Пельмени являются одним из самых популярных блюд в нашей стране, а их производство - это довольно выгодный бизнес. Казалось бы, все ниши в изготовлении этой продукции заняты, и с новой маркой, при нынешней конкуренции, на рынок не пробиться. Есть ли шанс на успех в пельменном бизнесе? С чего начать и как обойти конкурентов? На все эти вопросы ответит наш следующий собеседник.
Reconomica поговорила с производителем пельменей, который при ограниченном бюджете и за короткий срок сумел завоевать часть рынка в своём городе. Молодой предприниматель из Астрахани начал свою карьеру с самых низов, работая грузчиком на продуктовом рынке, и на данный момент занимает достойное место, среди производителей, работающих на качество.
Бизнесмен рассказал нам свою историю успеха, и раскрыл нам некоторые секреты, на какие вещи следует обращать внимание при выборе замороженных полуфабрикатов (и еще много чего интересно про качество продукции на российском рынке пищевых продуктов). Также читателям представиться возможность взглянуть изнутри на производство пельменей, что для некоторых станет открытием, а некоторых эта информация повергнет в шок.
Приветствую всех. Меня зовут Марат, мне 27 лет и я проживаю в Астрахани. Я занимаюсь производством замороженной продукции быстрого приготовления. Моя продукция отличается высоким качеством и доступной ценой.
Вот так начиналась моя карьера.
В этой статье я расскажу, как мне удалось пройти путь от обычного грузчика до предпринимателя, которому принадлежит небольшой производственный цех, оборудованный самым современным инвентарем. В данный момент у меня трудятся 8 человек, которые довольны своим рабочим местом.
Начинал свой трудовой путь на местном городском рынке, простым грузчиком. Я пришёл с армии, работы не было, и я решил временно поработать грузчиком. Грузил я всё, от круп до мяса. Не очень престижно выглядела данная профессия, но свою тысячу – полторы в день я зарабатывал. Часто приходилось оставаться на ночные погрузки, и это был дополнительный заработок. Понемногу я втянулся в это дело, и у меня даже начало получаться скапливать небольшие деньги.
Грузчиком я проработал год с небольшим. Я не оформлял трудовые договора с администрацией рынка, а договаривался непосредственно с предпринимателями. Я работал на несколько торговых точек одновременно. Было тяжело, но я всегда успевал. Также я работал на два торговых павильона, реализующих мясо.
Однажды владелица одного из мясных павильонов позвонила мне и попросила быстрее прийти. Выяснилось, что накануне майских праздников, её рубщик заболел очередным приступом пьянства и не вышел на работу. Такое часто бывает в торговле. Она попросила меня порубить мясо, так как у прилавка образовалась очередь и работать было не кому.
Мясо я и раньше пробовал рубить, но в таком темпе мне это делать не доводилось. Покупатели требовали отпускать их. Сомнения пришлось отбросить и просто делать работу. Я приступил к новой в своей жизни работе - рубке мяса.
Первые разрубы у меня выходили неровные, но в течение двух часов я наловчился, перестал ронять топор и мясо из рук, и что-то даже начало получаться.
Так как мясо было хорошее, и покупателей в этот предпраздничный день собралось много, то все четыре туши удалось продать до вечера.
Наступил вечер, мясо реализовано, прилавки пустые, и настало время расчета за мою работу. Дело в том, что рубщик мяса получает по 7 рублей за каждый разрубленный килограмм. Я перемолотил четыре туши, и в общем весе это получилось 465 килограмм. Зарплата за день составила 3225 рублей. Это более, чем неплохо. Я, конечно, очень устал в этот день, руки болели от непривычки, но это того стоило.
Дальше я твёрдо решил научиться рубить и разделывать мясо. Я стал часто подменять рубщиков на разных точках и зарабатывать больше. В обычные дни мяса с точки продавалось меньше, примерно от 100 до 150 килограмм, но при этом я мог обслуживать сразу несколько торговых мест. Мой доход на рынке стал стабильно превышать 2000 рублей в день, учитывая то, что я мог уходить домой после трёх часов дня.
Постепенно я превратился в профессионального рубщика. Мясной бизнес затянул меня полностью, и я даже начал свою небольшую деятельность. Я очень хорошо изучил жизнь рынка, и точно знал, где закупать, когда и как продавать мясо. Мне только оставалось открыть свою торговую точку.
Мясная точка на городском рынке - мой первый бизнес.
Для аренды торгового места и холодильника мне понадобились документы, и я . Это обошлось мне в 3500 рублей. Санитарная книжка и ещё некоторые бумаги вышли ещё в 2700 рублей. Необходимый инвентарь - а это тележка, разрубочная колода, топор и весы - обошлись мне ещё в 16000 рублей. Весь инвентарь я приобретал б/у.
Аренда торгового места на рынке стоила 6000 рублей, а аренда небольшого холодильника выходила ещё 3000 рублей в месяц. Бухгалтерские услуги стоили ещё 4000 рублей в квартал. Отчисления выходили от 6000 до 8000 в квартал.
Для отчётности по налогам я не пропускал большое количество товара, и примерно отчислял в квартал не более 10000 рублей. От налогов стараются уходить все. Проверки налоговой бывают редко, и в основном их проводят по жалобам покупателей, или когда кто-то настучит на конкурента. Я старался работать так, чтобы проблем у меня не возникало.
Первый мой бизнес получился относительно успешным. Я старался продавать не менее 100 килограмм мяса в день и заработок у меня выходил от 3000 рублей за такую реализацию. Я специализировался на продаже говядины. Розничная накрутка на это мясо составляет 30 – 50 рублей с килограмма (у нас в регионе, во всяком случае). Я рубил и продавал сам, так что на найме продавца и рубщика я экономил. Более того, я ещё обслуживал соседние точки и получал дополнительный доход с них. Дело шло, бизнес развивался, и я обрастал новыми знакомствами.
Однажды я познакомился с так называемыми пельменьщиками. Это была такая каста предпринимателей, которые занимались выпуском пельменей. Эти пельменьщики каждый день покупали мясо для своей продукции. Но не вырезку, как многие могут подумать, а всё самое дешёвое, что есть на рынке.
