Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему нирвана перестала играть в 1994 году. Биография Nirvana

Почему нирвана перестала играть в 1994 году. Биография Nirvana

Nirvana – без преувеличения культовая американская группа, которую часто именуют родоначальницей гранжа, хотя это не так. Однако именно «Нирвана» вывела этот жанр, ведущий начало от хардкор-панка 80-х, в масс-культуру. Альбом «Nevermind», возглавлял рейтинг лучших альбомов всех времен по версии многих авторитетных изданий: Rolling Stones, Times и др.

История создания группы

70-е годы в Америке прошли под эгидой хэви-метала: молодежь вдохновлялась творчеством Black Sabbath, Deep Purple, Led Zeppelin, Aerosmith, ZZ Top… Но к середине 80-х хард-рок утратил позиции. Из бунтарей рок-музыканты превратились в скучных обывателей, назидательно бубнящих о глобальных проблемах человечества. Напрашивалась музыкальная революция, которая бы всколыхнула это болото.


Бунт назрел в городке Абердин, где вместе с отцом жил трудный подросток Курт Дональд Кобейн, замкнутый угрюмый подросток, фанатевший от «Секс Пистолз» и с 14 лет вынашивавший идею о создании собственной панк-группы.

Fecal Matter (первая группа Курта Кобейна – Bambi Slaughter

Поиграв некоторое время в разных группах, в том числе в хардкор-бэнде Fecal Matter («Фекальное вещество»), он решил создать собственную. С этой идеей парень обратился к гитаристу Кристу Новоселичу, с которым учился в одной школе и часто пересекался на репетициях группы The Melvins. Он дал ему послушать свои записи целый год ждал какого-либо отклика. Наконец Крист согласился делать музыку вместе с Куртом. Еще некоторое время понадобилось, чтобы найти подходящего барабанщика (им стал Аарон Беркхард), и осенью 1987-го ребята приступили к репетициям как группа Fecal Matter.


В январе следующего года они записали первый демо-альбом и отправили его во все известные им рекорд-компании, но ни из одной не получили положительного ответа. Расстроенные этим обстоятельством музыканты решили сделать ставку на живые выступления. К этому времени в коллективе появился новый барабанщик: после ухода Аарона какое-то время группа играла с Дейлом Кровером, потом с Дейвом Фостером, пока наконец к коллективу не примкнул Чед Ченнинг. После долгих споров группа обрела окончательное название «Нирвана».


Неожиданно их демо-лентой заинтересовались представители малоизвестного лейбла Sub Pop, которые предложили музыкантам сотрудничество. В июне 1988 года коллектив записал на их студии несколько песен, которые стали основой их дебютного альбома

Основные этапы творчества

К тому времени в Сиэтле стали активно обсуждать живые концерты «Нирваны», которые отличались безумной энергетикой, необычным звучанием и скандальным поведением участников. Осенью музыканты выпустили первый официальный сингл «Love Buzz» (кавер на песню группы Shocking Blue), который разошелся тысячным тиражом и стал отличной рекламой для их первого полноценного альбома «Bleach», увидевшего свет в июне 1989. В его поддержку группа отправилась в турне по Америке, посетив двадцать шесть городов.


Альбом был благосклонно встречен публикой и критиками и был моментально распродан. Его запись обошлась музыкантам всего в шестьсот шесть долларов, которые одолжил им временный участник группы, гитарист Джейсон Эверман. В благодарность они увековечили его имя на обложке пластинки, хотя по итогу он и не участвовал в ее записи.


Вдохновленные успехом альбома и удачными гастролями, музыканты приступили к записи нового материала. К этому времени их творчеством заинтересовались ведущие звукозаписывающие компании, и «Нирвана» прекратила сотрудничество с Sub Pop, которая так и осталась второсортной провинциальной компанией.

In Bloom – первый клип «Нирваны», 1990 год

Большие проблемы создавал также Чед Ченнинг, музыкальные идеи которого шли вразрез с основной концепцией группы. Из-за этого в коллективе происходили постоянные конфликты, и в итоге барабанщик вынужден был покинуть «Нирвану». Просмотрев нескольких новых претендентов на его место, Курт и Крист остановили свой выбор на Дэйве Гроле, который стал новым ударником группы.


Его единственным условием была сохранность ударной установки, потому что у Кобейна и Новоселича появилась привычка крушить инструменты в финале концерта, эпатируя таким образом и так разгоряченную публику. Правда, на первом же совместном концерте он так увлекся, что сам пробил барабан, зато всем сразу стало ясно, что в коллективе появился достойный участник.

Дебош на концертах «Нирваны»: подборка

С приходом Дэйва группа обрела новое звучание и приступила к записи пластинки «Nevermind» (что можно перевести как «неважно», «ерунда»), которая принесла «Нирване» мировую славу. Альбом создавался два месяца на одной из лучших студий Лос-Анджелеса и был выпущен начальным тиражом в 250 тысяч копий. Но его успех превзошел все самые смелые ожидания, в чем немалую роль сыграл грамотный промоушн лейбла DGC Records и трансляция на MTV клипа группы на песню «Smells Like Teen Spirit» («Пахнет молодежным духом»).


История названия песни довольно любопытна. Фразу «Kurt smells like teen spirit» написала на стене дома подруга Курта Кэтлан Хана, панкушка, разделявшая его взгляды на жизнь. Друзья часто разговаривали об анархизме, феминизме и панк-сцене, и когда Кобейн увидел эту фразу, то подумал, что это отсылка к одной из их бесед (мол, от Курта веет бунтарским духом молодежи) и что это может стать неплохим названием песни. В действительности «Teen Spirit» – это марка дезодоранта, вышедшая на американский рынок в 1991 году. Когда Кэйтлин писала это на стене дома, то намекала, что Курт пропах этим дезодорантом насквозь. Сам музыкант даже не знал о существовании этой марки – ей пользовалась его девушка Тоби Вейл.

Nirvana – Smells Like Teen Spirit

По иронии, песню, которая принесла группе мировую славу, Кобейн терпеть не мог. Он не скрывал, что при ее создании подсознательно заимствовал рифф из «More Than A Feeling» группы Boston, а также видел сходство с композицией «Godzilla» Blue Öyster Cult.

Я даже не могу запомнить гитарную партию – каждый раз перед концертом разучиваю ее заново. У нас есть множество более достойных песен, например, „Drain You“

Гастрольный тур в поддержку альбома «Nevermind» прошел на ура, и к началу 1992 года пластинка прочно обосновалась на первой строчке хит-парада Billboard, потеснив даже признанного короля поп-музыки Майкла Джексона . Этот сборник стал самым успешным в истории группы, несмотря на то, что последующий In Utero (1993) был так же тепло встречен публикой и имел баснословный коммерческий успех.


Первым синглом с третьего альбома стал трек «Heart-Shape Box» – биографы солиста «Нирваны» полагают, что это музыкальный подарок Курта его супруге Корнти Лав. Хотя сам Кобейн говорил, что текст песни родился в его голове во время просмотра передачи о больных раком детях. Сама Кортни утверждала, что песня посвящена ее вагине, что объясняло бы ряд странных метафор в лирике. Клип, вышедший на песню в сентябре 1993 года, стал последним клипом «Нирваны» при жизни Курта.

