Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » "я-" и "ты-сообщения". "я - ты" сообщения

"я-" и "ты-сообщения". "я - ты" сообщения

Интересный факт: то безумие, в которое вы впадаете сегодня, попросту не существовало ещё 10, 20 лет назад. В те времена вы бы не стали маниакально проверять свой телефон каждые несколько минут, впадая то в гнев, то в отчаяние, испытывая муки просто из-за того, что человек не прислал вам короткое глупое сообщение.

Современный роман - это стресс, особенно когда дело доходит до переписки. В 2010 году только 10% молодых людей использовали сообщения, чтобы пригласить кого-то на свидание в первый раз. В 2013 году - уже 32%. Всё больше и больше людей сидят в одиночестве, уставившись в экран телефона, и в то же время испытывают целый спектр эмоций.

Прошло несколько минут, и статус моего сообщения изменился на «прочитано». Моё сердце остановилось. Вот он, момент истины. Я приготовился и не отрываясь смотрел, как на экране смартфона появляются эти маленькие точки, которые показывают, что кто-то печатает вам ответ. Ощущения как от медленной поездки до самой высокой части горки. Но вот проходит несколько секунд - и всё, они исчезли. И никакого ответа.

Хммм… Что случилось? Проходит ещё несколько минут и… ничего. Проходит 15 минут… Ничего. Моя уверенность сходит на нет, начинают мучить сомнения. Проходит час… Ничего. Проходит два часа… Ничего. Проходит три часа… Начинается лёгкая паника. Перечитываю своё сообщение. Я был в нём уверен, но теперь начинаю гадать, что же с ним не так.

«Я такой дурак! Нужно было набрать „Привет!“ с двумя „е“, а не с одной. Я задал слишком много вопросов. О чём я только думал? Ох, нужно было спросить о чём-нибудь другом. Азиз, ЧТО НЕ ТАК С ТОБОЙ И ТВОИМИ ВОПРОСАМИ?»

Азиз Ансари (Aziz Ansari)

Технологический прогресс сегодня позволяет нам связаться с понравившимся человеком мгновенно. Но проблем от этого меньше не становится. Например, как пригласить девушку или парня на свидание? Стоит позвонить? Или написать СМС? Или добавиться в друзья и отправить сообщение в социальной сети? Сколько нужно ждать, прежде чем ответить на приглашение? Очевидно, с прогрессом появились и перемены в нашей личной жизни. Мы иначе оцениваем партнёра, иначе завязываем и строим отношения.

Комик Азиз Ансари решил разобраться в проблемах современных романтических отношений и вместе с социологом из Нью-Йоркского университета Эриком Клиненбергом (Eric Klinenberg) разработал масштабный научно-исследовательский проект. С 2013 по 2014 год они работали с фокус-группами и проводили опросы по всему миру, а также устраивали интервью с известными исследователями романтических отношений. Результаты этого исследования вылились в книгу «В активном поиске », в которой, помимо прочего, можно найти и ответ на вопрос, что делать, как только вы отправили или получили сообщение.

Сколько времени нужно подождать, прежде чем ответить на сообщение?

Этот вопрос вызвал больше всего споров и разногласий среди респондентов. И вот каких тактик обычно придерживаются люди.

  • Тактика удвоения времени отклика: вам отвечают через пять минут, вы ждёте десять. Таким образом, вы всегда будете в более выигрышной позиции, потому что будете казаться более занятым и менее доступным, чем ваш собеседник.
  • Некоторые ждут несколько минут, чтобы показать, что в их жизни есть что-то более важное, чем телефон.
  • Часть респондентов считает, что лучше удваивать время ответа, но иногда можно ответить и быстро, в этом нет ничего страшного (как, впрочем, и в слишком долгом ответе).
  • Некоторые люди уверяют, что ждут ровно 1,25 от времени ответа.
  • Другие утверждают, что достаточно подождать три минуты.
  • Были и те, кто уже по горло сыт подобными играми, поэтому они отвечают незамедлительно, как только увидели сообщение. Они считают, что их ответы без наигранного ожидания кажутся более живыми и уверенными.

Но действительно ли эти тактики работают? И почему так много людей их придерживается? Посмотрим, соотносятся ли эти стратегии с реальными психологическими исследованиями.

Ответ как вознаграждение

В последние годы учёные, занимающиеся проблемами поведения, изучали вопрос, почему тактики ожидания оказывают на людей такое мощное воздействие.

Вы будете казаться менее привлекательным, если отвечаете на сообщения незамедлительно.

Психологи провели сотни исследований, в которых они в разных условиях давали животным вознаграждения. Одна из самых интересных находок - «неопределённая награда», то есть та ситуация, когда животное, нажимая на рычаг, не может предугадать, получит ли оно вознаграждение. Оказалось, неопределённость в значительной степени увеличивает заинтересованность животного в получении награды: повышается уровень дофамина, так что, можно сказать, оно кайфует от этого ощущения.

У лабораторных животных, которые при каждом нажатии на рычаг получали награду, заинтересованность в конечном итоге сходит на нет. Ведь они знают, что как только захотят вознаграждение, они его получат.

В отношениях действует тот же принцип: если вы парень или девушка, которые без промедления отвечают на сообщения, вас начинают воспринимать как должное. В результате вы снижаете свою ценность в качестве награды. Это значит, что другой человек не будет испытывать сильной потребности ответить на сообщение. Или, как в случае с лабораторными животными, потребности нажимать на рычаг.

