Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения. Сравнительный анализ

Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения. Сравнительный анализ

Классификация занятий. Рисование с натуры. Тематическое рисование. Декоративное рисование. Беседы по изобразительному искусству. Краткая характеристика каждого вида.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения, приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры. Рисуя с натуры, ученик стремиться отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. Обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, приучает к правильному суждению о форме предметов, о влияние перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры имеет для развития пространственного мышления и воображения. Влияет на развитие памяти и абстрактного мышления. Рисование с натуры может быть длительное на два урока, и краткосрочное на 5-10 минут. Для развития памяти используется рисование по памяти и представлению. В начальной школе раздаточный материал на парты (овощи, фрукты) не менее трех натюрмортов на класс. Ниже линии горизонта в начальной школе во фронтальном либо профильном изображении не более двух предметов. С четвертого класса усложняется изучением перспективы, конструкции, светотени, две точки схода (угловая перспектива) 3-4 предмета. Тематические натюрморты, теплые, холодные гаммы. Для наглядности можно использовать наглядные пособия с образцами заданий, таблицы с поэтапным выполнением задания. Учитель должен направлять деятельность детей задавая наводящие вопросы

Организация и методика проведения уроков декоративного рисования. Народное искусство на уроках декоративного рисования.

Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования. В программу входят задания по составлению узоров, оформление альбомов, по декоративному оформлению помещений. Служит для пробуждения творческих сил и самостоятельности учащихся.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомление учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов. На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, познают законы композиции, овладевают навыками работы с акварелью, гуашью, тушью. Орнаментальное творчество – знакомит с основами художественного конструирования, декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров надо показать ученику как можно использовать формы природы: листья, цветы, птицы, и как перерабатывать эти формы в своих композициях. Большое воспитательное значение имеет показ образцов народного орнамента. В начальных классах занятие по декоративному рисованию в основном ограничивается копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов, составление не сложных узоров из прямых и кривых линий. За тем следует комбинирование элементов народного узора по композиционной схеме, данной учителем. Завершают работы по декоративному рисованию заданиями на составление эскизов декоративного оформления, графические работы с введением шрифта. Народное искусство- это особая отрасль ДИ в которой творческий процесс протекает на основе потомственного передавания мастерами из народа целой системы традиций и худ. Принципов, канонов, образцов, сюжетов, орнаментальных мотивов. Народный промысел-это одна из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства, которое представляет собой товарное производство художественных предметов широкого применения при обязательном использование творческого ручного труда. В содержание занятий на уроках тематического рисования входит изображение различных сюжетов из жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческое сочинение картин на разнообразные темы. Тематический рисунок дает возможность ученикам приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами ОЗО искусства. На уроке учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников. Для рисования тематической композиции учащимся необходимо сделать наброски с натуры.



Тематический рисунок помогает учителю ближе познакомиться с духовным миром учащихся, проследить как развиваются его способности образного представления и воображения.



БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Школьной программой по рисованию предусмотрены также специальные часы для проведения бесед об изобразительном искусстве. На этих уроках учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Дети узнают, как и какими средствами художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих произведений. Систематическое ознакомление учащихся с произведениями художников является одним из средств эстетического воспитания. В выдающихся произведениях художников как в фокусе собраны типичные явления жизни; эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир, подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки художественных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются - начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед учитель показывает детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке учитель показывает репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной. Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано о картине из жизни нашей страны, ее пейзаже и т. д., тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечатается в его сознании (рис. 45, 46). Для подготовки к беседам об искусстве можно рекомендовать: Беседы о живописи в школе. М., 1966; В. Алексеева. Изобразительное искусство и школа. М., 1968; Н. А. Д м и т р и е в а. Краткая история искусства. М., 1969;П. К. Суздалев. Советское искусство в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. М., 1963; В. К е м е н о в. Против абстракционизма в спорах о реализме. Л., 1969; Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. / Под ред. В. В. Неверова и Б. М. Сапунова. М., 1975; Популярная художественная энциклопедия. М., 1986. Итак, мы видим, что разнообразие занятий по изобразительному искусству имеет огромное значение не только для выработки знаний, умений и навыков в рисовании, но и для общего развития учащихся.

