Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жан расин трагедии. Жан Расин: биография, творчество, цитаты

Жан расин трагедии. Жан Расин: биография, творчество, цитаты

Рано остался сиротой.

С 1649 года Жан Расин поступает школу при монастыре Пор-Рояль.

Жан Расин часто брал темы в античной мифологии.

«Теперь - раз уж принято проникать во внутренний мир избранных гениев, которых потомки окружают почитанием,- заглянем в его домашнюю жизнь. Мы увидим, что Мольер был человек простой, приветливый, всегда готовый помочь в беде и проложить дорогу таланту. Известно, что юный Расин принёс автору «Мизантропа» первую свою трагедию. Пьеса была непригодна к постановке; однако Мольер почувствовал силу нарождающегося гения; он уговорил молодого писателя принять от него значительную сумму и посоветовал ему сюжет «Фиваиды», в которой сам, как говорят, распределил действие по актам и сценам. Как знать, быть может, этому ласковому приему, этой благородной поддержке Мольера Франция - обязана Расином».

Оноре Бальзак , Мольер / Собрание сочинений в 24-х томах, Том 24, М., «Правда», 1960 г., с. 8.

«Жизнь и деятельность этого человека представляют большой интерес не только для истории литературы, но и для характеристики отношений между поэтами и женщинами. Каждая литература пережила период, известный под именем ложного классицизма. Странный это период: взрослые люди как бы превращаются в детей и начинают показывать, что они - взрослые.
Чего тут только не проделывается! Из старых фамильных сундуков вытаскивается старинное платье, оставшееся ещё со времён Очакова и покорения Крыма; со стен снимается устарелое оружие, уже сотни лет висящее на них; выуживаются из далёких времен забытые слова, застывшие на страницах истории формулы. И когда всё это сделано, взрослые люди, неожиданно превратившиеся в детей, начинают напяливать на себя старомодные костюмы, бряцать вышедшим из употребления оружием и говорить языком, для понимания которого нужен опытный филолог. Всё ходульно, всё вычурно, ни единое слово не говорится в простоте, а всё с ужимкой.
Об истинных чувствах, о настоящем языке страстей и речи быть не может.
Слова готовы заранее, формулы выработаны давно, и, чтобы выразить то или другое чувство, достаточно выбрать только любую фразу из богатой коллекции готовых оборотов, хранящихся под стеклом витрин в обширном музее национального лжеклассицизма.