Что общего у переписки и игромании

Обмен сообщениями - это среда, в которой наш ум начинает работать специфически. До того, как у всех появились сотовые телефоны, люди всегда выжидали некоторое время (несколько часов или дней), прежде чем перезвонить, но так, чтобы другой человек не испытывал беспокойства. Переписка приучила нас к получению более быстрых ответов. Согласно опросам, этот показатель варьируется от человека к человеку в промежутке от 10 минут до одного часа.

Наташа Шуль (Natasha Schüll), антрополог из Массачусетского технологического университета (США), изучает зависимость от азартных игр, в частности, что происходит с умами и телами людей, которые подсели на игровые автоматы. В отличие от карт, скачек или еженедельной лотереи, которые заставляют игроков ждать (своей очереди, когда финишируют лошади, начала еженедельного розыгрыша), игровые автоматы позволяют играть в азартные игры без промедления, так как игрок оперативно получает информацию.

Вы привыкли ожидать мгновенного результата, поэтому начинаете терять терпение при любых малейших задержках. Когда вы переписываетесь с человеком, который вам нравится, но которого вы пока знаете недостаточно хорошо, это очень похоже на игровой автомат. Здесь тоже много неопределённости, предвкушения, тревоги. Вы настроены на получение сообщения. Вы этого хотите, вам это нужно прямо сейчас. Но если вы не получаете быстрой ответной реакции, это выбивает вас из колеи.

Наташа Шуль

Текстовые сообщения отличаются от сообщений, которые люди оставляли на автоответчиках до появления смартфонов. Сообщение на автоответчике можно сравнить с покупкой лотерейного билета. Вы заранее знаете, что придётся подождать, пока не узнаете выигрышные номера. Вы не ожидаете, что вам тут же перезвонят. Вы даже можете наслаждаться этим чувством неизвестности, потому что заранее знаете, что придётся подождать несколько дней. Но в случае с текстовыми сообщениями, если вы не получаете ответа через 15 минут, то начинаете сходить с ума.

Как казаться привлекательнее в глазах другого человека

Психологические принципы, связанные с ожиданием, могут оказаться очень полезной стратегией для одинокого человека, который хочет казаться привлекательнее.

Например, давайте предположим, что вы мужчина, который познакомился с тремя женщинами в баре. На следующий день вы пишете им. Две отвечают достаточно быстро, а третья не отвечает вообще. Первые две женщины проявили к вам интерес, и ваш мозг, получив ответ, успокоился. Но третья женщина, не ответив, создала неопределённость, и ваш мозг начинает искать объяснение её поступку. Вы не теряете интереса: «Почему она не отвечает? Что со мной не так? Может, я что-то сделал не так?». Эта неопределённость, как установили социальные психологи, может привести к сильной романтической привлекательности.

Команда учёных - Эрик Уитчёрч (Erin Whitchurch), Тимоти Уилсон (Timothy Wilson) и Дэниел Гилберт (Daniel Gilbert) - провела исследование, в ходе которого женщинам демонстрировались профили разных мужчин в социальной сети Facebook, которые в свою очередь рассказали, что думают об их профилях.

  • Одной группе женщин показывали профили мужчин, которые оценили профили испытуемых из этой группы как лучшие.
  • Второй группе сказали, что им демонстрируются профили мужчин, которые оценили их аккаунты как средние.
  • Третьей группе показывали профили мужчин, которые не смогли определиться, нравятся им эти женщины или нет.

Ожидалось,что женщины будут отдавать предпочтение мужчинам, которые оценили их как лучших, а не как средних (по принципу взаимности - нам нравятся люди, которые любят нас). Тем не менее, женщины чаще предпочитали мужчин из неопределившейся группы. Позже они также сообщали, что больше думали о мужчинах, которые не определились в оценке.

Когда вы много думаете о каком-то человеке, его образ прочно укрепляется у вас в голове, что, в конечном итоге, может привести к возникновению притяжения.

Ещё одна идея из социальной психологии, которая касается наших игр с ожиданием - это принцип дефицита. Обычно мы воспринимаем нечто как более желаемое, когда оно кажется нам недоступным. Таким образом, когда вы редко получаете сообщения от кого-то, по сути, этот человек искусственно создаёт дефицит и представляет себя в более выгодном свете.

Не принимайте всё на свой счёт

Вы написали человеку и пригласили его на свидание, а от него никакой реакции. Что делать в такой ситуации? Уж точно не посыпать себе голову пеплом и думать, что же вы сказали или сделали не так. Не забывайте, что иногда дело не в вас, а в том, что в игру вступают другие факторы. В жизни человека может происходить что-то, о чём вы не имеете ни малейшего понятия, но это может повлиять на его желание заводить отношения.

Я-сообщение или Я-высказывание — это форма эффективного и бесконфликтного сообщения. Сегодня представляю самую короткую формулу Я-сообщения. в ней состоит буквально из 2-х слов.

Я-сообщение.

Самая короткая форма Я- сообщения.

Самая короткая формула Я-сообщения состоит всего из 2-х слов. Это очень важная форма коммуникации.

Причем эта форма я -сообщения служит внешней и внутренней цели.

Примеры коротких Я- сообщений.

Короткое "Я-сообщение": Я стесняюсь.