Nirvana – Heart-Shaped Box

Смерть Кобейна

После выхода третьего альбома музыканты отправились в гастрольный тур по США впервые со времен тура в поддержку «Nevermind». Тур по Европе пришлось отменить из-за проблем со здоровьем Кобейна, который к этому времени плотно подсел на героин.

Его женитьба на Кортни Лав, тоже героиновой наркоманке, лишь усугубила ситуацию, а постоянные скандалы в семье доводили Курта до отчаяния и вгоняли в жестокую депрессию. К тому же Кортни вмешивалась в дела группы, что крайне раздражало других участников коллектива.


Реабилитация в специализированной клинике не дала результатов, и 8 апреля 1994 года безжизненное тело Кобейна было найдено в гараже его дома в Сиэтле. Он застрелился из ружья, став четвертым самоубийцей в своей семье. Подробней о смерти Курта читайте в

НИРВАНА (NIRVANA), американская музыкальная группа.

Классический состав: Курт Кобейн (Kurt Cobane) – вокал, гитара, Крис Новоселик (Kris Novoselic) – бас-гитара, Дэйв Грол (Dave Grohl) – барабаны.

В истории рока были как минимум две группы «Нирвана». Но только одна из них оказала на состояние современной музыки такое влияние, что ее название на слуху по сей день, несмотря на то, что ее солист, Курт Кобейн ушел из жизни в 1994. За это время в рок-музыке успело смениться немало модных течений, но в каждом из них непременно было что-то от музыки, которую играла «Нирвана», а песни этой группы нисколько не устаревают. Лицо Кобейна растиражировано на миллионах маек, а его имя с полным правом присоединилось к ряду таких имен талантливых и погибших в молодости музыкантов, как Джим Моррисон, Джими Хендрикс и Йен Кертис.

Группа образовалась в 1988 в Сиэтле. По удивительному стечению обстоятельств в этом городе на рубеже1980–1990 возникло множество интересных групп, игравших «независимую» (indie – от «independent») музыку и выпускавших диски на местной звукозаписывающей фирме «Саб Поп». В начале 1990-х, сокрушительная «сиэтлская волна» стремительно изменила ситуацию в большом шоу-бизнесе, в котором до этого царили слащавые хард-рокеры типа «Пойзон» («Poison») или «Уоррант» («Warrant»). То, что раньше считалось неприбыльной, местечковой музыкой за год-два отодвинуло титанов поп-хард-рока на тихую обочину – их имена просто исчезли из хит-парадов.

В середине 1989 «Нирвана» выпускают на «Саб Поп» свой дебютный альбом Отбеливатель (Bleach ), который к концу года продается довольно большим для «некоммерческой» группы тиражом в 35 тысяч экземпляров. Музыка представляет собой смесь гаражного рока, панка и откровенного металла (то, что в Сиэтле называют гранж (grunge) в сочетании с очень интересными мелодиями и странными текстами. Крупная звукозаписывающая фирма «Геффен», выпускавшая, например, альбомы группы «Ганз"Н"Роузис» («Guns"N"Roses»), обращает внимание на Нирвану и решает, что в них есть коммерческий потенциал. Следующую пластинку выпускает удачливый продюссер Буч Виг (Butch Vig), впоследствии сделавший звучание «Смэшинг Пампкинс» («Smashing Pumpkins»), «U2» (альбом Pop ), а в середине 1990-х создавший «Гарбэдж» («Garbage»).

На этом этапе к Кобейну и Крису Новоселику (бас-гитара) присоединяется новый барабанщик, Дэйв Грол. Прежний ударник, Чед Ченнинг (Chad Channing), уходит, не в состоянии вынести вандалистских наклонностей Кобейна, который крушит гитары чуть ли не на каждом концерте. Вскоре это станет фирменным знаком группы: выступления «Нирваны» всегда будут ассоциироваться с полным разгромом, в духе ранних «Ху» («TheWho»).

Альбом Nevermind , 1991 (варианты перевода: «Ничего страшного», «Не беспокойтесь», «Не обращайте внимания») оказывается невероятно успешным. Кобейн хотя и расчитывал на определенный успех, но такая быстрая и огромная популярность ошеломила его. Миллионные тиражи, повсеместная истерия. Грандж становится самым модным стилем не только в музыке, но и в одежде. Обрезанные по колено джинсы, клетчатые рубашки и ботинки из гардероба лесорубов – характерные приметы эпохи расцвета гранджа. Вслед за Нирваной на большую сцену выходят «Перл Джэм» («Pearl Jam»), а также такие уже вполне известные группы сиэтл-сцены, как Элис ин Чейнз (Alice in Chains) и «Саундгарден» («Soundgarden»).

На волне успеха неожиданно выясняется, что в конце 1960-х уже была группа с названием «Нирвана». Ее музыканты подают на «Нирвану» К.Кобейна в суд, однако Кобейну удается оставить право на это название за своей группой.

Радиостанции и музыкальные каналы круглые сутки крутят Запах юности (Smells Like Teen Spirit ), первый хит из нового альбома, в то время, как Кобейн пожинает плоды скандальной популярности. Появляются публикации о том, что певец пребывает в депрессии, употребляет героин. Некоторые коллеги по «независимой» сцене обвиняют его в том, что он «продался» воротилам шоу-бизнеса, и это сильно расстраивает музыканта. В 1992 выходят два сборника песен с «сорокопяток» (маленькая пластинка на 45 об/мин, содержащая 2–3 песни) и демо-кассет: сначала изданный только в Австралии и Японии Hormoaning (гибрид слов hormone (гормон) и moaning (стон, стенания), и следом за ним сборник Incesticide (игра слов «инцест» и «самоубийство»), звук которого совершенно далек от отлаженного и приглаженного звучания альбома Nevermind , а некоторые песни представляют собой острое выражение депрессии и истеричности. Но и этот, казалось бы, совершенно некоммерческий проект восторженно принимается публикой.

Но слушатели ждут от Нирваны диска с новыми песнями, и группа долго готовит его в сотрудничестве с панк-продюссером Стивом Альбини (Steve Albini). Они тщательно лишают звук всяких «красивостей», но и это не становится помехой на пути к успеху: В утробе (In Utero , 1993) мгновенно становится быстро раскупаемой пластинкой.

Одна из последних работ Кобейна – акустический концерт Выступление без электричества на МТВ (MTV Unplugged In New York ), выпущенный в 1994 уже после гибели певца. Этот концерт несет на себе отпечаток большой грусти и большой усталости и показывает группу с новой стороны: в нем нет тяжести и истерики, эта работа продолжает тихую, акустическую линию, встречавшуюся в предыдущих альбомах. Кобейн также исполняет несколько песен других авторов: Вэзилинс (Vaselines ), Дэвида Боуи, Мит Паппетс (Meat Puppets ), а также Где ты спала этой ночью (Where did you sleep last night ) своего любимого блюзмена Лидбелли (Leadbelly).

«Нирвана» подтверждает свой статус одной из популярнейших в мире групп, но Кобейн находится в кризисном состоянии, несмотря на то, что у него недавно родилась любимая дочь от любимой жены (Кортни Лав из группы Хоул (Hole )). В начале апреля 1994 он попадает в больницу вследствие передозировки нарокотиков, а спустя несколько дней после выписки его находят застреленным в гараже собственного дома. Официальная версия – самоубийство, хотя существуют и версии покушения на музыканта. Погибает гениальный сочинитель и певец, который в значительной степени изменил современную музыку.