Занятия рисованием строятся с соблюдением логической последовательности в изложении учебного материала, с расчетом объема, времени и глубины содержания темы. Весь курс рисования определяется крутом знаний и навыков, которые необходимо усвоить каждому учащемуся. Объем и содержание определяются учебным планом и программой.

Учебная программа содержит в систематизированном виде перечень всех тем заданий и постановок, которые составляют содержание рисования в средней школе. Весь учебный материал распределяется по годам обучения на основе учета возрастных особенностей школьников. Определяя объем знаний, умений и навыков по рисованию, программа дает учителю указания о последовательности изучения и планирования материала. Новые задания вводятся по мере овладения необходимыми для их сознательного выполнения знаниями и навыками.

В учебной программе имеется объяснительная записка, в которой сжато и ясно излагаются цели и задачи преподавания, указываются основания для предлагаемого содержания занятий и дается общее методическое направление работы. Чтобы правильно и с успехом разрешить все поставленные программой цели и задачи, необходимо прежде всего хорошо усвоить методику работы с учениками, те принципы и законы построения учебного процесса, которые дают наилучшие результаты. Только при наличии правильного методического руководства учениками рисование в школе приобретает нужное образовательное и воспитательное значение.

В поисках новых идей для организации уроков по изобразительному искусству приглашаем Вас посетить наш специальный раздел, посвящённый этой теме.

Здесь Вы найдёте готовые планы и конспекты уроков для каждого из классов начальной школы. В том числе мероприятий в стилистике традиционных народных промыслов; либо проводимых специально к какому-либо празднику; посвящённых сезонным изменениям природы; иллюстрированию детских литературных произведений.

Рисование, которое становится настоящим искусством.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 149 .
Все разделы | Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах

«В самом процессе преподавания есть неповторимые и особо ценные моменты, когда ты вдруг ощущаешь, как в том, или ином ученике начинают открываться глубины его души и он озаряется каким-то своим внутренним светом», - пишет Иоханнес Иттен «Рисовать надобно уметь прежде, нежели...

Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока : Откручивание кусочка пластилина от целого. Лепка. Снежинка. Цель урока : формирование умения откручивания кусочков пластилина от целого куска. Задачи урока :...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе

Публикация «Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1...» Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, В соответствии с требованиями Федерального...

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие творческих способностей на уроке. 2. Расширение знаний по предмету. 3. Создание объемных выразительных масок. 4. Использование различного...

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Цели урока Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета;...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Разработка урока по изобразительному искусству, 5 класс. Создание панно «Бал в интерьере дворца»

Урок № 22 Дата: 15.02.2019г. Предмет: Изобразительное искусство. Класс: 5 Учитель: Самединова Д.С, учитель Тема: Создание панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка». Урок №43 Тема ОВЗ: «Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (коробка с...

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики; – развитие оригинальных композиционных решений; –применение знаний выразительных средств, при создании изображения. Материалы: – ножницы; –...

Аннотация к материалу

Презентации по изо - лучший демонстрационный материал, который, благодаря использованию в школе информационных технологий, позволит учителю не только учить детей рисованию, но и даст возможность знакомить с произведениями изобразительного искусства, творчеством художников на уроках рисования в школе. Проведение урока изобразительного искусства без наличия зрительных образов сегодня невозможно. Презентации по рисованию делают урок на любую тему легким в восприятии и понятным детям. Только эти электронные пособия помогут учащимся погрузиться в мир искусства, увидеть работу мировых художников, почувствовать себя начинающим дизайнером и открыть новые техники изображения предметов с помощью красок и кисти, пластилина или нетрадиционных материалов, используемых сегодня в творчестве.

