде-альным, власть отдана деньгам и славе, здесь покупается даже любовь. Однако деньги никогда не были приорите-том в системе ценностей Мартина. Его трагедия в том, что ему некуда стремиться, а вернуться назад он уже не может и не хочет. Получается, что весь этот огромный и слож-ный путь, который он проделал, был пройден зря.

Одинокий и никому не нужный, Мартин Иден теряет смысл жизни. И он выбирает единственно возможный, как ему кажется, способ разрубить этот гордиев узел — уйти из жизни, так жестоко посмеявшейся над его мечтами и надеждами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • джек лондон мартин иден критика
  • анализ Мартин Иден
  • мартин иден крылатые выражения
  • мартин иден анализ
  • тест мартин иден

Летом 1909 г. Лондон вернулся на родину после двухлетнего морского путешествия. Среди произведений, в которых отрази­лись впечатления писателя, выделяется сборник «Рассказы юж­ных морей» (South Sea Tales, 1911). В него вошли такие известные новеллы, как «Дом Мапуи», «Язычник», «Кулау прокаженный», «Под палубным тентом» и др. В них есть и присущие Лондону увлекательность сюжета, и экзотика, и инвективы по адресу колонизаторов, хотя в некоторых новеллах присутствует и неприятная нота, утверждение «белого превосходства».

Роман о писателе. Но главным итогом поездки стало создание всемирно знаменитого романа Лондона «Мартии Иден» (Martin wen, 1909). Это был удачный синтез жизненного опыта писателя и лучших сторон его мастерства. Герой романа стал наиболее ин­тересным характером, созданным Лондоном. «Мартин Идеи» стро­ятся как история молодого человека, его духовного роста, надежд и разочарований. В сюжетно-композищюниом и тематическом пла­не это особая жанровая разновидность, вариант «романа воспита­ния». В «Мартине Идене» впервые в американской литературе за­печатлен процесс становления творческой индивидуальности.

Убедительность роману придает отчетливо выраженный авто­биографический элемент: очевидны переклички жизненной ис­тории Мартина Идена с биографией его создателя. В герое романа просвечивают личность Лондона, его мироощущение, устами ге­роя высказываются заветные мысли о творчестве, наблюдения над природой писательского труда.

Жизненная основа романа подчеркивается и тем, что некото­рые знакомые Лондона узнавали себя в персонажах произведения. Считается, что Руфь отчасти списана с Мейбл Эпплгарт, первой любви писателя, девушки, с которой он был помолвлен, но ко­торая не стала его женой.

Зачин романа - эпизод, круто меняющий судьбу героя, про­стого, малообразованного моряка.

Мартин Идеи, спасший в драке Артура, отпрыска богатого семейства, приходит в респектабельный дом Морзов, где ему, плебею, все видится воплощением изящества, утонченности и вы­сокой культуры. У Морзов и происходит знакомство с сестрой Ар­тура Руфью: поначалу она для него хрупкое, неземное существо, одухотворенный, «бледно-золотистый цветок на тонком стебле».

Психологически достоверны и намеченная антитеза двух ха­рактеров, и своеобразие их взаимоотношении. В глазах Мартина Идена, привыкшего к грубой рабочей среде, Руфь - едва ли не олицетворение высокой культуры. Но и Руфь неравнодушна (хотя тщательно это скрывает) к сильному мужчине, нерафинирован­ному, непохожему на молодых людей из ее окружения.

Любовь героя к Руфи близка к поклонению. Это чувство обла­гораживает Мартина: ему хочется быть достойным этой девушки из высшего общества.

В романе показано, как преображается Мартин внутренне и внешне, отходит от людей своего круга, становится завсегдатаем библиотеки, работает над своими манерами, внешностью, избавляется от грубых, жаргонных словечек, по настоянию Руфи изу­чает грамматику, литературу, математику, музыку.

Но все не так безоблачно. У Мартина кончаются средства, он вынужден вновь выйти в море. Теперь, как когда-то Лондон на Аляске, Мартин воспринимает все по-новому. Впечатления тре­буют воплощения на бумаге. Всепоглощающим становится жела­ние Идена стать писателем. И эта внутренняя мотивация, конечно же, хорошо знакомая Лондону, обрисована с безупречной досто­верностью.