Для некоторых это будет открытие, но на астраханских прилавках, да и в других городах, я думаю тоже, продаются пельмени из мясных отходов.
Как бы страшно это ни звучало, но в начинку входит именно то, что не продаётся с прилавка, заветривается и теряет товарный вид. В начинку пельменей входят такие “деликатесы”, как мясо с голов, пашина, плёнки, всё, что не продаётся с прилавка в течение нескольких дней и уценивается по причине того, что может пропасть.
Пельмени низкого качества наводняют прилавки магазинов.
Но это ещё не самое страшное. Самые страшные люди - это мясники, которые пытаются обмануть пельменьщиков и продать им уже испорченное мясо, промыв его предварительно марганцовкой, для удаления запаха. Эти трюки очень часто проходят, и в магазинных недорогих пельмешках, оказывается то, что по всем санитарным нормам должно быть на помойке.
И я даже боюсь представить, что творится на тех предприятиях, на которых применяется пищевая химия. Мясо там можно заменить другой субстанцией. Это широко практикуется в пищевой промышленности, и доказать это легко, сравнив цену колбасы или сосисок с закупочной ценой мяса.
Сырьё не может быть дешевле конечного продукта. Если цена колбасы, сосисок или котлет ниже, чем цена мяса, то нужно быть готовым к тому, что вы употребляете в пищу туалетную бумагу вперемешку со свиными шкурами и усилителями вкуса. И ещё для информации скажу: если колбаса куриная или с мясом птицы, то это вовсе не означает, что птицу, перед тем как переработать в фарш, будут обваливать и отделять мясо от костей. Эта процедура дорого стоит. Производителю проще превратить фарш в пасту методом тройной перегонки через промышленную мясорубку. Этим объясняется наличие в пельменях пастообразной субстанции вместо мяса.
Но наши пельменьщики химией не пользуются - по причине своей необразованности, а просто сметают всё, что должно вскоре утилизироваться.
Я очень долго наблюдал за производителями пельменей, и пытался просчитать их выгоду. Их пельмени продавались в среднем ценовом сегменте и шли после тех, которые продаются в крупных сетевых магазинах.
Если рассуждать (и называть вещи своими именами), то в сетевых пельменях вместо начинки - пастообразная химия, а в тех, что продаются под видом домашних, всё-таки есть мясо, конечно, самое плохое, но всё же мясо.
Домашними эти пельмени называются по причине того, что они лепятся вручную выходцами из средней Азии. Это также выгодно нанимателю, он экономит на покупке дорогостоящего оборудования, а ручную лепку можно выдавать за домашние пельмени.
Такое положение дел обстоит почти во всех мини-цехах местного уровня. Качество выпускаемой продукции оставляет желать лучшего. Может, предприниматели и рады выпускать продукцию высокого качества, и ей гордиться, но , и порой плохой товар, по умолчанию, устраивает всех - производителей и конечных потребителей.
Выяснив достаточно информации, я начал задумываться о расширении своего бизнеса. Я рассуждал так: у меня есть поставщики мяса, холодильник для хранения мясопродуктов и точка реализации. Сырьё я мог покупать дешевле и приемлемого качества. Отходов у меня не будет, потому что все остаточные продукты производства я мог реализовывать со своей точки. Рентабельность подобных цехов составляла от 30 до 70%. Я мог сохранить эту рентабельность, но значительно повысить качество продукции за счёт того, что я мог закупать сырьё напрямую.
Я приступил к составлению краткого бизнес-плана, и вот что из этого получилось.
Пельменный аппарат - главный агрегат в моём цеху.
Необходимое оборудование:
Сумму, которую я планировал потратить на ремонт помещения, я вывел для площади в 150 квадратных метров. В это входил кафель, в тех местах, где он необходим, штукатурка, покраска стен и потолков водоэмульсионной краской.
Сумма разовых расходов составила 873 000 рублей. Это нормальная сумма, так как в регионе продавались несколько пельменных цехов, и ценник их превышал 1 000 000 рублей.
Правда, у меня не было фасовочно-упаковочного аппарата, но я решил, что он пока и не нужен. Дело в том, что регистрация торговой марки стоит в пределах 400 000 рублей, и мне это пока было не по карману.
Далее, пришлось сосредоточиться на планировании штата рабочего персонала, необходимого для нормального функционирования пельменного цеха. Моей изюминкой было то, что я решил взять на работу технолога, который будет понимать поставленную задачу. А задача была такова: держать качество выпускаемой продукции стабильно высокого уровня постоянно.
Я как мясник опытный, знаю, что все мясные продукты, появляющиеся на рынке, имеют популярность, так как производитель на начальном этапе производства делает свою работу на совесть.
Хороший коллектив – половина успеха.
Вообще, весь бизнес в продовольственной сфере очень прост. Если продукция съедобная и вкусная, то её будут брать. Её будут брать до тех пор, пока производитель контролирует весь технологический процесс и продукт остаётся стабильного качества. Никто не хочет экспериментировать с едой. Если продукт понравится человеку один раз и не подведёт повторно, то этот продукт будет продаваться всегда, пока качество не испортится.
Казалось бы, идиллия, и ничто не может помешать зарабатывать деньги, но практика показывает другое. Когда производство встаёт на поток, то вмешиваются другие факторы - .
Если, к примеру, в рабочий день перерабатывается 500 килограмм мяса, и 50 из него украдут рабочие, то это означает, что в пельменях будет недовес начинки 10%. Это сразу почувствует покупатель. Если в тестомес не добавят нужное количество яиц, то вместо бульона в кастрюле у покупателя будет клеящая жидкость, и такие пельмени нельзя добавить в суп.
Хорошее тесто должно быть желтоватого цвета. Это значит, что оно замешано по технологии.
После таких происшествий всегда будут падать продажи.
Поэтому человек, отвечающий за выходящую продукцию, необходим на производстве. Многие делают ошибку, и назначают ответственного за производственным процессом кого-то из рабочих. Простой рабочий, пусть даже самый лучший, не справится с этой обязанностью.