Новые подходы к современному образованию требуют использования учителем на уроках изобразительного искусства мультимедийных презентаций на тему рисование в качестве:

  • Главного источника информации по теме урока
  • Надежного помощника педагога при демонстрации процессов работы или пошагового выполнения рисунка
  • Образца для выполнения ученических проектов
  • Инструмента, позволяющего демонстрировать процесс художественной деятельности при использовании графических программ

Стоит учителю скачать бесплатно презентации по изо, как урок приобретает совершенно иные краски:

  • Он становится привлекательным
  • Его материал содержателен и убедителен
  • Его слайды мотивируют учащихся на получение достойного результата

На уроке изобразительное искусство презентация может использоваться в качестве пособия для объяснения темы или средства для проверки знаний. Учитель может скачать бесплатно презентации по рисованию для начальной и средней школы о жизни и творчестве деятелей искусства (о художниках, архитекторах), о музеях и видах изобразительной деятельности для объяснения нового материала с использованием лучшей наглядности, взятой из виртуальных музеев и картинных галерей Интернета. При обобщении знаний по теме можно скачать презентации к урокам изо с тестами, выполнение которых не занимает на уроке много времени, но позволяет педагогу быстро проверить изученный материал, вызвав живой интерес у ребенка к дальнейшему изучению предмета.

Чтобы дети научились рисовать красиво, это желание и возможности в них надо разбудить. Помогут в этом замечательные презентации по рисованию (изо, изобразительному искусству) скачать которые мы предлагаем бесплатно из разделов по классам. Каждая работа создавалась профессионалом, поэтому дети по достоинству оценят тот материал, который будет представлен на уроке. Вместе с презентациями по изобразительному искусству ко многим занятиям можно скачать и конспекты урока рисования в школе, как начальной, так и средней.

Учите детей рисовать. Возможно именно какая-то презентация по изобразительному искусству, позволит зажечься в ребенке искорке творчества и на Земле появятся картины еще одного талантливого художника, который не потерял свой дар.

ИЗО (изобразительное искусство) - 1 класс

Все маленькие дети обожают рисовать, но, пойдя в школу, у многих пропадает интерес к урокам изо. Вся беда в том, что учитель не может грамотно построить урок и убивает интерес у первоклассников к этой деятельности, требуя от маленьких школьников невозможного. На уроке ИЗО презентация в 1 классе позволяет учителю быть...

ИЗО (рисование) - 2 класс

ИЗО во 2 классе с презентацией - любимый урок многих школьников. Современные электронные пособия полностью изменили привычные занятия, когда учителю необходимо было большую часть урока тратить на объяснения материала урока. А сколько радости доставляет детям виртуальное путешествия по музеям и картинным галереям, знакомство с творчеством художников и созерцание изумительных произведений...

ИЗО (изобразительное искусство) - 3 класс

Урок изо в 3 классе с презентацией - это любимый и долгожданный предмет в школьном расписании каждого младшего школьника. Именно на этих занятиях у детей появляется возможность проявить творчество, показать свои способности, раскрыть характер, вложить душу в предлагаемую работу. Даже те ребята, которые в будущем не станут художниками, в начальной...

ИЗО (изобразительное искусство) - 4 класс

Презентация по изо в 4 классе - это надежное наглядное пособие для учителя, которое способно каждого ученика начальной школы заинтересовать рисованием или изобразительным искусством. В связи с этим каждый современный педагог должен уметь не только пользоваться компьютером, который находится у него в классе, но и уметь составлять мультимедийные разработки, виртуозно...

ИЗО (изобразительное искусство) - 5 класс

Презентации по изо для 5 класса помогут учителю поддержать у школьников интерес к изобразительному искусству и рисованию, когда дети перешли в среднее звено. Иллюстративный материал на этих уроках должен присутствовать в огромном количестве. Ведь учащиеся не только учатся рисовать, они предварительно знакомятся с историей создания вещей, с биографиями художников, с...

ИЗО (изобразительное искусство) - 6 класс

Презентации по изо в 6 классе - это незаменимый материал для проведения современного урока изобразительного искусства. Знакомство с различными видами искусства, обучение рисованию должно вестись с использованием огромного количества качественной наглядности. В век развития компьютерных технологий нет необходимости лишать школьника возможности созерцать, находясь в классном кабинете, красивые картины, всем известные...

М.: 1999. – 368 с.

