Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Анализ охоты война и мир. Отрывки из романа «Война и мир»

Анализ охоты война и мир. Отрывки из романа «Война и мир»

Над образом каждого своего героя Толстой работал очень тщательно, продумывая внешность персонажа, характер, логику поступков. Особенно много внимания уделил автор своей любимой героине - Наташе Ростовой, прототипом которой были сразу две женщины: Софья Андреевна, жена писателя, и ее сестра, Татьяна Берс, очень дружившая с Толстым, поверявшая ему все свои тайны. Она замечательно пела, и А.А. Фет, завороженный ее голосом, посвятил ей стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад...». Лучшие черты этих неординарных женщин нашли свое отражение в образе Наташи.
Сцена, когда после охоты Наташа с Николаем и Петей поехали к дядюшке, дает новые штрихи к портрету Наташи, рисует ее с новой, неожиданной стороны. Мы видим ее здесь счастливой, полной надежд на скорую встречу с Болконским.
Дядюшка был небогат, но в его доме было уютно, может быть, потому, что хозяйством занималась Анисья Федоровна, экономка, «толстая, румяная, красивая женщина лет сорока, с двойным подбородком и полными, румяными губами». Приветливо и ласково глядя на гостей, она принесла угощенье, которое «отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой». Все было очень вкусно, и Наташе было жаль только, что Петя спит, а ее попытки разбудить его бесполезны. «Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки».
Наташа была восхищена звуками балалайки, раздававшимися из коридора. Она даже вышла туда, чтобы лучше их слышать: «Ей так же, как грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести». Но когда заиграл на гитаре сам дядюшка, восторгу Наташи не было предела: «Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!» И она обняла дядюшку и поцеловала его. Ее душа, жаждавшая новых впечатлений, впитывала в себя все прекрасное, что встречалось ей в жизни.
Центральным местом эпизода стала пляска Наташи. Дядюшка предлагает ей сплясать, и Наташа, переполненная радостью, не только не заставляет себя упрашивать, как это сделала бы любая другая светская барышня, но тут же «сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала». Николай, глядя на сестру, немного боится, что она сделает что-то не так. Но этот страх скоро прошел, потому что Наташа, русская духом, прекрасно чувствовала и знала, что надо делать. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда она взяла эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизу- чаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что Наташа неразрывно связана с жизнью народа, она естественна и проста, как народ: «Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Восхищаясь племянницей, дядюшка говорит о том, что ей нужно выбрать жениха. И здесь тональность отрывка несколько меняется. После беспричинной радости наступает раздумье: «Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял этой нашей радости. Нет, он бы все понял». Да, тот Болконский, которого создала в своем воображении Наташа, все понял бы, но суть в том, что она не знает его по-настоящему. «Мой Болконский», - думает Наташа и рисует себе не реального князя Андрея с его непомерной гордыней и оторванностью от людей, а идеал, который она выдумала.
Когда за молодыми Ростовыми приехали, дядюшка попрощался с Наташей «с совершенно новой нежностью».
По дороге домой Наташа молчит. Толстой задает вопрос: «Что делалось в этой детски восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвои- вавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней? Но она была очень счастлива».
Николай, который душевно так близок ей, что угадывает ее мысли, понимает, что она думает о князе Андрее. Наташе так хочется, чтобы он был рядом, проникся бы ее чувствами. Она понимает, что это был самый счастливый день в ее жизни: «Я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь».
В этом эпизоде мы видим все очарование души Наташи, ее детскую непосредственность, естественность, простоту, ее открытость и доверчивость, и за нее становится страшно, потому что ей только еще предстоит встретиться с обманом и предательством, и никогда уже ей не испытать тот душевный подъем, который приносил радость не только ей, но и всем окружающим ее людям.

