Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография. Фекла Толстая: «Главное — любовь к семье и уважение к своей фамилии Телеведущая в гостях у феклы толстой

Биография. Фекла Толстая: «Главное — любовь к семье и уважение к своей фамилии Телеведущая в гостях у феклы толстой

Праправнучка Льва Толстого давно хотела снять фильм о своих предках и их современных потомках. И вот недавно мечта журналистки осуществилась.

Фекла Толстая.

материалы пресс-служб.

— Фекла, сколько времени заняла работа над фильмом?
— Все вместе — чуть больше года. Сначала мы продумывали, что и как будем делать, потом приблизительно три месяца снимали, еще где-то полгода шел монтаж и делалась графика.
— Вы принимали участие во всем, от идеи фильма до создания сценария?
— Конечно, это же история моей семьи. Кто, как не я? Я не хочу сказать, что все делала одна, от начала до конца. Телевидение — это командное ремесло. Мы привлекали и сценаристов, и режиссера, со мною работала моя давняя коллега и прекрасная шеф-редактор Екатерина Зинович. Но с другой стороны, я все-таки могу назвать это своим авторским проектом, потому что как говорить и что говорить — определялось мною.
— Поездить много пришлось?
— География съемок была довольно большой. Побывали и во Франции, и в Италии, и в Швейцарии, и в Америке, и в Турции. Из тех трех месяцев съемок, о которых я говорю, большинство было вне Москвы. Мы как следует поездили и по России, побывали в разных местах, включая самые глухие деревеньки. Как раз недавно вспоминала, что в одну из точек съемок даже дороги не было, и последние километры мы шли пешком по высокой траве.
— Нашлись ли какие-то факты, которые даже для вас оказались новыми? Может быть, вы услышали совсем неизвестные истории, рассказанные вашими многочисленными родственниками?
— Такое было. В фильме шла речь об очень разных персонажах; были истории, которые я очень хорошо знала, более того, туда вошли и какие-то драматичные эпизоды из жизни моих деда и отца. Например, эмиграция. Это, конечно, мне было известно. Но когда я читала и собирала материалы, например, о Петре Андреевиче Толстом, первом графе, или о генерале войны 1812 года Александре Ивановиче Остермане-Толстом, то, конечно, я узнавала много нового. Неожиданные вещи происходили прямо во время подготовки фильма. Так было с потомками Остермана-Толстого. Один мой дальний английский родственник сказал мне, что в свое время издал книжку, на которую тогда отреагировали люди из Женевы. Мы попробовали поискать, и буквально через телефонный справочник нашли одну аристократическую швейцарскую даму, позвонили ей, представились, кто мы такие, и выяснили, что она — потомок одного из героев нашего фильма. В итоге в наше кино вошло большое интервью с нею, где она рассказывает о своем предке. Так что Толстые — это огромная семья, представители которой есть по всему миру. Еще, например, я всегда знала, что в Ясной Поляне живут потомки сестры Льва Толстого, но мне никогда не доводилось с ними общаться. А тут из-за фильма мы как раз познакомились, разговорились, подружились, и я брала интервью у своей пятиюродной сестры.