Вместе в Корнелем Расин явился наиболее ярким, наиболее талантливым выразителем этого течения.
Герои его - как бы мраморные изваяния, но не те, с которыми сравнивали фигуры «Войны и мира» Толстого , а другие - безжизненные, неподвижные, мёртвые. Они, конечно, напоминали жизнь, но не больше, как искусственный бассейн, заключённый в гранитной рамке, напоминает море в его берегах.
Всё перепутывалось - природа с вымыслом, прошлое с настоящим. Когда выводился в пьесе француз, трудно было сказать, чего в нем больше, французского или древнеримского; когда выводился римлянин, в нём опять проглядывал тот же француз.
Ахилл галантно называет Ифигению «мадам» и читает ей написанный строгим александрийским стихом монолог о сердечных ранах, которые она причинила ему своими глазами.
Разве это не напудренный маркиз времён Людовика XIV ? Напрасно даже носят герои Расина имена: каждого из них можно назвать как угодно, и дело от этого не изменится. Душевные волнения изображались шаблонными приёмами. Вместо настоящего чувства были слова о чувствах. И люди не лгали, нет - время было такое. Чопорность обстановки, внешний лоск, наружное величие эпохи - всё воспитывало человека на внешних проявлениях. И уста с жаром шептали: «Люблю тебя!», в то время как сердце было пустынно и безмолвно.
Но жизнь предъявляла право.
Мужчины и женщины сходись, читая друг другу восторженные монологи, как это мы видели на характерном примере Шарлотты Штейн и Гёте ; но когда снимались напудренные парики и со щёк смывались румяна, люди оказывались лицом к лицу с голой действительностью. Не до монологов уже было, когда мужу приходилось выдавать жене на наряды больше, чем это было ему по средствам, или когда ребёнок пачкал пелёнки. Поэзия исчезала вместе с мишурой, из которой она была соткана, и начиналась сухая проза со всеми её неприглядными сторонами. Оттого так прекрасны бывали в то время отношения между мужчинами и женщинами вне семьи и так жалки и печальны в семейной обстановке, где более всего рельефно выступало неравенство между супругами, раньше сглаживавшееся одинаковостью париков и внешних приёмов.
Не избёг этой участи и Расин. Кто бы мог думать, что величавый, напыщенный, весь в кудрях и буклях Расин , всё существо которого, по-видимому, было строго проникнуто тремя единствами, как и его произведения, провёл жизнь с женщиной, во многих отношениях напоминавшей Матильду или Христину Гёте ?
Как и жена великого германского лирика-остроумца, жена Расина никогда не читала произведений своего мужа и даже не видела на сцене ни одной из его пьес.
Женитьба на такой особе могла быть следствием только каких-нибудь особых обстоятельств, какого-либо особого душевного настроения или запутанности понятий. И действительно, в судьбе Расина играли роль и то и другое. Он переживал душевный перелом в то время, когда встретился с женщиной, сделавшейся впоследствии его женой. Достигшему вершины славы, ему вдруг пришло в голову больше не писать драматических произведений, так как они будто бы приносят вред публике. Вместе с этим он решил вступить в суровый орден картезианцев.
Духовник, однако, посоветовал ему лучше жениться на серьёзной, благочестивой женщине, так как обязанности семейной жизни отвлекут его от нежелательной страсти к стихам лучше всяких религиозных орденов.
Расин послушался доброго совета и женился на Катерине де Романе, девушке из хорошей семьи, но, как сказано, не имевшей ни малейшего понятия о его произведениях, да и вообще не интересовавшейся литературой. Названия трагедий, прославивших имя её мужа во всей Европе, она узнавала только из бесед со знакомыми. Однажды Расин вернулся домой с тысячью луидоров, которые подарил ему Людовик XIV , и, встретив жену, хотел показать деньги, но она была не в духе, так как её ребёнок уже два дня подряд не готовил уроков.
Оттолкнув пристававшего мужа, она стала осыпать его упрёками.
Расин воскликнул:
- Послушай, об этом мы как-нибудь поговорим в другой раз, теперь же всё долой и будем счастливы!
Но жена не отставала, требуя, чтобы он тотчас же наказал ленивца. Выведенный из терпения, Расин воскликнул:
- Чёрт возьми! Но как даже не посмотреть на кошелёк, в котором тысяча луидоров?!
Однако это стоическое равнодушие к деньгам не объяснялось нравственными качествами жены Расина. Она просто была неумна. Молитвенник и дети были единственными предметами, представлявшими для неё интерес на белом свете. Всё это не раз заставляло Расина сожалеть, что он не пошёл в монастырь. Особенно негодовал он, когда заболевал какой-либо ребёнок - обстоятельство, не мешавшее ему, впрочем, быть превосходным отцом семейства, с удовольствием принимавшим участие в играх детей.
Если проследить отношения Расина к жене в связи с отношениями его героев к женщинам, то бросится в глаза удивительное сходство. Но иначе и не могло быть. XVII век во Франции ознаменовался, как мы увидим впоследствии, расцветом половых отношений, но в них и намёка не было на истинную любовь.
Женщина была только предметом удовольствия, и счастье её зависело от того, насколько она умела нравиться. С другой стороны, играла большую роль знатность происхождения женщины. Знатная женщина всегда могла рассчитывать на большой круг воздыхателей. И литература - это верное зеркало общественной жизни - оставила нам немало памятников, свидетельствующих об этой оригинальной полосе в истории женского вопроса.
Сам Расин не стеснялся навязывать своим героям пылкие чувства, в основе которых лежит только культ знатности. Об облагораживающем влиянии любви, о смягчении нравов не могло быть и речи. Наоборот, это скорее озлобляло сердца. Стоит, например, вспомнить хотя бы его Федру, которая посылает на смерть преданную служанку именно тогда, когда находится под обаянием любовного чувства. Мудрено ли, что сам Расин мало думал об искреннем чувстве, когда отдавал руку и сердце пустой, но знатной Катерине де Романе? Мудрено ли также, что впоследствии он не нашёл в ней не только истинной подруги жизни, но даже и читательницы своих произведений?».

Дубинский Н., Женщина в жизни великих и знаменитых людей, М., «Республика», 1994 г., с. 132-134.