Сумма ежемесячных расходов должна была составить 185 000 рублей. К этой сумме ещё прибавлялась арендная плата за помещение 20 000 рублей в месяц. Итого, для старта проекта, с ежемесячной первой оплатой, сумма составляла 1 078 000 рублей , без учёта стоимости электроэнергии и прочих расходов. Сумма достаточно серьёзная, и если бы я был инвестором, который не знает этот бизнес, то я бы подумал, но я уже несколько лет работал с мясной продукцией и точно знал, что у меня получится.
В идеале, рентабельность свежемороженой продукции составляет от 30 до 70%. Мне для нормального функционирования пельменного цеха нужно было выпускать минимум 600 кг. пельменей в день. Это составляло 12 600 килограмм продукции в месяц, при учёте пятидневной рабочей недели.
Сырьевая себестоимость килограмма пельменей по моей технологии составляет 146 рублей - с учётом использования говядины и свинины первого сорта. На упаковку и этикетку уходило ещё 2 рубля с килограмма. Продажная оптовая стоимость пачки пельменей весом 0,5 кг. составляла 90 рублей. Получается, что с килограмма пельменей, я имел прибыль 34 рубля. Это была грязная прибыль, и с неё приходилось ещё платить зарплату.
При полной реализации всей месячной партии, прибыль должна составлять 428 000 рублей. Так как расчёт был сделан исходя из сырьевой себестоимости продукции, то с этой суммы оставалось лишь выплачивать заработную плату рабочим, которая составляла ежемесячно 185 000 рублей, а также с неё оплачивались налоги, транспортные расходы, арендная плата и электроэнергия. Дополнительных расходов прибавлялось ещё примерно на 60 000 рублей ежемесячно.
По моим расчётам, пельменный цех должен приносить от 150 до 180 тысяч рублей . Это неплохой результат, потому что, цех должен работать автономно, без моего участия. Моё участие должно быть только в первые полгода работы цеха, а далее в штат должны были ещё войти два торговых представителя для реализации продукции и расширения торговой сети.
После всех расчётов я решил организовывать бизнес. Для этого мне понадобилось два месяца. Открытие цеха я решил сделать в октябре. В это время уже заканчивается сезон овощей, и начинается хорошие продажи мясной продукции.
Как и было запланировано, цех, укомплектованный оборудованием и штатом рабочих, был готов к открытию.
О продажах я начал беспокоиться заблаговременно. Я объездил множество магазинов и торговых сетей с целью договориться о сбыте продукции. Предложение для реализаторов было одно – они получат товар, который не будет залёживаться на прилавках, при этом цена продукции будет такой же, как и у других предпринимателей. Многие согласились на эти условия и решили приобрести пробную партию.
Настал день открытия, оборудование было протестировано, и начался выпуск продукции. В первый день мы произвели 350 кг. пельменей. Было несколько остановок в ходе производственного процесса из-за наладки оборудования.
На второй день мы уже вышли на рабочий план в 600 кг. Это была ежедневная норма, и превышать её потребности не было. В морозильных камерах скопилась почти тонна продукции.
Производство я остановил на несколько дней для развоза товара и ожидания первых заявок от магазинов. Первую партию я развёз в более чем 25 магазинов. Почти весь товар пришлось раздать под реализацию. Наступило томительное ожидание.
Я был уверен в своём товаре, так как, помимо хорошего качества пельменей, в каждую упаковку были добавлены специи для варки. Это выглядело привлекательно, а также было очень удобно для покупателя. Такой способ фасовки предложил технолог производства. Это, конечно, вылилось в определённые затраты, но и давало преимущество перед конкурентами.
Качественный продукт – залог успеха любого бизнеса.
Как я и ожидал, почти все магазины сделали заявку на товар. Производство было возобновлено и начало работать на установленный план.
У меня получилось всё так, как я запланировал. Опыт работы на рынке помог мне сразу начать зарабатывать. Я всё знал о конкурентах и использовал все накопленные знания против них.
Для боле успешных продаж и исключения развоза товара по магазинам я решил арендовать торговую точку на продуктовой оптовой базе. Такой шаг потребовал дополнительных вложений в размере 90 000 рублей. Эти деньги понадобились для закупки морозильных ларей и необходимого инвентаря.
План я поднял до 800 килограмм в рабочую смену. Это была почти предельная мощность агрегата.
Реализация также приблизилась к этим показателям.
Через три месяца работы мои пельмени знал весь город. Это стал достаточно популярный продукт. Я открою небольшой секрет своего успеха – на производстве продуктов вы либо сразу зарабатываете, либо нет. Если продукция вкусная, она сразу станет популярной, и следовательно, сразу будет продаваться. Имя на хорошем качестве и недорогой цене сделать достаточно легко, сложно потом удерживать этот уровень. Покупатели не простят, если по каким-либо причинам продукт однажды появится на прилавках в несъедобном виде.
Если продукция получается бракованной - по человеческому фактору, или по причине сбоя в работе оборудования, то лучше её выкинуть. Нельзя жадничать в этих моментах и продавать её со скидкой.
Я несколько раз вывозил большие партии пельменей в собачий приют. Это очень накладно, но лучше один раз потерять 50 000 рублей, чем доверие покупателей.
Сейчас мой бизнес работает стабильно. Выпуск продукции идёт по плану, и реализация не отстаёт от производства. Заработные платы своим сотрудникам я повысил, так как увеличился план выпуска продукции, а следовательно, увеличилась нагрузка на персонал.
Теперь я задумываюсь о приобретении торговой марки и выходе на другие рынки региона.
Пельменное производство – это процесс, схожий с домашним приготовлением, но имеющий больший масштаб. Изделие проходит несколько этапов:
Нет ничего сложного. Только существует один момент – лепить пельмени в домашних условиях, где хозяйка одна контролирует процесс, или на «кухне» промышленного объема, где все должно быть стерильно, слеплено в соответствии с рецептурой и требованиями государственных инстанций. Пельменное производство можно организовать на кухне в своем доме или найти подходящее помещение и оборудовать его соответствующим инвентарем, техникой. Это два разных направления, в которых существенно отличаются масштабы инвестиций и количество выпускаемой продукции. Соответственно и возможности заработать будут разные.
