Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете? Метафора моей жизни.

Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете? Метафора моей жизни.

Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать Козлов Николай Иванович

Метафора жизни

Метафора жизни

Рассказ Василия

Как я вижу свою жизнь? У меня достаточно сложная метафора…

Это было в Синтоне, на тренинге «Успешный человек». Рассказ Василия по записи воспроизвожу дословно.

Мне представляется лес на рассвете, склон большого-большого холма. Я стою на вершине и чувствую, что рядом со мной стоят десятки и десятки людей. Часть из них мне видна, но это предрассветный час, поэтому в тумане либо в ночи остальные скрываются. Перед собой я вижу, как склон уходит далеко вдаль, он покрыт лесом, и впереди далеко-далеко до самого горизонта уходит поросшая лесом равнина. Потихоньку, где-то вдали, начинает сквозь туман брезжить рассвет, медленно светает, и я уже могу разглядеть, что только часть людей остается на месте, как и я. Остальная часть, как на какое-то массовое шествие, прет вниз по холму, натыкаясь в этом тумане на деревья, спотыкаясь о коряги, натыкаясь на сучки, и, кто стоя, кто на четвереньках, кто как, кто просто катится, – они идут вниз, особо не сознавая, куда они идут. Те люди, которые стоят на месте вместе со мной, – они стараются понять хоть какой-то маршрут, и когда наконец светлеет, когда деревья из черно-белых приобретают цвет и зеленеют, уже можно разглядеть, что там, внизу, на равнине лежит и клубится плотный туман, в который ныряют спускающиеся люди. Но это не обычный туман, который рассеется днем, а что-то такое, напоминающее химическое оружие – в высоту человеческого роста, что-то очень белое и плотное, и понятно, что если ты входишь в него, то поплутаешь-поплутаешь и там тебе конец настанет. Нам, стоящим наверху, видно, что в этом тумане пропадают все, и чтобы помочь людям найти дорогу в обход этого тумана, мы все вместе начинаем движение вниз. И пока мы спускаемся по этому огромному склону, впервые выглядывает восходящее солнце, навстречу нам луч солнца пересекает всю эту равнину и освобождает прямой путь от этого тумана…

Из книги Гипноз XXI века автора Беккио Жан

МЕТАФОРА Метафоры – очень важная часть нашей работы. «Когда покупаешь дом, осматриваешь балки, когда выбираешь женщину, смотришь на ее мать». Это и метафора, и аналогия. Может быть, мы ее используем несколько позже, когда будем говорить о том, как наш мозг обрабатывает

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 16 Терапевтическая метафора Обсуждение методов переводы клиента из текущего состояния в желательное было бы неполным без разговора о терапевтической метафоре. Это особая техника рассказывания историй, которая обеспечивает такое бессознательное и сознательное

Из книги Стратегическая семейная терапия автора Маданес Клаудио

Система как метафора Система взаимодействия, возникшая между супругами на основе симптома, носителем которого стал один из них, может быть рассмотрена как аналогия той жизненно важной борьбы, которую супружеская пара не в состоянии привести к благополучному разрешению.

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Метафора Коммуникации людей построены по принципу аналогии. Их сообщениям может быть приписано то или иное значение только в контексте других сообщений. Аналогическое послание обычно имеет скрытый второй план, который отличается от эксплицитно выраженного и, кроме

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Метафора, или Перенос по сходству Там речь гудит, как печь. Красна и горяча. Левитанский Лингвистический комментарий Теоретически, метафора - перенос значения по сходству. У чайника не бывает, конечно, носа. Но некоторое сходство с частью человеческого лица - по

Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

Компьютерная метафора В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. Эти машины были доступной и хорошо понятной моделью деятельности психики. В наши дни механистическая модель и соответствующий ей

Из книги Терапевтические метафоры автора Гордон Дэвид

Бессознательное /сознательное/ метафора. В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Раздел 1 Метафора, "Метафора" Эксплицитно или имплицитно метафоры используются во всех терапевтических подходах и системах. Примером может служить использование Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента для понимания сновидений, фантазий и "бессознательных"

Из книги Пикап. Эффективные практики съема автора Скляр Саша

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Метафора на создание доверия Жила когда-то скрипка, старинная и благородная. Она очень красиво звучала, и играть вместе с ней одну музыку хотели многие другие инструменты. Она многим отказывала, но с некоторыми соглашалась. Прежде чем ответить, она оценивала другой

Из книги Мозг рассказывает [Что делает нас людьми] автора Рамачандран Вилейанур С.

