Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные жанры классицизма сентиментализма романтизма реализма. Реферат Литературные направления и течения XVII-XIX вв

Основные жанры классицизма сентиментализма романтизма реализма. Реферат Литературные направления и течения XVII-XIX вв


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАОЧНО-ВЕЧЕРНИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Реферат
на тему: Литературные направления и течения XVII-XIX вв.
(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

Реферат по дисциплине
«Культурология»
выполнила студентка группы ЮРз-09-3
Еремеева Ольга Олеговна

Иркутск, 2011 год
Содержание

Стр.
Введение .............................. .............................. .............................. .............................. ....... 3 – 4

    Общая характеристика литературных направлений и течений XVII-XIX вв. .............................. .............................. .............................. .............................. .......... 5 – 7
    Литературные направления и течения XVII-XIX вв. .............................. . 8
§ 1. Классицизм .............................. .............................. .............................. ....................... 8 – 11
§ 2. Сентиментализм .............................. .............................. .............................. ............ 12 – 14
§ 3. Романтизм .............................. .............................. .............................. ...................... 15 – 17
§ 4. Реализм .............................. .............................. .............................. ............................ 18 – 19
Заключение .............................. .............................. .............................. ........................... 20 – 21
Список использованной литературы .............................. .............................. ................. 22

ВВЕДЕНИЕ
Русская литературная жизнь начала XIX в. протекала под знаком все углубляющегося распада классицизма и ожесточенных споров вокруг его художественного наследства.
Многообразные события конца XVIII в. - начавшийся под влиянием роста капитализма и распада феодально- крепостнических отношений, вовлечение в эту культуру страны, все более широких слоев помещичьего класса и «третьего сословия» - вся эта цепь разнородных явлений вела к упадку и разложению господствовавшего стиля предыдущей эпохи.
Подавляющая часть писателей отказалась оттого, что так любовно культивировал классицизм - от чинного и холодного нормативизма, заботливо отделявшего "высокие" виды искусства от видов "подлых", служивших интересам презренной "черни". Демократизация литературы сопровождается и демократизацией языка.
Организацию литературной базы староверства в начале века взял на себя адмирал А.С. Шишков, высказав свои идеи в очерке "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка", вышедшим в свет в 1803 и быстро сделавшимся исповеданием веры всех сторонников "доброго старого" классического искусства.
Этому центру литературного "староверства" противостояли два общества, объединявшие противников классицизма.
Наиболее ранним по времени своего возникновения и вместе с тем наиболее радикальным по своим политическим тенденциям было "Больное общество любителей российской словесности".
Цель данного реферата заключается в изучении литературные направлений и течений XVII-XIX вв.
Исходя из цели контрольной работы, мною определены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику литературных направлений и течений XVII-XIX вв.;
- выявить характерные черты классицизма;
- выявить характерные черты сентиментализма;
- выявить характерные черты романтизма;
- выявить характерные черты реализма.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕЧЕНИЙ
XVII-XIX ВВ.
Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.
Понятие «направление » характеризуют следующие признаки:

    общность глубинных духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленную единством культурно-художественных традиций;
    однотипность миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем;
    сходство эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации.
Понятие «литературное направление» неразрывно связано с понятием «художественный метод» 1 . Литературное направление объединяет художественные произведения, написанные одним художественным методом, изображающие и преломляющие реальный мир на основе одних и тех же эстетических принципов. Однако, в отличие от художественного метода, литературное направление – явление историческое, ограниченное рамками определённого периода в истории литературы. Так, романтизм как художественный метод продолжает существовать на протяжении 20 в. Например, в русской литературе советского времени писателями-романтиками были А. С. Грин и К. Г. Паустовский; романтическая природа присуща такому популярному жанру современной литературы, как фэнтези Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис и др. Но романтизм как целостное явление, как литературное направление существовал в европейских литературах значительно раньше – с кон. 18 в. и примерно до начала 1840-х гг.
Литературное течение – более узкое понятие, чем литературное направление. Писатели, принадлежащие к одному течению, не только имеют общие художественные принципы, выраженные в литературных манифестах, но и входят в одни и те же литературные группы или кружки, объединяются вокруг какого-либо журнала или издательства.
Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении. В русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и "социологическое" течение 2 .
Литературоведы часто употребляют, иногда как синонимы, термины «направление» и « течение». Целесообразно было бы, видимо, сохранить термин «литературное направление» только для обозначения творчества тех групп писателей той или иной страны и эпохи, каждая из которых объединена признанием единой литературной программы, а творчество тех групп писателей, которые обладают только идейно-художественной общностью, называть литературным течением.
Значит ли это, что различие между литературными направлениями и течениями состоит только в том, что представители первых, обладая идейно-художественной общностью творчества, создавали творческую программу, а представители вторых не могли ее создать? Нет, литературный процесс - явление более сложное. Очень часто бывает так, что творчество группы писателей определенной страны и эпохи, создавшей и провозгласившей единую творческую программу, обладает, однако, лишь относительной и односторонней творческой общностью, что писатели эти, по существу, принадлежат не к одному, а к двум (иногда и более) литературным течениям. Поэтому, признавая одну творческую программу, они по-разному понимают ее положения и по-разному применяют их в своих произведениях. Бывают, иначе говоря, литературные направления, объединяющие в себе творчество писателей разных течений. Иногда писатели разных, но чем-то идейно близких друг другу течений программно объединяются и процессе своей общей идейно-художественной полемики с писателями других течений, идейно резко враждебных им.