Новости

    С 20 января 2019 года начинается VII-й сезон воскресных online-лекций И.Л. Викентьева
    в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 40 лет и легла в основу портала сайт;

    3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

ЖАН РАСИН (1639-1699)

Прославленный французский поэт и драматург Жан Расин родился 21 декабря 1639 года в маленьком провинциальном городке Ферте-Милон (Шампань). Отец его был чиновником местной налоговой службы, буржуа.

Когда мальчику шел второй год, умерла при родах его мать, а еще через два года в возрасте двадцати восьми лет скончался отец, не оставив детям наследства. Жана и его младшую сестру Мари взяла на воспитание бабушка Мари Демулен, дама, весьма стесненная в средствах и находившаяся под сильным влиянием секты янсенистов.

Янсенизм - это неортодоксальное еретическое течение во французском и нидерландском католицизме. Основателем ереси был голландский теолог Корнелий Янсений (1585-1638). Еретики утверждали, что Иисус Христос пролил свою кровь не за всех людей, но только за избранных, за тех, кто изначально предан ему всей душой.

Янсенисты обычно поддерживали членов своей общины. Вот и в этот раз они бесплатно пристроили мальчика в престижную школу в Бове, которая была тесно связана с парижским женским аббатством Пор-Рояль - главным европейским центром янсенизма. Затем молодой человек был принят на обучение в само аббатство. Это сыграло решающую роль в судьбе будущего поэта. Янсенисты призывали к бескорыстному служению Богу, а потому вокруг них непроизвольно собирались нестяжатели, люди, преданные не золоту, власти и роскоши, а своему долгу и делу в разных сферах общественной жизни. Как результат, во второй половине XVII века аббатство Пор-Рояль стало важнейшим центром французской культуры. Здесь формировался новый тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но и с фанатичной сектантской узостью взглядов.


Во главе еретиков стояли люди светских профессий: филологи, юристы, философы - Антуан Арно, Пьер Николь, Лансело, Амон, Леметр. Все они так или иначе сыграли роль в формировании личности Расина и в его судьбе.

Юный Расин всей душой проникся идеями янсенизма и впоследствии наравне с Блезом Паскалем, тоже выпускником Пор-Рояля, стал одним из самых прославленных апологетов этой ереси.

В Пор-Рояле преподавали ведущие филологи страны. Здесь, наряду с латынью, в обязательном порядке изучали греческий язык, европейскую литературу, риторику, всеобщую грамматику, философию, логику, основы поэтики. Помимо блестящего образования ученики Пор-Рояля получали возможность общаться с высшей аристократией Франции, среди которой было много приверженцев янсенизма. Благодаря этому Расин еще в молодости приобрел светский лоск и непринужденность в обращении, завязал дружеские связи, впоследствии сыгравшие немаловажную роль в его карьере.

В 1660 году Расин завершил обучение в аббатстве и поселился в доме своего двоюродного брата Н. Витара. Тот был управляющим имения видного янсениста герцога де Люина, который вскоре породнился с будущим министром Людовика XIV Кольбер. Впоследствии Людовик XIV оказывал Расину неизменное покровительство.

Еще в школе Расин начал писать латинские и французские стихи. Это увлечение очень не понравилось его учителям-янсенистам. Юноше даже угрожали анафемой. Но результат получился обратный: Расин на время отошел от еретиков. Особенно способствовал этому его успешный литературный дебют. В 1660 году юноша написал оду «Нимфа Сены», посвященную бракосочетанию Людовика XIV. Друзья показали оду Лафонтену, который одобрил произведение и рекомендовал его королю. Это событие запомнилось. По ходатайству Французской Академии Расин получил скромную, но почетную пенсию в 600 ливров.

Постепенно круг литературных знакомств поэта расширялся. Его стали приглашать в придворные салоны, где Расин познакомился с Мольером. Начинающий писатель понравился маститому комедиографу, и он заказал Расину две пьесы. Это были «Фиваида, или Враждующие братья» (поставлена Мольером в 1664 году) и «Александр Великий» (поставлен им же в 1665 году).

Со второй пьесой был связан грандиозный скандал, рассоривший Расина с Мольером. Через две недели после премьеры «Александра Великого» в мольеровском театре та же пьеса появилась на сцене Бургундского отеля, признанного тогда первым театром Парижа. По понятиям того времени это было откровенной подлостью, поскольку пьеса, переданная драматургом театральной труппе, считалась на какое-то время ее исключительной собственностью. Мольер был взбешен! Биографы этот поступок Расина объясняют тем, что в театре Мольера ставили преимущественно комедии, и играть трагедии по канонам XVII века труппа не умела, Расин же хотел видеть свою пьесу поставленной в приподнято-декламационном стиле.

