Пословица: Повторение — мать учения.
Интерпретация смысла, значение:
Учение дает нам знания и умения, открывает новые пути и возможности. Но так устроена человеческая память, что с первого раза запомнить информацию бывает сложно. Чтобы не забыть что-то, мы делаем записи или заучиваем путем многократного повторения. Как правило, во время устного ответа на уроке запрещается подсматривать в тетрадь, а это значит, что единственная возможность получить пятерку — выучить учебный материал. Но не всегда выучить — означает зазубрить. Повторять и учить урок нужно осмысленно, вдумчиво. Тогда и будет толк.
Но почему в пословице говорится о матери? Мать — первооснова, источник жизни на земле, начало рода, начало начал. Именно мать дает человеку жизнь. Попробуем заменить в пословице слово «мать» на слова «начало, источник, первооснова»:
Логично, не правда ли? Теперь становится понятно, почему народ называет повторение матерью учения.
Повторение в учении — это первооснова, начало начал, то есть самое главное!
Похожие по смыслу пословицы, аналоги:
В 5 классе на дом часто дают задание: Придумать небольшой рассказ с пословицей «Повторение — мать учения» . Мы подумали и придумали 🙂 ситуацию, которая, возможно, поможет вам в выполнении этого задания. Но нам хотелось бы, чтобы, прочитав ее, вы нашли собственные идеи, а не списывали 😉 Ведь, как говорится в другой русской народной пословице: «Чужим умом в люди не выйдешь».
Есть такие золотые слова — «повторение – мать учения». И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить.
Хорошо, когда человек учится. Он приобретает новые знания, становится умнее, интересней для собеседника. Для него в жизни открываются все пути. Хочешь – учись дальше, хочешь – работай, причём работа твоя будет увлекательной.
Грамотному и жить намного интереснее, чем человеку со скудным багажом знаний. Учиться хорошо, с удовольствием, с увлечением – очень важно, только в этом случае материал достаточно хорошо усваивается и хранится в памяти долго. Но бывает так, что что-то забывается. Как же добиться того, чтобы знания закрепились, не терялись из нашей памяти?
Рассмотрим пример. Ученику нужно выучить стихотворение. При заучивании он автоматически повторяет одни и те же строки по нескольку раз. А наутро мама или папа просят вновь рассказать стихотворение. Оно запомнилось.
Как это произошло? Стихотворение выучено путём многократного повторения поэтических строк. А ведь так происходит со всей информацией, не только со стихотворной.
Все люди, дети и даже взрослые, сдают экзамены. Представьте себе, что на экзамене вам нужно ответить по какой-либо теме. А вы её когда-то читали, один раз, ну, может два. Что-то запомнилось, но для хорошего ответа этого явно недостаточно. А если материал был усвоен, понят, повторён несколько раз, то в нужный момент он будет обязательно вытащен из соответствующих «ячеек» памяти.
Повторение материала ранее выученного – это самый оптимальный способ что-то запомнить.
Повторение – мать учения. Не зря в царстве русских народных пословиц «поселилась» эта пословица. Народная мудрость проверена веками, и не стоит «изобретать велосипед».
На дворе двадцать первый век. Сейчас ценны люди грамотные, с большим багажом знаний, владеющие огромным количеством информации. Такие люди успешны, жизнь их бьёт ключом. Информация – это наше всё. А её нужно запомнить.
Выучил – и забыл. Что в этом интересного? Информация прошла транзитом через наш мозг, и не задержалась в нём. В том случае, когда она нам понадобится, мы воспользоваться ей не сможем.
Память нужно тренировать. Повторения тренируют память. После неоднократных повторений заученное помещается в такие ячейки памяти, которые хранят информацию долго, так называемую долговременную память.
Повторяйте, ведь повторение – это мать учения!
Если спросить многих из вас о том, какими способами запоминания Вы пользуетесь, то большинство ответит не задумываясь: повторяем много раз подряд до тех пор, пока не запомнится. И еще добавят незаконченную и знакомую всем фразу: “Повторение – мать учения!” А в полном варианте, кстати, средневековая заповедь учителя звучала так: “Повторение – мать учения и прибежище ослов”.
