Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое сармат. Кто такие сарматы и чем они занимались

Что такое сармат. Кто такие сарматы и чем они занимались

Сарматы - степные воины

Восемьсот лет этот легендарный кочевой народ господствовал в бескрайних евразийских степях. С 4 в до н.э. по 4 век н.э. Историки находят подтверждения огромного влияния сарматов на Европу. Сарматские воины входили в состав римского войска на правах иностранного легиона. Сарматские женщины - "амазонки" сражались не хуже мужчин.

Сергей Лукьяшко (Южный научный центр РАН) говорит: "Сарматы активно участвовали в политической жизни на границах Римской империи, доходили в своих походах до Апенинского полуострова и до Иберии. Сарматы даже организовали собственное царство в центре Франции".

Этот кочевой народ до сих пор остается загадкой. Археологи обнаружили в курганах в том числе и на Южном Урале множество шедевров древнего искусства созданных сарматами тысячелетия назад. Много изделий из золота. Мистическая красота сарматских изделий захватывает воображение. Людей всегда восхищали качества этого металла. Золото веками считалось даром богов, освященным солнцем. Золото удивительно способно принимать причудливые формы при ковке и литье, принимать чеканные рельефы, свиваться в нити причудливых узоров. Блеск золотых украшений завораживает, пленит сложностью искусного рисунка. Бесценные сокровища приоткрывают тайну великого кочевого народа.

Великая евразийская степь протянулась на тысячи километров от границ Китая на востоке до Дуная на западе, от сибирской тайги на севере до горных хребтов на юге. Великая Степь долгие века была единственным сухопутным маршрутом, связывающим Европу с Востоком. Степь стала колыбелью целой цепочки кочевых культур, рожденных на просторах Азии.

Одни сменяли других. Более молодые агрессивные народы отвоевывали у соседей право быть первыми и доминировать в бескрайних степях. Сарматы - загадочный народ менее известный нам чем их предшественники - скифы. Сейчас благодаря археологическим раскопкам культура сарматов начинает обретать реальные очертания. Примерно в 4 веке до н.э. сарматы оттеснили в Крым доминировавших ранее скифов и приобрели славу одного из самых могущественных кочевых народов древнего мира. Известно несколько волн вторжений кочевников из Центральной Азии на юг Европы.

Они шли разными путями. Через степи Южного Приуралья и Северного Казахстана - 1-я волна. Через оазисы Центральной Азии, Южный Прикаспий, Закавказье - 2-я. Оказавшись в Восточной Европе, сарматы попали в поле зрения античных авторов. На древних картах привычное название Скифия сменяется на Сарматия.

Первое упоминание о савроматах, в которых многие склонны видеть предков сарматов, можно найти у греческого путешественника и историка Геродота. Он сообщает: "За рекой Танаис (древнее название реки Дон) уже не скифские края, но земли там принадлежат савроматам."

По словам С.Лукьяшко: "Эта культура сформировалось в основном в Южном Приуралье и оттуда она приходит на территорию Восточной Европы." Отноним "сарматы" - историческое обобщение. Они не были единым народом и представляли собой группу родственных племен: аорсов, аланов, сираков, езыков, саланов. Эти племена не всегда были дружественны между собой и придерживались независимой политики. Сарматы как и скифы были ираноязычными.

Крайне сложно воссоздать историю народа, не имевшего городов и письменности. Сарматы на всем протяжении Великой степи оставили свидетельства своего пребывания. Это курганы - земляные насыпи над местом погребения. Курганы встречаются повсеместно став неотъемлемой частью современного степного ландшафта. Как и тысячи лет назад они впечатляют своим величием, господствуют над окружающим пространством. Топографическая съемка позволяет сделать вывод, что курганы расположены не хаотично. Они возникли вдоль маршрутов кочевых племен. Это подтверждают и снимки из космоса. Российские спутники ведут постоянный мониторинг всей территории степи, помогая вести охрану курганов, как национальных исторических памятников.

Курганы представляют огромный интерес для реконструкции духовной жизни кочевников. Согласно верованиям сарматов в погребение помещали вещи, которые понадобятся усопшему в загробном мире: оружие, конскую упряжь, посуду и украшения. Археологи постепенно воссоздают минувшее по найденным предметам и останкам людей, фрагментам керамики и украшениям. Захоронения раскрывают мир сложных образов и самобытной культуры о чем не было и намека в дошедших до нас древних текстах. Сокровища золотой коллекции из сарматских курганов рассказывают о могуществе, красоте и силе этого удивительного народа. С.Лукьяшко: "Открытия археологические последних лет в области скифо-сарматской археологии показали всему миру необыкновенное величие этой древней культуры. Великолепные образцы художественной бронзы, золота, серебра показали что мир до сих пор не знал этой части своей собственной культуры. И мировая культура открывает для себя эту великую страницу древней истории и конечно интерес к этой стой странице огромен."

Важно понять как была организована жизнь сарматов. Мир жизни и мир смерти в сознании кочевников были четко разделены. Многие предметы изготавливались именно для погребения и не использовались в обычной жизни. Борис Раев (Южный научный центр РАН): "Живая культура в которой мы с вами живем и мертвая культура с которой сталкиваются археологи абсолютно различны. Любая вещь переходя из живой культуры в мертвую меняет свое внутреннее содержание, становится другой. Хорошо понять их культуру мы все-таки не можем еще и потому что культура оседлого населения более информативна для науки нежели погребения. Погребения - это очень специфический комплекс, он связан с верованиями... Допустим, в могилу положат одну вещь и никогда не положат другую. Но это же не значит что у сарматов не было этой вещи, она у них была. А такую вещь мы можем найти на поселениях. Но у кочевников не было поселений. Оказывается замкнутый круг проблем. Какие-то мы решим, какие-то мы не решим никогда."

Один из древних источников сообщает, что как и персы, сарматы поклоняются мечу. О почитании меча аланами писал римский историк Амиан Марцелин: "У них не видно ни храмов, ни святилищ, нигде не усмотреть у них даже покрытых соломой хижин, а они по варварскому обычаю втыкают в землю обнаженный меч и с благоговением поклоняются ему как Марсу - покровителю стран по которым они кочуют. "

Б.Раев: "Кочевое общество в силу своей специфики не может быть замкнутым, не может никогда существовать без продуктов общества земледельческого в отличие от оседлого общества, которое без продуктов кочевой цивилизации существовать может по той простой причине, что продукты животноводства у оседлого населения есть свои." Сарматы постоянно контактируют с оседлыми народами. Ближайшие соседи у сарматов, живущих в Приазовье - греческие колонии-поселения по берегам Черного моря и в дельте реки Дон. А также земледельческие племена Прикубанья. Сарматы вели широкий торговый обмен, продавая шкуры животных, рабов, оружие и скот. В античных греческих городах они покупали продукцию сельского хозяйства: ювелирные изделия, ткани, одежду, керамику, зеркала, оливковое масло, вино. В курганах археологи находят стекло, керамику и золотые изделия из Центральной Азии, Ирана, Ближнего Востока, Египта. Прослеживаются связи с Китаем и Индией. Не всегда отношения сарматов с оседлыми народами были мирными. Военное превосходство и нужда в продуктах земледелия и ремесла приводили к грабительским нападениям. С некоторыми оседлыми народами сарматы установили даннические отношения.