Дальше больше! Под влиянием Расина от Мольера в Бургундский отель ушла его лучшая актриса Тереза Дю Парк. С тех пор Расин и Мольер стали злейшими врагами. Пьесы Расина шли только на сцене Бургундского отеля, а в театре Мольера ставились произведения конкурентов поэта.

Успех пьес закрепил положение Расина при королевском дворе. Более того, вскоре он добился личной дружбы Людовика XIV и обрел покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан.

Однако придворные вынуждены были отметить высокомерность, раздражительность и даже вероломство поэта. Он был снедаем честолюбием. Поговаривали, что помимо короля у Расина был единственный друг - чопорный Буало. Любому другому человеку поэт мог со спокойной душой сделать подлость.

Это объясняет ненависть многих современников к Расину и бесконечные жестокие столкновения, сопровождавшие поэта на протяжении всей его жизни.

А в 1667 году была поставлена великая пьеса Расина «Андромаха», которая сделала поэта главным драматургом Франции. Заглавную роль в пьесе исполнила любовница Расина Тереза Дю Парк, благодаря чему она по праву вошла в историю мирового театра. В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая в дальнейшем стала стандартной в его пьесах: A преследует B, а тот любит C.

Единственная комедия Расина «Сутяги» была поставлена в 1668 году и с одобрением принята публикой, но конкурировать с Мольером поэт не стал.

Да и сил не хватило бы, поскольку в 1669 году на сцене Бургундского отеля с умеренным успехом прошла трагедия «Британник», которой Расин открыто вступил в борьбу со своим предшественником, выдающимся французским поэтом и драматургом Пьером Корнелем (1606-1684), автором великой трагикомедии «Сид».

Постановка в следующем году «Береники», в которой главную роль исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле, стала предметом жестоких кулуарных споров. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриетту Английскую, которая будто бы и подала Расину и Корнелю идею написать пьесу на один и тот же сюжет.

В начале XXI века историки литературы более достоверной признают версию, что в любви Тита и Береники отразился краткий, но бурный роман короля с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, которую Людовик хотел посадить на трон. Версия о соперничестве двух драматургов также оспаривается. Вполне возможно, что Корнель узнал о намерениях Расина и, в соответствии с литературными нравами своего времени, написал собственную трагедию «Тит и Береника» в надежде взять верх над соперником. Если это так, он поступил опрометчиво. Расин одержал в соревновании блестящую победу. Отныне даже самые верные поклонники Корнеля были вынуждены признать превосходство Расина.

Следом за «Береникой» в 1672 году с триумфом последовал «Баязет». В конце того же года Расин, едва достигший 33 лет, был избран членом Французской Академии. При этом большинство членов Академии были против его кандидатуры, но на избрании настоял, сославшись на волю короля, министр Кольбер. В ответ против Расина началась ожесточенная скрытая травля, в которой приняли активное участие весьма влиятельные лица. Дело дошло до того, что враги стали узнавать сюжеты, над которыми работал Расин, и заказывали такие же пьесы другим авторам. Так на парижской сцене одновременно в 1674-1675 годах появились две «Ифигении», а в 1677 году - две «Федры». Второй случай стал поворотным пунктом в судьбе поэта.

«Федра» - вершина драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души.

Враги поэта, объединявшиеся вокруг салона герцогини Бульонской, племянницы кардинала Мазарини, и ее брата Филиппа Манчини, герцога Неверского, увидели в позорной страсти Федры к пасынку намек на их извращенные нравы и приложили все усилия, чтобы провалить постановку.

Предполагают, что герцогиня Бульонская через подставное лицо заказала второстепенному драматургу Прадона создать его версию «Федры». Обе премьеры прошли с промежутком в два дня в двух конкурирующих театрах. Пьеса Прадона имела бешеный успех, поскольку герцогиня Бульонская оплатила квакеров, устраивавших в течение нескольких спектаклей грандиозные овации. Одновременно по вине подсадной группы, тоже оплаченной герцогиней Бульонской, с треском провалилась трагедия Расина в Бургундском отеле. Хотя при дворе все знали о причинах случившегося, только принц Конде восторженно отозвался о произведении Расина.