Я — радуюсь. Я — люблю. Я — злюсь. Я — возбуждена. Я — очарована. Я — сержусь. Я — боюсь. Я — разочарована.

Внешняя цель Я- сообщения.

Самая главная внешняя цель любого я — сообщения , в том числе и короткого — это помочь Вашему собеседнику узнать о Вас : о Ваших чувствах, желаниях, намерениях. Помочь узнать о Вашем эмоциональном состоянии, Вашей реакции на происходящее.

Пример.

Вы нахмуренный и напряженный приходите с работы. Ваша супруга спрашивает: «Что случилось?» . Ваш ответ: «ничего» не прояснит, а только усугубит беспокойство жены. Гораздо лучше, особенно когда Вы не хотите говорить, будет ответ: «Я устал» или даже «Я напряжен». Эти фразы послужат продолжению Вашего разговора с женой в конструктивном диалоге. Причем не пройдет и 5 минут, как Ваше напряжение и усталость куда-то улетучится.

Внутрення цель Я — сообщения.

Самая главная внутренняя цель короткого я-сообщения — это помочь Вам снизить накал Ваших чувств и ощущений .

Если Вы подписаны на мою рассылку «Секреты Вашего отличного настроения «, то Вы знаете правило снижения степени накала сильного чувства. Необходимо назвать его как можно точнее (вспомните Словарь Чувств ) и присвоить его себе. То есть сказать в форме я-сообщения .

ПРАВИЛО: Точно названное чувство от имени «Я» переходит на более низкую ступень по степени переживания, ощущения или сменяется другим чувством.

Пример.

На Вас только что накричали и Ваше просто в бешенстве и хочет отомстить обидчику.

Неправильно: попытаться успокоиться и подавить в себе это чувство (кстати, какое?). Так и до инфаркта или открывшейся внезапно язвы желудка рукой подать!

Правильно:

  • быстро определяем свое чувство и подбираем правильное слово для его выражения;
  • в данном примере это чувство — ярость;
  • высказываем вслух (если это близкий) или шепотом/про себя (если это начальник) это чувство в форме короткого я-сообщения;
  • Я — в ярости! Не снижается накал, тогда попробуйте: Я — взбешен, Я хочу отомстить, Мне больно…
  • Помогите телом: топните ножкой, сожмите кулачки, потрясите руками воздух!
  • Ага… чувство начало меняться … Похоже Вы успокаиваетесь.
  • Вы усвоили этот урок?

Итак, формула короткого я-сообщения, как и простая и мощная одновременно.

Представляете, насколько мощная и многофункциональная полная 5-шаговая форма я -сообщения?

Хотите начать пользоваться полной формой в самых сложных и запутанных ситуациях взаимодействия с другими людьми?

Тогда прямо сейчас , посвященный подробному разбору и освоению полной формулы я-высказывания .

Я-сообщение поможет Вам:

Строить фразы и готовить речь учитывая главные 5 компонентов “Я-текста”.

Общаться бесконфликтно и добиваться от собеседника нужных Вам действий.

Терапировать себя в сложных и стрессовых ситуациях.

Завершать отношения на эмоциональном уровне с бывшими любовниками, супругами, начальниками, не прибегая к общению с ними.

Прощаться с умершими, если Вы не успели это сделать при жизни. Или с теми, с кем Вы больше не хотите встречаться.

Говорить как успешному коммуникатору.

Напишите в комментариях , примеры успешного использования короткого я-сообщения в общении.

Я-делюсь!!!

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Есть особые случаи в общении и жизни для использования полной формулы я-сообщения. 5-Пятишаговая формула я-сообщения здесь служит более серьезным […]
  • Я-сообщение или Я-высказывание - эффективная речевая формула, формула бесконфликтного общения. "Я-сообщение" служит не только формулой общения. […]
  • Приглашаю Вас на вебинары психолога счастья - это возможность обучаться и получать психологическую помощь онлайн. Завтра 3-й, а через неделю […]
  • Сегодня статья для тех, кто желает подготовить и провести свой первый вебинар-магнит. Видео-урок "7 идей интерактивного вебинара", описания курса […]

Лена Кузнецова
Эффективные техники общения: Я - Сообщение

В последние десятилетия возрос интерес к проблемам общения. Удивительный факт: в человеческом взаимодействии более половины всех проблем относится к недостатку взаимопонимания.

Человек хочет сказать одно, говорит другое, собеседник в этом слышит третье и истолковывает как четвертое. Психологи называют это трудностями коммуникации. Для преодоления этих трудностей специалистами были выделены те формы общения, которые максимально способствуют налаживанию взаимопонимания и сотрудничества. Их и называют техниками эффективного общения. Применять эти техники можно и в семье, и на работе, и при прояснении различных конфликтных ситуаций. Мы поговорим о техники

Я-сообщений

Что такое я-сообщения и зачем они нужны

Я-сообщение - это грамотное высказывание своего недовольства.

Я-сообщения – не для того, чтобы изменить поведение другого. И это нужно запомнить. Я-сообщения используются для того, чтобы собеседник услышал и понял вас.

Почему дети не слышат нас? Потому что мы привыкли к ты-сообщениям. Обвинительный тон такого рода предложений отдаляет нас друг от друга, заставляет отстраняться, и принимать оборонительную позицию.

Я-сообщения содержат личные местоимения, как правило, они начинаются словами: Я не люблю, меня утомляет, мне не нравится ит. п.