— Говорят, что имя человека и его корни как-то определяют его судьбу. Как вы считаете, на вашу судьбу повлиял тот факт, что вы являетесь родственницей великого писателя?
— Наверное, повлиял. Мне всегда казалось, что самое главное — любовь к семье и уважение к своей фамилии — пришло ко мне не столько через Льва Николаевича, сколько через моих отца и деда. Никогда не было особых разговоров с придыханием о Льве Николаевиче, но из того, что я видела, как ведет себя мой отец; видела, как он относится к своему папе, к предшествующим поколениям, я многое понимала. Мое отношение к семье сформировали не учебники литературы и не просто какая-то гордость, что я потомок великого писателя. Каждые два года в Ясной Поляне проходят съезды потомков Толстого. И все мы, а это более двухсот человек, объединены каким-то очень добрым, живым отношением друг к другу. Объединены духом семьи. И так было всегда. Несмотря на то что мы разбросаны по всему миру, Толстые всегда держались вместе и друг другу помогали. А возвращаясь к вашему вопросу… Конечно, всем поколениям Толстых было очень важно стать в чем-то состоятельными, проявить себя как личность, а не только быть для всех «праправнуками Льва Толстого». Я очень хорошо помню рассказ своего дядюшки Сергея Толстого, который всю жизнь прожил в Париже, он был замечательный человек и замечательный доктор. Однажды он сидел на обеде, и на столе перед ним стояла табличка с его фамилией. Сидевшая рядом француженка обратилась к нему: «Простите, пожалуйста, а вы не родственник…» И Сергей Михайлович уже готов был привычно объяснять: «Да, я родственник Льва Толстого…», но вдруг она сказала: «А вы не родственник известного парижского доктора, врача Толстого?» И какова же была его радость! Ведь это он и был — тот самый парижский доктор Толстой. Понятно, что первая реакция на нас всегда будет: не родственники ли вы Льва Толстого? Но хотелось бы, чтобы что-то шло еще и следующей строкой.
— Вы сама во всех интервью старательно открещиваетесь от писательской деятельности, говоря, что никогда не будете этим заниматься. Тем не менее профессия журналиста все-таки подразумевает под собою некий писательский талант…
— Многие Толстые имели отношение к литературе, и моя связь с филологией, конечно, прежде всего идет от моих родителей. Мой дед преподавал на филологическом факультете, мой отец был академиком и очень крупным филологом, и моя мама — профессор и доктор наук. Связь со словом в том или ином роде очень многие Толстые сохраняли. Но мне кажется, что писательство — гораздо более серьезное и ответственное занятие. Для того чтобы быть писателем, нужно не только уметь формулировать предложения, связывать слова и владеть языком. Нужно иметь еще и идеи, о которых ты хочешь заявить миру. Я никогда не претендовала на это. Я занимаюсь журналистикой с большой радостью, слежу за тем, что может быть интересно моим слушателям и зрителям, и просто выражаю интересы общества по мере сил. Я не считаю, что должна нести какую-то особую миссию. То, чем обладал Лев Николаевич, — великий дар Божий, и я не хочу себя с ним равнять.
— Вы упоминали Толстого, который стал врачом. А какие еще самые необычные профессии встречаются среди потомков Льва Николаевича?
— Конечно же, у нас много журналистов, литераторов, историков. Есть художники, есть несколько талантливых фотографов, очень серьезных, мирового уровня. Есть режиссеры, есть замечательная джазовая певица Виктория Толстая, очень известная в Швеции. Есть, например, прекрасный рыбак, профессионально занимающийся океанской рыбалкой. Есть инженеры, специалисты по компьютерам. Есть крупные бизнесмены и финансисты. Есть даже фермеры! Толстые всегда оставались верными земле и природе — и, например, в Швеции есть несколько моих дядюшек, которые занимаются сельским хозяйством до сих пор и очень успешно это делают.
— У вас, наверное, проблем с поездками по миру не возникает. Вы можете поехать в любую страну, и везде у вас найдутся родственники. Которые и пригласят, и встретят.
— В общем-то да. (Смеется.) И самое главное, что это привилегия не только бытовая, когда для тебя всегда найдутся крыша над головой и тарелка супа. Если у тебя есть родственники в этой стране, ты совершено по-другому ее понимаешь. Можно осваивать, например, Рим вместе с моей прекрасной племянницей, которая, как римлянка, показывает мне места, которые любит с детства, и это ни с чем не сравнимое ощущение. То же самое могу сказать о моих родственниках в Париже или в Нью-Йорке. Я попадаю в семью, общаюсь с их друзьями — и это, конечно, дает мне огромную фору по отношению к другим туристам.

- ФЁКЛА, не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что в детстве вас подразнивали. Толстой не дразнили?

Меня и сейчас дразнят, ну и что! А в школе друзья меня звали «Графин» - производное от «графиня». Я очень горжусь своей фамилией, рада, что в такой семье родилась. И спасибо Ленину, что он в своё время написал статью «Лев Толстой как зеркало русской революции», - эта статья множество жизней спасла моим родственникам во время cоветской власти. По крайней мере, я свою фамилию никогда не поменяю.

- Интересно, как воспитывают в таких семьях, как ваша? Наверное, заставляли учиться с утра до вечера?

Разумеется, я окончила музыкальную школу и ещё много чего. Но мне кажется, что у меня было хорошее детство. Обычное московское. Я родилась в Замоскворечье. И мы всегда в Кадашевских переулках, на Ордынке, на Пятницкой гуляли, играли в казаки-разбойники. Правда, я никогда не ходила в детский сад, потому что моим воспитанием занималась бабушка. И хотя я была девчонка очень разбитная, но при этом воспитывалась в старых традициях нашей семьи. Бабушка вспоминала, что у неё было три гувернантки, она выросла в большом имении, у неё была своя лошадь. И она меня учила всем правилам приличия, как вести себя за столом…

Например, для меня совершенно естественным было говорить «Благодарю вас» или «Можно выйти из-за стола?». Бабушка учила меня делать книксен и прочее, прочее. Говорят, что встречают человека по одёжке, а для меня важнее - как и что человек говорит (возможно, потому, что у меня лингвистическое образование и «ухо настроено» на речь) и как он ест.

