Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чем ближе к Смерти. Что снится к смерти? Сны перед смертью

Чем ближе к Смерти. Что снится к смерти? Сны перед смертью

Предвидение собственной смерти

Чем ближе смерть, тем прекраснее становятся сны

При широком подходе к явлениям психической жизни в процессе умирания, в особенности в фазе , возможно говорить, что они являются как бы разновидностями сновидений человека. Это особый вид сновидений.

С другой стороны, во многих сновидениях отражаются проблемы, связанные со смертью, появляются образы и мысли, в которых спящий предвидит как свою смерть, так и смерть других людей, причем нередко при помощи символов. Потому можно утверждать, что психологическая танатология и психология сновидений - тесным образом взаимосвязанные области современной психологии. Рассматривая эти взаимосвязи, может быть, мы сможем найти новые области исследований психических явлений, которые сейчас только намечаются.

Здесь же рассмотрим, каким образом человек в своих сновидениях может предвидеть и предвосхищать собственную смерть.

Анализ сновидений человека, предшествовавших его смерти, представляет из себя интерес по нескольким причинам. Первая из них та, что быть перед неминуемым концом означает переживать самую глубокую фрустрацию и психический шок. Нет сомнения, что человеку необходимо мобилизовать против такой экзистенциальной фрустрации все свои защитные силы и возможности. Исследование таких состояний дает возможность узнать много нового о способностях психической самозащиты людей.

Вторая причина следующая: ожидание смерти может активизировать в человеческой психике такие способности, которые до этого были слабо развиты, «дремали» в глубине психического мира. Для раскрытия и развития некоторых способностей человек должен переживать глубокие психические изменения, волнения и конверсию, радикальные сдвиги своего внутреннего мира. Ожидание смерти вызывает такие изменения, которые отражаются в сновидениях людей. Потому исследование предсмертных сновидений людей требует специального внимания.


В области психологии исследованию сновидений, предшествующих смерти человека, уделил некоторое внимание знаменитый К. Г. Юнг, швейцарский психолог и психиатр, философ, который в начале своей карьеры был последователем З.Фрейда. Его интересовали сновидения безнадежно больных людей, которым уже не было спасения.

Он считал, что в таком критическом состоянии «бессознательное мощно взбудораживается». Человек вспоминает впечатления ранних лет своей жизни. Приближаясь к моменту смерти, человек в своих сновидениях начинает слышать прекрасную, «несусветную» музыку. Умирающий видит, как в дверях каких-то зданий стоят человекообразные существа, от которых отражается сильный свет. Многим могут слышать необычные голоса, они видят мощные цветные образы, фигуры людей, отличающиеся роскошью, светом и психической силой.

Часть умирающих видит неподвижные фигуры людей с монгольскими чертами лица: они стоят и смотрят, как умирает человек. Смертельно больные люди видят во сне широкие ландшафты, скалы, из расселин которых выходят струи света, им слышны голоса, которые словно идут из глубин земли. Видят они построенные в горах крепости. Какие-то голоса приглашают их путешествовать по бурному морю. «Чем ближе смерть, тем прекраснее становятся сны, - говорит К. Г. Юнг, - создается впечатление, что с этих великолепных картин начинается какая-то новая жизнь: чтобы достичь этой жизни, тело человека должно погибнуть».

Любопытно, что как в работах самого К. Г. Юнга, так и других представителей его «аналитической» школы, приводятся такие описания, которые во многом сходны с явлениями, значительно позже, уже в 1970-е годы, описанными в трудах исследователей клинической смерти.

Так, к примеру, Э. Эпли, один из представителей юнговской школы, рассказывает о человеке, который 5 дней подряд находился в предсмертном кризисном состоянии, но выжил. После того как он вернулся в сознание он рассказал, что эти 5 дней его жизни были полны рядами прекрасных образов.

Он видел себя на узкой дороге, которая вела его к далеким, диким и голубовато-фиолетовым горам. Перепрыгивая с одной скалы на другую, он снова оказался в зеленой долине. Здесь на текущих на юг реках он увидел древние и высокие мосты. Вдруг он заметил, что находится в море: солнце приближается к нему, а он стоит на дне моря. Между ним и солнцем растут некие земные красивые растения. Затем он видит себя уже на берегу моря, в волнах которого появляются огромные рыбы: они, совершая дикие движения, подходят к сновидцу. После этого он снова в долине.