Самые опасные и вызывающие конфликт ты-сообщения, начинаются с местоимений второго лица: Ты, тебе, из-за тебя и др. На любое такое сообщение собеседник обижается, либо реагирует встречным обвинением. Например: «Опять ты устроил беспорядок, у меня уже нет сил это все убирать!»

Как применять технику я-сообщений

1. Описание факта: Когда приходишь поздно…

2. Описание ощущения, чувств: Я либо глагол … расстраиваюсь, переживаю, огорчен и т. п.

3. Разъяснение почему: потому что не знаю, где ты находишься и что с тобой…

4. Сообщение о вашем желании или пожелании: Мне бы хотелось, чтобы ты звонил мне, когда задерживаешься.

Многим родителям иногда трудно сдержать отрицательные эмоции при общении с ребенком. Они срываются и кричат на сына или дочь, а потом мучаются чувством вины и спрашивают, что делать. Как этого избежать? Вам поможет техника «Я-сообщений».

Как общаться с детьми при помощи «Я-сообщений»?

1. Чаще используйте «Я-сообщения» для выражения своих положительных эмоций

Малышу необходимо чувствовать любовь родителей. Чаще говорите ему: «Я рад (а) тебя видеть», «Я тебя люблю», «Мне нравится играть с тобой».

2. Выслушайте ребенка, не перебивая.

Ребенок пока не умеет выражать свои чувства так, как это умеют взрослые. И не стоит от него этого ожидать. Для начала выслушайте все, что он вам рассказывает, задавая уточняющие вопросы.

3. Учите ребенка рассказывать о своей эмоции в виде «Я-сообщения»

Учите ребенка формулировать капризы и недовольства с помощью «Я-сообщений». Пусть он расскажет о том, как он себя ощущает.

Например, сын говорит вам: «Мама, я не хочу завтра в детский сад». Вы отвечаете: «Ты устал и хочешь отдохнуть?». Или дочь пришла с улицы и заявляет: «Я не буду больше играть с Машей, она жадина!». Можно переформулировать в: «Ты злишься, что она не дала тебе свою куклу?». Такие фразы позволяют наладить контакт с ребенком: удостоверившись, что его понимают, чадо с готовностью поделится своими трудностями и позволит вам помочь их разрешить.

4. Выражайте недовольство действиями ребенка, но не им самим

Выражать недовольство можно и нужно, но не самим ребенком, а его действиями. «Я-сообщения» позволяют высказать собственные чувства вместо обвинений ребенка: «Я расстраиваюсь, когда ты говоришь плохие слова», а не «Ты говоришь плохие слова», и ни в коем случае не «Ты – плохой мальчик, раз говоришь плохие слова».

Основной посыл, который от вас в данном случае получает ребенок, звучит так: «Ты мне дорог (а, я очень тебя люблю, но твой поступок меня огорчает».

5. Расскажите о причинах своего недовольства

После того, как вы высказали ребенку свое недовольство, используя «Я-сообщения», расскажите о его причинах. Например, подрастающая дочь поздно вернулась с прогулки, вы переволновались, а завтра новый рабочий день. Поведайте дочери о том, что вам сложно будет заснуть, а завтра необходимо рано встать на работу. Естественно, также используя «Я-сообщения».

Если ребенок все еще вас не понял, возвращайтесь к пункту 1: «Чаще используйте «Я-сообщения»

6. Опишите, какого поведения вы ждете от ребенка

В завершении разговора с ребенком объясните ему, какое поведение вы от него ожидаете. Если мы возьмем приведенный выше пример общения с дочерью-подростком, то фраза будет выглядеть так: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты раньше приходила домой с прогулки».

Если ребенок уже вырос, то он может не согласиться с той линией поведения, которую вы предлагаете. В этом случае необходимо искать компромисс и возвращаться к пункту 2 «Выслушайте ребенка, не перебивая».

Ну а теперь маленький практикум.

Упражнение 1. Замените, пожалуйста, типичные фразы-требования и обвинения на интересные «я-сообщения»

(см. презентацию)

Упражнение 2. Выбрать «Я-высказывание»

Ситуация 1. Дети громко разговаривают во время обеда.

Ваши слова:

1. «Когда я ем, я глух и нем».

2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».

3. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом».

Ситуация 2. Вы поздно пришли с работы, а ребёнок не выполнил часть домашнего задания.

Ваши слова:

1. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»

2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки делать».

3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».

Ситуация 3. Вам необходимо сделать определённую работу дома, а ваш ребёнок постоянно отвлекает вас: задаёт вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.

Ваши слова:

1. «Перестань меня дёргать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».

2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».

3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».

Научиться говорить в формате «Я - сообщения» непросто. Для этого желательно тренироваться. Достаточно применять эту технику хотя бы в течении одного дня, и в последующем эта новая форма общения войдет в привычку.

Безусловно, в повседневной речи не получится сразу придумать красивое предложение, но это делать и не обязательно, главное придерживаться простой схемы я-сообщения.

Нужно помнить, что само по себе применение техники Я-сообщений вовсе не обязательно означает, что партнер примет нашу позицию, согласится с нашей точкой зрения. Однако наша точка зрения будет ему доступна и открыта, а это значит, что мы на верном пути к взаимопониманию.

