Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » План конспект урока по живописи "рисование в технике аля-прима". Особенности техники алла прима и что нужно знать начинающему художнику Что такое аля прима в живописи

План конспект урока по живописи "рисование в технике аля-прима". Особенности техники алла прима и что нужно знать начинающему художнику Что такое аля прима в живописи

В техническом отношении этот метод живописи является наилучшим, так как при нем вся живопись состоит из одного слоя, высыхание которого при умеренной толщине его протекает беспрепятственно и вполне нормально, почему при соответ­ствующем грунте он обеспечен от трещин, равно как сами крас­ки сохраняют свою первоначальную свежесть. Но не всегда этот метод может быть на практике осуществлен и, кроме того, не всегда он входит в задачу живописца.

Грунт для живописи «алла прима» не должен быть слишком тянущим, а также слишком непроницаемым и скользким, почему при пользовании клеевым грунтом принимаются все необхо­димые меры для предотвращения слишком заметного изменения на нем красок в тоне от потери масла. Масляному грунту, особенно крепко просохшему и потому непроницаемому, придается некоторая проницаемость, что достигается протиркой его спиртом или пемзой; кроме того, выбирают грунт с шерохова­той поверхностью. Что касается цвета грунта, то наиболее пригодными в этом случае являются светлые грунты с различ­ными оттенками, сообразно живописной задаче, а также чистый белый грунт. Розоватый, желтоватый и другие оттенки грунта получаются прокраской белого грунта прозрачной краской.

Описываемый метод живописи часто не требует выполнения обычного рисунка, и художник может прямо приступить к крас­кам и письму в зависимости от живописной задачи и опытности мастера.

Если же рисунок необходим, то он может ограничиться лег­ким углевым наброском. Черного углевого рисунка с его фикса­жем следует избегать, так как всякие резкие черные контуры впоследствии будут просвечивать через тонкий слой краски я таким образом портить живопись. Состав фиксатива также не безразличен для прочности ее.

Рисунок может быть исполнен отдельно на бумаге и перене­сен затем на холст для лучшего сохранения чистоты и цвета грунта.

Чтобы иметь возможность закончить живопись по-сырому, т. е. до начала высыхания масляных красок, принимаются все­возможные, но безвредные для живописи меры, начиная с под­бора красок. Медленно сохнущим краскам здесь отдается пред­почтение. Так, цинковые белила здесь более уместны, нежели свинцовые; кроме того, и состав связующего вещества красок также имеет здесь большое значение. Вот почему здесь наибо­лее применимы краски, тертые на медленно сохнущих маслах: маковом, ореховом и подсолнечном; краски же на льняном масле пригодны лишь для быстрой, непродолжительной работы.

Чтобы задержать как можно дольше высыхание красок, ис­полняемая живопись ставится в промежутках между работой на холод, в темноту, причем по возможности преграждают к ней свободный доступ воздуха. Выполнение этих последних мер, к сожалению, не всегда может быть использовано, особенно при больших размерах живописного произведения, между тем эти меры являются весьма действительными.

Применяются с той же целью эфирные масла, замедляющие более или менее сильное высыхание масляных красок, о кото­рых говорится выше. Наиболее энергичным в данном случае было бы гвоздичное масло. Имеются, однако, авторитетные ука­зания на вред от применения названных масел для живописи в большом количестве.

Живопись этим методом ведется различно и зависит во мно­гом от индивидуальности художника; вот почему при изложе­нии этого метода можно ограничиться лишь наиболее суще­ственными и важными указаниями.

Под живописью «алла прима», в прямом значении этих слов, нужно подразумевать один из методов, в котором художник ставит себе задачей сразу воспроизводить в красках все то, что он видит в натуре, т. е. цвет, форму, светотень и пр., не прибе­гая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы. Трудность разрешения этой задачи, разумеется, велика, и становится тем большею, если художник стремится окончить свое произведение «по-сырому», т. е. до засыхания красок.

Живопись ведется различно. Ее можно начинать мазками полугустых красок, наносимых свободно, тон к тону, не переме­шивая их долго на палитре, пока не раскроется весь холст. Вначале выгодно выдерживать тени светлее и теплее, чем они должны быть в законченном виде; светА же, наоборот, темнее и холоднее. Самые сильные света и тени наносятся в последний момент, когда живопись подходит к концу. Здесь очень уместны решительные и окончательные удары пастозными красками.

