Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Толстой федор петровичкартины и биография. Значение толстой федор петрович в краткой биографической энциклопедии

Толстой федор петровичкартины и биография. Значение толстой федор петрович в краткой биографической энциклопедии

Толстой Федор Петрович (1783-1873)

Толстой Федор Петрович (1783-1873)

Толстой (граф Федор Петрович) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873).

Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер; оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский гребной флот.

Не переставая заниматься рисованием, положительное призвание к искусству почувствовал лишь по своем производстве в мичманы. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству в Академии Художеств, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика и, для большей успешности своих занятий в ней, вышел в 1804 г. в отставку. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером.

В том же году Академия Художеств избрала его в свои почетные члены. В 1825 г. он был сделан преподавателем в медальерном классе академии, в 1828 г. назначен ее вице-президентом, в 1842 г. возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того - и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего в 1859 г. преобразования академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента. В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль в его честь.

В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников.


Талант графа Толстого ярче всего выказался в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий отечественной войны 1812 - 14 годов, двенадцать подобных же медальонов в память персидской и турецкой войн 1826 - 29 годов, медали: поднесенная виленским университетом графу Ф. Чапскому, от Санкт-петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому, в память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абосского университета, на кончину императора Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана Лейхтенбергского и мн. др.


Л ев Толстой - один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.

«Исполняй все то, что ты определил быть исполненному»

Генеалогическое древо Льва Толстого. Изображение: regnum.ru

Силуэт Марии Толстой (в девичестве Волконской), матери Льва Толстого. 1810-е. Изображение: wikipedia.org

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя - Александра Остен-Сакен. Два старших ребенка переехали к тете в Москву , а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.

В 1841 году Александра Остен-Сакен умерла, и Толстые перебрались к тете Пелагее Юшковой в Казань . Через три года после переезда Лев Толстой решил поступить в престижный Императорский Казанский университет . Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров - некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекала светские развлечения.

В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки. Однако вскоре пришел к выводу, что легче строить планы, чем их осуществлять.

Аскетизм Толстого часто сменяли кутежи и игры в карты . Желая начать правильную, по его мнению, жизнь, он составлял распорядок дня. Но не соблюдал и его, а в дневнике снова отмечал недовольство собой. Все эти неудачи побудили Льва Толстого изменить образ жизни. Случай представился в апреле 1851 года: в Ясную Поляну приехал старший брат Николай. В то время он служил на Кавказе, где шла война. Лев Толстой решил присоединиться к брату и отправился вместе с ним - в деревню на берегу реки Терек.

На окраине империи Лев Толстой прослужил почти два с половиной года. Он коротал время охотясь, играя в карты и время от времени участвуя в набегах на вражескую территорию. Такая уединенная и монотонная жизнь нравилась Толстому. Именно на Кавказе родилась повесть «Детство» . Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт.

В июле 1852 года Толстой отправил рукопись повести в журнал «Современник» и приложил письмо: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое» . Редактору Николаю Некрасову понравилось произведение нового автора, и вскоре «Детство» напечатали в журнале. Воодушевленный первым успехом писатель вскоре приступил к продолжению «Детства». В 1854 году он опубликовал в журнале «Современник» вторую повесть, «Отрочество» .

«Главное - литературные труды»

Лев Толстой в молодости. 1851. Изображение: school-science.ru

Лев Толстой. 1848. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой. Изображение: old.orlovka.org.ru

В конце 1854 года Лев Толстой прибыл в Севастополь - эпицентр военных действий. Находясь в самой гуще событий, он создал рассказ «Севастополь в декабре месяце». Хотя Толстой и непривычно откровенно описывал батальные сцены, первый севастопольский рассказ был глубоко патриотичным и прославлял храбрость русских солдат. Вскоре Толстой начал работать над вторым рассказом - «Севастополь в мае». К тому моменту от его гордости за русскую армию уже ничего не осталось. Ужас и потрясение, которые Толстой пережил на линии фронта и во время осады города, сильно повлияли на его творчество. Теперь он писал о бессмысленности смерти и бесчеловечности войны.

В 1855 году из руин Севастополя Толстой отправился в изысканный Петербург . Успех первого севастопольского рассказа дал ему ощущение цели: «Моя карьера - литература, - писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия - все» . В столице Лев Толстой закончил «Севастополь в мае» и написал «Севастополь в августе 1855 года» - эти очерки завершили трилогию. А в ноябре 1856 года писатель окончательно оставил военную службу.