- Страшно с вами разговаривать. Лингвист, полиглот, графское бабушкино воспитание, ещё слово не то скажешь и…

Да ладно вам… А про воспитание могу сказать. Мама всегда надо мной издевается: я могу чинно есть и восклицать «Ах, где моя крахмальная салфетка?», а через мгновение соскрёбывать и доедать какую-нибудь холодную жареную картошку со сковородки. Мне нравится знать правила и приличия и нравится иногда их нарушать. Порой это специальный эпатаж, порой хулиганство, к которому я очень склонна. Возвращаясь к детству, могу сказать, что оно у меня было прекрасным, - мы прекрасно тусовались…

Летом я жила на даче или мы с родителями ездили в фольклорные экспедиции на Украину или в Белоруссию. Родители профессионально занимались традиционной славянской духовной культурой, и мы колесили по деревням, сёлам. Кроме того, в детстве несколько лет (в смысле летних каникул) я провела на съёмочной площадке, потому что во втором классе меня взяли сниматься в кино. Для меня это было очень важным.

Лучшие дня

- Интересно, какие ленты запечатлели ваш юный возраст?

Помню, был такой двухсерийный фильм «Просто ужас». Он снимался Одесской киностудией, и всё лето я провела в Одессе. Было замечательно! Там играл, например, Семён Морозов, прославившийся к тому времени главной ролью в картине «Семь невест ефрейтора Збруева». Потом были ещё какие-то съёмки, и в итоге я уже была «отравлена» актёрством. И в восьмом классе пошла заниматься в театральную студию к Владимиру Владимировичу Книпперу, который, если не ошибаюсь, приходился племянником Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой. И тут началась для меня новая эра - мы всё время там пропадали, играли. Я помню конец своей школы уже как время, целиком посвящённое театральным занятиям, а школа была так-сяк - как придётся. Поэтому я окончила школу со всеми пятёрками и тройкой по… поведению. Золотой медали не получила, а у нас все всегда были медалисты. И я единственная в семье, кто изменил профессии, - я не стала филологом-славистом, как родители и сестра, хотя и училась этому. Но я из-за этого не переживала. Думаю, наука ничего не потеряла.

- Такие юношеские «грехи», как курение, мини-юбки, зависание на дискотеках, появление домой на рассвете и прочее, вам были свойственны?

У меня были очень демократичные родители. Мне всё всегда было можно, и, мне кажется, это меня спасло от очень многих бед. Понятно, что все в старших классах пробовали курить. Я потом курила в университете несколько лет. Мне разрешалось выпивать, более того, папа с детства наливал вина, когда мы сидели за столом. Он вырос на Балканах, а там детям иногда в соску добавляют вино.

- Это правда, что папа был резко против вашей театральной карьеры?

Он не был против увлечения театром, но не считал театральный вуз образованием. Ему, профессору МГУ, академику, очень известному учёному, казалось, что у меня тоже есть голова на плечах и мне нужно получить хорошее образование. Поэтому я как-то очень естественно сначала пошла по семейным стопам. При том, что всегда с удовольствием учила языки, окончила английскую спецшколу. В МГУ получила диплом переводчика с польского языка. Последний год училась в Варшавском университете, затем в аспирантуру даже поступила и преподавала в РГГУ…

Но когда я попала в ГИТИС (правда, на режиссёрский факультет), то была приятно изумлена. Нам читали курсы потрясающие люди. Кроме того, я училась у Марка Анатольевича Захарова, который в представлениях не нуждается. Это я к тому, что в том же ГИТИСе вполне можно получить блестящее образование.

- На режиссуру пошли потому, что актриса из вас не получилась?

Во-первых, я была уже не так молода для актрисы - поступала в 25 лет. Да и потом мне посоветовали. Говорили: «Вы всё через голову делаете, у вас главный «инструмент» - голова! Попробуйте на режиссёрский».

- Но, насколько я знаю, вы не сделали даже дипломной работы. Почему?

На съёмках сериала о великих династиях России у Фёклы появился двойник

Потому что ещё на третьем курсе я попала на телевидение, и как-то оно меня засосало. И потом мне не хватает силы воли заниматься режиссурой, это трудная работа и во многом мужская. К тому же никто не хочет быть средним режиссёром, а всю жизнь пыжиться и в одиночку считать себя гениальным - на это не каждый способен… Вот когда я работала в программе «Народный артист», там были люди, которых браковало жюри, и они, выходя за дверь, ругали это жюри на чём свет стоит и буквально вопили: «Я всё равно стану звездой и буду петь! Всем назло!!!» Уверена, что только у таких упорных людей всё получится. Я не видела себя режиссёром.

- А вы могли бы стать хорошей актрисой?

Конечно. Я жалею, что эта часть моей судьбы не реализована.

- Куда же смотрел Марк Анатольевич?

Думаю, он смотрел на других актрис, которые лучше меня и талантливее. Ничего страшного. Марк Анатольевич всё правильно делал. Но хорошей актрисой я всё равно могла бы быть, без ложной скромности.

- Давайте конкретно о вас поговорим. Что вы за человек?

Я очень хорошая. (Смеётся.)