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Классицизм
Классицизм – (от лат. classicus - образцовый) – направление в литературе XVII – начала XIX в., ориентирующееся на эстетически эталонные образы и формы античного («классического») искусства. Поэтика классицизма начала формироваться в Италии, но как первое самостоятельное литературное направление классицизм оформился во Франции в XVII в. – в эпоху расцвета абсолютизма. Официальным основателем классицизма признается Ф. Малерб; поэтические каноны классицизма были сформулированы в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674) 3 . В основе эстетики классицизма – принципы рационализма: произведение искусства рассматривается классицизмом как разумно построенное, логически выверенное, запечатлевающее непреходящие, сущностные свойства вещей. Внешняя пестрота, неупорядоченность, хаотичность эмпирической действительности преодолеваются в искусстве силой разума. Античный принцип «подражания прекрасной природе»: искусство призвано представить идеальную, разумную модель мироздания. Не случайно ключевое понятие в классицизме – образец: эстетическую ценность имеет то, что совершенно, правильно, незыблемо.
Интерес к умопостигаемым универсальным закономерностям жизни в противовес «всякой всячине» повседневности обусловливал обращение к античному искусству – современность проецировалась на историю и мифологию, сиюминутное проверялось вечным. Однако утверждая приоритет рационального порядка над текущей изменчивостью живой жизни, классицисты тем самым подчеркнули оппозицию разума и чувства, цивилизации и природы, общего и единичного. Стремление запечатлеть «разумную красоту» мира в художественном произведении диктовало и жесткую регламентацию законов поэтики.
Для классицизма характерна строгая жанровая иерархия: жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Предметом изображения в высоких жанрах становятся исторические события, государственная жизнь, героями – монархи, полководцы, мифологические персонажи. Низкие жанры обращены к изображению частной жизни, быта, повседневных занятий «простых людей» 4 . Каждый жанр имеет жестко заданные формальные признаки: например, в драматургии основополагающим в организации сценического действия было правило трех единств – единства места (действие должно происходить в одном доме), времени (действие должно умещаться в один день) и действия (события в пьесе должны объединяться единым узлом конфликта, а действие – развиваться в рамках одной сюжетной линии). Ведущим классицистическим жанром стала трагедия: ее основная коллизия – противостояние частного, индивидуального и общественного, исторического бытия человека. Герой трагедии поставлен перед необходимостью выбора между чувством и долгом, свободой воли и нравственным императивом. Главный предмет художественного исследования – внутренний раскол между реальным и идеальным «я» человека.
В низких жанрах история и миф отходили на второй план – важнее становились правдоподобие и узнаваемость ситуаций из современной повседневной жизни.
В русской литературе становление классицизма происходит в XVIII в.; оно связано прежде всего с именами М. Ломоносова, А. Сумарокова, А. Кантемира, В. Тредиаковского.
Наибольшую значимость в жанровой системе русского классицизма получают сатиры (А. Кантемир), басни (И. Крылов), комедии (Д. Фонвизин). Русский классицизм отличает преимущественная разработка национально-исторической проблематики, а не античной, обращенность к современным темам и конкретным явлениям русской жизни.
Среди высоких жанров центральное место принадлежит оде (М. Ломоносов, Г. Державин), соединившей патриотический пафос с высоким лирическим, субъективным переживанием.
Русский классицизм пережил 3 периода:
1) с 30-х по 50-е годы 18 века - усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет решена в творчестве А.С.Пушкина.
2) 60-е гг., конец 18 века - на первый план выдвигаются задачи воспитания человека - гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государству.
3) конец 18 - начало 19 веков - наблюдается спад классицизма; усиливаются национальные мотивы, писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.
Таким образом русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.
Угасание классицизма:
В России классицизм как литературное направление либерально- дворянской ориентации возник в 30-е годы XVIII в. и достиг расцвета в 50-60-е годы. В начале XIX в. еще жили и писали выдающиеся сторонники классицизма - М.М.Херасков и Г.Р.Державин. Но к этому времени русский классицизм как литературное направление утрачивает свои былые прогрессивные черты: гражданственно- просветительский и государственно-патриотический пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-аскетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества.
Некоторые свойства поэтики классицизма используются отдельными писателями и в дальнейшем (например, Кюхельбекером и Рылеевым) 5 , воспринимаются передовыми романтиками. Однако как литературное направление классицизм становится ареной эпигонства (т.е. подражательная, лишенная творческой оригинальности литературная деятельность). Защита самодержавия и крепостничества вызывала полную поддержку классицизма правящими кругами.

Сентиментализм
Сентиментализм (франц. sentimentalism, от sentiment - чувство) – литературное течение второй полвины XVIII в., утвердившее в качестве доминанты человеческой личности и человеческого бытия чувство, а не разум. Нормативность эстетики сентиментализма – в заданности идеала: если в классицизме идеал – «человек разумный», то в сентиментализме – «человек чувствующий», способный к высвобождению и совершенствованию «естественных» чувств. Герой писателей-сентименталистов в большей степени индивидуален; его психологический мир более разнообразен и подвижен, эмоциональная сфера даже гипертрофирована.
Сентиментализм – в противовес классицизму – утверждает внесословную ценность человека (демократизация героя – отличительная черта сентиментализма): богатство внутреннего мира признается за каждым человеком.
Эстетические черты сентиментализма начинают формироваться в произведениях Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея: писатели обращаются к изображению идиллического пейзажа, располагающего к размышлению о вечном; атмосферу произведения определяют меланхолическая созерцательность, сосредоточенность на процессе формирования и динамике переживания. Внимание к психологическому миру человека в его противоречивых чертах – отличительная черта романов с. Ричардсона («Кларисса», «История сэра Чарльза Грандисона») 6 . Эталонным же произведением, давшим название литературному течению, является «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна.
Отличительная черта английского сентиментализма – «чувствительность» в сочетании с иронией и сарказмом. Русский сентиментализм отмечен установкой на дидактизм, навязывание читателю этического идеала (наиболее характерный пример – «Письма русского путешественника» Н. Карамзина).
В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь» 7 .
Идиллический характер творчества особенно проявился в культе прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к идеальной дружбе и любви, преклонением перед гармонией природы и жеманно-манерным способом выражать свои мысли и чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя» сюжет повести «Бедная Лиза» Карамзина, заставил Эраста раскаяться, отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие гордости и обольщения», 1803).
Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика.
Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке.