При домашнем производстве невозможно оформить документы, которые необходимы для сопровождения пельменей на прилавки продуктовых магазинов. Роспотребнадзор, СЭС и другие инстанции выдают разрешения, свидетельства, сертификаты только на продукцию, выпускаемую в специально оборудованном помещении. Поэтому лепить пельмени на продажу вы сможете только для знакомых, родственников или частных потребителей. Но на этом большого капитала не заработаешь.
Открытие пельменного цеха, даже небольшого формата, дает большие возможности, чем домашнее изготовление. Малый бизнес в производстве пельменей обычно начинается с семейного и постепенно набирает обороты. Начинать сразу с крупного комплекса нерационально, учитывая масштаб конкуренции. Лучше двигаться от маленького к большому, учитывая ошибки и находя привлекательные рецептуры для потребителей. Помимо пельменей, на производстве можно выпускать вареники с различными начинками. Это не доставит серьезных хлопот, потому что принцип лепки одинаковый, но выручка может быть выше из-за разнообразного выбора для покупателей.
С чего начать новичку, если его привлекает бизнес-идея по производству пельменей? Любое предпринимательство начинается с глубокого анализа выбранного сегмента рынка и написания подробного бизнес-плана. Без этого вы не сможете понять, какие вложения потребуются на начальном этапе и выгодно ли это направление в конкретном регионе. Если выводы будут положительными, то дальше предстоит пройти следующие этапы:
Это основные моменты в осуществлении своей идеи по производству пельменей. Рассмотрим каждый этап подробнее.
Рассматривая алгоритм действий для начинающего предпринимателя, будем ориентироваться на открытие отдельного пельменного цеха, а не домашней лепки пельменей. Начинать можно либо с поиска подходящего помещения, либо с регистрации предпринимательства. Хотя при подаче документов на регистрацию в ФНС вам придется представить договор аренды или свидетельство собственности на конкретный объект.
Начинающий предприниматель должен позаботиться о помещении, которое:
Если помещение будет в аренде, то нужно договориться с собственником о длительном пребывании, чтобы на этапе подъема не пришлось сворачивать производство и менять место.
Для пельменного цеха актуальны две формы работы: ИП (индивидуальный предприниматель), если собственник будет один, и ООО (общество с ограниченной ответственностью), если в бизнес будут вкладываться несколько компаньонов. В любом случае нужно собрать полный пакет документов, оплатить госпошлину и обратиться в региональную налоговую инспекцию. При заполнении заявления необходимо выбрать вид основной и дополнительной деятельности по ОКВЭД. Для производства пельменей подойдут следующие коды:
На этапе регистрации необходимо выбрать систему налогообложения, чтобы налоговая автоматически не сделала начислений по общей системе, что может быть невыгодным для начинающего предпринимателя. Нужно проконсультироваться с налоговиками, но чаще всего бизнесмены выбирают УСН по схеме «доходы минус расходы», учитывая, что на первом этапе расходов будет много.
Не забываем встать на учет в ПФР, ФСС, ФОМС, если планируется нанимать сотрудников на работу. В производстве одному собственнику невозможно выполнить всю работу, даже при полной автоматизации цеха.
Легализация бизнеса – это не единственный бумажный этап. После получения свидетельства вам предстоит поход по другим инстанциям, чтобы получить разрешение на открытие пельменного цеха. Какие документы необходимо собрать:
Документы можно собирать постепенно. В первую очередь желательно пройти проверку помещения, чтобы вложения были ненапрасными, если СЭС не выдаст разрешение и исправить недочеты будет невозможно. После одобрения можно обращаться в проектные службы, которые помогут обустроить помещение и правильно распланировать пространство.
Этот этап самый затратный и напряженный, потому что необходимо привести в должное состояние все комнаты, выбрать и заказать оборудование, обеспечить условия для работы персонала, хранения сырья и продукции. Объекты в пельменном цехе, складе должны размещаться эргономично, чтобы не делать лишних движений. Для комплектации производственного зала потребуется оборудование, соответствующее намеченному ежедневному плану выработки.
На этом этапе желательно изучить разные предложения по оборудованию, проанализировать характеристики, стоимость. Для начинающего предпринимателя в целях экономии есть вариант покупки оборудования, бывшего в употреблении. Но это может быть «кот в мешке», если ресурс техники, аппаратов подходит к концу. Ремонт обойдется дорого, и это приведет к простою пельменной линии.
Стандартный набор оборудования для механической лепки пельменей, вареников может состоять из следующих предметов:
На ремонт можно не тратить большие средства. Достаточно сделать простой косметический ремонт, чтобы было чисто, и подумать об источниках света, вытяжке.
На рынке представлен широкий ассортимент пельменей с различными начинками, поэтому собственнику нужно разработать свою рецептуру продукции, чтобы иметь возможность привлечь потребителя. Без готовой рецептуры и перечня выпускаемой продукции не удастся получить одобрение в Роспотребнадзоре.
Возможно, мама или бабушка готовили пельмени по своему семейному рецепту и их вкус был незабываемым. Тогда можно взять его за основу. Но одного вида недостаточно для получения большой аудитории потребителей. Вкусы и предпочтения разные, поэтому можно использовать для начинки разные виды мяса:
Чем разнообразнее выбор, тем больше покупателей. Можно заказать рецептуру у опытного технолога, если в штате такая должность не будет предусмотрена.
Упаковка – это тоже важная деталь в продаже продукции, стоит обсудить этот вопрос с дизайнерами, если не предусмотрен вариант продажи пельменей и вареников на развес.
Пельменное производство небольшого объема требует найма сотрудников. Даже полностью автоматизированный цех должен контролироваться человеком, чтобы заложить ингредиенты, настроить программу работы, включить конвейер. Малый бизнес часто предполагает участие членов семьи, но каждый участник обязательно должен быть оформлен по трудовому договору и иметь на руках санитарную книжку. Для небольшого производства потребуются услуги:
Административной работой и вопросом поиска поставщиков и каналов сбыта может заниматься собственник, чтобы не тратить средства на администратора и менеджера. Бухгалтера нанимаем по совместительству, потому что большого объема работы на начальном этапе не будет. Многие бумажные дела можно делать самостоятельно. Сотрудникам устанавливается оклад, потому что определять уровень зарплаты по объему продаж нет смысла.
