Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа
(Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).
Для тренировки голосового аппарата вокалиста очень хороши скороговорки . Я сделал небольшую подборку скороговорок, специфичных для вокалистов с комментариями. Так называемая широкая дикция , когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.
Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.
Постепенно старайтесь произносить скороговрки на одном дыхании.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,
что все скороговорки перевыскороговорит,
но, раскороговорившись, выскороговаривал,
что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!
Подворотничок с подвыпердвертом
Бык, бык, тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Сшит колпак да не по колпаковски,
Вылит колокол да не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать
Надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.
Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через реку
Видит Грека - в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап
Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про крупу да про подкрупки.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал коралы, то и Клара б не крала кларнет.
Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
От топота копыт пыль по полю летит.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
Не тот товарищи товарищу товарищь, кто при товарище товарищу товарищ,
А тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Пришел Прокоп-кипит укроп, Ушел Прокоп-кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.
Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про Прокопьевича.
Дыбра - это животное в дебрях тундры,
Вроде бобра и выдры,
Враг кобры и пудры,
Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!
Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
На траве двора.
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.
Петя шел, шел, шел
И горошину нашел,
А горошина упала
Покатилась и пропала,
Ох-ох-ох-ох,
Где-то вырастит горох.
Думал - думал, думал - думал
Думал - думал, думал - думал
В это время ветер дунул
И забыл о чем я думал.
С ним пудель пошел перепрыгнув забор,
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор,
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель в реке провалился в забор,
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Красивая четкая речь — это не только комфортное общение, но и своеобразная визитная карточка образованного человека. Она помогает создать хорошее впечатление у собеседника, расположить его к себе и передать ему свою мысль. К сожалению, культура речи и ее общий уровень сегодня заметно снизился. Все реже можно встретить взрослого человека с идеальной дикцией и хорошо поставленными речевыми навыками. Что говорить о детях и подростках, среди которых в последнее время выросло число тех, кто не выговаривает звуки «р», «с», «ш» и т. д. Благо, в логопедии давно известны методы исправления картавости, шепелявости и других речевых изъянов. Среди самых эффективных и доступных коррекционных мероприятий — скороговорки для развития речи и дикции. Это всем известные короткие и длинные фразы/стишки, повторение которых помогает исправить дефекты речи. В идеале для достижения быстрого и устойчивого положительного эффекта скороговорки следует совмещать с артикуляционной гимнастикой и другими логопедическими упражнениями. Но и сами по себе эти простые тренировочные тексты при регулярных занятиях способны значительно улучшить речевые навыки. Далее вас ждет подборка лучших скороговорок для детей 3-4, 5-6 и 10-12 лет, имеющих проблемы с произношением. Кроме того, вы найдете более сложные варианты скороговорок для взрослых, в том числе и проходящих реабилитацию после инсульта.
Положительное влияние скороговорок на развитие речи и дикции легче всего проследить на детях разных возрастов (варианты упражнений ниже). Причем речь идет не только о малышах с нарушениями в произношении, но и о детках с нормой речевого развития. Дело в том, что скороговорки помогают не только автоматизировать отдельные сложные для ребенка звуки, но и натренировать чистоту речи. Именно поэтому скороговорки часто рекомендуют использовать в работе с детками 3-4 лет, которые не имеют особых речевых проблем. Эти простые упражнения помогают детям в этом возрасте избавиться от лишней мягкости произношения, характерной для малышей. Кроме того, скороговорки способны скорректировать ошибки в уже сформировавшейся речи детей постарше. Например, с помощью таких текстов можно натренировать дыхание и темп, что положительно сказывается на всей детской речи
Ниже представлены варианты простых скороговорок для развития речи у детей 3 лет. Регулярно повторяя их с ребенком, вы сможете значительно улучшить его произношение и расширить словарный запас малыша.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
У детей 5-6 лет довольно часто наблюдается неправильное дыхание и сбивчивый темп произношения, особенно при торопливой речи. Используя варианты скороговорок из подборки ниже для тренировки речевых навыков и коррекции звукопроизношения у детей этой возрастной категории.
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
В возрасте 10-12 лет речь уже практически полностью сформирована. Поэтому при наличии ее дефектов обязательна хорошая логопедическая работа, в том числе и с использованием скороговорок. Но и без особых дефектов повторение специальных текстов положительным образом сказывается на автоматизации речи, ее чистоте и правильности. Вот несколько вариантов скороговорок, которые актуальны для детей данной возрастной группы.