РИСУНОК 4
Почему же с одной стороны повторение признается эффективным способом запоминания, а с другой стороны – нет? Оказывается “повторение повторению рознь”.
Осмысленное , методично и постепенно проводимое повторение (“кумулятивное повторение” или “система накопления”, о которой подробнее мы поговорим позже) несомненно, является эффективным способом запоминания (“матерью учения”). Такое повторение имеет ряд преимуществ: 1) легко запоминаются длинные поэмы, речи и пр.; 2) они долго помнятся; 3) они так же быстро вспоминаются по желанию; 4) растет способность запоминать любую информацию; 5) улучшается способность вспоминать любую информацию. Этот метод запоминания известен с давних времен, когда письмена были еще неизвестны. В те времена познания передавали устно от одного поколения другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ученики в состоянии были повторять громадные тексты, не изменяя и не пропуская ни одного слова. Философские, религиозные сочинения и даже законы предавались именно так в течение многих столетий, не будучи записанными. С изобретением книгопечатания, когда стало уже очевидным, что можно напечатать тысячу копий одной и той же книги, и поэтому уменьшилась возможность потери ее, сама собой устранилась и необходимость изустной передачи учений, а с нею – и древнее искусство повторения.
Сегодня же, применяя древний способ запоминания при изучении школьных предметов, учащиеся используют только “повторительную” часть способа и игнорируют его “кумулятивную” часть, т.е. методичность и постепенность. Такое механическое запоминание и называют презрительно “зубрежкой”, тем самым “прибежищем ослов”.
Как правило, “зубрят” то, что не понимают, или то, что неинтересно. Многие по себе знают, сколько времени и сил занимает это неблагодарное занятие и как быстро забывается информация, выученная таким способом. Зубрежка всегда вызывала и будет вызывать протест у человека и у его памяти. Особенно точно это описал К.С. Станиславский в своих дневниках. “…Я никогда не умел зубрить; непосильная работа, задаваемая памяти … У меня и по сие время ноет сердце, когда я вспоминаю мучительные ночи, проведенные за зубрением грамматики или греческого и латинского текста поэтов: двенадцать часов ночи, свеча догорает, борешься с дремотой, мучительно напрягаешь свое внимание, сидя над длинным списком ничем не связанных между собой слов, которые нужно запомнить в установленном порядке.
РИСУНОК 5
Но память не принимает больше ничего, точно губка, переполненная влагой. А надо еще вызубрить несколько страниц. Если же нет – то впереди крик, плохой балл, может быть, и наказание, но, главное, ужас перед учителем с его унизительным отношением к человеку!”
Испытывая подобные отрицательные эмоции и чувства, учащиеся заучивают что-либо только на один день, а затем без повторения материал быстро забывается. Поэтому перед экзаменами они вынуждены практически все запоминать заново. Низкая продуктивность “зубрежки” была установлена еще в опытах Г. Эббингауза (1885), которые показали, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений. Одним из первых отечественных психологов роль понимания в запоминании исследовал Н.А. Рыбников (1923). Его опыты показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического. Преимущество запоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процесса запоминания: на его полноте, скорости, точности и прочности. И если наряду с осмыслением ученик будет практиковать и регулярное повторение, то материал полностью сохранится в памяти.
Интересным фактом является еще то, что зазубренный материал хранится в памяти отдельным “куском”. С кем не бывало такого случая, когда учитель задавал вопросы по “добросовестно выученному тексту”, а вы не могли на них ответить? Думаю, такая ситуация знакома многим. Происходит это потому, что текст запоминался целиком и вспоминался соответственно только целиком, как говорится “от А до Я”, со всеми знаками препинания. Существует масса примеров, доказывающих это факт. Например, Лейден мог прочесть наизусть целый парламентский акт с начала и до конца, не пропуская ни слова, но не в состоянии был начать с произвольно указанного места, не прочтя предварительно предыдущего.