Разбор ошибок

1. Ложные ты-сообщения. Нужно остерегаться «кентавров», то есть предложений, которые начинаются с местоимения первого лица, а заканчиваются упреком или обвинением. Это все равно Ты-сообщения. Например: Мне не нравится, когда ты так плохо себя ведешь!»

2. Скрытый упрек. Если в тексте я-сообщения содержится скрытый упрек, вас не услышат и не поймут. Например, «Я все делаю одна, с ног валюсь, а вам хоть бы что!»

3. Неискренние я-сообщения. «Я расстроюсь, если ты не ляжешь сейчас спать» - налицо манипуляция, вместо

положительного я-сообщения. Необходимо не просто излагать свои чувства и ставить условия, нужно искренне сообщать собеседнику о своих истинных переживаниях.

4. Полный отказ от ты-сообщений. Это не верно, потому что позитивные ты-сообщения использовать необходимо: «Ты мне очень помог», «Ты сам лег вовремя спать, ты такой молодец!» и т. п.

Если не давать знать, что вы чувствуете, то человеку это может просто не прийти в голову!

"Не говорите мне, что мне делать,

и я не скажу, куда вам идти"

Расхожая шутка.

Четверг – неделя близится к завершению. Если вы все еще обдумываете, как помягче указать вашему подчиненному его ошибки в работе и объяснить ему, как действовать правильнее, или если вам нужно поговорить с мужем или женой относительно какого-то его поведения или действий, которые заставляют вас нервничать и переживать, или если ваш ребенок не понимает вашего недовольства и делает все как будто бы вам«на зло», то самое время задуматься над тем КАК мы обычно стараемся донести наши мысли людям, которые живут, работают, отдыхают радом с нами. Дело в том, что часто мы обвиняем других людей в непонимании, в негативных эмоциях, в нежелании слушать и слышать нас,не замечая при этом как мы сами того не желая негативно воздействуем на их эмоции, мы сами провоцируем защитные реакции, ответную агрессию и нежелание следовать нашим "правильным советам". Как это происходит? Как ни удивительно, это происходит из-за неправильного построения фраз! Не из-за того ЧТО конкретно мы хотим сказать или ДЛЯ ЧЕГО мы это делаем! Проблема может заключаться в том, КАК мы это делаем! Одну и ту же мысль можно вербализовать по-разному. Условно все наши сообщения другим людям можно подразделить на два типа "Я- сообщения" и "Ты-сообщения". Разница в том, что когда мы строим наши фразы по типу "Я-сообщения", то мы, прежде всего, описываем то, что происходит с нами в ответ на поведение или слова другого человека, а не указываем ему, как действовать, что бы нам стало лучше. "Ты-сообщение" же наоборот, прежде всего, содержит рекомендацию другому, как ему поступать, при этом совершенно может не передавать никакой информации о том, почему именно мы считаем, что другой человек должен это делать. Попросту говоря, "Я-сообщение" - это откровенная информация о вас, о том, что вам нужно, в чем состоят ваши потребности, какова ваша реакция на те или иные слова собеседника, его поведение и/или сложившуюся ситуацию. "Ты-сообщение" - это попытка воздействовать сразу на другого, минуя объяснения собственного состояния, по сути это приказ, критика, зачастую обвинения. Простой пример из смс-переписки: Сообщение "Ты где?" всем нам хорошо знакомо – возможно мы сами не раз посылали и получали подобные сообщения.А какое чувство вызывает такое сообщение у получателя? Ему нужно отчитаться, дать объяснения, возможно даже оправдаться? Этого ли хотел посылающий сообщение? Может быть он/она хотел сказать "Я жду тебя!", "Я соскучилась (соскучился)!" или "У меня больше нет времени ждать, давайте перенесем нашу встречу на другой день"?
Чувствуете разницу? Это и есть примеры "Ты-сообщения" и "Я-сообщения". И хотя на первый взгляд разница между "Я" и "Ты-сообщениями" может показаться незначительной, тот посыл, который получает собеседник отличается в сообщениях кардинально!
Несомненно, "Ты-сообщение" более привычно. Однако "Я-сообщение" таит в себе столько приятных бонусов, что все "трудности перевода" быстро улетучиваются, стоит только начать общаться по-новому! Хитрость (и сложность одновременно) применения "Я-сообщений" состоит в том, что прежде всего нам придется задуматься и понять, что же с нами на самом деле происходит – что мы чувствуем, как себя ощущаем, чего хотим и почему, в ответ на что у нас возникла эта эмоция, почему мы приняли это решение или вошли в это состояние. Как бы ни казалось это странным, но мы зачастую так заняты тем, что бы указывать другим что делать, что попросту отучаемся внимательно наблюдать за собой, мы сами перестаем себя понимать – как же мы можем ожидать того, чтобы другие люди правильно нас понимали? Очевидно, что для того, чтобы нас стали лучше понимать другие, нам придется заново научиться понимать себя самим! Прислушиваться, присматриваться, тонко чувствовать любые внутренние изменения состояний. Инструкция: 1.Прежде, чем высказать свое недовольства, обратите сначала внимание на то, что вы сами сейчас чувствуете, думаете, ощущаете. Назовите это про себя, вербализуйте, дайте этому определение : "Я сейчас ощущаю раздражение и думаю, что мой начальник "идиот"". 2.Подумайте, чего вы на самом деле хотите от ситуации и разговора с ней связанного: вы действительно хотите изменить ситуацию, предотвратить дальнейшие ее возникновения или вы хотите "слить" свою негативную эмоцию на другого и будь что будет!? 3. Если вы хотите реальных изменений, то следуйте инструкции далее, если нет – то "тупо" слейте эмоцию и пусть все повторится снова. 4. В зависимости от того, чего вы хотите достичь в коммуникации, составьте свое "Я-сообщение" по поводу того, что вас не устраивает в общении с другими людьми. Например: "Когда на меня кричат, я чувствую себя провинившимся школьником и вообще перестаю понимать собеседника" или "Когда ты задерживаешься на работе и не звонишь, я чувствую тревогу и начинаю сходить с ума". 5.Используйте в своих фразах преимущественно слова "я", "мне", "меня" и т.д. (вместо привычных "ты", "тебя", "тебе" и т.д.) 6.Ознакомьтесь с нижеприведенным "переводчиком". Составьте собственный список "Ты-сообщений" из тех фраз которые вы говорите и которые вам говорят на работе, дома, в дружеском общении. Переведите "Ты-сообщения" в "Я-сообщения". 7.Расскажите об этом подходе как можно большему числу друзей и знакомых. Помогите друг другу сделать перевод ваших сообщений – иногда переформулировать чужую мысль легче и получается лучше, когда эмоции не мешают конструктивно думать. 8.Максимально часто используйте ваши новые "Я-сообщения" вместо привычных "Ты-сообщений". Получайте удовольствие от нового конструктивного и приятного общения! Примеры возможных переводов:
1.Ты-сообщение 2.Я-сообщение
-Прекратите мельтешить перед глазами! -Когда Вы ходите "туда-сюда" мне очень трудно сосредоточиться!
-Выключи музыку, сколько можно говорить! -Музыка мешает мне работать
-Сделай договор сейчас же -Когда я не получаю документы от тебя вовремя, я имею очень неприятные разговоры с клиентами, а наша "Книга отзывов и предложений" пополняется новыми жалобами на мою работу
-Прекрати мне хамить! -Когда я слышу грубости в свой адрес, у меня вообще пропадает желание общаться и хочется уйти
-Вам стоит сменить стиль одежды! -В нашем банке принят единый для всех сотрудников стиль одежды. Когда кто-то нарушает это правило, это вызывает недовольство руководства.
-Убери за собой со стола! -Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда
-Оденься теплее! -Я беспокоюсь за твое здоровье.