Множество артефактов находят в древних поселениях. Например поселение Меотской культуры, непосредственно соприкасавшейся с племенами сарматов. Меоты - это древние племена синдры, дандарии, сераки, досхи и др. жившие на юго-восточном побережье Азовского моря в I тысячелетии до н.э. Азовское море, кстати, называлось Меотским. Б.Раев - руководитель раскопок: "Городище одно из самых больших меотских городищ на Кубани, возможно это город Серака, упомянутый Птолемеем. Это место возможно столица страны сераков." Найдено много свидетельств сношений с сарматами. Керамика несет в себе много информации. Например, клеймо на извлеченном предмете позволяет установить место его изготовления а также время изготовления кургана. Многие золотые вещи из сарматских курганов не цельнолитые, а изготовлены из тонкой фольги, нанесенной на деревянную основу. С течением веков органическая основа истлевает и украшение разрушается под весом грунта. Ювелир-реставратор должен из горстки золотых пластин воссоздать произведение древнего искусства, восстановить его облик в первозданной целостности. Для этого нужна не только кропотливая работа но и интуиция художника.

Сарматы охотно пользовались импортными вещами что не исключало наличия у них собственных ремесел.

Успехи сарматских мастеров в гончарном, оружейном, ювелирном деле достойны самой высокой оценки. Они умело использовали золотое литье, чеканку, тиснение по золотой фольге. Для искусства сарматов характерен звериный стиль (зооморфный). Изображение исполнено динамики. Фигуры хищников с гибким телом, кони, орлы и грифы представлены с удивительной выразительностью деталей. Часто мастера наполняли свои произведения образами мистических существ. Важной чертой сарматского стиля является многоцветность что достигалось благодаря широкому использованию драгоценных и полудрагоценных камней, стекла и цветной эмали. Замысел мастера восхищает смелостью исполнения. Застывшие в стремительном прыжке фигурки оленей. Здесь художественная выразительность, стилизация образов, экспрессивность заставляет забыть о возрасте браслета.

Представляет большой интерес находка ритуального серебряного кувшина с ручкой в виде фигурки хищника гравированного сюжетными сценами. На сюжетах ясно читаются сцены из Авесты - древнего арийского учения.

Коневодство и скотоводство являлись основой хозяйства сарматов. Переход с пастбища на пастбище определял ритм кочевой жизни. Все необходимое перевозилось в повозках. Конь - постоянный спутник кочевника. От коня, от его выносливости зависела сама жизнь сармата и его общины. Б.Раев: "Лошадь - это было все. Это была пища, это было средство передвижения, в общем это была жизнь. Это люди настолько слившиеся с конями, как и все другие кочевники. Человек высаживался на коня в 2 года и больше с него не слазил. В 52 его отвозили на коне под курган хоронить. Но конь при этом не был культовым животным абсолютно как например коровы в Индии или кошки в Египте. Т.е. это было средство жизни." Реставраторы работают с бесценными золотыми элементами упряжи. Сарматы оставили рядом с умершим этот сакральный символ жизни человека в степи. Сарматы традиционно украшали своих скакунов. Погребальные сооружения донесли до нас облик сарматского конского снаряжения. Фалары - это круглые пластины из золота или серебра декорированные рельефным орнаментом либо рисунками - элементы парадной конской упряжи. Они размещались на перекрестьях упряжных ремней. Крупный фалар размещался на груди скакуна.

Удивительно сложный скульптурный фалар с объемным рельефом. В центре находится узорчатый агат. Он окружен золотым рельефом, состоящим из фигур лежащих друг за другом львов. Композиция включает вставки альмантина, бирюзы и стекла. Особое внимание обращает на себя массивный фалар - нагрудник полусферической формы. Его вершину украшает медальон состоящий из вставки крупного драгоценного камня альмандина, которому во все времена приписывали магические свойства. Орнаментальные полосы инкрустированы бирюзой и розовым кораллом. Обилие декоративных элементов у упряжи подтверждают предположение об особом отношении сарматов к коню. Мы можем только представить насколько величественно и монументально выглядел знатный сарматский всадник когда его конь был украшен роскошным золотом и серебром.

Чепрак - конная накидка украшена золотыми бляшками-нашивками. Тканная основа утрачена, но все украшения сохранились в первозданном виде. Все бляшки исполнены в технике теснения. 15 лет потребовалось реставраторам чтобы найти наиболее достоверный вариант расположения золотых деталей. Ученые предполагают, что этой золотой накидкой покрывали жертвенное животное превращая его таким образом в божественного небесного коня - посредника между двумя мирами или спутника усопшего.

Каков был облик сармата? Каков у него был цвет и разрез глаз? Цвет волос? Останки кочевников - объект скурпулезного изучения антропологов. Исследования скелета, пропорции костей и черепа позволяют утверждать об европеоидной расовой принадлежности сарматов. Античные авторы говорят о высоком росте сарматов, об их стройном и крепком телосложении. Цвет глаз был светлым, волосы длинные, русые. Мужчины носили бороды. Костюм сармата сформировался как одежда всадника. В отличие от греков, они носили узкие штаны, заправленные в мягкие кожаные сапоги.

Сарматы вошли в историю как народ исключительной военной храбрости. С гибелью Великой Скифии, они стали единственной мощной силой на территории степей Восточной Европы. По сути они представляли собой хорошо подготовленную, прекрасно вооруженную, закаленную в сражениях армию. Их независимость от других народов была гарантирована военной силой. С.Лукьяшко: "Кочевники-сарматы принимают активное участие во всех военных и политических конфликтах того времени. Они принимают активное участие в военных событиях в Центральной Европе, на Ближнем Востоке, служат за определенную плату то парфянским царям, то армянским царям, активно участвуя в борьбе Армении и Парфии, они с огромным удовольствием продают свою воинскую доблесть и удаль тому, кто больше платит. "

К I веку н.э. сарматы уже соседи Римской империи. На дунайской границе у них все чаще возникают столкновения с римскими войсками. Их силу и военную доблесть Рим оценил сразу. Это привело к заключению мирного договора, который принес императору Марку Аврелию титул Сарматский. С этого времени сарматы принимают участие в войнах Римской империи на правах иностранного легиона. По условиям договора сарматские племена языгов направили в Рим 8 тысяч всадников из которых более 5 тысяч было переброшено в Британию для охраны крепостей под управлением римских военноначальников. В хорошо известых легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола многие исследователи усматривают черты характерные для дружины сарматского войска. Это может быть связано с сарматским присутствием на Британских островах.