Через несколько недель все встало на свои места, и восторженная критика провозгласила торжество Расина. Но осенью 1677 года он и Буало были назначены на должность королевских историографов, что автоматически означало отказ от литературной деятельности. Разразился очередной скандал. И Расин, и Буало были выходцами из буржуа, а должность королевского историографа обычно давалась дворянам. Двор был оскорблен, но вынужден был терпеть.

Летом того же 1677 года поэт женился на набожной и домовитой Катрин де Романе. Она была из солидной буржуазно-чиновничьей семьи янсенистов, никогда не читала светскую литературу и не видела на сцене ни одной пьесы своего мужа. И к лучшему: поэт предался радостям семейной жизни. У Расинов родились подряд семеро детей!

В должности королевского историографа поэт собирал материалы для истории царствования Людовика XIV и сопровождал короля в его военных кампаниях. При дворе против Расина по-прежнему плелись безуспешные интриги, но король был чрезвычайно доволен его работой.

В конце 1680-х годов Людовик XIV вступил в морганатический брак с госпожой де Ментенон, которая ради развлечения покровительствовала закрытому женскому пансиону Сен-Сир. По заказу королевской супруги Расин написал в 1689 году специально для постановки ученицами Сен-Сира трагедию «Эсфирь». Пьеса имела огромный успех, причем на каждом спектакле непременно присутствовал король, а списки избранных зрителей составляла лично госпожа де Ментенон. Приглашение на спектакль рассматривалось как высочайшая милость и было предметом зависти и мечтаний в высших кругах французского общества.

Успех «Эсфири» ввел Расина в интимный кружок семьи короля. По заказу супруги венценосца поэт написал свою последнюю трагедию «Гофолия».

После женитьбы Расин постепенно вновь сблизился с янсенистами. Известно, что он предпринимал неудачные попытки склонить короля в пользу своих бывших учителей. В результате поэт оказался в двойственном положении. С одной стороны, он оставался признанным любимцем короля, с другой, Расин показал себя приверженцем официально осужденной ереси. С одной стороны, он хлопотал о придворной карьере для своего сына, с другой стороны, пытался поместить свою дочь, пожелавшую стать монахиней, в монастырь Пор-Рояль, официально закрытый для приема новых послушниц и находившийся под угрозой полного запрещения.

Постепенно Расин отдалился от двора, что дало повод некоторым биографам утверждать, что в конце жизни поэт попал в королевскую опалу.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение.
............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Расин); его произведения - это расцвет национального классицистического театра. Жан Расин появился на свет 21 декабря 1639 года в графстве Валуа, в небольшом городе Ла-Ферте-Милон; его отец был налоговым чиновником. Жана воспитывала бабушка, поскольку при родах сестры мальчика умерла их мать, а через два года и отец.

В 1649 г. Жан становится учащимся в школе, открытой при монастыре Пор-Руаяль, а с 1655 г. - учеником в самом аббатстве. У него были прекрасные учителя-филологи, благодаря чему он и сам превратился в очень знающего эллиниста. Мировоззрение, складывающееся под влиянием янсенизма, и любовь к классике, их противоречие стали для Расина во многом определяющими в его дальнейшей биографии, в частности, в творчестве, превратились в источник вдохновения. Аскетического образа жизни Жан Расин придерживался недолго и переключился на сочинение од. Завершить образование ему довелось в коллеже Аркур в Париже.

С 1666 г. он жил у двоюродного брата, управляющего герцогским имением. В этом же году состоялось его знакомство с Мольером, Лафонтеном , Буало. Ода «Нимфа Сены», восхвалявшая двор, сделала его получателем пенсии, назначенной Людовиком XIV. Известно, что в это время он написал две пьесы, которые не сохранились до нашего времени.

В 1661 г. Жан Расин переезжает в южный город Юзе, к дяде-священнику, рассчитывая на получение бенефиция от церкви, который дал бы ему шанс целиком и полностью посвятить себя занятию литературой. Однако Расин столкнулся с отказом, и ему в 1662 или 1663 г. пришлось вернуться в Париж. Находясь в столице, Жан Расин являлся активным участником литературного сообщества, его связи росли, одна за другой распахивались двери салонов, близких ко двору. Принято считать, что сам Мольер посоветовал написать пьесы «Фиваида, или Братья-враги» и «Александр Великий» и сам же поставил по ним спектакли в 1664 и 1665 гг. соответственно. Однако, несмотря на покровительство знаменитого драматурга, дебютные пьесы не стали полной демонстрацией таланта начинающего автора.