Метафора дерева В индивидуальной и групповой психотерапии, в тренинговых программах мы используем метафору дерева для работы со сценариями жизни человека.Сценарный анализ мы проводим как индивидуально, так и в терапевтических или тренинговых группах. Обычно до этого

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Из книги Монстры и волшебные палочки автора Хеллер Стивен

Игра как метафора Можно привести ещё множество интереснейших примеров игр с буквенными (графемными и фонемными) и словесными множествами - скажем, поиски закономерности в последовательности слов, букв, рисунков. Во всех случаях анализируются структура и характерные

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ /СОЗНАТЕЛЬНОЕ/ МЕТАФОРА В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так называемую

Из книги Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия автора Мусийчук Марина Владимировна

Что есть метафора? О, братья и сестры по духу, мы – создатели трансформации в те священные моменты, которые проводим вместе друг с другом. О, позвольте нам рассказывать наши истории, чтобы вести самих себя вперед. Позвольте почувствовать, как наши сердца открываются

Из книги автора

2.8. Метафора Что наша жизнь? Комедия страстей, а наши радости антракты в ней. В. Шекспир Метафора как прием остроумия является продуктом речевой и материальной культуры. Вместе с тем метафора является средством ее формирования, так как ее генезис восходит к когнитивной

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

✍️
Жизнь сатанеет, жизнь стервенеет.
Стою и смотрю, край неба алеет.
Всё не напрасно, всё не нарочно,
Пожалуй, лишь это и знаю я точно.

Только что солнце вставало и грело,
Только что с запада небо алело...
Вот уже вьюга, вот уже тучи.
Жизнь- штука мудрая, многому учит.

Грустно бывает в минуты усталости,
Вы уж простите такие мне слабости.
Это- экзамен мне на выживание.
Полностью жизнь познаётся в страдании.

Вот и страдаю, судьбой мне повелено.
Как повзрослела? Безмерно...

Жизнь течет, и мимо с блеском
Пролетают города.
Всё пройдет, от сердца с треском
Оторвётся навсегда.

Люди, здания, заботы-
Всё мелькает за окном,
По дороге на работу
Каждый грезит о своём.

В этой жизни монотонность
Вдруг влетает человек,
Удивляя ту покорность,
Что была здесь целый век.

Он эмоциями хлещет,
Каждый жест его красив,
Доказательствами блещет,
Он всегда красноречив.

Он не ждет и не играет,
Он бежит всегда вперёд,
Вместе с миром он летает,
Отдышаться не даёт...

Жизнь с чистого начну листа,
Оставлю в прошлом все тревоги.
Возьму я радуги цвета,
Раскрашу ими все дороги.

По ним пойду искать друзей
И сердце верное в придачу.
Открыта будет в сказку дверь.
Я счастлив буду и удачен.

Найду друзей, любовь мою,
И с ними больше не расстанусь.
Наполню счастьем жизнь свою.
Звезду удачи я достану!

Тарас Тимошенко
07.01.2018

Жизнь- это сложная штука,
Люди в ней беззащитные птахи,
Ссоры, слёзы, неприятности и крахи,
Безответная любовь это же мука!

Жизнь-это Божий подарок,
Но не у всех усроенна она,
Мой догарает надежды огарок,
Чаша любви вся иссохла до дна!

В ней столько много грубой лжи,
В ней столько много дикой боли,
О ангел мой, прошу, любовь мне одолжи,
Я не такая как кажусь, устала я от этой роли!

И почему настолько зол народ?
И почему они пускают злые сплетни?
Не закрывают не на миг они...

Метафора жизни - образное, художественное представление картинкой видения своей жизни, своего ощущения от происходящих в жизни событий. Внутренняя картинка жизни, выраженная внешними средствами - рисунком, движением или звуками. Здесь использованы в первую очередь рисунки, с помощью которых люди отражают свои жизненные метафоры.

