Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Алтайские тайны. Тайны алтайских гор

Алтайские тайны. Тайны алтайских гор

Когда Бог решает исцелить человека, он его в место Силы приводит.

Сан Лайт

Если Вы готовы отправиться на поиски своего истинного Я, Вы получаете редкий шанс совершить реальное духовное путешествие вглубь собственной личности.

Земля - это живое и очень разумное существо. И как у любого проявленного и разумного существа у Земли есть не только физическая оболочка, но и энергетическое тело, чувства, разум и дух.

Энергетические каналы, пронизывающие тело планеты, очень напоминают те, что проходят по энергетическому кокону самого человека. Эти энергетические «капилляры» Земли, по которым циркулирует Сила - своеобразная «кровь» нашей планеты - иногда выходят на поверхность, образуя в местах выхода зону повышенной концентрации психической энергии.

Горный Алтай - это не только «легкое» планеты и экологически чистая зона нашего полушария, но и эзотерическое, культовое место. Алтай - это огромная электростанция психической силы. Космические энергии здесь столь высоки, что с людьми происходят преображения. Горный Алтай изобилует местами Силы. Под воздействием этих мест происходит расширение сознания, оздоровление организма, открываются скрытые способности. И паломничество в такое благое место подобно свиданию с Богом, после которого решается большинство ваших проблем. Ибо Пространство Духа способно дать человеку гораздо больше, чем он предполагает даже в самых возвышенных своих мечтах. Ведь в таких благотворных местах к человеку приходит мудрость, любовь и душевное спокойствие. Бодрость и сила. Безмолвное знание и здоровье…

Вам предстоит окунуться в волшебный мир самых удивительных и загадочных мест Горного Алтая.

Уникальная и первозданная природа, где все живет в гармонии и единстве, удивит Вас в путешествии по Горному Алтаю. Головокружительная красота горных перевалов, вечные снега со сверкающими шапками горных вершин, величие тайги, альпийские луга с легендарными эдельвейсами и ароматом цветов и трав и экзотическое зрелище - верблюды в степи на фоне заснеженных гор… Вдоль Чуйского тракта изобилие наскальных древних рисунков - петроглифов. Здесь привычная часть пейзажа - курганы, древнетюркские оградки и каменные изваяния. Неподвижно стоят они многие тысячи лет, словно оберегают чей-то покой…

Вы познакомитесь с алтайским бытом, увидите настоящие аилы, попробуете национальные блюда и напитки. Энергией Воды Вас наполнят целебные родники и прекрасные водопады, стремительные реки и изумительной красоты озера. Магия алтайских шаманов заворожит Вас в обрядах очищения и знакомства с Духами Гор. Таинство благодарения Стихиям Вы постигнете у буддийской ступы. А около ступы любые действия приобретают силу в тысячу крат больше!

Испытать себя, ощутить себя один на один с природой, обрести внутреннюю свободу и чистоту Духа - вот лишь часть того, что даёт Вам сказка по имени Алтай. Красивая, богатая и загадочная земля, щедрая ко всем, кто хочет узнать ее поближе. И Вы будете возвращаться сюда снова и снова для обретения радости, любви и гармонии!

Маршрут Тура
"Загадки Алтая. Путешествие к местам Силы" - Тур из цикла - "Познание себя"
21 - 28 июня 2019 год

День

Описание маршрута

Прибытие в Горно-Алтайск (аэропорт) или Барнаул. Далее трансфер до туркомплекса «СТИК ТРЕВЕЛ». Размещение. Ранний завтрак. Отдых. Знакомство с базой. Обед. Прогулка по окрестностям, к озеру Ая. Аурадиагностика, консультация по результату. Ужин. Вечер знакомства. Экология тура.

Завтрак. Поездка к целебному источнику Аржан-Суу, водопаду Камышлинский. Карта дня, индивидуальные задачи и цели при работе с Местами Силы Воды на порталах активации. Обед. Ужин. Вечерняя активация.

Завтрак. Поездка на Чемал, энергии слияния рек Катуни и Чемала, остров Патмос, храм Иоанна Богослова. Работа с Местами Силы Воды и Эфира. Чемальская пирамида. Храм Калачакры. Храм Урана. На тонком плане - город, космодром. Энергии Плеяд. Очищение, эмоции отпускания и подзарядка. Карта дня - индивидуальные ресурсы. Ужин.

Завтрак. Поездка на перевалы Семинский к реликтовым кедровым лесам и Чике-Таман, святилищу нескольких эпох Калбак-Таш, месту слияния рек Чуи и Катуни, Красным воротам, порогу Бегемот, Северо-Чуйским белкам (вечные снега), Курайской долине. Медитация-активация у подножия Северо-Чуйского хребта. Ужин на трассе.

Завтрак. Пешеходная прогулка к энергетическим разломам к вершинам Чертов палец, голова шамана. Медитация на Месте Силы Земли. Расширение сознания в Потоке энергий Земли, соединение с силами Земли. Карта дня - индивидуальная задача на медитацию. Обед. Подъем на вершину Малая Синюха на высоту более 1000 м, с которой открывается прекрасный вид на хребты Алтая и озеро Манжерок. Ужин. Индивидуальная работа по матрице рождения - цели и задачи воплощения (авторская методика).

Завтрак. Поездка на озеро Телецкое к водопаду Корбу, месту падения метеорита. Единение со стихией Земли, Воды и Эфира. Обед в горах. Карта дня - индивидуальная задача для гармонизации. Ужин на базе.

Завтрак. Создание мыслеобраза своего Намерения/Цели для его реализации в Парке Лабиринтов. Обед. Сплав на рафте по Катуни (3 часа). Стихия Воды и Эфира. Баня. Ужин. Общий сбор у костра. Энергии Огня и шаманского бубна.

Ранний завтрак. Отъезд в аэропорт.

Стоимость тура на человека 49400 руб.

Даты проведения тура в 2019 году:

Июнь - с 21 по 28

В стоимость тура включено:

  • трансфер аэропорт-база-аэропорт (трансфер из аэропорта г.Горно-Алтайск)
  • проживание - двухместное размещение в категории «стандарт»
  • питание комплексное вегетарианское на базе «СТИК ТРЕВЕЛ», питание на маршрутах
  • программа тура

Возможный состав группы: от 10 человек.

Телецкое озеро.

Телецкое озеро традиционно считается одной из наиболее популярных туристских достопримечательностей Алтая. Фотографии с его видами заполняют каталоги турагентств и иллюстрированные альбомы. Сюда приезжают в составе туристских групп, для отдыха на турбазах.

Живописное Телецкое озеро по-алтайски называется Алтын-Кель, что означает "золотое озеро". По легенде, когда-то на Алтае был сильный голод. Один бедняк нашел кусок золота размером с конскую голову и, в надежде обменять его на что-нибудь съедобное, отправился по сёлам. Но никто не мог дать ему даже немного еды в обмен на драгоценный слиток. Тогда, раздосадованный и голодный, пастух поднялся на гору и выбросил своё сокровище в озеро. Но, тут же пожалев о содеянном, сам бросился в его волны и погиб.