Урок 4 Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Тема: Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (анализ сцены охоты как введение в художественный мир произведения) Л.Н.Толстой Война и мир




«Мысль народная» - идея романа идея романа 1)Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; 2)Мир семьи («мысль семейная»); 3)Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство); 4)Мир нации; 5)Мир всех людей, живущих на земле; 6)Мир природы в ее самостоятельном развитии. СФЕРЫ БЫТИЯ:




Проблематика романа Вопросы жизни и смерти правды и лжи радости и страдания личности и общества свободы и необходимости счастья и несчастья войны и мира Жизнь, по представлению Толстого, - не хороша и не дурна. АНТИТЕЗА Как проблематика романа отразилась в сцене охоты?


«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей.» Князь Андрей Болконский о бессмысленной войне 1805 года Что имел в виду князь Болконский, сравнивая войну с «забавой праздных и легкомысленных людей»?


Структура эпизода «охота» Описание утра – часть4,гл.3 Разговор Николая Ростова с Данилой Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4 Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой. Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5 Молитва Ростова. Травля зверя. Встреча Николая с соседом Илагиным



Способ выражения авторской позиции позиции 2 Пейзаж. (Человек и природа) Внутренний монолог (молитва Ростова). Характеристика героя с помощью художественной детали. Поведение героев во время охоты. Прямая авторская характеристика героя. Художественно-выразительные средства (олицетворение; сравнение; аллегория; ирония и т.д.),позволяющие проникнуть в идейный замысел романа. Речевая характеристика героев. «…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.» В.П.Катаев Стиль писателя




Петя Ростов Система образов в эпизоде 3 Данило Данило- ловчий, крестьянин Ростовых Помещик Илагин- сосед Ростовых Дядюшка Михаил Никанорыч Старый граф Илья Андреевич Ростов Николай Ростов- молодой барин НаташаРостова По Толстому, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием личности.


Какие художественные средства использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы? «Несмотря на то, что Данило был невелик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обычно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь господских покоев, и стараясь поскорее все высказать и выйти на простор, из-под потолка под небо»


«…из-за угла вышел…ловчий Данило, по-украински в скобу обстриженный, седой, морщинистый охотник, с гнутым арапником с тем выражением самостоятельности в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников.» только у охотников.» Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников»? Какова роль Данилы в сцене охоты? Почему он так «самостоятелен»? Данило - охотник


Данило и Николай Ростов «Он снял свою черкесскую шапку перед барином и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот все презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.» Почему автор выстраивает так отношения между барином и крепостным? В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?




«Лабиринт сцеплений» - так называет Толстой свой роман. 1805г1809г 1812г Идет «охота» За Николаем Ростовым гонятся французы (Шенгра- бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19) Николай Ростов со своим эскадро- ном атакует французов, берет в плен офицера. (Том3, ч.1, гл.15) Николай Ростов охотится в своем имении на волка (т.2, ч.4,гл.3-6)


Охота–«забава» людей привилеги- рованного класса (с применением оружия) Война-«забава» политиков и людей, наделенных властью (их оружие- целая армия) Что объединяет понятия: война и охота? война и охота? Уничтожить (лишить жизни) Уничтожить (лишить жизни) Результат: военные трофеи, шкура убитого зверя.




Данило и старый граф «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то!..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то!..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» Как меняет охота привычные отношения людей, их иерархию?


«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.» Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?


В гостях у дядюшки после охоты «…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.» Описание волка «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и, слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно, как будто сказал он сам себе и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.» Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?


Сцена травли волка собаками «Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними. Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5) Почему автору важна сцена борьбы собак с волком? Какие ассоциации возникают, когда читаешь этот эпизод?


Травля волка заканчиваетс я «победой» Данилы Бородинское сражение 1812 год Травля зайца заканчиваетс я «победой» пса Ругая Итог сцены «охота» 1809 год «…Данило уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для охотников, и для собак, и для волка, что теперь все кончено.» «Долго еще они поглядывал- ли на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел рысцой за ногами лошади дядюшки.» Соотнесите моменты «победы» в сцене «охоты» с событиями романа. Кто настоящий победитель «сражений»? Народ Русскиймужик