С.Лукьяшко: "Существует глубокое убеждение британских историков в том, что эта группа сарматов оказала серьезное влияние на формирование шотландской культуры. Шотландцы и генеалогические легенды крупных шотландских родов возводят свое происхождение к группе сарматов, оказавшихся на Британских островах. Так казалось бы далекие и не связанные между собой народы, оказываются связанными узами очень древней истории. На самом деле в Шотландии известна и часто употребляется корневая основа "дон", обозначающая "вода" на иранском языке. Ранее шотландцы также были воинственными скотоводческими племенами и вели по крайней мере еще в средние века образ жизни очень близкий тому образу жизни, который свойственен был сарматам."

Уникальным образцом сарматского оружия является кинжал с золотой рукоятью и золотой обкладкой ножен, выполненный в зверином стиле. Рельеф ярко иллюстрирует фатализм психологии, боевой настрой, непреклонность, веру в свои силы сармата-воина. В золотом узоре отражены драматические сцены борьбы орла - символа мужества и верблюда - символа земледельцев. Орел нападает на верблюда, терзает его...

Жизнь сармата - постоянная борьба, в ней нет мира и покоя. Это противостояние, которое может завершиться победой или смертью.

Сила сарматов проявлялась и в том, что их кочевой уклад имел удивительную особенность. Женщины имели равные права с мужчинами своего рода. С.Лукьяшко: "Вот это необыкновенное положение женщины в сарматском обществе сделало историю сарматов достаточно заметной на фоне кочевнической истории древности." Прекрасные, грациозные всадницы свободно обращавшиеся с оружием, кардинально изменили античные представления о месте женщины в обществе. С.Лукьяшко: "Ведь для греков, у которых женщина не могла даже пойти на рынок без сопровождения, вдруг увидеть женщину, скачущую на коне, владеющую луком и стрелами, мечущую копье и дротики, было неприемлемо для их культуры. Так как сарматки не очень то походили на амазонок, о которых слагали мифы древние греки, то греки придумали версию, что сарматы и савроматы - это ближайшие родственники амазонок. Мол они произошли от амазонок." Возможно воинственный образ амазонок связан с тем что женщины сами охраняли стада и хозяйство когда мужчины уходили в длительные военные походы. Во многих сарматских курганах центральное погребение является женским. Там наряду с конской сбруей и оружием найдены всякие женские штучки: ожерелья, баночки для какой-то косметики, возможно благовоний или духов. Поражает тщательная обработка миниатюрных изделий. Ученые считают, что во главе некоторых сарматских племен стояли женщины.

С.Лукьяшко: "Но в IV веке н.э. в результате нашествия с востока новой мощной кочевой волны - гуннской, сарматы не смогли ей противостоять. И около 375 года потерпели сокрушительное поражение от гуннов. Часть сарматского населения степи была уничтожена, часть сарматских племен вошла в гуннский союз.
Так было всегда. Приход новых кочевников, новой знати приводил к исчезновению прежней знати, а рядовые сливались с вновь пришедшими утрачивая самоназвание, какие-то элементы своей культуры, но все таки сохраняя язык. Сарматы еще долго были известны на просторах Восточной Европы под именем ассы или оссы. В дальнейшем они осели в центральном Предкавказье. Из них произошли современные осетины. Генетический и культурный фон сохранился именно здесь на территории Осетии. "

Древние кочевые народы растворились во мгле веков. Вместе с тем многие их навыки и умения перешли к другим народам, став неотъемлемой частью их повседневности. Археология наблюдает общие явления подобно эстафете, когда лучшие ремесла и достижения становятся глобальным опытом человечества.

Б.Раев: "Наша работа заключена в то, что мы восстанавливаем прошлое, которое казалось бы настолько далеко, настолько ненужно сейчас людям, которые летают на каких-то космических станциях и пользуются интернетом. На самом деле это совершенно не так. Современные люди не могли бы пользоваться сейчас благами цивилизации если бы не было тех людей, которые делали керамику, перемалывали зерно и т.д. Поэтому мы просто должны изучать эту культуру, мы должны их знать и это чрезвычайно обогащает нас. " Сейчас сокровища сарматов хранятся в музее г. Азова. Это богатейшая коллекция мирового значения. Это память о народе, который на протяжении 8 веков был активным участником европейской истории.

Услышав это название, мы, смутно припоминая то, чему нас учили в школе на уроках истории, представляем себе орды конных варваров безудержно скачущих по степям с востока на запад. Как в калейдоскопе, киммерийцев сменяют скифы, скифов сарматы, сарматов гунны, гуннов авары, аваров печенеги, печенегов половцы, половцев татары. Создается впечатление, что южная степная часть России и Украины представляет собой какой-то проходной двор.

Но все знания об этих народах суммируются из сообщений античных авторов , не отличающихся, мягко говоря, объективностью, и данных археологических раскопок. Причем археологи, раскопав тот или иной могильник или поселение, из осторожности, обычно не указывают, какому народу они относятся, а говорят об археологической культуре. А потом историки, увязывая данные археологии и письменные свидетельства древних авторов, делают свои выводы, причем часто диаметрально противоположные.

Так что же мы все-таки знаем о сарматах? Сарматы или савроматы - греческое (в переводе «ящероглазые») индоевропейских (ираноязычных) скотоводческих племен. Вряд ли они сами себя так называли. Это либо искаженное греками наименование одного из племен, либо отражение их тотемного прошлого.

Культура, приписываемая сарматам, постепенно распространялась на запад в степной и лесостепной зоне от реки Тобол до Дуная начиная с V в. до н.э. до IV в. н.э. По данным антропологии сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп).

Характерной особенностью сарматских племен было особое положение , что подтверждается археологическими раскопками. В женских захоронениях помимо обычного погребального инвентаря найдены оружие, следы человеческих и конских жертвоприношений, предметы культа. Например, золотая диадема.

