Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чтение сказки 1 младшая группа цель. Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе

Чтение сказки 1 младшая группа цель. Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе

Современные дети не читают. Эта аксиома будоражит умы и учёных, и педагогов, и родителей, которые, к слову сказать, сами нечасто берут книгу в руки. Поэтому детям мало читают вслух. Миссия воспитателя в детском саду в том, чтобы постараться переломить ситуацию в обратную сторону, то есть приобщить карапузов к книгам, показать, сколько интересного и занимательного таится на печатных страницах. Так что подготовка занятия по чтению художественной литературы - это не просто методически грамотная переработка информации по теме, а настоящий творческий процесс, который должен захватить педагога, а затем и малышей.

Цели и задачи занятий по чтению

Движущая сила развития малыша - пример, а книга целенаправленно побуждает карапузов к подражанию. И такие нравственно-этические категории, как доброта, любовь к людям, справедливость приходят к детям незаметно. Они учатся ориентироваться во всём многообразии моделей человеческого поведения, выбирая наиболее приемлемый вариант для себя.

В связи с этим цели занятий чтением художественной литературы в первой младшей группе заключаются в следующем:

  • приобщить ребят к мировой сокровищнице культурного наследия, в частности, к детской литературе;
  • расширить кругозор;
  • развить умения аналитически воспринимать информацию на слух, то есть кратко отвечать на вопросы по сути услышанного, делать пересказ отдельных эпизодов;
  • работать над развитием речи;
  • развивать фантазию, воображение;
  • воспитывать интерес к процессу чтения.

Основная цель занятий - приобщение малышей к чтению

Задачами таких занятий с малышами 1,5–3 лет является:

  • знакомство с народным и авторским творчеством (сказками, потешками, стихотворениями, песенками);
  • обучение узнавать персонажа по описанию (например, животное);
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие способности понимать сюжет услышанного произведения;
  • тренировка навыков драматизации;
  • воспитание сопереживания, чуткости к героям произведений;
  • пробуждение любознательности.

Приёмы

Работая с малышами, необходимо очень тщательно подбирать комбинации приёмов, способствующих более полному восприятию художественного произведения, а также помогающих реализовать поставленные цели и задачи. Наиболее подходящими с этой точки зрения можно назвать такие приёмы:


Виды занятий по чтению

Художественное слово сопровождает весь образовательный процесс в детском саду. Так, даже гимнастика после пробуждения выполняется под рифмовки и потешки. Выделяются такие виды чтения:

  • чтение в рамках занятия;
  • чтение перед сном (обычно это сказки в прозе);
  • чтение стихотворений (в качестве сопровождения режимных моментов - приёма пищи, сборов на прогулку и пр.);
  • чтение песенок с последующим заучиванием текстов (например, при подготовке утренников).

Это интересно. В детском саду регулярно проводятся конкурсы чтецов, чтения, посвящённые творчеству известных литераторов (например, «Пушкинские чтения»). Правда, участие в них малышей первой младшей группы является скорее исключением, чем правилом.

Методика организации и проведения занятия по чтению

Любой вид работы с детьми должен быть уместным по времени. Для чтения вслух этот промежуток определён между 16.00 и 16.30. При этом время непрерывного чтения не должно превышать 4–5 минут, а занятия в целом - 10 минут.

Начиная новое произведение, воспитатель не должен забывать озвучить его жанр (к примеру, «Детки, сегодня я расскажу вам сказку…»). Обратите внимание, что произносить названия жанров нужно полностью и чётко, то есть «прочитаю сказочку» оказывается недопустимым.

Требования к проведению занятий

Почему иногда опытного рассказчика малыши не слушают, а новичка воспринимают с удовольствием? А потому, что неважно, кто рассказывает. Куда существеннее как(!). В том числе и эти аспекты оговорены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к проведению занятий по чтению художественной литературы в первой младшей группе.


Как мотивировать

От того, с каким настроением дети начнут занятие, зависит будут ли достигнуты все поставленные цели. В этом контексте особую важность приобретают приёмы мотивации. С детьми 1,5–3 лет можно использовать довольно обширный набор, комбинируя варианты.


Какие жанры изучаются

В первой младшей группе на занятиях по чтению дети знакомятся с:


Таблица: картотека тем занятий по чтению в первой младшей группе (фрагмент)

Дата проведения Тема Цель
Сентябрь Сказка В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок» Познакомить со сказкой, дать представление о внешнем виде утёнка, поупражнять в правильном употреблении слова.
Стихотворение Г. Сапгира «Кошка» Объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней; помогать повторять и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке.
Сказка К. Чуковского «Мойдодыр» Познакомить с сюжетом произведения, объяснить важность гигиенических процедур, помочь запомнить незнакомые слова.
Октябрь Потешка «Огуречик, огуречик…» Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.
Русская народная песенка «Пошёл котик на торжок…» Познакомить с содержанием народной песенки; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; формировать округлые комочки из пластилина.
Ноябрь Рассказ Е. Чарушина «Ёж» Познакомить с новой рассказом, формировать умение слушать молча, не отвлекаясь; познакомить с повадками ежа.
Сказка «Три медведя» Приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик; формировать интонационную выразительность речи.
Сказка С. Маршака «Кошкин дом» Познакомить с понятием гостеприимности, приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик.
Декабрь Сказка «Рукавичка» Познакомить с новой сказкой, вызвать желание возвращать к ней неоднократно, учить отгадывать загадки.
Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Формировать навыки восприятия художественного произведения на слух, учить изображать действия персонажей, выразительно передавать диалоги из сказки.
Потешка «Ой ты заюшка-пострел…» Познакомить с новой потешкой, со стихотворением-загадкой; учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них.