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров! Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка -
Мышка забыла про кошку!
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка -
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Если же речевые дефекты не были скорректированы в детском возрасте, то отчаиваться не стоит. Правильно подобранные длинные скороговорки на развитие речи и дикции отлично работают и на подростках, если использовать их в логопедических упражнениях. Но стоит отметить, что в этом возрасте подборкой текстов для коррекции дикции должен заниматься специалист. Только квалифицированный логопед может выбрать тексты для упражнений необходимой длины, ритмики и направленности исходя из данных подростка. Впрочем, если дефектов нет, а есть желание улучшить чистоту произношения, то можно обойтись и универсальными скороговорками.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса - нет и вопроса.
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира -
Кормили факира.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.
А как быть со взрослыми — помогут ли им скороговорки при сложных дефектах в произношении, в развитии речи и улучшении дикции? Специалисты, уверены, что да. Другое дело, что одними скороговорками при речевых нарушениях взрослым не обойтись. Им необходима помощь логопеда и систематические упражнения, в частности, артикуляционная гимнастика. Но если цель улучшение дикции при речевой норме, то взрослый может обойтись и без специалиста. В этом случае стоит сделать упор на разнообразные и систематические упражнения с использованием скороговорок разных форматов.
Ниже представлена подборка сложных скороговорок для развития речи и улучшения дикции, которую могут использовать взрослые люди.
Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.
Побрёл бобёр в бор.
В бору бобра обобрали.
Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
Бобриха бобра побранила и побрила,
а бобрята бобра ободрили.
Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.
Те, кто говорят скороговорки — скороговоры.
Те, кто изучает мастерство скороговоров — скороговороведы.
Те, кто любит читать скороговороведов — скороговороведофилы.
Те, кто ненавидит скороговороведофилов — скороговороведофилофобы.
Те, кто поедает скороговороведофилофобов — скороговороведофилофобофаги.
Те, кто ведёт борьбу со скороговороведофилофобофагами — антискороговороведофилофобофаги.
Те, кто выдаёт себя за антискороговороведофилофобофагов — квазиантискороговороведофилофобофаги!
Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: "А скороговорка велика"?
И сказал скороговор: "Нет" — вот его ответ.
Одна из самых распространенных речевых проблем как у детей, так и у взрослых — картавость. Она заключается в неправильном произношении звука «р». Во взрослом возрасте с данной проблемой лучше обратиться к врачу-логопеду, который сможет подобрать правильную коррекционную программу. Но и в домашних условиях при соблюдении систематичности и использовании простых скороговорок со звуком «р» на развитие речи и дикции взрослые также могут добиться положительных результатов.
Бобр добр до бобрят.
Пекарь Петр пек пирог.
Эффективность и необходимость произношения скороговорок для тренировки правильной дикции отмечал ещё Станиславский. Сегодня же зубрить скороговорки рекомендуют как врачи логопеды, так и грамотные родители школьников.
Развитие современного общества привело к тому, что сегодня, если вы не будете красиво и внятно говорить — вас просто не услышат. Так почему бы не научиться этому с детства и себя заодно потренировать?
Правильная дикция и техника речи необходима прежде всего актёрам, теле-, радио-ведущим, бизнес тренерам, людям, которые часто проводят презентации и всем кто занимает руководящие должности. Этом список можно и продолжить. Соответственно если вы хотите быть успешным, узнаваемым, чтобы вашу речь было приятно слушать — без скороговорок никуда.
Также необходимо помнить о том, что произношение скороговорок это систематитный процесс, То есть, даже если вы уверены в том что хорошо произнесли скороговорку и ни разу не запнулись, это не значит что пора переходить к другой. Повторив скороговорку 100 и более раз, вы поймёте, что нет предела совершенству.
Время от времени нужно закреплять полученный результат и произносить скороговорки снова и снова. И не пытайтесь гнаться за скоростью, главное это чёткое, звонкое и правильное произношение, а скорость придёт со временем. Также следите за правильными ударениями. Главное в этом деле это практика.
1. (Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
2. (Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.
3. (Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
4. (Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.
5. (Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.
6. (Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
7. (Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.
8. (В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.
9. (В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.
10. (В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
11. (В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
12. (В,с) — Свиристель свиристит свирелью.
13. (В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
14. (В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
15. (В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
16. (Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
17. (Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
18. (Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
19. (Д,р) — Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
20. (Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.
21. (Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.
22. (Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.
23. (Й,р,в) — Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
24. (К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
25. (К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.
26. (К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.
27. (К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.