Изготовление пельменей – это не только оборудование, но и качественное сырье по приемлемой цене. Нужно заранее найти поставщиков мяса, специй, овощей. Покупать продукцию на рынке или в магазине невыгодно, потому что цена будет очень высокой, что скажется на конечной стоимости пельменей. Чтобы заработать и не испортить о себе впечатление у покупателей, нужен фермер, который разводит животных на убой и имеет документы о качестве мяса. Без сертификатов не получится продать пельмени через торговые сети.
Специи и муку можно покупать на оптовых базах, но следует убедиться в их качестве. Сорт муки сильно повлияет на внешние показатели полуфабрикатов и их свойство в готовом виде. Для начала необходимо сделать пробную закупку и слепить небольшую партию пельменей, чтобы увидеть результат. Доставку сырья можно осуществлять самостоятельно или заключить договор о доставке с партнером.
Пельмени хоть и не относятся к скоропортящимся продуктам, но держать большую партию на складе долгое время невыгодно. Поэтому до запуска производства на полную мощность нужно найти канал сбыта:
В любом случае рассчитывать сразу на большой спрос не стоит, потому что, пока потребитель не попробует, он не будет покупать несколько упаковок. Можно выпустить пробную партию продукции и организовать дегустацию пельменей, чтобы люди могли оценить качество и оставить заявки на единичные доставки.
Каналы сбыта начинайте искать на этапе подготовки производства к открытию, чтобы контролировать объемы продукции и не работать в убыток. Инвестиции должны окупаться, рентабельность производства пельменей не должна быть ниже 25%.
Перед началом реализации бизнес-идеи стоит изучить плюсы и минусы данного направления, чтобы не сворачивать производство после вложения больших средств. К недостаткам бизнеса на пельменях можно отнести следующие моменты:
К плюсам можно отнести следующие показатели:
Выгодно наладить сбыт в сельскую местность, где ассортимент продуктов не всегда большой. Лепить домашние пельмени даже сельским жителям не всегда хочется. Поэтому есть смысл начинать свое дело.
Несмотря на большое количество предприятий, занимающихся производством полуфабрикатов, спрос на пельмени и вареники не исчезнет никогда. «Замахиваться» сразу на крупный комплекс не стоит, а в рамках малого бизнеса, например семейного, есть смысл стартовать в продуктовой индустрии. Неплохим вариантом может быть пельменный цех с функцией продажи готового блюда, так называемой пельменной. Принцип регистрации и подготовки к открытию примерно аналогичный, но требующий больше вложений. Хотя доходность может быть выше.
Подробный разбор процесса открытия производства пельменей с расчётами стартовых вложений, рентабельности и будущей прибыли, а также описание плюсов и минусов бизнеса, особенностей технологического процесса, вариантов сбыта и маркетинговой стратегии компании.
В этой статье мы подробно расскажем о том, как быстро запустить прибыльный бизнес по производству пельменей. Ниже будет изложен – начиная от регистрации предприятия и заканчивая поиском рынка сбыта.
Производство пельменей на дому сложно назвать прибыльным бизнесом. Это скорее хобби, приносящее небольшой, но постоянный доход. Другое дело открытие производственного мини-цеха в специально оборудованном помещении. И именно о нём пойдёт речь дальше.
Начать, пожалуй, стоит с плюсов и минусов бизнеса на производстве пельменей. Так будет проще понять, что ожидает предпринимателя в будущем.
Из этого видно, что преимуществ больше чем недостатков. Поэтому целесообразно хотя бы попробовать проявить себя этом бизнесе. Прибыль будет в любом случае. А расширить ассортимент и рынок сбыта можно в любой момент. Главное грамотно вести бизнес и проработать эффективную маркетинговую стратегию.
Теперь стоит поговорить о том, что в первую очередь интересует каждого предпринимателя.
Предположим, что за одну рабочую смену мы получаем 500 кг пельменей. Себестоимость готовой продукции за 1 кг 75 руб. Цена на продажу – 100 руб. С 1 кг получаем чистой прибыли 25 руб. За одну смену выходит 12. 500 руб. прибыли. В месяц – приблизительно 375. 000 руб. Из этой суммы убираем зарплату персоналу из, допустим, 5 человек – 100. 000 руб. И минус ещё расходы на аренду и коммунальные – 80. 000 руб. По итогу получаем чистой прибыли – 195. 000 руб.
Из этих расчётов можно сделать выводы, что бизнес окупится в течение года. Но это может произойти быстрее, если за смену будет выходить около или больше 1 тонны готовой продукции. Также на начальном этапе можно снизить затраты на сырьё. Например, покупать не свиное мясо или говядину, а куриное – оно значительно дешевле. При таком раскладе бизнес окупится уже в течение полугода.
Теперь надо определиться, сколько потребуется денег для запуска бизнеса. Расчёт произведём также на примерных цифрах. Получить более точные данные вы сможете, если ознакомитесь с ценами на оборудование, аренду помещения в вашем регионе и т.п.
Итак, для открытия мини-цеха первым делом надо закупить оборудование. На него потребуется от 500.000 руб. до 2.000.000 руб.
После покупки оборудования надо позаботиться о помещении. Здесь траты составят не менее 40. 000 руб.
Сырьё также потребует существенную сумму в районе 400.000 руб. Хотя в данном случае можно сэкономить, взяв меньше сырья. Но лучше этого не делать. Его качеством также запрещено пренебрегать. Предприятие новое и на рынок надо выйти с качественной продукцией.
Затраты на маркетинговую кампанию составят примерно 40. 000 руб. То есть это реклама и продвижение продукции, поиск надёжного рынка сбыта.