Временной план

Хронометраж занятия по чтению рассчитывается исходя из того, что средняя его продолжительность 10 минут. При этом в эти временные рамки должно войти три этапа работы.


Таблица: пример конспекта занятия. Гульсира Загидуллина, воспитатель ДОУ №24, г. Нижнекамск, «Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему: «Стихотворение В. Берестова «Мой котёнок» (фрагмент)

Этап работы Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть - Кто же это спрятался у нас под платочком? У него мягкая шубка, острые коготочки, пушистый хвостик и длинные усы. Не узнаёте? Ещё наш гость умеет мурлыкать и мяукать: « Мурр… мяу… » Кто же он? (Ответы детей). Значит, о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Да, это котёнок. (Снимает платок с игрушки). Котёнок маленький, у него нет имени. Давайте придумаем ему имя. Малыши вместе с воспитателем придумывают имя – «Пушок».
Основной этап - Котёнок Пушок - это детёныш мамы- кошки. Как и всякий маленький ребёнок, он очень любит бегать, прыгать, а иногда не прочь и побаловаться. Рассматривание иллюстрации.
Послушайте стихотворение про котёнка:
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится,
Прыг-скок. Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
Дети слушают.
Вопросы:
- Про кого рассказывается в стихотворении?
- Как прыгает котёнок Пушок? (Прыг-скок.)
- Как ловит котёнок Пушок клубок? (Цап-царап).
Как котёнок мяукает?
Ответы детей хором и индивидуально.
- А сейчас вы, мои ребятки, станете котятками. Малыши выполняют физкультминутку:
Все котятки мыли лапки
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшко
Вот так, вот так!
А потом они играли
Вот так, вот так (прыжки)
А потом они устали
Сладко-сладко засыпали
Вот так, вот так!
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
Давайте нашему котёнку Пушку споём песенку «Киска».
(Подпевают звукоподражательные слова).
Заключительный этап - Кто сегодня был у нас в гостях? (Котёнок).
- Как его зовут (Пушок).
- Покажите, как Пушок прыгает?
Воспитатель: Слушайте, что говорит вам Пушок (Мяу, мяу, мяу), это он говорит вам
До свидания.
Ответы детей.

Занятие по чтению в первой младшей группе - это важный шаг на пути воспитания у детей уважения и любви к слову, книге. А воспитатель - это тот человек, на плечи которого ложится миссия не только донести сюжет произведения, но и пробудить в малышах любознательность, помочь им быстрее овладеть речью, научиться анализировать услышанное. Поэтому методика организации и проведения таких занятий занимает ключевое место в календарно-тематическом планировании работы группы.

Название проекта:

«Сундучок русских народных сказок» в рамках «Недели книги»

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Разработчики и реализаторы проекта: воспитатели Махаева С. А. и Мясникова Н.В., учитель — дефектолог Ютанова О.П.

Тип : социально-педагогический.

Продолжительность проекта : недолгосрочный (с 1 апреля по 8 апреля 2013 года).

Возраст участников проекта: младший возраст(дети 2-4 лет)

Партнёры: родители, театр драмы г. Иванова, Ивановская филармония, Ивановская областная библиотека для детей и юношества.

Характер контактов: взаимодействиев рамках одной группы.

Форма работы : групповая

Актуальность проекта

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Гипотеза

Русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к книге, чтению посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Образовательные области

Театральное представление «Кошки-мышки»

«Колобок»

Утро

1. Чтение РНС «Колобок»

2. Развивающая игра «из какой я сказки?»

3. Игра имитация «Испеки мне колобка» (Е.А Сенкевич, с. 33)

4. Прогулка- путешествие «С колобком по экологической тропе»

5. Беседа «Какие бывают разные книги»

Вечер

Рисование «Колобок»

Показ настольного театра «Колобок»

Подвижная игра «Догони колобка»

«Репка»

Утро

1. Математическое развитие «Кто раньше, кто позже пришел вытаскивать репку»

2. Дидактическая игра «Овощ или фрукт»

3. Игровая ситуация «Бабушка, дедушка и внучка в гостях у детей»

Вечер

1. Игра- инсценировка «Репка»

2. Рисование «Репка

3. Игра «Собери урожай»

«Теремок »

Утро

1. Физическое развитие «Теремок»

2. Конструирование «Поможем смастерить теремок для зверей»

3. Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?»

4. Развивающая игра «Научи медведя пользоваться носовым платком»

Вечер

1. Игра-иммитация «Кто как ходит?»

2. Развивающая игра «Научи зайца пользоваться ложкой»

3. Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок»

Библиотечный урок.

«Волк и семеро козлят»

Утро

1. Физическое развитие

2. Математическая игра «Один, много, столько же» (по сказке)

3. Беседа «Домашние и дикие животные)

4. Дидактическая игра «Что изменилось»

5. Подвижная игра «По тропинке вы идите, волка вы не разбудите!»