Озеро недаром называют жемчужиной Алтая. Те, кто никогда не бывал на Телецком озере, с первых минут будут очарованы им. Кристально чистая вода и бескрайняя гладь самого красивого озера Алтая вызывают неизменный восторг. Уникальнейшее озеро. Другое его название - Алтын-голь, что в переводе обозначает "Золотое Озеро".

В Телецкое озеро впадает 71 река и бесчисленное множество мелких ручьев, а вытекает лишь Бия, которая рождается сразу широкой и полноводной и через 306 км, сливаясь с рекой Катунью, образует великую Обь. Самая крупная из впадающих в озеро рек - Чулышман.

Самый величественный водопад Телецкого озера - 12-метровый водопад Корбу - мощный поток, рядом с которым мгновенно забываются все житейские неурядицы. Вода срывается со скального уступа, грохоча и вспыхивая радугами. Брызги от водопада словно омывают душу и вселяют в нее умиротворение и ощущение незыблемости Мира. Самые смелые могут окунуться в его ледяную воду.

На Телецком озере и его окрестностях неинтересных мест просто нет. Что ни река, гора, камень, источник - то свое сказание, история или интересный научный факт.

Живописная бухта Каменный залив, окруженная хаосом огромных каменных глыб, привлекательна своей дикой красотой.
Две вершины горы Алтын-Ту господствует над южной частью Телецкого озера. В самом узком месте озера, почти напротив друг друга расположены два мыса - Нянскочь и Ажи. Это Драконьи ворота. Если смотреть издали, они кажутся примыкающими друг к другу. Если же подплыть ближе, берега медленно-медленно расходятся в стороны, словно створки старинных ворот, пропуская судно, а потом смыкаются за спиной. Легенда гласит, что Драконьи ворота пропускают к сокровищам Горного Алтая только людей, чистых душой.

Телецкое озеро по многим параметрам можно сравнить с озером Байкал: подобно последнему, в него впадает около 300 рек и вытекает лишь одна, вода прозрачная (в зимнее время озеро покрывается толстым слоем льда, расчистив который от снега, можно увидеть дно!) и очень холодная. Телецкое озеро богато рыбой, в т.ч. хариусом, тайменем, телецким ельцом, щукой. Восточная часть Телецкого озера входит в границы Алтайского государственного заповедника, который является основным научным центром по изучению природы прителецкого района. В северной части (село Артыбаш) находятся туристические комплексы.

Достопримечательности.

Гора Тялан-Туу. Невысокая (677 м.) вершина для несложного экскурсионного восхождения. Экскурсия продо
лжается 2 часа, а с вершины открывается живописный вид на Телецкое озеро.


Третья речка.
"Третьей" её называют экскурсоводы. На самом же деле название этой реки - Тебенек. Река интересна тем, что прорывается сквозь неглубокое ущелье каскадом небольших водопадов.

Каменный залив. Красивый небольшой залив, берега которого сложены из камней - от маленьких
камушков до огромных валунов. Существует несколько версий его происхождения. Смелая - залив образовался в результате падения метеорита, научная - залив - результат деятельности ледника и алтайская - богатырь Сартакпай метнул оземь дракона Дельбегеня и от него осталось лишь мокрое место.


Водопад Корбу.
Водопад (15 м.) в центральной части Телецкого озера.

Чемальская ГЭС - визитная карточка всего Чемальского района, первая ГЭС на Алтае находится на реке Чемал, в нескольких сотнях метров от места ее впадения в Катунь. Чемальская ГЭС построена в 1935 г. силами заключенных СибУЛОНА - Сибирского управ-ления лагерей особого назначения. На стройке работало до тысячи заключенных. Мощность станции небольшая, всего 500 лошадиных сил (около 400 квт.ч). Этой электроэнергии хватает сейчас только санаторию да нескольким жилым домам на его территории. А для того времени Чемальская ГЭС была очень мощной, она одна обслуживала все села Эликмонарского района. Вся система работает практически без ремонта уже почти 75 лет.

В 1969 г. во время большого паводка, здание Чемальской ГЭС было затоплено по самые окна, если спуститься в машинное отде-ление, то на южной стене вы увидите два портрета - Сталина и Орджоникидзе. На портрете Орджоникидзе видны коричневые сле-ды воды. В этот паводок она доходила до уровня верхних косяков здания, и на портретах, пребывающих на своих местах уже тоже почти 75 лет, осталась эта метка. После месяца ремонта оборудования (включая просушку обмоток) ГЭС опять уже работала и работает по сей день.

Рядом с Чемальской ГЭС туристам показывают источники "живой" и "мертвой" воды, рекомендуют испытать на себе действие "космоэнергетических столбов" и испробовать тарзанку.

Храм во имя Апостола Евангелиста Иоанна Богослова (Женский Монастырь на острове Патмос).

На Катунском острове Патмос, в живописнейшем месте, недалеко от от села Чемал, воссоздана копия старинного храма. Сам остров был освящен епископом Парфенцием в 1855 году. Ныне здесь расположен женский скит ап. Иоанна Богослова Барнаульского Знаменского монастыря.

Это место чрезвычайно популярно у туристов и отдыхающих. К острову ведет подвешенный на тросах узкий мостик, под которым в 10-15 метрах шумит Катунь и ощущения от такого перехода просто непередаваемы. Эти ощущения усиливает табличка, висящая неподалеку от моста, которая запрещает нахождение на мостике одновременно более 8 человек.

На каменном острове, вознесшемся над водами Чемала, возведена часовня, с которой люди связывают чудесные явления. Впервые на этом месте церковь была построена в 1849 году. Утверждают, что еще раньше на острове уединенно жили монахи. По почину одного из них - Иоанна - и была возведена часовенка. Она получила имя ангела-хранителя монаха - Иоанна Богослова. А остров с тех пор и поныне именуется Патмос - на греческом острове с таким же названием жил Иоанн Богослов.

Еще до появления часовни Макарием Глухаревым, известным миссионером, основателем Алтайской духовной миссии, принесшим православие в Горный Алтай, был сооружен небольшой монашеский скит. После революции часовенку и келью сожгли, головешки сбросили в реку. Спустя полтора века храм был воссоздан. Это сделал московский журналист Виктор Павлов. Он появился в селе Чемал в 1991 году. Спустя десять лет, 10 января 2001 года, на Патмосе были освящены храм и монашеская келья. А на берегу Катуни появился женский монастырь, соединенный с островом изящным подвесным мостиком.

Уже одно возрождение храма можно считать чудом. Однако монахини и прихожане стали замечать в этом намоленном
месте новые чудеса. Например, на их глазах обновилась деревянная икона Божьей Матери. Она попала в храм в удручающем виде, лика иконы практически не было видно. Виктор Павлов намеревался отдать ее в реставрацию, но прежде ее разместили в часовне. И она стала самовосстанавливаться. Прорезался лик, проявились прежде размытые одеяния, изображения цветов. Словно кто-то рисует икону, хотя рука художника-реставратора ее не касалась. А размещенная по соседству икона мироточит. На лице, скрытом за стеклом, появились мелкие-мелкие капельки влаги. Послушницы храма поначалу были удивлены: кажется, усердно протирают икону, а на ней какие-то пятна. Пригляделись и ахнули. Мироточит! Местные священники утверждают, что эта икона еще и слышит. То есть у нее можно просить то, что человек желает. По словам священников, на острове Патмос Господь показывает, как нерукотворно рисуются иконы и как они плачут. Это указание Бога на то, чтобы люди каялись в своих грехах, шли в храмы. Недаром именно в часовню Иоанна Богослова стремятся молодожены для венчания. Здесь исполняют все церковные требы. Недавно руками одной монахини в скале, у входа в часовню, был изготовлен вертеп - место рождения Христа.