После его смерти группа распалась, Крис Новоселик ушел в тень, а Дейв Грол через некоторое время собрал весьма успешную группу «Фут Файтерс» («Foot Fighters»), и в 2001 присоединился к коллективу «Квинс оф зе Стоун Эйдж» («Queens of The Stone Age»).

Но дискография «Нирваны» продолжается, и помимо множества концертных альбомов, в 1996 выходит сборник ранее не издававшихся записей С грязных берегов реки Уишка (From the Muddy Banks of Wishkah , 1996). В 2002 Д.Грол и К.Новоселик сообщают, что готовят к выпуску еще одну подборку – Ты знаешь, что ты прав(а) (You Know You"re Right ), по названию единственной песни, которую группе удалось записать, когда они в начале 1994 незадолго до гибели Кобейна решили готовить новый альбом. Также запланирован выпуск большого бокс-сета (комплекта из нескольких CD) хитов и раритетов Нирваны, который уже готов, но не мог быть издан ранее из-за претензий вдовы Кобейна Кортни Лав на авторские права.

Александр Зайцев

Биография Курта Кобейна

Курт Дональд Кобейн был лидером бэнда Nirvana , многократного обладателя платиновых пластинок, изменившего музыку 90-х своим грандж-стилем.

Кобейн родился 20 февраля 1967 года в маленьком городке Хокуаим, находящемся в 140 километрах от Сиэтла. Его мать работала кельнершей в баре, а отец – автомехаником. Вскоре Кобейн переехал в близлежащий город Абердин, жизнь в котором была до смерти унылой.

Большую часть своего детства Кобейн проболел бронхиальной астмой. Ситуация еще больше ухудшилась, когда его родители развелись. Мальчику было всего семь лет, когда он решил, что ему больше не у кого искать защиты и любви. После развода родителей он превратился в трудного, необщительного и замкнутого ребенка. Кобейн утверждает, что болезненные переживания по поводу родительского разрыва послужили материалом для многих песен Nirvana .
После развода родителей, Кобейн начал скитаться по родственникам, а одно время даже жил под мостом.
Будучи 11 лет отроду, Кобейн услышал британскую группу Sex Pistols, которая ему очень понравилась. После исчезновения ансамбля Кобейн, вместе со своим другом Крисом Новоселичем, продолжил слушать британские бэнды, такие как Joy Division, группа нигилистического пост-панка, которая, по убеждению многих, и послужила толчком в зарождении самой Nirvana , с точки зрения настроения, мелодии и лиричности их музыки.
Артистичность и иконоборческая позиция Кобейна не нашли одобрения среди сверстников, учившихся с ним в университете, а иногда даже служили причинами жестоких избиений с их стороны. В 1985 году Кобейн покинул Абердин, отправившись в Олимпию. До становления Nirvana в 1986 году, Кобейн пытался сформировать и переделать целый ряд групп. Nirvana стала непростым союзом для Кобейна, бас-гитариста Криса Новоселича, а также барабанщика и мульти-инструменталиста Дейва Грола.
К 1988 году Nirvana уже во всю давала концерты и записывала демо-версии. В 1989 году группа записывает свой первый черновой альбом «Bleach» для местного независимого лейбла Сиэтла «Sub-Pop».
В Великобритании Nirvana получает глубокое признание слушателей, и в 1991 году музыканты заключают контракт с «Geffen».Спустя три года после выхода первого C.D. «Bleach», на свет появляется «Nevermind», сборник абсолютно разных, кричащих песен, который вместе со своим первым синглом «Smells Like Teen Spirit», ведут группу прямиком на звездную вершину.
«Smells Like Teen Spirit» становится лучшей песней Nirvana , незамедлительно получившей признание публики. Очень немногие могут разобраться в оригинальной лирике этой композиции, но Кобейну удалось зацепить слушателя. «Nevermind» вышел в продажу в 10 миллионах копий, заработав музыкантам 550 миллионов долларов США, и внезапно сделав членов группы миллионерами. Кобейн был шокирован тем, с какой благодарностью публика принимала его сугубо личную и страстную музыку, постоянно повторяя журналистам, что ни один член группы никогда и не мечтал о таком успехе. Сразу стало очевидным, что одержимо больной и чувствительный 24-летний музыкант не справится со стилем жизни рок-звезды. Курт начал принимать героин в начале 90-х. По его словам, так было легче переносить тяжелые гастрольные туры и не перестающую боль от язвы желудка. Во время этих напряженных туров, Кобейн продолжает писать свою лирику сугубо личного характера.
Кобейн был поражен, узнав, что то, что он пишет и то, как это интерпретирует слушатель - совершенно разные вещи. Его ошарашила новость о том, что «Polly», смешная композиция пропагандирующая жизнь без насилия, послужила фоном в групповом изнасиловании. Позже, он обратился к своим фанатам с призывом: «Если кто-то из вас не любит парней или девчонок, или черных - проваливайте». Кобейн понимал, что в мгновение став миллионером, он потерял над собой контроль. Он также считал, что его группа превратилась в продажных музыкантов, привлекая внимание совершенно не тех фанатов (имея ввиду шайки, которые когда-то избивали его в темных подворотнях).
В феврале 1992 года Кобейн сбежал на Гавайи и женился там на уже беременной Кортни Лав. Чуть позже Nirvana записывает «Incesticide», а в августе Кобейн ложится на лечение после передозировки героина. Вскоре рождается Фрэнсис Бин Кобейн. В начале 1993 года на вершину музыкальных чартов попадает «In Utero». Этот альбом весьма радушно принимает музыкальная пресса, в него вошли самые неистовые работы Кобейна. «In Utero» стал для публики более открытым альбомом, нежели предыдущие пластинки Nirvana . Песни типа «All Apologies» и «Heart Shaped Box» выставили напоказ подробности часто шаткой семейной жизни Кобейна, композиции вроде «Scentless Apprentice» рассказывали слушателю о борьбе и агонии, которые музыканту пришлось пережить.
Nirvana с головой уходит в гастроли, записывая акустическое выступление для MTV, впервые появившееся на экранах в ноябре 1993 года. Решение группы почтить группы и людей, оказавших влияние на становление Nirvana и необузданные интенсивные вокальные данные Кобейна, особенно в композиции «Where Did You Sleep Last Night», обошло тех, кто считал Курта бездарностью. Ходили слухи о том, что шоу, записанное для MTV станет последним выступлением Nirvana , после чего группа распадется.
Кобейн увлекался огнестрельным оружием, всегда держа некоторые из них при себе. Холодной зимой 1993-94 гг. Nirvana организовывает огромный гастрольный тур по Европе. После 20 проведенных концертов, у Кобейна заболевает горло, и гастрольный график смещается до выздоровления музыканта. Во время лечения Кобейн летит в Рим к своей жене, которая тоже готовится к гастролям со своей группой.
4 марта Кобейна доставляют в больницу в коме, после неудачной попытки самоубийства, когда он запил шампанским жменю болеутоляющих средств, в 50 раз превышающих дозу, предписанную врачом. Официально попытка самоубийства получает огласку, как несчастный случай, даже не доходя до близких друзей и знакомых. Несколькими днями позже он возвращается в Сиэтл. Жена, друзья и менеджеры уговаривают Кобейна пройти лечение от наркомании в Лос-Анджелесе. Но, по некоторым данным, он сбежал из клиники уже через несколько дней.
5 апреля Кобейн заперся в квартире своей бабушки, засунул дуло ружья в рот и нажал на курок. 7 апреля, в четверг, за два дня до заключения врача о том, что Кобейн застрелился, и за день перед тем, как тело музыканта было найдено, полиция утверждает, что Кортни Лав поступила в госпиталь Лос-Анджелеса с диагнозом: передозировка наркотиков. Выйдя под залог, Лав записалась в центр реабилитации, но покинула клинику сразу после того, как узнала о смерти Кобейна.
Тело Кобейна было найдено электриком, осматривающим безопасность здания. Поскольку ему никто не открыл, он решил заглянуть в окно. Рабочий подумал, что на полу лежит манекен, пока не увидел лужу крови возле уха Кобейна. Когда полиция взломала дверь, то нашла музыканта, лежащего на полу, мертвым. Дуло ружья все еще упиралось ему в подбородок, а неподалеку покоилась предсмертная записка, написанная красными чернилами, и адресованная Лав и тогда еще 19 месячной дочери, Фрэнсис Бин.
Предсмертная записка заканчивалась словами: «Я люблю тебя, я люблю тебя». Спустя два дня 5 000 человек собрались в Сиэтле, чтобы почтить память музыканта. Обезумевшая толпа скандировала известные песни, сжигала фланелевые майки и дралась с полицией. Они также слушали запись, сделанную женой Кобейна, где она читает отрывки из его предсмертной записки. Несколько тинейджеров в США и Австралии покончили жизнь самоубийством, попав под влияние произошедшего. Пресса оказалась под жесткой критикой из-за отсутствия уважения и понимания в отношении молодежной культуры.