Историки полагают, что погребенные женщины могли являться воинами и жрицами. Со временем, ко II в. до н.э., в сарматском обществе эти следы матриархата исчезают. Сведения античных авторов, начиная с Геродота, о сарматских женщинах-воинах, легли в основу мифа о происхождении племени сарматов от .

Сарматы, победив скифов в длительной войне, с III в. до н.э. начинают доминировать в Северном Причерноморье. В III- I вв. до н.э. часть сарматов под именем сираков проникли на Северный Кавказ, ассимилировав с местным населением. С I в. н.э. сарматы неоднократно вторгаются в Закавказье. Сарматские племена языгов и роксолан расселяются на Дунае возле границы с Римской империей. В I и II вв. фиксируются многочисленные столкновения сарматов, в частности алан, с римскими легионами. Сарматы помогали дакам в их войне против римлян, руководимых императором Траяном.

Успеху расселения многочисленных сарматских племен способствовало не только их количественное преобладание, но и . Отличные всадники, они были вооружены, помимо луков, длинными мечами и тяжелыми копьями. Сарматы использовали пластинчатые и кольчужные доспехи, как металлические, так и сделанные из кожи, копыт, рогов.

Причем ими были защищены также и кони. При длительных переходах сарматы использовали запасных . По примеру сарматов, римляне ввели у себя тяжелую кавалерию - катафрактов .

В III в. н.э. сарматов в Северном Причерноморье теснят готы, а спустя век сарматские племена были разгромлены гуннами. В IV-V вв. часть сарматов, присоединившись к готам и гуннам, участвует в Великом переселении народов, став одним из варварских племен, разрушивших Римскую империю. Аланы достигли Испании, а часть из них проникла в Северную Африку.

Отдельные группы сарматов смешались со славянскими, тюркскими и северокавказскими племенами. Обособленные этнические группы, отождествляемые с потомками сарматов, существовали в Европе ещё достаточно долго, в Венгрии до XIX века.

С древних времен сарматы были окутаны ореолом таинственности. Их тяжеловооруженные всадники стали прообразом средневекового рыцарства. Существует версия, что часть сарматов, нанятых на римскую службу, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле и его рыцарях круглого стола. В старину польская шляхта вела свое происхождение от сарматов. Современные казаки тоже числят среди своих предков сарматов. В настоящее время бесспорно потомками сарматов (алан) считаются осетины.

Сегодня уже никто не скажет откуда произошли славяне. Есть предположения, что от скифов, другие говорят, что от сарматов. Традиционная история вообще «пожимает плечами и делает удивительное лицо», типа: «науке это неизвестно», в лучшем случае: «взялись откуда-то, с берегов Днестра». Для меня ясно одно - большинство европейских, а в первую очередь славянских, а так же среднеазиатских народов и народов Индостана произошли от древних ариев. Жертвы современного Российского образования на это покрутят у виска пальцем и будут с пеной у рта доказывать, что ариями себя считали нацисты, а славяне вылезли откуда-то из болот и дремучих лесов, были убогими племенами, жили в землянках, приносили человеческие жертвы, занимались свальным грехом и никакого отношения к ариям не имеют. Что ж, у каждого своя, правда.
В развитие этой темы предлагаю посетителям сайта довольно объективную, на мой взгляд, статью «Кто такие сарматы»:

Кто такие сарматы.

Геродот называл сарматов «ящероголовыми». считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.

Ящероголовые или ошибка?
Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.
Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.
В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были . Их название переводится из иранских языков как белые аланы. Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…
На исто рической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала.
В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий - до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников. Сарматы, вероятно, не были никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен.
Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы - такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. К сожалению, римляне и греки, из произведений которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут ответить на все вопросы.

Кокошники.
В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII - VI века до нашей эры.
«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в народном костюме, в частности, в кокошнике. После наступает перерыв, и вновь удлиненные черепа начинают находить с III века до нашей эры. Это время совпадает с активностью сарматов в регионе, однако неясно, связаны ли эти факты между собой.

Соседи амазонок
Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами.
Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав - участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Вероятно, в действительности, матриархат у сарматов в то время проявлялся в счете родства по женской линии, а позднее и этот обычай был изменен.

Конные воины.
Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия - длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной - большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами - акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.
Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье - contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.
Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Вероятнее всего, сарматы заимствовали этот тип кавалерии у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии - катафрактариями.

Сарматские курганы и золото.
На юге России - в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.
Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей - хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.
Сарматские памятники археологии исчезают в III - IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен - тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя.

Сарматизм.
В XV - XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев - победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.
В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма - своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).
Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.

Сарматы не были единым народом, но скорее несколькими группами кочевых народов, имевших общее происхождение. Сарматы кочевали по евразийским степям — огромному коридору, простирающемуся от Китая до Венгрии, постепенно уходя на запад. Они говорили на иранских наречиях, близких к наречиям скифов и родственных персидскому языку.

Сарматы появились на исторической сцене в VII в. до н.э. в районе степи, расположенном к востоку от Дона и к югу от Урала. На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями — скифами . В III в. до н.э. или немногим ранее сарматы перешли через Дон и атаконали скифов, населявших северное побережье Черного моря (Понт Эвксинский). Вскоре «большая часть этой страны превратилась в пустыню » (Диодор, 2.43). Уцелевшие скифы ушли в Крым и Бессарабию, оставив свои пастбища пришельцам. Сарматы доминировали на своих новых землях на протяжении следующих пяти столетий.

Наиболее известны следующие сарматские племена: савроматы , аорсы , сираки , язиги и роксоланы . Появившиеся позже аланы были родственниками сарматов, но обычно их рассматривают в качестве самостоятельной группы племен. О том, что аланы не были одним народом, а представляли собой конфедерацию разных племен, свидетельствуют Аммиан Мацеллив (31.2.13 17) и некоторые средневековые арабские источники.

Северное Пичерноморье во II в. до н.э. - III в. н.э.

Большинство сарматских племен занималось скотоводством. Это занятие обеспечивало их пищей и одеждой. Зиму они проводили на южном крае степей, неподалеку от Черного и Каспийского морей, в районе устий Дона, Днепра и Волги. Весной сарматы откочевывали на север. Транспортом и жилищами сарматам служили повозки. Аммиан Марцеллин пишет (3S.2.18): «В них мужья спят со своими женами, в них рождаются и вскармливаются дети «.