Говоря о самом понятии “эпизод”, в первую очередь следует отметить, что это та или иная завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Роману “Война и мир” свойственна эпизодичность или, другими словами, сценичность. За счет этого автором достигается полнота всей картины жизни героев, их мировосприятие, психическое и душевное состояние, создается широкая картина действительности.
Эпизод охоты в Отрадном занимает особое место в романе, поскольку в нем подробно и достоверно показаны нравы дворян девятнадцатого века. Л. Н. Толстой во всех деталях рисует сборы и саму охоту. Любителей этого развлечения, по мнению автора, всегда охватывает “непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствие своей любовницы”.
Приготовления к охоте была всегда тщательными и серьезными. Л. Н. Толстой называет точное количество собак, которых сопровождало двадцать конных охотников. В дороге был встречен дальник родственник, небогатый сосед Ростовых. Тут же гончих “соединяли в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом”. Каждый из героев по-своему относится к этой забаве. Граф Илья Андреевич не был охотником по душе, но прекрасно знает охотничьи законы.
Толстой рисует всю панораму охотничьего действия не со стороны, а глазами участников этой забавы: “Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку…” Читатель становится невольным участником этих событий.
С новой стороны показан в этом эпизоде Николай Ростов, который очень увлечен гонкой за волком. Перед нами предстает человек, тонко и чувствительно воспринимающий все происходящее. Он с надеждой ждет, что волк побежит в его сторону, состояние героя близко к отчаянию. Николай молил бога, “чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины”.
В этом своем качестве Ростов похож на маленького ребенка, ему важно, чтобы один из псов на глазах у дядюшки вцепился в волка. “Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!” – думает он.
Появление волка стало совсем неожиданным для Ростова. Теперь молодой человек ничего не видит вокруг, он одержим только своим желанием: “Николай не смыкал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места…, он видел только волка”.
Герой боится, что волка затравит дядюшка и его охотники. Сейчас это были его единственные соперники. Когда пес Карай схватил жертву за горло, это была самая счастливая минута для Николая во всей его жизни. Ростов с отчаянием закричал, когда Карай с ощетинившейся шерстью вылез из оврага. Каждый из охотников пытался заколоть волка, но это удалось сделать только Даниле, который оказался самым отважным.
“С счастливыми, измученными лицами живого матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь” – охота закончилась успешно, и все ее участники поехали к месту общего сбора. Охотники съезжались со своими добычами и рассказами, все подходили смотреть на волка, который большими стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу, собак, людей, окружающих его.
Охота завлекает героев в разной степени. Если старому графу охота совсем неинтересна, то его сын Николай Ростов просто одержим ею. Азарт юноши схож с азартом ребенка, который очень хочет что-то получить, а если это не удается, то готов плакать и кричать. Николай считает своим долгом загнать матерого волка.
Толстой дает картину охоты в четырех главах. Автор вырисовывает каждого героя, каждое событие с удивительной точностью. Здесь особую роль играют детали, одно это не мешает динамичности сюжета. Толстой рисует нравы и забавы, которые привлекают дворян. Из этого эпизода мы узнаем, как жили и люди в то время, чем увлекались и “забавлялись”. Также мы видим героев романа в новой обстановке: не в салонах, светских приемах или на поле боя, а на природе, занятых общим делом.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод – это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Функционирование этого слова как литературоведческого термина связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало часть действия между выступлениями хора. Эпизод в Read More ......
  2. В романе-эпопее “Война и мир” есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе идеи о человеке, истории и Read More ......
  3. В романе-эпопее “Война и мир” есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе множество идей о человеке, истории Read More ......
  4. Лев Николаевич Толстой s романе “Война и мир” последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек – Пьер ранил на дуэли Долохова Read More ......
  5. Данный эпизод романа описывает момент “мирной жизни” в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай. Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в Read More ......
  6. Поражение под Аустерлицем произвело в Москве странное впечатление. Сначала все недоумевали и старались не говорить о войне. “Но через несколько времени… были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты”. Надо сказать, что среди этих причин, Read More ......
  7. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – один из самых “густонаселенных” романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вслед Read More ......
  8. В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года. Переправа через Неман-это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну Read More ......
Анализ эпизода “Охота в Отрадном” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Говоря о самом понятии «эпизод», в первую очередь следует отметить, что это та или иная завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Роману «Война и мир» свойственна эпизодичность или, другими словами, сценичность. За счет этого автором достигается полнота всей картины жизни героев, их мировосприятие, психическое и душевное состояние, создается широкая картина действительности.