- К тому же личность популярная, узнаваемая…

Меня не узнают на улице. Мне это не нужно. Мне легче, когда меня не видят. Естественно, что при желании я могла бы чуть-чуть по-другому выглядеть, немножко по-другому себя «подавать». Кто-то только войдёт в помещение - и со всех сторон слышится: «О-о-о!!!»

«Для меня с детства совершенно естественно говорить: «Можно выйти из-за стола?»

Нет, мне очень приятно, когда люди смотрят программы, в которых я принимаю участие. Но мне спокойней так, как есть. Я спокойно езжу на метро, хожу в магазины, люблю посещать строительные рынки. Иногда бывает, что в каком-нибудь ресторанчике вдруг кто-то присылает букет цветов или бутылку шампанского. И это тоже приятно, не скрываю, и я с удовольствием могу с этими людьми пообщаться. Самое удивительное, что наибольшее любопытство к своей персоне я испытываю в Ясной Поляне, где бываю по разным поводам. Вот там у меня часто берут автографы, особенно дети и студенты. Самое смешное, что молодёжь, которая берёт автографы, спрашивает: «А что вы здесь делаете? Какими судьбами?» Они знают, что я Фёкла Толстая, но соединить Фёклу Толстую со Львом Николаевичем Толстым им не приходит в голову. Я им говорю: «А это имение моего прапрадедушки». Они сразу: «Да? Как интересно!» И дарят всякие необычные подарочки.

- Что может так вывести из себя?

Всё, что угодно! Толстые - люди довольно страстные.

- А влюбчивые?

И влюбчивые тоже.

- Вы изящно ушли от ответа, не рассказав про свою первую любовь. Про первый конфликт с родителями по поводу неприхода домой ночевать, первый скандал, потому что «этот мальчик не нашего круга»… Было?

Конечно, всё это было, потому что я всегда делала всё, что хотела. Не было только «мальчика не нашего круга», потому что он был… сыном кинорежиссёра. (Смеётся.) И потом для меня всегда было важно, что он за личность, а не чей он сын.

- Кстати, какие мужчины вам нравятся?

Сейчас, по прошествии времени, я думаю, что идеал мужчины у всех женщин почти одинаков. По крайней мере, словами вам опишут одно и то же. Лучше высокий, чем низкий, красивый, чем некрасивый. Но ведь наше приятие или неприятие людей происходит на том уровне, который невозможно осознать. Лично я хотела бы, чтобы этот человек был умён, хотя бы потому, что мужчина-дурак - это совсем плохо. «Мой тип» обязательно должен быть умён, должен быть творческой личностью. Не в смысле «писатель, музыкант, поэт», а человеком с мозгами, способными творить на любом поприще. Для меня важна в мужчине его способность на поступки, готовность принимать важные решения, иметь свою точку зрения. И я считаю, что эти качества не зависят ни от внешности, ни от возраста, ни от профессии. Ещё для меня важно, чтобы у мужчины было хорошее чувство юмора. А не люблю я подлых людей, терпеть не могу пафосных пустозвонов, болтунов, когда воду льют и лабудой занимаются…

- Например, какой мужской поступок может вызвать ваше восхищение?

Меня можно поразить просто письмом. Один мой поклонник писал мне, но каждое его письмо было произведением искусства. Я не знаю, как складывались любовные отношения у других женщин, но всякий мой роман сопровождался любовной перепиской.

- Не буду вас спрашивать, сколько у вас было романов. Но спрошу: вы влюбчивая, как все Толстые?

Мне кажется, что да. Хотя, может быть, теперь меньше с возрастом. Но я влюбчивая не только в отношении мужчин и романов, но и в отношении просто людей - я могу увлечься каким-то человеком по-дружески. Я очень увлекаюсь людьми - мы познакомились, и мне хочется общаться ещё и ещё. Это происходит как вспышка…

- Для вас важны материальные проявления чувств - шикарные подарки, шубы, бриллианты?

Нет. Шубы я не ношу вообще. Когда я была совсем ещё молоденькой и вырабатывала свои принципы, то страшно боялась всегда, чтобы финансы или вообще материальные блага влияли на человеческие отношения. И я очень тщательно охраняла все свои отношения от какого-либо финансового влияния. Может быть, даже чрезмерно.

- Но попытки были?

Люди же умные и, как правило, дарят подарки те, которые хотят получить. Знаете, есть такое французское представление о том, что можно дарить женщине, - оно мне кажется очень справедливым. Женщине можно дарить то, что не оставляет следов, то есть то, что исчезает и не обременяет её. Духи, цветы, конфеты…

- Судя по разбросу ваших трудовых специальностей, вы достаточно всеядный и любознательный человек: официантка в клубе, журналист в газете, ГИТИС, телеведущая, языки опять же…

Но всё же легко объяснимо. Официантка - потому что закончила университет и мне надо было где-то элементарно зарабатывать на жизнь. А тут моя подруга открыла ресторан, позвала к себе. Были такие времена, когда люди для души занимались одним, а зарабатывали другим. Между прочим, в нашей смене работали начинающие актрисы, ныне известный спортивный тележурналист, режиссёр из вахтанговского театра у нас подрабатывал водителем, бухгалтером была студентка Лит-института. И это нормально было! Я работала секретаршей, переводила, давала уроки русского, английского языка. Чем только не занималась! Даже писала какие-то рекламные статьи, потом статьи про телевидение, позже была телевизионным обозревателем.