Однако на этом чудеса не завершаются. Есть здесь еще одно рукотворное чудо. Называется оно билами. Билы - предшественники церковных колоколов. Они представляют из себя металлические пластины, разные по размеру. Когда по ним ударяют специальными колотушечками, над селом Чемал долго висят необыкновенные звуки.

Посетители храма могут увидеть абрис Божьей Матери с ребенком на руках и нимбом над головой. Это видение открывается при взгляде на небольшую скалу, возвышающуюся на острове Патмос. По местным поверьям чудесная скала - также указание Божье на святое место на алтайской земле.

Чуйский тракт.

Чуйский тракт на карте он обозначен как трасса федерального значения М-52, пересекающая Алтай с северо-запада на
юго-восток и соединяющая Россию с Монголией. Это одна из немногих асфальтированных дорог в Республике Алтай, однако качество покрытия приятно удивляет. Начинается Чуйский тракт в городе Бийске, за мостом через реку Бию. Однако, начало это символично - непосредственно нулевой километр трассы М-52 находится в Новосибирске.

История Чуйского тракта - это история торговли между Россией и Монголией. Первые письменные упоминания о тракте относятся к концу 18 века, когда первые русские купцы проникли в долину реки Чуй, неподалёку от Курайской степи.

Последующее укрепление торговых связей привело к появлению первых купеческих перевалочных баз - путь из Бийска в Монголию был долгим, и многие купцы могли остаться на зиму на такой базе. Но в основном это были склады для товаров. Именно такова история возникновения села Кош-Агач - самого крупного села на юге Алтая. Датой его основания считается 1801 год, когда купцы Хабаров и Токарев построили здесь первые склады. В 1864 г. в Кош-Агаче насчитывалось 10 складов и жилой дом купца Гилёва. Такая же история возникновения у сёл Хабаровка и Шебалино, неподалёку от перевалов Чике-Таман и Семинский.

В то время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом. Особенно тяжелым был участок от Хабаровки до Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом.

Первая дорога Хабаровка - Кош-Агач, пригодная для повозок, была построена к конце 19 века. Позже она совершенствовалась, однако, из-за длительного отсутствия ремонтных работ, к 1914 году Чуйский тракт находился в плачевном состоянии.

Летом 1914 года на Алтай была отправлена экспедиция, целью которой было составление плана строительства новой дороги. Работа этой экспедиции была прервана революцией и гражданской войной, и лишь в конце 20-х годов 20 века началось строительство дороги.

Строили дорогу раскулаченные крестьяне. В общей сложности здесь работало 10-12 тысяч заключенных, которым к 1934 году удалось закончить строительства большей части тракта. Летом 1934 года состоялся первый автопробег, а 1935-1936 годах введены в эксплуатацию мосты через Бию, Ишу и Катунь. Особо интересен мост через Катунь в селе Иня. Построенный в 1936 году по проекту С.А. Цаплина, это - первый в мире висячий двухкабельный мост. Позже технологию строительства таких мостов переняли американцы и используют её до сих пор (К примеру, знаменитые "Золотые Ворота" в Лос-Анжелесе).

В последующие годы Чуйский тракт многократно ремонтировался и совершенствовался, и на сегодняшний день это современная дорога с качественным покрытием. Только одно различие существует между Чуйским трактом и сотнями других дорог России... Это истории и легенды. Именно поэтому Чуйский тракт - не просто дорога. Чуйский тракт - это одна из достопримечательностей Алтая.

Красные ворота.

Красивое место, которое своим названием обязано, во-первых, узкому перешейку между гор, а, во-вторых, красноватому оттенку гор. Красный цвет скалам придает киноварь (ртутная руда), которая в большом количестве содержится в местных породах.

Недалеко от поселка Акташ находится красивое ущелье и каскад небольших водопадов. Чуть далее ущелье резко сужается, пока окружающие горы практически на смыкаются друг с другом, оставляя пространство между собой всего несколько десятков метров - здесь между гор пробито место для дороги. Это место и называется Красные Ворота. Дорога здесь проходит прямо между двух стен высотой несколько десятков метров. С больших каменных валунов открывается красивый вид на расположенный ниже каскад горной реки.

Семинский перевал

Семинский перевал - популярное место среди туристов и отдыхающих. Также это самая высокая точка Чуйского тракта. Его высота равна 1894 м (по другим данным 2200 м) над уровнем моря. Подъем на Семинский перевал имеет длину 9 км, а спуск 11 км. Однако и подъем и спуск не так эффектны, как например у перевала Чике-Таман, хотя имеют гораздо большую длину. Старое алтайское название Семинского перевала - Дьал-Менку.

Растительность Семинского перевала очень разнообразна. Здесь представлена основная
часть растений Горного Алтая. Кедровая тайга перемежается с субальпийскими лугами и горным разнотравьем. Вдали от дороги можно встретить поляны, покрытые цветущим маральим корнем. На вершине перевала пестреют альпийские луга, а далее кустарниковая тундра, поросшая ерником - низкорослой березкой и альпийскими ивами, с полянами белоснежной пушицы. Дорога проходит среди кедровых рощ, и в августе месяце на вершине перевала стоят многочисленные продавцы, продающие шишки, кедровые орехи, настойки из корней. Здесь же готовят и продают великолепный шашлык.

В ознаменование 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России в 1956 г. на высшей точке перевальной дороги через Семинский хребет установлен памятный обелиск. Отсюда открывается живописная панорама голубого Алтая, горы Сарлык (2507 м), кедровой рощи. От Семинского перевала начинается 11-километровый спуск в долину реки Урсул, к селу Туэкта. Раньше дорога через старый Семинский перевал находилась правее (примерно на 10 км) и спускалась в верховья реки Песчаной, а затем через небольшой перевал Каменное седло выходила к Теньгинскому озеру и к селу Теньга.

Семинский перевал является своеобразной границей "организованно-цивилизованного" и "дико-экзотического" туризма. В деревнях, расположенных на Чуйском тракте за Семинским перевалом все чаще видны традиционные алтайские постройки, а алтайское население начинает преобладать над русским. После перевала туристические базы и комплексы постепенно сходят на нет и уступают место первозданной природе, практически не тронутой человеком. Седовласый старик Алтай вступает в свои права, и вы приглашаетесь в его горные владения!

Перевал Чике-Таман

Перевал Чике-Таман расположен на Чуйском тракте за перевалом Семинским. Высота перевала Чике-Таман составляет 1460 м, однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким. У тех, кто проезжает по этому перевалу впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто захватывает дух! Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину. Но, несмотря на всю свою зрелищность, "Чике-Таман" переводится с алтайского языка как "плоская подошва"!