Легендарный коллектив Nirvana, просуществовавший хоть и недолго, остался в истории мирового рока навсегда. Хитами этой культовой американской группы наслаждался весь мир. «Нирвану» любили и ненавидели, но никогда не оставались к ней равнодушными.

История создания и состав

Песня «Smells Like Teen Spirit» группы «Nirvana»

В феврале 1992 года Кобейн и лидер рок-группы Hole заключили официальный брак. В середине августа этого же года у пары родилась дочь . Сославшись на усталость, коллектив решил не ехать на очередные гастроли в поддержку второго альбома, отыграв несколько концертов, в их числе выступление на фестивале Рединг в Англии.

Тогда ходили слухи о плохом здоровье Курта и возможном распаде коллектива. Зная эти домыслы, участники решили пошутить и вывезли Кобейна на сцену в инвалидной коляске, а после недолгой паузы музыкант встал, присоединившись к остальным участникам.


Чтобы записать третий альбом «In Utero», команда пригласила продюсера Стива Альбини. Его приглашение было обдуманным ходом участников, которые хотели, чтобы третий альбом звучал дерзко, сыро и с минимальной обработкой.

Диск записали в течение 2 недель, но выпустили не сразу. Конечное звучание некоторых песен не удовлетворило музыкантов, поэтому для их сведения пригласили Скотта Литта. Альбом «In Utero» дебютировал в хит-параде Billboard 200 осенью 1993 года, заняв первое место. После выхода пластинки Nirvana отправилась в большой тур по США, пригласив вторым гитаристом Пэта Смира.

Смерть Курта Кобейна

В начале 1994 года команда музыкантов уехала гастролировать по Европе. После концерта, состоявшегося в Мюнхене, Кобейн тяжело заболел: ему диагностировали бронхит и ларингит. Выступление, запланированное на следующий день, отложили.


Через 3 дня жена нашла Кобейна без сознания, его отправили в больницу. Позже, на пресс-конференции, доктор объявил, что музыкант выпил прописанный ему препарат и существенную дозу алкоголя. После этого многочисленные концерты окончательно отменили.

В последующие дни дала о себе знать давняя зависимость Курта от героина. Его уговорили отправиться на лечение в реабилитационную клинику, но через несколько дней он перелез через ограждение и улетел в Сиэтл. 8 апреля 1994 года Кобейна обнаружили мёртвым в его доме. Официальная версия смерти гласит, что музыкант выстрелил в себя из ружья. Группа распалась.

Nirvana после распада

Поскольку своим уходом Курт «забрал» и группу «Нирвана», музыканты через некоторое время стали заниматься собственным творчеством. Однако после трагической смерти Кобейна было выпущено несколько альбомов коллектива Nirvana, первый из них появился в ноябре 1994 года. Через 2 недели обнародовали видеосборник выступлений, основную часть материала Курт отбирал самостоятельно.


В августе 1997 года Новоселич и Грол работали над сборником раритетных хитов Nirvana. Спустя 4 года объявили, что сборник готов и выйдет осенью, спустя 10 лет после выпуска 2 альбома. Но перед самой датой выхода вдова Кобейна добилась запрета на выход сборника, подав в суд на музыкантов с обвинениями в незаконном использовании творчества Курта.

Спор разгорелся вокруг песни «You Know You"re Right», Кортни настаивала, чтобы этот трек издали в сборнике лучших работ группы. Судебные тяжбы продлились больше года, но, в конце концов, стороны достигли консенсуса. Музыканты и Кортни решили выпустить сборник хитов, включая вышеупомянутую, который назвали просто «Nirvana». Диск раритетных ранних записей Кобейна вышел через 2 года под названием «With The Lights Out».

Песня «You Know You"re Right» группы «Nirvana»

Весной 2006 года Лав решила продать 25% песен Nirvana, которые принадлежали ей, покупателем стал Ларри Местель. Так по прошествии 3 лет первый альбом группы переиздали на CD и виниле, через 20 лет после появления оригинального издания.

Кроме вновь сведенных треков, альбом содержал ранее неизданную запись концерта от 9 февраля 1990 года в Портленде. С каждым годом поклонников уже не существующей «Нирваны» становилось всё больше, поэтому выпуск юбилейного издания «Nevermind» не остался без внимания.

Крист пытался создавать группы, но особым успехом эти проекты не увенчались. В 2004 году музыкант выпустил книгу, где рассказал о прошлом и о планах на будущее.

Дискография

Студийные альбомы:

  • 1989 - Bleach
  • 1991 - Nevermind
  • 1993 - In Utero

Концертные альбомы:

  • 1994 - MTV Unplugged in New York
  • 1996 - From the Muddy Banks of the Wishkah
  • 2009 - Live at Reading
  • 2011 - Live at the Paramount
  • 2013 - Live and Loud (Nirvana)

Сборники:

  • 1992 - Incesticide
  • 2002 - Nirvana (Greatest Hits)
  • 2004 - With the Lights Out (Сборник раритетных записей)
  • 2005 - Sliver: The Best of the Box

Мини-альбомы:

  • 1989 - Blew
  • 1992 - Hormoaning

Клипы

  • Smells Like Teen Spirit
  • Breed
  • The Man Who Sold The World
  • You Know You’re Right
  • Heart Shaped Box
  • Lithium
  • In Bloom
  • About A Girl

Nirvana - американская рок-группа, созданная вокалистом и гитаристом и басистом Кристом Новоселичем в Абердине, штат Вашингтон, в 1987 году. В составе коллектива сменились несколько барабанщиков; дольше всех с группой играл ударник Дэйв Грол, присоединившийся к Кобейну и Новоселичу в 1990 году.