- Признайтесь: мужчины вас боятся?

Надеюсь, что нет. Я вообще очень не люблю людей, которые меня боятся, меня это страшно раздражает. И самое неприятное, что я начинаю давить на них гораздо больше. Не зря же говорят: «Нельзя бояться собаку, она почувствует твой страх и тогда укусит». Вот я, к сожалению, веду себя как собака. Если меня начать бояться, могу укусить… Я сама стараюсь никогда не бояться начальников или властей предержащих, и мне кажется, что люди, перед которыми лебезят, сами этого не любят. И, наоборот, с уважением смотрят на людей, которые не дрожат перед ними.

- Готовясь к этому интервью, я прочитал историю, способную выжать слёзы из камня. О том, как ваш чудом не умерший от тифа, трижды чуть не расстрелянный большевиками дедушка и ваша бабушка, разлучённые Гражданской войной, случайно встретились много лет спустя в Югославии. Буквально на улице… Есть ли в вашей семье какая-нибудь легенда или предание, передающееся от поколения к поколению, которую вы расскажете своим внукам?

Конечно, эту историю я тоже буду рассказывать. А семейные легенды? Я могу рассказать другую историю, которая меня до сих пор трогает до глубины души. Мой отец купил на рынке такую чугунную лапу - инструмент сапожника, - на которую надевается сапог или ботинок, чтобы его удобнее было латать. Ещё у него были специальный сапожный молоток с набалдашником, коробочка с гвоздями, набор подмёток. Иногда он ремонтировал обувь. Помню, мы часто подсмеивались над ним по поводу этого его увлечения. А он, повторюсь, академик и тому подобное, на полном серьёзе говорил: «Если что-то случится, у меня есть профессия, которая нас всех прокормит. Я буду сапожником!» Теперь-то я понимаю, что это говорил человек, который, как и его семья, пережил очень много на своём веку. Но для меня не это важно, а то, что самые главные вещи заложены у человека внутри. И что мой папа ничуть не изменился бы, если бы стал сапожником. И ещё важное ощущение и от него, и от дедушки исходило: всё можно пережить. Конечно, не мне меряться с ними. Мой дедушка пережил две войны, родился в одной стране, уехал в другую, а вернулся в третью. Это страшные катаклизмы, которые невозможно пересказать словами, но главная идея, которую они все вынесли, - всё можно пережить. И они мне её передали. Может, это я и должна передать дальше - следующим поколениям.

- А у вас есть своя «чугунная лапка»?

Свой «отходной манёвр»? Думаю, что есть. Во-первых, я хорошая официантка - без дураков. Во-вторых, могу электропроводкой заниматься. Убираю неплохо - могла бы быть уборщицей в богатых домах. Могу переводить, языки преподавать…

- Известно, что ваш муж - журналист. И больше ничего.

А что вы хотите, чтобы я вам рассказала?

- Трогательную историю. Или что вы родственные души, а познакомились на боях без правил - интересно же.

Нас «свёл» мой папа. Вася работал в немецкой телекомпании, а её руководство захотело взять интервью у моего отца. А папа сказал: «Немецкой телекомпании про сербов говорить не хочу!» Вдруг Вася, увидев меня в каких-то гостях, стал меня окручивать, чтобы я, в свою очередь, «охмурила» папу. В конце концов мы поехали к нам на дачу, интервью получилось. Ну а потом Вася решил, что надо отдать мне кассету, то да сё, и понеслось-поехало на долгие 8 лет.

Я считаю, что наш союз держится на том, что мы абсолютные противоположности. Я - человек эмоциональный, он - спокойный. Муж говорит, что у меня «шило в заднице», я не могу сидеть на месте. А Вася любит полежать на диване, почитать книжку. С другой стороны, он очень работящий и последовательный, сидит в кабинете с утра до вечера. А я начну пятьсот дел, потом не успеваю, и он меня тихо спасает. Мы, скорее, дополнение друг друга, потому что всё, что Васе нравится, мне абсолютно не нравится.

- Плавно подошли к теме ваших вредных привычек.

Я очень люблю сладкое и поэтому постоянно… толстею. Постоянно опаздываю, и это ужасно. Я очень ленивая. У меня есть список самых важных дел, которые необходимо срочно сделать, но они бесконечно переносятся с одной недели на другую. Не курю. Выпиваю, но я не считаю любовь к хорошему вину вредной привычкой.