В романе четко очерчены этапы внутреннего роста героя. Моряк, вернувшийся на берег, Мартин Идеи пишет в своей скромной каморке рассказы и очерки, вкладывая в них все свое знание жизни. Ни провал на экзаменах в старшие классы, ни от­рицательное отношение редакторов к его рукописям, посланным в газеты, не могут его сломить. Он отдает всего себя процессу творчества. А свободное время выделяет для свиданий с Руфью. Но в Руфи Мартин не находит столь необходимого ему единомыш­ленника. Она не может не почувствовать впечатляющей силы его рассказов и все же видит в них «грубость», а порой и «грязь». Мир человеческих страстей, запечатленный им, чужд ее вкусам.

Критически обрисованы в романе родители Руфи, собственники, мыслящие плоско, прагматическими категориями. Они против помолвки дочери с человеком ниже их по социальному стату­су. Мерило человеческой ценности для них - деньги. Когда же первые вещи Мартина попадают в печать и гонорары за них ока­зываются унизительно мизерными, Руфь советует ему оставить писательство, чтобы найти себе более приличное занятие. По мере духовного и интеллектуального роста Идена в нем происходит переоценка окружающего мира. Обнажаются лицемерие и эгоизм Морзов, самодовольство и претензии, мнимость их культурного превосходства.

Внутренняя тема романа - одиночество. Творческий человек не находит понимания у окружающих.

Среди немногих, верящих Мартину Идену, - поэт Расе Бриссенден, тяжело больной человек, который с горечью, а порой с цинизмом смотрит на мир. Он одобряет сочинения Идена, проро­чески предсказывает молодому автору успех и последующее за ним разочарование. Отклоняя предложение Бриссендена присоединиться к социалистическому движению, Мартин Идеи объясняет: «..Я - индивидуалист, а индивидуалисты - вечные, исконные враги со­циалистов». Более того, защищая идеи Спенсера, он произносит речь относительно «выживания сильнейших». Когда же газетные репортеры искажают смысл сказанного Иденом, превращают его чуть ли не в апологета социализма, у Морзов появляется удобный аргумент, чтобы уговорить Руфь разорвать помолвку с Иденом.

Но судьба молодого автора нередко зависит от его величества случая: когда-то в этом довелось убедиться самому Лондону. Вско­ре после смерти Бриссендена философское эссе Идена неожиданно пробивается в печать. Это сразу же делает его имя популярным. Издатели, до того третировавшие молодого автора, понимают, что отныне печатать его прибыльно. Рассказы Идена, прежде от­клоненные, идут в дело. Идеи быстро богатеет. Он нарасхват. Тол­стосумы наперебой внушают ему, что он «великий писатель». Однако герой не обольщается их похвалами: для него очевидно, что слава эфемерна, а его мнимыми почитателями движет лишь «сле­пое и тупое стадное чувство». Подтверждаются предсказания по­койного Бриссендена: его охватывают опустошенность и разочаро­вание. Когда герой был беден и непризнан, в его голове рождались сюжеты, свежие мысли, он излучал энергию. Ныне, обретя благо­получие, он ощутил, что не может выжать из себя ни строчки. До­стижение желанной цели оказалось пагубным для творчества.

Мотивировано и поведение Руфи. Когда-то она его отвергла, а теперь является к Идену, в сущности, с повинной. Он же, и охла­девший, и оскорбленный, уже не желает возобновлять прежних отношений.

Нарастает одиночество героя. Разочаровавшись в богатых, Идеи не может уже вернуться к тем людям, из среды которых вышел.

Чтобы освободиться от опостылевшего ему окружения, Мартин отправляется в морской круиз на Таити на пароходе «Марипоза», но в минуту неодолимой тоски выбрасывается из иллюминатора в открытый океан. Конец романа оказался пророческим. Лондон пред­сказал в нем собственный добровольный уход из жизни.

