с по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Российская империя
22x20px
Российская империя
СССР
22x20px
СССР
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Орден Ленина - 1970 | Орден Ленина - 1960 | Орден Ленина - 1966 | Орден Трудового Красного Знамени - 1940 |
Орден Трудового Красного Знамени - 1950 | 40px | Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890-1980) - советский дирижёр , хормейстер , педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (). Герой Социалистического Труда (). Лауреат Сталинской премии второй степени (). Член ВКП(б) с 1950 года .
А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года (по другим источникам - 12 сентября ) в Коломне (ныне Московская область).
Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).
Первая жена – Свешникова Лидия Александровна.
Дочь – Галина (умерла в младенчестве).
Сын – Вячеслав. Полковник медицинской службы. Участник ВОВ (1942 - 1945). Принимал участие в обороне Сталинграда и взятии Берлина. Награждён боевыми орденами и медалями.
Внуки – Сергей, Александр.
Вторая жена - Оксана Семеновна Свешникова. Детей не было. Квартира Свешниковых находилась в доме по адресу: Москва, ул. Горького, 9 .
После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны. В 1981 году именем Свешникова был назван двухпалубный круизный теплоход, курсировавший по Волге, Каме и Оке .
В августе-сентябре 2015 года в фойе Большого зала Московской консерватории развёрнута экспозиция к 125-летию со дня рождения дирижёра.
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
Могила Свешникова на Новодевичьем кладбище Москвы.
Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное... Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа...
Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула:
– Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!..
Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила...
Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков...
Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?..
Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать... Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку.
– Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла.
– Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я.
Я не поняла, куда девалась вся моя усталость, и почему это я вдруг совершенно забыла данное себе минуту назад обещание не вмешиваться ни в какие, даже самые невероятные происшествия до завтрашнего дня, или хотя бы уж, пока хоть чуточку не отдохну. Но, конечно же, это снова срабатывало моё ненасытное любопытство, которое я так и не научилась пока ещё усмирять, даже и тогда, когда в этом появлялась настоящая необходимость...
Поэтому, стараясь, насколько позволяло моё измученное сердце, «отключиться» и не думать о нашем неудавшемся, грустном и тяжёлом дне, я тут же с готовностью окунулась в «новое и неизведанное», предвкушая какое-нибудь необычное и захватывающее приключение...
Мы плавно «притормозили» прямо у самого входа в потрясающий «ледяной» мир, как вдруг из-за сверкавшего искрами голубого дерева появился человек... Это была очень необычная девушка – высокая и стройная, и очень красивая, она казалась бы совсем ещё молоденькой, почти что если бы не глаза... Они сияли спокойной, светлой печалью, и были глубокими, как колодец с чистейшей родниковой водой... И в этих дивных глазах таилась такая мудрость, коей нам со Стеллой пока ещё долго не дано было постичь... Ничуть не удивившись нашему появлению, незнакомка тепло улыбнулась и тихо спросила:
– Что вам, малые?
– Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я.
– Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка.
Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое».
Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова...
Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца...
– Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка.
И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой...
Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.
Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.
А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.
С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве ; в первой половине 1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.
В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.
В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.
В 1948-1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.
Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова , осуществлённая им в 1965 году.
Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин , обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую из себя характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом" .)
12 сентября 1890, Коломна, Московская губерния, Российская империя - 3 января 1980, Москва, РСФСР, СССР.
Музыкальный деятель.
Герой Социалистического Труда (1970).
Заслуженный артист РСФСР.
Народный артист РСФСР (1946).
Народный артист СССР (1956).
В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, занимался по музыкально-теоретическим предметам у А.Н. Корещенко, а также у Б.Л. Яворского в московской Народной консерватории.
С 1909 года преподавал хоровое пение в школах Москвы.