Каков смысл поиска метафоры жизни? Поняв, почувствовав, нарисовав и сформулировав свою метафору жизни, легче осознать, насколько наша или чья-то жизнь осмысленна, сильна, качественна и т.д.
Например, если человек говорит: "Моя жизнь напоминает мне ослика, который день ото дня уныло ходит по кругу и вращает колесо для перекачки воды", то не сложно понять и почувствовать его внутреннее состояние: серость и скука от однообразия вроде бы нужных дел. То, что делает ослик - нужно людям, с другой стороны - однообразно и скучно.

Какие люди - такие и метафоры. Какие метафоры - такая и жизнь. Метафора — точный датчик того, что происходит в вашей в жизни. Это важно.

Если машинист ведет паровоз, но у него нет датчика, показывающего давление в котлах — это рискованное путешествие. Если вы едете в автомобиле и не заглядываете на датчик, показывающий есть ли бензин в баке — это спорное путешествие.

Метафора — это тот внутренний чувствительный датчик, который очень точно расскажет вам о вас, есть ли у вас запас сил или вы работаете на пределе, вы на подъеме или в упадке, в борьбе или защите, что вы хотите и чего боитесь, ваша жизнь осмысленна или смысл потерян…

На что похожа ваша жизнь? Какой картинкой, какой метафорой вы могли бы описать свою жизнь, свои ощущения от того, как вы живете? Что это: восхождение на трудную вершину? Белка в колесе, бег по кругу со все увеличивающейся скоростью? Прогулка в тумане?

Если вы знакомы с расшифровкой метафор жизни, вы быстрее и глубже поймете свое состояние. Кроме того, если вы понимаете смысл всех деталей своей метафоры, вы можете ее использовать для формирования желаемого образа жизни.

Например, представляю свою жизнь, как большой межконтинентальный морской лайнер, который на полных парах плывет от одного континента к другому. Современное и прочное судно, которому не страшны бури и штили, туманы и льды. Белый лайнер, оснащенный современным оборудованием и богато отделанный, на котором много жизнерадостных людей. Корабль, которым управляет слаженная и профессиональная команда, который приятно удивляет и впечатляет.

Какой метафорой вы опишите свою жизнь? Внимание: 1) Не путайте метафору с мечтой: мечта - это реалистичное изображение жизни, о которой вы мечтаете, а метафора - это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Зарисовка какой-то конкретной жизненной ситуации, которая вам например нравится - не метафора. "Хочу девушку - умную, красивую и порядочную" - это мечта, а "Девушка - это прекрасный цветок, ради которого восходит солнце" - это метафора. 2) Жизнь - это движение, поэтому метафора ЖИЗНИ - это отражение вашего движения, вашего пути. Какой метафорой вы отразите именно ДВИЖЕНИЕ вас по жизни: вы идете, летите, плывете, бежите, падаете, взбираетесь...?

Будет интересно, если вы вначале опишите то, что родилось само по себе, как отражение сегодняшней реальности, а что вы решили доработать, чтобы новая метафора стала богаче и эффективнее организовывать вашу жизнь. Работа с метафорой жизни - один из самых простых, глубоких и эффективных способов работы с внутренней структурой личности. Это не только экспресс-способ видения своего сегодняшнего дня, это еще доступный и интуитивно понятный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей.

Работа с личностью через личностные метафоры
Личностная идентичность - это то, кем человек считает себя в глубине души; то, как он отвечает на вопрос: «Кто я?», это внутреннее согласие со своей личностной и социальной ролью. Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты.

Тем не менее нередки случаи, когда человек не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать себе: "Кто я". Иногда человек действительно не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет. Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда - отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.

На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью, этот способ - работа с личностными метафорами. Личностные метафоры - это метафорические способы личностью видения себя.

Мы легко можем дать метафоры на своих близких и друзей: этот наш знакомый похож на медведя, этот - на зайчика, а эта - на лисицу. Как музыкальный инструмент, она - флейта, а он - старая медная труба... Также большинству из нас несложно найти картинку, которая метафорически рисует нас и нашу жизнь. Кто-то в такой картинке видит себя ракетой или паровозом, кто-то внутренне ощущает себя нежным лотосом, а кто-то чувствует себя сломанными часами в заброшенном старом доме...