Северные склоны Чике-Тамана сплошь покрыты маральником. Ранней весной на южных склонах расцветают желтые алтайские тюльпаны. В районе перевала Чике-Такан Чуйский тракт в прежние времена был очень сложным и опасным для лошадей, за что не единожды был обруган ямщиками "Ета не Чекетаман, а Черт-атаман, сорок восемь грехов". В этом все сказано, вылита вся желчь наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и погубившего здесь, может быть, не одну лошадь.

На седловине Чике-Тамана стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые тряпочки. Это так называемое шаман-
дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на перевалах, у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет впереди.

Большие ремонтные работы на Чике-Тамане были начаты в 1924-1925 гг., а в 1927 г. тракт был проложен по новой трассе. Новая дорога, по которой ездят сегодня, была пущена в строй в 1984 г., и уже трудно представить, что еще несколько десятилетий назад этот перевал был одним из самых тяжелых и опасных испытаний для путников. С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на громады горных хребтов, скалы и на старую дорогу, петляющую внизу.

Каменные стелы и петроглифы в районе поселка Иня.

За селом Иня, расположенном на Чуйском тракте, в нескольких десятках метров справа от дороги находятся четыре каменные стелы. Две из них довольно большого размера - более 2 метров, а две поменьше. Возможно, они использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. В нескольких метрах от стел находится
курган. Примечательно то, что вокруг находится огромное поле, на котором нет никаких камней, из которых мог бы быть возведен этот курган. Откуда были взяты для его строительства камни - неизвестно. Также остается загадкой откуда были взяты каменные глыбы для изготовления самих стел.

По свидетельству археологов, здесь же раньше стояло еще одно каменное изваяние, относящееся к энеолитической эпохе. Его верхняя часть была отбита уже в наше время и сейчас находится в Краеведческом музее Горно-Алтайска. Все стелы обращены символическими лицами на север и стоят неподвижно уже тысячи лет, словно оберегают чей-то покой.

На правом берегу реки Чуя, между селами Иня и Иодро, на скалах вдоль дороги практически непрерывно на протяжении 10 км встречаются древние на-скальные рисунки-петроглифы. В целом здесь находятся более 3 тыс. разно-временных изображений от эпохи бронзы до Средневековья и 20 рунических древнетюркских надписей.

Место это получило название урочища Калбак-Таш. Буквальный перевод - «плоский, расширенный, висячий камень,
гора". Впрочем, на некоторых картах оно обозначено как "Бом-Таш". Комплекс петроглифов находится на скалах из зеленовато-коричневых сланцев недалеко от дороги, с левой стороны. Удивительно, что кроме символических рисунков животных и людей, на многих рисунках изображены объекты, по форме напоминающие современные космические корабли с капсулой прикрепленной к корпусу вверху и большими языками
пламени снизу! Невольно задумываешься о том, что наши далекие предки были частыми свидетелями космических полетов. Рисунки "Космических кораблей" нарисованы крупнее нежели изображения животных и людей. Они расположены на горизонтальных плитах и поэтому их очертания более размыты - в силу большего воздействия природных факторов и постепенного стирания обувью людей, побывавших здесь за многие века. Из-за этого трудно передать эти рисунки с помощью фотоснимков, но при визуальном осмотре они буквально
завораживают!

Примерно в 2 км от наскальных рисунков стоит изваяние каменного воина с четко изображенным лицом и рукой, сжимающей меч. За изваянием, в небольшом распадке в 200-300 м от дороги находится еще одна писаница. Возраст каменных изваяний и рисунков - несколько тысяч лет!

Курайская степь.

Курайская степь отличается суровым климатом: непродолжительные жаркие летние дни сменяют снежные вьюги и суровые холода. Резкую разницу температур в летнее и зимнее время, а также днем и ночью объясняют не столько высотным положением степи, сколько сильным выхолаживанием при безоблачном небе. Это же явление характерно и для Чуйской степи.

Курайская степь расположена в большой межгорной котловине и окружена хребтами. Высота над уровнем моря 1500-1600 метров. По степи течет река Чуя, которая здесь довольно спокойная и не такая бурная, как ниже. От села Мены видны вершины
Северо-Чуйского хребта.

Чуйский тракт проходит сквозь сухую Курайскую степь, усыпанную мелкой и крупной галькой. Здесь, не доезжая Чуйской степи, уже чувствуется влияние сухой Монголии. Вокруг редкая и невзрачная растительность с преобладанием полыни и колючек. Слева пустынную степь окружают очень красивые скалы-складки розового цвета, а справа - снежные вершины Северо-Чуйского хребта.

За небольшим селом Курай находятся несколько больших раскопанных курганов. В одном из курганов, раскопанном в 30-х годах, были найдены останки знатного тюрка в колоде с сопровождающим погребением трех убитых лошадей и, предположительно, раба. Среди вещей, положенных в могилу, были найдены серебряный кувшин и поясной наконечник с руническими надписями. Чуйский тракт устремляется вдаль среди пустынного пейзажа Курайской степи. Немного не доезжая села Чаган-Узун, справа расположена уникальная для этих мест тополиная роща. Здесь в реку Чую с левой стороны впадает река Чаган-Узун. В 2-3 км выше по течению Чаган-Узуна были обнаружены наскальные рисунки.

В Курайской степи, на левом берегу Чуи, в урочище Тете, был найден один из самых известных памятников Горного Алтая - каменное изваяние кезер, символ искусства тюркского периода. Этот шедевр работы древнего мастера вызывает восхищение: прекрасно переданы черты лица, борода и усы грозного воина в головном уборе и с кольчатыми серьгами в ушах, который держит в согнутой правой руке сосуд. Фигура кезера объемна. Высота изваяния более 1,5 м, толщина в поясе 0,75 м. К сожалению, сегодня увидеть древнего каменного воина в его "родной стихии" нельзя: изваяние было вывезено из Курайской степи и теперь хранится в фондах Горно-Алтайского республиканского краеведческого музея.

Тавдинские пещеры.

Напротив источника Аржан-Суу и поселка Известняковый на противоположном (левом) берегу реки Катунь расположены знаменитые Тавдинские пещеры. К ним можно попасть переехав через Катунь по мосту, ведущему в туркомплекс "Бирюзовая Катунь".

Свое название пещеры получили от названия деревни Тавда (второе название - Талда), ранее располагавшейся неподалеку от этих мест. Протяженность скал с пещерами (которых здесь более 30) составляет около 5 км. Пещерные отверстия
находятся в отвесных скалах и утесах, но добраться до них нетрудно. В нескольких пещерах исследователями наблюдались следы недавнего обитания в них людей. Либо в пещерах кто-то урывался во время гражданской войны, либо там ранее скрывались пустынники-страообрядцы. С 1960 годов пещеры привлекают внимание спелеологов и карстоведов со всей страны.