В 1989 году Nirvana стала частью сиэтлской музыкальной сцены, выпустив на инди - лейбле Sub Pop дебютный альбом Bleach. После подписания контракта с крупным лейблом DGC Records. Nirvana приобрела неожиданный успех с песней со своего второго альбома Nevermind, выпущенного в 1991 году. Впоследствии Nirvana вошла в музыкальный мейнстрим, популяризовав поджанр альтернативного рока, названный гранжем. Курт Кобейн сделался в глазах СМИ не просто музыкантом, а «голосом поколения», а Nirvana стала флагманом «поколения Х». В 1993 году вышел третий и последний студийный альбом группы, In Utero, композиции с которого в музыкальном плане сильно отличались от предыдущих работ коллектива.

Недолгая, но яркая история группы прервалась в связи со смертью Курта Кобейна 5 апреля 1994 года, но в последующие годы известность команды лишь росла. В 2002 году незавершённая демозапись песни «You Know You’re Right», над которой группа работала незадолго до смерти Кобейна, заняла первые строчки мировых хит-парадов. Со времени выхода дебютного альбома записи Nirvana были проданы в количестве более 25 миллионов экземпляров в США и более 50 миллионов по всему миру.

История группы

Ранние годы

И Крист Новоселич впервые встретились в Абердинской средней школе (Aberdeen High School), но, по словам Кобейна, долгое время не общались. Они стали друзьями, часто посещая репетиционную базу группы The Melvins. Кобейн хотел вместе с Новоселичем создать собственную музыкальную группу, но Крист долго не соглашался. Через три года после знакомства Крист наконец послушал запись Fecal Matter, первого проекта Кобейна, и предложил Курту начать играть вместе. Первым барабанщиком группы стал Боб МакФедден, покинувший коллектив уже через месяц. Зимой 1987 года Крист и Курт наняли ударника Аарона Буркхарда. Первоначально трио исполняло композиции Fecal Matter, но вскоре музыканты начали писать новый материал.

Афиша к мартовскому концерту 1988 года

Через несколько месяцев Буркхард ушёл из группы, и его временно заменил участник The Melvins Дейл Кровер. При его участии были сделаны первые демозаписи. Кровера вскоре сменил новый барабанщик Дейв Фостер. За первые месяцы существования группа поменяла несколько названий: «Skid Row», «Pen Cap Chew», «Bliss Throad Oyster», «Windowpane» и «Ed Ted Fred». В конце концов, в начале 1988 года участники остановились на названии Nirvana, которое, как говорил Кобейн, было выбрано, потому что он «думал о названии, которое было бы красивым, приятным или милым, вместо грубого, грязного панк-рок названия, вроде Angry Samoans». Первое их выступление под этим именем состоялось 19 марта того же года в Community World Theater. Через пару месяцев появился и постоянный ударник Чэд Ченнинг.

Первые выпуски пластинок

Первой официальной пластинкой Nirvana стал сингл «Love Buzz/Big Cheese», вышедший в 1988 году. В июне 1989 года группа выпустила свой первый альбом Bleach на лейбле Sub Pop. Альбом cпродюсировал Джек Эндино. В звучании Bleach чувствовалось сильное влияние групп The Melvins, Mudhoney и таких известных рок-коллективов 1970-х годов, как Black Sabbath и Led Zeppelin. 22 июня 1989 года Nirvana отправилась в большое американское турне, выступив в 26 городах. В 2001 году Новоселич рассказал в интервью журналу Rolling Stone, что, сидя в своём фургончике во время этого турне, группа слушала кассету, на одной стороне которой был записан альбом команды The Smithereens, а на другой - альбом группы Celtic Frost, игравшей в жанре блэк-метал, и что, возможно, эта комбинация тоже сильно повлияла на их игру. Bleach сразу стал самым популярным альбомом на небольших радиостанциях американских колледжей (особенно на KCMU, радиостанции Вашингтонского университета).

Деньги на запись альбома, в сумме 606 долларов и 17 центов, дал Джейсон Эверман. С Кобейном его познакомил Дилан Карлсон, а Ченнинга Эверман знал с пятого класса. Эверман стал проводить свободное время с группой, и, когда музыкантам понадобились деньги на запись Bleach, он, проработав к тому времени несколько летних сезонов рыбаком на Аляске, легко одолжил им необходимую сумму. На обложке альбома, в списке музыкантов, участвовавших в записи, указано: «Джейсон Эверман - гитара», хотя сам Эверман в записи участия не принимал. Позже Крист Новоселич рассказывал, что участники Nirvana «хотели, чтобы Эверман почувствовал себя в группе своим». После завершения записи Эверман ненадолго остался в составе команды в качестве второго гитариста, но ушёл после первого американского турне. Впоследствии он играл на бас-гитаре в группе Soundgarden, а позже присоединился к коллективу Mind Funk. Деньги за альбом Nirvana так ему и не вернула.

В конце 1989 года Кобейн отметил в интервью, что музыка группы меняется: «Наши первые песни были по-настоящему злыми… Но со временем они становятся попсовее и попсовее в то время, как я становлюсь всё счастливее и счастливее. Теперь в песнях говорится о конфликтах в отношениях, эмоциях по отношению к другим людям». В начале 1990 года Nirvana начала работать над материалом для нового альбома с продюсером Бутчем Вигом на Smart Studios в Мэдисоне, штат Висконсин. Во время студийной работы Курт и Крист решили, что Чэд - не тот барабанщик, который нужен группе; сам Ченнинг выражал недовольство тем, что он почти не влиял на процесс написания песен. В результате Чэд покинул группу. Несколько недель на барабанах играл Дейл Кровер из The Melvins, после чего его заменил ударник группы Mudhoney Дэн Питерс. С ним Nirvana записала песню «Sliver», которая в 1990 году вышла в качестве сингла. Через несколько недель Базз Озборн из The Melvins познакомил Курта и Криста с Дэйвом Гролом, который тогда играл в вашингтонской хардкор-команде Scream, распавшейся в сентябре 1990 года. Спустя несколько дней после приезда Грола в Сиэтл Курт и Крист устроили ему прослушивание, и, как впоследствии говорил Новоселич, «через две минуты знали, что он был подходящим барабанщиком».

После работы на Smart Studios Nirvana решила подыскать мейджор-лейбл. Следуя рекомендациям Ким Гордон из Sonic Youth, группа в 1990 году подписала контракт с DGC Records и начала записывать свой следующий альбом Nevermind. Лейбл предложил команде несколько продюсеров на выбор, но Nirvana потребовала Бутча Вига. На этот раз музыканты решили записываться не в Мэдисоне, а отправиться на студию Sound City, расположенную в районе Лос-Анджелеса Ван-Найс. За два месяца работы в студии Nirvana создала множество песен. Некоторые из них, такие как «In Bloom» и «Breed», присутствовали в репертуаре группы несколько лет, в то время как другие, например, «On a Plain» и «Stay Away», ещё не имели законченных текстов. После завершения записи Виг и участники группы начали микширование, однако непосредственно запись материала заняла слишком много времени, в результате чего созданные в спешке миксы были сочтены неудовлетворительными. Nirvana пригласила Энди Уоллеса, микшера группы Slayer, чтобы он сделал финальное сведе?ние. После выхода Nevermind участники группы выразили недовольство «отполированным» звуком, который придал альбому Уоллес.