Из щелей скал видны головы, лица, на него смотрят даже отдельные глаза. На одном дереве он видит прекрасное лицо покойной женщины, оно словно сделано из мрамора. Потом очевидец оказывается внутри каких-то высоких стен и видит, что в углу стоит монгол: у него желто-коричневое лицо, черные и густые волосы, большие и зловещие глаза. Монгол исчезает, после него у сновидца появляется ощущение, что на него смотрят глаза каких-то животных. Ему кажется, что он сходит с ума и в страхе кричит: «Довольно!». И сразу же видит себя в прекрасном зале, с потолка которого на него смотрит «божественный глаз.» После эти образы исчезают, кризис позади.

Вне всякого сомнения, что в этих переживаниях отразились не только какие-то еще непонятные силы, но и религиозные и расовые представления умирающего и ожившего человека.

Таким образом, тема смерти выражается в сновидениях в виде разных образов. На природу и ассоциативные связи этих образов оказывает влияние процесс ухудшения и улучшения здоровья человека, начало развития в нем болезней. Исследования показали, что вследствие общего ухудшения здоровья человек, кроме образов испорченной пищи, грязи, мутных вод и других подобных вещей, часто видит во сне кладбище, отдельные могилы, трупы и другие образы, так или иначе связанные с темой смерти. Такие сновидения как будто уведомляют о том, что тело начало разлагаться и умирать.

Этот тип сновидений очень интересовал, в частности, К. Г. Юнга.

Он описал следующий трагический случай: девочка восемь лет придавала такое большое значение своим сновидениям, что день за днем записывала их и в 10-ти летнем возрасте, в виде новогоднего подарка, преподнесла своему отцу. Отец был психиатром. Он очень был обеспокоен тем, что дочь видит такие сны, но никак не мог истолковать их. 7 сновидений из 10-ти в характерных образах описывали деструкцию и реконструкцию, смерть и воскрешение. Создалось впечатление, что сновидения сообщают о некой неминуемой катастрофе. Действительно, девочка умерла в 12 лет. Как говорил К. Г. Юнг, ее смерть бросила свою тень назад во времени, на ее жизнь и сновидения.

В сновидениях страх перед смертью чаще всего переживается в тех случаях, когда сновидцы страдают болезнями сердца. Это обстоятельство впервые в 30-х годах прошлого века описал известный врач М. И. Аствацатуров. Он писал, что, если у человека начался латентный период развития болезни сердца, у него появляются страшные, кошмарные сновидения, из-за которых он просыпается. Во сне появляется страх перед смертью.

Однако разные люди, страдая одним и тем же заболеванием сердца, переживают страх в разных сновидных ситуациях, перед разными образами. По крайней мере сегодня уже считается общепризнанным, что, если даже все другие симптомы отсутствуют, только переживание страха в сновидениях свидетельствует о латентном (скрытом, подспудном) начале развития болезни сердца. Когда человек просыпается от таких сновидений, он уже сознательно переживает страх перед возможной смертью.

Приведем пример символизации в сновидении мыслей, касающихся собственной смерти, о котором мне сообщили родственники скончавшейся в 83-ти летнем возрасте женщины. Приблизительно за 2 месяца до своей смерти она видела следующий сон: появляется умершая несколько месяцев назад сестра и говорит ей: «Я получила земельный участок и построила хороший дом. Для тебя тоже построю. Иди ко мне, будем жить вместе».

Через 2 месяца у нее был инсульт левого полушария мозга и правосторонний паралич тела и спустя 3 дня она, страдая бессловесно, умирает. Говорят также, что накануне дня, когда произошел инсульт, вспоминая покойную сестру, она сказала: «Прошу у Бога смерти за три дня, чтобы не страдать, как моя сестра». И в действительности, с момента инсульта до смерти прошло ровно три дня, тогда как се сестра долго страдала и скончалась в муках. Это сновидение и остальные факты, свидетельствуют о вере этой женщины в , где тоже, по ее представлениям, люди получают земельные участки и строят дома.

Возможно предположить, что тяжело больной человек, сознательно размышляя о своей близкой смерти, тем самым снабжает свое подсознательное материалом, используемым для образования сновидений. А в сновидениях, как обычно, каждая мысль представляется преимущественно в виде зрительных сцен и совершаемых в них действий. И вот появляются сновидные образы, которые толкуются как предвосхищения.

С этой точки зрения представляет интерес сновидение талантливого армянского поэта Петроса Дуряна, умершего в юношеском возрасте, 21 января 1872 г. Сновидение, о котором идет речь, он увидел за три дня до смерти, и в нем он предвидел свою смерть. Рассказывают, что он видел во сне следующее: появляются три священника и приглашают его на свадьбу. Уже на смертном одре, грустно улыбаясь, он так объясняет смысл увиденного: эта свадьба состоится там, на небе. Интересно, что на его похоронах присутствовали три священника.