В пещере, известной под названием "Большая Тавдинская" сделаны археологические находки. Другое название этой пещеры - Девичьи слезы. Это наиболее посещаемая туристами пещера в Тавдинском массиве. Нижние входы в нее находятся в 70-80 км от дороги и видны в просветы между деревьями. Главная галерея довольно просторна и постепенно поднимается. Перепад от самого нижнего входа к высшему составляет 23 метра. На последнем 40-метровом участке, перед самым высшим входом, галерея, возвышаясь, закручивается спиралью, перекрывая свою нижнюю часть и образуя уступ. В далеком прошлом Тавдинские пещеры служили жильем для человека. Во время археологических раскопок в них были обнаружены предметы гончарного производства, рыболовные принадлежности. Найдены также
предметы, относящиеся к эпохе бронзы. Уникальна Тавдинская карстовая арка. Она представляет редкую форму - остаток свода карстового туннеля или пещеры, имевший первоначально вид широкого пролета - моста, а позднее - арки. Тавдинская арка находится на высоте около 80 метров над уровнем воды реки Катунь. Ширина сквозного отверстия арки колеблется от 3 до 13 метров, высота - от 3 до 5 метров. Свод арки, толщиной 5 метров, покрыт редкой травяной растительностью и соснами С 1996 г. Тавдинская карстовая арка имеет статус памятника природы.

Характер использования Большой Тавдинской пещеры до конца так и не выяснен, но многие ученые считают, что, скорее всего, пещера была святилищем.

Сразу несколько мощных мест Силы находится на самой высокой горе Алтая - Белухе. Белуха - священная для многих
народов гора. Алтайцы зовут её Уч-Сюмер, что в переводе значит «Трёхглавый», хотя на самом деле у Белухи две вершины - Западная (4435 м.) и Восточная (4506 м.). Даже летом эта гора почти полностью укрыта вечными снегами, и поэтому её второе название - Ак-Сюмер («Белая голова»). Третье название - Кадын-Баши («Голова или дом Катуни») Белуха получила потому что с её склонов, с ледника Геблера, берёт начало река Катунь - самая полноводная река Алтая, которая при слиянии с Бией образует великую сибирскую реку Обь.

Многие эзотерики и медиумы утверждают, что здесь расположены сильнейшие энергетические поля, а знаменитый философ и художник Н.К. Рерих серьезно считал, что где-то здесь, на одном из склонов Белухи, находится вход в Северную Шамбалу - страну вечного счастья. И до сих пор последователи великого художника и философа устремляются к подножью высочайшего пика Сибири. У древних Ариев, исповедовавших буддизм, великая гора Сумеру считалась центром Вселенной, вокруг которого вращались все звезды и планеты. К ней прилетали все Божества низкого и среднего ранга, чтобы почтить Владыку Мироздания и попросить помощи или совета на те или иные инициативы.

Энергетика Ак-Сюмер в основном огненная. И хотя сила Огня - мощнейшее очистительное средство, в человеке есть такой мусор, который под силу только Воде.

Горный Алтай изобилует местами Силы. И, получая благодатную энергию от нашей Матери, любящей нас планеты, нужно всегда говорить ей спасибо. Ибо она все чувствует, знает и понимает, насколько тяжело подчас человеку и как сильно он нуждается в ее помощи…

С древнейших времен вера в чудо всегда сопровождалась в человеческой истории поиском зачарованного или сакрального места. Для того, что бы обрести безсмертие пообщаться с великим колдуном или святым необходимо было преодолеть огромные расстояния, подняться высоко в небеса, опуститься на морское дно или найти высокогорную пещеру, в которой, по преданию предков таиться неизведанное чудо, дарующее человеку то, о чем он долго и безнадежно мечтал.

Причем если в наше время подняться в небеса или опуститься на дно некоторых из морей является задачей хоть и сложной, но технически осуществимой, то в древности, единственным местом, куда мог попасть искатель чудес, обычно являлся горный массив расположенный неподалеку. В самом деле, если взять любые горные образования, то о каждом из них наверняка существует легенда в той или иной степени связанная с чудесами: Арарат - это Ноев Ковчег, якобы приставший к нему в древности, вершины Гималаев, где укрылось королевство Непал, крепко связаны с преданиями о таинственной Шамбале, европейские Карпаты - навечно сохранили в себе предания о графе Дракуле и так можно сказать о любом горном массиве. Алтай - одно из красивейших мест на земле, расположенный на Востоке России не является исключением.

Аномальная зона горного Алтая

Алтайские горные образования, прежде всего, знамениты своими прекрасными пейзажами.

Необыкновенной красоты невысокие горы простилаются вдоль всего горизонта, тут нет ни одной резкой линии, все плавно и равномерно, возвышенность, плавно перетекает во впадину и наоборот. Кажется, что неведомая древняя сила неистово рвется наружу, но никак не может прорвать плоть Земли, лишь образовывая волнистую поверхность гор. Но не стоит расслабляться, это чарующая, кажущаяся зыбкой красота, может резко измениться свистом пролетающих огненных шаров, плазмоидов или невесть откуда взявшихся лучей света скользящих по горным вершинам.
Например, известный ученый Алексей Дмитриев, автор монографии «Природные самосветящиеся образования» с середины семидесятых годов по вторую половину восьмидесятых насчитал порядка 2000 неизвестно откуда возникающих свечений.

Среди них он выделил 207 различных видов аномальных свечений связанных с изменением геомагнитного фона Земли. Наблюдаемые с семидесятых годов светящихся столбы, сияющие полосы, шары, медленные дрейфующие молнии возникали либо за час, либо во время, либо через час после скачкообразного изменения геомагнитного поля земли или после сильных вспышек на Солнце . Позднее, продолжая систематически наблюдения, Новосибирские ученые отметили интересную закономерность, природные светящиеся явления появляются не по всему Алтаю, а возникают крайне неравномерно, чаще всего в местах разломов земной коры.

Светящиеся шары, полосы и плазмоиды, можно сказать, создают своеобразную иллюминацию подсвечивая, словно неоновыми огнями Теректинский и Катунский хребты .
К сожалению попытки ученых, дать научное объяснение световым явлениям горного Алтая пока не увенчались успехом, хотя, анализируя непризнанные официальной наукой гипотезы видно, что светящиеся объекты горного Алтая, как нельзя лучше иллюстрируют теорию существования геопатогенных и биогенных зон Земли. Согласно этой теории Солнце и другие планеты излучают некую энергию, которую Земля улавливает, затягивая в разломы в своей коре, а горный Алтай как нельзя лучше подходит, для такого энергообмена.

Удивительно, но как бы не критиковали Советскую науку, а ведь именно в то время проводились наиболее серьезные научные исследования в области необычных явлений природы. В наше время, например Алтай, считают, чуть ли не космодромом НЛО, однако если по предположениям уфологов необычные светящиеся объекты имеют неземную форму происхождения, то ученые прошлого века абсолютно точно установили зависимость между странными световыми явлениями в небесах Алтая и изменениями внутри Земли. Однако не стоит думать, что с разоблачением светящихся шаров горный Алтай лишился своей легенды, она существует и как это не удивительно звучит, связанна именно с посещением Земли инопланетными цивилизациями.