На стоит заранее отложить деньги. Сумма зависит от количества работников. То есть при зарплате в 20.000 руб. и 5 сотрудниках понадобится 100.000 руб.
Получается, что минимальные и обязательные вложения в старт бизнеса от 1.000.000 руб.
Надо отметить, что данная цифра для производства пельменей на дому будет существенно ниже.
В процессе регистрации сложностей нет. Особенно если вы выбрали хорошее помещение с качественным ремонтом и всеми необходимыми коммуникациями.
Для легализации мини-цеха нужно:
Также у каждого сотрудника мини-цеха должна быть действующая санитарная книжка, которая допускает к производству полуфабрикатов.
Регистрация бизнеса может отнять много времени. Поэтому иногда целесообразно делегировать подобную задачу специализированным компаниям.
Для небольшого производства будет достаточно около 300 кв. м. Оно должно полностью соответствовать всем требованиям пожарной и санитарной служб.
В производственном помещении обязательно наличие:
Также должны быть организованы следующие помещения:
Всё это обязательно должно быть на предприятии. Иначе у пожарной службы и СЭС к вам будет масса претензий.
Теперь, когда бизнес легализован, помещение соответствует всем требованиям СЭС и пожарной службы необходимо закупить оборудование. В частности потребуется:
На оборудовании лучше не экономить. Ведь оно автоматизирует практически все важные процессы производства, что снизит затраты на зарплату персоналу и увеличит производственные мощности.
В данном случае вы всё определяете самостоятельно. Если бизнес будет семейным, то брать на работу посторонних людей нет смысла. Проще работать дружной семьёй. Однако выгоднее нанять следующих специалистов:
Из этого списка можно вычеркнуть сразу трёх специалистов. Если вы будете самостоятельно заправлять всеми административными делами, то директора, бухгалтера и сотрудника отдела сбыта можно не нанимать. Однако бухгалтера лучше всего взять и с опытом работы, чтобы в дальнейшем не было проблем с налоговой из-за ошибок в бухгалтерии.
Поиск надёжного рынка сбыта – задача не из простых. Тем более в условия жёсткой конкуренции. Однако нет ничего невозможного. Готовых купить качественные пельмени много. И вот небольшой список возможных покупателей:
Также стоит рассмотреть вариант собственной торговой точки. Например, открыть фирменный магазин под брендом компании. Но в данном случае придётся предлагать покупателям и другую продукцию. Можно дополнительно производить манты, продавать фарш собственного производства или реализовывать различные приправы, соусы и кетчупы для пельменей. Проще говоря, открыть магазин узкого направления, но с широким ассортиментом.
Реклама собственной компании и продвижение продукции очень важный этап развития бизнеса. Здесь придётся потратить много сил и не одну тысячу рублей. Если же вы не уверены в собственных силах, или нет свободного времени, то лучше делегировать эту задачу агентству. Всё же опытные специалисты эффективнее проведут рекламную компанию и найдут вам покупателей на начальном этапе.
Но если решите самостоятельно заниматься продвижением, то вот, что необходимо сделать сначала:
Чтобы вы получали меньше отказов на коммерческое предложение или при звонке, лучше сильно не завышать цены. Оптимально делать наценку в 20%-50%. Позже, когда компания раскрутится, можно изменить ценовую политику. Главное, чтобы постоянные покупатели убедились в качестве и востребованности потребителями вашей готовой продукции.
Нельзя не затронут и процесс производства продукции. Вы должны хотя бы теоретически знать, как изготавливаются пельмени.
Этап 1. Обработка сырья. Сюда входит просеивание муки, разморозка, мытьё и очистка мяса, обеззараживание яиц, изготовление солевого раствора и очистка лука.
Этап 2. Замес теста. Данный процесс желательно автоматизировать тестомесом.
Этап 3. Приготовление фарша. Подготовленное мясо проходит через мясорубку. Вслед за ним также измельчается лук. После чего все ингредиенты перемешиваются в мешалке.
Этап 4. Формирование пельменей. Пельмени лепятся специальным устройством. Можно изготавливать продукцию любой формы, так как специализированное оборудование обычно имеет несколько рам.
Этап 5. Заморозка пельменей. После формирования, пельмени раскладываются на разносы и помещаются в холодильник для заморозки.
Этап 6. Упаковка готовой продукции. На завершающем этапе все пельмени фасуются, упаковываются и маркируются.
Как видно, практически весь процесс производства автоматизирован. Поэтому персонала в 5 человек будет вполне достаточно. Тем более, если время позволяет, часть задач можно взять на себя. Тогда получится сэкономить до 50. 000 руб. в месяц на зарплатах работникам.
Идея по производству пельменей достойна внимания. Если вы хотите при сравнительно небольших вложениях открыть прибыльный бизнес, то данный вариант идеален. Тем более у вас всегда на столе будут вкусные пельмени собственного производства.
Прежде, чем приступить к поиску оборудования и оформлению документов, необходимо провести небольшой экспресс-тест своей продукции. Разработайте рецептуру заранее – на собственной кухне. Мелкие партии пельменей, приготовленных вручную, можно реализовывать в кругу своих знакомых. Этот эксперимент необходим – только на практике вы поймете, какие виды продукции пользуются спросом, обкатаете схему ведения бизнеса и сможете увидеть ошибки.
Поиск поставщиков также желательно начать заранее. Для этого стоит определиться ассортиментом и рецептурой:
Поставщики делятся на два типа – большие оптовые компании, торгующие импортным замороженным мясом в брикетах, и местные фермеры. В обоих вариантах необходимо наличие всех сертификатов, подтверждающих качество и экологическую чистоту сырья.
Вам стоит подготовиться к тому, что поставщики берут 100% предоплату, и иметь в распоряжении сумму, покрывающую расходы хотя бы на 2 месяца работы. Транспортные расходы, как правило, также ложатся на плечи покупателя. На старте могут возникнуть проблемы со сбытом или необходимость вкладывать прибыль в другие статьи расходов. Даже при налаженном сбыте стоит учитывать распространенную практику – супермаркеты рассчитываются за реализованную продукцию с 30-дневной задержкой.