(Внимание! Эксперимент! Попросите знакомого рассказать алфавит наоборот: от Я до А. Скорее всего ни вы, ни ваш знакомый этого сделать не сможете. А почему?…)
Наконец, вспомните свое беспомощное состояние перед учителем, когда вдруг “выпало из памяти” какое-то слово, и чтобы вспомнить текст, нужно начинать сначала или ждать спасительной подсказки со стороны класса…
Вспомнив и осознав все “прелести” механического запоминания или зубрежки, думаю, многие откажутся от нее раз и навсегда. А вот то, чем можно и нужно заменить зубрежку и как развить память, обсудим подробнее в следующих главах книги.
Употребляя в своей речи общеизвестные крылатые фразы, например из литературной классики или популярных фильмов, мы часто даже не договариваем их до конца. Во-первых, чаще всего по лицу собеседника видим, что читали одни с ним книги и смотрели те же фильмы, и нам ясно, что мы друг друга поняли. Во-вторых, многие фразы настолько узнаваемы всеми, что вторую их половину не договаривают уже давно. Но придет другое поколение и будет думать, что вся мудрость только в этой короткой фразе, не зная о ее недосказанности, теряя изначальный смысл! Так произошло со многими русскими поговорками и пословицами. Мы произносим их, думая, что смысл их нам понятен с пеленок, но… Видимо, наши предки тоже не утруждались договаривать их до конца, оставив нам в наследство лишь первые их половинки…
Русские пословицы и поговорки – многовековая народная мудрость, остро отточенная, порой даже злая. Оказывается, не все они несут то зерно, которое в них вложили наши предки – либо оно меньше, либо другого сорта. А все из-за утерянного окончания!
Порой смысл такой усеченной поговорки не только потерян, но и вовсе непонятен. А русский народ зря слов не бросал! Нужно только найти и вернуть эти утраченные зерна мудрости и понять всю прелесть и остроту народной мысли!
Попробуем поискать изначальный смысл, вернув пословицам окончания. Начнем с пословиц, утративших лишь часть смысла: вроде бы все правильно, да чего-то не хватает, что-то недосказано.
Голод не тетка, пирожка не поднесет.
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
Вынь, да положь; роди, да подай.
Мал золотник, да дорог; велик пень, да трухляв.
Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся – бесятся.
С этими пословицами все понятно – в них только некоторая недоговоренность, и возвращенная часть усиливает смысл народной мудрости. Сложнее с теми пословицами и поговорками, смысл которых с утратой их второй части полностью изменился!
Как часто мы слышали от взрослых еще в детстве: «В здоровом теле — здоровый дух!» ? Вроде бы смысл сомнений не вызывает, и мы то же самое повторяем нашим детям, например, заставляя их делать утреннюю гимнастику. А ведь изначально это звучало так: «В здоровом теле здоровый дух – редкое явление». Именно так писал Децим Юний Ювенал, римский поэт-сатирик, в своих «Сатирах». Вот что значит вырвать слова из контекста, чем в наше время злоупотребляют многие. Смысл, оказывает, вложен был абсолютно другой!
Пьяному море по колено – понятно, что в нетрезвом виде человеку все нипочем, а на самом деле? Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
Ума палата! Значит очень умный человек, и к его мнению стоит прислушаться. А если вернуть окончание? Ума палата, да ключ потерян!
Повторение – мать учения! Ну, какой тут может быть другой смысл? А вы у Овидия спросите, это ведь его слова: «Повторение – мать учения и прибежище ослов (утешенье дураков)».
Смысл многих пословиц без их утраченной части вообще неясен! К чему бы это сказано: «Везет, как утопленнику». Но если восстановить весь текст, то все станет на свои места:
Везёт как субботнему утопленнику — баню топить не надо! Так что везение только на стороне утонувших в субботу – баню им топить не придется, экономия в хозяйстве!
Курочка по зёрнышку клюёт – то есть, каждое дело помалу делаетсяно верните окончание и все предстанет в ином свете. Курочка по зёрнышку клюёт, а весь двор в помёте!