28. (К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
29. (К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
30. (К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.
31. (К,л) — Колотил Клим в один блин клин.
32. (К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.
33. (К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
34. (К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
35. (К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.
36. (К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
37. (К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.
38. (К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
39. (К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
40. (К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
41. (К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
42. (К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.
43. (К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
44. (К,л,п,в) — Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
45. (К,р,л) — Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.
46. (Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
47. (Л,к) — Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.
48. (Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
49. (Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.
50. (Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.
51. (Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
52. (Л,б) — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
53. (Л,к) — В Луку Клим луком кинул.
54. (М,л) — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
55. (П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
56. (П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.
57. (П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.
58. (П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.
59. (П,к) — Наш Полкан попал в капкан.
60. (П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.
61. (П,х) — Осип охрип, Архип осип.
62. (П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.
63. (П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай, попугай!
64. (П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
65. (П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
66. (П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»
67. (П) — Пошла Поля полоть в поле.
68. (П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.
69. (П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
70. (П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
71. (П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.
72. (П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
73. (П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
74. (П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
75. (П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
76. (П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
77. (П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
78. (П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.
79. (П,т) — Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд — уцепился за прут.
Упал Ипат — пропали пять лопат.
80. (П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.
81. (П,р,т) — Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
82. (Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
83. (Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.
84. (Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.
85. (Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
86. (Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».
87. (Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
88. (Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!
89. (Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
90. (Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.
91. (Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.
92. (Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
93. (Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
94. (С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
95. (С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
96. (С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
97. (С,к,п,р) — Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!
98. (С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
99. (С) — У осы не усы, не усищи, а усики.
100. (С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.
101. (С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.
102. (С,нь,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
103. (С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
104. (Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
105. (Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.
106. (Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.
107. (Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
108. (Т,ть) — Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
109. (Т,р) — Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.
110. (Т) — Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.
111. (Т,к) — Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.
112. (Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
113. (Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.
114. (Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
115. (Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
116. (Ф,л,в) — Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
117. (Х,т) — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
118. (Х,ч,п) — Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
119. (Х,щ) — Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.
120. (Ц,п) — Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
121. (Ц,х) — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
122. (Ц,р) — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.
123. (Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.
124. (Ц,к,п,д,р) — Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.
Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —
Шах-Шахмони-Лимпомпони.
125. (Ч,т) — Четверть четверика гороха, без червоточинки.
126. (Ч,щ,ш) — Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
127. (Ч) — Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
128. (Ч) — Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
129. (Ч,р) — Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
130. (Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
131. (Ч) — Обычай бычий, ум телячий.
132. (Ч,ш) — Летят три пичужки через три пустых избушки.
133. (Ш,с) — Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
134. (Ш) — Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
135. (Ш) — Высшие эшелоны шествовали подшофе.
136. (Ш,ж) — В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
137. (Ш) — Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.
138. (Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.
139. (Ш) — Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
140. (Ш,м) — Яшма в замше замшела.
141. (Ш) — Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
142. (Ш,к) — Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
143. (Ш,р) — Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
144. (Ш,с) — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
145. (Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.
146. (Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
147. (Ш,ж) — Поршень — не шершень:
не жужжит, тихо скользит.
148. (Ш,р,к) — У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
149. (Ш,с,к) — Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
150. (Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
151. (Ш,с) — Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
152. (Ш,п,к) — У Ерёмы и Фомы кушаки — во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
153. (Ш,р) — Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
154. (Ш) — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
155. (Ш,к) — Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.
156. (Ш,к,ч) — Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки —
Услыхать, что болтают старушки.
157. (Ш,к,п) — Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.
158. (Щ,т) — Тщетно тщится щука ущемить леща.
159. (Щ,т) — Тащу, тащу боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.
160. (Щ,ж,ц) — В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец —
Водяной жук-плавунец.
161. (Щ,ж,ч) — Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
162. (Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.
163. (Щ,ч) — Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.
164. (Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.
Даже если у тебя никогда не было проблем с произношением определенных звуков, эти скороговорки могут быть очень полезны. - необходимый навык для всех, кто хочет говорить красиво, как настоящий мастер красноречия. Одно удовольствие разучивать эти скороговорки с детьми, они будут в полнейшем восторге! Не теряй времени и начинай произносить эти затейливые предложения. Совершенству нет предела, это касается даже того, как ты говоришь!
Сохрани себе эти невероятно полезные и забавные
В статье рассказывается, что такое дикция и как ее улучшить.
В современном мире людям с хорошей, выразительной дикцией достаточно легко освоиться в большинстве сферах нашей динамично развивающейся жизни. Прекрасные ораторы нужны не только на сцене, но и в бизнесе, и на телевидении, и в политике.