Также, важно заранее найти хотя бы нескольких оптовых покупателей. Предварительные переговоры с владельцами магазинов, кафе или оптовых компаний можно начинать с готовыми ТУ, рецептурой и другими документами.
Тщательно изучите спрос и конкуренцию в своем регионе. Рассчитывать лишь на потребителей в населенном пункте, в котором вы будете работать, нельзя. Сразу охватывайте хотя бы область. Бизнес-план должен составляться на основе достоверных данных и самых пессимистичных прогнозов. Несмотря на постоянный рост спроса на готовые пельмени и другие виды полуфабрикатов, этот рынок насыщен очень плотно.
Конкуренция на рынке производства полуфабрикатов, к которым относятся и пельмени, очень высока. Выжить и вырваться вперед реально, но необходимо располагать внушительными преимуществами – безупречная и оригинальная рецептура, качество, большой ассортимент. Крупные фабрики повышают рентабельность за счет в наличия в фарше сои и других пищевых добавок. Именно здесь мелкий бизнес и получает конкурентное преимущество, используя только мясо и органические ингредиенты.
Контракты с магазинами помогут получить прибыль на старте, но закупочные цены очень низкие. Постарайтесь при малейшей возможности расширить бизнес и организовать собственную реализацию продукции через сеть фирменные магазинов или небольших торговых точек.
В периоды поста и летом покупательский спрос на пельмени падает. В вашем ассортименте должны быть вегетарианские рецепты: вареники с капустой, картошкой, ягодами.
Производство продуктов тщательно контролируется санитарными службами и РосПотребНадрзором. При наличии серьезных нарушений по соблюдению требований этих организации высока вероятность финансовых потерь из-за штрафов. В случае системных претензий можно и вовсе лишиться бизнеса.
Помещение для мини-цеха по производству пельменей выбирается в зависимости от запланированных объемов производства, ассортимента и требований, которые сопровождают оборудование. Минимальная площадь – 50 м². Если приобретается производственная линия средней мощности, необходимо помещения с площадью около 300 м².
СЭС выдвигает требования по обязательному зонированию:
Также необходимо учесть, что оборудование работает от электросети напряжением 380 В. В помещении должны быть: современная вентиляционная система, хорошее освещение. Выдвигаются требования и к ремонту – стены и пол должны быть покрыты плиткой, которая легко отмывается.
Ищите место для мини-цеха в помещениях бывших столовых или кафе, свободные производственные площади, приспособленные под требования пищевой промышленности. Переоборудование неподходящего помещения обойдется слишком дорого. Относительно расположения существует лишь два основных требования – невысокая арендная плата и хорошая транспортная развязка (для удобства доставки сырья и готовой продукции).
Минимальный комплект выглядит следующим образом:
Для заморозки необходимо два типа холодильников:
Для шоковой заморозки – около 60 000 рублей.
Для хранения продукции – около 100 000 рублей.
Стартовую сумму на приобретение оборудования можно сократить за счет использования ручного труда, но в этом случае вы не можете рассчитывать на большие объемы. Учтите, что потребуются более высокие расходы на оплату заработной платы. Также имеет смысл поискать возможность приобретения производственной линии на условиях лизингового договора.
Если говорить о поставщиках, то рекомендуются китайские производители. Они предлагают качественные и надежные линии по доступной цене. На российском рынке работают официальные представительства китайских производителей – шансы оформить сделку в лизинг и получать достойное сервисное обслуживание довольно высоки.
Транспортные расходы по доставке сырья и готовых полуфабрикатов производитель, как правило, берет на себя. Вы вряд ли сможете работать без рефрижератора. На приобретение автомобиля, бывшего в употреблении, стоит приготовить минимум 550 000 рублей.
Численность коллектива напрямую зависит от запланированных объемов и части ручного труда. Для обслуживания автоматизированной производственной линии достаточно 4-х человек в смену – мастера и 3-х рабочих. При ручной лепке и упаковке численность смены необходимо увеличить до 6-и человек.
На производстве должен быть технолог, досконально владеющий рецептурой. Если вы работаете со сложным оборудованием, необходим квалифицированный механик. Для доставки сырья и готовой продукции понадобится водитель на полную ставку. Бухгалтера также следует нанять с полной занятостью. Учитывая то, что вы работаете в пищевой промышленности, у всех сотрудников должны быть санитарные книги с допуском.
Регистрация в налоговой службе проходит быстро и без особых проблем. Для мини-цеха вполне подойдет ИП и упрощенная система налогообложения – 6% от выручки или 15% от чистого дохода. Спешить с оформлением юридического лица не стоит. Практика сотрудничества с крупными сетями магазинов, заведениями общественного питания и оптовыми компаниями с мелкими производителями пельменей – распространенное явление. ИП – это возможность сократить количество документации и финансовые расчеты до минимума.
Помещение и производственную линию должны осмотреть сотрудники пожарного надзора, СЭС, и другие службы – многое зависит от конкретного региона. Требования этих организаций следует узнать заранее и искать помещение в соответствии к ним. Если все нормально, вы получите заключения о разрешении работать.
В РосПотребНадзоре оформляются следующие документы:
Рецептура.
-Согласованные и зарегистрированные технические условия (ТУ). В этих документах расписан и регламентирован процесс производства – оборудование, объемы производства, виды сырья на все виды продукции.
-Регистрация торговой марки и товарного знака.
Стоит знать. На практике решения вопроса с ТУ может иметь нюансы в зависимости от региона вашей деятельности. Возможен вариант, когда чиновники требуют провести комплексную проверку вашего производства, сырья и готовой продукции в специализированной лаборатории. В любом случае, вам необходимо воспользоваться услугами юридической компании, которая специализируется на оформлении подобных документов. Это позволит сэкономить и финансы, и время.
Очень многое зависит от того, где вы покупаете оборудование. Если вы оформляете договор с крупной компанией, поставщик оборудования может предложить серьезную поддержку в регистрации ТУ и оформлении других документов.
На этот показатель влияет множество индивидуальных факторов. Нормой, позволяющей удержаться на плаву и развивать бизнес, являются следующие цифры:
Себестоимость 1 кг пельменей – 85 рублей.