Ранние сарматы стали источником знаменитого мифа об амазонках. Согласно Геродоту (4.116) женщины савроматов охотятся, стреляют из луков и метают дротики, разъезжая верхом на конях. Ни войну они отправляются имеете с мужчинами и даже одеваются одинаково. Миф об амазонках подтверждается археологически. В ранних сарматских женских захоронениях находят бронзовые наконечники для стрел, а иногда даже мечи, кинжалы и наконечники копий. У скелетов девочек в возрасте 13-14 лет отмечаются кривые ноги — свидетельство того, что они научились ездить верхом раньше, чем ходить. Статус женщины был у сарматов неожиданно высок. Некоторые античные авторы (Псевдосиллакс, 70) даже полагали, что сарматским обществом управляют женщины.

В I в. от Рождества Христова сарматы и аланы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей. Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населенные парфянами, индийцами и армянами. Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию. Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине. Некоторые поступили на военную службу в римскую армию, но на протяжении нескольких столетий сармагы оставались непредсказуемыми соседями, зачинавшими войну по минимальному поводу. Напряженность на границе была настолько высока, что римские власти начали разрешать сарматам селиться на территории Империи. В результате войн с сарматами римская армия претерпела коренное перерождение. Легионерская пехота, бывшая прежде основной боевой силой армии, стала отходить на второй план, зато необычайно усилилась прежде второстепенная конница. Римская конница теперь взяла за образец вооруженную копьями конницу сарматов.

  На протяжении всей своей истории сарматы поддерживали тесные связи с греческими колониями на северном побережье Черного моря, а также с киммерийским Боспорским царством, лежащим на востоке Крыма и западе Таманского полуострова вплоть до устья Дона. В середине I в. от н.э. в Боспорском царстве к власти пришла сарматская династия, в результате армия царства в значительной степени «сарматизировалась». Внешне тяжелая боспорская конница практически перестала отличаться от тяжелой конницы сарматов. Боснорское изобразительное искусство сохранило для нас наилучшие изображения сарматского оружия.

Появление готов нарушило прежние связи сарматов и Боспорского царства. Готы — германский народ — около 200 г. от н.э. начал переселение на юг из Скандинавии через Польшу и Поднепровье. К 250 г. готы овладели Ольвией и продолжили свое движение на восток, заняв Крым. В итоге готы полностью вытеснили сарматов и аланов из этого региона.

Где-то спустя столетие не менее драматичным было появление в Причерноморье гуннов . Последовательные волны готов и гуннов причинили большое беспокойство западной границе Римской Империи. Аланам не оставалось ничего иного, как влиться в состав гуннов. Волны нашествия достигали Галлии, Испании и даже Северной Африки. Небольшие группы сарматов и аланов служили в составе римской армии. К середине V века сарматы уже не представляли собой заметной силы, а к VI в. удается проследить лишь следы их присутствия на западе Европы. Повидимому, сарматы не исчезли, а органически влились в пестрый гобелен народов, который представляла собой средневековая Европа.

КОММЕНТАРИИ

   САВРОМАТЫ (лат. Sauromatae) - кочевые иранские племена, жившие в VII-IV вв. до н.э. в степях Поволжья и Приуралья. Первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории.

В V в. до Р.Х. Геродот (4.21) писал, что савроматы живут к востоку от Дона на безлесной равнине, которая простирается на 15 дней пути к северу от Мсотийского озера (Азовского моря). Савроматы Геродота, по-видимому, соответствуют культуре, обнаруженной между Доном и Волгой археологами и относящейся к VII-IV вв. до н.э. На востоке эта культура достигает территории современного Казахстана, простираясь от северного побережья Каспийского моря до южного Урала.

По происхождению, культуре и языку савроматы родственны скифам. Древнегреческие писатели (Геродот и др.) подчеркивали особую роль, которую у савроматов играли женщины. Большая часть известных нам фактов, относящихся к савроматам, носит полумифический характер. Геродот (4.110-116) утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа. Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.

Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до Р.Х. (датировка неуверенная) савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дарим I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, стараясь помешать действиям персидской армии.

Археологами найдены захоронения богатых женщин с оружием и конским снаряжением. Некоторые савроматские женщины были жрицами - рядом с ними в могилах обнаружены каменные алтари. В кон. V-IV вв. до н.э. савроматские племена потеснили скифов и перешли Дон. В IV-III вв. до н.э. у них сложились сильные союзы племен. Потомки савроматов - сарматы (III в. до н.э. - IV в. н.э.).

В наши дни под савроматским периодом понимается самый ранний период истории сарматов (VII-IV вв. до н.э.). Савроматы формировали ядро сарматской группы племен, которая постепенно двигалась в западном направлении.

   АОРСЫ (греч. "Aorsoi") - одна из наиболее могущественных кофедераций сарматских племен, по-видимому, откочевавшая сюда эткудато с востока.

Страбон (11.5.8) выделяет две группы аорсов: одни жили ближе к Черному морю и могли собрать армию в 200 000 конных воинов, другие были еще более могущественными и обитали ближе к Каспию. Современные ученые считают, что земли аорсов простирались вплоть до Аральского моря.

Некоторые ученые считают, что аорсы и упоминающийся в китайских летописах народ Йень-Цай (Ань-Цай) - это одно и тоже. В хронике ранней династии Хань ("Хань-шу"), составленной около 90 г. от н.э., утверждается, что "у них 100 000 фенированных лучников ". Они живут в 2000 ли (1200 км) к северо-западу от Кхань-чу (Согдианы) - государства, лежавшего в плодородном междуречье Амударьи и Сырдарьи (Трансоксании) к юго-востоку от Арала. Позже в китайских текстах описываются одежда и обычаи народа Йень-Цай, которые были близки к таковым в Кахань-Чу.

В ходе Боспорской войны в 49 г. от н.э. аорсы поддержали проримскую фракцию, тогда как сираки выбрали противоположную сторону.

Тем временем аорсы были покорены и поглощены новой конфедерацией сарматских племен - аланами, которые, как и их предшественники прибыли в Причерноморье из Средней Азии. Некоторые из аорсов отступили на запад, на север Крыма, где какоето время сохраняли самостоятельность. Птолемей упоминает об "аланорсах", вероятно, о смешанном союзе. В китайских хрониках на место народа Йень-Цай пришел народ "Алан-Ляо".

   СИРАКИ (греч. "Sirakoi", лат. "Siraces" или "Siraci") - часть сарматской орды, кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, откочевали в конце V в. до н.э. из Казахстана в Причерноморье. К концу IV в. до н.э. они заняли земли от Кавказа до Дона, постепенно став единовластными хозяевами района, известного в наши дни как Кубань. Сираки стали первыми из сарматов, установившими контакты с греческими колониями на черноморском побережье. В 310-309 гг. до н.э. царь сираков Арифарн вмешался в войну за трон Боспорского царства, но вскоре его армия потерпела поражение в битве на Фатесе, так в те времена назывался один из притоков Кубани.