Вечер

1. Дидактическая игра «Коза рогатая»

2. Подвижная игра «Волк и козлята».

3. Чтение потешек

4. Рассматривание иллюстраций к сказкам

Ивановская филармония спектакль «Дюймовочка»

«Курочка Ряба»

Утро

1. Лепка «Зернышки для Рябы»

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Дидактическая игра «Собери предметы желтого цвета»

4. Аппликация «Курочка Ряба»

Вечер

1. Рисование «Подарок для курочки»

2. Подвижная игра «Курочка и цыплята»

3. Дидактическая игра «Из какой сказки?»

Дронова Светлана Николаевна

Воспитатель

МКДОУ «Огонёк» Новосибирская область Искитимский район р.п.Линёво

Проект «Моя любимая сказка»

1.Пояснительная записка

2.Паспорт проекта

3.Актуальность

4.Постановка проблемы

5.Цель, задачи проекта

6.Участники проекта

7.Стратегия достижения поставленных задач

7.1Подготовительный этап

7.2Основной этап

7.3Заключительный этап

8.План реализации проекта

9.Ожидаемые результаты

10.Обеспечение проекта

11.Перспективы дальнейшего использования

12.Список литературы

13.Приложение

1.Пояснительная записка

Проект «Любимая сказка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую,познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

2.Паспорт проекта

Наименование проекта

«Любимая сказка»

Разработчик проекта

Дронова Светлана Николаевна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с «Огонёк»

На какую возрастную и социальную группу нацелен проект

Дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ

Цель и задачи проекта

Цель:

Задачи:

Сроки реализации проекта

Тип проекта

Творческий

Участники проекта

Дети, родители, педагоги МКДОУ д/с «Огонёк»

3.Актуальность

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.

4. Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.

Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

5. Цель: создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Задачи:

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

Способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.

6.Участники:

    Дети среднего дошкольного возраста

    Родители воспитанников ДОУ

    Педагоги МКДОУ д/с «Огонёк»

    7.Стратегия достижения поставленных задач

    7.1 Подготовительный этап:

    Изучение литературы по теме

    Консультация для родителей

    Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

    Оформление книжного уголка

    7.2 Основной этап:

    Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр

    Аппликация«Колобок»

    Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом

    7.3Заключительный этап:

    Оформление настольного театра «Колобок»

    8.План реализации проекта

    Состав действий

    Ожидаемые результаты

    Участники

    Подготовительный этап

    Изучение литературы по теме

    Расширение знаний по теме проекта

    Родители, педагоги

    Ознакомление с передовым опытом

    Консультация для родителей

    Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

    Разработка плана реализации проекта

    Педагоги

    Подбор наглядно-дидактических……...... пособий, демонстрационного материала

    Пополнение.предметно-пространственной развивающей среды

    Родители, педагоги

    Оформление книжного уголка

    Книжная выставка «Наши любимые сказки»

    Родители, педагоги

    Основной этап

    Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

    Восприятие и формирование зрительных образов

    Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

    Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам

    Дети, родители, педагоги

    Проведение.настольно-печатных, дидактических, речевых игр

    Дети, родители, педагоги

    Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

    Воспитывать интерес к русским народным сказкам

    Отгадывание загадок по сказке «Колобок»

    Расширение знания детей по сказке

    Дети, родители, педагоги

    Аппликация«Колобок»

    Дети, родители, педагоги

    Выставка поделок из бросового материала «Наш любимый Колобок»

  • Дети, родители, педагоги

    Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту

    Расширение знаний

    Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

    Умение узнавать и называть знакомые сказки

    Дети, педагоги

    Заключительный этап

    Оформление.настольного..театра «Колобок»

    Воплощение зрительного образа героев сказки

    Дети, родители, педагоги

    Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения

    Дети, родители, педагоги

    9. Ожидаемые результаты проекта:

    Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

    Обогащение словаря детей, совершенствование диалогическойречи, использование в речи разнообразных языковых средств.

    Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.

  • 10.Обеспечение проекта

    • Кадровый ресурс

      Педагоги:

      Воспитатели группы

      Воспитатель изодеятельности

      Музыкальный руководитель

      Заместитель заведующего по УВР

      Материально-

      технический ресурс

      Изостудия;

      Музыкальный зал;

      Технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);

      Наглядно-методические пособия;

      Методическая литература.

      Ресурс социума

      Социальное партнерство со следующими организациями:

      Детская библиотека р.п. Линево,

      НИПКиПРО,

      Дом культуры р.п. Линево

      Родительский ресурс

      Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

      Консультации;

      Семейные выставки

      Информационный

      ресурс

      Использование ИКТ;

      Обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.);

      Изучение методической литературы;

      Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

  • 11. Перспективы дальнейшего использования

    Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.

  • 12.Список литературы:

    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

    Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

    Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

    Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

    Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

  • 13.Приложение

  • Приложение 13.1

  • Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»

    Программное содержание:

    Развивать у детей разговорную речь, совершенствовать навыки общей и мелкой моторики используя разные материалы, воспитывать интерес к русским народным сказкам.

    Предварительная работа:

    Чтение сказок «Колосок», «Три медведя», «Колобок».

    Обыгрывание на фланелеграфе.

    Игры в настольный театр.

    Материал:

    Фланелеграф, персонажи сказки «Колосок», «Три медведя», настольный театр «Колобок», волшебный мешочек, шары на каждого ребёнка.

  • Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.

    Воспитатель:

    По дорожке мы пойдём,

    Прямо в сказку попадём.

    Один, два, три, четыре, пять-

    Будем сказку мы играть.

    Дети, вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать? Мы сейчас поиграем в игру «Сказки с дырками». Я буду читать сказку, а если я что-то забуду, вы мне подскажите.

    Кто любил играть и петь?

    Два мышонка Круть … и (Верть).

    Кто мышат с утра будил?

    Кто на мельницу…(ходил)

    Намолол муки мешок?

    Это- Петя…(Петушок)

    Пирогов напёк он много

    И спросил друзей он строго:

    «Что вы делали мышата,

    От рассвета до…(заката)?

    А теперь за стол садитесь,

    Нет! Сначало потрудитесь

    И прочтите…(«Колосок»).

    Воспитатель вместе с детьми подходит к следующей сказке.

    Чашки три и три постели

    Стульев тоже три, смотри,

    И жильцов здесь, в самом деле

    Проживает ровно три.

    Как увидишь, сразу ясно:

    В гости к ним ходить…(опасно)

    Убегай, скорей, сестричка,

    Из окна лети, как..(птичка)

    Убежала. Молодец!

    Значит сказке всей конец!

    По слогам читает Федя:

    Это сказка: «Три медведя».

    Воспитатель подходит к столу, где выставлены персонажи настольного театра «Колобок».

    Из муки он был печён,

    На сметане был мешён,

    На окошке он студился

    По дорожке…(укатился)

    Был он весел, был он смел,

    И в пути он песню пел.

    Кто же это? «Колобок»

    Ребята! А какую же он песню пел?

    Пальчиковая игра «Колобок».

    Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)

    По сусекам скребён(правой ладонью скребут по левой руке)

    По амбару метён(имитируют подметание пола)

    На сметане мешён(круговые движения кистью правой руки).

    В печку сажён (показывают обе руки, вытянутые вперёд)

    На окошке стужён(показать руками окно)

    Я от бабушки ушёл (перебирают средним и указательным пальцами правой руки по ладони левой)

    Я от дедушки ушёл.

    А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)

    Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу. (Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением зайца, волка, медведя, лисы и отдельно колобок).

    Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым?

    Поставьте своего колобка возле зайца. Потом кого он встретил? (волка ).

    Что сказал ему волк? («Колобок, колобок!Я тебя съем»). Встретился колобку медведь (дети ставят колобка возле медведя) и сказал ему тоненьким голосом: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Или что-то я напутала, помогите мне (медведь сказал толстым, грубым голосом).

    Но наш колобок не простой, он после встречи с лисой убежал и покатился дальше.

    У детей на столах лежит сюжетное панно. На нашей следующей карточке нарисована дорожка, давайте вместе с колобком прокатимся по дорожке. Колобок держим правой рукой. Катится колобок, катится, а навстречу ему «ёж». Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился! Покажите, как удивился колобок. (Дети показывают удивление).

    Ребята с нашим ежом приключилась беда - потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать, сделаем их из спичечных палочек. (Дети выкладывают колючки ежу из спичек).

    Какие у нас с вами ежи замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежа, но колобок у нас маленький, а ёж большой. Давайте предложим колобку посмотреть на ежа с «пенька». Подкатился колобок к пеньку, взобрался на пенёк, посмотрел на ежа. Очень понравился колобку ёж, и он улыбнулся. Я предлагаю нашему колобку нарисовать улыбку. Какого цвета карандаш нам для этого будет нужен, как вы думаете? (красный).

    Какой получился у вас колобок? (радостный,весёлый). А сейчас покажем колобку как мы умеем радоваться.

    Физминутка

    Ножками затопали (топают ногами)

    Ручками захлопали (хлопают руками )

    Хи-хи-хи (руки в стороны)

    Ха-ха-ха (руки вверх)

    Вот какая красота! (хлопают)

    Дети садятся за столы.

    Да у ели тоже есть иголки. Молодцы! А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, я предлагаю использовать для этого треугольники жёлтого цвета. (Дети исправляют воспитателя, нужны треугольники зелёного цвета).

    Я очень рада, что вы у меня внимательные! Наши дети просто молодцы, целый еловый лес сделали!

    Ребята мы вместе сочинили продолжение сказки «Колобок». Понравилась вам она?

    Посмотрите, у нас в группе тоже выросла ель, давайте подойдём к ней. А что под елью. Дети находят волшебный мешочек. Воспитатель высыпает из мешка разноцветные шары. Посмотрите, все они похожи на кого?

    (Колобка). Я предлагаю вам поиграть с ними.

Дети до 3 лет

Репка

Жил-был дед с бабкой да внучкой. И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка.

Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая - рук не хватит обхватить!

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Муська мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку.

4-5 лет

Сказка «Три поросенка» Жили-были три поросенка, которые ушли от папы и мамы, чтобы побродить по свету. Все лето они бегали по лесам да полям, играя и веселясь. Веселей их не было никого, со всеми они легко заводили дружбу, везде их с радостью принимали. Но вот лето подошло к концу, и все стали возвращаться к своим обычным делам, готовясь к зиме.