Высказывая свои чувства и мысли в формате "Я-сообщения" мы даем право собеседнику самому принять решение, почувствовать себя свободным в своем выборе, таким образом, избавляем его от необходимости защищаться. Однако, применение "Я-сообщений" требует от нас также смелости и высокой собственной самооценки, потому что давая возможность человеку самому решать реагировать ли вообще на наши замечания, мы неизменно узнаем истинное его к нам отношение – важно ли для него наше мнение, старается ли он сохранить теплые отношения с нами, беспокоят ли его наши чувства. И если ответ будет не самым для нас радостным, тогда нам придется что-то с этим делать, возможно, принимать неудобные или трудные для нас решения, от которых мы долго прятались. И даже в этом случае «Я-сообщения» работают на нас – давая информацию и почву для размышления. В подавляющем же большинстве случаев замена «Ты-сообщений на «Я-сообщения» приводит к умиротворению, улучшению взаимопонимания, нормализует отношения и повышает общий уровень общения – оно становиться более позитивным, более уважительным и взаимно приятным!
«Я-сообщение» является более эффективным способом влияния на человека с целью изменения его поведения, которое мы не приемлем, и в то же время сохраняет благоприятные взаимоотношения между людьми. Давайте разберем это на примере сообщения родителя, который устал и не испытывает желания играть с ребенком: Уставший родитель посылает ребенку « Ты-сообщение»: «Ты меня утомил» , и ребенок воспринимает информацию как -«Я плохой» . Уставший родитель посылает ребенку « Я-сообщение»: «Я очень устал» ,реакция ребенка - «Папа устал» .
Главная цель «Я-сообщения» - не заставлять кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребноси; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее. Научиться посылать «Я-сообщения» непросто, вначале могут быть ошибки. И главная из них состоит в том, что иногда, начав с «Я-сообщения», мы заканчиваем «Ты-сообщением». Например: «Меня раздражает, что ты не убираешь в своей комнате!» (сравните: «Меня раздражает беспорядок в комнате!»). Избежать ошибки можно, используя безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова.
Неопытные родители используют «Я-сообщения» для передачи своих негативных чувств и забывают посылать их для передачи позитивных чувств. Например, подросток, вопреки договоренности, пришел домой поздно ночью. Возможный диалог: Род. : «Я возмущена тобой». Реб .: «Я знаю, что опоздал». Род .: «Я действительно расстроена, что мне пришлось не спать». Реб .: «Почему? Ты бы спала и не беспокоилась». Род .: «Как я могла? Я с ума сходила» и т.д. Здесь родитель посылает только отрицательные «Я-сообщения». В этой ситуации инструктор специально спрашивает родителя: «Как вы актуально чувствовали себя, когда дочь вошла в дом? Каково было ваше первое чувство?» Родитель сообщает, что это чувство огромного облегчения, что она вернулась благополучно, целой и невредимой. Диалог с позитивным «Я-сообщением» выглядит так: Род .: «Слава богу, ты наконец-то пришла домой. Я так рада, какое облегчение. Я так боялась, что что-то случилось». Реб .: «Ты правда рада». Вторая конфронтация - совершенно другого качества. Стараясь «преподнести урок», мы обычно теряем ценнейшие возможности преподать им гораздо более фундаментальные уроки: например, о том, что мы их так сильно любим.