Достаточно очевидно, что та или иная личностная метафора самым серьезным образом связана и во многом определяется самоощущением личности, ее жизненными ценностями и ее личностными ролями. Энергичный человек находит себя в более энергичных картинках-метафорах, у оптимистичного человека картинки-метафоры более светлые и яркие, у потерянного человека картинки чаще серые, тусклые и покрыты туманом. Дружественный характер картинок обычно свидетельствует о высоком эмоциональном тоне человека и его внутреннем дружелюбии, а тот или иной характер движения в картинке-метафоре отражает внутреннюю направленность человека к людям или внутрь себя, склонность плыть по течению или готовность бороться...

Как техника диагностической работы, работа личностными метафорами состоит в том, что человеку предлагается поискать метафору себя и своей жизни: метафору, в которой человек может узнать себя и в которой он захочет узнавать себя. Основные личностные метафоры, с которыми работают психологи синтон-подхода​ - это Дом моей души и Метафора жизни.

Однако важнейшее открытие, которое было сделано в синтон-подходе, состоит в том, что, изменяя свои личностные метафоры, можно влиять на свои жизненные ценности, личностные роли и свое самоощущение. Как ни смешно это звучит, но детская формула "Что нам стоит жизнь построить: нарисуем - будем жить!" - вдруг получила самое реальное воплощение: как только человек начинает перерисовывать картинки своих личностных метафор, создается база для настоящих изменений в его жизни.

Однако работа с метафорой жизни - техника не только диагностики. Оказалось, что это один из самых простых, глубоких и эффективных способов работы с внутренней структурой личности. Данная техника - не только экспресс-способ видения своего сегодняшнего дня, это еще доступный и интуитивно понятный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей.

Эта техника работы с личностными метафорами дает сильные результаты в достаточно широком диапазоне случаев - и в случаях серьезной "потерянности" личности, и в жизни вполне здоровых и успешных людей, когда у человека есть картинка своей жизни и себя в этой жизни, но человек хотел бы эту картинку уточнить и скорректировать.

Итого: если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять картинку своей жизни. Как минимум, сделайте свою картинку жизни осознанной. Если у вас только бессознательная картинка, она может строить вашу жизнь не так, как вам хотелось бы, и в этом случае вы лишены возможности что-то скорректировать.

Жизнь построил, но не ту. Кого-то или чего-то, важного вам — нет. Жизнь — пустая…

Если вы затрудняетесь в формулировке своей метафоры, если сразу картинка перед вашим внутренним взглядом не появляется, посмотрите и послушайте метафоры других людей: даже если вы говорите "Нет, это не мое!", постепенно вы начинаете понимать, а что же - ваше.

Случаи из практики
Александр: три картинки жизни
— Моя картинка немного грустная. Я — это большие старинные часы с тяжелым маятником. В доме никого. Тик-так, тик-так, равномерное и бесконечное тик-так в старом доме… Я понял, что я живу в ожидании.
Часы символизируют ожидание, ты ровно делаешь все, что нужно, да?
— Да.
А дом старый, хотелось бы из этого дома выбраться, но пока прикован, как часы к стене…
— Угу.
И от тебя ничего не зависит, как в этой картинке?
— Мне кажется, эта стратегия наиболее верная… Она уверенная, точная. Надежная.
А как ты узнаешь, что в твоей жизни наступило что-то новое? Какой другой картинкой это будет символизироваться? Ты вышел из дома?
— Да, вышел из дома на природу… Холм, стало солнечно…
Ты там стоишь или идешь?
— Стою и оглядываюсь, выбираю куда идти.
Дороги пока не будет…
— Пока нет, да…
Для тебя это возможность выбора собственного пути.
— Цель, я знаю, есть, но дороги пока не видно... Точнее, дорог там много.
Хорошо. А теперь представь, что случилось третье событие: появление твоей дороги, твоего пути. Как ты увидишь, что твоя дорога уже есть?
— Я просто пойду по ней. Наверное, это будет тропинка, извилистая тропинка, но я буду по ней идти, искать и пробовать.
В дороге кто-то трясется в телеге, кто-то рулит на велосипеде, кто-то летит в роскошном открытом кабриолете, кто-то с огромным рюкзаком карабкается по скалам.
— Нет, я пойду пешком, налегке, наслаждаясь прогулкой.
Собственными силами, без привлечения третьих сил, скорее в одиночестве и без большого напряга… Да?
— Да.
Это та жизнь, которую ты себе формируешь на будущее?
— Да.
Она для тебя, по крайней мере сейчас, оптимальна?
— Ну, не очень нравится…
Что бы ты в ней изменил, чтобы точно понравилось?
— Добавить людей, народу должно быть побольше…
Интересная мысль! Ты хочешь уходить от одиночества?
— Да, хочу. Я понял, что я хотел бы даже часами быть кому-то полезным…
Аплодисменты!