Сираки были сравнительно малочисленным народом, но Страбон (11.5.8) утверждает, что царь Абеак мог собрать до 20 000 всадников в годы правления боспорского правителя Фарнака (63-47 г.г. до н.э.). Аристократия сираков вела полукочевой образ жизни, но низшие социальные слои были оседлыми. Сираки эллинизировались в большей степени, чем прочие сарматы, они также поддерживали тесные контакты с Боспорским царством.

В ходе Боспорской войны в 49 г. от н.э. аорсы поддержали проримскую фракцию, тогда как сираки выбрали противоположную сторону. В ходе войны римляне осадили укрепленный город сираков Успу. Укрепления города, состоящие из плетеных изгородей, обмазанных глиной, оказались лишком слабыми, чтобы выдержать штурм (Тацит, "Анналы", 12.16-17). "Ночь не остановила осаждавших. Осада была завершена в течение суток ". Успу быстро взяли штурмом, все население города перебили. Сиракам пришлось присягнуть на верность Риму. Война 49 года серьезно ослабила сираков, они почти исчезли из истории вплоть до еще одного боспорского конфликта, в 193 году, после которой их следы окончательно теряются.

   ЯЗИГИ - часть сарматской орды, кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, кочевавших в Северном Причерноморье и Приазовье.

Смысл слова "язиги" (греч. и лат. "Iazyges") остается непонятным. Однако, слово "язиги" в классических текстах неизменно употребляется в составе словосочетания "Iazyges Sarmaiae", что указывает на то, что они представляли собой какую-то часть сарматской орды.

Язиги и роксоланы в числе первых переправились через Дон. Язиги в качестве нового места жительства выбрали район непосредственно к северу от Крыма.

В 16 г. до н.э. язиги вступили в первый вооруженный контакт с Римом. Проконсул Македонии отбросил вторгшихся было на территорию Рима кочевников за Дунай. На протяжении следующих трех столетий сарматы постоянно беспокоили восточные границы Рима. Поэт Овидий был свидетелем нескольких таких набегов, произошедших в 8-17 гг. от н.э., когда пребывал в изгнании в черноморской колонии Томи (современная – Констанца). Овидий описывает сарматских конников и их повозки, пересекающие замерзший Дунай.

Язиги продвигались на северо-запад вдоль нижнего течения Дуная. К середине I в. н.э. они достигли Венгерской равнины в междуречье Дуная и Тисы. В 50 г. они оказали помощь Ваннию, зависимому от Рима царю свевов, в его войне с соседями. Язиги обеспечили Ванния конницей, но когда царь свевов укрылся в крепости, язиги "не выдержали осады и рассеялись по округе ", после чего Ванний быстро потерпел поражение (Тацит, "Анналы" 12.29-31).

На протяжении этого периода язиги в целом сохраняли дружеские отношения с Римом и даже иногда выступали в роли прямых союзников, участвуя в военных операциях Империи. Создание Траяном в 106 году провинции Дакия вбило клин между роксоланами и язигами, приведя к вражде с обоими народами. Мир удалось восстановить лишь в период правления Андриана, когда сарматам было разрешено перемещаться по Дакии, а царь роксолан Распарагн получил римское гражданство.

Крупные беспорядки снова возникли в ходе войны с маркоманнами (167-180 гг.), когда язиги вместе с некоторыми германскими племенами вторглись в Дакию и Паннонию. Тяжелые потери язиги понесли в бою с римлянами на льду замерзшего Дуная зимой 173-174 гг.

Через два года удалось заключить мир. Марк Аврелий получил титул "Сарматский" (Sarmalieus), а царь язигов Зантик передал в качестве заложников Риму отряд в 8 000 конных воинов. Большая часть этого отряда позднее была переброшена в Британию. В течение какого-то времени вынашивался план превращения земель язигов в новую провинцию, которую предполагалось назвать Сарматия.

В течение половины столетия царил мир, но появление в украинских степях готов вызвало цепную реакцию конфликтов. Проведя в 236-238 гг. кампанию против язигов император Максимин I (по прозвищу Фракиец, его мать была сарматкой) получил титул "Величайший сармат" (Sarmalicus Maximus). В 248-250 гг. язиги вторглись в Дакию, а в 254 г. в Паннонию, но в 282 г. потерпели в Паннонии поражение от армии императора Кара (282-283 гг.). Сражения с язигами продолжались на протяжении всего правления Диоклетиана (284-305 гг.).

На протяжении III-IV вв. Рим позволил некоторым сарматским племенам переселиться на территорию Империи, где им отводилась роль живого щита, призванного прикрыть Империю от набегов готов. Кроме того, сарматы охотнее шли служить в армию, нежели выродившееся коренное население Империи. В Notitia Dignitatum перечисляются 18 центров сарматских поселений на территории Галлии и Италии. До сих пор следы этих поселений сохраняются в топонимике. Так, под Реймсом есть города Сермэ и Сермье, которые прежде были поселениями сарматов. Многие представители сарматской знати сумели получить римское гражданство, а некоторые смогли добиться могущества, например, Виктор, шталмейстер императора Иовиана (ок. 363 г.).

   РОКСОЛАНЫ (лат. Roxolani; иран. - "светлые аланы") - сармато-аланское кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, кочевавших в Северном Причерноморье и Приазовье.

Среди множества попыток объяснить значение слова "роксоланы" (греч. "Rlioxolanoi") наиболее правдоподобным выглядит связывание первой части слова с иранским прилагательным раокхшна - "белый", "светлый". Таким образом, роксоланы - "белые аланы".

Предки роксолан - сарматы Поволжья и Приуралья. Во II-I вв. до н.э. роксоланы отвоевали у скифов степи между Доном и Днепром. Как сообщает античный географ Страбон, "роксоланы следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимою - в болотах около Меотиды (Азовского моря), а летом - и на равнинах ".

Роксоланы и язиги в числе первых переправились через Дон. Если язиги в качестве нового места жительства выбрали район непосредственно к северу от Крыма, то роксоланы продвинулись дальше на север, заселив территорию нынешней южной Украины. В 107 г. до н.э. роксоланы под предводительством Тасия вмешались в конфликт на территории Крыма, где столкнулись с армией понтийского царя Митридата VI Эвпатора. Страбон сообщает (7.3.17), что смешанная роксоланско-скифская армия численностью 50 000 человек не смогла устоять против отряда численностью 6 000 человек, возглавляемого полководцем Диофантом. После этого поражения многие сарматы перешли на сторону Митридата и участвовали в era войне с Боспорским царством и Римом (Ашшан, "Митридат", 15, 19. 69; Юстин 38.3, 38.7).