Наступила осень, и три поросенка с грустью поняли, что прошли веселые времена и что нужно работать, как все, чтобы холодной зимой не остаться без крова. Поросята стали советоваться, какой дом им построить. Самый ленивый из поросят решил построить хижину из соломы.
- Мой дом будет готов за один день, - сказал он братьям.

- Он будет непрочный, - покачали головой братья, не одобряя решение брата.

Второй поросенок, менее ленивый, чем первый, пошел искать доски и - тук-тук-тук - за два дня сложил себе домик. Но деревянный домик не понравился третьему поросенку. Он сказал:

- Так дома не строят. Надо построить такой дом, чтобы в нем не страшен был ни ветер, ни дождь, ни снег и, самое главное, чтобы он защитил от волка.
Проходили дни, и дом мудрого поросенка потихоньку, кирпич за кирпичом, рос. Братья посмеивались:
- Ну что ты так много работаешь? Разве тебе не хочется пойти с нами поиграть?

Но поросенок упрямо отказывался и продолжал строить:
- Сначала построю дом, и только тогда пойду играть.

Именно этот, самый умный из трех поросят, заметил, что неподалеку оставил свои следы огромный волк. Встревоженные поросята спрятались в домах. Вскоре появился волк и свирепо уставился на соломенный домишко самого ленивого поросенка.

- Выходи, поговорим! - приказал волк, и у него уже потекли слюнки в предвкушении обеда.

- Я предпочитаю остаться здесь, - ответил, дрожа от страха, поросенок.

- Я тебя заставлю выйти! - крикнул волк и изо всех сил подул на домик.

Соломенный домик развалился. Довольный успехом, волк не заметил, как поросенок выскользнул из-под кучи соломы и побежал прятаться в деревянный домик своего брата. Когда злой волк увидел, что поросенок убегает, то заорал страшным голосом:
- А ну иди сюда!

Он думал, что поросенок остановится. А тот уже вбегал в деревянный домик своего брата. Брат его встретил, сам дрожа как осиновый лист:
- Будем надеяться, что наш домик выдержит! Давай мы оба подопрем дверь, тогда волк не сможет ворваться к нам!

А голодный волк, стоя возле домика, слышал, что говорили поросята, и, предвкушая двойную добычу, начал барабанить в дверь:
- Откройте, откройте, мне надо с вами поговорить! Двое братишек плакали от ужаса, но старались удержать дверь. Тогда разъяренный волк поднатужился, раздул грудь и... фу-у-у! Деревянный домик рухнул, как карточный. К счастью, их мудрый брат, который все видел из окна своего кирпичного дома, быстро открыл дверь и впустил убегавших от волка братьев.

Едва он успел их впустить, как волк уже стучал в дверь. На этот раз волк был озадачен, потому что домик показался ему более прочным, чем предыдущие. И в самом деле, он подул раз, подул другой, подул третий - но все напрасно. Домик стоял по-прежнему, а поросята уже не так как прежде, дрожали от страха. Обессиленный волк решил пойти на хитрость. Рядом стояла лестница, и волк взобрался на крышу, чтобы осмотреть дымовую трубу. Однако все, что он делал, заметил мудрый поросенок и скомандовал: - Быстро разводите огонь! В это время волк, засунув лапы в трубу, раздумывал, стоит ли ему спускаться в такую черноту.

Залезть туда было непросто, но очень уж аппетитно звучали доносившиеся снизу поросячьи голоса. «Умираю от голода! Попробую все-таки спуститься!» - и он плюхнулся вниз.

Едва придя в себя, волк увидел, что приземлился прямо в горящий очаг. Огонь охватил волчью шерсть, хвост превратился в дымящийся факел. Но на этом все не кончилось. Мудрый поросенок крикнул: - Бейте его, да посильней! Бедного волка как следует избили, а затем, стонущего и воющего от боли, выбросили за дверь.

- Никогда! Никогда больше не буду лазить по трубам! - кричал волк, пытаясь погасить свой пылающий хвост. В один миг он был далеко от этого злополучного дома. А счастливые поросята танцевали у себя во дворе и пели песенку:
- Тра-ля-ля! Волк не вернется никогда!

С этого страшного дня братья умного поросенка тоже взялись за работу. Вскоре к кирпичному дому прибавилось два других. Однажды волк забрел в те места, но как только увидел три трубы, то вновь как будто почувствовал нестерпимую боль в обожженном хвосте, и он ушел из тех мест навсегда.

Вот тогда уверенный, что ничто им больше не угрожает, умный поросенок сказал:
- А теперь хватит работать! Пойдем играть!

5-6 лет Принцесса на горошине

Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке. Вот и воротился он домой и очень горевал: уж так ему хотелось настоящую принцессу.

Как-то ввечеру разыгралась страшная буря; сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра, ужас что такое! И вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять.

У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса.

"Ну, это мы разузнаем!" - подумала старая королева, но ничего не сказала, а пошла в опочивальню, сняла с кровати все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, а потом взяла двадцать тюфяков и положила их на горошину, а на тюфяки еще двадцать перин из гагачьего пуха.

На этой постели и уложили на ночь принцессу.

Утром ее спросили, как ей спалось.

- Ах, ужасно плохо! - отвечала принцесса. - Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое!

Тут все поняли, что перед ними настоящая принцесса. Еще бы, она почувствовала горошину через двадцать тюфяков и двадцать перин из гагачьего пуха! Такой нежной может быть только настоящая принцесса.

Принц взял ее в жены, ведь теперь-то он знал, что берет за себя настоящую принцессу, а горошина попала в кунсткамеру, где ее можно видеть и поныне, если только никто ее не стащил.

Старше 6 лет


Гензель и Гретель

Жил на опушке дремучего леса бедный дровосек со своей женой и двумя детьми; мальчика звали Гензель, а девочку - Гретель. Жил дровосек впроголодь; вот наступила однажды в той земле такая дороговизна, что не на что было ему купить даже хлеба на пропитание.

И вот, под вечер, лежа в постели, стал он раздумывать, и всё одолевали его разные мысли и заботы; повздыхал он и говорит жене:

- Что же теперь будет с нами? Как нам прокормить бедных детей, нам-то ведь и самим есть нечего!

- А знаешь что, - отвечала жена, - давай-ка пораньше утром, только начнет светать, заведем детей в лес, в самую глухую чащу; разведем им костер, дадим каждому по куску хлеба, а сами уйдем на работу и оставим их одних. Дороги домой они не найдут, вот мы от них и избавимся.

- Нет, жена, - говорит дровосек, - этого я не сделаю; ведь сердце-то у меня не камень, я детей одних бросить в лесу не могу, там нападут на них дикие звери и их разорвут.

- Эх ты, простофиля! - говорит жена. - Ведь иначе мы все вчетвером с голоду пропадем, и останется только одно, - гробы сколачивать. - И она донимала его до тех пор, пока он с ней согласился.

- А все-таки жалко мне моих бедных детей! - сказал дровосек.

Дети от голода не могли уснуть и слыхали всё, что говорила мачеха отцу. Залилась Гретель горькими слезами и говорит Гензелю:

- Видно, нам теперь пропадать придется.

- Тише, Гретель, - сказал Гензель, - не горюй, я уж что-нибудь да придумаю.

И вот когда родители уснули, он встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. На ту пору ярко светила луна, и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет.

Гензель нагнулся и набил ими полный карман. Потом вернулся он домой и говорит Гретель:

- Утешься, милая сестрица, спи себе теперь спокойно, господь нас не оставит. - И с этими словами он снова улегся в постель.

Только стало светать, еще и солнышко не всходило, а мачеха уже подошла и стала будить детей:

- Эй вы, лежебоки, пора подыматься, собирайтесь-ка с нами в лес за дровами!

Дала она каждому из них по кусочку хлеба и говорит:

- Вот это будет вам на обед; да смотрите, не съешьте его раньше времени, больше ничего не получите.

Гретель спрятала хлеб в свой передник, - ведь у Гензеля карман был полон камней. И они собрались идти вместе в лес. Прошли они немного, вдруг Гензель остановился, оглянулся назад, посмотрел на избушку, - так он все время оглядывался назад и останавливался. А отец ему и говорит:

- Гензель, чего это ты все оглядываешься да отстаешь? Смотри не зевай, иди побыстрей.

- Ах, батюшка, - ответил ему Гензель, - я все гляжу на свою белую кошечку, вон сидит она на крыше, будто хочет сказать мне «прощай».

А мачеха и говорит:

- Эх, дурень ты, это вовсе не твоя кошечка, это утреннее солнце блестит на трубе.

А Гензель вовсе и не на кошечку смотрел, а доставал из кармана и бросал на дорогу блестящие камешки.

Вот вошли они в самую чащу леса, а отец и говорит:

- Ну, дети, собирайте теперь хворост, а я разведу костер, чтобы вы не озябли.

Гензель и Гретель собрали целую кучу хворосту. Разожгли костер. Когда пламя хорошо разгорелось, мачеха говорит:

- Ну, детки, ложитесь теперь у костра да отдохните как следует, а мы пойдем в лес дрова рубить. Как кончим работу, вернемся назад и возьмем вас домой.

Сели Гензель и Гретель у костра, и когда наступил полдень, каждый из них съел по кусочку хлеба. Они все время слышали стук топора и думали, что их отец где-то поблизости. Но то был совсем не стук топора, а чурбана, который привязал дровосек к сухому дереву, и он, раскачиваясь под ветром, стучал о ствол.

Долго сидели они так у костра, от усталости стали у них глаза закрываться, и они крепко-крепко уснули. А когда проснулись, была уже глухая ночь. Заплакала Гретель и говорит:

- Как же нам теперь выбраться из лесу?

Стал Гензель ее утешать.

- Погоди маленько, скоро взойдет луна, и мы уж найдем дорогу.

Когда взошла луна, взял Гензель сестрицу за руку и пошел от камешка к камешку, - а сверкали они, словно новые серебряные денежки, и указывали детям путь-дорогу. Они шли всю ночь напролет и подошли на рассвете к отцовской избушке.

Они постучались, мачеха открыла им дверь; видит она, что это Гензель и Гретель, и говорит:

- Что же это вы, скверные дети, так долго спали в лесу? А мы уж думали, что вы назад вовсе не хотите возвращаться.

Обрадовался отец, увидя детей, - было у него на сердце тяжело, что бросил он их одних.