«Мартин Идеи» имел читательский успех. Он прочно вошел в историю американской литературы. Если Лондона и можно в чем-то упрекнуть, так это в некоторой прямолинейности в обрисовке характеров, что свойственно его творчеству в целом. Зато роман притягивал свежестью материала, оригинальностью сюжета, про­никновением в те творческие и психологические проблемы, ко­торые встают перед пишущим человеком.

Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. М. Цветаева Роман Джека Лондона «Мартин Иден» во многом авто­биографичен, это своеобразная исповедь писателя и попытка предсказать свое будущее через судьбу вымышленного пер­сонажа. В романе нам раскрывается трагедия человека, вышед­шего из низов и сумевшего занять свое место в обществе высшего света, но при этом осознавшего, что достиг он совсем не того, к чему стремился изначально, словно жизнь посмеялась над дерзостью бросившего ей смелый вызов юноши... В образе Мартина Идена перед нами предстает человек, выросший в бедности, среди людей, находящихся в самом низу общественной лестницы, в полной мере усвоивший жестокие животные законы, царящие в этом мире: выжи­вает сильнейший, он же получает самое лучшее - еду, женщин, власть. Не желая мириться со своим положением, Мартин страстно стремится выбраться «наверх», и в этом проявляются не столько материальные интересы и честолюбие молодого человека, сколько его стремление к знаниям, культуре, мечта о красоте и чистоте отношений между людьми. Случай сводит Мартина с семьей банкира Морза, и он влюбляется в дочь Морза - Руфь. Эта девушка, воспитан­ная в совершенно другом, чем Иден, мире, довольно зауряд­ная и посредственная, кажется Мартину олицетворением чистоты и одухотворенности. Стремясь завоевать ее лю­бовь, оказаться достойным ее, юноша с энтузиазмом и бес­конечным упорством устремляется на завоевание своего места под ярким солнцем высшего света. В радужных тонах представляя себе будущее своей меч­ты, Мартин много читает, занимается самообразованием. Он твердо решил стать писателем и достичь известности, чтобы оказаться на равных рядом с Морзами и им подоб­ными. Иден много и кропотливо работает, но его стремле­ние к писательству воспринимается высшим светом с иро­нией, как ребячество, хотя они и с уважением относятся к желанию Мартина выдвинуться, занять более высокое со­циальное положение. Для того чтобы добиться цели, Мартин готов на лише­ния и потери. Он пишет рассказы, стихи, повести, однако рукописи неизменно возвращаются из различных изда­тельств и редакций, куда он их рассылает. Но даже терпя отчаянную нужду, юноша не сдается, потому что сравнение его произведений с напечатанными в газетах и журналах говорит явно в его пользу. В глазах Идена журнальное сочинительство фальшиво, пресно, мелочно, ограниченно, а для прямого и честного молодого человека сделка с совес­тью невозможна. Избегая литературных штампов, не же­лая никому подражать, Мартин добивается признания своей исключительности, индивидуальности. Постепенно перед главным героем романа раскрывает­ся истинная сущность высшего света, механизмы, движу­щие миром, куда он так стремился. Мартин постоянно стал­кивается с мелочностью, скудостью духовных интересов, и торгашеский дух, который Иден распознал за внешним лоском и утонченностью «столпов общества», стал ему от­вратителен. Внезапный и ошеломительный успех приходит уже не к восторженному юноше, а к человеку, утратившему все иллюзии. С успехом, который, как теперь ясно понимает Мартин, явился следствием не столько его таланта и ог­ромного труда, сколько игрой случая, приходит разочаро­вание. В мире, который раньше представлялся Идену иде­альным, власть отдана деньгам и славе, здесь покупается даже любовь. Однако деньги никогда не были приорите­том в системе ценностей Мартина. Его трагедия в том, что ему некуда стремиться, а вернуться назад он уже не может и не хочет. Получается, что весь этот огромный и слож­ный путь, который он проделал, был пройден зря. Одинокий и никому не нужный, Мартин Иден теряет смысл жизни. И он выбирает единственно возможный, как ему кажется, способ разрубить этот гордиев узел - уйти из жизни, так жестоко посмеявшейся над его мечтами и надеждами.