Благодаря правдивым рассказам о Крымской войне Толстой вошел в петербургский литературный кружок журнала «Современник». В этот период он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара» , закончил трилогию повестью «Юность» . Однако через некоторое время отношения с писателями из кружка испортились: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел» . Чтобы развеяться, в начале 1857 года Лев Толстой отправился за границу. Он побывал в Париже, Риме, Берлине, Дрездене: знакомился с известными произведениями искусства, встречался с художниками, наблюдал, как живут люди в европейских городах. Путешествие не вдохновило Толстого: он создал рассказ «Люцерн», в котором описал свое разочарование.

Лев Толстой за работой. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой в Ясной поляне. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой рассказывает сказку внукам Ильюше и Соне. 1909. Крёкшино. Фотография: Владимира Черткова / wikipedia.org

Летом 1857 года Толстой вернулся в Ясную Поляну. В родной усадьбе он продолжил работать над повестью «Казаки» , а также написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». В дневнике Толстой так определил для себя свое назначение на тот момент: «Главное - литературные труды, потом - семейные обязанности, потом - хозяйство... А так жить для себя - по доброму делу в день и довольно» .

В 1899 году Толстой написал роман «Воскресение» . В этом произведении писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Презрение, с которым Толстой описывал институт церкви в романе «Воскресение», вызвало ответную реакцию. В феврале 1901 года в журнале «Церковные ведомости» Святейший Синод опубликовал постановление об отлучении графа Льва Толстого от церкви. Это решение лишь усилило популярность Толстого и привлекло внимание публики к идеалам и убеждениям писателя.

Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах. Сам Толстой не хотел получать награду и даже сообщил финскому писателю Арвиду Ярнефельту, чтобы тот постарался помешать присуждению премии, потому что, «если бы это случилось… было бы очень неприятно отказываться» «Он [Чертков] всячески забрал в руки несчастного старика, он разлучил нас, он убил художественную искру в Льве Николаевиче и разжег осуждение, ненависть, отрицание, которые чувствуются в статьях Льва Николаевича последних лет, на которые его подбивал его глупый злой гений» .

Самого Толстого тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями и в начале ноября 1910 года тайно покинул яснополянскую усадьбу. Дорога оказалась непосильной для пожилого человека: в пути он тяжело заболел и был вынужден остановиться в доме смотрителя железнодорожной станции Астапово. Здесь писатель провел последние дни своей жизни. Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне.

Пелагея - Не уходи.

Русский художник, медальер Федор Петрович Толстой и его работы.

Среди его работ можно встретить натуралистические зарисовки...
Алтея.


Ветка винограда.

Ветка крыжовника.

Герань.

Нарцисс.

Стрекоза.

Цветок кавалерская звезда.

Натюрморты...
Букет цветов, бабочка и птичка. 1820.

Ветка сирени и канарейка.

Интерьеры...
В комнатах.

В комнате за шитьем.

Семейный портрет.

Виды городов...
Вид Бергена.

Франценсбад. С дороги в Егер.

И их жителей...
Париж. Типы.

Жанровая живопись...
Возвращение.

Душенька любуется собою в зеркало. 1821.

У окна. Лунная ночь.

Медали...

Силуэты...
Наполеон на поле боя.

Наполеон у костра.

Мифология...
Нептун.

Пастораль.

Пир женихов Пенелопы.

Рыцарь Лебедя.

Портрет с семьей.

Фёдор Толстой родился в семье графа П. А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.
В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И.П.Прокофьева.В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор.После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны. Ф. Толстой становится известнейшим российским медальером, его серия из 21 медали-медальона, посвященная войне 1812 года, принесла создателю заслуженное признание.
В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).В восстании декабристов не участвовал.
В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.
Умер Фёдор Петрович Толстой 13 (25) апреля 1873, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Пожалуйста не путайте с Фёдором Ивановичем Толстым - «Американцем»

