Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

Здравствуйте! Грамотное написание прямой речи (ПР) и диалогов позволяет повысить наглядность информации и лучше передать общий смысл написанного. К тому же элементарное следование правилам русского языка может быть по достоинству оценено целевой аудиторией.

Вопрос правильного оформления в тексте (ПР) не вызовет затруднений, если вовремя понять ряд важных моментов. В первую очередь стоит понять, что между понятиями прямой и косвенной речи (КС) есть разница. Первая дословно повторяет оригинальные высказывания, введенные в рассказ или повествование автора без изменения индивидуального характера и стилистики (диалектных особенностей, повторов и пауз).

ПР вводится в текст без использования союзов или местоимений, которые значительно упрощают употребление КС.

ПР: Учитель неожиданно заметил: «Время истекло».

КС: Учитель заметил, что время истекло.

В тексте ПР чаще всего:

  • пишется в кавычках;
  • выделяется в отдельный абзац, начинающийся с тире.

Вопросы относительно того, как правильно писать прямую речь в тексте, возникают при усложнении её структуры. Например – прерывания словами автора.

Вы можете бесплатно просмотреть вводные курсы по 3 востребованным направлением удаленной работы. Подробности смотрите в онлайн тренинг-центре .

С ПР начинается или заканчивает предложение

Прямую речь, находящуюся в начале предложения, нужно заключить в кавычки, захватив знаки вопроса, восклицания и многоточия. Точка выносится за пределы кавычек. Тире выделяет авторские слова и стоит перед ними.

«Поезд ушёл, теперь я уж точно опоздаю!» — с огорчением воскликнула девушка.

ПР в конце предложения выделяют вместо запятой и тире двоеточием, при этом слова автора пишут с большой буквы.

Девушка с огорчением сказала: «Я пришла слишком поздно – поезд ушёл, и нужно бежать на автобус!».

С примерами пока завершим. Схематически правила можно изобразить следующим образом:

«ПР (!?)» — а. «ПР», — а.

А: «ПР(!?..)». А: «ПР».

Слова автора вписаны в ПР

«Поезд ушёл, — с грустью подумала девушка, — теперь уж точно опоздаю!»

Если начало ПР — логически завершенное предложение, авторские слова следует ограничить точкой, а завершающую часть начать с тире.

«Что ж, поезд успел уйти, — с грустью подумал студент. – Теперь я точно не успею в институт!».

Условные схемы таковы:

«ПР, - а, - пр».

«ПР, - а. - ПР».

ПР вписана в авторское повествование

Мужчина с грустью подумал: «Электричка ушла, теперь я точно опоздаю», — и быстро побежал на автобусную остановку.

Если же ПР находится в начале предложения, после неё следует тире:

«Электричка ушла, теперь я уж точно опоздаю!» — подумал мужчина, и поспешил на автобусную остановку.

Условные схемы оформлений:

А: «ПР», - а.

А: «ПР (?! ...)» - а.

Правила написания диалогов

В диалогах:

  • кавычки не ставятся;
  • каждая из реплик переносится на новую строку и начинается с тире.

Пример диалога:

- Отец приехал!

- И теперь надолго, - радостно ответил Юрий. - Экспедиция закончилась.

Зачастую в одном предложении ПР с определённым глаголом используется дважды. Это означает, что перед завершением ПР должно находиться двоеточие.

- Отец приехал, - медленно проговорил Вова, и вдруг громко вскрикнул: - Папа, а ты надолго?

Если реплики короткие, допускается их вписывание в одну строчку с использованием в качестве разделительного знака тире:

- Сынок? - крикнула мама. - Это ты?

Обладая вышеописанными знаниями, думаю, не составит особого труда правильно написать прямую речь в текстах в соответствие с правилами русского языка. Схематичное представление правил можно переписать на листочек и пользоваться информацией при необходимости, пока она прочно не закрепится в памяти.