В пособии в доступной форме рассказывается об основах изобразительной деятельности. Оно включает в себя как теоретические сведения о материалах и техниках, так и подробные рекомендации для выполнения заданий по рисунку, живописи, дизайну, лепке и архитектуре. Материал изложен системно, доступно и наглядно. Текст сопровождается иллюстрациями, которые повышают информативность учебного пособия, помогают извлекать информацию не только из текста, но и визуально. Книга рекомендуется также для студентов педагогических колледжей.

Формат: pdf

Размер: 30,5 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 8
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ 8
§ 1. Рисунок - вид графики 9
§ 2. Из истории рисунка 17
§ 3. Восприятие и изображение формы 22
§ 4. Свет и тень 26
§ 5. Пропорции 30
§ 6. Перспектива 34
ШКОЛА РИСУНКА 47
§1. Практические советы 48
Графические художественные материалы и техники 48
Передача фактуры предметов 54
§ 2. Методика работы над рисованием отдельных предметов и гипсов 55
Последовательность рисования куба 57
Последовательность рисования шара 58
Последовательность рисования цилиндра 58
Последовательность рисования пирамиды 59
Последовательность рисования шестигранной призмы 59
Последовательность рисования кувшина. Карандаш 60
§ 3. Методика работы над рисованием складок драпировки 61
§ 4. Методика работы над рисованием гипсового орнамента 63
§ 5. Методика работы над рисованием натюрморта 65
Последовательность рисования натюрморта из геометрических тел 67
Последовательность рисования натюрморта из бытовых предметов 69
§ 6. Методика работы над рисованием головы человека 70
Последовательность рисования головы гипсовой модели 70
Последовательность рисования головы живой модели 72
§ 7. Методика работы над рисованием фигуры человека 74
Последовательность рисования фигуры человека 77
§ 8. Методика работы над рисованием природы 78
Рисование трав, цветов и ветвей 78
Рисование деревьев 82
Рисование пейзажа 86
Последовательность рисования пейзажа 89
Рисование зверей и птиц 89
Практические задания 97
Глава II . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ 98
§ 1. Живопись - искусство цвета 98
§ 2. Из истории живописи 104
§ 3. Многообразие жанров живописи 114
Портрет 114
Натюрморт 116
Пейзаж
Анималистический жанр
Исторический жанр
Батальный жанр
Мифологический жанр
Бытовой жанр
§ 4. Восприятие и символика цвета
§ 5. Цвет и синтез искусств
§ 6. Основы цветоведения
О природе цвета 137
Основные, составные и дополнительные цвета
Основные характеристики цвета
Локальиый цвет
Цветовые контрасты
Смешение цветов
Колорит
Типы цветовых гармоний
§ 7. Композиция в живописи
Правила, приемы и средства композиции
Ритм
Выделение сюжетно-композиционного центра
ШКОЛА ЖИВОПИСИ
§ I. Практические советы
Живописные художественные материалы"и "техники работы 163
последовательность выполнения живописного произведения 166
& I. Методика работы над живописным изображением натюрморта 168
Последовательность изображения натюрморта. Гризайль 172
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Акварель
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Гуашь
§ 3. Методика работы над живописным изображением головы человека
Последовательность выполнения живописного этюда головы живой модели
§ 4. Методика работы над живописным" изображением фигуры человека.
Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека
§ 5 Методика работы над живописным изображенинм пеизажа (пленэр)
Последовательность изображения пейзажа." Акварель по-сырому 179
Последовательность изображения пейзажа. Акварель 180
Последовательность изображения пейзажа. Гуашь
Практические задания
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 181
KW™T И дек°Ра™вн°-пРИкладное искусство в системе ценностей культуры
§ 2. Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве 192
§ -3. Искусство орнамента
Виды и структура орнаментов 196
Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран
и народов 199
Стилизация природных форм 204
§ 4. Народные художественные промыслы 207
Роспись по дереву 207
Хохлома 207
Городец 209
Росписи Северной Двины и Мезени 210
Керамика 213
Гжельская керамика 213
Скопинская керамика 215
Русская глиняная игрушка 216
Дымковская игрушка 216
Каргопольская игрушка 217
Филимоновская игрушка 217
Русская деревянная игрушка 218
Игрушка русского Севера 219
Нижегородская «топорщина» 220
Полхов-Майданские тарарушки 221
Сергиевопосадская игрушка 222
Богородская игрушка 223
Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан) 225
Русские художественные лаки 226
Федоскино 227
Палех, Мстера, Холуй 228
Жостово 229
Павлопосадские платки 230
§ 5. Народный костюм 232
ШКОЛА НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 235
§ 1. Методика освоения декоративной росписи 235
Хохломская роспись 236
Городецкая роспись 240
Полхов-майданская роспись 241
Мезенская роспись 241
Жостовская роспись 242
Гжельская роспись 244
§ 2. Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек 246
Дымковская игрушка 247
Каргопольская игрушка 249
Филимоновская игрушка 249
§ 3. Методика работы над тематической декоративной композицией 250
Практические задания 254
Глава IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ 256
§ 1. Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды 257
§ 2. Из истории дизайна 272
§ 3. Основы формообразования 278
§ 4. Цвет в дизайне 283
§ 5. Композиция в дизайне 286
ШКОЛА ДИЗАЙНА 288
§ 1. Методика работы над заданиями по графическому дизайну 288
§ 2. Методика работы над проектированием и моделированием объектов дизайна 290
Практические задания 294
Часть II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§ 1. Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе 295
§ 2. Методика обучения изобразительному искусству в I-IV классах 312
Методика обучения рисунку, живописи, композиции в начальной школе
Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству 324
Методика обучения дизайну в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература 3S7

Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Как же научиться его понимать? Для этого необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Как известно, виды искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства - это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве.
К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.
Все виды искусства осваивают мир в образной форме. Произведения пластических искусств воспринимаются зрительно, а иногда и осязательно (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Этим они существенно отличаются от произведений временных видов искусства. Музыкальные произведения воспринимаются на слух. Для исполнения симфонии и чтения книги требуется определенное время.
Не следует относить к пластическим искусствам балет, в котором происходит слияние музыки и движения на основе пластики человеческого тела. Балет считают синтетическим видом искусства.
В пространственных искусствах пластика объемов, форм, линий имеет существенное значение, именно с этим и связано их название. Пластические искусства с XVIII в. называют прекрасными, изящными, этим подчеркивается их красота и совершенство образов.
Вместе с тем с глубокой древности пластические искусства особенно тесно связаны с материальным производством, обработкой и оформлением предметного мира, среды, окружающей человека, то есть с созданием материальной культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира.
Искусство каждой эпохи воплощает ее ведущие философские идеи. Как род художественной деятельности пластические искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное место в духовном освоении действительности, им доступен самый широкий круг тем.
Пластические искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию архитектуры с монументальным искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой (в рельефах), живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т. д.
Пластические искусства как один из художественных элементов являются составной частью многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи с музыкой.
В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве книги графика объединяется с литературой. Пластические искусства могут
даже приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство). Но в основном образная структура произведения пластического искусства строится с помощью пространства, объема, формы, цвета и др.
Окружающий нас мир становится предметом изображения художника, фиксируется им в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, они дают нам художественное представление о многообразии предметов и их расположении в пространстве.
Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.
При этом можно говорить о трех различных пластических системах. Следует отметить, что в изобразительном искусстве с давних времен существовали одновременно или сменяя друг друга различные системы художественного восприятия и отображения реального мира.

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством является важным средством развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах.

В работе поставлены следующие задачи :

Изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, рассмотреть её особенности,

Выявить педагогические условия успешного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству, а так же, составление тематического годового плана и плана урока для учащихся начальной школы

Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе

В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, необходимо соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Поэтому и рисование не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одарённых детей, и даже для детей которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда, краски и рисунок начинает говорить ребёнку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

Одна из проблем в рисовании состоит в том, что для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I - IV классах

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа .

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует дошкольников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы разработали систему условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников, и предлагаем ее рассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:

Развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью Дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;

Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;

Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

Отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

Использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

Активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;