В I в. н.э. воинственные роксоланы заняли степи и к западу от Днепра. Во время Великого переселения народов в IV-V вв. часть этих племен откочевала вместе с гуннами.

I.

В III веке до н. э. в Северное Причерноморье пришли новые хозяева — сарматы. Это были ираноязычные кочевники, которые прежде обитали в степях между Доном и Туркестаном, но затем, испытывая сильное давление со стороны тюрков, начали отток на запад, потеснив в свою очередь скифов. В результате упорной борьбы, в первой половине II века до н. э. Скифское царство прекратило свое существование. Часть скифов осталась кочевать в Северной Таврии, признав власть сарматов, остальные ушли на правобережье Дуная в район Добруджи — эта территория стала именоваться античными авторами «Малой Скифией».

Сарматы жили в войлочных кибитках, питаясь мясом и молоком. Отличительной чертой их наружности были длинные рыжеватые волосы. Римский историк Аммиан Марцеллин (втор. пол. IV в.) находил внешность сарматов «симпатичной», даже несмотря на то, что «свирепостью своего взгляда они внушают страх, как бы они ни сдерживались».

Сарматская орда представляла собой грозную военную силу. Иранский мир в то время переживал военно-политический подъем. В Передней Азии нарастала мощь Парфянского царства 1 . Римская пехота оказалась бессильной перед тяжелой кавалерией парфян.

Сарматская конница была вооружена по образцу парфянской. Ядро и цвет войска составляли всадники из знатных родов, облаченные в железные шлемы и панцири и вооруженные мечами и копьями. Прочие сарматы нашивали себе на халаты роговые пластины, искусно нарезанные из конских копыт. В бою тяжеловооруженные знатные всадники становились в центре боевого порядка, а их легковооруженные сородичи на флангах. Тацит замечает, что остановить напор сарматской кавалерии можно было только на пересеченной или заболоченной местности или при неблагоприятных для конницы погодных условиях — например, в дождливый день, когда сарматские кони могли поскользнуться под тяжестью закованного в броню всадника. Огромное преимущество перед римской конницей давало сарматам использование стремян, благодаря которым они крепче держались в седле (правда, сарматские стремена были, как правило, не железные, а кожаные).

Еще большее значение имела та система ценностей, которой придерживались сарматы и которая ставила убийство и разрушение в разряд высочайших доблестей. Аммиан Марцеллин пишет об аланах, одном из племен, входивших в состав сарматской орды: «То наслаждение, которое добродушные и миролюбивые люди получают от ученого досуга, они обретают в опасностях и войне. Высшим счастьем в их глазах является смерть на поле боя; умереть от старости или несчастного случая для них позорно и является признаком трусости, обвинение в которой страшно оскорбительно. Убийство человека — это проявление геройства, которому нет и достойной хвалы. Наиболее славным трофеем являются волосы скальпированного врага; ими украшают боевых коней. У них не найдешь ни храма, ни святилища, ни даже крытой соломой ниши для алтаря. Обнаженный меч, по варварскому обычаю вонзенный в землю, становится символом Марса, и они набожно поклоняются ему как верховному владыке тех земель, по которым проходят». Этому мировоззрению суждено было стать господствующим на протяжении нескольких столетий.

Характерной особенностью общественного устройства сарматов было высокое положение женщин, которые зачастую возглавляли племена, исполняли жреческие функции и сражались наравне с мужчинами. В археологической зоне сарматских кочевий (на смежных территориях России и Казахстана, на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье) встречаются курганные захоронения женщин с доспехами, боевым оружием и с конской сбруей. По всей видимости, сарматский род на этапе разложения родового строя был ещё материнским, и счет родства велся по женской линии. Поэтому античные писатели часто называли сарматов «женоуправляемым» народом. Эта черта их общественного быта привела к возникновению мифа об амазонках. По словам Геродота, сарматы происходили от браков скифских юношей с легендарными женщинами-воительницами, чем якобы и объясняется, почему сарматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже не выходят замуж, пока в бою не убьют врага.

В политическом отношении сарматская орда была конфедерацией нескольких родственных племен. В первые десятилетия после Р.Х. наиболее глубоко на запад — в Паннонские степи — вклинились язиги; между Доном и Днепром кочевали роксаланы («светлые аланы»), еще дальше на восток — аланы (или асы, «ясы» нашей летописи, предки осетин). При первых римских императорах язиги и роксаланы перешли Дунай и вторглись в Мезию. Император Адриан (117-138 гг.) должен был выплачивать им ежегодную дань.
В дальнейшем борьба велась с переменным успехом. Сцены военного торжества римлян над сарматами изображены на барельефах триумфальной колонны императора Марка Аврелия (161-180 гг.). Наиболее ожесточенные войны на сарматском фронте империи пришлось вести в последние десятилетия III века, при императорах Аврелиане и Пробе, которые за свои победы над степняками получили один и тот же титул — «Сарматский». Готы и гунны положили конец владычеству сарматов в Северном Причерноморье, но их последняя волна — аланская орда — докатилась до Балтики, Испании и Северной Африки, правда, уже в союзе с другими варварами, вандалами и свевами.

О непосредственных славяно-сарматских контактах источники умалчивают. Это дает основания считать, что в судьбах славян античные сарматы сыграли незначительную роль, хотя, быть может, и несколько большую, нежели скифы. В сарматскую эпоху иранский и славянский миры двинулись навстречу друг другу, но подлинной взаимооплодотворяющей культурной встречи тогда не произошло. Сарматские кочевья располагались гораздо выше по Днепру, чем скифские, и, возможно, соседствовали с восточной группировкой славянских племен, продвинувшихся к тому времени к верховьям Днестра. Высказывались предположения, что главный сарматский город, или скорее лагерь, известный грекам под именем Метрополиса, мог стоять на месте нынешнего Киева (Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862-1462). Изд. 2-е, исправленное. СПб., 1999. Т. 1. С. 61 ) — эта догадка, впрочем, не подтверждается археологически. Сарматское давление, а значит, и влияние испытывала только окраина славянского мира. Поэтому в культурно-историческом смысле сарматское владычество в причерноморских степях было столь же бесплодным, как и скифское. Память о нем сохранилась только в имени «Сарматия», используемом античными и средневековыми писателями для обозначения Восточной Европы наряду со «Скифией», и в некотором количестве иранизмов в славянском языке. Заимствовать у сарматов славянам было, собственно, нечего. Показательно, например, что металлурги среднего Поднепровья, несмотря на географическую близость к сарматским кочевьям, ориентировались исключительно на кельтское железоделательное производство.