Эпизод охоты в Отрадном занимает особое место в романе, поскольку в нем подробно и достоверно показаны нравы дворян девятнадцатого века. Л.Н.Толстой во всех деталях рисует сборы и саму охоту. Любителей этого развлечения, по мнению автора, всегда охватывает «непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствие своей любовницы».

Приготовления к охоте была всегда тщательными и серьезными. Л.Н.Толстой называет точное количество собак, которых сопровождало двадцать конных охотников. В дороге был встречен дальник родственник, небогатый сосед Ростовых. Тут же гончих «соединяли в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом». Каждый из героев по-своему относится к этой забаве. Граф Илья Андреевич не был охотником по душе, но прекрасно знает охотничьи законы.

Толстой рисует всю панораму охотничьего действия не со стороны, а глазами участников этой забавы: «Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку...» Читатель становится невольным участником этих событий.

С новой стороны показан в этом эпизоде Николай Ростов, который очень увлечен гонкой за волком. Перед нами предстает человек, тонко и чувствительно воспринимающий все происходящее. Он с надеждой ждет, что волк побежит в его сторону, состояние героя близко к отчаянию. Николай молил бога, «чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины».

В этом своем качестве Ростов похож на маленького ребенка, ему важно, чтобы один из псов на глазах у дядюшки вцепился в волка. «Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!» - думает он.

Появление волка стало совсем неожиданным для Ростова. Теперь молодой человек ничего не видит вокруг, он одержим только своим желанием: «Николай не смыкал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места… , он видел только волка».

Герой боится, что волка затравит дядюшка и его охотники. Сейчас это были его единственные соперники. Когда пес Карай схватил жертву за горло, это была самая счастливая минута для Николая во всей его жизни. Ростов с отчаянием закричал, когда Карай с ощетинившейся шерстью вылез из оврага. Каждый из охотников пытался заколоть волка, но это удалось сделать только Даниле, который оказался самым отважным.

«С счастливыми, измученными лицами живого матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь» - охота закончилась успешно, и все ее участники поехали к месту общего сбора. Охотники съезжались со своими добычами и рассказами, все подходили смотреть на волка, который большими стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу, собак, людей, окружающих его.

Охота завлекает героев в разной степени. Если старому графу охота совсем неинтересна, то его сын Николай Ростов просто одержим ею. Азарт юноши схож с азартом ребенка, который очень хочет что-то получить, а если это не удается, то готов плакать и кричать. Николай считает своим долгом загнать матерого волка.

Толстой дает картину охоты в четырех главах. Автор вырисовывает каждого героя, каждое событие с удивительной точностью. Здесь особую роль играют детали, одно это не мешает динамичности сюжета. Толстой рисует нравы и забавы, которые привлекают дворян. Из этого эпизода мы узнаем, как жили и люди в то время, чем увлекались и «забавлялись». Также мы видим героев романа в новой обстановке: не в салонах, светских приемах или на поле боя, а на природе, занятых общим делом.

Часть четвертая

Рассуждение автора о праздности. Он напоминает, что праздность была «условием блаженства первого человека до его падения». Но по нравственным свойствам мы не мо­жем быть праздны и спокойны. И если бы «человек мог най­ти состояние, в котором он, будучи праздным, чувствовал бы себя полезным и исполняющим свой долг, он нашел бы одну сторону первобытного блаженства». Вот в этой празд­ности и пребывают военные, это и является привлекатель­ным в военной службе.