А вскоре опять наступили голод и нужда, и дети услыхали, как мачеха ночью, лежа в постели, говорила отцу:

- У нас опять все уже съедено, осталось только полкраюхи хлеба, видно, нам скоро конец придет. Надо бы нам от детей избавиться: давай заведем их в лес подальше, чтоб не найти им дороги назад, - другого выхода у нас нету.

Дети еще не спали и слышали весь разговор. И только родители уснули, поднялся Гензель опять и хотел было выйти из дому, чтобы собрать камешки, как и в прошлый раз, но мачеха заперла дверь, и Гензель выбраться из хижины не смог. Он стал утешать свою сестрицу и говорит:

- Не плачь, Гретель, спи спокойно, уж бог нам как-нибудь да поможет.

Ранним утром пришла мачеха и подняла детей с постели. Дала им кусок хлеба, он был еще меньше, чем в первый раз. По дороге в лес Гензель крошил хлеб в кармане, все останавливался и бросал хлебные крошки на дорогу.

- Что это ты, Гензель, все останавливаешься да оглядываешься, - сказал отец, - ступай своей дорогой.

- Да это я смотрю на своего голубка, вон сидит он на крыше дома, будто со мной прощается, - ответил Гензель.

- Дурень ты, - сказала мачеха, - это вовсе не голубь твой, это утреннее солнце блестит на верхушке трубы.

А Гензель все бросал и бросал по дороге хлебные крошки. Вот завела мачеха детей еще глубже в лес, где они ни разу еще не бывали. Развели опять большой костер, и говорит мачеха:

- Детки, садитесь вот тут, а устанете, так поспите маленько; а мы пойдем в лес дрова рубить, а к вечеру, как кончим работу, вернемся сюда и возьмем вас домой.

Когда наступил полдень, поделилась Гретель своим куском хлеба с Гензелем, - ведь он весь свой хлеб раскрошил по дороге. Потом они уснули. Но вот уж и вечер прошел, и никто за бедными детьми не приходил. Проснулись они темной ночью, и стал Гензель утешать сестрицу:

- Погоди, Гретель, вот скоро луна взойдет, и станут видны хлебные крошки, что я разбросал по дороге, они укажут нам дорогу домой.

Вот взошла луна, и дети отправились в путь-дорогу, но хлебных крошек не нашли, - тысячи птиц, что летают в лесу и в поле, все их поклевали. Тогда Гензель и говорит Гретель:

- Мы уж как-нибудь да найдем дорогу.

Но они ее не нашли. Пришлось им идти целую ночь и весь день, с утра и до самого вечера, но выбраться из лесу они не могли. Дети сильно проголодались, ведь они ничего не ели, кроме ягод, которые собирали по пути. Они так устали, что еле-еле передвигали ноги, и вот прилегли они под деревом и уснули.

Наступило уже третье утро с той поры, как покинули они отцовскую избушку. Пошли они дальше. Идут и идут, а лес все глубже и темней, и если бы вскоре не подоспела помощь, они выбились бы из сил.

Вот наступил полдень, и они заметили на ветке красивую белоснежную птичку. Она пела так хорошо, что они остановились и заслушались ее пеньем. Но вдруг птичка умолкла и, взмахнув крыльями, полетела перед ними, а они пошли за ней следом, и шли, пока, наконец, не добрались до избушки, где птичка уселась на крыше. Подошли они ближе, видят - сделана избушка из хлеба, крыша на ней из пряников, а окошки все из прозрачного леденца.

- Вот мы за нее и примемся, - сказал Гензель, - и то-то будет у нас славное угощенье! Я отъем кусок крыши, а ты, Гретель, возьмись за окошко, - оно, должно быть, очень сладкое.

Взобрался Гензель на избушку и отломил кусочек крыши, чтоб попробовать, какая она на вкус, а Гретель подошла к окошку и начала его грызть.

Вдруг послышался изнутри чей-то тоненький голосок:

Хруп да хрум все под окном,

Кто грызет и гложет дом?

Дети ответили:

Это гость чудесный,

Ветер поднебесный!

И, не обращая внимания, они продолжали объедать домик.

Гензель, которому очень понравилась крыша, оторвал от нее большой кусок и сбросил вниз, а Гретель выломала целое круглое стекло из леденца и, усевшись около избушки, стала им лакомиться.

Вдруг открывается дверь, и выходит оттуда, опираясь на костыль, старая-престарая бабка. Гензель и Гретель так ее испугались, что выронили из рук лакомство. Покачала старуха головой и говорит:

- Э, милые детки, кто это вас сюда привел? Ну, милости просим, входите в избушку, худо вам тут не будет.

Она взяла их обоих за руки и ввела в свою избушку. Принесла им вкусной еды - молока с оладьями, посыпанными сахаром, яблок и орехов. Потом она постелила две красивые постельки и накрыла их белыми одеялами. Улеглись Гензель и Гретель и подумали, что попали, должно быть, в рай.

Но старуха только притворилась такою доброй, а была она на самом деле злой ведьмой, что подстерегает детей, и избушку из хлеба построила для приманки. Если кто попадал к ней в руки, она того убивала, потом варила и съедала, и было это для нее праздником. У ведьм всегда бывают красные глаза, и видят они вдаль плохо, но зато у них нюх, как у зверей, и они чуют близость человека.

Когда Гензель и Гретель подходили к ее избушке, она злобно захохотала и сказала с усмешкой:

- Вот они и попались! Ну, уж теперь им от меня не уйти!