- Говорят, вы проводите свободное время чуть ли не за рубанком или пилой «Дружба».

Это правда. Если меня изолировать от общества и уложить на диван «отдыхать» - для меня это верный путь к депрессии. А вот физический труд очень лечит людей. Что-то есть правильное в древних методиках… Как ещё отдыхаю? Сейчас увлечена итальянским. Люблю на велосипеде ездить. Обожаю играть в пинг-понг.

- Что от вас ожидать не в ближайшем, а в достаточно перспективном будущем - лет через десять-двадцать? Может, напишете книгу?

Знаете, я давно решила, что с моей фамилией книги писать уже не нужно. Говорю абсолютно серьёзно: это закрытая тема. А если отвечать на ваш вопрос… Дело в том, что я раздираема между двумя направлениями. С одной стороны, я люблю развлекательные программы и с удовольствием их делаю. А с другой - мне интересно делать документальное кино. Поэтому у меня есть предложения и такие и сякие. И я выбираю иногда так, иногда сяк.

- А нет желания уйти глубоко в семью и нарожать кучу вундеркиндов - Толстых XXI века?

По-моему, в жизни места должно хватать всему - тому, и другому, и третьему. И желательно, всему одновременно. Тогда всё в жизни успеешь.

Ежегодный яснополянский фестиваль «Сад гениев» открылся предпремьерным показом двух документальных фильмов из цикла «Толстые». Представила их публике автор - праправнучка «великого Льва» Фёкла Толстая.

Родители - Никита Ильич и Светлана Михайловна Толстые.

Образование: филологический факультет и аспирантура МГУ, режиссерский факультет ГИТИС.

Работала на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Маяк». С 2010 года ведет с Михаилом Козыревым передачу «Мишанина» на «Серебряном дожде».

Работала режиссером, ведущей программ «Времечко», «Ночной полёт», «Стань звездой», «Народный артист», «Всё сразу», «Большой обед», «Ты - то, что ты ешь», документального цикла «Великие династии» и др.

Съемки начались два с половиной года назад по заказу государственного телеканала «Культура», - рассказала зрителям Фекла Никитична. - Для меня это была особо эмоциональная работа, ведь я должна была рассказать о своей семье. Мы выбрали самых ярких с телевизионной точки зрения представителей из длинной родовой истории Толстых.

Например, героем одного из фильмов документальной толстовской «саги» стал сподвижник Петра Великого, первый граф в роду Толстых, Петр Андреевич. Еще один сюжет посвящен Федору Ильичу Толстому по прозвищу «Американец», совершившему кругосветное путешествие с Крузенштерном. Есть также фильм о «красном графе» Алексее Толстом - авторе трилогии «Хождение по мукам», романа «Петр Первый», фантастической повести «Аэлита» и пр.

О Льве Николаевиче фильм мы не сняли, потому что посчитали невозможным вместить в 26 минут рассказ о таком великом человеке. Но личность его, его мысли как самого яркого гения нашего рода пронизывают весь цикл…

Из восьми готовых картин для фестивального показа были отобраны две - о женщинах, чья судьба была наиболее тесно связана с Ясной Поляной. Это младшая дочь Толстого Александра Львовна и внучка - Софья Андреевна Толстая-Есенина.

Александра Львовна была самым близким человеком для отца, только ей он рассказал о своем уходе из Ясной. В 1914-м она отправилась на вой-ну сестрой милосердия, вернулась полковником медслужбы с тремя «георгиями». После пяти арестов в Москве уехала в Ясную, занялась созданием музея, в 1921 году он был открыт. Построила школу-интернат, больницу, аптеку. В 1929-м эмигрировала, при участии известных российских деятелей (Б. Бахметьева, С. Рахманинова и др.) создала в США «Толстовский фонд». Через него от ужасов войны и политических репрессий было спасено около 700 000 граждан СССР.

Софья Андреевна - дочь Андрея Львовича Толстого. В 1925 году вышла замуж за Сергея Есенина, с которым прожила последние месяцы его жизни. Позднее она сделала очень многое для сохранения наследия поэта. В 1941 г. стала директором объединенных толстовских музеев. Благодаря ей во время войны были спасены уникальные документы и вещи из Ясной Поляны…

Фёкла обратила внимание зрителей на свой серебряный перстень-печатку. Украшенный родовым гербом Толстых, он передавался из поколения в поколение и был свидетелем великих человеческих судеб.

По завершении показа Фекла Толстая ответила на вопросы журналистов.

- Что для Вас было самым сложным при съемках?

Выбрать то, что интересно и важно для зрителей. Ведь это все - семейная история, знакомая мне с детства, поэтому объективной быть непросто.

Мне очень хотелось, чтобы фильм был не столько о семье Толстых, сколько об истории страны, которая проходит через историю любой русской семьи.

Он один из важных участников. Поступив на работу в Государственный толстовский музей в Москве, многому у него учусь.