Служба Николая Ростова в Павлоградском полку. Он теперь был «загрубелым» добрым малым, которого люби­ли и товарищи, и начальство, и подчиненные, он был счаст­лив своей жизнью. Письма к нему родных о расстройстве дел и с просьбами приехать домой. Страх Николая выйти из привычных условий жизни. Но в то же время он чувство­вал, что рано или поздно ему придется вернуться к преж­ней жизни. Письмо старой графини к сыну и его решение ехать в отпуск. Мать писала ему, что, если он сейчас же не приедет, все имение пойдет с молотка и все пойдут по миру. Проводы Ростова товарищами. Эти проводы стоили Ростову пятнадцати рублей подписки. Приезд Николая в Отрадное. Николай постепенно вживается в старый мир дома, в кото­ром все было по-старому, только отец с матерью немного по­старели. Разговор Николая с Наташей о князе Андрее. Ро­стов высказывает Наташе неудовлетворение тем, что свадь­ба отложена на год. Но Наташа резко ругает брата за такие слова. Мать так же недоверчиво, как и Николай, смотрит на брак Наташи с князем Андреем, но всякий раз заключа­ла разговор словами: «А впрочем, бог даст, все и хорошо бу­дет, он отличный человек».

Вмешательство Николая в дела хозяйства. На третий день после приезда Николай идет к Митиньке и требует от него «счеты всего», хотя что это, он и сам не вполне пони­мает. Избиение Митиньки за то, что он не вписал семьсот рублей. Объяснение старого графа с сыном. Старый граф оправдывает Митиньку. Николай говорит, что, ежели дело так дальше пойдет, он ничего не будет делать. Граф, испу­гавшись, просит не бросать дела. Николай уничтожает век­сель Анны Михайловны на 2 тысячи рублей, который хра­нился у графини.

Охотничья погода. Сначала было холодно, но потом по­теплело. Это было лучшее утро для охоты. Сборы Николая на охоту. Разговор с Данилой. Николай говорит тому, чтобы он собирался на охоту, покормив предварительно собак. На­таша заявляет брату о своем решении ехать на охоту. Она упрекает его в том, что он не сказал ей об охоте, а ведь это ее самое большое удовольствие. Николай говорит, что ма­менька не разрешает, но Наташа стоит на своем, Николай уступает.

Охота Ростовых в поле. Встреча с дядюшкой. Это был дальний небогатый родственник Ростовых. Он соединяется с Ростовыми, и они теперь едут на охоту вместе. Старый граф на охоте. Все, принимающие участие в охоте, встают на свои места. Старый граф, хоть и не был в душе охот­ником, но при этом знал твердо охотничьи законы. Из-за своей рассеянности, а также болтовни с Семеном граф упу­скает волка, который внезапно показывается из леса. Волк уходит кустами, так что ни один охотник не может пере­хватить его.

Николай в ожидании зверя. Он всякую секунду ждет на свою сторону зверя. Молитва Ростова. Он просит Бога, чтобы тот сделал так, чтобы волк выбежал на его сторону, и тогда он будет самым счастливым человеком на свете, хотя и нет у Николая особой надежды на это. И вдруг перед Николаем пробегает волк, очевидно уверенный в том, что его никто не видит. Травля волка. С минуту Ростов думает, пускать или не пускать собак. Решает пускать. Собаки бо­ятся подойти к матерому волку близко. Ростов переживает, что он уйдет. Карай, собака Николая, нагоняет волка, вце­пляется ему в горло, но, так как сам Карай был ранен, вол­ку удается убежать. Наконец силами всех охотников волка удалось поймать.

Продолжение охоты. Травля лисы. Когда лиса пробе­гала около Николая, из леса выезжают несколько незнако­мых охотников и отбивают лису. Столкновение охотников Ростова с илагинским охотником. Илагин, сосед Ростовых, был с ними в ссоре, но охотился всегда в местах, принад­лежавших Ростовым, а теперь как нарочно устроил подоб­ный инцидент. Николай от всей души в этот момент ненави­дел соседа, а потому был готов на самые решительные дей­ствия против него. Встреча Николая с соседом Илагиным. В Илагине Ростов увидел доброго, учтивого барина, кото­рый предлагает ему и Наташе проехать в его угорь. Взаим­ные суждения охотников о собаках. Николай и Илагин хва­лят собак друг друга. Вдруг раздается крик «Ату его!», что означает травлю зайца. Новые знакомые решают вместе травить этого зайца. Совместная травля зайца. Заяц попал­ся матерый и резвый, его никак не могут поймать. Волне­ние охотников возрастает, так как собаки обоих охотников вместе бегут за зайцем, Ростов и Илагин хотят, чтобы имен­но его собака нагнала и задрала добычу. Но тут показывает­ся дядюшка Ростовых, и Ругай — его кобель, которого Ни­колай считал соперником своей Милке, — берет зайца.