Романтизм
Романтизм (этимологически восходит к испанскому romance; в XVIII в. понятие «романтический» истолковывалось как указание на необычность, странность, «литературность») – литературное направление сформировавшееся в европейской литературе в начале XIX в. Исторически возникновение романтизма и оформление его мировоззренческих и эстетических принципов приходится на эпоху кризиса просветительских идей. Идеал разумно устроенной цивилизации стал восприниматься как великий мираж ушедшей эпохи; «победа разума» оказалась эфемерной, зато агрессивно-реальной – прозаическая будничность мира «здравого смысла», прагматики и целесообразности.
Буржуазная цивилизация конца XVIII в. вызывала лишь разочарование. Не случайно мироощущение романтиков описывается при помощи понятия «мировая скорбь» 8: отчаяние, утрата веры в социальный прогресс, невозможность противостоять тоске однообразной повседневности разрастались в космический пессимизм и вызывали трагический разлад человека со всем мироустройством. Именно поэтому основополагающим для романтизма становится принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала – окружающему миру.
Абсолютизм духовных притязаний романтиков определял восприятие действительности как заведомо несовершенной, лишенной внутреннего смысла. «Страшный мир» стал казаться царством иррационального, где личной свободе человека противопоставлена неотвратимость судьбы, рока. Несовместимость идеала и реальности выразилась в уходе романтиков от современных тем в мир истории, народных преданий и легенд, мир воображения, сна, мечты, фантазии. Второй – идеальный – мир обязательно выстраивался на дистанции от реальности: дистанции во времени – отсюда внимание к прошлому, национальной истории, мифу; в пространстве – отсюда перенесение действия в художественном произведении в далекие экзотические страны (для русской литературы таким экзотическим миром стал Кавказ); «невидимая» дистанция пролегала между сном и явью, грезой и реальностью, воображением и данностью факта.
Духовный мир человека предстал в романтизме как микрокосмос, малая вселенная, Бесконечность человеческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального мира – центральная проблема романтизма.
Культ индивидуальности максимально выразился в творчестве Дж. Байрона; не случайно появление специального обозначения для ставшего каноническим романтического героя – «байронический герой». Гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность духа – круг понятий, определяющих характер «байронического героя».
В области эстетики романтизм – в противовес классицизму – утверждал право художника не на «подражание природе», а на творческую активность, создание собственного, индивидуального мира – более реального, чем эмпирическая реальность, «данная нам в ощущении». Этот принцип находит отражение и в системе жанровых форм романтизма: получают распространение фантастическая повесть (новелла), баллада (строящаяся на сочетании и взаимообратимости реального и фантастического миров), формируется жанр исторического романа.
Наиболее отчетливо романтическое мироощущение проявилось в поэмах: в центре изображения в них был «исключительный герой в исключительных обстоятельствах», а его внутренний мир представлен в динамике, в «пиковых точках» эмоционального напряжения («Кавказский пленник» и «Цыганы А. Пушкина, «Мцыри» М. Лермонтова).
Романтизм как метод и направление, сложившийся на рубеже XVIII - IX веков, - явление сложное и противоречивое. Споры о романтизме, о его сущности и месте в литературе ведутся уже более полутора столетий, и до сих пор нет сколько-нибудь признанного определения романтизма. Сами романтики настойчиво подчеркивали национальное своеобразие каждой литературы, и действительно, романтизм в каждой стране приобретал настолько ярко выраженные национальные черты, что в связи с этим часто возникает сомнение, можно ли говорить о каких-то общих особенностях романтизма. Романтизм в начале XIX века захватил и другие виды искусства: музыку, живопись, театр.
Достижения русского романтизма связаны в первую очередь с именами В. Жуковского, А. Пушкина, Е. Баратынского, М. Лермонтова, Ф. Тютчева.

Реализм
Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале XIX в. и прошедшее через весь ХХ в. Реализм утверждает приоритет познавательных возможностей литературы (отсюда и утверждение литературы как способа особого – художественного – исследования действительности), стремится к глубинному познанию всех сторон жизни, типизации жизненных фактов 9 .
В отличие от классицистов или романтиков писатель-реалист подходит к изображению жизни без заранее заданного интеллектуального шаблона – реальность для него открытый для бесконечного познания мир. Живой образ реальности рождается благодаря узнаваемости, конкретности деталей быта и бытия: изображению конкретного места действия, хронологической закрепленности событий за конкретным историческим периодом, воспроизведению подробностей повседневной жизни.
Реализм предполагает исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, показывает формирование характеров под воздействием среды. Соотношение характера и обстоятельств в реализме двусторонне: поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами – но это не отменяет его способности противопоставить им свою свободную волю. Отсюда – глубокая конфликтность реалистической литературы: жизнь изображается в острейших столкновениях разнонаправленных личных устремлений героев, их осознанном противостоянии воле внеличностных, объективных обстоятельств.
В начале ХХ в. русский реализм испытывал воздействие противостоявшего ему литературного модернизма. Произошло серьезное обновление эстетики и стилистики реализма. В творчестве М. Горького и его последователей утверждалась способность личности преобразовывать социальные обстоятельства. Реализм дал великие художественные открытия и продолжает оставаться одним из самых влиятельных литературных направлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная культура нового времени завершила длительный этап эволюции европейской культуры со времен античности. В XVII - XX веках постоянно решался вопрос о формах отражение действительности в искусстве.
От средневекового символизма в эпоху Возрождения начинается переход к миметрическому (от греч. "подражание") натуралистическому изображению человека и природы.
Реалистическое искусство двигалось по пути раскрепощения содержательных и жанровых форм от мифологических схем мировосприятия.
и т.д.................