В 1921-1923 годах - организатор детской хоровой самодеятельности на Украине, руководил хор. капеллы в Полтаве. В 1923-1928 годах - заведующий вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928-1936 годах - худрук организованного им вокального ансамбля (затем хора) Всесоюзного радиокомитета; в 1936-1937 годах - худрук Государственного хора СССР, в 1937-1941 годах - Ленинградской академической капеллы.
С 1941 года - возглавлял организованный им Государственный хор русской песни (позднее - Государственный академический русский хор СССР). Организатор (1944) и худрук Московского хорового училища.
В 1944-1974 годах преподавал в Московской консерватории (в 1944-1948 годах - декан дирижёрско-хорового факультета, с 1946 года -профессор, в 1948-1974 годах - ректор).
Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель Всероссийского хорового общества (до 1964 года), член жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).
призы и награды
Госпремия СССР (1946)
Госпремия РСФСР имени М.И. Глинки (1967)
Три ордена Ленина (1960, 1966, 1970)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ, 1968)
Почётный член Королевской академии музыки (Великобритания)
Свешников Александр Васильевич [р. 30.8(11.9). 1890, Коломна], советский хоровой дирижёр и музыкальный деятель, нар. арт. СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Чл. КПСС с 1950. Учился в Нар. консерватории в Москве (в т. ч. по классу теории музыки у Б. Л. Яворского). В 1913 окончил Моск. синодальное уч-ще. В 1928-36 организатор и руководитель вокального ансамбля (затем хора) Всесоюзного радио, в 1937-41 художеств. руководитель Ленингр. академической капеллы, с 1942 - Гос. хора рус. песни СССР. Организатор (1944) и художеств, руководитель Моск. хорового уч-ща. С 1944 преподаватель, с 1946 проф. Моск. консерватории (в 1948-75 её ректор). Организатор и пред. Всеросс. хорового об-ва (до 1964). С.- видный деятель сов. хорового иск-ва, ему принадлежат многие обработки нар. песен. Гастролировал за рубежом. Гос. пр. СССР (1946) и РСФСР им. Глинки (1967) за концертно-исполнительскую деятельность. Награждён 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Использованы материалы Большой советской энциклопедии.
Свешников Александр Васильевич (1890–1980), русский хоровой дирижер, директор Московской консерватории. Родился в Коломне 30 августа (11 сентября) 1890. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 регентовал и преподавал пение в московских школах. В 1921–1923 руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии Государственный академический русский хор) в Москве, которым и руководил до конца дней. С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. Среди консерваторских учеников Свешникова – крупнейшие хормейстеры А.А.Юрлов и В.Н.Минин. В 1944 организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7–8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище церковного пения.
Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах.
Использованы материалы сайта http://www.numerov.ru/stranica412.html
Свешников Александр Васильевич род. 12 сент. 1890 в Коломне Моск. губ., ум. 3 янв. 1980 в Москве. Муз. деятель. Герой Социалистического Труда (1970). Нар. артист СССР (1956). В 1913 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич. об-ва, занимался по муз.-теоретич. предметам у А. Н. Корещенко, а также у Б. Л. Яворского в моск. Нар. конс. С 1909 преподавал хоровое пение в школах Москвы. В 1921-1923 организатор дет. хор. самодеятельности на Украине, рук. хор. капеллы в Полтаве. В 1923-1928 зав. вок. частью 1-й студии МХАТа. В 1928-1936 худ. рук. организованного им вок. ансамбля (затем хора) Всесоюзного радиокомитета; в 1936-1937 худ. рук. Гос. хора СССР, в 1937-1941-Ленингр. акад. капеллы. С 1941 возглавлял организованный им Гос. хор рус. песни (позднее - Гос. акад. рус. хор СССР). Организатор (1944) и худ. рук. Моск. хор. уч-ща. В 1944-1974 преподавал в Моск. конс. (в 1944-1948 декан дирижерско-хор. ф-та, с 1946 проф., в 1948-1974 ректор). Гл. дирижер ряда Моск. праздников песни. Организатор и пред. Всероссийского хор. об-ва (до 