Николай с Наташей у дядюшки. Дядюшка жил в де­ревне Михайловке. Анисья Федоровна — женщина лет со­рока, толстая, румяная, красивая. Она принесла кушанья Ростовым, которые были очень голодны с дороги. Дядюш­ка Михаил Никанорыч во всем околотке своем имел репу­тацию чудака, благороднейшего и бескорыстного. Но он никогда не служил, хотя ему предлагали. Наташа слышит чью-то великолепную игру, доносившуюся из коридора. Это играл Митька на балалайке. Наташе эта музыка ка­жется самой чудесной на всем свете. Игра дядюшки на ги­таре. Пляска Наташи. Она плясала, как плясали всегда на Руси, в ней было то, что было в Анисье Федоровне, в мате­ри Анисьи и многих предшествующих поколениях. И не­понятно было, где Наташа, воспитанная француженкой-эмигранткой, умудрилась набраться всего этого. Пение дя­дюшки. Он пел, как поет народ, с тем «убеждением, что в песне все значение заключается в словах, что напев сам собою приходит и что отдельного напева не бывает, что напев — так только, для складу». Возвращение Николая и Наташи домой. Наташа чувствует себя абсолютно счаст­ливой. Николай тоже счастлив. Он думает о том, что тако­го друга, как Наташа у него больше никогда не будет, так зачем же ей выходить замуж?

Глава VIII.

Расстройство состояния Ростовых. Толки о продаже ро­дового дома и подмосковной усадьбы. Но, несмотря на это, жизнь в доме продолжалась прежняя, так как Ростовы не могли себе представить ее иной. Проект старой графини для поправления дел женить Николая на богатой невесте. Она прямо пишет Карагиной в Москву о женитьбе Николая на Жюли и получает положительный ответ. Разговор старой графини с сыном о его женитьбе на Жюли Карагиной. Ни­колай спрашивает мать, что, если бы он полюбил прилич­ную девушку, но без состояния, она бы потребовала пожерт­вовать его чувствами? Графиня путается в ответе, ведь она не хотела жертвы от сына, а сама была готова жертвовать для него. Отказ Николая от этой партии и его сближение с Соней. Графиня злится за это сближение на Соню, так как та была слишком безупречна. Князь Андрей по-прежнему находится в отъезде. По истечении четвертого месяца его отсутствия на Наташу стали находить приступы грусти, с которой она уже не могла справиться. В доме Ростовых было невесело.

Святки в доме Ростовых. Они б;ыл скучны и неинтерес­ны. Настроение Наташи — грусть о женихе. Она говорит, что ей его надо в сию минуту. Она ходила по дому и раздава­ла всем задания, чтобы хоть что-то делать. Все ей казалось бессмысленным, скучным. Она не находит себе места. На­таша думает, что, возможно, он вообще больше не приедет, что она стареет, что когда вернется, в ней уже не будет того, что есть сейчас.

Николай, Соня и Наташа в диванной. Наташа спраши­вает Николая, было ли в его жизни так, что все вокруг ка­жется таким грустным, что ничего не будет. Тот отвечает, что бывало. Воспоминания о прошлом. Наташа и Николай о многом вспоминают, привлекая к тому же Соню, но она многого не помнит из того, что помнят они, а то, что пом­нит, не вызывает в ней поэтического чувства, которое испытывают Наташа с Николаем. Пение и слезы Наташи. Все слушали с замиранием сердца, а старая графиня думала, что в Наташе есть чего-то слишком много, от чего она не бу­дет счастлива. Приход и пляски ряженых. Николай, Ната­ша, Соня и Петя наряжаются и решают ехать к соседям. На­таша и Соня были гусарами, Николай — старой барышней, Петя — турчанкой. Больше всего костюм подходил Соне, они была просто очаровательна. Святочное веселье молоде­

жи. Поездка на тройках в Мелюковку. По дороге Николай понимает, что любит Соню.