Выполнять живопись следует тюбиковыми красками в том виде, как они есть, без добавки к ним жирных масел. При упот­реблении черных красок (легких по своему весу) нельзя нано­сить их толстым слоем, так как тяжелые краски, нанесенные поверх них, тонут в черных, загрязняя живопись.

При нанесении слишком толстого слоя красок, затрудняю­щего дальнейшую работу, следует снимать их излишек с по­мощью мастихина, шпателя и ножа, а также наложением на слой красок чистой бумаги, которая прижимается ладонью руки к нему и затем, по удалении, берет на себя весь избыток красок. Можно, выполняя живопись «алла прима», начинать ее в протирку, разжижая краски скипидаром и нанося их жидко, подобно акварели. Прокладка эта ведется плоскостно, без моде­лировки форм, имея задачей лишь широкий общий эффект. Для нее лучше пользоваться корпусными красками, вводя в них бе­лила. Затем уже, в дальнейшей работе, вводятся пастозные краски, и начинается настоящая живопись.

При работе «алла прима», на слишком тянущем грунте масля­ные краски дают матовую живопись, которая в цветном отно­шении уступает темпере и, кроме того, при слишком сильном обезмасливании красок лишена прочности.

Живопись, исполняемая «алла прима» имеет своеобразную красоту, она приятна своей свежестью и непосредственностью, выявляя «мазок» автора и его темперамент. Образцами этого рода живописи могут служить этюды И. Репина к его картине «Государственный совет».

В переводе с итальянского «алла прима» означает «в один приём». Это техника, при которой рисунок выполняется сразу, без ретуширования, также известна как «живопись без подмалёвка». Если вы хотите работать в этой технике, всё, что вам нужно, – это суметь закончить рисунок до того, как краска высохнет. Для этого может потребоваться как один сеанс, так и несколько, хотя пуристы утверждают, что одного вполне достаточно.

Это определение оставляет простор для различных интерпретаций. Например, некоторые говорят, что ретуширование допустимо, пока краска не высохла, другие же считают, что в технике «алла прима» каждый мазок имеет значение и не должен исправляться. Большинство сходятся на том, что можно стирать и переделывать те места, которые вам не нравятся. Вы можете выбрать то, что вам нравится. Для многих это любимая техника, поскольку в ней есть место спонтанности и свежести.

Техника «алла прима» в том виде, в котором существует сейчас, впервые была использована в 16 веке фламандским художником Франсом Халсом. Она сильно отличалась от распространённой тогда и очень трудоёмкой практики использования подмалёвков и множества слоёв краски. На самом деле, его приёмы рисования в один этап использовались с древнейших времён и являются инстинктивно понятными. Благодаря своей быстроте, техника «алла прима» часто используется в живописи на пленэре, набросках маслом и предварительных этюдах.

Используйте тонированный холст или основу

Белая поверхность может отвлекать или смущать. Кроме того, будет не страшно, если где-то будут оставаться незакрашенные части холста. Используйте средний или нейтральный тон. Лично я больше всего люблю серовато-розовый.

Обдумайте цвета

Приготовьте цвета, которые вы хотите использовать, и постарайтесь ограничить палитру. Наметьте места, где будет много цветов, кистью, карандашом или углём (с ним нужно быть осторожнее – следите, чтобы он не испортил цвет краски). Помните, что цель этой подготовки – создание рисунка в один слой. Несмотря на то, что живопись «алла прима» в какой-то степени инстинктивна, хорошего результата без планирования достичь довольно трудно.

Переходите от тёмных цветов к светлым

Это моё личное предпочтение; некоторые художники делают наоборот, переходя от светлых к тёмным, или даже начинают с нейтральных цветов. Преимущество перехода от тёмных тонов к светлым состоит в том, что, когда вы работаете со свежей краской, цвета быстро смешиваются. Будет сложно получить насыщенный тёмный цвет, если под ним уже будет более светлый. Самые светлые цвета лучше использовать последними.

Будьте уверенны

Начинайте с самой большой кисти, а заканчивайте самой маленькой, и не экономьте краску – набирайте её обильно. Делайте уверенные мазки. Главный принцип «алла прима» - каждый мазок имеет значение.

Не перегружайте отдельные участки

Если вы сделали ошибку, просто снимите краску в этом месте до холста и начните заново. Это поможет вам сохранить свежую, экономичную законченность работы в технике «алла прима».

Три образца

Если у вас закончилось вдохновение, можно рассмотреть работы некоторых мастеров. Познакомьтесь с лёгкими красочными портретами голландского художника Франса Халса, а также с картинами великого импрессиониста Эдуарда Мане, который использовал технику «алла прима», чтобы запечатлеть мимолётные явления «здесь и сейчас», такие, как облака или закаты. Наконец, откройте для себя Тома Томпсона, канадского пейзажиста начала XX века. Это менее известный художник, автор ярких миниатюрных набросков маслом.

Алла прима (аля прима) — это техника живописи акварелью по сырому , подразумевающая законченную за один сеанс работу. Термин применим как для масляной, так и для акварельной живописи. По сути, это работа за раз.

Алла прима маслом

Что касается масла, здесь техника хороша по многим причинам. Обычно для этого материала характерна длительная работа с полотном. Это связано с различным временем высыхания разных слоев. Из-за наложения свежих мазков на уже подсохший в последствии появляются трещины. А работая Алла прима (или а-ля прима), мастер пишет лишь один слой, таким образом избегая сложности с нанесением лессировок. К тому же, из-за отсутствия огромного количества слоев работа остается свежей. Местами можно даже заметить словно подсвеченные участки. Такой эффект даёт просвечивающий через прозрачные слои краски загрунтованный холст. Кроме того, такая живая манера позволяет сделать более динамичные и экспрессивные работы. Эта техника пользовалась особенной популярностью у импрессионистов. Художники любили писать на природе, создавая в поле уже не наброски, а состоявшиеся законченные работы.

Алла прима акварелью

Если обратиться к акварели, то мы увидим как этот материал раскрывается в руках мастера совершенно в новом обличии. По сути, работая А-ля прима, художник пишет в один присест. Поскольку с акварелью это практически невозможно, картины в этой технике всегда написаны по сырому. Отсюда яркие переливающиеся разливы красок. У художника мало времени прежде, чем красочный слой высохнет, так что ему требуется уверенность и поставленная рука, чтобы рисовать акварелью по мокрому . Кроме того, необходима осторожность, так как при смешивании большого количества акварельных цветов есть риск получить не сочный оттенок, а грязь. Однако, многие мастера используют эту технику как основу для работы, позже накладывая еще несколько четких мазков уже по сухому, чтобы оттенить силуэты и нанести резкость на необходимые области работы.




Короче говоря, Алла прима — это манера живописи для высокоэффективных тунеядцев, которым сложно усидеть на месте, слой за слоем выписывая фотореалистичное полотно

Разновидность техники масляной живописи быстрыми смелыми мазками, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) сразу, за один прием или сеанс. То есть пишется без предварительных прописок и подмалевка, до подсыхания красок . В одних случаях определяется спецификой художественного материала, а в других является показателем мастерства . С виду простая, она требует от художника мастерства и таланта , поэтому является достаточно редкой.

Картина при такой технике готова после первого сеанса. Предпосылкой для этого служит уверенность художника и его опыт обхождения с красками. Краски в основном смешиваются на палитре, где кажутся свежими и светящимися. Во время письма на пленэре, при спонтанной живописной передаче это очень подходящий способ работы. Краски кладутся щетинными кистями. В качестве полотна хорошо подходит грубоструктурный холст , но также и картон . Нанесение красок в живописи "алла прима" создает типичную компактную, иногда рельефную структуру. Ее можно "затушевать", растирая или "размывая" участки контуров . При этом слои красок легко растирают сухой, мягкой кистью из коровьего волоса. Края цветов и контуров таким образом становятся более мягкими и кажутся чуть "расплывчатыми". Этот способ еще называют "сфумато " ("с размытыми контурами").

Этот прямой, непосредственный метод живописи в техническом отношении очень эффективен. Его преимущество заключается в том, что все краски на любом участке картины наносятся в течение одного сеанса живописи или, по крайней мере, в период их высыхания. Это означает, что фактически снимаются все проблемы, связанные с применением различных объемов масел или смол, а также неравными сроками высыхания краски между слоями, поскольку, по существу, в картине присутствует лишь один слой. Данная методика укрепилась в живописи с появлением импрессионистов , которые в поисках возможности более продолжительной работы "по сырому" часто применяли в красках в качестве связующего вещества полувысыхающее маковое масло.