Дикцией принято называть четкое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительная дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства, певцов, выступающих.
Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.
Дикция показывает насколько человек правильно произносит слова и слоги, как четко он произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.
Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо произнесенная фраза иногда даже лишается смысла. Искажение звуков может сильно отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не на смысле сказанной фразы.
ВАЖНО: Человеку с выразительной дикцией гораздо проще заинтересовать и увлечь публику. Такому человеку гораздо проще выступать на публике.
Для того, чтобы избавиться от резкого «г», свистящего «с», шепелявого «ш», для того, чтобы улучшить произношение слов и слогов, для того, чтобы дикция стала более выразительной, придется немного поработать.
Для чистого звучания речи существует огромное количество упражнений, которые уже на протяжении длительного времени помогают людям стать интересными, увлекательными ораторами. Некоторые из упражнений были известны уже в Древней Греции.
Для развития и улучшения дикции существуют специальные упражнения. Это:
Не многие знают то, насколько сильно зависит красиво поставленная речь от дыхания и осанки. В связи с этим даже существуют специальные упражнения:
Самое лучшее упражнение для развития интонации — это читать по ролям.
Выразительная дикция нуждается в ежедневных тренировках мышц речевого аппарата. Для развития и укрепления мышц рта, челюсти, губ и языка следует заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.
Можно выбрать некоторые из нижеприведенных упражнений по артикуляционной гимнастике, хотя для достижения лучшего и быстрого эффекта, лучше выполнять все упражнения по очереди:
ВАЖНО: Все упражнения из артикуляционной гимнастики стоит проделывать около десяти секунд. После непродолжительного перерыва каждое упражнений следует повторять еще по несколько раз.
Не может быть дикция выразительной без правильной частотности голоса и его эмоциональной окраски. Для того, чтобы голос звучал завораживающе следует тренировать дикцию, сам тембр голоса.
Для этого существуют некоторые упражнения:
ВАЖНО: Если описанные упражнения повторять 10-15 минут ежедневно, то можно быстро заметить произошедшие изменения в голосе.
Чтение вслух может стать важным, замыкающим упражнением для работы над совершенствованием дикции. Читая вслух, проще понять, где и какие имеются проблемы, над чем еще стоит поработать.
Если при очередном прочтении вслух будут учитываться все предыдущие ошибки, то можно заметить, что каждый раз речь будет звучать все чище и чище.
ВАЖНО: Для чтения вслух лучше выбирать белые стихи, многостопные стихи, сложные для восприятия отрывки текстов.
А мне не до недомогания.
Архип осип, Осип охрип.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Брит Клим брат,
Брит Игнат брат,
Брат Игнат бородат.
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Проворонила ворона вороненка.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Гонец с галер сгорел.
Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке — прясть одну ночку.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера — зеркала
Из зеленого стекла.
Соня Зине принесла бузину в корзине.
Инцидент с интендантом.
Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.
Коваль ковал коня,
Конб копытом коваля,
Коваль кнутом коня.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
Вы малину мыли-ли?
Мыли, но не мылили.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.
Не мы ли на Ниле налима ловили?
Наш Наум себе на уме.
Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.
Пётр первый пошёл погулять,
Поймал перепёлку пошёл продавать.
Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Сух сук нес барсук.
Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;
Санки хлоп, Санька - вбок,
Сонька - скок, Сеньку с ног.
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
Под деревом тетерев тетерева встретил:
«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята — здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!»
Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.
Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!
Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу без шуток
Учились прятаться от уток.
У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.
Фока фантазировал,
Фёдор фокусничал,
Феофан фехтовал с Феоктистом.
У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.
Хохотушка буква Х
Рассмеялась: Ха-ха-ха!
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.
Хвастун похвалялся-хвастался,
Похвалялся-хвастался, да и выхвалился,
Да и выхвастался.
В цветнике цветут цветы.
Куцая лисица в платьице из ситца
Мучицу из пшеницы сеет через ситце.
Ценит цепь косец по косовице.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто!
Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.
Чики-чики-чикалочки.
Едет гусь на палочке.
Уточка — на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
А мальчик на собачке.
Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.
Прошкина Шавка укусила Пашку;
Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Щёголь-щегол над чащобой щебечет.
Щеголиха у щегла щеголихою была.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.
Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
Занимайтесь, тренируйте свою дикцию, и тогда в ораторском мастерстве вам не будет равных.