Остался только один интересный вопрос. Знаете, как и хорошие деньги? Внимание, имеется ввиду именно нормальная, а не копеечная работа. Спешу вас порадовать. Данная тематика широко освещается на этом блоге. Посмотрите публикации, есть много всего интересного. Подписывайтесь. Публикация новых материалов продолжается. До связи.

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

УпражнениЕ

    И ему сказал отец_
    _ Ты, Гаврило, молодец!_
    (Ершов)

    Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

    Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

    Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

    О, судьба моя плачевна! _
    Говорит ему царевна_
    Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна_ .
    (Ершов)

    Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

    Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Говорит ему девица_
    _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
    Мне пятнадцать только лет:
    Как же можно нам венчаться?
    Все цари начнут смеяться,
    Дед-то, скажут, внучку взял!_
    (Ершов)

    Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

    Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

    Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

    Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

    Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

    На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

Прямая речь – это чужая речь, точно воспроизведенная и переданная от лица того, кто ее произнес. Предложения с прямой речью включают в себя два компонента: собственно речь и вводящие слова, в которых указывается, кем эта речь была сказана (слова автора).

Для выделения прямой речи в предложении используются знаки препинания: тире или кавычки. Постановка знаков препинания зависит от оформления прямой речи.

1.1. начинать абзац, тогда перед ней должно стоять тире:

- Все прощается за труд, - сухо говорит Веденеев. (Панова)

1.2. оформляться в строку и выделяться при этом кавычками:

«Максим Максимыч, не хотите ли чаю?» - закричал я ему в окно (Лермонтов)

Примечание: Оба правила допустимы при построении диалога:

- Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?

- Его кошка съела.

- Зачем же ты ей позволила? (Л.А.Барто)

«Как, как?.. Вы не могли бы погромче?..Что за песня?..» - «Случайно припомнилась эта… Отец когда-то певал. Можно придумать другое…» - «Не надо другое, эту давайте!» (по Б.Чиркову)

2.1. перед прямой речью, тогда после авторских слов ставится двоеточие, прямая речь начинается с заглавной буквы и заканчивается тем знаком препинания, который требуется по характеру высказывания:

Поднимая Альку на руки и показывая море, Натка быстро сказала: «Алька, смотри, какой быстрый большой корабль!» (А. Гайдар)

Однажды, когда Джанни Родари был в гостях у краснодарских ребят, один мальчик его спросил:

- Почему зимой холодно, а летом тепло?

2.2. после прямой речи, в конце которой ставится подходящий по смыслу знак (вопросительный или восклицательный знак, многоточие или запятая, но не точка), затем следует тире и слова автора, начинающиеся со строчной буквы:

«Врешь, не поймаешь!» - торжественно сказал Метелица.

«Разве обязательно быть оптимисткой?» - спросила как-то Танюшка. «Желательно, потому что оптимист умнее пессимиста», - весело ответил Андрей (К.А.Кетлинская)

Примечание: как видно из последнего примера, особенность постановки запятой после прямой речи состоит в том, что она ставится не внутри высказывания, а после закрывающей кавычки.

2.3. внутри прямой речи, разрывая последнюю на две части. Здесь есть свои особенности написания знаков препинания.

  • если прямая речь представляет собой единое предложение и после разрыва должно быть продолжено, то авторские слова с двух сторон выделяются запятой и тире, после которых первое слово пишется с маленькой буквы:

«Неужели, — думал я, — мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?» (Лермонтов)

  • если высказывание состоит из нескольких предложений, а слова автора стоят после одного из них, то восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, стоявшие в конце этого предложения сохраняются, точка заменяется на запятую. Далее следует тире, слова автора с маленькой буквы, точка, тире, и продолжается прямая речь с прописной буквы:

— Нечем нам тут стрелять, — ответил в трубке голос Попко. – Я и сам удивляюсь, с чего это он отскочил?» (Л.С.Соболев);

«Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из вида». (Фадеев)

  • если авторские слова содержат в себе глаголы, имеющие значения высказывания и относящиеся к разным частям разорванной прямой речи, то перед ее второй частью ставится двоеточие и тире:

«Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?» (Горький).