Спасибо Катерине ака catherine_catt за добавление фрагмента из "Записок" Ф.П.Толстого.
"В назначенное время я явился в кабинет ее величества, где она с тою же ласкою, как в первый раз, изволила меня принять и показала полученную коллекцию, которая ей очень нравилась. Эта коллекция состояла из восемнадцати разных цветков, писанных гвашевыми красками на грунтованной сероватого цвета бумаге, красиво расположенных и с французским шиком выполненных. Осматривая эту коллекцию и отдавая должную справедливость искусству парижского художника владеть гвашевыми красками, я сказал: "Мне кажется, что в принятой этим артистом манере изображать цветки видно более желание блестнуть эффектом и выставить свой вкус, нежели со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению, отчего в этих так различных цветках с первого рисунка показывается какое-то будто бы сходство между собою, несмотря на их различные формы и колера". На это императрица сказала мне: "Попробуйте вы нарисовать какой-нибудь цветок и покажите мне". Не рисовав никогда цветов, я принял это предложение.
Вернувшись домой, я нашел в нашем крошечном садике куст довольно красивых светло-лиловых цветков о шести ли¬стках15. Сорвав небольшую ветку с двумя цветками и зеленью, я тот же час принялся ее срисовывать, но не акварелью, и не гвашью, и не на грунтованной бумаге, хотя тоже диковатого тона, приготовленной в Англии. Водяные краски, которые я употребляю для моих рисунков, почти все состоят из чистых природных корпусных красок, то есть различных охр, земель и химически добываемых из металлов и некоторых руд, и действую ими по принятому мною особому способу, который оказался особенно удобен для рисовки цветов и фруктов.
Через день рисунок был готов, и я отнес его императрице, которая, увидев его, очень хвалила и сказала мне, что она на¬ходит в моем цветке более жизни и верности с натурою. Та¬кое заключение ее величества об моем в первый раз написан¬ном с натуры цветке меня несказанно обрадовало, и я теперь в свободное время от сурьезных занятий буду писать цветы и фрукты.
С этих пор я начал писать по одиночке и группами разных сортов цветки, фрукты и ягоды, бразильских чудных форм и цветов бабочек, стрекоз, жучков (которых у меня большая коллекция), ярких колеров одноцветных, так и с металлическими отблесками, точно фольга разных цветов, или испещренных красивыми узорами из разных колеров. Так же и птичек Нового Света с их перышками ярких блестящих цветов, то одноколерных, то испещренных разными цветами, то с металлическим блеском цветной фольги, а иные местами блестят точно ярко раскалены уголья.
Впоследствии я сделал очень много рисунков во всех этих родах для императрицы Елизаветы Алексеевны, сделал ей несколько и больших рисунков, на которых были сгруппированы вместе цветы, фрукты, птички, бабочки, стрекозы и жучки. Ей же нарисовал я коллекцию бабочек из десяти экземпляров, между которыми есть несколько и с металлическими отливами. Императрице Марии Федоровне нарисовал коллекцию стрекоз в 12 экземплярах. Я рисовал как в этом роде, так и в других родах много рисунков в альбомы дам и кавалеров и не для одной царской фамилии."

Скульптор, медальер, график, живописец, сценограф.

Родился в семье графа П. А. Толстого, в 1780-х занимавшего должность управляющего Кригскомиссариатом (учреждением, которое занималось снабжением армии). В 1792–1796 учился в Полоцком иезуитском училище, а с 1798 - в Морском кадетском корпусе. В 1802 выпущен с чином мичмана, в 1804 вышел в отставку.

В те же годы начал посещать медальерный класс ИАХ в Петербурге, где осваивал технику воскового барельефа. В 1804–1809 в качестве вольноприходящего ученика занимался в скульптурном классе ИАХ у И. П. Прокофьева. С 1806 состоял при Эрмитаже. В 1809 представил в Совет ИАХ четыре восковых барельефа, за что был избран почетным членом Академии. В 1810 поступил на службу на Монетный двор в Петербурге, где проработал до 1828.

В 1810-х - середине 1830-х выполнил обширный цикл медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года и военным действиям 1813–1814 годов, а также серию иллюстраций к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». В 1820 стал членом Общества поощрения художников. В 1825–1828 преподавал в медальерном классе ИАХ, в 1828 был назначен на должность вице-президента Академии. В 1836–1839 работал над циклом из двенадцати медальонов, посвященных войнам с Персией и Турцией 1826–1829.

Занимался сценографией, выполнил эскизы костюмов и декораций к балетам «Эолова арфа» (1838), «Эхо» (1842).

В 1842 был удостоен звания профессора медальерного искусства. В 1841 получил заказ на создание скульптур и барельефов для Храма Христа Спасителя в Москве, приступил к его выполнению в 1846 и завершил в 1851 (не сохранились). В 1849 произведен за эту работу в профессоры скульптуры. В 1852 назначен заведующим Мозаичным заведением при ИАХ, в 1859 - товарищем президента Академии. Почетный член Берлинской (с 1822), Австрийской (с 1836), Флорентийской (с 1846) Академий художеств.

Федор Толстой - выдающийся представитель русского академического искусства первой половины XIX века, наиболее ярко проявивший себя в области скульптуры, графики, медальерного искусства. Излюбленным материалом Толстого-скульптора был светлый воск различных оттенков - мягкий и податливый он как нельзя лучше способствовал четкой лепке формы, передаче тонких черт лица и деталей изображения, позволял добиваться деликатных свето-теневых моделировок. В воске мастер, как правило, изготавливал модель, которая затем могла быть переведена в другие материалы.