Молодежь Ростовых у Мелюковых. Всех развеселили Ростовы, и через несколько минут вся молодежь Мелю­ковых была наряжена в разнообразные костюмы. Пляски и игры ряженых. Все ряженые, уверенные в том, что их никто не узнает, вели себя очень раскованно. Сначала тан­цевали русские танцы, затем принесли веревочку, кольцо и рублик и устроили общие игры. Затем все садятся за стол. Разговоры о святочных гаданиях. Одна барышня говорит, что гадать в бане — вот это действительно страшно. Особен­ное оживление Сони при этих словах. Николай не сводит глаз с Сони, он понимает, что только теперь, в этих пробоч­ных усах, Соня стала настоящей, и он вполне ее узнал. Соня идет к амбару гадать и встречается во дворе с Николаем. Они поцеловались и, счастливые, вернулись в дом с разных сторон крыльца.

Возвращение молодежи Ростовых домой. В дороге Ни­колай вглядывается в новое, но вместе с тем знакомое лицо Сони и решает больше никогда с ней не расставаться. Те­перь они говорят друг другу «ты». Разговор Николая с На­ташей о решении жениться на Соне и одобрение Наташи. Мечты подруг о будущем счастье. Они мечтают о том, как они будут счастливы замужем, как их мужья будут друж­ны. Гадание Наташи и Сони. Наташа долго смотрит в зерка­ло, но ничего в нем не видит и отходит расстроенная. Соня видит князя Андрея, вернее, ей кажется, что она его виде­ла. Он обернулся к ней. Кроме того, она видит еще что-то синее и красное. Наташа говорит, что боится за него и за себя, ждет встречи с ним.

Глава XIII.

Николай объявляет матери о своем желании жениться на Соне. Противодействие графини и ее попреки Соне. Гра­финя говорит, что Николай может жениться на ком угод­но, но ни она, ни отец не дадут благословение на этот брак. Граф стал кротко увещевать сына отказаться от этой затеи, но Николай объявил, что не намерен отказываться от свое­го решения. Граф молчал, так как понимал, что это он вино­вен в невозможности этой свадьбы из-за расстроенных дел Ростовых. Соню графиня обвинила в том, что она замани­вает Николая. Соня готова была пожертвовать всем, но не понимала, что в данный момент от нее требуют. Объясне­ние и ссора Николая с матерью. Графиня называет Соню ин­триганкой. Николай, разозленный этим словом, хотел уже было порвать с матерью, но вмешалась Наташа, которая не позволила Николаю совершить ошибку. С ее помощью пришли к заключению, что Соню никто в доме не будет при­жимать, но и Николай ничего не будет предпринимать без позволения матери. Отъезд Николая в полк. Там Николай хотел привести свои дела в порядок, выйти в отставку и, вернувшись домой, сразу же жениться на Соне. Соня печа­лится из-за отъезда Николая и из-за того, что графиня, хоть и старается, но не может не говорить с ней враждебным то­ном. Наташа, сначала легко переносившая разлуку с же­нихом, теперь начинает думать, что лучшее время, которое она могла бы потратить на любовь к нему, пропадает даром. Ее злят письма князя Андрея, так как в то время, когда она живет только ожиданием его, он живет настоящей жизнью, знакомится с новыми людьми, видит новые места. Отъезд старого графа, Наташи и Сони в Москву.


На этой странице искали:

  • война и мир 2 том краткое содержание
  • война и мир 2 том 4 часть краткое содержание
  • краткое содержание война и мир 4 том
  • война и мир краткое содержание 2 том
  • краткое содержание война и мир 2 том 4 часть