Как мы видим, предчувствуя свою смерть, поэт видел в своем воображении также свои похороны, которые, символизируясь, выступили в сновидении в виде «небесной свадьбы». Сновидение, в котором присутствовало предвидение смерти П. Дуряна, увидал также его брат Мигран.

Приведем другой пример предвидения смерти. Молодая женщина 30 лет, Г. А., в один из дней апреля 1987 г. увидела во сне, что ее бабушка с материнской стороны (уже умершая) приходит к ним домой. Г. А. встречает ее у входа в дом, куда она спустилась по лестнице. Покойница говорит: «Я иду к тете Лиде» (это другая дочь покойницы). Бабушка выглядела так, как в жизни. По крайней мере у входа, в полутьме, Г. А. ничего особенного и непривычного в ней не заметила. Во сне Г. А. не сомневалась, что бабушка жива.

Спустя 2–3 дня Г. А. узнала, что ее тетя Лида находится в больнице и у нее диагностировали рак, неизлечимую болезнь. Месяц спустя она скончалась.

Можно сказать, что Г. А. предвидела смерть своей тети. Покойная бабушка не желала войти в их дом, она пошла к той, которая должна умереть. Г. А. утверждает, что бабушка умерла 8–9 лет назад и в последние годы во сне она ее ни разу не видела. Только после ее смерти она несколько раз видела ее во сне и всегда в ее квартире. Следовательно, можно заключить, что неожиданное появление бабушки в сновидении Г. А. имело особый смысл: оно предвещало смерть тети.

Наконец, интересный исторический пример, в котором предвидение человеком собственной смерти сочетается с предвидением его же смерти в сновидении другого. Фрэнк Эдвардс писал: «…сны зачастую ведут к удивительным результатам - к событиям, последовательность которых удивительно совпадает с последовательностью сновидения. Эта последовательность сновидения бывает настолько близка по содержанию к действительному событию, что сам сон становится по сути дела предвидением.

Как-то утром 1812 г. премьер-министр Англии Спенсер Персевал рассказал в кругу семьи сон, который приснился ему ночью и сильно обеспокоил его. Во сне он проходил через фойе палаты общин, когда внезапно столкнулся с одним безумцем, размахивавшим пистолетом. Человек был одет в темно-зеленое пальто с блестящими медными пуговицами. Без предупреждения он направил пистолет в премьер-министра и выстрелил. Потом в глазах все потемнело, что могло значить, решил Персевал, что его убили.

Исключительно странный случай произошел и с господином Джоном Вильямсом, который видел точно такой же сон, что и Спенсер Персевал, но только на 7 дней раньше.

1812 год, 3 мая — Вильямс находился в своем поместье в Редруте, в Корнуолле. Он мало интересовался политикой, но в ту ночь ему снилось, что он находился в гардеробной комнате палаты общин, когда небольшого роста человек в темно-зеленом пальто выхватил пистолет и выстрелил в грудь другому человеку. Сраженный пулей человек упал и в скором времени умер. Когда Вильямс спросил, кого убили, то ему сказали, что застрелили премьер-министра Спенсера Персеваля.

Проснувшись Вильямс рассказал жене о ночном кошмаре. Затем он вновь лег спать и опять увидал этот жуткий сон. Вильямс снова проснулся, но незадолго перед рассветом задремал и увидал навязчивый сон в третий раз.

Это до такой степени разволновало его, что он обо всем рассказал друзьям. А не поехать ли ему в Лондон, чтобы предупредить премьер-министра? Может, послать письмо и рассказать о тревожном сне? Друзья посмеялись, что он придает такое значение ерунде, и Вильямс махнул рукой и ничего не стал предпринимать.

Вильямс три раза видел сон в ночь с 3 на 4 мая. Персевал видел этот же сон с 10 на 11 мая. Когда премьер-министр рассказал свой сон дома, все стали просить его не ходить па сессию парламента. Но он чувствовал, что его присутствие в парламенте необходимо и что свое отсутствие будет трудно оправдать таким пустяком, как сновидение, хотя и тревожное.

Когда премьер-министр Персевал шел через фойе палаты общин утром 11 мая 1812 г., из-за колонны вышел небритый человек со всклокоченными волосами, которого раньше он никогда не видел, выстрелил в него. Убийца оказался сумасшедшим, вообразившим, что имеет серьезные претензии к правительству. Он был одет в темно-зеленое пальто с блестящими медными пуговицами».