2.4. до и после прямой речи, которая, по сути, разрывает авторскую речь. В данном случае после первой части авторских слов ставится двоеточие, открывающая кавычка, прямая речь, знак препинания, необходимый по смыслу (кроме точки), закрывающая кавычка, тире, вторая часть авторских слов. Если прямая речь должна была закончиться точкой, то вместо нее после закрывающей кавычки ставится запятая:

На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин);

Приехав на дачу в большой компании, брат вдруг говорит: «Мишка, пойдем на биллиард», и они, запершись, играли по три часа на биллиарде. (Симонов).

Оформление прямой речи в тексте позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи.

Понятие о прямой речи и словах автора

Прямая речь — это воспроизведенное чужое высказывание, в котором сохранены его лексические, синтаксические и интонационные особенности. Прямую речь сопровождают слова автора, из которых становится известно, кому принадлежит мысль, при каких обстоятельствах и как она будет выражена.

Оформление прямой речи позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи: экспрессию, обращения, восклицания и тому подобное. Прямая речь хранит не только содержание высказывания, но и его лексические, грамматические и стилистические особенности:

"Вася! Иди сюда!" — крикнул со двора отец.

Знаки препинания и прямая речь

Оформление кавычками прямой речи является обязательным правилом, причем в кавычки следует брать вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие, которым заканчивается предложение. Точку и запятую нужно выносить за кавычки. Однако если в кавычках уже есть знаки, вопросительный или восклицательный, или многоточие, то ни точка, ни запятая за кавычками не ставится. Прямая речь может состоять из одного или нескольких предложений, а также его частей.

Если происходит оформление прямой речи в тексте, слова автора могут находиться перед, внутри или после нее.

  • Бабушка спрашивает: "А что, детки? Хотите пирожков?"
  • "А что, детки? — спрашивает бабушка. — Хотите пирожков?"
  • "А что, детки? Хотите пирожков?" — спрашивает бабушка.

Усвоить употребления знаков препинания в конструкциях при оформлении прямой речи (П, п) со словами автора (А, а) можно, пользуясь следующим схемами:

Следует обратить внимание на то, что выделяются слова автора запятой и тире с обеих сторон тогда, когда они находятся внутри выраженной повествовательным предложением прямой речи. Если слова автора заканчиваются указанием (добавил, сказал, возразил, ответил), что продолжается прямая речь, оформление второй части следует начинать с заглавной буквы; после слов автора, в этом случае, нужно ставить двоеточие и тире.

Диалог

Разновидностью прямой речи является диалог. Диалог — это беседа двух или более лиц. Отдельные сообщения и вопросы, из которых складывается диалог, называются репликами. При репликах слова автора часто отсутствуют. В драматических произведениях слова автора называются ремарками.

Знаки препинания при диалогах

Диалог начинается с абзаца и тире перед репликой:

— Мама! А у солнца есть дети?
— Есть.
— А где же они?
— Где? А на небе... те звездочки, что ночью сияют, — это дети солнца...

В драматических произведениях диалог пишется после названия действующего лица и точки:

М а л ь ч и к. У меня уши замерзли...
Д е в о ч к а. Надвинь шапку!

Во всех случаях оформление прямой речи начинается с заглавной буквы.

Передача прямой речи косвенной

В жизни и в литературе часто приходится прямую речь заменять косвенной, то есть передавать ее своими словами. Предложение с прямой речью становится тогда сложноподчиненным, в котором главное предложение образует слова автора, а подчиненное — прямую речь; для связи главной и подрядной частей употребляются союзы "чтоб" или "а", также местоимения и наречия:

  • "Вы поедете на теплоходе в Канев?" — спросил старшеклассников учитель.
  • Учитель спросил, поедут ли старшеклассники на теплоходе в Канев.

Вопросы, выраженные подрядным предложением, называются косвенными; в конце такого предложения знак не ставится.