Этнокультурное слияние некоторых восточнославянских племен с потомками сарматов (ираноязычным населением южнорусских степей) произошло значительно позже, в VII-VIII столетиях, во время активной славянской колонизации Поднепровья и Подонья.
Местом их встречи стало Среднее Поднепровье. Асы — одни из осколков сарматской орды — осели в Подонье и, возможно в Поросье (Салтовская культура). В конце VII в. на северной границе асских поселений появились славяне. Неизбежный процесс метисации соседей был ускорен нашествием хазар, преследовавших разбитую булгарскую орду. Короткая схватка со степняками закончилась сокрушительным поражением асов. Их поселения подверглись полному разгрому, и в начале VIII в. созданное ими межплеменное объединение прекратило свое существование. Тогда же, вероятно, данниками кагана сделались и славяне, заселившие лесостепную полосу, — вятичи, радимичи, северяне.

Спасаясь от истребления, асы устремились на север, в полянскую землю (район Поросья). По-видимому, их расселение среди днепровских славян происходило мирно; во всяком случае, археологических следов военных столкновений в этом районе нет. Зато имеются многочисленные подтверждения быстрой ассимиляции пришельцев славянами. Поселения днепровских славян даже в Х в. не покрывали область Поросья, а между тем многие элементы поросской культуры ясно прослеживаются в славянских древностях этого времени. Естественно предположить, что это обстоятельство является результатом массового проникновения носителей культуры Поросья в славянскую среду. Антропологические же исследования говорят, что «скифо-сарматские» (то есть алано-асские) черты 2 , в физическом облике киевского населения древней Руси, как городского, так и сельского, выражены настолько ярко, что «это сходство может быть истолковано в плане неславянской принадлежности полян» [Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973. В кн.: Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении/Сост. А. Г. Кузьмин. 2-е изд., М., 1999. С. 121 ].

О присутствии в «русских» дружинах киевских князей многочисленного ираноязычного контингента достаточно ясно свидетельствуют иранские божества Хорс и Симаргл в языческом Пантеоне князя Владимира.

Хочу обратить внимание на то, что легенда о полянской дани, выплаченной хазарам мечами, принадлежит именно асскому населению Поднепровья. Упоминание меча, как характерного предмета вооружения скифо-сарматских народов, прослеживается в письменных памятниках со времен Геродота. Между тем археологические исследования в Среднем Поднепровье говорят о том, что меч «не имеет местных корней в культуре предшествующей поры» [Кирпичников А. Н., Медведев А. Ф. Вооружение//Древняя Русь: Город, замок, село. М., 1985. (Археология СССР). С. 320 ], а массовое вооружение мечами восточнославянских ополчений состоялось не ранее Х в., то есть тогда, когда Киевское княжество уже избавилось от даннической зависимости от хазар. Следовательно, легенда о дани мечами возникла у народа, который поселился в Среднем Поднепровье в VII-VIII вв. и с давних пор исповедовал культ меча. Этим народом могли быть только асы. В свете приведенных выше антропологических данных о физическом облике «полян», эта гипотеза обретает твердую почву.

Образование Днепровской Руси стало той подлинной встречей славянского и иранского миров, прелюдией к которой был тысячелетний период скифо-сарматского владычества в Северном Причерноморье. С этого времени древнерусская культура испытывает сильное иранское влияние. Древнерусский словарь изобилует словами иранского происхождения - «топор», «хата», «шаровары» и др. Через посредство асов древняя Русь ознакомилась с вавилонскими и пергамскими мерами длины и веса, общепринятыми в сарматский период на всем Переднем Востоке, на Кавказе и в Северном Причерноморье. Так, древнерусская «большая гривенка» или «русский фунт» соответствует вавилонской мине, а «пуд» - вавилонскому таланту; пергамский «палец» равен русскому «вершку», а «шаг» — «аршину» [Вернадский Г. В. Древняя Русь. Тверь; Москва, 2000. С. 118 ]. Русское народное искусство восприняло многие иранские мотивы. Наиболее яркий из них — излюбленный сюжет древнерусской вышивки: женщина на коне или между двумя конями, под копытами которых, а также наверху изображены по два знака свастики, — вероятно, солнце в «верхней» и «нижней» полусфере небес. Почитание скифами Великой Матери отмечено еще Геродотом; этот культ был характерен и для алан.

Древнерусские былины знают немало случев женитьбы киевских витязей на богатыршах-«поляницах», которые выезжают «в чисто поле поляковать, а искать же себе-ка супротивничка». Причем, как правило, они превосходят мужчин-«супротивничков» силой, удалью и боевым искусством. Вот Добрыня трижды наезжает на случайно встреченную в степи поляницу Настасью, пытаясь сбить ее с коня ударами палицы по голове. На третий раз Настасья, наконец, обращает на него внимание:

Думала же, русские комарики покусывають,
Ажно русские богатыри пощелкивають!

А свое предложение жениться на ней она облекает в следующую форму:

Сделай со мной заповедь великую,
А не сделаешь ты заповеди да великия
На долонь кладу, другой сверху прижму,
Сделаю тебя я да с овсяный блин.

Богатырю Дунаю хоть и удается победить в поединке Настасью-королевичну, но затем, на свадебном пиру, она одерживает верх в соревновании на меткость: пущенная ею «стрелочка каленая» попадает в лезвие ножа, которое «рассекает стрелочку на две половиночки»; Дунай между тем трижды промахивается и в сердцах направляет четвертую стрелу «во Настасьины белы груди».

В этих сюжетах нашел отражение факт многочисленных браков славяно-«русских» дружинников с представительницами знатных родов алан. Девушка-воительница - обычная фигура в фольклоре ираноязычных народов Великой степи, причем в наиболее древних преданиях их героини, для того чтобы выйти замуж, должны непременно убить врага. В Дмитриевском могильнике на территории салтовской культуры (в верховьях Северского Донца) около 30 % женских захоронений, относящихся в подавляющем большинстве к IX в., содержат предметы вооружения: топорики, луки со стрелами, кинжалы, сабли. Вместе с оружием в погребениях в большом количестве находятся амулеты. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ноги этих женщин связаны, а у некоторых покойниц кости конечностей даже вынуты из могилы. Археологи полагают, что этот погребальный обычай отражал «желание живых максимально обезвредить мертвеца, лишить его возможности выхода из могилы. Очевидно, самыми опасными признавались женщины с амулетами, т. е. женщины, наделенные какими-то сверхъестественными возможностями, которые после их смерти желательно было бы предельно ослабить» [Плетнева С. А. «Амазонки» как социально-политическое явление. В кн.: Культура славян и Русь. М., 1998. С. 536 ].