…Мне кажется, что люди моей профессии могут оказаться полезными для музеев именно теперь. Сейчас музеи меняются и стараются превратиться из «пыльных собраний» (как многие их воспринимают) в пространства, где не просто можно что-то посмотреть, но еще и прожить яркие, эмоциональные впечатления. И именно журналисты могут помочь людям открывать эти музейные пространства, популяризировать удивительные богатства, которые они содержат.

- Есть планы попробовать себя в другой режиссуре, не документальной?

Сейчас очень нравится работать именно с документалистикой. Я с удовольствием занималась режиссерской работой на «толстовских» фильмах, принимала участие в монтажах, писала тексты… Все, что я говорю в кадре, я всегда формулирую сама.

- Ваших коллег нередко можно увидеть в развлекательных шоу. Нет желания к ним присоединиться?

С развлекательным телевидением у нас гармония: я его не очень-то смотрю, и оно мной не интересуется.

- А что смотрите?

Новости, «Культуру», некоторые документальные фильмы по ТВ и много - в интернете. Как журналист, работающий на радио (Ф. Т. - ведущая канала «Серебряный дождь». - Прим. авт.), внимательно изучаю разные точки зрения. Мне это интересно.

- Фестиваль называется «Сад гениев». Могли бы Вы дать свое определение слову «гений»?

С большим числом гениев, как, например, Софье Андреевне или Александре Львовне, мне общаться не довелось. Но несколько человек бесспорно гениальных я видела. Что потрясло - в жизни с ними невероятно тяжело! При этом видишь, что они буквально излучают свет, ниспосланный свыше. Мне кажется, что у всех людей есть связь с Богом, и у гениев эта связь - не тонкая ниточка, а мощное оптоволокно с гигантской пропускной способностью!

- Вокруг Вас столько интересных мужчин! Есть среди них самый-самый?

Это вы о личной жизни спрашиваете? Все у меня в порядке: рядом есть умный, красивый, талантливый. Вот, кстати, сейчас именно он и звонит. Если интервью закончено, позвольте, я отвечу?

Фото Андрея Варенкова.

Фекла Толстая родилась 27 февраля 1971 г. в семье Никиты Ильича и Светланы Михайловны Толстых, профессиональных и увлеченных своим делом филологов. Многих интересует история получения ею такого редкого и оригинального имени - в поисках ответа на этот вопрос поклонники даже дозванивались в эфир телепередачи, в которой Фекла работала оперетором на телефоне. Но она и не делает секрета из своего официального имени - Анна, просто имя Фекла привычно с детства.

Закончила две школы - английскую и музыкальную, во время школьных каникул снималась во второстепенных ролях в кино. В 1994 году закончила филфак МГУ им. М. В. Ломоносова (отделение славистики), где училась и в аспирантуре, с того же времени преподавала в РГГУ - словом, всегда с удовольствием занималась иностранными языками.

По первому образованию я - филолог-славист, переводчик с польского языка, понимаю по-сербски. Ну и английский, французский, конечно.

(из оффлайн-интервью на www.popstars.ru)

Работала официанткой в клубе "Экипаж".

В возрасте 24 лет поступила в ГИТИС на режиссерский факультет, курс М. Захарова, закончила учебу в 2000 г. Во время учебы в театральном пришла на телевидение, работала режиссером, была одной из ведущих программы "Времечко" Авторского ТВ, принимала звонки в прямом эфире передачи "Ночной полет" (выпуск того же Авторского ТВ), которая демонстрируется на канале "Культура", но уже без участия Ф. Толстой - сейчас ее проще представить себе в роли гостя передачи. По крайней мере, один из гостей - Евгений Колобов, художественный руководитель театра "Новая опера" - уже сделал заявление: "Я выделяю из собственной жизни событие - знакомство с Феклой Никитичной Толстой. Сегодня познакомился". Сказано в шутку, но зрители и участники передачу определенно запомнили и полюбили Феклу.

Один крупный чиновник приехал с охраной, прошел к нам в гримерку. В гримерке уже сидела всегда обаятельная и всегда готовая к общению Фекла Толстая.

Чиновник посмотрел на нее и сказал со вздохом:

Лучшие дня

Да-а-а... Как же охрана мешает! Вот представьте, девушка, назначу я вам свидание где-нибудь, мы с вами придем туда, а там уже охрана. Ну и что у нас получится?

(из воспоминаний А. Максимова, ведущего передачи - журнал "Огонек", февр. 2002)

Свободное время она проводит, помимо своей квартиры на Большой Ордынке, на регулярно проводимых в Ясной Поляне с"ездах семейства Толстых (сама Фекла приходится Льву Николаевичу праправнучкой).

В этом году я на съезде была всего один день и старалась пообщаться со всеми - подходила, представлялась, и уже через несколько минут казалось, что мы полжизни вместе прожили.(...) Надеюсь, Лев Николаевич признал бы нас и захотел бы присоединиться. Мне кажется, наши сборища чем-то похожи на то, что творилось в Ясной Поляне при жизни деда. У него было 13 детей, десятки внуков, дом был полон родни...