Лена: когда я выйду в жизнь?
— Метафора моей жизни: я студент выпускного курса, готовлюсь к экзамену в читальном зале. Я уже много чего знаю, рядом со мной большая кипа учебников, сижу сосредоточенная, но все откладываю момент экзаменовки… То ли мне кажется, что я еще недостаточно готова, то ли я просто боюсь…
Ты та, которая сидит на попе и боится. Знает, что готова, но боится и тянет время своей жизни. Что бы ты хотела изменить в своей жизни, какую метафору ты бы нарисовала, чтобы сказать: «Я живу правильно!»?
— Ну, что я экзамен сдам, я знаю… А вот что я буду делать дальше, с дипломом...
Выходя с дипломом, я вижу, что… какая картинка дальше?
— Я буду применять свои знания.
Какой картинкой ты это увидишь?
— Не знаю, не вижу.
Придумывай картинку, Лена. Не придумаешь сама — тебя другие вставят в свои картинки, и очень может статься, что через пятьдесят лет ты поймешь, что прожила жизнь не ту, которую хотела.
— …

Представьте… Раннее-раннее утро, холодно, туман… Вы в лесу, солнце еще не взошло, поэтому дальше нескольких метров ничего не видно. Под ногами мокрая, в холодной росе, трава, везде хрустят поломанные ветки, куда ни пойди — из тумана вырастают колючие кусты и густые лапы елей. Вы точно знаете, что где-то рядом, неподалеку, есть сорная тропа, выходящая на крепкую дорогу, но небо заволочено тяжелыми облаками и поманивший просвет оборачивается очередным скользким оврагом.
Но вот — подул ветерок. Несколько порывов, и туман улетает, а над орешником поднимается большое утреннее желтое солнце. Оно уже освещает верхушки деревьев, сдвигает серый массив туч и открывает утреннее просторное небо. Лес освещается, как будто сразу теплеет, и уже весело заблестели огоньки росы на сосновых иголках. Солнце плывет и завоевывает новые высоты, воздух быстро согревается, листва шелестит под порывами ветра и открывает вам поляну, откуда уже видна просека с лесной дорогой.

Вы — на пути. Здравствуй, утро!

Цель описываемой ниже игры - развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога - метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором - процесс совместного творчества.

Примерное время на игру - два с половиной часа.

Необходимое оборудование: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.

Первый этап. «Жизнь - это...»

Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры - это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» - как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

1-е задание

Ведущий. Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Жизнь - это...» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.

На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3–4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика - в пределах двенадцати человек - то есть смысл дать слово всем.

Примеры метафор, придуманных участниками:

Жизнь - это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

Жизнь - это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.

Жизнь - это вино: пока пьешь - приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.

Жизнь - это волшебное блюдо, которым - сколько ни ешь - насытиться невозможно.

Жизнь - это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.

Ведущему следует положительно отозваться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.

2-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Жизнь - это...» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.

Определения снова озвучиваются всеми желающими.

Жизнь - это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.

Жизнь - это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.

Жизнь - это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.

Жизнь - это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

3-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Жизнь - это...» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Определения также снова озвучиваются.

Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

Жизнь - это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.

Жизнь - это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.

Жизнь - это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.

Жизнь - это черточка между датами, которая служит мостиком огромному количеству людей.

Жизнь - это прокладывание маршрута в человеческом море.

4-е задание

Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь - это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце - и то не всегда».