Чужое высказывание, переданное от имени рассказчика вместе со словами автора, называется косвенной речью. Когда чужое высказывание передают от себя, то есть косвенной речью, то слова автора делают главным предложением, а прямую речь — подрядным.

Правила оформления цитат

Цитата — это дословно приведенный отрывок из какого-то произведения или текста для доказательства или иллюстрации того или иного мнения. Цитата обязательно берется в кавычки.

  1. Ничего в цитате менять нельзя, даже знаки препинания. Когда цитата приведена не полностью, пробелы в ней следует обозначать тремя точками.
    Цитирование бывает двух видов: в виде прямой речи и в виде косвенной речи.
  2. Если цитата приведена в виде прямой речи, то оформление знаков препинания при ней нужно делать так же, как и оформление прямой речи на письме.
  3. Если цитата приводится как составная часть в авторском предложении, тогда к ней применяются такие же требования, как и к косвенной речи.
  4. Если цитата подается в форме стиха, то она в кавычки не берется.

Обозначения:

П - прямая речь с большой буквы
п - с маленькой

Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов

Вариант 1:

А: "П".
А: "П!"
А: "П?"

Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки - внутри. Запятую встречала и внутри, и снаружи.

Вариант 2:

"П," - а.
"П!" - а.
"П?" - а.

Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это - одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

Вариант 3:

"Для вас, ребята, всё это превосходно, - сказал он, - вам эта штука по душе, а мне - нет".

Вариант 4:

"П, - а. - П".
"П? - а. - П".
"П! - а. - П".

"Кажется, чёртова палатка свалилась, - говорит он. - А где Билл?
"А ты что делаешь? - кричит он в ответ. - Не можешь отпустить, что ли?"
"Ах, тогда! - ответил он, просияв. - Да, вспомнил!"
(из книги "Трое в лодке, не считая собаки")

Вариант 5:

"П, - а и а: - П".
А: "П", - а.

"Тут не пройти, - сказал Джон. Он огляделся и проворчал: - Похоже, придётся вернуться".
Билл предложил: "А если попробовать вон там", - и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

Многоточия в прямой речи:

А: "П..."
"П..." - а.
"П!.." - а.
"П... - а. - П".
"П, - а, - п..."

Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам

П, - а.
- Привет, - улыбнулась Елена.

П? - а.
- Кофе будешь? – спросил Деймон.

П! - а.
- Привет! – улыбнулась Елена.

П… - а.
- Не знаю… - ответила девушка.

П, - а, - п.
- Привет, - улыбнулась Елена, - рада тебя видеть.

П, - а. - П.
- Привет, - улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.

П? - а. - П.
- Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.

П! - а. - П.
- Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.

П… - а, - п.
- Он… - замялась девушка, - он признался мне в любви.

П… - а. - П.
- Я… - девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.

П, - а. А: - П.
- Согласна, - кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.

П, - а. А. - П.
- Согласна, - кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.

П? - а. А: - П.
- Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.

П? - а. А. - П.
- Согласна? - удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.

П! - а. А: - П.
- Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.

П! - а. А. - П.
- Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.

П… - а. А: - П.
- Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.

П… - а. А? - П.
- Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.

На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!

Пунктуация. Пробелы

Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.

Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).

Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака. В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.), пробел не нужен.

Пунктуация. Запятая

С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..

Запятая при обращении.
Многие почему-то забывают, что любые обращения , будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.

Елена, все хорошо.
- Ты невыносим, Деймон Сальваторе!
- Конечно, друг, о чем речь.
- Ну что, красотка, прогуляемся?

Запятая при оборотах.
Запомните: всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:

Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.

Чтобы правильно расставить запятые при, вам необходимо знать определяемое слово.
Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:

Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Определяемое слово – джинсы . Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:

Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Если определяемое слово выражено личным местоимением , то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:

Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.

Запятая в сложных предложениях.
Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm . От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые. Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
В большинстве случаев запятой бывает достаточно:

Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.