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в РЛ 18-19 веков (повторение). 9 класс .

Цели урока: А) Углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить сопоставлять разные направления, выявляя своеобразие каждого, при этом обращаясь к произведениям литературы; совершенствовать знание произведений литературы 19-го века.

Б) Воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

В) Развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Ход урока

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

Поэтому обратимся вновь к классицизму.

Сообщение о классицизме.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в русской поэзии.

Обратимся к сентиментализму. Где Доминантой «человеческой природы» объявляется чувство, а не разум и это отличает сентиментализм от классицизма.

Сообщение о сентиментализме

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм (кон XVIII века - первой половины XIX века) утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, изображает сильные (зачастую бунтарские) страсти и характеры, одухотворённую и целительную природу.

Сообщение о романтизме

Романтизм имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации фольклора, заботились о его признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

Ранняя поэзия также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности, но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

Сообщение о реализме

Русская литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

Работа по карточкам. Всем ученикам раздаются карточки, учитель объясняет задание (прочитать характеристику одного из направлений, вписать ответ).

Проверка каждого из 8-ми заданий проводится коллективно с обсуждением.

б) Вопросы : Какие произведения классицизма вы знаете? Какую романтическую поэму вы изучали в 8-ом классе? Какое эпическое произведение Пушкина написано в традициях реализма?

в) «Путешествие в незнаемое». (Закрепление литературоведческих понятий и расширение читательского кругозора).

Учитель читает отрывки из произведений, ученики определяют, к какому худ. направлению они относятся. (См. Приложение).

1. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин».

2. Карамзина «Бедная Лиза».

3. Гоголя «Шинель».

Обобщение.

Учитель : Мы с вами сегодня перенеслись почти на 2 столетия назад.

Как вы считаете, могут ли эти произведения взволновать, заинтересовать, тронуть современного читателя и зрителя?

Что дорого нам в искусстве ушедших эпох? (Человечность, гуманизм, внутренний мир человека).

Литература учит нас видеть «души изменчивой приметы». Впереди у нас с вами знакомство с новыми писателями, поэтами и их произведениями.

Задание

КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание : впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.

Карамзина «Бедная Лиза».

Лиза спала очень худо. Новый гость души ее столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве... Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом - и если бы он теперь мимо мен гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

«Здравствуй, любезный пастушок. Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть «Шинель»

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, - когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматривание кое-каких шляпенок; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней, - словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в вист, прихлебывая чай с копеечными сухарями, - Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Пушкин «Погасло дневное светило» волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в силах забыть, и бесконечно сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море, но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я;

Воспоминаньем упоённый...

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.

Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

Ваша воля - читать или не читать меня; моя - писать, как вздумается... Перо мое - смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника. Да, верхом на пере я вольный казак, я могу рыскать по бумаге без заповеди куда глаза глядят. Я так и делаю: бросаю повода и не оглядываюсь назад, не рассчитываю, что ждет впереди. Знать не хочу, заметает ли ветер след мой, прям или узорен след мой. Перепрянул через ограду, переплыл за реку - хорошо; не удалось - тоже хорошо. Я доволен уже тем, что наскакался по простору, целиком, до устали. Надоели мне битые укаты ваших литературных теорий... Степи мне, бури! Легок я мечтами - лечу в поднебесье; тяжек ли думами - ныряю в глубь моря..

Русский классицизм

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции.

Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил западноевропейский классицизм.

Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: , и.

Вершиной русского классицизма является творчество (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Сентиментализм в России.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Гете, Руссо и др. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802) и др.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Романтизм

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры.

Персонажи романтических произведений - мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. В 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм.

Наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – нач. 40-х гг. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова.

В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в.

Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. Ключевая тема в творчестве Лермонтова - тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире.

Реали́зм

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина(по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе)-историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка","Дубровский","Повести Белкина",а также роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени"

и обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе, и так называемый тип «маленького человека», который показан в его повести «Шинель», а также в повести «Станционный смотритель».

Прежде чем говорить о конкретных , сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

В истории литературы выделяют классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Периодизация основных литературных направлений:

  1. классицизм (XVIII – начало XIX веков);
  2. сентиментализм (вторая половина XVIII – начало XIX вв.);
  3. романтизм (вторая половина XVIII – начало XX веков);
  4. реализм (вторая половина XIX века);
  5. модернизм (конец XIX – XX вв.): импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм и т. д.;
  6. постмодернизм (с 1980-х годов XX в).

Литературные направления

Основные признаки литературного направления

Представители литературы

Классицизм

Ориентир на эстетичность античного искусства. Утверждается неоспоримый приоритет разума над чувствами. Авторы провозглашают принцип рационализма: искусству следует быть разумным, логически выверенным. Мимолетное отвергается, подчеркиваются сущностные свойства вещей. Гражданская тематика в произведении имеет форму в строгих творческих нормах по каноничному образцу.

Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин

Сентиментализм

На смену строгости классицизма здесь воспевают чувство как существенный признак человеческой натуры. Герой (иногда и героиня) не боится чувствовать и открывать читателю свой эмоциональный мир, который разнообразен и переменчив. Признается, что независим от его сословия, каждый обладает богатым внутренним миром.

Я. М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский

Романтизм

Главенствует прием романтического двоемирия. Автор создает конфликт противопоставления идеала героя его окружению. Несовместимость этого идеала и реальности реализуется в уходе в мир преданий и легенд, сна, фантазий, экзотических стран. Личность волнует романтиков в свете ее одиночества и разочарованности. Героя не отпускает понимание трагичности жизни, в то же время он выражает мятежность духа.

А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, М. Горький,

Упор на литературу как средство познания мира. Возвышается ее способность объективно отражать действительность. Предмет художественного исследования – взаимосвязь между характером и обстоятельствами, авторы показывают становление характера под воздействием среды. Однако, не отменяется способность вести борьбу и волей отстаивать право на самоопределение. Действительность показывается в постоянном развитии, представляя типичное в неповторимо-индивидуальном воплощении.