5-е задание

Ведущий. В последнем созданном вами определении жизни подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание... Поверните лист бумаги другой стороной. В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание. На что это похоже? Правильно, на заголовок. Потому что это название сказки или истории, которую я вас прошу придумать и записать. Время на эту работу - 20 минут.

Второй этап. «Я понял это так...»

Выполнение заданий по созданию метафор, будучи ценным само по себе, является еще и очень хорошей креативной разминкой, позволяющей настроиться на серьезную творческую работу. Когда участники группы завершат написание сказок и историй, ведущий предлагает желающим прочесть свои творения. Обычно далеко не все стремятся предать огласке результаты своей работы. Достаточно выслушать четыре-пять сказок.

Ведущий. Я прошу авторов, прочитавших свои сказки, встать. Остальные участники должны сделать выбор и определиться, какая из сказок оказалась для вас особенно привлекательной. К сожалению, выбрать можно только одну. Подойдите, пожалуйста, к автору выбранной вами сказки и встаньте рядом .

Число участников, собравшихся возле каждого из авторов, определяет рейтинг сказки. Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то ведущий предлагает автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок. Таким образом, образуется несколько групп.

Ведущий. Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом с вами людей... А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам наиболее привлекательной. Подойдите к той группе, у которой находится листочек с текстом этой сказки...

Итак, теперь у нас есть группы, в каждой из которых собрались люди, выбравшие ту или иную сказку. При этом авторы сказок находятся в других группах. Послушайте задание: каждой группе необходимо через тридцать минут средствами спектакля, пантомимы, живой скульптуры или любого другого жанра искусства отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения. Приступайте!

Спустя полчаса каждая из групп представляет созданный ею продукт. Ведущий заботится о том, чтобы автор сказки, послужившей основой для группового творчества, оказался в первых рядах зрителей, чтобы ему было все хорошо видно и слышно. Следует подчеркнуть уникальность момента: меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было, и вот теперь рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.

– Что ты чувствуешь, видя «ожившей» свою сказку?

– Какие мысли породило в тебе увиденное?

– Удалось ли ребятам понять важнейшую идею твоей сказки, «расшифровать» твою метафору?

– Есть ли что-то замеченное ребятами в твоей сказке, что ты сам в ней не увидел?

Подведение итогов

По завершении обоих этапов игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:

– Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?

– Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?

– Что нового вы узнали о себе? О других?

– Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?

– Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?

– Что этому помогло или помешало?

– Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?

Метафора нашей жизни

В 2012 в мою жизнь пришли ассоциативно-метафорические карты (далее МАК). Пришли, остались и, похоже, уходить не собираются)))

И, начиная с этой статьи, я буду делиться с Вами своими знаниями в работе с этим красивым, волшебным, игровым, и при этом настолько глубоко проникающим в подсознание инструментом, что переоценить его нужность и полезность в работе с людьми невозможно.

И начать мне хотелось бы с прояснений некоторых понятий, связанных непосредственно с метафорическими картами.

В этой статье я расскажу о том, что такое метафора и какова ее роль в нашей жизни.

Почему важно понимать, что такое метафора, почему она является очень важным элементом нашей жизни и каков смысл метафор?

Если мы научимся это понимать, мы научимся за тем, что мы проговариваем или нам проговоривают другие, видеть то состояние, в котором находимся мы или человек, с которым мы общаемся.

Часто за ставшими привычными выражениями скрываются:

— «судьба человека»,

— то, как он живет, чем он «дышит»,

— то, как он взаимодействует с внешним миром,

— то, как он выстраивает свои отношения в семье, на работе, с друзьями и пр.,

— и многое другое.

Поэтому, поняв смысл метафорического языка, на котором человек общается с миром, мы поймем его потребности, его невысказанную обычными словами боль и радость. А поняв это, мы сможем говорить с человеком на его языке, и тогда у нас будет возможность достучаться до его внутреннего и помочь ему решить его жизненно важные вопросы.

А если Вы научитесь прислушиваться к себе любимому и осмысливать метафоры, которые Вы используете в своем языке, поверьте, вы узнаете очень много нового о мире, в котором Вы живете и, который, как Вам казалось, Вы знаете от А до Я.