В 2002 году по приглашению продюсера С. Шумакова пришла на НТВ в качестве ведущей тележурнала "Все сразу!", где работает и по сей день, каждую пятницу рассказывая о новостях шоу-бизнеса вместе с Петром Фадеевым. Ее журналистская деятельность не ограничивается телевидением, Фекла также числится спецкором газеты под оригинальным названием "Газета", пишет статьи и берет интервью у самых разных интересных личностей - от Виктора Шендеровича до звезд эстрады.

С музыкальным шоу-бизнесом ее связывает и участие в проекте "Стань звездой!", прекрасно известном всем нам - летом 2002 года неожиданно для себя самой она попала в жюри этого конкурса. Но это, как водится, уже совсем другая история, которая будет рассказана как-нибудь в другой раз:о) Хотя... разве кто-то еще ее не знает?


Фекла Толстая родилась 27 февраля 1971 г. в семье Никиты Ильича и Светланы Михайловны Толстых, профессиональных и увлеченных своим делом филологов. Многих интересует история получения ею такого редкого и оригинального имени - в поисках ответа на этот вопрос поклонники даже дозванивались в эфир телепередачи, в которой Фекла работала оперетором на телефоне. Но она и не делает секрета из своего официального имени - Анна, просто имя Фекла привычно с детства.

Закончила две школы - английскую и музыкальную, во время школьн

ых каникул снималась во второстепенных ролях в кино. В 1994 году закончила филфак МГУ им. М. В. Ломоносова (отделение славистики), где училась и в аспирантуре, с того же времени преподавала в РГГУ - словом, всегда с удовольствием занималась иностранными языками.

По первому образованию я - филолог-славист, переводчик с польского языка, понимаю по-сербски. Ну и английский, французский, конечно.

(из оффлайн-интервью на www.popstars.ru)

Работала официанткой в клубе "Экипаж".

В возрасте 24 лет поступила в ГИТИС на реж

иссерский факультет, курс М. Захарова, закончила учебу в 2000 г. Во время учебы в театральном пришла на телевидение, работала режиссером, была одной из ведущих программы "Времечко" Авторского ТВ, принимала звонки в прямом эфире передачи "Ночной полет" (выпуск того же Авторского ТВ), которая демонстрируется на канале "Культура", но уже без участия Ф. Толстой - сейчас ее проще представить себе в роли гостя передачи. По крайней мере, один из гостей - Евгений Колобов, художественный руководитель театра "Новая опера" - уже

сделал заявление: "Я выделяю из собственной жизни событие - знакомство с Феклой Никитичной Толстой. Сегодня познакомился". Сказано в шутку, но зрители и участники передачу определенно запомнили и полюбили Феклу.

Один крупный чиновник приехал с охраной, прошел к нам в гримерку. В гримерке уже сидела всегда обаятельная и всегда готовая к общению Фекла Толстая.

Чиновник посмотрел на нее и сказал со вздохом:

Да-а-а... Как же охрана мешает! Вот представьте, девушка, назначу я вам свидание где-нибудь, мы с вами придем

туда, а там уже охрана. Ну и что у нас получится?

(из воспоминаний А. Максимова, ведущего передачи - журнал "Огонек", февр. 2002)

Свободное время она проводит, помимо своей квартиры на Большой Ордынке, на регулярно проводимых в Ясной Поляне с"ездах семейства Толстых (сама Фекла приходится Льву Николаевичу праправнучкой).

В этом году я на съезде была всего один день и старалась пообщаться со всеми - подходила, представлялась, и уже через несколько минут казалось, что мы полжизни вместе прожили.(...) Надеюсь, Лев

Николаевич признал бы нас и захотел бы присоединиться. Мне кажется, наши сборища чем-то похожи на то, что творилось в Ясной Поляне при жизни деда. У него было 13 детей, десятки внуков, дом был полон родни...

В 2002 году по приглашению продюсера С. Шумакова пришла на НТВ в качестве ведущей тележурнала "Все сразу!", где работает и по сей день, каждую пятницу рассказывая о новостях шоу-бизнеса вместе с Петром Фадеевым. Ее журналистская деятельность не ограничивается

телевидением, Фекла также числится спецкором газеты под оригинальным названием "Газета", пишет статьи и берет интервью у самых разных интересных личностей - от Виктора Шендеровича до звезд эстрады.

С музыкальным шоу-бизнесом ее связывает и участие в проекте "Стань звездой!", прекрасно известном всем нам - летом 2002 года неожиданно для себя самой она попала в жюри этого конкурса. Но это, как водится, уже совсем другая история, которая будет рассказана как-нибудь в другой раз:о) Хотя... разве кто-то еще ее не знает?