Вот основные правила "Я-сообщения"

4 шага.


1. Чувство.

Я волнуюсь, мне больно, я чувствую обиду, я злюсь, меня переполняет ненависть …..

иногда можно озвучить ощущения- меня всю сжимает, я каменею, ….у меня леденеют руки от страха…..


2. Факт.

Когда ты……так говоришь, таким тоном ко мне обращаешься, так смотришь на меня, не звонишь мне, говоришь об этом….


3. Пояснение.

Здесь важно пояснить партнеру что с Вами происходит. Почему Вы именно так чувствуете…

т.к. я рисую в своей фантазии самые страшные картины,……. т.к. меня раньше сильно обидели и я боюсь, что ты можешь сделать то же самое,… т.к. я не понимаю что со мной происходит,….. т.к. мне кажется, что ты …,…. Т.к. я чувствую себя провинившимся ребенком перед учителем…., т.к.

4. Желание.

Как Вы хотите, что бы с Вами поступали и что Вы и партнер получите в итоге.

Мне бы хотелось, что бы в следующий раз, ….. и тогда я …..или мы…..или ты…..

ПРИМЕР использования всех 4х шагов.

1.Мне страшно,

2. Когда ты так громко разговариваешь.

3. Т.к. крик я ассоциирую с детством, когда кричал пъяный отец……

4. Мне бы хотелось, что бы ты в следующий раз сдерживал свой гнев и говорил спокойно....

« Я- сообщения»

Задачи:

1 знакомить со стилями общения с детьми.

2 Раскрыть понятие я-сообщения.

3 Учить родителей в общении с детьми использовть я-сообщений

4 В тренинговой работе отрабатывать(формировать) навыки взаимодействия с детьми исп-я я-сообщения.

Литература:С.Лободина Как развивать способности ребенка, С-П1997

Методы и приёмы:

План мероприятия.

1.Стили общения с детьми

2.Объвление темы № 2, показ презентации.

3.Тренинг поведения.

Общение. Великая сила спрятана в общении, в умении общаться друг с другом. Общение в семье имеет огромное значение для детей и родителей. Довольно часто неумение слышать, правильно выражать свои чувства и эмоции становятся причинам глубоких обид или даже психологических травм

Иногда дети своим поведением вызывают отрицательные переживания у родителей, которые часто начинают реагировать на них криками, критикой, наказанием… Как правило, от этого поведение детей не улучшается, а наоборот - ухудшается. Давление ребенок воспринимает как принуждение, которому начинает противодействовать.

(Слайд 2) Когда вы общаетесь со своим ребенком – как вы строите предложение? Мы редко задумываемся о том, как разговариваем. Что вы обычно говорите ребенку, когда недовольны его поведением или поступком? «ты неряха», «Ты не должен делать так»,«Ты не сделал, то о чем я тебя попросила», «Ты постоянно поступаешь по-своему», а также много других фраз.все эти фразы хорошо отражают наш повседневный язык.

Это Ты-сообщения, они привычны, эмоциональны и мало информативны для детей. «Ты-сообщения» мы используем чаще, потому что так проще. Однако собеседник воспринимает их как попытки управлять его личностью.

Есть еще и Я-сообщения. Я- сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое не приемлют родители. В тоже время они сохраняют благоприятные взоимоотношения друг с другом.

(Слайд 3) Томас Гордон(америк.психолог) нарисовал схему сообщения для родителя, который устал и не испытывает желания играть со своим сынишкойю

Техника я-сообщений позволит избежать обвинительно тона. Почему дети не слышат нас? Потому что мы привыкли к ты-сообщениям. Обвинительный тон такого рода предложений отдаляет нас друг от друга, заставляет отстраняться, и принимать оборонительную позицию. -сообщение позволяет выразить родителю свои чувства в связи с поведением ребенка, при этом, не обвиняя и критикуя его. Например: “Я раздражаюсь, когда вижу такую неубранную комнату” вместо: «Ты как обычно не убрал свою комнату» или «Я так рада, что сегодня у тебя хорошее настроение!” вместо: «У тебя хорошее настроение? Странно. Обычно ТЫ всегда чем-то недоволен».

(Слайд 4) Эта техника предусматривает разговор с ребенком от первого лица. Это означает, что большинство высказываний начинается со слова «Я»- отсюда и название. Если Вы решили обращаться в стиле Я - Сообщений, Вы должны как можно точнее описывать свои чувства и желания в отношении ситуации, не переходя на личность ребенка.

(Слайд 5) Как построить фразу, чтобы она стала Я-сообщением?

Фраза может состоять из четырех основных частей (последовательность частей и их число не жесткие!!!):
1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…»,» когда я вижу, что ты……», «Когда это происходит…..!», «Когда я сталкиваюсь с тем,что…».
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю»,» я не знаю как реагировать».
(Слайд 6) 3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4 . В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».Использую слова-« мне хотелось бы, чтобы…!», « я предпочел…», « я была бы рада…».

(Слайд 7) Посмотрим как выглядит на практике построение фраз я- сообщений

(Слайд 8) Я-сообщения – не для того, чтобы изменить поведение другого. И это нужно запомнить. Я-сообщения используются для того, чтобы собеседник услышал и понял вас.

Значение интонации в Я-сообщениях

Помните – если вы будете излагать свои мысли в стиле я-сообщений с истеричной или обвиняющей интонацией – техника работать не будет. «Мне не хватает твоего внимания!» - восклицательный тон сообщения не позволяет услышать и принять это сообщение к сведению.

(Слайд 9) Известный российский психолог, профессор Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие преимущества "Я-сообщения":


1. Позволяет нам выразить свои негативные чувства в не обидной для ребенка форме.
2.Даёт возможность детям ближе узнать, родителей. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное- же - делает взрослого ближе, человечнее.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. Высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда-удивительно- они начинают учитывать наши желания и переживания.

(Слайд 10) Очень рекомендую к прочтению книги Ю.Б. Гиппенрейтер, они изображены на слайде. " Общаться с ребенком. Как? " Продолжаем общатся с ребенком.Так - это знаменитые книги о построении отношений между родителями и детьми, о налаживании настоящего глубокого контакта с ребенком, о технике активного слушания, о разрешении конфликтов, о работе с эмоциями и о многом другом. Научная глубина в сочетании с простотой текста, его неоценимая практическая польза и примеры из реальной жизни могут сделать эту книгу настольным справочником для вас- родители, выбирающих осознанный стиль воспитания и общения с детьми.

Научиться говорить в формате «Я - сообщения» непросто. Для этого желательно тренироваться. И, все равно, при этом могут возникать ошибки:

(Слайд 11)Разбор ошибок

1. Ложные ты-сообщения . Нужно остерегаться предложений, которые начинаются с местоимения первого лица, а заканчиваются упреком или обвинением. Это все равно Ты-сообщения. Например: Мне не нравится, когда ты так плохо себя ведешь !» МЕНЯ раздражает, что ТЫ такой неаккуратный! - МЕНЯ злит ТВОЕ опоздание!

2. Скрытый упрек . Если в тексте я-сообщения содержится скрытый упрек, вас не услышат и не поймут. Например, «Я все делаю одна, с ног валюсь, а вам хоть бы что!»

3. Неискренние я-сообщения . «Я расстроюсь, если ты не ляжешь сейчас спать» - налицо манипуляция, вместо положительного я-сообщения.

Необходимо не просто излагать свои чувства и ставить условия, нужно искренне сообщать собеседнику о своих истинных переживаниях.

4. Полный отказ от ты-сообщений . Это не верно, потому что позитивные ты-сообщения использовать необходимо: «Ты мне очень помог», «Ты сам лег вовремя спать, ты такой молодец!» и т.п.

Слайд (12) Вывод –Давайте мы немного будем задумываться о том, как высказано наше замечание и будем применять в речи Я-СООБЩЕНИЯ!

Выключи мультик, сколько можно говорить!

Убери за собой со стола!

Оденься теплее!

Ты опять не убрал за собой посуду?

Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку

Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не пристовай ко мне, пока я работаю».

«Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»

Ну что у ТЕБЯ за вид?

Перестань тут ползать, ТЫ мне мешаешь!

ТЫ не мог бы потише?

Ты должна идти спать, потому что уже поздно.

«Нельзя отдирать обои»!

Ты никогда меня не слушаешь!

Ты все время меня перебиваешь!

Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Посмотри каким чистым прихрдит с улицы Леша,а ты?

Каждый день одно и тоже. Вечно я опаздываю из-за тебя на рабрту!

Что ты делаешь? Никогда не пинайся, ты слышишь?

1 Выключи мультик, сколько можно говорить! Мультик мешает мне работать

2 Убери за собой со стола! (Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда)

3 Оденься теплее! Я беспокоюсь за твое здоровье.

4 «Ты опять не убрал за собой посуду?

Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды

Посуда убирается в мойку».

Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе.

Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку»

6. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не пристовай ко мне, пока я работаю» - «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».

7. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?- «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны.Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».

8. Ну что у ТЕБЯ за вид? - Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и МНЕ стыдно от взглядов соседей.

9. Перестань тут ползать, ТЫ мне мешаешь. - МНЕ трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и Я всё время спотыкаюсь.

10. ТЫ не мог бы потише? - МЕНЯ очень утомляет громкая музыка.

11. Ты должна идти спать, потому что уже поздно!- Когда уже поздно, а мы еще не спим, я огорчаюсь, потому что утром ты будешь сонной и тебя сложно будет разбудить, мне бы очень хотелось, чтобы ты поскорее заснула».

12. «Нельзя отдирать обои»! - «Когда обои ободраны, я злюсь, потому что у меня нет других обоев и стена становится некрасивой, пожалуйста, не отдирай обои, давай приклеим их обратно».

13.Ты никогда меня не слушаешь! - Когда я вижу, что меня не слушают, мне неприятно, ведь я говорю серьезные вещи. Пожалуйста будь внимателен к тому, что я говорю.

14 .Ты все время меня перебиваешь! – мне сложно говорить, когда кто-то еще говорит вместе со мной. Мне обидно

15.Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

16.Посмотри каким чистым прихрдит с улицы Леша,а ты?

17.Каждый день одно и тоже. Вечно я опаздываю из-за тебя на работу!

18. Что ты делаешь? Никогда не пинайся, ты слышишь?