И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, А. И. Куприн

Критический Реализм

Ответвление весь XIX век. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, всегда критичным, даже саркастичным авторским взглядом

Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин

Модернизм

Объединяет множество течений и школ с разнящейся эстетической концепцией. Общее одно – отказ от реализма и жесткой связи характеров и обстоятельств. Во главе самоценность личности и ее самодостаточность. Причины и следствия утомляют и низвергаются за ненадобностью.

Символизм

Первое значительное модернистское течение. Истоки направления в романтизме с его двойственностью. Отказавшись от познания мира, символисты его конструируют. Особый упор на подсознательное созерцание, познание тайного, заключенного в символах.

В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Блок, В. Иванов, Л. Андреев, А. Белый,

Реакция на несовершенство символизма, его настойчивую идею восприятия реальности как пародию на высшие сущности. Акмеисты осваивают многообразный внешний мир, провозглашая культуру высшей ценностью. В поэзии характерны стилистическое равновесие, четкость образов, выверенная композиция и детали.

Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам

Футуризм

Основная черта этого авангардистского течения – свержение традиций прошлого, уничтожение старой эстетики, создание нового искусства будущего. Авторы верили в принцип «сдвига», отразившийся в лексическом и синтаксическом обновлении поэтического языка: вульгаризмах, неологизмах. Оксюморонах…

В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский,

Постмодернизм

Эстетический и идеологический плюрализм породил антииерархичный текст, который отрицает мировоззренческую цельность, говорит о невозможности овладения реальностью единым методом или языком. Писатели подчеркивают искусственность произведений, не боятся сочетать стилистику разных направлений, жанров и эпох.

А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

  • Импрессионизм (последняя треть XIX - начало ХХ века) с желанием передать первое мимолетное впечатление захватывает в фокус внимания буйство чувств и эмоций. Композиция произведения четко фрагментарна. Внимание направлено не на общее, а на особенное и единичное. Ги де Мопассан, М. Пруст – достойные представители этого направления.
  • Экспрессионизм (1910 – 1920-е годы) сочетает критический пафос и ужас перед жестокой картиной бытия. Гибель человека и человечности, тяготение к абстрактности и гротеск - черты некоторых произведений Л. Н. Андреева и Ф. К. Сологуба.
  • Экзистенциализм (середина ХХ века) дает ощущение крушения всех ценностей. Трагизма человеческого существования непреодолим. Человека одинокого в привычном обществе видели Ж. П. Сартр, А. Камю.

Литературное направление — художественный метод, который формирует общие идейно-эстетические принципы
множества писателей в определённую историческую эпоху.

Основные черты литературного направления:
⦁ объединение писателей конкретной исторической эпохи
⦁ выражение определённого мировоззрения и жизненных ценностей
⦁ использование характерных художественных приёмов, тем и сюжетов, особого типа героя
⦁ характерные жанры
⦁ особый художественный стиль

Наиболее значительные литературные направления русской литературы:

классицизм
сентиментализм
романтизм
реализм
символизм
акмеизм
футуризм

Писатели могут по-разному относиться к событиям, которые они изображают. Эстетические пристрастия у них тоже могут быть разными. И даже работая внутри одного литературного направления, каждый автор решает задачу, поставленную в произведении, по-своему.

КЛАССИЦИЗМ
Классицизм — направление в литературе и искусстве XVII-XVIII вв., основой которого было подражание образцам античного искусства.

Основные черты классицизма :

⦁ национально-патриотическая тематика, значительность выбираемых тем
⦁ обращение к возвышенным нравственным идеалам
⦁ строгое разграничение жанров на высокие (ода, трагедия, героическая поэма) и низкие (басня, комедия)
⦁ недопустимость смешения жанров (ведущий жанр — трагедия)
⦁ назидательность произведений
⦁ чёткое деление героев на положительных и отрицательных
⦁ соблюдение правила трёх единств: места, времени и действия

Типичные произведения русского классицизма :

⦁ Г. Державин — ода «Фелица»
⦁ М. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреонтом»
⦁ Д. Фонвизин — комедии «Бригадир», «Недоросль»

Пример произведения: Д. Фонвизин «Недоросль»

Произведение «Недоросль» — образец низкого жанра комедии.

Задачи автора: высмеять пороки дворянства, осмеять невежество, вынести на обсуждение тему воспитания, указать на основное зло времени — крепостничество и произвол помещиков. Чтобы правдиво изобразить жизнь, автор был вынужден расширить рамки классицистического произведения.

Черты классицизма в комедии. Соблюдены правила трёх единств.

Единство места (действие происходит в поместье Простаковых), единство времени (события происходят в течение суток), единство действия (одна сюжетная линия).
Разделение персонажей на положительных и отрицательных. Положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья. Отрицательные: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя.
Классический финал: порок наказан. Новаторские особенности комедии Говорящие фамилии: Правдин, Скотинин, Вральман, Кутейкин и др.

Языковая характеристика. Положительные персонажи говорят «высоким штилем», отрицательные — отличаются бедностью словарного запаса

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Сентиментализм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины XVIII — начале XIX в., провозгласившее высшей ценностью человека чувства, а не разум.

Основные черты сентиментализма :
⦁ обращение писателей к простому человеку, интерес к миру его чувств
⦁ стремление исследовать душу человека, раскрыть его психологию
⦁ субъективное отображение мира
⦁ произведения, как правило, написаны от первого лица (рассказчик является автором)
⦁ главная тема произведений — любовные страдания
⦁ сближение литературного языка с разговорным
⦁ жанры: дневник, письмо, повесть, сентиментальный роман, элегия

Типичные произведения русского сентиментализма :
⦁ В. Жуковский — элегия «Сельское кладбище»
⦁ Н. Карамзин — повести «Бедная Лиза», «Фрол Силин, благодетельный человек»
⦁ А. Радищев — повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»

Пример произведения: Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Тема. Затронута социальная проблема отношений дворянского сословия с крестьянами. Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель впервые поднимает тему маленького человека.