Итак…

Метафора (от др. греч. μεταφορά - «перенос») – «иносказание» (Михельсон, 1994) - «слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака» (Википедия)

Другими словами:

Метафоры — это образы, с помощью которых можно выражать мысли более наглядно и сильно короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет или явление, мы можем его сравнить с уже известным предметом или явлением. И мы делаем это постоянно, регулярно, по большей части, неосознанно.

Например, выражения, к которым мы уже давно привыкли, которые перестали для нас быть чем-то необыкновенным:

ледяные руки, ледяное сердце, серебряные волосы, глаз-алмаз, железные нервы, деликатный вопрос, бойкий спор, любопытный вопрос, мудрое решение, горы своротить, струны души, любовь угасла, банк лопнул, хождение доллара, падение доллара.

Просто прочтите сейчас эти слова и представьте, как звучало бы их объяснение на «нормальном» языке. Трудно себе представить, как у доллара вырастают ноги, и он начинает ими ходить. Смешно. Но нам ведь абсолютно понятно, что такое «хождение доллара».

Очень много в нашем языке существует метафор-клише — общепринятых метафор, переносный смысл которых уже не ощущается.

Ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов, докторская колбаса и т.п.

Все давно привыкли к таким выражениям, которые тоже являются метафорами:

рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

или

лес рук, носок ботинка, пустить корни, концы с концами сводить, пойти как по маслу.

Метафоричными являются связи животное - человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:

баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.

Когда мы применяем к человеку название животного, мы совершенно четко понимаем, о чем это))) Т.е. зная, какими свойствами обладает животное, мы переносим их на человека, и всем сразу становится понятным, что мы имеем ввиду, называя кого-то сорокой, а кого-то ослом))))

Мы уже совершенно бессознательно используем в качестве метафор сложных житейских ситуаций сюжеты древнегреческих мифов, которые прочно вошли в европейские языки:

ахиллесова пята (символ точечной уязвимости),

прокрустово ложе (символ непомерных требований, в которые человека искусственно втискивают),

троянский конь (символ обмана, подлой атаки, замаскированной под дар),

яблоко раздора (причина для острой конкуренции),

сизифов труд (труд монотонный, безостановочный и бессмысленный),

танталовы муки (когда то, в чем ты нуждаешься, на расстоянии вытянутой руки, но взять не получается).

Наша жизнь пронизана метафорами. Они являются ее неотъемлемой частью. Без метафоры, практически, невозможно представить нашу речь. Она станет скудной, скучной и непомерно длинной. Мы запутаемся в определениях и описаниях.

И, если мы говорим о «Метафоре жизни» – то можно представить себе, что это такие заархивированные, сжатые папки, где хранятся наши представления о мире.

И, конечно, очень важным является то, какими метафорами Вы пользуетесь, когда описываете какие-то события вашей жизни, свои состояния, свои отношения, свое видение происходящего внутри вас и во внешнем мире.

Другими словами: каково сложившееся у Нас образное представление нашей жизни, что и в каком виде у нас сохранено на уровне подсознания — такова «метафора Нашей жизни». И именно она отвечает за то, в каком мире мы живем, какую реальность мы для себя творим.

Наша жизнь-это метафора, которая не только отражает жизнь, но и творит её.

Часто метафоры, которые сотню лет назад имели один смысл, сегодня имеют абсолютно другой, часто противоположный. И об этом тоже нужно знать. Мы употребляем сегодня слова и выражения, который кардинально изменили свое значение в сравнении с первоначальным и на этом строим свою сегодняшнюю метафору.

Приведу пример, который нашла в интернете, и он как нельзя лучше помогает понять сказанное.

Но иногда все-таки имеет смысл выражать свои мысли обычным языком, потому что в некоторых случаях применение метафорического языка может привести к нежелательным последствиям, как в следующем примере:

Для понимания того, о чем я сегодня говорила предлагаю Вам выполнить три очень простых упражнения. Советую делиться Вашими ответами в комментариях. Тогда Вы наглядно увидите, насколько по-разному мы видим мир.

Упражнение 1.

Придумайте по 5 слов, которые бы наиболее точно описали состояние, которое в ВАС вызывают эти картины

Упражнение 2 .

Напишите по 5 слов, которые бы наиболее точно описали мир, в котором живут изображенные на картинках женщины.