Изначально менеджеры DGC Records планировали продать 250 тысяч экземпляров Nevermind, то есть обеспечить приблизительно тот же уровень продаж, что и для альбома Goo группы Sonic Youth. Однако первый сингл с альбома, «Smells Like Teen Spirit», очень быстро стал популярным, главным образом благодаря тому, что клип на эту песню часто показывали на MTV. Во время турне в конце 1991 года музыканты Nirvana начали замечать, что билеты на их выступления стремительно раскупались, тележурналисты регулярно появлялись на всех концертах, а «Smells Like Teen Spirit» постоянно играла почти на всех радиостанциях и музыкальных каналах. К рождеству 1991 года Nevermind в Америке продавался по 400 тысяч экземпляров в неделю. 11 января 1992 года он достиг первого места в чартах Billboard, сместив альбом Dangerous Майкла Джексона. Пластинка также возглавила чарты многих стран по всему миру. В тот месяц, когда Nevermind достиг первого места, Billboard заявил: «Nirvana - это одна из тех редких групп, у которых есть всё: признание критиков, уважение музыкальной индустрии, поп-привлекательность и внушительная колледж-альтернативная основа».

В феврале 1992 года после большого турне по странам тихоокеанского бассейна Кобейн женился на лидере рок-группы Hole Кортни Лав. 18 августа того же года у них родилась дочь Френсис Бин Кобейн. Ссылаясь на усталость, участники группы решили не проводить ещё один тур по Америке в поддержку Nevermind. Вместо этого они дали лишь несколько концертов в том же году. Через несколько дней после рождения Френсис Бин Nirvana провела одно из лучших своих выступлений в качестве хедлайнера на фестивале Рединг в Англии. На тот момент ходили слухи о плохом здоровье Кобейна и о возможном распаде группы. Ради шутки Курта ввезли на сцену на инвалидной коляске, после чего он поднялся и присоединился к другим членам коллектива, сыграв на концерте большое количество песен, как старых, так и совершенно новых.

Менее чем через две недели Nirvana выступила на MTV Video Music Awards. Руководство MTV хотело, чтобы группа сыграла «Smells Like Teen Spirit», но музыканты пожелали исполнить новую песню, которая называлась «Rape Me» (рус. Изнасилуй меня). Руководители MTV были недовольны песней, так как, по словам продюсера шоу Эми Финнерти, они решили, что в тексте речь идёт о них. Они настояли на том, что Nirvana не будет играть «Rape Me», пригрозив, что не дадут группе выступить на шоу и перестанут показывать их клипы по MTV. После напряжённых споров MTV и Nirvana договорились, что группа сыграет песню «Lithium» с последнего на тот момент сингла. Когда Nirvana начала выступление, Курт неожиданно сыграл и спел начало из «Rape Me», после чего заиграла «Lithium». Ближе к концу песни Новоселич, недовольный тем, что его усилитель перестал работать, подкинул бас-гитару в воздух для драматического эффекта, но не смог её поймать, и она ударила его по голове. Крист упал со сцены, чуть не потеряв сознание, потом поднялся и выбежал из студии. В это время Кобейн разбивал аппаратуру, а Грол схватил микрофон и начал кричать: «Эй, Эксл!» (Hi, Axl!), имея в виду вокалиста группы Guns N" Roses Эксла Роуза, с которым у Nirvana вышла небольшая размолвка перед выступлением.

В декабре 1992 года Nirvana выпустила сборник раритетных записей и бисайдов под названием Incesticide. Большое количество радиозаписей и ранних неизданных материалов группы ходило по рукам, и целью выпуска альбома была борьба с такими пиратскими подделками.

Для записи альбома 1993 года In Utero группа пригласила продюсера Стива Альбини, уже получившего известность благодаря своей работе над альбомом Surfer Rosa группы Pixies. Nevermind снискал признание у аудитории, которая в большинстве своём не имела понятия о тех альтернативных, неизвестных и экспериментальных музыкантах, которых Nirvana считала своими предшественниками. Поэтому приглашение Альбини выглядело хорошо обдуманным ходом участников Nirvana, желающих, чтобы альбом звучал грубо, сыро и без излишней обработки. К примеру, в одной из песен, иронично названной «Radio Friendly Unit Shifter», слышится продолжительный резкий звук фидбэка. Однако Кобейн подчёркивал, что звучание Альбини - как раз то, о котором он всегда мечтал: «натуральный» звук без излишних наложений и студийных эффектов. Студийные сессии с Альбини были короткими, но весьма насыщенными и продуктивными: альбом был записан и сведён в течение двух недель на студии Pachyderm в городе Каннон-Фолс. Его производство обошлось в 25 тысяч долларов.

Через несколько недель после записи альбома журналы Chicago Tribune и Newsweek напечатали информацию о том, что руководство DGC Records не удовлетворено записанным материалом и может отказаться от его выпуска. В результате поклонники решили, что на свободное творчество группы влияют боссы лейбла. Хотя слухи об отказе DGC выпускать альбом были недостоверными, участники Nirvana действительно были не согласны с некоторыми музыкальными решениями Альбини, которые он принял при микшировании альбома. В частности, они считали, что продюсер слишком сильно приглушил частоты бас - гитары. Кобейн также считал, что «Heart-Shaped Box» и «All Apologies» не звучат «идеально». Долгое время продюсировавший R.E.M. Скотт Литт был приглашён для сведения этих двух песен. В результате были добавлены дополнительные инструменты и бэк-вокал.

In Utero дебютировал в хит-параде Billboard 200 в сентябре 1993 года, заняв там первое место. Кристофер Джон Фарли в своём обзоре альбома в журнале Time писал: «Несмотря на то, что фанаты альтернативной музыки боялись, Nirvana не ушла в мейнстрим, хотя этот мощный новый альбом может ещё раз заставить мейнстрим уйти в Nirvana». Однако, будучи коммерчески успешным, альбом всё же не достиг успеха Nevermind. Осенью группа отправилась в первый большой тур по США за два года. Для его проведения Nirvana пригласила в качестве второго гитариста Пэта Смира из панк-группы Germs.

Последние месяцы и смерть Кобейна

В ноябре 1993 года Nirvana вместе со Смиром выступали на акустическом концерте MTV Unplugged. Группа сыграла только два своих хита - «All Apologies» и «Come as You Are». Грол позже сказал: «Мы знали, что не будем делать акустическую версию „Teen Spirit“… это было бы ужасно глупо». Среди песен были также несколько относительно малоизвестных, например, три композиции группы Meat Puppets, которая присоединилась к Nirvana для их исполнения. В то время как репетиции были проблематичными, продюсер MTV Unplugged Алекс Колетти сказал, что само выступление прошло весьма хорошо, каждая песня была записана с первой попытки. Сам концерт длился менее часа, что было нехарактерно для обычных unplugged-выступлений. После исполнения заключительной песни (кавер-версии «Where Did You Sleep Last Night?» Лидбелли) Колетти попросил группу сыграть на бис, однако Кобейн отказался. Колетти вспоминал впоследствии: «Курт сказал: „Я не смогу превзойти эту последнюю песню“. И, когда он произнёс это, я отступил. Потому что знал, что он прав». Выступление группы впервые показали на MTV 14 декабря 1993 года.