Этот пример, конечно же, относится также к категории парапсихологических явлений. Как сам Персевал, так и Вильямс каким-то образом заранее воспринимали мысли и намерения психически больного человека, который собирался совершить убийство. Но каким образом, при помощи каких механизмов - в настоящее время трудно сказать.

С утра уныние и ложь

И копошающиеся черти…

День только к вечеру хорош.

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти

6 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота.

По церковной традиции, особыми днями поминовения усопших являются 3 – й, 9 – й и сороковой день по кончине человека, а впоследствии памятные для человека дня: его день рождения, день Ангела и день смерти.

Особенные дни для торжественного, всеобщего поминовения всех умерших по – христиански, а также и тех, кто был застигнут внезапной смертью и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами.

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

В неделю о Страшном суде Церковь молится о всех умерших православных христианах, прося у Бога милости к ним, оставления грехов и Царствия Небесного. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит усопшим великую пользу и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились. Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!!

Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

К сожалению, это изображение не соответствует нашим правилам. Чтобы продолжить публикацию, пожалуйста, удалите изображение или загрузите другое.

Да, вы не ослышались, я Смерть. Вернее стану ей, на данный момент Смертью является моя мать. Хотя, она не моя мать... Чёрт, как же вам объяснить? Давайте я начну с самого начала.

Я родилась в 1715 году, штат Небраска. Жила в маленьком городке, название которого забыла. Это был настолько маленький город, что некоторые люди называли его "Мёртвым". В нашем городке было около ста человек, и то большая половина людей была стариками, которые уже привыкли к этой скучной, и серой жизни. Что насчёт меня, я родилась в далеко не богатой семье. Моя мать София умерла, когда давала мне жизнь. Я осталась с отцом, который убитый горем начал выпивать. Джозеф, так звали моего отца. Умер, когда мне исполнился год. Я не знаю, как он умер и почему. Всё что я вам рассказала о моей семье, я узнала из уст моей строгой тёти Элизы. Именно она забрала меня из "Мертвого" города, и увезла в место, которое мы сейчас называем Лост-Анджелесом. В отличии от моих родителей тётя Элиза была очень богата, детей у нее не было, а всё богатство она получила после смерти своего мужа. Нет, не думаете, что она очередная роковая женщина, которая готова на всё ради денег, нет. Служанки рассказывали, что тётя Элиза и Оливер, очень сильно любили друг друга, буквально не могли находиться порознь дольше часа, они были поистине счастливы, так же как и в любовных романах, их любовь с годами не угасала, а даже наоборот набирала ещё большие обороты. Тётя Элиза была другой, она улыбалась, по-настоящему улыбалась, играла на пианино -это было её самым любим занятием. Так же она читала много книг, всегда думала, что саморазвитие человека никогда не должно стоять на месте. Она была одной из самых красивых девушек в городе, у нее было множество поклонников, но тётя ответила взаимностью только Оливеру. Сам Оливер, конечно, был одарён неземной красотой, и не был лишён остроумия. Любил часами сидеть в библиотеке, ему до безумия нравилась тишина, любил слушать, как играет Элиза. Всё было невероятно хорошо, они даже хотели завести ребёнка. Но в то время было неспокойно, по улицам гуляла очередная чума, люди умирали каждую минуту, хотя, тётя Элиза была очень осторожна, никогда не общалась с зараженными, постоянно заставляла бедных служанок вымывать весь особняк с верху донизу. Оливер заразился. С каждым днём Оливеру становилось всё хуже, он буквально умирал на глазах жены. Элиза и не думала впадать в депрессию, как все остальные потенциальные вдовы. Нет, она искала лекарства врачей, делала всё, что бы спасти мужа, однако это нисколько не помогло ему выздороветь. Но как это не печально дорогостоящие лекарства, могли только ненадолго продлить любимого жизнь. Этого ей было мало, неугомонная тётя и не думала задаваться, она была так сильно увлечена поиском лекарства, что не услышала последние слова её любимого.

Димитриевское субботнее поминовение усопших

установлено только в Русской Церкви. По преданию, это произошло после кровопролитной Куликовской битвы в 1380 году.

Не случайно именно в субботние дни Церковь особо молится об усопших. Ведь именно в Великую Субботу во гробе пребывал наш Спаситель, чтобы на следующий день воскреснуть и открыть путь к воскресению всем усопшим.