В 1667 г. выходит трагедия Расина «Андромаха», успех которой превзошел все ожидания. За годы, предшествующие постановке трагедии, Расин заметно сблизился с высшим обществом, сумел завоевать благосклонность мадам де Монтеспан, которая была любовницей короля. Его собственная пассия, актриса Тереза Дюпарк, сыгравшая в «Андромахе» главную роль, перешла к Расину из труппы Мольера. Тем не менее творческая жизнь драматурга протекала непросто, была наполнена ожесточенными столкновениями с людьми, не принимавшими его произведений, главным образом, из-за личных качеств самого Расина, его непомерного честолюбия, раздражительности, заносчивости.

В 1669 г. была достаточно тепло встречена публикой его трагедия «Британик», и гораздо больший успех имела перенесенная на театральные подмостки в следующем году после написания трагедия «Береника» (1678). После постановки была воспринята крайне негативно трагедия «Федра», и сочинение пьес литератор практически прекратил более чем на 10 лет.

В этот период Расин стал королевским историографом, сменив на должности Буало, взял в жены хозяйственную и религиозную женщину, которая подарила ему семерых детей. В 1689 и 1691 гг. он написал две единственные пьесы, которые попросила его сочинить мадам де Ментенон для постановки воспитанницами ее школы. 21 апреля 1699 г. выдающийся французский драматург скончался в Париже; похоронили его рядом с церковью Сент-Этьен-дю-Монт.

фр. Jean-Baptiste Racine

французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером

Жан Расин

Краткая биография

Жан Расин - французский драматург, один из трех самых знаменитых драматургов страны XVII в. (Мольер , Корнель, Расин); его произведения - это расцвет национального классицистического театра. Жан Расин появился на свет в графстве Валуа, в небольшом городе Ла-Ферте-Милон; его отец был налоговым чиновником. Жана воспитывала бабушка, поскольку при родах сестры мальчика умерла их мать, а через два года и отец.

В 1649 г. Жан становится учащимся в школе, открытой при монастыре Пор-Руаяль, а с 1655 г. - учеником в самом аббатстве. У него были прекрасные учителя-филологи, благодаря чему он и сам превратился в очень знающего эллиниста. Мировоззрение, складывающееся под влиянием янсенизма, и любовь к классике, их противоречие стали для Расина во многом определяющими в его дальнейшей биографии, в частности, в творчестве, превратились в источник вдохновения. Аскетического образа жизни Жан Расин придерживался недолго и переключился на сочинение од. Завершить образование ему довелось в коллеже Аркур в Париже.

С 1666 г. он жил у двоюродного брата, управляющего герцогским имением. В этом же году состоялось его знакомство с Мольером, Лафонтеном, Буало. Ода «Нимфа Сены», восхвалявшая двор, сделала его получателем пенсии, назначенной Людовиком XIV. Известно, что в это время он написал две пьесы, которые не сохранились до нашего времени.

В 1661 г. Жан Расин переезжает в южный город Юзе, к дяде-священнику, рассчитывая на получение бенефиция от церкви, который дал бы ему шанс целиком и полностью посвятить себя занятию литературой. Однако Расин столкнулся с отказом, и ему в 1662 или 1663 г. пришлось вернуться в Париж. Находясь в столице, Жан Расин являлся активным участником литературного сообщества, его связи росли, одна за другой распахивались двери салонов, близких ко двору. Принято считать, что сам Мольер посоветовал написать пьесы «Фиваида, или Братья-враги» и «Александр Великий» и сам же поставил по ним спектакли в 1664 и 1665 гг. соответственно. Однако, несмотря на покровительство знаменитого драматурга, дебютные пьесы не стали полной демонстрацией таланта начинающего автора.