В начале 1994 года команда отправилась на гастроли в Европу. После концерта 1 марта в зале Terminal Eins в Мюнхене Кобейн заболел бронхитом и тяжёлым ларингитом. Следующее шоу, которое должно было состояться в том же зале на следующую ночь, отложили. Утром 4 марта в Риме Кортни Лав нашла Кобейна без сознания в комнате отеля, и его отвезли в больницу. Позже доктор на пресс - конференции заявил, что Кобейн принял прописанный ему рогипнол и большую дозу алкоголя. Гастроли, включая многочисленные концерты в Великобритании, окончательно отменили.

В последующие недели давняя зависимость Кобейна от героина вновь дала о себе знать. Его уговорили отправиться в реабилитационную клинику. Через несколько дней он перелез через ограждение клиники и улетел на самолёте в Сиэтл. В пятницу 8 апреля 1994 года Кобейна обнаружили мёртвым в его доме в Сиэтле: официально считается, что он выстрелил себе в рот из дробовика. Группа распалась.

После Nirvana

После распада Nirvana Крист Новоселич и Дэйв Грол не оставили музыкальную деятельность. Через некоторое время после смерти Кобейна Грол сделал несколько демозаписей, позже ставших дебютным альбомом его новой группы Foo Fighters, которая в последующие годы выпустила несколько коммерчески успешных альбомов. Помимо Foo Fighters, Грол играл на барабанах в таких группах, как Tom Petty and the Heartbreakers, Queens of the Stone Age, Tenacious D, Nine Inch Nails и Killing Joke. Также он сотрудничал с Полом Маккартни и Майком Уаттом. Под именем Probot Грол записал альбом в стиле хеви-метал, на котором исполнил кавер-версии песен своих любимых исполнителей начала 80-х. В настоящее время он также является барабанщиком супергруппы Them Crooked Vultures.

Крист Новоселич после Nirvana создал группу Sweet 75. Позже вместе с Куртом Кирквудом из Meat Puppets и Бадом Гафом из Sublime он основал коллектив Eyes Adrift. Новоселич также выступил на единственном концерте просуществовавшей всего один день группы No WTO Combo с Кимом Тайилом из Soundgarden и Джелло Биафрой из Dead Kennedys, с которыми случайно встретился на акции протеста на саммите ВТО в 1999 году. В декабре 2006 года он заменял бас-гитариста Бруно ДеСмартаса из группы Flipper во время их турне по Великобритании и Ирландии и нескольких американских шоу. Кроме того, Новоселич стал политическим активистом, основав комитет JAMPAC для защиты прав музыкантов. В 2004 году он выпустил книгу под названием «Of Grunge and Government: Let’s Fix This Broken Democracy», в которой рассказал о своём музыкальном прошлом и политических стремлениях в настоящем.

12 декабря 2012 года, Грол, Новоселич и Смир присоединились к Полу Маккартни на концерте в пользу пострадавших от урагана Сэнди, для дебютного исполнения песни написанной четвёркой «Cut Me Some Slack». Студийная запись песни была выпущена на саундтреке к документальному фильму Грола о студии Sound City.

Выпуски пластинок после смерти Курта Кобейна

Несколько альбомов Nirvana были выпущены уже после смерти Кобейна. Первый из них, MTV Unplugged in New York, вышел в ноябре 1994 года и содержал полностью записанное выступление группы на акустическом концерте MTV Unplugged в 1993 году. Через две недели после его выхода был выпущен видеосборник выступлений Nirvana под названием Live! Tonight! Sold Out!!. Курт сам отбирал значительную часть видеоматериала для сборника, в который вошли многие записи, сделанные во время турне в поддержку альбома Nevermind. Сначала MTV Unplugged планировали выпустить вместе со вторым диском, на котором содержался бы материал с «электрических» концертов группы - в противовес акустическому выступлению. Однако оставшиеся члены коллектива вынуждены были отменить своё решение, так как не нашли тогда в себе сил работать с записями умершего Кобейна. Диск с записями живых выступлений команды всё же увидел свет в октябре 1996 года под названием From the Muddy Banks of the Wishkah.

В августе 1997 года на посвящённом музыкальным новостям сайте Wall of Sound появилась информация о том, что Грол и Новоселич работают над сборником раритетных записей Nirvana. Четыре года спустя лейбл группы объявил, что сборник полностью готов и выйдет в сентябре, спустя десять лет после выпуска альбома Nevermind. Однако перед самой датой выхода бокс-сета Кортни Лав добилась судебного запрета на его выпуск и подала в суд на Новоселича и Грола, обвинив их в незаконном использовании произведений Курта. Начался затяжной судебный процесс за право владения музыкальным наследием Курта Кобейна, продлившийся более года.

Основной спор разгорелся вокруг неизданной ранее песни «You Know You"re Right», последней студийной работы группы. Грол и Новоселич хотели включить её в сборник, тем самым выпустив все раритетные записи за один раз. Однако Лав оспорила это намерение, заявив, что эта песня важнее записей, обычно называемых раритетными, и её следует издать на сборнике лучших работ группы. Судебные споры продлились более года, и в результате стороны пришли к компромиссу: было решено, не откладывая, выпустить диск с лучшими песнями группы (включая и «You Know You’re Right»). Диск назывался просто - Nirvana. Лав согласилась отдать кассеты с демозаписями Кобейна для использования материала в сборнике.

Сборник Nirvana вышел 29 октября 2002 года. Помимо песни «You Know You"re Right», в альбом были включены хиты со всех трёх студийных альбомов, а также некоторые альтернативные версии знакомых песен группы. Сборник With The Lights Out был выпущен в ноябре 2004 года. Собрание включало в себя множество ранних демозаписей Кобейна, съёмок репетиций и записей живых выступлений из разных периодов истории коллектива. Избранные композиции сборника были изданы отдельным альбомом под названием Sliver: The Best of the Box осенью 2005 года. Компакт-диск содержал девятнадцать композиций из сборника и три ранее неизданных записи, включая версию песни «Spank Thru» с демозаписи 1985 года ранней группы Кобейна Fecal Matter. В интервью Джиму ДеРогатису Лав рассказала о бесчисленных записях репетиций, демо- и просто домашних записях (многие из которых Курт делал прямо в собственной спальне), оставшихся после смерти Кобейна.

В апреле 2006 года Лав объявила о своём решении продать за 50 миллионов долларов двадцать пять процентов из принадлежащих ей песен Nirvana. Покупателем стал Ларри Местель, бывший исполнительный директор «Virgin Records» и нынешний глава издательства «Primary Wave Music Publishing». Чтобы предупредить беспокойство поклонников по поводу коммерциализации наследия группы, считающейся независимой, Лав обратилась к ним с заверениями, что права на музыку не будут просто проданы тому, кто даст бо?льшую цену. В своём обращении Лав написала: «Мы останемся верными духу Nirvana и будем очень разборчивыми при передаче музыки в новые руки».

В 2006 году Live! Tonight! Sold Out!! был переиздан на DVD; полная необрезанная версия MTV Unplugged in New York вышла на DVD в 2007 году. Live at Reading, выступление группы 1992 года на фестивале Рединг в Англии, был выпущен на CD и DVD в ноябре 2009 года. Первый альбом Nirvana Bleach был переиздан в 2009 году на CD и виниле, спустя двадцать лет после выхода оригинального издания. Помимо заново сведённых песен, на альбоме присутствовала ранее не выпускавшаяся запись концерта группы 9 февраля 1990 года в Pine Street Theatre, Портленд, Орегон. В сентябре 2011 года было выпущено юбилейное издание Nevermind, посвящённое двадцатилетию со дня выхода альбома.