Место действия. Москва и её окрестности (Симонов и Данилов монастыри) — создана иллюзия достоверности.

Изображение чувств. Впервые в русской литературе главным стало не прославление героя, а описание чувств.

А роль нравственной героини отдана крестьянской девушке. В отличие от произведений классицизма, повесть лишена назидательности.

Персонажи. Лиза живёт в гармонии с природой, она естественна и наивна. Эраст не коварный соблазнитель, человек, который не смог пройти испытаний и сохранить любовь. Такой тип, героя получил развитие в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова и получил название «лишнего человека».

Пейзаж. Отражает душевные переживания героини.

Язык. Лёгкий для восприятия. Речь крестьянки Лизы не отличается от речи дворянина Эраста.

РЕАЛИЗМ

Реализм — художественное направление в литературе и искусстве XIX-XX вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни.

Основные черты реализма :
⦁ обращение художника к конкретной исторической эпохе и к реальным событиям
⦁ изображение жизни, людей и событий в соответствии с объективной реальностью
⦁ изображение типичных представителей своего времени
⦁ использование типичных приёмов в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер)
⦁ изображение событий и героев в развитии

Типичные произведения русского реализма :

⦁ А. Грибоедов — комедия в стихах «Горе от ума»
⦁ А. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина»
⦁ М. Лермонтов — роман «Герой нашего времени»
⦁ Л. Толстой — роман «Война и мир» И др.
⦁ Ф. Достоевский — роман «Преступление и наказание» и др.

Пример произведения: А. Пушкин «Евгений Онегин»

«Энциклопедия русской жизни». Произведение охватывает события с 1819 по 1825 год. Читатель узнаёт об эпохе правления Александра I, о высшем свете Петербурга и нравах общества; о патриархальной Москве, о жизни провинциальных помещиков, о воспитании детей в дворянской семье, о моде, об образовании, о культуре и репертуаре театров, деталях быта (описание кабинета Онегина) и др.

Проблематика романа. Главный герой (Онегин), обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти себе применения в обществе. Автор ставит вопрос: почему так происходит? Чтобы ответить на него, он исследует личность героя и среду, сформировавшую личность.

Черты реализма. Критики утверждали, что роман можно продолжать до бесконечности и закончить на любой главе, потому что он описывает реальную действительность. Финал романа открытый: автор предлагает додумать его продолжение. Использованы прямые авторские характеристики, ирония, лирические отступления, которые превратили роман в свободное путешествие автора по жизни.

РОМАНТИЗМ

Романтизм — художественное направление в литературе и искусстве
конца XVIII — начале XIX в., характеризующееся интересом к личности и противопоставлением реального мира — идеалистическому.

Основные черты романтизма :

⦁ субъективная позиция автора
⦁ неприятие прозаичности реальной жизни и создание собственного идеального мира
⦁ красивый романтический герой
⦁ изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах
⦁ экзотичность пейзажа
⦁ использование фантастики, гротеска

Типичные произведения русского романтизма :

⦁ В. Жуковский — баллады «Лесной царь», «Людмила», «Светлана»
⦁ А. Пушкин — поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»
⦁ М. Лермонтов — поэма «Мцыри»
⦁ М. Горький — рассказ «Старуха Изергиль», стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике»

Пример произведения: М. Горький «Песня о Соколе»

Идея. Возвышенный, самоотверженный подвиг. Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

Персонажи. Сокол – олицетворение борца за народное счастье. Его главные черты — храбрость, презрение к смерти, ненависть к врагу. Для Сокола счастье в борьбе, его стихия — небо, высота, простор. Удел Ужа — тёмное ущелье, в котором тепло и сыро.

Пейзаж. Пейзаж даётся в начале и в конце произведения, создавая композиционную рамку. Он показывает, как прекрасна жизнь и каким ничтожным на этом фоне выглядит убогий мир людей, подобных Ужу. Лишь люди, подобные Соколу, достойны того, чтобы о них слагали песни.

Средства художественной выразительности. Необыкновенное воздействие оказывает ритм и поэтическая лексика, характерная для торжественной песни: пал на землю; сверкнул очами; прянул в воздух; гремела песня о гордой птице; и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света; в их львином рёве гремела песня и др.

Основная часть произведения — диалог Ужа и Сокола, выражение двух противоположных точек зрения. Много вопросов, восклицаний, фраз, ставших крылатыми (Рождённый ползать — летать не может!).

ФУТУРИЗМ
Футуризм — авангардистское направление в живописи и литературе, получившее распространение в 1910-1920 годах ХХ в. Поэты-футуристы пытались создать искусство будущего, полностью отрицая искусство прошлого.

Основные черты футуризма :
⦁ демонстративный разрыв с традиционной культурой
⦁ отказ от классического наследия, новые принципы видения мира
⦁ поиски новых средств поэтической выразительности
⦁ эпатаж публики, литературное хулиганство
⦁ использование языка плакатов и афиш, словотворчество

Представители футуризма :

⦁ «Гипея» (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А Кручёных, В. Каменский)
⦁ Эгофутуристы (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов)
⦁ «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Б. Лавренёв, Р. Ивнев)
⦁ «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров)
Футуризм породил в литературе разные течения (имажинизм С. Есенина, конструктивизм И. Сельвинского и др.).
Пример произведения: «Ночь» В. Маяковского
Поэтическая шарада. Автор предлагает читателю разгадать необычные образы. В качестве подсказок он использует цвета: багровым обозначен закат, белым — день, который отброшен и скомкан, зелёным — сукно игрового стола. Освещённые окна ночного города вызывают у поэта ассоциацию с веером игральных карт. Официальные здания уже закрыты — на них наброшены синие тоги (одежда священников).