В 1667 г. выходит трагедия Расина «Андромаха», успех которой превзошел все ожидания. За годы, предшествующие постановке трагедии, Расин заметно сблизился с высшим обществом, сумел завоевать благосклонность мадам де Монтеспан, которая была любовницей короля. Его собственная пассия, актриса Тереза Дюпарк, сыгравшая в «Андромахе» главную роль, перешла к Расину из труппы Мольера. Тем не менее творческая жизнь драматурга протекала непросто, была наполнена ожесточенными столкновениями с людьми, не принимавшими его произведений, главным образом, из-за личных качеств самого Расина, его непомерного честолюбия, раздражительности, заносчивости.

В 1669 г. была достаточно тепло встречена публикой его трагедия «Британик», и гораздо больший успех имела перенесенная на театральные подмостки в следующем году после написания трагедия «Береника» (1678). После постановки была воспринята крайне негативно трагедия «Федра», и сочинение пьес литератор практически прекратил более чем на 10 лет.

В этот период Расин стал королевским историографом, сменив на должности Буало, взял в жены хозяйственную и религиозную женщину, которая подарила ему семерых детей. В 1689 и 1691 гг. он написал две единственные пьесы, которые попросила его сочинить мадам де Ментенон для постановки воспитанницами ее школы. 21 апреля 1699 г. выдающийся французский драматург скончался в Париже; похоронили его рядом с церковью Сент-Этьен-дю-Монт.

Биография из Википедии

Жан-Бати́ст Раси́н (фр. Jean-Baptiste Racine, 21 декабря 1639 - 21 апреля 1699) - французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

Жан Батист Расин родился 21 декабря 1639 года и был крещён на следующий день в городе Ла-Ферте-Милон (графство Валуа, ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615-1643). В 1641 году при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта, Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Воспитывала детей бабушка.

В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом. Источником вдохновения для Жана стал конфликт между любовью к классической литературе и янсенизмом.

После обучения в парижском коллеже Аркур (фр.) в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661 году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 (по другой версии - в 1663) году он возвращается в Париж. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» (La thebaïde, ou les frères ennemis), и «Александр Великий» (Alexandre le grand), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 годах.

В последующие два года Расин приобрел связи при королевском дворе, в частности обрёл покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан, что открыло ему путь к личной дружбе с королём Людовиком XIV.

Драматург скончался 21 апреля 1699 года. Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Творчество

Будучи наследником классической традиции, Расин брал темы в истории и античной мифологии. Сюжеты его драм рассказывают о слепой, страстной любви. Его драмы обычно относят к неоклассической трагедии; в них соблюдён традиционный канон жанра: пять действий, единство места и времени (т. е. протяжённость изображаемых событий укладывается в один день, и они привязаны к одному месту).

Сюжеты пьес лаконичны, всё происходит только между персонажами, внешние события остаются «за кадром» и отражаются лишь в сознании героев, в их рассказах и воспоминаниях, они важны не сами по себе, а как психологическая предпосылка их чувств и поведения. Основные черты поэтики Расина - это простота действия и драматизм, строящийся целиком на внутреннем напряжении.

Количество слов, использованных Расином в пьесах невелико - около 4 000 (для сравнения, Шекспир использовал порядка 30 000 слов).

Произведения

  • 1660 - (фр. Amasie)
  • 1660 - (фр. Les amours d’Ovide)
  • 1660 - «Ода на выздоровление короля» (Ode sur la convalescence du roi)
  • 1660 - «Нимфа Сены» (La Nymphe de la Seine)
  • 1685 - «Идиллия мира» (Idylle sur la paix)
  • 1693 - «Краткая история Порт-Рояля» (Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
  • 1694 - «Духовные песни» (Cantiques spirituels)

Пьесы

  • 1663 - «Слава музам» (фр. La Renommée aux Muses)
  • 1664 - «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis)
  • 1665 - «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand)
  • 1667 - Андромаха
  • 1668 - Сутяги (фр.) («Челобитчики»)
  • 1669 - Британик
  • 1670 - Береника
  • 1672 - Баязет (фр.)
  • 1673 - Митридат (фр.)
  • 1674 - Ифигения
  • 1677 - Федра
  • 1689 - Эсфирь (фр.)
  • 1691 - Гофолия (фр.) («Афалия»)

Издания

  • Расин Ж. Трагедии / Издание подготовили Н.А. Жирмунская, Ю.Б. Корнеев. - Новосибирск: Наука, 1977. - 431 с. Тираж 100 000 экз. (Литературные памятники)
Категории:

Жан-Батист Расин – французский драматург XVII века – родился 21 декабря 1639 года и был крещён на следующий день в городе Ла-Ферте-Милон (графство Валуа, ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615-1643).