Оптовая цена 1 кг пельменей – 130 рублей.
Первое и главное правило – безупречное качество. От этого зависит все. На рынке слишком много дешевых, но невкусных пельменей, изготовленных из ингредиентов низкого качества и с использованием пищевых добавок.
Придумайте оригинальные названия для своей продукции. В случае с пельменями и варениками брендовые фишки работают очень эффективно. При малейшей возможности старайтесь организовать собственные точки продажи. Параллельно активно развивайте сеть оптовых покупателей, не ограничивайтесь пределами своего населенного пункта и выходите как минимум на региональный уровень.
Реклама в СМИ в вашем случае работает только для крупных производителей. Для мини-цеха эффективна печатная продукция. Качественные, с хорошими фотографиями буклеты, описание ингредиентов и преимуществ помогут привлечь внимание покупателей. Ваши буклеты должны быть у всех оптовых покупателей.
Обязательно предлагайте потребителям пельмени ручной лепки – они пользуются большим спросом. Постоянно расширяйте ассортимент за счет самых ходовых и оригинальных рецептов.
Нормой по выходу на окупаемость для мини-цеха по изготовлению пельменей считается 5-6 месяцев. Как показывает практика, этот показатель не зависит от объемов производства и частицы ручного труда. Решающий фактор – качество, оригинальные рецепты, ассортимент и грамотная маркетинговая политика.
Исследования показывают, что с каждым годом в России растет количество людей, употребляющих полуфабрикаты. Наиболее популярными полуфабрикатами являются пельмени, хинкали и различные вареники. Готовить их достаточно легко, никаких серьезных вложений вам не понадобится, а спрос на подобную продукцию стабильно высок. Поэтому бизнес на пельменях весьма перспективен и приносит хорошую прибыль. Мы расскажем о том, как открыть пельменный цехи насколько это рентабельно.
В России пельменям придают сакральное значение — это национальная еда, которую любят и дети, и взрослые. Это популярный, питательный, вкусный и полезный продукт. Спрос на полуфабрикаты достаточно стабилен и не зависит от сезона. Но конкуренция на рынке полуфабрикатов достаточно серьезная — сотни производителей работают во всех регионах нашей страны.
Вручную вы никогда не изготовите столько пельменей, как на аппарате
Тем не менее, практически у каждого из них есть те или иные недостатки. Найдите их, изучите принципы работы производителей, исправьте ошибки — и вы вольетесь на рынок, отхватив себе необходимое количество покупателей.
Обратите внимание: люди хотят покупать качественный товар по доступной цене, но рынок часто не дает им это сделать. Очень многие производители экономят на сырье, подмешивая в фарш низкокачественное мясо или вообще добавляя сою. Делать это категорически нельзя!
Купите продукцию различных торговых марок, продегустируйте ее, пообщайтесь с местными кафе, магазинами, ларьками, узнав, почем они закупают продукцию. Соберите как можно больше информации, чтобы в будущем написать максимально корректный бизнес-план.
Итак, решение производить пельмени и хинкали принято. Значит пришло время найти хорошее помещение под размещение цеха. Не нужно выбирать помещение, расположенное в центре города — оно будет очень дорогим. Лучше выбрать здание где-то в спальном районе или окраине. Все равно вам придется осуществлять развозку готовой продукции на каком-то автомобиле, поэтому местоположение не так важно.
Также помещение должно отвечать различным нормативам санэпидемслужбы. Обязательно учитывайте это при поиске, ведь вы собираетесь производить продукты питания, контроль за которыми будет очень строгим. В вашем помещении должен быть:
Пельмени — вкусная, полезная и здоровая пища
Сильно большое здание для цеха не нужно — в большинстве случаев достаточно 60-80 м2. Можно вообще открыть цех за городом, в деревне, где выращивают свиней и коров. В этом случае у вас всегда будет под рукой свежее сырье по доступной цене. А еще вы сэкономите на заработной плате, так как в области она всегда ниже, чем в городе.
Читайте также: Оборудование для производства поролона
Вы можете пойти двумя путями:
Обратите внимание: автоматизированный цех не только быстрее выпускает полуфабрикаты, но и экономит на зарплатах за счет максимальной автоматизации.
Подобная экономия ведет к уменьшению налогов и более высокой рентабельности, то есть окупаемость вложений произойдет за более короткий срок.
Для открытия полноценного цеха вам нужно будет приобрести:
Главным устройством в цеху является формовочное устройство, которое, собственно, и приготавливает пельмени. Оно может выдавать от 30 до 300 кг продукции в час.
Формовочный аппарат может формировать до 300 кг пельменей в час
Если вы решили приобрести качественное оборудование для формировки, то ориентируйтесь на китайских и российских производителей. Они выпускают вполне достойную технику, полностью оправдывающую сделанные вложения.
Пельмень, как и хинкали, является кусочком перемолотого фарша, смешанного с луком и специями. Данный фарш заворачивают в классическое тесто, замораживают и варят в подсоленной воде.
Для приготовления пельменей необходимо:
Если вы решили готовить пищу, то она должна строго отвечать всем требованиям ГОСТ и техусловиям.
Давайте разберем бизнес план пельменного цеха стандартной величины (70 м2), в котором работает 5 человек. В день подобный цех выпускает 700 кг продукции (90 кг в час). Расходная часть состоит из:
То есть всего для открытия и работы на протяжении минимум двух месяцев вам необходимо не менее 1 200 000 рублей. При этом доход составит ориентировочно 600 тысяч в месяц, а прибыль — 90 тысяч за вычетом всех платежей. В среднем, окупаемость пельменного цеха составляет порядка 12 месяцев, после чего он начинает приносить чистую прибыль.
Качественное оборудование — залог бесперебойной работы
Главное в любом бизнесе — люди. Вам нужно будет нанять 4-5 человек для работы на производстве, которые будут максимально корректно и ответственно относиться к своему труду. Если вы решили организовать промышленный цех, то понадобится примерно 15 человек, но это лучше делать уже после того, как вы получите опыт работы и наработаете базу клиентов.