Люди, еще «не имущие упования » и веры во Христа, тоже совершают поминки по своим близким. Но атеистические поминки — это, наверное, одно из самых тягостных зрелищ на свете…

————————————————————————————

«Чем ближе к смерти, тем чище люди». Мы перед лицом смерти наших близких

(ко дню Димитриевской родительской субботы)

Сегодня и каждый год в последнюю субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского Церковь особо молится о всех усопших от века христианах. Димитриевское поминовение усопших установлено только в Русской Церкви. По преданию, это произошло после кровопролитной Куликовской битвы в 1380 году. Победа на Куликовом поле далась ценой того, что большинство русских воинов полегло в многочасовой сече. В течении восьми дней отпевали и хоронили убитых. И сейчас возвышаются на краю Куликова поля холмы устроенных тогда братских могил.

Это поминовение усопших было приурочено ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского, поскольку он издавна почитался славянами как храбрый воин и твердый верой христианин. Кроме того, святой Димитрий Солунский был небесным покровителем святого князя Димитрия Донского, по инициативе которого и было установлена Димитриевская суббота.

Не случайно в Церкви именно в субботние дни особое место в богослужении отводится поминовению наших умерших близких. Ведь именно в Великую Субботу во гробе пребывал наш Спаситель, чтобы на следующий день воскреснуть и открыть путь к воскресению всем усопшим.

Субботы, посвященные особой молитвенной памяти почивших, чаще всего называются родительскими субботами. Потому что первые, о ком человек вспоминает, молясь об умерших – это его покойные родители. Существуют Мясопустная и Троицкая родительские субботы, которые еще называют вселенскими, и сегодняшняя Димитриевская суббота. Особо поминают усопших и в некоторые субботы Великого поста.

Наше большое счастье – иметь упование , надежду на то, что наши близкие с Господом будут . Люди же, еще не имеющие веры во Христа, о которых было сказано в сегодняшнем чтении Апостола: еще «не имущие упования» (1 Фессалоникийцам 4:13) – тоже совершают поминки по своим близким.

Но атеистические поминки – это, наверное, одно из самых тягостных зрелищ на свете. Это поминовение не в храме, а только за обеденным столом. Вот, все пришли домой от свежей могилы. Поднимается рюмка… И в этот момент все просто физически ощущают, что они что-то могут и должны сделать для того, с кем только что они простились. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный безбожием, говорит: «Незачем молиться, некому и не о ком » (см.: протод. А. Кураев «Школьное богословие») …

В советский период появилась еще другая традиция – почитать память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания. Ведь сердце человека требовало: “Поблагодари этих людей. За твое спокойное и мирное существование они отдали свою жизнь”. Но разум атеиста возражал: “Как можно благодарить тех, кого нет?” К небытию бессмысленно обращаться с какими бы то ни было словами. И оставалось только скорбно молчать (см.: А. Ткаченко «Зачем поминать усопших?») .

У нас же, христиан, есть возможность обратиться со словами к своим усопшим , но не исчезнувшим близким. Есть возможность обратиться к Богу с молитвой об упокоении их душ!

Поэтому будем молиться не только в родительские субботы о дорогих нам людях. Никакие отговорки наподобие “некогда”, “недосуг” и тому подобные не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы будем лениться молиться за родителей, родственников и за тех крещеных и некрещеных людей, которых мы знали. Молиться дома и в храме.

Молитва об усопших нужна и для нас самих. Ведь одно из самых ярких отличий современной атеистической светской культуры, которая нас окружает – это неумение умирать. Нынешняя культура не выделяет в себе это время – “время умирать”, в отличие от культуры христианской. Неверующий человек постепенно подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и пытаясь забыть о том, что неизбежно его ждет. А ведь событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека (см.: протод. А. Кураев «Школьное богословие») .

И, к счастью для нас : каждая смерть, с которой мы близко сталкиваемся, отрезвляет нас самих. «Чем ближе к смерти, тем чище люди », — поет один современный автор. Подумаем же сегодня о дорогих нам людях, которые ушли от нас в вечность. И, глядя на чужую смерть, будем помнить и о своей собственной смерти… и о своей собственной встрече со Христом.

С утра уныние и ложь

И копошающиеся черти…

День только к вечеру хорош.

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти

10 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота.

По церковной традиции, особыми днями поминовения усопших являются 3 – й, 9 – й и сороковой день по кончине человека, а впоследствии памятные для человека дня: его день рождения, день Ангела и день смерти.

Особенные дни для торжественного, всеобщего поминовения всех умерших по – христиански, а также и тех, кто был застигнут внезапной и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами.

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

В неделю о Страшном суде Церковь молится о всех умерших православных христианах, прося у Бога милости к ним, оставления грехов и Царствия Небесного. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит усопшим великую пользу и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились. Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!!

Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.