Космодром в древних горах

Плато Укок , наверное, самое красивое и в то же время таинственное место горного Алтая, именно тут в 1993 году во время археологических раскопок было обнаружено возможное место расположение инопланетной базы древних покорителей или исследователей нашей планеты.

Высокогорное плато давно привлекало к себе внимание археологов, но искали тут в первую очередь скифские стоянки, захоронения и уникальные каменные алтари древней кочевой цивилизации. Даже мегалиты, являющиеся своеобразными воротами в Укок, находящиеся в месте, где река Тархата, вырывается из лабиринтов ущелий в Кош Агачскую степь, причисляются к культуре Скифов. По преданию эти валуны были привезены сюда древними скифами за 500 километров и датируются 8-6 веком до нашей эры. Один из них в форме кресла, строго выверенный по сторонам света, как говорят местные жители, излечивает от бесплодия. Аналогичные, но меньшие по размерам камни алтари, неизвестной религии разбросаны по всему плато, многие из них хранят на себе петроглифы, знаки древней письменности, которой владели древние скифы.

И вот летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН в скифском захоронении на высокогорном плато Укок начались раскопки, как предполагалось рядового каменного кургана, расположенного в бассейне реки Ак-Алаха .

Однако, как показали дальнейшие события, раскопки не только не были рядовыми, а напротив привели к череде уникальных открытий. Первое, что обнаружили ученые в вечной мерзлоте, оказалось захоронение скифского мужчины. Как было принято в древности, в мир иной уважаемого и очевидно богатого скифа сопровождали «предметы первой необходимости»: три лошади, железные ножи и глиняная утварь.

Ученые, стали бережно вынимать содержимое гробницы, и тут неожиданно под первым захоронением показалось второе, и вот тут ученых ждала настоящая сенсация, под настилом находились останки 6 лошадей в богатейшей сбруе, а под ними в саркофаге лежала женщина европейской внешности, не свойственной местным жителям.

Но не это поразило исследователей, перед ними была самая настоящая мумия, причем прекрасно сохранившаяся. Удивлению не было предела, ведь раскопки велись не в Египте, Индии или Тибете, а на трудно доступном плато горного Алтая. На теле принцессы «Кадын», как ее окрестили ученые, была изображена татуировки грифона, выполненная в скифском зверином стиле. К сожалению, по неясным причинам раскопки пришлось прекратить, возможно, из-за возмущения местных жителей утверждающих, что был потревожен прах их прародительницы. Хотя это утверждения крайне спорно, ведь современные Алтайцы, относятся к тюркским народам, а принцесса обладает классической европейской внешностью.

Однако, не смотря на прекращения раскопок, уникальная мумия была увезена с Алтая и доставлена в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии Наук, позже ее восстановлением занимались ученые Научно- исследовательского центра биологических структур (Института Мавзолея) в Москве.

Где родина принцессы?

Но кем была при жизни эта удивительная женщина, ведь ее находка в корне разрушила представление ученых о прошлом жителей горного Алтая, оказывается, здесь жили не дикие отсталые племена, а судя по находке принцессы Кадын, существовала сильная развитая цивилизация. Ведь возраст принцессы, ученые оценивают в 3000 лет, получается, что в 1000 году до н.э., жители труднодоступных высокогорных плато Алтая ходили не в шкурах с каменными топорами, как это считалось ранее, а имели одежду из тончайшего шелка, умели изготавливать золотые и бронзовые украшения и орудия труда.

Вглядываясь в черты Алтайской правительницы, поражаешься насколько она отличается от современных жителей Алтая: высокий рост, тонкие, аристократические черты лица.

И все-таки, откуда появилась в этих краях эта удивительная женщина, да и женщина ли? Последнее время все больше ученых склоняются к версии, что происхождение людей или как минимум обучение их азам цивилизованной жизни связано с посещением Земли пришельцами с других планет, а возможно и со звезд. Причем местом высадки звездного десанта называют несколько, но довольно конкретных мест Земли: Египет, Кольский полуостров, Чили (Ацтеки, уточнить) и Китай.

Неизвестно почему тысячелетия эта информация замалчивалась, ведь если собрать и проанализировать памятники архитектуры и древние легенды, то в правдивости приведенной теории сомневаться не приходиться. Плато Укок и легендарная принцесса Кадын, которую, кстати местные жители считают прародительницей человечества, находится на пересечении границ четырех крупнейших мировых государств: России, Китая, Казахстана и Монголии. При этом в местом фольклере задолго до открытия гробницы существовал древняя легенда, рассказывающая о принцессе Кадын:

«…на высокогорном плато Уток, на юге Алтая, расположившееся на высоте около 3 километров над уровнем моря, издревле считающимся сакральной территорией, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола , находится горний мир, «второй слой небес», населяемый сынами неба».

Далее легенда рассказывает, как по информации скифов пришедших на эти земли многие тысячелетия назад, до них здесь жили существа пришедшие со звезд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своей «командой». Возможно, этот «человек» был капитаном корабля, доставившего на Землю команду инопланетных ученых, поскольку, как рассказывают скифские предания, после нескольких лет проживания на Земле, Хуанди и часть его команды вошли в огнедышащий дракон, отлитый из меди, и улетели домой к звездам.

Однако, оставшаяся часть команды, возможно, прожила какое то время среди землян и умерла своей смертью. Многие исследователи считают, принцессу Кадын, одним из членов звездного экипажа. Кроме того, даже если закрыть глаза на разительное отличие принцессы от рас, обитавших на Алтае, как в древности, так и сейчас, то объяснить, почему за тысячелетия мумия принцессы осталась в первозданном виде, как будто ритуал проходил вчера, до сих пор остается загадкой.

Конечно, можно возразить, что согласно моде на космические теории происхождения Землян, таинственную принцессу просто за уши притягивают к этой версии, но тут на защиту сторонников космической версии встают китайские исследователи и даже знаменитый Геродот.

Так среди археологов Китая, которых, при их политической системе сложно заподозрить в мифотворчестве, стала известна находка, сделанная на Алтае в непосредственной близости от Российской границы в китайской провинции Цзычжоу. Во время раскопок была открыта гробница некого Чи Ю, которого китайские археологи на полном серьезе считают помощником Хуанди, только вот если команду Хуанди все-таки скорее можно причислить к людям, то Чи Ю, по мнению китайских специалистов оказался полу гуманоидом полу киборгом. Правда, возраст находки пять тысяч лет, что на два тысячелетия старше предполагаемого возраста принцессы Кадын.

Таким образом, плато Укок и близлежащая местность, среди местных жителей с незапамятных времен считалось «пристанищем богов», а недавно Юнеско объявило эту территорию «Зоной покоя» и внесло в список всемирного наследия Земли. Факт совпадения научной и легендарной версии происхождения принцессы Кадын ставит точку в спорах о происхождении человечества.

А спустя, всего несколько месяцев, после вскрытия гробницы в исторических архивах было найдено еще одно косвенное подтверждение внеземного происхождения Алтайской мумии: древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, «стерегущих золото». Эти неведомые существа отличались высоким ростом и «неземной» внешностью.

Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. «Портреты» их опять же очень близки к древнекитайским описаниям «сынов неба». Геродот пишет, что у скифов были свои «цари», во главе которых стояла «праматерь», «владычица скифов». В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов — мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело.

Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече и была той самой Великой жрицей. Ведь в загадочном захоронении, кроме мумии женщины была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных металлическим предметами неизвестного предназначения. Если верить китайской мифологии, подобные кони именовались «цилинь» — небесные, способные вознести человека к самим облакам.

Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини - матери, породившей весь род людской, прах которой тревожить крайне нежелательно. Кстати местные жители, были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, справедливо считая, что археологи потревожили покой богов. И правда вскоре после находки принцессы Кадын, в 2003 году по Алтаю прокатилась волна землетрясений, которые местные жители связывают с перевозом праха принцессы в Новосибирск и Москву. Сейчас многие общественные деятели Алтая требуют от властей вернуть принцессу на ее историческую «Родину» в республику Алтай и даже собирают подписи под петицией к властям.

Обряды шаманов, поклонение духам природы. Все это относит к стародавним временам. С трудом можно поверить, что такие места еще сохранились, тем более, что они могут существовать вблизи с крупными мегаполисами.

“Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край – обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю.

Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край”.

Так рассказывает легенда об образовании Алтая, что в переводе с древних тюрских языков означает “золото”.

Этот горный регион, являясь южной окраиной Сибири, расположен в самом центре Азиатского материка и одновременно граничит с Китаем, Монголией и Казахстаном. Он представляет собой огромные пространства первозданной, нетронутой цивилизацией дикой природы. Не смотря на близкое соседство с экономически развитыми другими российскими регионами, коренному алтайскому народу с его многовековой историей, мифологией и языком, удалось сохранить во всем многоцветии свою традиционную культуру, которая, согласно историческим данным, развивалась одновременно с культурой Древней Месопотамии и Египта.

Музыкальные инструменты, использующиеся в архаических жанрах фольклора, практически не испытали модернизации с момента их изобретения, а в национальных праздниках и играх во всем своем великолепии представлена та древняя архаика. У алтайцев каждая гора, долина, река имеют названия и связаны с увлекательными мифологическими сказаньями.
Древняя алтайская мифология настолько сохранилась в сознании коренного населения, что любое природное явление, будь то дождь, снег или жаркий зной, связываются с “посланиями” свыше. Пообщавшись с представителями древних родов, сам начинаешь верить, что это действительно так.

События вокруг обнаружения в линзах вечной мерзлоты в высокогорной местности уникально сохранившейся мумии женщины, которую прозвали “алтайской принцессой”, и которой более 2,5 тысяч лет, служит ярким тому примером. Ее извлечение из земли и передачу в музей, местные жители связывают с произошедшим в 2003 году на Алтае разрушительным землетрясением, когда сила подземных толчков превышала 8 баллов по шкале Рихтера. Многие алтайцы убеждены, что археологи потревожили духов, тем самым вызывав их гнев.

Во многих местах Алтая сохранились такие вещи, которым на сегодняшний день нет объяснений. Ученые не скрывают, что в изучении истории и местности региона еще много белых пятен, ждущих первооткрывателей. Это, в частности, может касаться наскальных рисунков, на которых вместе с фигурами человека и животных также изображены непонятные существа. Бытует мнение, что это могли быть инопланетяне, с которыми местное население когда-то давно поддерживало контакт.

Интерес к Алтаю вот уже много десятилетий проявляют ученые различных направлений. Именно здесь была обнаружена древняя стоянка человека, относящаяся к пазырыкской культуре VI-III веков до нашей эры. Изучение многочисленных предметов быта, украшений, оружия доказало высокий уровень развития людей, населявших с глубокой древности эту территорию. Исследование позволило многое узнать о предках азиатских народов. После этого большой интерес к алтайским находкам был проявлен во всем мире, а в 1998 году плато Укок, где была обнаружена “алтайская принцесса”, было внесено в списки объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Алтай скрывает в себе что-то таинственное, что с каждым годом притягивает все больше туристов. Здесь нет отелей и ресторанного обслуживания, а добраться в регион можно только на автомобиле. Все продукты цивилизации заменяет первозданность и красота нетронутой природы. Ослепительно белоснежные вершины испускающиеся с них мощные ледники; широкие, светлые долины и глубокие ущелья; бурлящие горные реки и ручьи с чистейшей водой; водопады и бирюзовые высокогорные озера; многоцветие альпийских лугов, светлые лиственничные леса и черневая тайга. Эти пейзажи чаруют взор какой-то необыкновенной силой.

Побывав здесь раз, обязательно вернешься снова. Спокойная непринужденная обстановка, царящая вокруг, передает дух кочевого алтайского народа, считающегося отзывчивым и гостеприимным. Однако увеличивающийся в регион с каждым годом поток туристов заставляет их изменять своим принципам. Если для одних местных жителей туристы стали основным средством заработка, то для других – головной болью. Многие алтайцы проявляют не совсем дружественные чувства, так как они против того, чтобы кто-то посещал места их поклонения духам и проведения обрядов. Старожилы опасаются, что туристы и ученые могут навлечь беду на алтайскую землю.

Согласно историческим данным, Алтай считается прародиной тюркских народов, и он сыграл большую объединительную роль в их истории. Именно здесь был образован первый Тюркский каганат – многонациональное государство, возникшее после падения в 552 году в Центральной Азии господства жужаней, населявших Восточную Монголию и Западную Маньчжураю. Многие ученые убеждены, что именно возникновение этого каганата оказало позитивное воздействие на последующем формировании государственности многих народов, рассеянных сейчас на громадном пространстве в Азии и Восточной Европе.

В середине 18 века алтайский народ, спасаясь от завоевания со стороны китайских и монгольских захватчиков, вошел в подданство Российской империи. Сегодня на Алтае проживает 204 тысячи человек, из которых только треть – коренные алтайцы, которые так же как много столетий назад остаются под руководством зайсанов (глав родов) и продолжают заниматься скотоводством, охотой и промыслами.

No related links found



Алтай называют «Колыбелью мира», считая, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля до сих пор хранит много загадок.

Смысл Турочакских писаниц

В 1975 году на отвесных скалах у левого берега реки Бии, в семи километрах от села Турочак, были обнаружены удивительные наскальные двухметровые рисунки: более двух десятков стремительно «шагающих» лосей.

Стилистический анализ изображений позволил отнести их к эпохе бронзы и с большой долей вероятности связать с каракольской культурой, существовавшей во II веке до н.э. Но как появились эти уникальные для Алтая наскальные изображения, до сих пор до конца непонятно. Отличительными особенностями Турочакских писаниц стал не только материал, при помощи которого рисунки создавались, - красная охра, нетипичная для алтайских петроглифов, но и выбор персонажей.

Исследователей также поразила динамика и выразительность изображений, которые смогли создать на отвесной и труднодоступной поверхности далекие предки. Но главной загадкой остается смысл. Что пытались рассказать потомкам древние «художники»?