    Произведение Джека Лонона Мартин Иден повествует о судьбе простого парня, который всей душой стремился к развитию, к покорению литературного Олимпа. На протяжении своего пути он понимает, что ошибся в выборе своей возлюбленной-она на самом деле оказалась пустой и неинтересной девушкой, что люди не так добры и не так дружелюбны, как кажутся. Мартин набрался опыта, но он оказался горек, и нести такую ношу больше не было сил, потому Мартин покончил с собой, бросившись в море.

    Мартин Иден хотел добраться до вершины литературного Олимпа.

    Тут можно провести аналогии и с нашими писателями, и с певцами, которые с детства готовы положить жизнь, чтобы только добиться такого же успеха. К чему то приводит, совсем недавно прочитала в современной книге Королева орхидей И. Балтийской.

    А Мартин Иден добился своего, то есть ценный опыт он получил. Вот только оказалось, что ему этот Олимп был даром не нужен. И, достигнув своей цели, он впал в жесточайшую депрессию. Его ошибкой было именно то, что он поставил себе ненужную ему цель, а другой у него в запасе не было. И опыт тут ничем не мог помочь.

    В этом романе Джека Лондона, тама опыта и ошибок, выглядит весьма неоднозначно, так как всегда найдутся, сторонники радикально иных взглядов. Для них, опыт полученный от прочтения этого рассказа, лишь утвердит их, что ошибался как сам Мартин Иден, так и автор, который описывал его судьбу, а правда, есть в роскаше и блеске светской жизни.

    Главная проблематика, которую хотел показать автор этого романа Джек Лондон, через непростую в социальном плане жизнь своего героя, это проблема буржуазного общества, где все построено на лжи, фальши и откровенной фальши и сервильности.

    Конечно квинтэссенцией в фабуле этого произведения, является то, что люди, смотрят не на саму суть человека и его труды и даже не пытаются проникнуться ими, а напротив, главным для них, являются надуманные идеалы и почести.

    Безусловно, одной из главных проблем, является конформизм, так как люди, оценивают, как подлинный шедевр, только то, что признается всеми. Это подтверждается тем, что когда сам Мартин был беден и не раскручен, то преподносимые им его литературные труды, воспринимались, как нечто ничтожное и мало интересное. При этом, даже несмотря на его подлинные идеалы направленные к саморазвитию и тому, что бы реально оставить за собой след в обществе в виде литературных трудов, которые бы были полезны, он был полностью отвергнут.

    В личной жизни, на ту пору пока он был никому не известен, молодому писателю, тоже не везло, так как в роли социального барьера, выступали предрассудки буржуазного общества, по поводу статуса, которые по сути, никак не меняют нутро человека, а лишь показывают фальшь и искусственность и лживость всего происходящего. Падкой к таким проявлениям, оказалась, его возлюбленная Руфь Морз, в которую он был влюблен, так как видел в ней светлый образ, которому она, увы не соответствовала. Это подтверждается тем, что она пошла даже на социальное унижения, придя делать ему предложение, когда он уже стал полноценно знаменитым и успешным человеком. При этом еще и по указки своей семьи, что лишний раз, подчеркивает силу конформизма в обществе. Однако, сам Мартин, в этот момент, понимает несоответствие ее реального образа и той кальки своего идеала чистой и непорочной девушки.

    Глазами правды, которые реально смотрели на мерзость этого общества, был его товарищ философ Рэссом Бриссенденом, который при всем своем таланте, как истинный философ через реальное мироощущение, понимал всю мерзость этого общества, а потому и не хотел в нем публиковать свои труды, тем самым как бы мстя ему внутри себя, но при этом, оставаясь дистанцированным от его грязи.

    Конечно если брать судьбу Мартина Идена в целом, то по общим опять таки буржуазным впечатлением, она у него сложилась хорошо и даже отлично, так как ему удалось добиться положения в обществе и богатства. Однако именно в этот момент, его нравственные воззрения обострились и вся правда, о низменности общества, оттолкнула его от него. При этом оттолкнула настолько, что он через небольшой промежуток времени, окончательно потерял интерес к жизни, и направляясь на остров, который сам себе купил и который мог бы для него являться прообразом рая на земле, он уходит из жизни, так и не доехав туда. Конечно понятно, что этим самым, автор, показывает, что никакого рая при растлевающем воздействии буржуазного общества быть не может, так как сам Джек Лондон, имел социалистические убеждения, как главные политические предпочтения, и в этом романе, их превосходство над буржуазными, по его мнению, можно считать лейтмотивом.