Как только на работе появляется новое начальство и начинает нововведения, обязательно кто-то скажет: «Новая метла по-новому метёт!». А ведь весь смысл – во второй половине: «Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется».
Когда, например, встречаются ранее незнакомые единомышленники, увлеченные одним делом или люди одной профессии, то говорят: «Рыбак рыбака видит издалека». А на самом деле было: «Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит». Ведь где один уже рыбу ловит, второму делать нечего!
Велик наш язык и мудрость народа. Прямо чудеса в решете, да и только!
Точнее: Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.
Источник etoya.ru
Есть такие золотые слова повторение мать учения. И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить.
Хорошо, когда человек учится. Он приобретает новые знания, становится умнее, интересней для собеседника. Для него в жизни открываются все пути. Хочешь учись дальше, хочешь работай, причм работа твоя будет увлекательной.
Грамотному и жить намного интереснее, чем человеку со скудным багажом знаний. Учиться хорошо, с удовольствием, с увлечением очень важно, только в этом случае материал достаточно хорошо усваивается и хранится в памяти долго. Но бывает так, что что-то забывается. Как же добиться того, чтобы знания закрепились, не терялись из нашей памяти?
Рассмотрим пример. Ученику нужно выучить стихотворение. При заучивании он автоматически повторяет одни и те же строки по нескольку раз. А наутро мама или папа просят вновь рассказать стихотворение. Оно запомнилось.
Как это произошло? Стихотворение выучено путм многократного повторения поэтических строк. А ведь так происходит со всей информацией, не только со стихотворной.
Все люди, дети и даже взрослые, сдают экзамены. Представьте себе, что на экзамене вам нужно ответить по какой-либо теме. А вы е когда-то читали, один раз, ну, может два. Что-то запомнилось, но для хорошего ответа этого явно недостаточно. А если материал был усвоен, понят, повторн несколько раз, то в нужный момент он будет обязательно вытащен из соответствующих ячеек памяти.
Повторение материала ранее выученного это самый оптимальный способ что-то запомнить.
Повторение мать учения. Не зря в царстве русских народных пословиц поселилась эта пословица. Народная мудрость проверена веками, и не стоит изобретать велосипед.
На дворе двадцать первый век. Сейчас ценны люди грамотные, с большим багажом знаний, владеющие огромным количеством информации. Такие люди успешны, жизнь их бьт ключом. Информация это наше вс. А е нужно запомнить.
Выучил и забыл. Что в этом интересного? Информация прошла транзитом через наш мозг, и не задержалась в нм. В том случае, когда она нам понадобится, мы воспользоваться ей не сможем.
Память нужно тренировать. Повторения тренируют память. После неоднократных повторений заученное помещается в такие ячейки памяти, которые хранят информацию долго, так называемую долговременную память.
Повторяйте, ведь повторение это мать учения!
Значение пословицы Повторенье - мать ученье
Если вы задаете в Google вопрос, мы можем показать вверху страницы результатов поиска блок с ответом. В нем указываются подходящие сведения с той или иной страницы, ее название и URL, а также ссылка на нее. Обычно такой блок выглядит следующим образом:
Оглавление [Показать]
Ответ представляет собой текст, который автоматически извлекается с той или иной веб-страницы. Особенность блока с таким ответом в том, что на странице результатов поиска его оформление отличается от прочих элементов. Обнаружив, что пользователь задал вопрос, Google самостоятельно находит сайты, на которых есть ответ на него, и показывает наиболее подходящую информацию в отдельном блоке.
Если вы не хотите, чтобы контент с вашей страницы попадал в блоки с ответами, добавьте на нее тег. После этого Google перестанет показывать в результатах поиска любые описания страницы, созданные на основе ее контента (в том числе и блоки с ответами).
Нет. Информация показывается в таком блоке только в том случае, если Google самостоятельно определяет ее как ответ на вопрос пользователя.
Нет. Блоки с ответами – это обычные результаты поиска, которые особым образом выделены на странице.