Женщина с татуировкой

Священное плато Укок на юге Алтая – место, которое притягивает как смельчаков, решивших «испытать себя», так и многочисленных исследователей. Его главную загадку мировое научное сообщество начало обсуждать сравнительно недавно, в 1993 году, когда археологи под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак при раскопках могильника Ак-Алах обнаружили мумифицированное тело, предположительный возраст которого составляет 2,5 тысячи лет.

Прекрасно сохранившаяся находка позволила ученым провести экспертизу ДНК и восстановить внешность 25-летней девушки. Черты ее лица не походили на монголоидные; облик, скорее, напоминал европейский. Талию «Принцессы Укока» украшал красный пояс - символ воина, в руках она сжимала палочку из лиственницы – орудие «сотворения мира», а ее голову венчал высокий головной убор с золотыми накосниками – атрибут женщины, обладающей магическими силами и хранящей «тайну бессмертия».

На теле были обнаружены выполненные в скифском «зверином» стиле татуировки в виде оленей-козерогов с клювом грифона, овна с запрокинутой головой и пятнистого барса. Всё это, а также лиственная колода, похожая на шаманскую лодку «ротык», и шестерка погребенных здесь же «небесных» коней, говорило о том, что в кургане был найден не обычный человек. Алтайские шаманы уверены, что это тело легендарной прародительницы их народа - Кыдын, с «осквернением» захоронения которой начались все беды Алтая.

Академик Вячеслав Молодин, под руководством которого осуществлялось масштабнее изучение высокогорного Алтая, убежден, что «никакая это не принцесса, а представительница среднего слоя пазырыкского общества» VI-III веков до н.э. Возможно, она была ворожеей или целительницей, однако, кем на самом деле являлась «Алтайская принцесса» и как ее звали, так и останется загадкой.

Восьмое чудо света

У плато Укок есть и другие тайны. Например, здесь были обнаружены загадочные геоглифы – огромные изображения, рассмотреть которые можно лишь со значительных расстояний, обычно – с высоты птичьего полета. Непонятно, с какой целью они были созданы.

Возраст создания геоглифов – еще один спорный вопрос. Долгое время предполагали, что они появились полторы-две тысячи лет назад, но новейшие исследования позволили предположить, что время их создания – III-II века до н.э. Ученые пытаются также понять, почему за такой большой промежуток времени геологические процессы не уничтожили геоглифы?

Наконец, им еще только предстоит понять смысл «посланий». Хотя контуры многих из них легко «читаются», «идея» древних художников по-прежнему остается загадкой. Ученые справедливо именуют геоглифы восьмым чудом света и продолжают поиски, в то время как уфологи стараются подкрепить свою теорию о расположении в этих местах аэродромов пришельцев.

Алтайский стоунхендж

Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая – выполнена в виде кресла-трона.

Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, вероятно, камни были специально доставлены из других мест, - сравнение их структуры показало, что материал не встречается в расположенных поблизости горах. По легенде, валуны были привезены древними скифами из местности, удаленной на 500 километров.

Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н.э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их «как будто затягивало в воронку». Об истинном назначении Алтайского стоунхенджа и его «магической силе» гадают до сих пор.

«Денисовец» или «человек алтайский»

Денисовская пещера находится в долине реки Ануй, которую хранители алтайских традиций называют «путем к загадочному Беловодью». В этом известном на весь мир археологическом объекте было обнаружено немало культурно-исторических памятников. В 2009 году среди прочих находок была найдена фаланга пальца маленькой девочки, а чуть ранее – коренной зуб 18-летнего юноши.

Артефакты были отправлены в Институт эволюционной антропологии имени М.Планка в Лейпциге. Анализ показал, что их обладателями были представители новой древней популяции человека. Пока российские, американские и канадские ученые затрудняются дать точный ответ: идет ли речь о новом виде или подвиде, поэтому используют нейтральное - «денисовец» или «человек алтайский».

Предположительно миллион лет назад он «отошел от ветви общего развития человека», и эволюционировал независимым, как оказалось, тупиковым путем.
Гены «денисовца» не были обнаружены ни у одного представителя современной цивилизации, за исключением меланезийцев, предки которых, по версии ученых, могли контактировать с «денисовцами» на территории Восточной Азии.

Находка полностью разрушила стереотипное представление о древних жителях планеты и позволила предположить, что 50 тысяч лет назад в западной части Евразии жили неандертальцы, а в восточной – «денисовцы». Могли ли они взаимодействовать, и что стало причиной исчезновения «человека алтайского» - вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Центр Вселенной

Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. По карте с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н.э., тюрколог Мурат Аджи дополнил популярную гипотезу.

Одним из аргументов стало сходство расположения древней Меру и современной Белухи. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Куда делся четвертый океан? Возможно, он существовал западнее Белухи во времена Атлантиды, но впоследствии исчез. Среди других «доказательств» называют возможность круглый год наблюдать над Алтаем Большую Медведицу и созвучие древнего названия Белухи «Уч Сумер» с топонимом «Меру».

На поиски свободы

В русском сознании Алтай неразрывен с легендарной и мистической страной Беловодье, обителью свободы и бессмертия. Популяризацию легенды принято связывать со старообрядцами-бегунами, которые стекались на Алтай в поисках лучшей жизни и указывали путь всем жаждущим при помощи «путеводителей», где в иносказательной форме описывался путь в Беловодье. Русский ученый и философ Николай Рерих ассоциировал славянскую идею с буддистскими преданиями о Шамбале. Он объявил о неразрывной связи Алтая, Индии и Тибета и был уверен, что они являются компонентами единой энергетической системы, которая сохранилась со времен Атлантиды. Можно ли сегодня отыскать путь в Страну справедливости и добродетели? – поиск ответа на этот вопрос лежит, скорее, в области духовного познания.

Алтай – место уникальное. Эта земля раскинулась по территории четырех стран России, Китая, Казахстана и Монголии. В России Алтай разделён на 2 субъекта: Республика Алтай и Алтайский край. До 1991 года это был один субъект. Сейчас они пытаются конкурировать между собой. Однако, что же привлекает сюда туристов? Их привлекает дикая и прекрасная природа, сохранившаяся практически в первозданном виде; чистые, ледяные родники и реки, суровые горы, от которых захватывает дух.

Колыбель народов

Алтай с уверенностью можно назвать колыбелью многих кочевых народов, многие из которых канули в лету, а некоторые, возможно, так и остались неизвестными для нас. Знаменитый Великий шёлковый путь проходил здесь в средние века. Свидетелями событий далёкого прошлого остались многочисленные курганы и наскальные рисунки. Здесь есть такое уникальное явление, как курганы в вечной мерзлоте. В них сохранились тела людей, подверженные бальзамированию, а также различные предметы утвари. Многие из них ещё не исследованы.

Однако, как и практически в любое место на планете, сюда активно проникает цивилизация. В основном это касается равнинных районов, но и различные горные места и пещеры используются как туристический ресурс. Так что те, кто хотят окунуться в захватывающий мир первозданной природы Алтая, побывать в тех местах, где ещё полновластно не хозяйничает человек, ощутить безмолвие бесконечности и время, которое замерло вокруг тысячи лет назад – ещё может найти всё это, отправившись за Катунь.