В 1641 при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Бабушка воспитывала детей.

Расину было девять лет, когда его отдали в пансион, связанный с аббатством Пор-Рояль, оплотом янсенистов. Это близкое к протестантизму религиозное движение было осуждено Римом еще в 1642, а в 1656 были закрыты королевским указом все школы Пор-Рояля. Стержень учения янсенистов составляла идея предопределения - «благодати», от которой зависит спасение души. В Пор-Рояле Расин получил великолепное эллинистическое образование - одновременно он унаследовал от своих учителей-янсенистов обостренный интерес к «греховным» движениям души и искусство анализа сокрытых психологических состояний.

В 1658 Расин начал изучать право в Париже и завел первые связи в литературной среде. В 1660 он написал поэму «Нимфа Сены», за которую получил пенсию от короля, а также создал две пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не дошедшие до наших дней. Семья матери решила подготовить его к религиозному поприщу, и в 1661 он уехал к дяде-священнику в Лангедок, где провел два года в надежде получить от церкви денежное содержание, которое позволило бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Эта затея окончилась неудачей, и около 1663 Расин вернулся в Париж.

Круг его литературных знакомств расширился, перед ним открылись двери придворных салонов. Первые из его сохранившихся пьес - «Фиваида» (1664 ) и «Александр Великий» (1665 ) - были поставлены Мольером. Сценический успех побудил Расина вступить в полемику со своим бывшим учителем - янсенистом Пьером Николем, который провозгласил, что любой писатель и драматург является публичным отравителем душ.

В 1665 Расин разорвал отношения с театром Мольера и перешел в театр Бургундский отель вместе со своей любовницей, прославленной актрисой Терезой Дю Парк, сыгравшей в 1667 заглавную роль в «Андромахе». Это был первый шедевр Расина, имевший колоссальный успех у публики. Широко известный мифологический сюжет уже был разработан Еврипидом, но французский драматург изменил суть трагедийного конфликта с тем, чтобы «образ Андромахи соответствовал тому представлению о ней, которое утвердилось у нас».

С постановки «Андромахи» начался самый плодотворный период в творчестве Расина: вслед за его единственной комедией «Сутяги» (1668 ) появились трагедии «Британник» (1669 ), «Береника» (1670 ), «Баязет» (1672 ), «Митридат» (1673 ), «Ифигения» (1674 ).

Драматург находился на гребне славы и успеха: в 1672 он был избран во Французскую Академию, а благоволивший к нему король даровал ему дворянский титул. Поворотным пунктом этой чрезвычайно успешной карьеры стала постановка «Федры» (1677 ). Враги Расина предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу: незначительный драматург Прадон использовал тот же сюжет в своей трагедии, которая была поставлена одновременно с «Федрой», и величайшая трагедия французского театра (которую сам драматург считал своей лучшей пьесой) на первом представлении провалилась.

Интрига вокруг «Федры» вызвала бурную полемику, в которой Расин не стал принимать участия. Внезапно оставив сцену, он женился на набожной, но вполне заурядной девушке, родившей ему семерых детей, и занял должность королевского историографа вместе со своим другом Буало. Единственными его пьесами за этот период стали «Эсфирь» (1689 ) и «Гофолия» (1690 ), написанные для школы девочек в Сен-Сире по просьбе их патронессы маркизы де Ментенон, морганатической супруги Людовика XIV.

Жан-Батист Расин умер 21 апреля 1699 года . Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Произведения :
1660 – Amasie
1660 – Les amours d’Ovide
1660 – «Ода на выздоровление короля» (Ode sur la convalescence du roi)
1660 – «Нимфа Сены» (La Nymphe de la Seine)
1685 – «Идиллия мира» (Idylle sur la paix)
1693 – «Краткая история Порт-Рояля» (Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
1694 – «Духовные песни» (Cantiques spirituels)

Пьесы :
1663 – «Слава музам» (La Renommée aux Muses)
1664 – «Фиваида, или Братья-враги» (La thebaïde, ou les frères ennemis)
1665 – «Александр Великий» (Alexandre le grand)
1667 – Андромаха
1668 – Сутяги
1669 – Британик
1670 – Береника
1672 – Баязет
1673 – Митридат
1674 – Ифигения
1677 – Федра
1689 – Эсфирь
1691 – Гофолия