Музыкальный стиль

Курт Кобейн описывал раннее звучание группы как «копирование Gang Of Four и Scratch Acid». Когда Nirvana записывала Bleach, Кобейн решил, что им нужно было соответствовать ожиданиям Sub Pop в плане гранж-звучания; это подавляло его желание писать более лёгкие песни.

Кобейн стремился создать смесь тяжёлого и лёгкого звучания. Он говорил: «Я хотел быть похож на Led Zeppelin, играть экстремальный панк-рок и делать медленные поп-песни». Когда после записи Bleach Курт услышал альбом Surfer Rosa группы Pixies (вышел в 1988 году), то почувствовал, что на нём был именно тот звук, которого он хотел добиться, но не мог, стараясь играть более тяжёлые гранж-песни. Последующая популярность The Pixies убедила Кобейна в необходимости следовать своим музыкальным инстинктам.

Nirvana в своих песнях использовала резкие переходы от медленного, тихого звука к громкому. Незадолго до смерти Кобейн говорил, что группе надоела однообразная формула написания музыки, но в то же время выражал мнение, что участники коллектива вряд ли были достаточно умелы, чтобы пробовать что-либо другое. Стиль игры Кобейна на ритм-гитаре, который основывался на пауэр-аккордах, низких риффах и небрежной игре правой рукой, содержал в себе ключевые компоненты песен группы. Кобейн часто играл рифф куплета песни в чистом тоне, затем удваивал его с дисторшн-гитарой, повторяя уже сыгранную часть. Он редко исполнял гитарные соло, которые у него представляли собой лёгкие вариации главной мелодии песни. Его соло в большинстве своём были основаны на блюзе и звуке расстроенной гитары.

Игра на барабанах Грола «подняла звук Nirvana на новый, более энергичный уровень». Азеррад, биограф группы, пишет, что «мощная игра Грола подняла уровень группы на более высокую планку, как в визуальном плане, так и в музыкальном», отмечая, что «хотя Дейв и играет на барабанах очень жёстко, он достаточно музыкален - нетрудно определить, какую песню он играет, даже если ему никто не аккомпанирует».

Во время живых выступлений Кобейн и Новоселич всегда настраивали свои гитары на строй E flat. Кобейн однажды сказал: «Мы играем так сильно, что не успеваем настраивать наши гитары». У группы была привычка крушить аппаратуру после концертов. Новоселич говорил, что он и Кобейн создали эту «фишку», чтобы побыстрее уйти со сцены. Кобейн заявил, что всё это началось как выражение его негативных эмоций, появлявшихся из-за того, что они с Чедом Ченнингом делали ошибки во время концертов.

Написание песен и тексты

Музыкальную основу каждой песни, манеру исполнения и тексты создавал Кобейн. Обычно он сочинял мелодии при помощи акустической гитары. Он подчёркивал, что Новоселич и Грол «играли большую роль в принятии решений относительно того, насколько длинной и из скольких частей должна быть песня. Поэтому я не люблю, когда меня считают единственным автором песен». На вопрос, какую часть композиции он пишет первой, Кобейн ответил: «Я не знаю. Я правда не знаю. Наверное, я начинаю с куплета, а затем перехожу к припеву».

Обычно Кобейн писал слова для песен за несколько минут до того, как записывать их в студии. Он говорил: «Когда я пишу песню, слова для меня наименее важны. В моей песне могут пересекаться две или три различные темы, а название может абсолютно ничего не означать». В 1993 году в интервью журналу Spin Кобейн сказал, что ему «глубоко по фигу», о чём говорится в словах к песням с альбома Bleach, в то время как слова к песням с Nevermind были взяты из написанных им за два года стихов, которые он нарезал и выбрал наиболее понравившиеся строчки. Что касается последнего альбома In Utero, Кобейн заявлял, что тексты были «более сфокусированы на определённых темах».

Наследие и влияние

Стивен Томас Эрлевайн, музыкальный критик сайта Allmusic.com, писал, что до Nirvana «альтернативная музыка не воспринималась всерьёз крупными звукозаписывающими компаниями». После выпуска Nevermind «всё поменялось, непонятно, к худшему или к лучшему». Успех Nevermind не только сделал гранж популярным, но и показал «культурный и коммерческий потенциал альтернативного рока в целом». У других групп были хиты и раньше, но, по словам Эрлевайна, именно Nirvana «навсегда сломала барьеры» между миром альтернативного рока и популярной музыки. Эрлевайн также отмечает, что прорыв Nirvana «не уничтожил андеграунд», а «приоткрыл его» для слушателей. В 1992 году Джон Парелес, журналист The New York Times, писал, что после прорыва Nirvana звукозаписывающие компании заинтересовались группами, играющими альтернативную музыку. Представители компаний заключали с ними сделки и пытались быстро достичь мейнстрима.

Эрлевайн утверждает, что прорыв Nirvana «популяризовал так называемое Поколение X и культуру бездельников». Сразу же после смерти Кобейна о фронтмене Nirvana заговорили как о «голосе поколения», хотя он сам при жизни отрицал этот ярлык. Через десять лет после смерти Кобейна Эрик Олсен с новостного канала MSNBC писал:

«За прошедшее десятилетие Кобейн, маленький, хилый, но привлекательный мужчина по жизни, стал абстрактной иконой Поколения X, на которую многие смотрят, как на последнюю настоящую рок-звезду… мессия и мученик, каждое высказывание которого было растащено и анализировано».

Многие музыкальные группы и исполнители не раз утверждали, что Nirvana оказала большое влияние на их творчество и на их решение начать заниматься музыкой. Среди них Limp Bizkit, Джаред Лето из 30 Seconds to Mars, Seether, Flyleaf и другие. Тим Ритчи, музыкальный директор Radio National, сравнивая творчество Sex Pistols и Nirvana (тем самым сравнивая кульминации панк-движения и гранж-движения соответственно), писал, что «влияние Nirvana намного больше Sex Pistols», так как Nirvana не просто оказала воздействие на музыкантов, она повлияла на весь мейнстрим в целом. Крейг Метьесон, автор двух книг о подъёме австралийской инди-сцены в 90-е годы, писал (как и Эрлевайн), что главная заслуга Nirvana состоит в том, что она убрала барьеры между корпоративными лейблами и инди-музыкой.

Дискография

Студийные альбомы

1989 - Bleach
1991 - Nevermind
1993 - In Utero

Концертные альбомы

1994 - MTV Unplugged in New York
1996 - From the Muddy Banks of the Wishkah
2009 - Live at Reading

Сборники

1992 - Incesticide
2002 - Nirvana (Greatest Hits)
2004 - With the Lights Out (Сборник раритетных записей)
2005 - Sliver: The Best of the Box

Состав группы

Классический состав

Курт Кобейн - вокал, гитара (1987-1994)
Крист Новоселич - бас-гитара (1987-1994)
Дэйв Грол - ударные, бэк-вокал (1990-1994)

Входившие в основной состав в разные годы

Аарон Буркхард - ударные (1987-1988)
Дейв Фостер - ударные (1988)
Чэд Ченнинг - ударные (1988-1990)
Дэн Питерс - ударные (1990)

Игравшие с группой во время туров

Джейсон Эверман - гитара (1989)
Пэт Смир - гитара (1993-1994)
Лори Голдстон - виолончель (1993-1994)
Мэлора Кригер - виолончель (1994)