Художник редко обращался к круглой скульптуре (его произведения в этой области единичны), предпочитая ей барельеф. Одной из наиболее значительных работ Толстого является серия медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года, в которой нашли отражение идеи ампира: все эпизоды кампании представлены в виде аллегорических фигур античных воинов. Цикл получил широкое распространение, повторения изготавливались в различных материалах - гипсе, гальванопластике, бронзе, фарфоре, чугуне.

Чрезвычайно разнообразны технические приемы мастера в графике. Иллюстрации к «Душеньке», созданные под влиянием «помпеянского стиля», отличаются красотой и выразительностью линейного решения. Совершенно иные по характеру так называемые «обманки», которыми любили украшать домашние и дамские альбомы. В них, виртуозных по исполнению, соединились черты романтизма и сентиментализма. Чтобы добиться впечатления иллюзорной достоверности, Толстой собственноручно занимался изготовлением красок. Художник неоднократно варьировал мотивы своих «обманок», излюбленными мотивами были жук, сидящий на цветке, мухи, бабочки или капли воды, калька, прикрывающая гравюру и так далее.

Произведения Толстого находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Толстой Федор Петрович (1783-1873)

Толстой (граф Федор Петрович) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873).

Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер; оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский гребной флот.

Не переставая заниматься рисованием, положительное призвание к искусству почувствовал лишь по своем производстве в мичманы. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству в Академии Художеств, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика и, для большей успешности своих занятий в ней, вышел в 1804 г. в отставку. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером.

В том же году Академия Художеств избрала его в свои почетные члены. В 1825 г. он был сделан преподавателем в медальерном классе академии, в 1828 г. назначен ее вице-президентом, в 1842 г. возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того - и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего в 1859 г. преобразования академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента. В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль в его честь.

В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников.

Он был горячий поклонник древней Греции, которую с юных лет изучал в ее истории и художественных произведениях; в своих работах он стремился приблизиться к красоте и благородству эллинских памятников скульптуры и рисунков на вазах, но при этом, когда дело шло об изображении русских и религиозных сюжетов, умел находить для них соответствующие им формы и типы. Композиция у него - строго обдуманная, рисунок - правильный, техническое исполнение - добросовестное и умелое. Современные нам ценители искусства найдут, что от большинства произведений графа Толстого на античные темы веет холодом; но в свою пору эти произведения сильно нравились публике, как более оригинальные и изящные чем то, что выходило перед тем из-под резца, карандаша и кисти псевдоклассиков нашей академической школы.

Талант графа Толстого ярче всего выказался в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий отечественной войны 1812 - 14 годов, двенадцать подобных же медальонов в память персидской и турецкой войн 1826 - 29 годов, медали: поднесенная виленским университетом графу Ф. Чапскому, от Санкт-петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому, в память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абосского университета, на кончину императора Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана Лейхтенбергского и мн. др. К работам того же рода относятся прекрасно вылепленные графом Толстым и им же самим вырезанные в металле четыре барельефа с сюжетами из Одиссеи Гомера.

По части собственно скульптуры, важнейшие произведения графа - сочиненные и моделированные им четыре главных и восемь побочных входных дверей московского Храма Спасителя, с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, поясное изваяние Христа, бюст Морфея в венке из лупинов, бюст императора Николая I в славянских доспехах и царской порфире и статуя нимфы, льющей воду из кувшина в петергофском дворцовом парке.

Как рисовальщик и гравер, граф выказал свое искусство в 63 гравированных им (очерком) с собственных рисунков иллюстрациях большого формата к поэме Богдановича "Душенька", в картинках в стихотворениям Н. Щербины (к сожалению, изданных только отчасти и в очень посредственных ксилографиях). Образчиком его живописи может служить картина, изображающая перспективу комнат с портретами его самого, его первой жены и двух дочерей (находится в музее императора Александра III). Наконец, должно упомянуть, что им были сочинены программы для двух балетов с проектами декораций, костюмов и всей монтировки. - Ср. "Портретная галерея русских деятелей" изд. А. Мюнстера (т. I, Санкт-Петербург, 1865); Н. Рамазанов "Материалы для истории художеств в России" (ч. I, М., 1863); "Отчет Императорской Академии Художеств за 1871 - 72 гг."; "Записки графа Ф.П. Толстого" ("Русская Старина", т. VII).