1-я и 2-я строфа — описание ночного города, который сравнивается с игорным домом. В З-й строфе поэт изображает людей в поисках развлечений: Толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома.

В 4-й строфе — говорит о своём одиночестве. Людям, пришедшим на выступление Маяковского, нужны развлечения. И поэт сознаёт, что, обнажая душу, не следует рассчитывать на понимание.

Средства художественной выразительности. Большое количество метафор (чёрные ладони сбежавшихся окон, горящие жёлтые карты, громада из смеха отлитого кома), необычные сравнения (толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка; как жёлтые раны, огни), неологизмы (nёстрошёрстая).

Стихотворный размер и рифма. Дактиль с перекрёстной рифмой.

АКМЕИЗМ

Акмеизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в 1910-е годы ХХ в., в качестве основного художественного принципа придерживались точного значения слов, провозглашали возврат к материальному миру, предмету.

Название произошло от греческого слова akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина.

Основные черты акмеизма :
⦁ простота и ясность поэтического языка (слову возвращён первоначальный смысл)
⦁ туманности и намёкам символизма противопоставлен реальный мир
⦁ умение находить поэзию в бытовых деталях
⦁ исключение сложных речевых оборотов и нагромождения метафор

Представители акмеизма :

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», которое образовали Н. Гумилёв и С. Городецкий.

Из широкого круга поэтов выделилась более узкая группа акмеистов: А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузмин и др.

Пример произведения: А. Ахматова «Гость»

Общие сведения. Стихотворение написано А. Ахматовой в 1914 году в жанре элегии.

Тема. Неразделённая любовь.

Композиция. Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строчки в каждой.

Средства художественной выразительности. Эстетика акмеизма подразумевает лаконичность, простоту и внимание к мельчайшим деталям.

Композиция стихотворения чёткая, несложная, в нём нет туманных намёков, загадок
и символов.

Использованы эпитеты: мелкий метельный снег, nросветлённо-злое лицо, наnряжённо и страстно знать, сухая рука.

Поэтесса включила в текст диалог. Этот приём создаёт эффект реальности, перед читателем возникает картина обычного общения, живой разговорной речи. Используется анафора: Расскажи, как тебя целуют! Расскажи, как целуешь ты.

Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано анапестом с перекрёстной рифмой.

МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Модернизм — художественное направление в литературе и искусстве ХХ в., в основе которого лежит отрицание и нарушение традиций классической культуры.

Основные черты модернизма:
⦁ моделирование новой реальности
⦁ слияние реального и фантастического
⦁ новаторство формы и содержания

Типичные произведения русского модернизма :

⦁ А. Ахматова, В. Маяковский, Н. Гумилёв и др. — стихи.

Постмодернизм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины ХХ в., в основе которого лежит смешение стилей — высокого с низким.

Основные черты постмодернизма :

⦁ отвержение норм и правил предшествующей культурной традиции
⦁ полная свобода выбора тем, жанров, приёмов

Типичные произведения русского постмодернизма :

⦁ В. Пелевин — романы «Чапаев и Пустота», «Generation «П»» и др.

СИМВОЛИЗМ

Символизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в конце XIX в. и в качестве главного художественного приёма выдвинувшее символ.

Символ — это и вид иносказания, и условный художественный образ, который имеет множество значений; роль символа — пробуждать у читателя его собственные ассоциации, мысли и чувства.

Основные черты символизма :

⦁ стихотворение построено на ассоциациях и передаёт субъективные впечатления автора
⦁ использование образов-символов с определённым значением (например, ночь — мрак, таинственность; солнце — недостижимый идеал и т. д.)
⦁ побуждение читателя к сотворчеству (с помощью ключей-символов любой человек может сделать для себя индивидуальное открытие)
⦁ музыка — вторая по значимости (после символа) категория в эстетике символизма (использование музыкальных композиционных техник, словесно-музыкальных созвучий, музыкальной ритмичности)

Пример произведения: А Блок «Вхожу я в тёмные храмы … »

Общие сведения. Стихотворение написано в 1902 году. Оно вобрало в себя все основные особенности цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Тема. Ожидание встречи лирического героя с Прекрасной Дамой.

Идея. Высокое служение Прекрасной Даме, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.

Символы. Поэт использует символику цвета: красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления.

Средства художественной выразительности. Лексика торжественная: использовано много высокопарных слов, подчёркивающих исключительность происходящего (мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).

Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения и её упоминания написаны с прописной буквы, включая местоимения (о Ней, Твои, Ты). Использованы эпитеты (тёмные храмы, бедный обряд, ласковы свечи), олицетворения (бегут …улыбки, сказки и сны; образ глядит), риторические восклицания (О, Святая, как ласковы свечи! Как отрадны Твои черты!), ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы/ В мерцаньи красных лампад).

Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано трёхударным дольником с перекрёстной рифмой.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

⦁ Этап возникновения символизма Русский символизм возник в 1890-х годах. В первое десятилетие ведущую роль в нём играли «старшие символисты»: В. Брюсов, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, д. Мережковский и др. Их произведения отражали уныние, неверие в человеческие возможности, страх перед жизнью. Система символов ещё
не была создана.

⦁ Этап расцвета символизма «Младосимволисты» были последователями философа-идеалиста и поэта В. Соловьёва — ввели понятие символа.

Главный символ — образ старого мира, стоящего на грани гибели. Спасти его, по убеждению поэтов, могла только Божественная Красота, Вечная Женственность, Душа Мира, Гармония. Об этом создал цикл стихов о Прекрасной Даме А. Блок. Похожие мотивы передали поэты: А. Белый, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, П. Анненский и др.

Видеоурок 2: Литературные направления

Лекция: Историко-литературный процесс

Классицизм

Классицизм - основное художественное направление европейского искусства XVII-начала XIX вв.