    Чтобы написать итоговое сочинение Опыт и Ошибки в романе Мартин Иден нужно проанализировать жизненный путь Мартина Идена от его знакомства с высшим обществом и влюбленности в Руфь Морэ до того момента, когда он сам становится частью этого высшего общества и разочаровывается в нем, в том что пожил целую жизнь для того, чтобы стать равным им.

    Внешне все выглядит благополучно, Мартин Иден поставил себе цель и последовательно достигает ее, работая над своими знаниями, учась правильной речи со временем открывая в себе писательский дар.

    Почему же Мартина постигает такое разочарование?

    Потому что он все это делал не ради себя, у него не было амбициозности, он всего лишь хотел стать богатым и знаменитым, чтобы жениться на Руфь.

    Когда он таким стал, то ему перестала быть интересной та цель, что он ставил вначале, а другой цели у него не появилось.

    Воплощение целей ради того, чтобы понравится другим - это путь в некуда.

    В первую очередь, надо сразу отметить, что роман Джека Лондона Мартин Иден, во многом автобиографичный. Джек Лондон начинал свой жизненный и писательский путь именно так, как это описано в его романе. Роман читается на одном дыхании. В самом начале романа, простой матрос Мартин Иден случайно попадает в богатый дом семьи Морзов, где знакомится с сестрой молодого человека, который в благодарность за то, что Мартин заступился за него в драке, привл к себе в дом. Познакомившись с обитателями дома и в частности с Руфь, он понимает, что безнаджно в не влюбился. Огромная пропасть между образованной утончнной девушкой и неграмотным простым рабочим не давала никакого шанса на взаимное чувство. Однако, благодаря силе воли и упорству, занимаясь по девятнадцать часов в сутки, Мартин Иден за короткое время овладел обширными знаниями, стал более интеллигентным, воспитанным и даже начал писать книги. Но Руфь, ради которой Мартин вс это затеял, не понимает его и семейка Морзов указывает Мартину на дверь. Но труды по самообразованию не пропали даром. Мартина Идена начинают печатать многочисленные издания. Его романы раскупают нарасхват. Мартин стал богатым, но тут он вдруг начинает задумываться о смысле своего бытия. Сумев выбиться в люди с самого низа, он понимает в какое болото попал. Он перестат писать и ему хочется вернуться назад, к простым и честным рабочим. Но между ним настоящим и простыми рабочими уже пролегла огромная пропасть и назад пути нет. Старый мир ушл, а нового он так и нашл. Не найдя выхода из сложившейся ситуации, Мартин Иден прыгает в окно иллюминатора в воду и погибает. Почему же Мартин Иден покончил жизнь самоубийством? Вот его слова, обращнные к Руфи, которые проливают свет на истинную причину его личной трагедии:

    Мартин Иден оказался как-бы в двух измерениях. С одной стороны, он как был честным и порядочным человеком, чуждающимся буржуазной морали, так им и остался. А с другой стороны, он теперь принадлежал к этому обществу, который сам же и презирал. Вот эта раздвонность и стала причиной его ухода из жизни.

    Мартин Иден и Руфь Морз.

    Опыт и Ошибки в романе Мартин Иден.

    Джек Лондон в своем произведении прекрасно раскрывает тему опыта и шибок, достаточно присмотреться к главному герою произведения.

    Мартин был выходцем из низов, но влюбившись в прекрасную Руфью Морз он решает изменить свою жизнь и стать ничуть не хуже своей возлюбленной. Но достигнув определенного положения в обществе, он видит не только его хорошую сторону но и все пороки этого общества.

Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие» ,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

Аргумен ты к теме "Разум и чувство"

Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "Разум и чувство" можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев "Отцы и дети", А.С. Грибоедова "Горе от ума", Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Должен ли разум брать верх над чувствами?"
К чему прислушиваться, к разуму или чувствам - таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.

Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.

Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.

Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: