Нужно использовать хотя бы 1 свой аргумент, взятый из художественной, публицистической или научной литературы. Чаще всего примеры приводятся из художественной литературы, поскольку именно эти произведения проходят на уроках литературы в рамках школьной программы.
Приведем примерный список литературы, аргументы из которого можно брать для обоснования своей точки зрения. Он составлен на основе произведений, из которых чаще всего приводятся аргументы при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку. Список отсортирован по фамилиям авторов по алфавиту.
Стоит отметить, что данный список литературы не является строго определенным и носит лишь рекомендательный характер. Аргументы можно привести и из любых других произведений, главное чтобы они соответствовали основной проблеме текста. Также не обязательно читать все нижеприведенные произведения, достаточно для каждой темы, которой может быть посвящен текст, подготовить по 2 аргумента из некоторых произведений.
Автор | Произведения |
---|---|
Л.Н. Андреев | «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче» |
В.П. Астафьев | «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон» |
И. Бабель | «Конармия» |
Р. Бах | «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» |
В. Бианки | «Рассказы о животных» |
Г. Бичер-Стоу | «Хижина дяди Тома» |
А. Блок | «Двенадцать» |
М.А. Булгаков | «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца» |
И.А. Бунин | «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи» |
В. Быков | «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета» |
Б. Васильев | «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей» |
Ж. Верн | «Двадцать тысяч лье под водой» |
К. Воробьев | «Немец в валенках» |
Н. Галь | «Слово живое и мертвое» |
Е. Гинзбург | «Крутой маршрут» |
Н.В. Гоголь | «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть» |
И.А. Гончаров | «Обломов» |
М. Горький | «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы» |
А.С. Грибоедов | «Горе от ума» |
В. Гроссман | «Жизнь и судьба» |
Ч. Диккенс | «Дэвид Копперфилд» |
Ф.М. Достоевский | «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке» |
Т. Драйзер | «Американская трагедия» |
В. Дудинцев | «Белые одежды» |
С.А. Есенин | «Песнь о собаке» |
А. Железняков | «Чучело» |
А. Жигулин | «Черные камни» |
В. Закруткин | «Матерь человеческая» |
М. Замятин | «Мы» |
И. Ильф, Е. Петров | «Золотой теленок» |
А. Кнышев | «О великий и могучий русский язык!» |
В. Короленко | «Дети подземелья» |
А.И. Куприн | «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок» |
Ю. Левитанский | «Каждый выбирает для себя…» |
М.Ю. Лермонтов | «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой» |
Н.С. Лесков | «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник» |
Д.С. Лихачев | «Раздумья о Родине» |
Д. Лондон | «Любовь к жизни», «Мартин Иден» |
В.В. Маяковский | «Хорошее отношение к лошадям» |
М. Метерлинк | «Синяя птица» |
Н.А. Некрасов | «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» |
А. Никитин | «Хождение за три моря» |
Е. Носов | «Трудный хлеб» |
А.Н. Островский | «Гроза», «Свои люди - сочтемся!» |
К.Г. Паустовский | «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни» |
А. Петров | «Житие протопопа Аввакума» |
А.П. Платонов | «В прекрасном и яростном мире», «Юшка» |
Б. Полевой | «Повесть о настоящем человеке» |
А. Приставкин | «Ночевала тучка золотая» |
М. Пришвин | «Кладовая солнца» |
А.С. Пушкин | «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву» |
В.Г. Распутин | «Прощание с Матерой», «Уроки французского» |
А. Рыбаков | «Дети Арбата», «35-й и другие годы» |
К.Ф. Рылеев | «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» |
М.Е. Салтыков-Щедрин | «История одного города», «Семья Головлевых» |
А. де Сент-Экзюпери | «Маленький принц» |
А. Солженицын | «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» |
В. Солоухин | «Черные доски», «Письма из Русского музея» |
А.Т. Твардовский | «Василий Теркин» |
Л.Н. Толстой | «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала» |
Ю. Трифонов | «Дом на набережной», «Исчезновение» |
И.С. Тургенев | «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася» |
Ф.И. Тютчев | «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм» |
Л. Улицкая | «Дочь Бухары» |
Г.И. Успенский | «Выпрямила» |
А. Фадеев | «Молодая гвардия» |
А.А. Фет | «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны» |
Д.И. Фонвизин | «Недоросль» |
Э. Хемингуэй | «Старик и море», «Там, где чисто, светло», «Непобежденный» |
Н. Чернышевский | «Что делать?» |
А.П. Чехов | «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста» |
Л. Чуковская | «Софья Петровна» |
К.И. Чуковский | «Живой как жизнь» |
В. Шаламов | «Колымские рассказы» |
Е. Шварц | «Дракон» |
М.А. Шолохов | «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка» |
Литературный аргумент
- взят из произведения литературы.
Аргумент из жизненного опыта
- это доказательство позиции, основанное на приведении общеизвестных фактов, описании исторической ситуации, конкретных деятелей культуры, истории, политики и т.д.
Для того чтобы правильно аргументировать свою позицию в сочинении, важно учитывать следующее:
1) Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя.
2) Аргумент должен доказывать конкретную позицию. То есть если ваша позиция звучит так: "Нужно бережно относиться к природе, потому что она дает человеку жизнь и только благодаря ей человек может существовать", то в аргументе можно показать:
а) героя произведения или просто ситуацию, при которой очевидно небрежное отношение к природе вредит самому человеку.
б) героя или ситуацию, в которой мы видим, как герой поистине бережно относится к природе, пользуется ее дарами, живет, благодаря природу за все дары.
*Не подойдет аргумент, в которой просто говорится о человеке и природе, (например, восторженные описания природы под авторством Пришвина) или аргумент, в котором герой плохо относится к природе без всяких последствий.
3) Каждый аргумент должен включать в себя еще один компонент: микровывод . Необходимо подытожить, к чему вел этот аргумент, что вы доказывали.
Для того чтобы получить высший балл, в сочинении должно быть не менее 2 аргументов.
1 литературный аргумент (из художественной, публицистической или научной) +1 аргумент из жизни = 3 балла
1 литературный аргумент=2 балла
2 аргумента из жизни = 2 балла
1 аргумент из жизни =1 балл
Получается, более ценным является литературный аргумент. Чтобы увеличить шансы на высший балл рекомендуем использовать два аргумента из литературы. Во-первых, они более ценные: 1 литературный аргумент стоит больше, чем 1 аргумент из жизни. Во-вторых, аргументы из жизни часто звучат неубедительно, так как мало кто умеет правильно их приводить и строить доказательную базу.
4) Чтобы быть готовым к любой ситуации и любой проблеме, которая встречается в , мало просто прочитать всю школьную программу.
Как показывает практика, в данном случае важно качество, а не количество.
Если вы прочитали много:
1) Разберите произведения, которые вы хорошо знаете, подумайте, какие позиции могут доказывать поступки героев и ситуации, описанные в произведении.
2) Убедитесь, что вы хорошо помните название произведения, его автора и имени героев.
3) Учтите, в классической русской литературе, а именно в школьной программе, встречаются не все проблемы, которые могут попасться вам на экзамене. Например, сложно будет писать сочинение по проблеме компьютеризации, основываясь только лишь на произведениях Пушкина, Толстого, Лермонтова и т.д. Тут необходимы новые произведения, написанные гораздо позже.
4) Читайте зарубежную литературу. Можно использовать и произведения современных авторов.
5) Если вы знатный киноман, то знайте, это очень здорово, так как существует огромное количество экранизаций литературных произведений. Некоторые экранизации бывают практически идентичны книгам. Для того чтобы использовать фильм по мотивам книги в качестве аргумента, важно знать название книги и имя автора. Также вы должны понимать, что аргумент из экранизации может быть как аргументом из жизни, если вы не помните автора книги и ее название, так и аргументом из литературы в обратной ситуации. Вас же никто не заставляет писать честно о том, что вы не читали произведения. Но будьте осторожны, крайне редко бывают отступления от сюжета книги, но, как правило, каждую экранизацию ревностные критики всегда досконально сравнивают с первоисточником, так что уж найти статью о различия в книге и фильме, будет не сложно.
Скоро на сайте появится целый раздел, посвященный экранизациям, так что заходите почаще. А пока следите за нашей группой ВКОНТАКТЕ
, там мы каждую неделю выкладываем свежий список экранизаций.
6) Если у вас совсем мало времени, чтобы читать длинные произведения или смотреть фильмы, то всегда можно насладиться коротким рассказом. На сайте есть целый раздел, где мы разбираем небольшие рассказы!!!по проблемам :
Иногда даже меньше времени требуется.
7) Ну и если вам необходим аргумент здесь и сейчас, то вы можете посмотреть
И напоследок: Если вы читали мало, то обратитесь к произведениям, в которых затрагивается большое количество проблем. Это такие романы, как " ", "Гарри Поттер", "Властелин колец". Эти произведения отличаются своей эпичностью и вовлечением большого количества персонажей, которые сталкиваются с разными жизненными сложностями.
ИЛИ... Следите за обновлениями, в ближайшее время мы будем разбирать самые "проблемные" произведения с разных углов.
Ну и, наконец, можно поговорить о клише....
Проблема... находит свое отражение в художественной литературе. Так, в романе (повести и т.д.)
В подтверждение своих слов приведу пример из художественной литературы.
Подтверждением моих слов можно служить главный герой романа (повести и т.д.) «…»
Герои произведений из художественной литературы помогают взглянуть по-новому на эту проблему.
С этой проблемой сталкивались многие герои художественных произведений, в том числе...
Таким же вопросом задавался герой из произведения...
ФИО в своем нетленном романе(повести и т.д.) «НАЗВАНИЕ» показывает нам героя, который тоже сталкивался с...
Аргументы на тему "Война" из литературы для сочинения
Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.
В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.
Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого « » люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.
Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Игоря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подсказывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «лелея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасителя, поэтически беседуя с рекой.
К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».
Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный букетик, который отец, находящийся на фронте, подарил когда-то ее маме.
Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир
Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои истинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не кончена, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназначения.
Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». Природа пробуждает в душе человека лучшие человеческие качества, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рассказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.
Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васильевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, которые не замечала раньше: близость к природе, непосредственность, благородство.
Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине
С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, пашни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема природы в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьянского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на дорогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каждый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пейзажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.
Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении образу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.
К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мысли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из малой любви
Мы сформулировали наиболее популярные проблемы, нашедшие свое отражение в текстах к сочинению на ЕГЭ. Аргументы, в которых раскрываются данные проблемы, располагаются под заголовками, перечисленными в содержании. Вы можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи.