Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Отличие человека от животного мира. Отличия человека от животного

Отличие человека от животного мира. Отличия человека от животного

Вопрос, в чём заключается отличие человечества от животного мира, беспокоил людей почти с тех самых пор, как они осознали себя отдельной биологической единицей.

Несмотря на то, что в системе природной классификации человек является отдельным видом животных, очевидно, что в своём развитии он максимально отдалился от стандартного пути существования живых организмов. Вопросами основных различий занимаются не только биологи, антропологи и медики, эти проблемы решают также социологи, психологи, философы и представители других наук.

Социальные и морально-этические аспекты в жизни людей очень важны, но для скептиков они не подходят в качестве доказательств различия с животным миром. Поэтому в первую очередь нас интересуют очевидные и неоспоримые факты, касающиеся строения органов и их систем человеческого организма, а также физиологические особенности.

Хромосомный набор

Человек – продукт эволюции, ближайшими родственниками которого являются приматы крупного размера понгиды и хилобатиды. Несмотря на то, что мы очень похожи на своих сородичей, есть одна важная деталь, которая определяет нас, как отдельный вид – хромосомный набор.

Размер человеческого генома такой же, как и у некоторых приматов, но количество хромосом в наших клетках равно 46, они расположены попарно в двух спиралевидных нитях ДНК. Всего таких пар – 23, и именно они определяют то, как выглядит наш вид и по какой программе развивается каждый отдельный организм на протяжении всей своей жизни. Эта индивидуальная программа присуща только человеку разумному и не может быть воспроизведена больше ни одним животным.

При формировании вида произошло одно уникальное событие: люди выбрали прямохождение в качестве удобного метода передвижения. Это оказало огромное влияние на дальнейшее формирование и развитие человечества.

В результате такого способа перемещения позвоночник и другие отделы скелета изменились:

  • Таз расположился ниже и стал более широким, так как он несёт большую нагрузку по сравнению с тазовым отделом позвоночника других животных. Кости таза человека изменили свою структуру, стали толще и крепче.
  • Изменилось анатомическое строение стоп, которые являются основным механизмом при ходьбе. Количество костей и суставов в этом отделе очень велико, чтобы обеспечивать достаточную степень свободы во время шага.
  • В связи с прямохождением изменилась длина костей нижних конечностей. Они удлинились, что позволило ходить быстрее за счёт увеличения шага.
  • Позвоночный столб приобрёл новые для животного мир изгибы (лордозы и кифозы), которые позволили правильно распределить нагрузку по позвоночнику.

За возможность прямохождения человечество расплачивается периодическими болями в спине и пояснице, которые испытывают гораздо большее давление, чем такие же отделы позвоночника у представителей животного мира, использующих перемещение на четырёх лапах.

Мелкая моторика

После того, как люди начали ходить на двух ногах, ладонь перестала быть опорой при передвижении. Функция кистей рук изменилась, что отразилось и на её анатомии.

Строение человеческого большого пальца является уникальным в животном мире. Так ловко управляться с мелкими предметами, как могут это делать люди, не под силу больше никаким представителям царства животных.

Язык

Для живых организмов высшего порядка характерна первая сигнальная система, основанная на передачи рефлексов. Люди развили и успешно используют вторую сигнальную систему – речь. Учёные признают, что такой способ общения возможен не только у нас: те же дельфины могут разговаривать и даже дают своим детям имена. Но особое анатомическое строение человеческой гортани делает возможным использование большого диапазона звуков.

Ещё одна особенность заключается в том, что любые представители животного мира понимают друг друга одинаково, из каких бы зон обитания они не были. И только у человека существуют разные языки, не доступные для понимания тем, кто живёт в другой языковой среде. Такое явление – уникально и присуще только человечеству.

ЦНС

Человеческий мозг не является самым большим ни фактически, ни в пропорциональном отношении. Но анатомически он имеет ряд отличий от животных. Благодаря наличию больших и развитых лобных долей мы умеем вспоминать, планировать, мечтать, замечать общее и выделять различное. Пределы мышления человека раздвинуты очень далеко, что обусловлено функциональными возможностями его головного мозга.

Экологические отличия

В способе жизни, распространения, методах освоения новых пространств для обитания люди тоже имеют уникальные черты, отличающие их от животных.

Распространение вида

Многие виды живой природы занимают все материки, чему предшествовала длинная цепь эволюции, которая смогла обеспечить им механизмы для выживания в данных условиях. Человек смог поселиться на тех территориях, которые не подходят ему для жизни, поскольку его существование в определённых местах не ограничивается условиями окружающей среды.

С этой же целью человечество изобрело одежду – уникальное явление, которое не наблюдается в природе больше ни у одного вида. Благодаря такой высокой приспособляемости люди смогли жить в местах с холодным климатом, который не соответствует требованиям человеческой физиологии. То есть, распространение людей по земному шару не диктуется природными условиями.

Обмен ресурсами

Отсутствие ресурсов не способно препятствовать распространению человека, поскольку мы научились обмениваться пищевыми запасами, полезными ископаемыми и другими необходимыми для жизни материальными ценностями. Это способствовало дальнейшему освоению территорий, которые не могли бы заселиться другими видами животных из-за недостатка кормовой базы.

Использование орудий труда

Некоторые животные могут использовать для своих потребностей определённые предметы. Исключительная черта человечества заключается в том, что мы научились сами создавать такие приспособления, придумывать, проектировать и изготавливать их, что значительно расширило перечень возможностей.

Благодаря тому, что прогресс продолжается, люди не прекращают создавать другие приспособления, которые нередко предопределяют дальнейшее развитие цивилизации.

Применение огня

Биологи, историки, антропологи и другие учёные единогласно считают, что в своём развитии люди совершили огромный скачок благодаря применению огня. Эта способность повлияла не только на возможность переселения в холодные регионы, но и стала началом эры термической обработки пищи. Такое новшество постепенно изменило анатомию желудка и кишечника, повлияло на зубной ряд и челюстную кость. Поэтому клыки у людей не выступают за пределы линии других зубов, как это бывает у животных.

Влияние на планету

Ни один вид живой природы не оказывает такого огромного влияния на Землю, как человек. Мы меняем ландшафты, пути водных артерий, изменяем климат в определённых местностях и на всей планете. Кроме того, деятельность людей активно сказывается и на видовом разнообразии природы.

Социальные и духовные отличия

Большинство людей считают, что у животных нет души, в то время как у человека она есть. Но такое широкое понятие, о котором спорят уже много веков, сложно осознать.

Есть несколько морально-социальных факторов, которые резко отличают нас от животного мира.

Мышление

Сознание и мышление людей отличается от братьев наших меньших. В этом направлении человек намного опередили их.

Наше мышление состоит из таких элементов:

  • сбор информации;
  • анализ;
  • сравнивание;
  • абстрагирование;
  • обобщение;
  • конкретизация.

На основе этих мыслительных операций мы можем рассуждать, судить о чём-то и делать свои умозаключения. Для животных такой высокий уровень мыслительной деятельности недостижим.

Этапы жизни

Безусловно, по продолжительности жизни отдельно взятый человек не может конкурировать со многими другими животными. Но пропорции различных периодов в биологическом развитии людей уникальны. Организм животного очень быстро деградирует после завершения половой программы, поэтому после прекращения деторождения животные долго не живут.

Совсем другая картина наблюдается у людей: период старости и угасания у нас отличается от остальных представителей живой природы и является самым длинным.

Мораль и этика

Животный мир существует по законам, которые продиктованы естественным отбором. Человек всё больше отдаляется от такого положения вещей, поэтому с прогрессом мышления появился новый свод правил или специфических законов жизни и взаимодействия социума – нравственность и мораль.

Творчество

Потребность к творчеству – черта, присущая только людям. Необходимость изменять пространство вокруг себя, создавать, воплощать свои эмоции в определённых видах творчества стала для нас привычной и даже обязательной.

Для тех, кто не преуспевает в создании творческих проектов, существует необходимость потреблять этот продукт в форме музыки, фильмов, картин, литературных произведений и пр. В животной среде такое явление полностью отсутствует.

Длительность взросления

Детство у каждого вида продолжается определённое количество времени. За этот период животное успевает овладеть всеми знаниями и навыками, которые необходимы ему после начала самостоятельной жизни отдельно от родителей.

У человека этот период самый продолжительный, поскольку темпы его развития и взросления довольно умерены, а половая зрелость наступает позже, чем у других видов. Из-за сложного устройства центральной нервной системы время, необходимое для её полного дозревания и формирования, становится длиннее, чем у животных.

Проявление эмоций

Внешнее проявление радости, гнева, удовольствия, огорчения и прочих эмоций у животных не так развито, как у людей. Улыбка, смех, румянец от смущения – всё это является специфичной способностью человечества. Мы не всегда в силах контролировать такие проявление на своих лицах.

Учёные считают, что эта особенность возникла у людей из-за тесных социальных связей. Эмоции с давних времён облегчали невербальные способы общения и со временем закрепились.

Рост потребностей

У любого вида братьев наших меньших есть предел комфорта и хороших условий для жизни, который ограничивает дальнейший прогресс. Человечество в этом плане пошло по иному пути – по пути непрекращающегося роста потребностей. В природе человека заложено не останавливаться на достигнутом, поэтому новые желания возникают благодаря прогрессу и изобретениям, которые само же человечество и производит.

Эта особенность стала базой для развития людей и причиной того, что этот процесс не прекращается.

Из всего вышесказанного можно заключить: несмотря на то, что человек является частью природы, он имеет много уникальных, присущих только ему черт, которые позволяют выделить его в отдельную группу, резко отличающуюся от других.

Человек — разумное существо, которое способно мыслить, сознательно трудиться и воздействовать на окружающий мир. Способны ли животные выполнять все то, что делает сегодня человек? В данной статье мы попробуем подробно разобраться, чем человек отличается от животного.

Отличия человека от животного

Человек обладает разумом, который очень сильно отличается от разума животных. У людей он может не только развиваться, но и совершенствоваться в процессе обучения.

Основные отличия человека от животных:

1. Человек обладает речью и мышлением.

2. Люди относятся к прямоходящим существам. Такое хождения очень сильно изменило строение скелета.

3. Человек способен к осознанному творчеству.

4. Человек может предвидеть отдаленные последствия своих действий, а животные нет, они подчиняются своим инстинктам, а действия запрограммированы.

5. Люди могут создавать различные сооружения, орудия труда и прочее.

6. Животные удовлетворяют только биологические потребности. Люди в свою очередь удовлетворяют социальные, духовные и биологические потребности.

7. У человека более развиты руки. Он может коснуться большим пальцем мизинца и безымянного пальца. Это позволяет нам использовать конечности для создания орудия труда и других предметов.

8. Если сравнить человека с животным, то окажется, что мы практически голые. У животных очень много шерсти на теле, хотя на человеческом теле имеется столько же волосяных луковиц, как, к примеру у шимпанзе.

  • Это интересно —

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Выразите свое отношение к данному мнению и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

Часть С

Позиция согласия с мнением – три аргумента :

1 . В настоящее время существует такая глобальная экономическая проблема, как истощение природных ресурсов. Под этой проблемой понимают недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных ресурсов, например, полезных ископаемых, водных, почвенных, лесных богатств. Все это связано с так называемой «ненасыщаемостью» потребностей человека, о которой говорил российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн. Американский психолог А.Маслоу, описывая человеческие потребности, А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.

2 . Из истории известно, что Адольф Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Его целью было

завоевание страны. Мотивом к завоеванию послужила потребность к власти, т.к. Гитлер стремился получить мировое господство. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. принесла России огромные разрушения и многочисленные жертвы и оттолкнула развитие страны на несколько лет назад. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что удовлетворение мнимых потребностей наносит огромный, а иногда даже непоправимый ущерб обществу и приводит к его деградации.

3. Немаловажную роль среди мотивов человеческой активности играют влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно так считал и австрийский врач-психиатр и психолог З.Фрейд, говоря о том, что бессознательное является главным источником мотивов деятельности человека.

Например, мотивами действий известного серийного маньяка А.Чикатило были обиды и унижения, перенесенные им в детстве и подростковом возрасте. Он совершил 53 доказанных убийства, потому что хотел удовлетворить свою потребность в сексуальном удовлетворении, наблюдая смерть и мучения людей. Вывод понятен – мнимые потребности маньяка, во-первых, противоречили нравственным нормам общества, во-вторых, принесли смерть, горе и страдания обществу.

  • обладает мышлением и членораздельной речью
  • способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
  • в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
  • способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
  • воспроизводит не только биологическую сущность, поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности
Человек Животные
Мышление и членораздельная речь
Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение) Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян. Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез).
С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет. «Разговор» животных - различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях.
Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.
Сознательная целенаправленная творческая деятельность
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли. Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы. Не отделяют себя от природы.
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.
Выражает ценностное отношение к действительности.
Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ
Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру. Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования.
Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ
Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но, ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике.
Биологические, социальные, духовные потребности
Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами.

«Пирамида потребностей Маслоу».

Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

организма и развития его личности.

I. Первичные (врожденные ):

1. физиологические – удовлетворение природных инстинктов:

Жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище

2. экзистенциальные (от лат. «existentia» - существование) – потребности в защищенности и безопасности:

безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне

ЧЕЛОВЕК

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Бытие человека

Потребности и способности человека

Деятельность человека, ее основные виды

Деятельность и творчество

Общение как деятельность

Цель и смысл жизни человека

Личность

Внутренний мир человека

Сознательное и бессознательное

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек, как и все другие существа – часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию от высших приматов до современного человека. Этот процесс называется АНТРОПОГЕНЕЗ (от слов “антропос” - человек и “генезис” - происхождение).

Самый далёкий предок человека – дриопитек, живший 14-20 млн. лет назад. Далее идут рамапитеки (10-14 млн. лет назад). Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян. Где-то 2,5-3 млн. лет назад появились обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Учёные назвали это существо Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый). Дату его появления современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.

Далее в эволюционном ряду следуют питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился он примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный). Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих.

Как и всякое живое существо он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело, рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения.

Но вместе с тем человек отличается от любого животного (см. схему).

Отличия человека от животного

Человек Животное
1. Производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяя и преобразуя природу. 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить “по меркам любого вида”. 4. Потребности людей постоянно изменяются и растут. 5. Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной. 6. Свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием. 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. 2. Изменяет мир по потребности своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетворение физических потребностией (голод, инстинкт продолжения рода и т.п.). 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность. 4. Потребности практически не изменяются. 5. Существование животных направляется только инстинктами. 6. Животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает её от себя.

Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных.

Это деятельностный подход (т.е. роль деятельности, труда), социализирующей (т.е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т.д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией (см. схему).

Взаимосвязь биологической, социальной и культурной эволюции человека

(по Леруа Гурану)

Так в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.

ЧЕЛОВЕК

Теории происхождения человека.

- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек - биопсихосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (памятью, абстрактным мышлением, и тд.), способное создавать орудия и использовать их в общественном труде.

Человек - биологическое существо:

Человек – часть живой природы;

Наличие инстинктов;

Биологические потребности.

Человек - социальное существо:

Регулирование инстинктов;

В обществе формируются речь, мышление, навыки общественной деятельности;

Создатель и носитель культуры человеческого общества;

Предпосылкой развития человека является наследственность, источником его развития считают социальную среду, т.е. общество подобных ему людей.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

1. моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

2. обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

3. выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.


Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Индивид (лат. неделимое, особь) единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт: разума, воли, интересов.

Это понятие употребляется в значении «конкретный человек». Его признаками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, т.е. то, что роднит этого человека с другими людьми.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. Это отличие данного человека от других, как по внешнему облику, так и по характеру.

Личность (англ. персона)человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются в общественной жизни.

Личностью человек становится в процессе социализации.

Социализация (лат. общественный) осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества, в результате которого люди осваивают социальные нормы и культурные ценности общества, накапливают опыт и знания.

Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.

Процесс социализации начинается с того момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к людям.

Социализация происходит как результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия (воспитания).

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других, оказание им помощи при усвоении социальных ролей, - это родители, братья, сёстры, родственники, друзья, учителя (агенты первичной социализации); преподаватели вуза, сотрудники, руководство (агенты вторичной социализации).

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на социализацию (семья, школа, церковь, СМИ)

Десоциализация – утрата или отказ от усвоенных ценностей, норм поведения.

Ресоциализация – восстановление …