Рано поутру, когда дети еще спали, она встала, посмотрела, как они спят спокойно да какие у них пухлые и румяные щечки, и пробормотала про себя: «То-то приготовлю я себе лакомое блюдо».

Она схватила Гензеля своею костлявой рукой, унесла его в хлев и заперла там за решетчатой дверью - пусть кричит себе сколько вздумается, ничего ему не поможет. Потом пошла она к Гретель, растолкала ее, разбудила и говорит:

- Вставай, лентяйка, да притащи мне воды, свари своему брату что-нибудь вкусное, - вон сидит он в хлеву, пускай хорошенько откармливается. А когда разжиреет, я его съем.

Залилась Гретель горькими слезами, но - что делать? - пришлось ей исполнить приказание злой ведьмы.

И вот были приготовлены для Гензеля самые вкусные блюда, а Гретель достались одни лишь объедки.

Каждое утро пробиралась старуха к маленькому хлеву и говорила:

- Гензель, протяни-ка мне свои пальцы, я хочу посмотреть, достаточно ли ты разжирел.

Но Гензель протягивал ей косточку, и старуха, у которой были слабые глаза, не могла разглядеть, что это такое, и думала, что то пальцы Гензеля, и удивлялась, отчего это он все не жиреет.

Так прошло четыре недели, но Гензель все еще оставался худым, - тут старуха потеряла всякое терпенье и ждать больше не захотела.

- Эй, Гретель, - крикнула она девочке, - пошевеливайся живей, принеси-ка воды: все равно - жирен ли Гензель, или тощ, а уж завтра утром я его заколю и сварю.

Ох, как горевала бедная сестрица, когда пришлось ей таскать воду, как текли у ней слезы ручьями по щекам!

- Господи, да помоги же ты нам! - воскликнула она. - Лучше бы нас растерзали дикие звери в лесу, тогда хотя бы погибли мы вместе.

- Ну, нечего хныкать! - крикнула старуха. - Теперь тебе ничего не поможет.

Рано поутру Гретель должна была встать, выйти во двор, повесить котел с водой и развести огонь.

- Сначала мы испечем хлеб, - сказала старуха, - я уже истопила печь и замесила опару. - Она толкнула бедную Гретель к самой печи, откуда так и полыхало большое пламя.

- Ну, полезай в печь, - сказала ведьма, - да погляди, хорошо ли она натоплена, не пора ли хлебы сажать?

Только полезла было Гретель в печь, а старуха в это время хотела закрыть ее заслонкой, чтобы Гретель зажарить, а потом и съесть. Но Гретель догадалась, что затевает старуха, и говорит:

- Да я не знаю, как это сделать, как мне туда пролезть-то?

- Вот глупая гусыня, - сказала старуха, - смотри, какое большое устье, я и то могла бы туда залезть, - и она взобралась на шесток и просунула голову в печь.

Тут Гретель как толкнет ведьму, да так, что та очутилась прямо в самой печи. Потом Гретель прикрыла печь железной заслонкой и заперла на задвижку. У-ух, как страшно завыла ведьма! А Гретель убежала; и сгорела проклятая ведьма в страшных мученьях.

Бросилась Гретель поскорей к Гензелю, открыла хлев и крикнула:

- Гензель, мы спасены: старая ведьма погибла!

Выскочил Гензель из хлева, словно птица из клетки, когда откроют ей дверку. Как обрадовались они, как кинулись друг другу на шею, как прыгали они от радости, как крепко они целовались! И так как теперь им нечего уже было бояться, то вошли они в ведьмину избушку, а стояли там всюду по углам ларцы с жемчугами и драгоценными каменьями.

- Эти, пожалуй, будут получше наших камешков, - сказал Гензель и набил ими полные карманы. А Гретель говорит:

- Мне тоже хочется что-нибудь принести домой, - и насыпала их полный передник.

- Ну, а теперь бежим поскорей отсюда, - сказал Гензель, - ведь нам надо еще выбраться из ведьминого леса.

Вот прошли они так часа два и набрели, наконец, на большое озеро.

- Не перебраться нам через него, - говорит Гензель, - нигде не видать ни тропинки, ни моста.

- Да и лодочки не видно, - ответила Гретель, - а вон плывет белая уточка; если я ее попрошу, она поможет нам переправиться на другой берег.

И кликнула Гретель:

Утя, моя уточка,

Подплыви к нам чуточку,

Нет дорожки, ни моста,

Переправь нас, не оставь!

Подплыла уточка, сел на нее Гензель и позвал сестрицу, чтоб и она села вместе с ним.

- Нет, - ответила Гретель, - уточке будет слишком тяжело; пускай перевезет она сначала тебя, а потом и меня.

Так добрая уточка и сделала, и когда они счастливо переправились на другой берег и пошли дальше, то стал лес им все знакомей и знакомей, и они заметили, наконец, издали отцовский дом. Тут на радостях они пустились бежать, вскочили в комнату и бросились отцу на шею.

С той поры как отец бросил детей в лесу, не было у него ни минуты радости, а жена его померла. Раскрыла Гретель передник, и рассыпались по комнате жемчуга и драгоценные камни, а Гензель доставал их из кармана целыми пригоршнями.

И настал конец их нужде и горю, и зажили они счастливо все вместе.