Принципы техники алла прима.

Во многих отношениях живопись в технике алла прима - наиболее сложный метод работы масляными красками, поскольку он в огромной степени основывается на верном формировании каждого отдельного мазка, а не только на его собственных выразительных возможностях. Кроме того, результат зависит от цветовых и тональных характеристик выбранной краски , а также от цвета , тона и формы мазков кисти , примыкающих к уже нанесенному. Конечно, художник всегда может удалить неудавшийся участок с поверхности основы в процессе выскабливания, пока краска остается влажной, и затем переработать его. К этому прибегают многие художники ; поэтому элементы работы, кажущиеся свежими, легкими и подвижными, на самом деле могут представлять собой результат шестой или седьмой попытки. Это вполне приемлемо, если в конце концов вы добиваетесь необходимого результата. Как правило, способность внимательно изучать объект и верно переносить его в красках непосредственно на холст является результатом длительной практики - обычно в более систематизированных техниках живописи . Эта практика помогает художнику постепенно разрабатывать свой собственный, "персональный" язык в работе с краской, который может быть перенесен на любой другой объект живописи .

Достижение беглости и подвижности в "языке" живописи требует от художника умения интуитивно оценивать и подготавливать на палитре смесь верного тона и цвета для каждого из участков холста , а также правильно выбирать кисть и методику работы. Кроме того, овладение собственным "языком" включает способность быстро принимать решения и готовность рисковать. Во многих отношениях техника алла прима наиболее применима в работах малого формата, которые могут быть завершены в течение одного сеанса живописи . Это - отличный способ создания этюдов масляными красками, которые впоследствии могут быть переработаны в более крупные картины в условиях мастерской.

Далеко не все работы в технике алла прима отличаются экспрессивными характеристиками. Некоторые художники предпочитают работать в непосредственной и прямой манере, но наносят краски на пустое пространство холста медленно, последовательно и методично - до полного покрытия его поверхности; при этом на поверхность предварительно может быть нанесен рисунок карандашом.

Технику «алла-прима» можно охарактеризовать как быструю, творческую манеру письма, а сам итальянский термин перевести словами «в один прием». Картина, если работать в этой манере, пишется сразу за один сеанс, т.е. без этапов, требующих высыхания слоев перед повторным нанесением следующих. Главное тут сводится к тому, чтобы ухватить суть, показать смелыми красочными пятнами самое интересное, избегая при этом лессировок – цвета должны быть чистыми.
Этот прием применим как в масляной живописи, так и в акварели, но есть отличия - акварель текуча и прозрачна, поэтому очень важно избегать «грязных» наплывов, но, в то же время, вливание цвета в цвет можно выгодно использовать.
Начинать работу нужно с анализа натуры - попытаться условно, в воображении разбить предмет на пятна цвета, причем не забыть «взвесить» по шкале темнее/светлее. Можно начинать с самых интенсивных, ярких цветов и идти к светлым. Собственно, каждое пятно цвета наносится на свое место, и изображение складывается как бы по типу мозаики. Можно, конечно, что-то перекрывать повторно, но в акварели это может привести к потере свежести.
Упражнения «листочки» иллюстрируют сказанное выше.

А это фрукты. Правда, красиво?

Кстати, этот прием незаменим, если требуется быстро запечатлеть что-то ускользающее. Такая работа может служить эскизом, или самостоятельным произведением, если удастся выполнить ее аккуратно. Для примера я попробую изобразить птичку – самое непоседливое существо. Попугайчику предложена веточка винограда, и пока он ее терзает, я берусь за краски.

Начну с птицы (пока она не повернулась другим боком, у меня была минутка).


Все остальное пишу точно так же – наношу сразу тот цвет, который нужен в том или ином месте.







Возможно, этот прием живописи кажется слишком свободным, однако он как никакой другой способствует приобретению уверенности, ведь требует цепкости взгляда и твердой руки. Живописная работа будет обладать живым дыханием и силой реального впечатления прямо с места события.