1964), чл. жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского по разделу вок. искусства (1966, 1970, 1974). Гос. премия СССР (1946), Гос. премия РСФСР им. М. И. Глинки (1967). Автор мн. статей о муз. искусстве. Обработки для хора - рус. и укр. нар. песни, "Сборник песен народов СССР" (М., 1936), Сборник песен советских композиторов" (Л., 1938), "Русские народные песни" (М., 1943), "26 русских народных песен" (М., 1948), "Песни друзей" (М., 1952), "Шуман "Грезы" (М., 1955-1958), "Югославские народные песни" (М., 1956), "Сборник русских народных песен" (М., 1956), "Сборник итальянских песен" (М., 1956). Свешников, Александр Васильевич Род. 1890, ум. 1980. Хоровой дирижер. Создатель вокального ансамбля Всесоюзного радио. Был художественным руководителем Государственного русского хора СССР (1936-37, 1941), Ленинградской капеллы (1937-41). Создал и возглавил Московское хоровое училище (с 1944 г.). Профессор (с 1946) и ректор (1948-74) Московской консерватории. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Народный артист СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1970).
Использованы материалы сайта http://www.biografija.ru/
Если по юлианскому календарю А.В.Свешников родился 30 августа в XIX веке, то для определения этой даты по григорианскому календарю следует прибавлять 12 дней, а не 13, как сделал составитель этой биографической справки. И тогда должно получиться не 12-е, а 11-е сентября (разрыв в календарях тогда составлял 12 дней, а не 13). В День рождения А.В. Свешникова 30 августа 1890 года в странах Западной Европы на календарях было 11 сентября. И мы, русские, после 1918 года, то есть после перехода на григорианский календарь, должны праздновать День рождения хормейстера именно 11 сентября.
Т е в л и н Б., Мастер хорового искусства, "Музыкальная жизнь", 1962, № 5;
Птица К., Большой русский талант, "Советская музыка", 1965, № 10.
Хор имени А.В.Свешникова выступит в Московской консерватории . (Информационное сообщение).
Александр Васильевич Свешников (1890-1980) - советский дирижёр, хормейстер, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Член ВКП(б) с 1950 года.
А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 год (по другим источникам - 12 сентября) в Коломне (ныне Московская область).
В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне - ГИТИС), где занимался у А. Н. Корещенко и В. С. Калинникова. Учился также в Народной консерватории у Б. Л. Яворского.
С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). В 1923-1928 заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.
В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР, в 1941-1944 заведующий вокальной частью Ансамбля НКВД.
В 1944 году на основе вернувшейся из эвакуации детской хоровой школы при Ленинградской академической капелле организовал Московское хоровое училище, впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства.
В 1944-1974 годах преподавал в МГК имени П. И. Чайковского: в 1944-1948 годах декан дирижёрско-хорового факультета; с 1946 года профессор, затем в течение 30 лет (1948-1978) ректор.
Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).
Первая жена - Свешникова Лидия Александровна.
Дочь - Галина (умерла в младенчестве).
Сын - Вячеслав. Полковник медицинской службы. Участник ВОВ (1942-1945), принимал участие в обороне Сталинграда и взятии Берлина. Награждён боевыми орденами и медалями.
Внуки - Сергей, Александр.
Вторая жена - Оксана Семеновна Свешникова. Детей не было. Квартира Свешниковых находилась в доме по адресу: Москва, ул. Горького, 9.
После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны. В 1981 году именем Свешникова был назван двухпалубный круизный теплоход, курсировавший по Волге, Каме и Оке.
В августе-сентябре 2015 года в фойе Большого зала Московской консерватории была развёрнута экспозиция, приуроченная к 125-летию со дня рождения дирижёра.
Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар ГАРХ во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.
Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин, обвинённый в «формализме». Занимал пост ректора консерватории 30 лет.