Данное литературное направление сформировано во Франции (конец XVII в.)

Основная тематика: гражданские, патриотические мотивы

Признаки

Цель

Характерные черты

Представители направления

в России


1. Культивирует тему нравственного долга, патриотизма, «высокого» гражданства
2. Провозглашает преобладание государственных интересов над частными проблемами.
Создание произведений по образцу античного искусства
1. Чистота жанра (высокие жанры исключают использование бытовых ситуаций, героев, для низких неприемлемы возвышенные, трагические мотивы);
2. Чистота языка (высокий жанр использует высокую, возвышенную лексику, низкий –просторечный язык)
3. Четкое разделение героев на отрицательных и положительных;
4. Строгое соблюдение правила «единство 3-х»- места, времени, действия.
Поэтические творения
М.Ломоносова,
В.Тредиаковского,
А.Кантемира,
В.Княжнина,
А.Сумарокова.

Сентиментализм

На смену классицизму во второй половине XVIII в. пришел сентиментализм (англ. «чувствительный», франц. «чувство»). Главенствующей темой искусства становились человеческие чувства, эмоции, переживания.

Сентиментализм - главенство чувств над разумом.



Основным ценностным мерилом сентименталисты провозгласили гармоничное сочетание природы и человека.

Сентиментализм представлен в России произведениями:

    Н.М. Карамзина,

    И. И. Дмитриева,

    В.А. Жуковского (раннее творчество).

Романтизм

В конце XVIII в. в Германии сформировалось новое литературное направление -романтизм. Появлению нового течения способствовали несколько обстоятельств:

    Кризис эпохи Просвещения

    Революционные события во Франции

    Классическая немецкая философия

    Художественные поиски сентиментализма

Герой романтических произведений – воплощение бунта против реалий окружающей действительности.


Представители романтического художественного направления в России:

    Жуковский В.А.

    Батюшков К.Н.

    Языков Н.М.

    Пушкин А.С. (ранние произведения)

    Лермонтов М.Ю.

    Тютчев Ф.И. (философская лирика)

Реализм

Реализм – это правдивое отражение действительности.


Принципы реализма:
  • объективное отображение сторон жизни в сочетании с авторским идеалом
  • воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах
  • жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа) гротеска.
Реализм перенял от романтизма критику буржуазного миропорядка, творчески ее развил, значительно углубил, поэтому в дальнейшем термин дополнился существенным «уточнением»: Максим Горький определил новое направление как «критический реализм».

Модернизм

Общемировой кризис буржуазной культуры, сформировавшийся на переходе от XIX века к веку XX, вызвал к жизни новое художественное направление, получившим название «модернизм». Новое течение провозгласило полный разрыв с реалистическими традициями в творчестве.


Если в европейском модернизме проявили себя около десятка вновь созданных направлений, то русский вариант нового литературного течения состоит всего из «трех китов»:

    символизма

    акмеизма

    футуризма

Каждое из перечисленных течений ищет такой путь в искусстве, который поможет оторваться от обыденной, скучной действительности, и открыть перед человеком новый, идеальный мир.

Наименование направления

Характерные черты, признаки

Представители в русской литературе

Символизм (греч. «условный знак»)
(1870-1910 –е гг.)

Основное место в творчестве принадлежит символу

1. Отражение мира в реальном и мистическом планах.
2. Поиски «нетленной Красоты», стремление познать «идеальную сущность мира»
3. Мир познается через интуицию
4. Недосказанность, намеки, тайные знаки, особая музыкальность стиха
5. Собственное создание мифов
6. Предпочтение лирическим жанрам
«Старшие» символисты, стоявшие у истоков нового направления – Д.Мережковский (основоположник), З. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт.

Позднее к направлению примкнули «младшие» продолжатели: Вячеслав Иванов, А. Блок, А. Белый

Акмеизм (греч. «акме» – высшая точка) (1910-е годы)
1. Полная аполитичность, совершенное равнодушие к насущным проблемам окружающей действительности.
2. Освобождение от символических идеалов и образов, от возвышенной, многозначной надуманности текстов, излишней метафоричности - отчетливость, определенность поэтических образов, ясность, точность стиха.
3. Возврат поэзии к реальному, материальному миру и предмету
В ранние периоды творчества А.Ахматова, также О.Мандельштам,
Н.Гумилев,
М. Кузьмин,
С. Городецкий.
Футуризм (лат. «будущее»)
(1910 -1912 гг. - в России)
1. Отрицание традиционной культуры, мечта о появлении сверхискусства, чтобы с его помощью преобразить мир.
2. Словотворчество, обновление поэтического языка, поиск новых форм выражения, новых рифм. Тяготение к разговорной речи.
3. Особый способ чтения стихов-
декламирование.
4. Использование новейших достижений науки и техники
5. «Урбанизация» языка, слово – некая конструкция, материал для словотворчества
6. Эпатаж, искусственное создание атмосферы литературного скандала
В. Хлебников (ранние стихи),
Д. Бурлюк,
И. Северянин,
В. Маяковский
Постмодернизм (конец XX –начало XXI века)
1. Утрата идеалов привела к разрушению целостного восприятия действительности,
образовалась фрагментарность сознания, мозаичное восприятие мира.
2. Автор отдает предпочтение максимально упрощенному отражению окружающего мира.
3. Литература не ищет путей понимания мира – все воспринимается в том виде, в каком существует здесь и сейчас.
4. Ведущий принцип – оксюморон (особый стилистический прием, при котором сочетаются несочетаемые вещи и понятия).
5. Не признаются авторитеты, наблюдается явное тяготение к пародийному стилю изложения.
6. Текст представляет собой причудливое смешение различных жанров, эпох.
В. Ерофеев
С. Довлатов
В. Пьецух
Т.Толстая
В. Пелевин
В.Аксёнов
В. Пелевин и др.